Русская баня картина пластов

А. Пластов. Весна

Аркадий Пластов.Весна. 1954 г. Холст, масло. 210 ; 123 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Аркадий Александрович Пластов (1893 — 1972) — советский живописец.
Академик Академии художеств СССР (1947). Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).
Замысел картины «Весна» относится к 1944 году, а начало работы художника над ней — к январю 1945-го (большую часть войны Пластов прожил в родной Прислонихе. 5 января Аркадий Александрович писал супруге из Москвы: «4 дня назад сделал акварелью эскиз той картины, для которой уже целый год собираюсь делать с тебя этюды, — это нагая женщина одевает в предбаннике ребёнка, летом это будет сделать необходимо». Завершить работу над картиной автору удалось только в 1954 году. Известно, что художнику в работе над полотном помогал сын, Николай Аркадьевич.

Впервые картина была представлена широкой зрительской аудитории на выставке в Академии художеств СССР. С выставками картина объехала многие страны мира. Государственная Третьяковская галерея приобрела полотно в 1960-е годы

На картине изображена собственная баня художника, расположенная около речки Урень. Она была построена в 1944 году (покрыта тёсом, но предбанник был оставлен открытым). Маленькой натурщицей стала Нина Шарымова. За это художник подарил ей отрез нарядного шёлка на платье. Пока девочка бежала с подарком домой, она потеряла ткань и вернулась к художнику в слезах, он пообещал ей подарить такой же отрез позже. Пластов был хорошо знаком с семьёй своей юной натурщицы.

Пластов выбрал такой сюжет, где нагота представляется зрителю естественной: молодая женщина в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по чёрному», одевает девочку. Обнажённое тело молодой женщины с русыми рыжеватыми волосами сопоставляется художником с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с тёплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Лицо героини дышит оживлением, движения её тела и рук гармоничны.
Снежинки белыми звёздами вплетаются в золотистые волосы женщины, одевающей девочку, тают на её разгорячённом жемчужно-розовом обнажённом теле. Главная героиня картины — воплощение всего прекрасного, что несёт в себе молодость, она соединяет в себе внутреннее богатство и внешнюю прелесть. Взяв простой бытовой мотив, художник создал образ юности, полной женственности и чистоты. Девочка, которую одевает женщина, «сжала губы и вздернула носик от удовольствия».

Читайте также:  Проекты бань из бревна кедра

Некоторые биографы, в том числе Авдонин-Бирючёвский, близко знавший художника, называли персонажей картины матерью и дочерью, Эвелина Полищук воспринимала их как сестёр.

Пейзаж в картине поэтичен: серая пелена туч затянула небо, падают крупные снежинки, земля освобождается от снежного покрова.

Художник и искусствовед В. И. Костин в книге, вышедшей в 1956 году, писал, что картина на первых же выставках вызвала много вопросов к автору, споров и противоречивых оценок. Отмечалось, что полотно якобы «жизненно не оправдано» и вызвано желанием автора передать чисто живописный эффект обнажённого тела на тёмном фоне. Защитники Пластова отмечали, что обнажённое женское тело — традиционная тема в живописи, но благодаря ханжам и чинушам она многие годы не появлялась в произведениях, экспонированных на выставках в Советском Союзе.

Кинорежиссёр Сергей Герасимов считал, что картина «Весна» незаслуженно получила отрицательную оценку.»Пластов любит своих героев и тонко понимает их природу. Что он увидел в этой женщине? Только ли прекрасную наготу её здорового энергичного тела. Эта попутная красота произведения. Действительная прелесть его во всей интонации вещи, интонации свежего, юного материнства, в той прекрасной деревенской и такой национальной деловитости, которой исполнен образ молодой матери…»
Писательница Александра Пискунова рассказывала о своих впечатлениях от картины:
…Я вошла в зал и, ещё не понимая ясно, что передо мной, устремилась к полотну. Оно висело против окон. Серый зимний свет с улицы падал на картину, на розовое тело обнажённой юной женщины, присевшей на корточки в предбаннике без крыши, чтобы одеть вымытую дочку. Над нею шёл крупный и редкий весенний снег, и время дня в картине было такое же, предсумерки, и всё это соединилось — жизнь и искусство, и было у меня на душе удивительно легко и светло.»

