Термы Клюни
Thermes de Cluny
Термы Клюни — великолепный банный комплекс, возведенный римлянами в конце II — начале III века. Посетители могут увидеть лишь некоторую часть античных построек, сохранившихся до наших дней. Этот исторический памятник культуры – настоящая находка для археологов, представляющая большую ценность.
В древнем Риме бани после своего возникновения стали культурным местом проведения досуга, они были бесплатными и доступными для большинства людей. А внутренний интерьер соответствовал назначению. Исследователи полагают, что Термы Клюни были возведены влиятельной элитой Лютеции, и были частью дворца Галлии Хлора.
В XIII веке термы были разграблены варварскими завоевателями, а потом потеряны на долгие годы. Ими была похищена практически вся ценная мраморная отделка.
И лишь в XIX веке Термы Клюни были обнаружены при раскопках, после было решено объединить термы с особняком Клюни, который в настоящее время является национальным Музеем Средневековья.
Внутренний интерьер
Античные термы состоят из нескольких залов, соединенных между собой. В древнем Риме посетитель бани последовательно переходили из одного помещения в другое в течение нескольких часов для совершения полного банного цикла. Первый зал — фригидарий — помещение с неглубоким бассейном, наполненным холодной водой.
Своды его выложены кирпичом, достигая в высоту более 14 метров. Мраморные полы были устланы мозаикой — до нас дошли лишь ее фрагменты. Из фригидария переходили в тепидарий – тёплую сухую комнату, предназначенную для разогрева. Помещение нагревалось горячим воздухом из печи, проходящим по каналам, проложенным в стенах и под полом. В кальдарии располагались ниши с горячей водой, который был основным помещением.
Массивные колонны терм украшены фрагментами средневековых военных судов, а на барельефах просматривается солдатское вооружение античных воинов. Уникальность памятника в том, что ранее подобных архитектурных деталей исследователи нигде не встречали.
В залах древних римских терм представлены фрагменты скульптур из Собора Парижской Богоматери, в том числе отрезанные со статуй головы иудейских царей.
Расположение
Руины терм находятся в Париже под открытым небом в нескольких шагах от улицы Сан-Мишель. Рядом с ними расположен сад с лекарственными растениями, которые в древние века использовали для приготовления лечебных отваров. А по выходным у посетителей есть уникальная возможность насладиться концертами живой средневековой музыки.
Источник статьи: http://frenchparis.ru/thermes-de-cluny/
Неизвестный Париж (термы Клюни)
Сохранившиеся до нашего времени галло-римские термы Клюни являлись частью намного более обширного комплекса площадью несколько гектаров. Он занимал целый квартал античной Лютеции в виде прямоугольника размером 111,5х90 м и простирался от современного бульвара Сен-Жермен до улицы Школ и от бульвара Сен-Мишель до музея Клюни.
Вода в термы поступала по акведуку длиной 16 км из источников на плато Виссу к югу от Лютеции в объеме 2000 кубометров в день. Часть акведука, проходившая через парижскую речку Бьевр, сохранилась до нашего времени.
Этот комплекс, также известный как Северные термы, был построен на рубеже I-II веков н.э. на углу улиц кардо и декуманус Лютеции. Вероятно, ранее на его месте располагались галло-римские жилые дома. Северные термы были не единственными в Лютеции, но, безусловно, крупнейшими в городе.
В них ходили не только помыться, но и постричься, пообщаться, почитать (там была библиотека), заняться физическими упражнениями в палестре. Как и все римские термы, они должны были быть публичными и бесплатными.
Термы Клюни были построены с использованием естественного ландшафта – склона холма Сент-Женевьев. От них сохранились: палестра (гимназий) со стеной с аркадой, кальдарий (помещение с гоорячей водой) с двумя печами, фригидарий (помещение с холодной водой), тепидарий (помещение с теплой водой), подвалы, устроенные в глубине холма под технические помещения. (Подземные помещения терм в виде сводчатых галерей были обнаружены еще в 1676 году, сейчас их можно посетить вместе с гидом в определенные часы). Южная часть комплекса имела систему отопления – гипокауст, северная не отапливалась.
Лучше всего до нашего времени сохранился фригидарий – это единственная часть терм Клюни, сохранившая крышу. Своды фригидария, возведенные в технике opus vittatum mixtum, в которой слои из кирпича чередуются со слоями небольших известняковых камней, достигают высоты 14-15 метров.
