Римские бани в живописи

Римские бани в живописи

БРОННИКОВ ФЕДОР АНДРЕЕВИЧ

1827, Шадринск Пермской губ. – 1902, Рим

Холст, масло .160 х 212

Эффектное полотно «Римские бани» создано Ф.А.Бронниковым, художником из провинциального города Шадринска, некогда относящегося к Пермской губернии. Картина написана в Италии, в Риме, в 1858 году, в период пенсионерства, и принадлежит к раннему творчеству живописца.

В этот период художник был во власти античной тематики. Выбранная тема давала возможность показать мастерство в расположении фигур, умение выделить композиционный центр картины, показать роскошь римских бань, блестяще разыграть мотив скользящих, ниспадающтх драпировок и складок. Здесь чувствуется пристрастие к этнографической стороне древнего мира, увлечение внешней красивостью. Это позволяло современникам говорить о картинах такого рода как о полотнах « с игровым и несколько скоромным содержанием».

Полотно Бронникова участвовало на многих престижных выставках – в Академии художеств в Петербурге (1869), во всемирной выставке в Филадельфии (1876).

Картина «возвратилась» в Пермский край после пребывания в собрании известного московского коллекционера К Т.Солдатенкова, затем в московском Румянцевском музее, куда в 1901 году была присоединена коллекция Солдатенкова. Через Гос. Музейный фонд в 1927 году она была передана Пермской художественной галере.

Источник статьи: http://permgallery.narod.ru/index/bronnikov_f_a_rimskie_bani_1858/0-23

Римские бани в живописи

Римские бани в живописи

БРОННИКОВ ФЕДОР АНДРЕЕВИЧ

1827, Шадринск Пермской губ. – 1902, Рим

Эффектное полотно «Римские бани» создано Ф.А.Бронниковым, художником из провинциального города Шадринска, некогда относящегося к Пермской губернии. Картина написана в Италии, в Риме, в 1858 году, в период пенсионерства, и принадлежит к раннему творчеству живописца.

В этот период художник был во власти античной тематики. Выбранная тема давала возможность показать мастерство в расположении фигур, умение выделить композиционный центр картины, показать роскошь римских бань, блестяще разыграть мотив скользящих, ниспадающтх драпировок и складок. Здесь чувствуется пристрастие к этнографической стороне древнего мира, увлечение внешней красивостью. Это позволяло современникам говорить о картинах такого рода как о полотнах « с игровым и несколько скоромным содержанием».

Полотно Бронникова участвовало на многих престижных выставках – в Академии художеств в Петербурге (1869), во всемирной выставке в Филадельфии (1876).

Картина «возвратилась» в Пермский край после пребывания в собрании известного московского коллекционера К Т.Солдатенкова, затем в московском Румянцевском музее, куда в 1901 году была присоединена коллекция Солдатенкова. Через Гос. Музейный фонд в 1927 году она была передана Пермской художественной галере.

Как были устроены римские бани?

Общественные бани римляне позаимствовали у греков. Но если греки относились к баням прагматично, используя их только для того, чтобы смыть с тела грязь и пот после физических упражнений, то для римлян общественная баня — терма, была практически аналогом аквапарка по количеству предлагаемых развлечений, а также одним из центров общественной жизни.

Примером тут могут служить термы Каракаллы, расположенные возле Авентинского холма. Они построены в начале III в. н.э, их площадь — 11 гектар. Главный банный корпус находится посреди парка, вокруг него огромный комплекс, включающий два библиотечных крыла и открытый стадион, наблюдать происходящее на котором можно было как из терм, так и со специального амфитеатра. Также в этот комплекс входили две палестры, то есть площадки для тренировок и разнообразного, как сказали бы сейчас, фитнеса.