По мнению филолога и искусствоведа Татьяны Пластовой, в картине «Весна» художнику удалось воплотить идеал телесной и духовной красоты, который живёт в сердце каждого человека и, как правило, не находит воплощения в реальной жизни. Холодноватость, некоторая отстранённость, трогательный образ ребёнка, простота и естественность сюжета ставят это произведение на недоступный для чувственного восприятия пьедестал чистого восторга и целомудренной любви.

Источник статьи: http://proza.ru/2019/09/05/587

Пластов картина после бани

Светлые образы русской жизни. Пластов Аркадий Александрович

Художник, народный художник СССР, один из
наиболее ярких мастеров отечественной живописи XX века.

Народный художник СССР (1962), лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1966) и Государственной премии им. И. Е. Репина (1972). Автор исторических и тематических картин, портретист, пейзажист, иллюстратор. Один из наиболее ярких и самобытных мастеров, посвятивших творчество современной деревне; жанровые картины и пейзажи проникнуты поэтическим восприятием природы, жизни крестьян. Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Родители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Еще через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Весной того же 1908 года он близко столкнулся с работой артели иконописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. «Когда начали ставить леса, – пишет художник в своей автобиографии, – тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев». Наблюдая, как на стенах старой, закопченной церкви рождался новый, невиданный мир образов, мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более».

Август колхозника 1957

Овцы пасутся 1944

Летом 1912 года, решив посвятить себя искусству, Аркадий поехал в Москву. Он так описывает свою встречу со столицей: «Сам не свой, я брожу по Москве, как во сне. Кремль, Красная площадь, соборы, потом Третьяковка. Можно ли описать эти сверхъестественные переживания? Это блаженство, от которого я – крепкий, как жила, парень в 19 лет – задыхался, точно я нес на плечах дом в три этажа. Выразишь ли словами клятвы, какие давались перед этими таинственными и мощными созданиями гениев?»

Сначала Пластов обучается в мастерской И.И. Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были С.С. Алешин и Ф.Ф. Федорковский. В 1914 году Пластов поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора С.М. Волнухина и живописцев А.М. Корина, А.М. Васнецова, А.Е. Архипова, А.С. Степанова, Л.О. Пастернака.

Апрель 1964

Первый снег. 1946.

После Октябрьской революции в 1917 году Пластов уехал домой в деревню. Почти восемь лет он жил в Прислонихе, работал секретарем сельсовета, крестьянствовал, много рисовал, мечтал «в целом цикле картин развернуть эпопею крестьянского житья-бытья». Тогда художник начал писать этюды, изображая окрестную природу и своих земляков.

Лишь в 1925 году Пластов возвращается в Москву, где работает над сельскохозяйственным плакатом. При этом он продолжает часто и подолгу бывать у себя в Прислонихе. В период коллективизации Пластов принимал самое горячее и непосредственное участие в организации колхоза в своем селе, сам два года работал рядовым колхозником, а уезжая на зиму в Москву, получал справку о том, что «колхозник А.А. Пластов отпускается на зиму в отхожий промысел по своей специальности».

1931 год стал своеобразным Рубиконом. После того как пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, художник оставил полевые работы и с новой, еще большей энергией принялся за живопись.


Весна на Мирской горе 1941

Дорога из Тагая 1941
Твердо придерживаясь правила: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре, Пластов уже в эти годы выработал метод самого подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картины. Благодаря этому его эскизы обрастали великим множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих картин.

Для Пластова тогда вся сложность заключалась в том, чтобы при переносе изображения с этюда на картину не растерять свежести, непосредственности восприятия.

Весна в Заречной 1950

У мельницы 1947

Сбор картофеля 1956

Портрет трактористки Мани Черняевой. 1949
В своей автобиографии художник писал о работе над картиной «Купание коней»: «Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда, и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться? Самое противоположное было одинаково пленительным, и едва я приостанавливался в собирательстве этюдного войска, как тотчас же начинало ныть сердце – мало, положительно мало. Да и отход этюдов был громадный. Хороший сам по себе, но будучи переведен в картину, он вдруг терял все свои положительные качества, вернее, он не выносил обтески перед тем, как ему лечь в картину, – от него оставалось слишком мало, и на одно место их надо было целый пяток, а то и больше».

В 1935 году с успехом были впервые показаны в Москве картины Пластова «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». С тех пор он постоянный участник всех больших художественных выставок.