Судя по остаткам синего пигмента, обнаруженным на сводах, и охры на стенах, помещение фригидария было украшено росписями. Также стены скорее всего были покрыты штукатуркой на основе мраморной пыли и известки и украшены деталями из мрамора. Также можно увидеть античный пол из «римского бетона» (opus caementicium) — смеси мелких камней и известки, которые скорее всего поверху был накрыт каменными плитами или мозаичными панно. (В 1856 году недалеко от Северных терм была обнаружена мозаика с изображением Эроса верхом на дельфине).
Северные термы были значительно разрушены во время нашествия на город в 275 году германских племен – франков и алеманнов (последние дали свое имя французском названию Германии). Венанций Фортунат (530-609) описывал эти термы как «большой дворец», где жил король франков Хильдеберт Первый (511-558). Согласно другому письменному источнику — De horto ultrogothonis, здесь же впоследствии жила вдова короля Хильдеберта, королева Ультрогота вместе с дочерьми.
Скорее всего, термы также не раз пострадали во время осад Парижа скандинавскими викингами: в 845, 856, 861 885-887 годах, а также во время пожара в период осады города войсками германского императора Оттона в 978 году. Жан Довиль (1150-1200) в своей поэме «Архитрений» пишет о термах как о «королевском дворце» — palatium de Terminis. Он сменил не одного владельца, пока в 1340 году не попал в руки Пьера де Шатлю, аббата Клюни.
Монашеский орден в 1458-1510 годах пристроил к термам новое здание, известное как Отель де Клюни. Монахи использовали римские термы под склады и конюшню, а к 1750 году здесь размещался каретник. Помещения кальдария, изначально украшенные мозаиками, росписями и мраморными деталями, были разрушены уже в XVIII веке.
Только в 1810-1826 годах термы были выкуплены у частных владельцев, раскопаны и реконструированы для создания в них музея. В 1843 году город безвозмездно передал термы Клюни государству. Впоследствии здесь не раз проводились археологические раскопки. В 2009 году в термах Клюни были проведены значительные реставрационные работы по сохранению памятника – прежде всего сводов помещения фригидария.
В наше время термы Клюни входят в состав Музея средневековья. В помещении фригидария выставляется галло-римская Колонна лодочников (фр. Pilier des Nautes), а в палестре — галерея скульптур Нотр-Дам-де-Пари, сброшенных во время Французской революции. Руины кальдария и тепидария расположены снаружи музея.
Колонна лодочников и рогатое галльское божество
Романизация кельтов была неполной: долгое время у галлов сохранялись свои собственные божества. Так, на Колонне лодочников в Музее средневековья в термах Клюни можно видеть как римских богов и богинь (Юпитер, Меркурий, Марс, Фортуна, Кастор и Поллюкс), так и галльских (Эзус, Тарвос тригаранус, Эуризес, Смертрий, Кернунн). Колонна была выполнена в I веке н.э. и преподнесена лодочниками Лютеции в дар римскому императору Тиберию (14-37 годы н.э.). Ее обнаружили в 1710 году под хорами храма Нотр-Дам-де-Пари.
Особый интерес представляет кельтское божество Кернунн (галльск.-лат. Cernunnos). Известно более полусотни его изображений римской эпохи, в основном с северо-востока современной Франции (например, в галло-римском городе Дурокорторуме – современный Реймс). Характерными чертами его изображений являются поза со скрещнными ногами, оленьи рога, змея и гривна (по всей вероятности, соответствовавшие мужскому и женскому началам). Имя божества соотносят с галльским словом karnon («рог»), латинским cornu, германским *hurnaz, английским horn (все – с тем же значением), от прото-индоевропейской основы *k̑r̥no-. Этот корень также видят в названии кельтского племени карнутов.
Ф. Вудхёйзен сопоставлял имя и образ Кернунна с лувийским рогатым божеством Kuruntas, возводя их к праиндоевропейской древности. Некоторые ученые весьма убедительно сопоставляют галльского Кернунна с героем ирландского эпоса – молочным братом Кухулина по имени Коналл Кернах.