И, кроме того, специальные помещения для собраний и ораторских выступлений, декламаций и т.п., что римляне называли одним термином — «рецитация». Посетитель этой термы мог не только полюбоваться на настенные мозаики и статуи, но ещё и посмотреть на атлетов, самостоятельно заняться физическими упражнениями, почитать свитки в библиотеке, послушать ораторов и участвовать в диспутах.

Непосредственно сами термы состояли из множества помещений. Первым из них, разумеется, была раздевалка, аподитерий. В нём были каменные лавки, а в стенах — ниши для личных вещей. За ним шло помещение с подогретым воздухом умеренной влажности, тепидарий. После него — кальдарий, с воздухом, нагретым до 45-50 градусов Цельсия и высокой влажностью. И только после этого посетитель бани попадал непосредственно в парилку, лаконий. Это аналог сухой сауны, там поддерживалась высокая температура воздуха, но влажность должна была составлять не более 15-20 %. Сразу за лаконием располагались два бассейна, с тёплой и прохладной водой. Зал с бассейнами назывался фригидарий. Последним был лаварий, в котором можно было принять массажные процедуры.

Как обогревались помещения бани? Римляне, если была возможность, использовали естественные горячие источники. Но обычно их тепла было недостаточно, поэтому в служебных помещениях терм, ниже уровня пола, располагались печи. Они нагревали воздух, который проходил через двойной пол и циркулировал между стен. Горячую воду обеспечивал отдельный котёл, от него же поступал пар в кальдарий. В термах Каракаллы кальдарий был огромным, купол над ним имел диаметр 35 метров. Вокруг него располагались кабинки, в которых можно было мыться приватно.

Читайте также:  Отделка печей в бане изразцами

Большие общественные термы имели две половины, мужскую и женскую. Их обслуживал многочисленный персонал, от гардеробщиков и массажёров до артистов, спортсменов и торговцев, сидевших в мелких лавочках, примыкавших к термам. Помимо банных принадлежностей, они торговали и едой, приготавливаемой тут же, то есть у римлян был и свой аналог нынешнего фастфуда. Цена помывки в термах была очень небольшой, поскольку императоры считали своим долгом субсидировать их из римской казны. Разумеется, всякие дополнительные процедуры, вроде массажа, оплачивались уже отдельно.

Термы справедливо считались римлянами одним из самых ярких преимуществ римской цивилизации и образа жизни. Во всех провинциях, в каждом римском городе обязательно строились городские термы.

Значительная часть досуга римских граждан всех сословий и уровня дохода проходила в термах. Поэтому в них всё было продумано, тщательно рассчитано и устроено для максимального комфорта, обеспечиваемого посетителю с любыми запросами.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/rimskie-bani-v-zhivopisi/

Искусство Древнего Рима

Я предлагаю вам краткий рассказ об искусстве Древнего Рима. Римляне многому научились у древних греков и этрусков. И, хотя они не были такими творческими людьми, как их учителя, но прекрасно могли обустраивать землю, делать свою жизнь более комфортной. Поэтому строили термы и акведуки, мостили камнем дороги. На территории бывшей Римской империи до сих пор стоят амфитеатры, созданные ими. А такие здания, как Пантеон, Колизей знают все. Хорошо известны скульптурные портреты, созданные римскими мастерами. До нас дошло и небольшое количество произведения древнеримской живописи. Обо всем этом вы можете найти информацию в моем материале. В конце поста есть ссылки на презентацию и ролик о моем посещении Рима.

Древний Римодин из древнейших городов мира, где можно видеть здания, построенные 2 тысячи лет назад. Там была создана великая культура, которая наряду с древнегреческой стала фундаментом нашей цивилизации.

Содержание

Римляне, с самого начала вели завоевательные войны. Когда во II веке до н.э. они один за другим стали покорять греческие города, то поначалу снисходительно смотрели на их жителей, таких беззаботных, непритязательных. Но завоеватели довольно быстро оценили красоту греческих храмов, начали вывозить прекрасные статуи, копировать их, а потом и учиться на их примере. И сегодня, глядя на руины храмов древнего Рима, мы хорошо видим влияние эллинской культуры.Мы видим, что они переняли, например, греческий ордер.

