Русская баня в живописи графике скульптуре
БАНЯ В ЖИВОПИСИ
Словарь Владимира Даля
Е.М.Корнеев Русская баня 1812 г.
Фирс Журавлев Девичник в бане 1885 г.
З.И. Летунов Русские бани.
Владимир Высоцкий
1971 г.
Плотников В.А. В бане 1898 г.
Казимир Малевич В бане 1910-11 гг.
Зинаида Серебрякова Баня 1913 г.
Зинаида Серебрякова Баня. 1926 г.
Зинаида Серебрякова Баня. 1913 г.
Зинаида Серебрякова Русская баня. 1913 г.
Протопи ты мне баньку, хозяюшка,
Раскалю я себя, распалю,
На полоке, у самого краюшка,
Я сомненья в себе истреблю.
Эх, за веру мою беззаветную
Сколько лет отдыхал я в раю!
Променял я на жизнь беспросветную
Несусветную глупость мою.
А потом на карьере ли, в топи ли,
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал как рвутся сердца.
Ох, знобит от рассказа дотошного!
Пар мне мысли прогнал от ума.
Из тумана холодного прошлого
Окунаюсь в горячий туман.
Владимир Высоцкий
1968 г.
Anders Zorn Girls from Dalarna in the sauna 1906 г.
Anders Zorn Potatiskitteln 1915 г.
Борис Кустодиев Русская Венера 1921 г.
В. Тихов В бане 1910 г.
Александр Самохвалов После бани. 1927 г.
Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!
Не спи! Где рубаху мне по пояс добыла?!
Топи! Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи! В бане стены закопченные кропи!
Топи! Слышишь, баню мне по-черному топи!
Ох, сегодня я отмоюсь, эх, освоюсь!
Но сомневаюсь, что отмоюсь!
Владимир Высоцкий
1971 г.
Николай Фешин В бане 1923 г.
Tamara De Lempicka Women at the Bath 1929 г.
Александр Герасимов Баня 1938 г.
А.Герасимов Русская баня.
А.Герасимов Русская баня 1939 г.
От нетерпенья подвывая
Сжимая веники в руках,
Чиста, отмыта, как из рая
Ко мне толпа валила злая
На всех парах, на всех парах.
.
Владимир Высоцкий
конец 1972 г.
Аркадий Пластов Весна (В бане). 1954 г.
Алексей и Сергей Ткачевы Банный день.
Алексей и Сергей Ткачевы Семейная баня. 1982-83 гг.
Русская баня в живописи графике скульптуре
Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена
История русского искусства
«В сложной системе искусств свое определенное место занимают искусства пластические — архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Их изучение является задачей самостоятельной науки, которая при этом, разумеется, привлекает в качестве параллелей разного рода факты из истории литературы, театра, музыки, кино и других видов художественного творчества. Само понятие «история искусства» в обиходной речи специалистов и людей без специального профессионального уклона, но интересующихся искусством, подразумевает именно его пластические виды.
Изучение пластических искусств для историка — занятие необходимое. Если говорить о первой практической необходимости, следует вспомнить о том, что материал изобразительного искусства может служить историческим источником. Это касается особенно памятников древнерусского искусства — средневековой миниатюры, иконы, фресковой живописи и т. д. Но дело не только в той вспомогательной роли, которую выполняет подчас история искусства. В произведениях архитектуры, живописи, скульптуры иногда эпоха выражается с необыкновенной яркостью. Эти памятники дают нам возможность судить о человеке определенного времени, о социальном климате, о мировоззрении тех или иных слоев общества.
Искусство всегда опосредованно связано с характером производительных сил. К. Маркс писал: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». (История русского и советского искусства)
1. История русского искусства конца XIX — начала XX века. Сарабьянов
2. История русского и советского искусства. Алленов, Евангулова
3. История русского искусства. В 2-х томах
Том 1. Искусство X-XVII веков. Лифшиц
Том 2. Искусство XVIII и XIX веков. Алленов
4. Всеобщая история искусств. Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII в. Алпатов
5. История русского искусства. Путятин
1. История русского искусства конца XIX — начала XX века. Сарабьянов Д.В.