Он появляется в саге Táin Bó Fraích с распространенным у кельтов сюжетом об угоне скота. По всей видимости, Кернунн действительно был покровителем крупного рогатого скота, очень важного актива в кельтской экономике. Его черты также проявляются в житии одного 12 ирландских апостолов – Святого Киарана.
(В заметке использованы фото автора).
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/zapiskiputeshestvennika/neizvestnyi-parij-termy-kliuni-5df64de70ce57b00aedc4812
Термы Клюни
В оживленном старинном квартале французской столицы, который в честь древних римлян, когда-то проживавших на его территории, называют Латинским, на пересечении часто посещаемых туристами улиц Сан-Мишель и Сен-Жермен находятся руины галло-римских терм – Термы Клюни (Thermes de Cluny), являющиеся частью Музея Средневековья (musée du Moyen Âge). Это национальный музей, который переносит своих гостей в эпоху Средневековья и […]
В оживленном старинном квартале французской столицы, который в честь древних римлян, когда-то проживавших на его территории, называют Латинским, на пересечении часто посещаемых туристами улиц Сан-Мишель и Сен-Жермен находятся руины галло-римских терм – Термы Клюни (Thermes de Cluny), являющиеся частью Музея Средневековья (musée du Moyen Âge). Это национальный музей, который переносит своих гостей в эпоху Средневековья и хранит в своих стенах ценные экспонаты средневекового искусства.
Он знаменит своими термами – уникальным архитектурным памятником античных времен, построенным древними римлянами. Эта ценная археологическая находка является настоящей гордостью музея. По мнению исследователей, термы – это все, что осталось от Лютеции – поселения, которое образовалось на территории современного Парижа во II столетии.
Хорошо сохранился Фригидариум – зал с каменными бассейнами, в который когда-то давно заливали холодную воду. Также вызывают интерес Кальдариум и Тепидариум – два других зала древнеримских терм, в которых ванные находятся в специальных нишах.
Одна из удивительных особенностей римских терм в том, что вместо капителей колонны украшены скульптурами военных кораблей той эпохи. На древних барельефах можно рассмотреть щиты, панцири и другое вооружение солдат. Ценность в том, что археологи больше нигде не встречали таких архитектурных деталей в римских термах, хотя парижские в XIII веке были сначала разграблены варварами, укравшими всю мраморную отделку, а потом заброшены на века.
Особняк Клюни — это вторая составляющая музея Средневековья, привлекает изумительными витражами, изделиями из слоновой кости, каменными и деревянными скульптурами XII-XIII веков, гобеленами, древними книгами и фолиантами, разными предметами обихода (монетами, столовыми приборами, сундуками) и коллекцией старинных тканей.
Часы работы:
пн, ср-вс 09:30 — 17:30
вт выходной
Термы Клюни (Thermes de Cluny) в Музее Средневековья (musée du Moyen Âge)
6 Place Paul Painlevé 75005 Paris, France
musee-moyenage.fr
Ехать метро М10 до станции Cluny — La Sorbonne
Как я экономлю на отелях?
Самый большой выбор отелей со скидками на сайте Booking. Он предлагает отели и апартаменты по всему миру.
Источник статьи: http://parisgid.ru/thermes-de-cluny/
Контакты
Адрес: 6 Place Paul Painlevé, 75005 Paris, Франция
Телефон: +33 1 53 73 78 00
Часы работы: с 09:15 до 17:45, Вт — выходной
Стоимость: 8€, до 18 лет бесплатно
Официальный сайт: www.musee-moyenage.fr
Как добраться
Метро: станция Cluny La Sorbonne (линия 10)
RER: станция Saint Michel-Notre Dame (линия В)
Автобусы: 87, 86, 85, 63, 38, 27, 21
Вся Франция очень богата на места, достойные внимания туриста, но больше всего музеев и памятников архитектуры находится в Париже. Старинные экспонаты и сами здания – это уникальное культурное наследие не только этой страны, а и всего мира.
Кроме хорошо известного Лувра, Версальского дворца, Музея Родена, в Париже есть Музей вина, Почтовый музей, Музей восковых фигур и многие другие.
Самыми интересными можно назвать те объекты, которые дают представление о далеком прошлом и рассказывают о жизни и творчестве как простого местного населения, так и влиятельных и богатых представителей королевской семьи и церкви.