Римские поэты стали сочинять стихи на сюжеты древнегреческих мифов, правда, переименовав Афродиту в Венеру, Зевса в Юпитера, а Посейдона в Нептуна. Мифологические сюжеты они тоже взяли у греков. Аристократы брали к своим детям греческих учителей, потому что не было никого ученее их. Римляне были хорошими учениками. Впрочем, и учителя у них были великие.

Этруски

Кроме греков, многому римляне научились у этрусков. Это таинственный народ, про который никто не может сказать, откуда он пришел и куда потом исчез. Римляне вытеснили этрусков с Аппенин, но успели многое у них перенять. Этруски умели делать бетон. Это давало им возможность делать арки и купола. Говорят, даже римские цифры первыми придумали этруски.

Греческие статуи — это изображения совершенного человека. Этруски на надгробных памятниках и канопах — погребальных сосудах — создавали достоверный скульптурный портрет умершего. Римляне будут у них учиться реалистичному изображению обычных людей.

Удивительной красоты вазы, знаменитая Капитолийская волчица, загадочная химера, — все это наследие этрусков.

По преданию, Рим основали братья Ромул и Рем. Этих младенцев, которые принадлежали к роду царей, их дядя приказал бросить близнецов в реку, но корзинка с близнецами не утонула, их нашла волчица и выкормила своим молоком. Позднее они основали город Рим, но поссорились, и Ромул убил Рема.

Термы, акведуки. дороги.

Если греки поклонялись красоте, то римлян интересовали комфорт, польза, порядок. Они будут строить мосты, дороги, акведуки, крепости, гавани. В римских домах была вода, доставленная с гор по акведукам (первым водопроводам). Частично она текла по подземным трубам, а если надо было пересечь реку, глубокую долину, дорогу, то строили огромные сооружения, напоминающие мосты. С их помощью создавался уклон, так что вода текла сама, без помощи насосов.

Читайте также:  Срубы бань из бруса 5х3

Очень популярны были термыримские бани . Это были дворцы из мрамора , украшенные греческими статуями . Императоры состязались в возведении терм , которыми римские граждане пользовались бесплатно. Туда приходили семьями на целый день . В банях были залы с холодной и горячей водой. Их старались строить возле термальных источников, чтобы не надо было греть воду.

Завоевывая новые территории, римляне сразу начинали строить дороги.

Римский Форум. Храмы, триумфальные арки, Колизей.

Сегодня в Риме можно видеть много древних руин, остатков величия столицы империи. Итальянцы не восстанавливают эти здания, но обломки фундаментов и колонн берегут. И, глядя на них, можно представить великолепие Древнего Рима. Специалисты считают, что во времена Империи он был вот таким. Внизу мы видим, как выглядит теперь Римский Форум со смотровой площадки.

Все самое важное происходило именно здесь. Через Форум проходила Священная улица. Возвращаясь из победоносных походов, войска проходили по ней. Не случайно мы видим триумфальные арки, их строили в память о великих победах. Через них победоносное войско с почетом (триумфально) входило в город. Давайте рассмотрим наиболее известные, которые сохранились на Римском Форуме.

Арка Септимия Севра была возведена в честь победы в Парфии . Дальше — триумфальная арка Тита, которую Сенат поставил после смерти великого полководца, за взятие Иерусалима.

В храме Сатурна хранились сокровища Рима, а также знамена и декреты Сената. Рядом со Священной дорогой находился храм Весты. Это было почитаемое место, где хранились легендарные реликвии, которые привез из Трои Эней , а его римляне считали своим великим предком. Жрицы этого храма, весталки выбирались из самых знатных девушек. Они должны были поддерживать священный огонь. Эти женщины пользовались огромным уважением, но если одна из них нарушала обет безбрачия, ее заживо хоронили на Кладбище злодеев. Вот так выглядело их жилище.А справа — то, что от него осталось. Чему удивляться? В последний раз он перестраивался в 191 году. Многие ли наши здания простоят 2 тысячи лет?