В этой книге освещен один из самых плодотворных периодов в истории русского искусства, когда живопись за короткий срок прошла путь от раннего импрессионизма Серова и Коровина к авангарду Малевича, Кандинского, Татлина, Филонова; высокими достижениями было отмечено развитие графики, скульптуры, архитектуры. Исследуются теоретические искания художников, смена стилевых и мировоззренческих тенденций; раскрывается вклад русского искусства этого времени в мировую художественную культуру.
Книга предназначена для учащихся художественных заведений и для широкого круга читателей, интересующихся историей искусства.
2. История русского и советского искусства. Алленов М.М., Евангулова О.С.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО
Глава 1 Искусство восточных славян 11
Глава 2. Искусство Киевской Руси 13
Глава 3. Искусство периода феодальной раздробленности (вторая треть XII—XIII век) 23
Глава 4. Искусство периода феодальной раздробленности и объединения русских земель (XIV—XV века) 42
Глава 5. Искусство русского государства в XVI веке 79
Глава 6. Искусство русского государства в XVII веке 86
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА юз
Глава 7. Русское искусство первой половины XVIII века 103
Глава 8. Русское искусство второй половины XVIII века 128
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 165
Глава 9 Русское искусство первой половины XIX века 165
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX—НАЧАЛА XX ВЕКА 225
Глава 10. Русское искусство второй половины XIX века 225
Глава 11 Русское искусство конца XIX— начала XX века 272
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО 327
Глава 12 Искусство периода Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны (1917—1920) 327
Глава 13. Искусство 20—30-х годов 340
Глава 14. Искусство в годы Великой Отечественной войны 371
Глава 15. Искусство послевоенных лет 384
Глава 16. Искусство 60—80-х годов 397
Заключение 430
Библиография 432
3. История русского искусства. Искусство X-XVII веков. В 2-х томах
Том 1. Лев Лифшиц. Первый том «История русского искусства» представляет очерк истории развития искусства средневековой Руси. На примерах анализа наиболее значимых и ярких произведений архитектуры, живописи, ювелирного дела, шитья, других видов художественных ремесел читатель получит представление об особенностях образного мышления русского человека, обо всех значимых этапах развития древнерусского искусства, стилистических особенностях каждого из них. История средневекового искусства предстает как зеркало, в котором отражаются меняющиеся самосознание русского человека и лицо страны — Киевской Руси, многочисленных самостоятельных русских земель эпохи феодальной раздробленности и монгольского завоевания, Московской Руси и Русского государства от Дмитрия Донского до Ивана IV Грозного и, наконец, России, приобщающейся в период царствования царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и молодого Петра I к европейской культуре Нового времени.
Вторая книга «Истории русского искусства» охватывает искусство XVIII и XIX столетий — интереснейшего периода истории русской культуры. Автор — доктор искусствоведения, профессор Московского государственного университета М.М.Алленов — известен своими лекциями и великолепными эссе по истории русского искусства. Изложенная прекрасным литературным языком «История русского искусства» демонстрирует авторский взгляд на развитие отечественного искусства XVIII — начала XX века.
История русского искусства. Искусство X-XVII веков. Лифшиц Л.И.
От авторов 6
Искусство восточных славян 10
Искусство Киевской Руси
Конец X — третья четверть XI века 20
Конец XI — первые десятилетия XII века 50
Искусство эпохи феодальной раздробленности.
Середина — вторая половина XII века 80
Конец XII — первая половина XIII века 108
Вторая половина XIII — середина XIV века 132
Искусство времени возвышения Москвы.
Вторая половина XIV — первая треть XV века 160
Москва и русские земли в середине — второй половине XV века 192
Искусство великокняжеской Москвы.
Последняя четверть XV — первая треть XVI века 216
Искусство Русского государства эпохи Ивана Грозного 244
Последняя четверть XVI — начало XVII века:
конец царствования Ивана Грозного, годы правлений царей Федора Ивановича и Бориса Годунова 270
Искусство первой половины XVII века 284
Искусство середины — второй половины XVII века 296
Искусство последних десятилетий XVII — начала XVIII века 322
Указатель имен 338
Библиография 341
Русское искусство XVIII — начала ХХ века. Алленов М.М.
I. ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
7 Архитектура
41 Живопись и скульптура
62 II. ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
63 Архитектура
85 Скульптура
93 Живопись
113 Заключение
117 III. ЗОЛОТОЙ ВЕК. ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
122 Архитектура
155 Скульптура
163 Живопись
197 IV. ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
223 V. ИСКУССТВО СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX ВЕКА
228 Архитектура
240 Скульптура
247 Живопись
294 ПРИМЕЧАНИЯ
301 БИБЛИОГРАФИЯ
314 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН АРХИТЕКТОРОВ, СКУЛЬПТОРОВ, ХУДОЖНИКОВ
4. Всеобщая история искусств. Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII в. Алпатов М.В. 1955
Книга охватывает огромный период от искусства древних славян-язычников до искусства периода образования Российской Империи. Рассмотрению подлежит как культовое, так и светское искусство: живопись, архитектура, прикладное искусство.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДРЕВНЕЙШЕЕ ИСКУССТВО НА ТЕРРИТОРИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ИСКУССТВО СЛАВЯН ПЕРИОДА ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ
ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИСКУССТВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ИСКУССТВО НОВГОРОДА XII ВЕКА
ГЛАВА ПЯТАЯ. ИСКУССТВО РУСИ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ИСКУССТВО НОВГОРОДА В ПЕРИОД НАЧАЛА ОБЪЕДИНЕНИЯ РУСИ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ИСКУССТВО МОСКВЫ В ПЕРИОД НАЧАЛА ОБЪЕДИНЕНИЯ РУСИ
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ИСКУССТВО НОВГОРОДА И ПСКОВА XV ВЕКА
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ИСКУССТВО ПЕРИОДА ЗАВЕРШЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУСИ В КОНЦЕ XV ВЕКА
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ИСКУССТВО РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА XVI ВЕКА
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ИСКУССТВО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА XVII ВЕКА
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. ИСКУССТВО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. ИСКУССТВО ПЕРИОДА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ЛИТЕРАТУРА
5. История русского искусства. Методическое пособие. Путятин И.Е.
Методическое пособие составлено для преподавания по третьему образовательному стандарту на основе курса лекций, читаемых автором на кафедре Истории архитектуры и градостроительства МАрхИ. Обширный древнерусский раздел позволяет студентам подробнее изучить вопросы синтеза архитектуры и других искусств, а также примеры различных композиционных решений и их связи с иконографией и символическим содержанием произведений. В курс впервые введены примеры совместной творческой деятельности архитекторов, художников и скульпторов, а также рассмотрение художественных решений русского жилого интерьера, что актуально в контексте специфики современной архитектурной практики.
Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/russkaya-banya-v-zhivopisi-grafike-skulpture/
Баня в живописи русских художников
Первые упоминания о банях в русских летописях зафиксированы в начале X века. Это были отнюдь не комфортабельные парные с комнатой отдыха и бассейном. Бани наших предков представляли собой деревянные срубы с печкой-каменкой и бадьёй прохладного кваса. Они как нельзя лучше показаны в живописи русских художников.
Строили бани обычно на берегу реки и вне зависимости от времени года ныряли в воду сразу после парилки.
В старину женщины мылись вместе с мужчинами, но в 1743 году был издан указ, который запрещал совместные гигиенические процедуры. Хотя деревенским жителям не было до него никакого дела.
Раньше существовал обычай: невеста перед свадьбой должна сходить в баню вместе с родственницами будущего супруга. Там они смотрели на неё и оценивали состояние здоровья и телосложение.
Считалось, что если девушка худая, то хорошего потомства она не родит.
В чём сила мытья? Конечно, в вениках! На Руси их собирали из ольхи, крапивы, полыни, берёзы и дуба.
Похлёстывание ветками по распаренной коже заменяют полноценный массаж, способствуют открытию пор и усиливают кровообращение.
Но главное — листья веника содержат летучие и эфирные вещества, которые оказывают фармацевтический эффект.
В старину баня считалась одним из самых лучших средств в борьбе с похмельным синдромом.
Наши предки не упускали ни одной возможности попариться в бане. В субботу и перед значимыми событиями проводили ритуал мытья, который не изменялся в течение многих веков.
После парной в обязательном порядке люди ныряли в реку или обливались прохладной водой, а затем вновь шли париться. Вместо мыла на Руси использовали растительную золу, в которой содержится большое количество щёлочи.
Россияне и по сей день чтят старинные традиции, ведь баня — неотъемлемая часть национальной культуры и народной духовности.
Источник статьи: http://tvoya-banya.ru/banshikam/banya-v-zhivopisi-russkih-hudozhnikov.html