Среди парижских исторических музеев особое место занимает Термы Клюни — Музей средневековых искусств. В этой статье мы расскажем о происхождении здания музея и его экспо�
Особняк Клюни — Музей Средневекового искусства в Париже
На месте современного Музея Средневековья (Musée national du Moyen Âge) в Париже в конце II – начале III веков стояли римские бани, которые сегодня известны, как термы Клюни (Thermes de Cluny). Они состояли из трех залов:
- калдария (там принимались горячие ванны),
- тепидария (теплые ванны)
- и фригидария (холодные).
В конце III столетия в результате подпала термы были частично уничтожены. В XIII веке здесь было аббатство ордена Святого Бенедикта и на руинах древних бань возвели монастырь.
Со временем церковь аббатства привлекает к себе внимание богатых и влиятельных религиозных деятелей. Вокруг нее появляются новые постройки. Сначала в конце XIV века там возвел свою резиденцию Пьер де Шалю, выполняющий обязанности аббата в Клюни (Бургундия). А в 1485-1500 годах аббат Жюмьежа и епископ Клермонта Жак Амбуазский пристроил свой особняк к останкам терм. Он был частью комплекса Клюниак, в котором также находился религиозный колледж. Решение аббата сегодня пытаются объяснить так: он хотел сэкономить на строительстве одной стены или восхищался античностью.
В Клюни некоторое время жила вдова Людовика XII — Мария Тюдор. В XVII веке в стенах замка размещались папские послы, например Мазарини.
В 1789-1799 годах особняк национализировали. Следующие тридцать лет он выполнял самые разные функции. Так, например, известно, что одно время в нем обитал врач, который проводил вскрытия в готической часовне. С 1833 года собственником Клюни стал Александр дю Соммерар и открыл там музей, в котором выставлялись экспонаты его колекции, принадлежавшие к эпохам Средневековья и Возрождения. В начале XIX века, после реставрации, в Клюни разместили обезглавленные в 1793 году (в период Большой Французской Революции) статуи из собора Notre-Dame de Paris.
В 1842 году музей перешел в государственную собственность и через два года был открыт для массовых посещений. Первый куратор заведения – сын Александра дю Соммерара.
1971 год – время появления садов вокруг музея. Сделанные по мотивам находящихся в музее гобеленов, они прекрасно дополнили здание и помогли создать единый садово-архитектурный ансамбль.
В 1977 году в IX округе Парижа, возле Оперы Гарнье, проводились строительные работы. Неожиданно там были найдены головы от вышеупомянутых статуй из Собора Парижской Богоматери. Их почти сразу отправили в Музей Средневековья. Эти головы по сегодняшний день выставляются отдельно от скульптур.
Описание музея Клюни
Музей средневекового искусства Клюни состоит из двух частей:
- первое здание – фригидарий – то, что осталось от терм,
- второе – особняк.
На его территории сегодня также есть элементы железобетонных и стеклянных конструкций. Позднеготическая архитектура гало-римского строения здесь органично уживается с элементами эпохи Возрождения, которые только начинали появляться на момент строительства особняка.
Стену терны хорошо видно в галерее, она отличается кладкой. Внимание посетителей также обычно привлекают заложенные двери, арки и лестницы, которые на данный момент не выполняют свою основную функцию. Наличие таких элементов интерьера связано с многократными перестройками особняка.
Сегодня для туристов открыты руины всех трех частей старой бани, но лучше всего сохранился фригидарий. Благодаря тому, что его стены имеют двухметровую толщину, зал с холодной баней и бассейном у
Вместо традиционных капителей, в термах расположены колонны. Они отличаются от всех сохранившихся до сегодняшнего дня античных образцов тем, что имеют необычный рисунок – римские военные корабли и солдатское снаряжение.
Среди экспонатов этой достопримечательности старинные картины, скульптуры, церковные рукописи и манускрипты:
- В пятом зале представлены фрагменты деревянных и алебастровых алтарей работы ноттингемских мастеров, собранных со всей Европы.
- В «галерее королей» (зал №8) находятся статуи из Собора Парижской Богоматери и их отрубленные головы.
- В оружейной палате стоят средневековые пушки и доспехи национальных героев того времени.
- В десятом зале расположены страшные распятия для пыток.
- А в одиннадцатом – скульптура, охраняемая тремя головами с рыбьими глазами.