Римляне прекрасно строили. Через дорогу от Форума подтверждение этому — легендарный Колизей или, как его звали в Риме, амфитеатр Флавиев. Жители Рима в отличие от театралов греков любили простые развлечения. Поэтому самым популярным зрелищем были бои гладиаторов или зверей. Колизей был не только самым большим амфитеатром, который вмещал около 60 тысяч зрителей, он был сложным инженерным сооружением.Под ареной находились казармы для гладиаторов, конюшни, клетки со зверями. Чтобы поднимать людей и животных из подземных этажей, использовалось 36 лифтов. А можно было залить арену водой и устраивать морские бои. Для этого при Колизее служили моряки. Они же натягивали тент над ареной в случае дождя.

Колизей был весь облицован мрамором. Конечно, его давно нет, как нет и части амфитеатра, ведь в средние века амфитеатр использовали как каменоломню. Но даже в таком виде это внушительное сооружение.

Колизей был построен в 80 году н.э. В честь этого был устроен праздник, который продолжался 100 дней. По случаю торжества зрители получали подарки от пучка зелени до золотого слитка. Вообще римские правители хорошо помнили: чтоб народ не бунтовал, ему нужны хлеб и зрелища, поэтому не скупились, тем более, что денег из римских провинций поступало немало.

Искусство времен Республики

Говоря о римском искусстве, мы выделяем период римской республики и империи. Работ республиканского периода дошло немного. При Цезаре была построена базилика Юлия. Она будет любимым местом отдыха жителей города, на ее ступеньках они будут играть в шахматы. Конечно, здание в таком виде до наших дней не дошло. Рядом мы видим руины Базилики Юлия.

А вот скульптурные портреты великого полководца, сделанные вскоре после его смерти.

Цезаря убили, потому что он откровенно говорил о том, что желает стать единоличным правителем империи.

Искусство времен Империи. Скульптурный портрет. Пантеон.

Его преемник, внук его сестры Октавиан Август, был хитрее. Являясь фактически императором, он скромно утверждал, что он лишь первый среди равных. В его правление прекратятся войны, начнется золотой век искусства.

Мы знаем, как выглядели правители Римской империи и обычные граждане империи, потому что в это время продолжало развиваться искусство скульптурного портрета, которому римляне учились еще у этрусков. Если греки изображали идеального человека, то римские скульпторы передавали не только внешнее сходство, но и характер, причем не льстили знатным заказчикам. Вот император Марк Аврелий, один из самых умных римских императоров. В его лице благородство и интеллект.

Читайте также:  Фирма бани и домами

А это портрет одного из самых нелюбимых римлянами правителей — Нерона. После смерти его предали проклятию, почти все изображения уничтожили. Вот как о его внешности писал Светоний: «Росту он был приблизительно среднего, тело — в пятнах и с дурным запахом, волосы рыжеватые, лицо скорее красивое, чем приятное, глаза серые и слегка близорукие, шея толстая, живот выпирающий, ноги очень тонкие. Вид и одеяния его были совершенно непристойны: волосы он всегда завивал рядами, а во время греческой поездки даже отпускал их на затылке, одевался он в застольное шелковое платье, шею повязывал платком и так выходил к народу, распоясанный и необутый».

После его смерти дворец был разрушен, на месте озера у дворца Нерона был построен Колизей.

Император Адриан был просвещенным правителем и одним из первых стал говорить о необходимости развития провинций. Кстати, большой поклонник Греции, он ввел в моду греческую бородку.