- Представленные на втором этаже витражи когда-то украшали такие французские памятники архитектуры, как базилика Сен-Дени, замок Сент-Шапель и резиденция в Руане.
- Но наибольший интерес посетителей обычно вызывают гобелены. Так в третьем зале можно увидеть гобелен, где изображено воскрешение Иисуса Христа и спящие охранники в средневековых доспехах, на другом подобном произведении искусства, находящимся здесь, вышиты два леопарда.
- В четвертом зале представлены гобелены, которые рассказывают о жизни дворян и их слуг.
- Самой известной считается серия гобеленов из зала №13 (второй этаж) — «Дама с единорогом» конца XV века. Все образцы серии, а их шесть, изготовлены с помощью техники «тысяча цветов». На каждом из них изображена женщина, которая выполняет определенное действие, символизируя одну из аллегорий чувств.
Еще здесь есть такие необычные образцы искусства, как деревянные скульптуры, которые ранее хранили в своих стенах монастырская церковь или какой-то собор. Многим посетителям будет интересна хотя бы одна капитель из Клюни, которая изготавливалась для церкви Сен-Жермен-де-Пре в начале XI века. Всего в музее представлено двенадцать таких экспонатов. Среди церковных статуй, находящихся в стенах парижского музея Клюни, есть голова библейной царицы с Сен-Дени.
Кроме всего вышесказанного, здесь можно ознакомиться с каминами, готической мебелью, керамикой, ювелирными украшениями, эмалями, изделиями из слоновой кости, предметами обихода (ключами, замками, сундуками, столовыми предметами, инструментами, монетами, гребнями, «поясами целомудрия») и посмотреть на коллекцию древних тканей.
Среди разнообразных экспонатов есть и такие необычные, как папская Золотая базельская роза 1330 года из 16 зала. Там же расположено множество других церковных изделий из золота и эмали. Заинтересовать туриста смогут также рукописные часословы (XV век) с изображениями знаков зодиака и полевых работ. В Клюни даже есть возможность собственноручно полистать их.
Во время экскурсии по музею можно пользоваться брошюрой, где есть детальный план здания, а также специальными листовками, в которых представлена информация об экспонатах достопримечательности. Их выдают при входе и в каждом зале. В Музее средневекового искусства разрешается видеосъемка, без отдельной платы вы сможете сделать прекрасное памятное видео.
Также не упустите возможность посетить сад рядом со зданием Музея искусства. Там растут деревья, кустарники и цветы, характерные для Средних веков. В пятницу и воскресенье на территории Клюни проходят концерты средневековой музыки.
Где в Париже находится музей Клюни и как туда добраться
Музей Клюни расположен в 5 округе, Латинском квартале, Парижа на place Paul Painleve, 6.
Как добраться до музея:
- Туда удобно добираться на метро, выходить надо на станции Cluny La Sorbonne (10 линия).
- Также можно доехать электричкой RER до Saint Michel-Notre Dame (В). Дальше придется немного пройти от Нотр-Дам в сторону Пантеона и аббатства. Если вы решите идти с площади Сен-Мишель, двигайтесь вверх по одноименному бульвару до улицы Сен-Жак, пока не увидите сад с римскими термами.
- К музею ходят автобусы № 87, 86, 85, 63, 38, 27, 21.
- Если вы собираетесь ехать на машине, знайте, что рядом есть парковки на rue de l’Ecole de médecine, rue Soufflot и возле парка Сен-Мишель (вход place Saint-André-des-Arts).
Время работы музея:
- 9.15 – 17.45.
- По вторникам в заведении выходной день.
- Музей также закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря.
- Из-за большого наплыва школьников по понедельникам, четвергам и пятницам лучше приходить между 12 и 14 часами или с 15.30.
Цена входного билета:
- для взрослых — 8 евро на постоянную выставку и 9 евро на временную,
- вход бесплатный для членов Евросоюза до 25 лет, детей до 18 лет, а также льготных категорий, которые называет официальный сайт, и для всех посетителей в каждое первое воскресенье месяца.
Музей Клюни на карте Парижа:
Источник статьи: http://travelermap.ru/termy-i-osobnyak-klyuni-nacionalnyj-muzej-srednevekovya-v-parizhe-franciya/