Как раз при Адриане построили Пантеон. Это было принципиально новое сооружение. Огромный купол, диаметром 43 метра опирался на шестиметровые стены круглого здания. Но изящный портик скрывает мощную конструкцию. Пантеон в переводе с латинского «храм всех богов«. Это единственное сооружение античного мира, которое дошло до нас почти в первозданном виде.

Не хватает бронзового барельефа на фронтоне. Его сняли для собора святого Петра. Когда у власти утвердились христиане и начали разрушать языческие храмы, Пантеон уцелел, потому что стал христианской церковью. Сегодня там некрополь, где похоронены великие римляне. Среди них — Рафаэль. Освещается Пантеон черед круглое окно в куполе диаметром 9 метров.

Возвращаясь к римскому скульптурному портрету, скажу, что до нас дошло множество изображений не только императоров, но и обычных римлян — женщин, мужчин, детей. Мы не знаем их имен, но скульпторы передали не только сходство, но и характер, даже настроение каждого из этих людей.

Живопись Древнего Рима

Живопись Древнего Рима до нас почти не дошла. Среди немногих исключений — помпейские мозаики и фрески и фаюмские портреты. Итальянский город Помпеи погиб во время извержения Везувия в начале августа 79 года н.э. Засыпанный пеплом, город был обнаружен в 18 веке, и с 1748 года там начались раскопки. Под пеплом сохранились площади, храмы, улицы и дома. На стенах вилл сохранились картины, созданные в технике фрески (живопись по сырой штукатурке), энкаустики (восковыми красками). Римские мастера прекрасно владели искусством мозаики, делая не только узоры для полов, но и портреты, изображения птиц и животных.

Мы видим, что в Римской империи были развиты все жанры: есть натюрморты, пейзажи, портреты, картины на мифологические сюжеты, они очень тщательно изображали птиц и животных.

Самые интересные образцы древнеримской живописи находятся на вилле Мистерий. Предполагают, что на стенах виллы изображены ритуалы, посвященные Дионису.

А это примеры портретной живописи из Помпей.

Среди произведений древнеримской живописи, дошедшей до нас, — фаюмские портреты. В 1887 году в Египте, в оазисе Фаюм были найдены захоронения, где к голове были привязаны бинтами изображения людей, выполненные на дереве восковыми красками (энкаустика). Говорят, они первоначально висели в домах, а после смерти помещались в гробницу. Считается, что расцвет фаюмского портрета приходится на 1-3 века н.э. В эпоху эллинизма во времена Птолемеев в Египте появилось много греков, которые усвоили многие черты египетской жизни, в частности, веру в жизнь после смерти. Египтяне с древних времен считали, что в загробном мире некоторые части души продолжали существовать и заботиться о человеке, а чтоб они его могли узнать, делали мумии, статуи. Позднее этой же цели служили фаюмские портреты.

О моем посещении Рима я сделала ролик. Посмотреть его можно, пройдя по ссылке: Рим: Колизей, Кампо-деи-Фьори, вечерний Рим

Вопросы для учащихся художественной школы.

  1. Что переняли римляне у греков после завоевания Греции?
  2. Что умели делать этруски?
  3. Произведения древних этрусков (2)
  4. По преданию, Рим основали
  5. Их в детстве спасла…
  6. Если греки ценили красоту, то римляне ….
  7. Они строили …
  8. Римский водопровод назывался ….
  9. Что делали римляне в термах?
  10. У кого римляне научились искусству скульптурного портрета?
  11. 2-3 примера скульптурного портрета
  12. Юлий Цезарь был…
  13. Триумфальные арки строили в честь…
  14. Пантеон в переводе означает …
  15. Его купол диметром…
  16. Колизей вмещал…. зрителей.
  17. Под ареной находились…
  18. Помпеи погибли во время…
  19. 2 примера мозаик и фресок из Помпей
  20. Фаюмские портреты были написаны ( чем и на чем)?

Источник статьи: http://natalya-telezhinskaya.ru/2018/12/07/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B0/

Оцените статью
Про баню