Лето (фрагиент) 1960

Слепые. Сцена из прошлого. 1966

Портрет художника Николая Пластова. 1965
Перед самым началом Великой Отечественной войны Пластовым был исполнен ряд больших композиционных акварелей, в том числе «Выборы комитета бедноты», носящая автобиографический характер.

В произведениях военных лет художник достиг огромного драматизма, живописного воплощения больших мыслей и чувств. Еще до своей поездки на фронт в конце 1942 года Пластов в течение первых полутора военных лет создает целую серию картин: «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут», «Один против танка».

Немцы идут (Подсолнухи) Июнь 1941

Весна. 1954.

Колхозный праздник. 1938.

«Фашист пролетел» (1942) – одно из самых сильных полотен советской живописи времени Отечественной войны, – считает О. Сопоцинский. – Война предстает здесь в своем страшном обличье. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина Пластова проникнута глубоким гуманистическим содержанием. В ней слышится проклятие войне.

Полотно «Фашист пролетел» замечательно в живописном отношении. Художник словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая блекло-рыжую осеннюю траву, трепещущие на ветру желтые березки, затянутое в сизые облака сумрачное небо. Этот красочный аккорд помогает выразить щемящую боль, чувство невозвратимой утраты».

Фашист пролетел. 1942.


Жатва 1945

Юность 1954

Едут на выборы. 1947.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/plastov-kartina-posle-bani/

Пластов «весна. в бане» описание картины, анализ, сочинение

Аркадий Пластов (1893 — 1972)»Весна. В бане» (1954, Третьяковка, Москва)

Всё-таки показывать картины — тоже надо уметь. В Новой Третьяковке пластовская «Весна» висит в полутёмном зале и освещена теплым светом.

Свет делает картину абсолютно живой — раскрасневшееся, горячее тело, от которого словно идёт пар. Вкусно. Так и хочется в парную. Думаю, если бы рядом с картиной в Третьяковке вдруг открыли баню — от желающих бы отбоя не было.

Тяжелое небо, хлопья снега ещё падают — но всё-таки весна. Пора оптимизма. 1954 год, между прочим.

Откровенно говоря, только «Весна» и обеспечила Пластову место в моём списке «любимых художников». Случалось советским живописцам иногда создавать абсолютно иконические образы.

В остальном же, Пластов — крепкий советский реалист. В отличие от той же Яблонской, не было у него никаких «периодов» и экспериментов — последовательно разрабатывал свою крестьянско-деревенскую тему.

Этим и силён (и слаб одновременно).»Сенокос» (1945, Третьяковка. Москва)

Хотя, может я и не прав насчёт экспериментов. Всё-таки учился он в весьма передовом заведении — Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Правда, на отделении скульптуры — но и уроки живописи посещал. Среди его учителей был Архипов, с которым (как мне кажется) у Пластова много общего. Но когда Пластову было уже под сорок, его дом сгорел вместе со всеми его работами. Кто его знает — что там было у «допожарного» Пластова? А если серьёзно, он конечно не в авангарде черпал вдохновение, а в передвижниках.Крестьянская тема У Пластова не случайна — рисовал то, что было ему хорошо знакомо. Родился в селе Прислониха (Ульяновская область), после учебы (а до художественного образования была ещё духовная семинария) вернулся в родное село.»Жатва» (1945, Третьяковка, Москва)«Тройка. Ребятишки у речки»«Первый снег» (1946, Тверская областная картинная галерея, Тверь)Довольно известная:»Ужин трактористов» (1951, Третьяковка)Впрочем, деревня Пластова — некий идеальный мир. Как и полагается по канонам соцреализма. Ведь как ни крути, а Пластов — настоящий советский классик.

«Едут на выборы» (1947, Третьяковка, Москва)

Пронзительная про войну:»Фашист пролетел» (1942, Третьяковка. Москва)Говорят, эта картина висела в зале заседаний Тегеранской конференции в 1943 — там где встречались Сталин, Рузвельт и Черчилль.Ещё одна работа военных лет — но уже жизнеутверждающая:»Трактористки» (1943-1944)Каждый уважающий себя художник, разумеется, должен написать своих купальщиц. Говорят, Пластов не желал расставаться со своими «Трактористками» — и картина до конца его дней висела в его мастерской.А каждый уважающий себя советский постсталинский художник должен был изобразить мечтательного вида парня или девушку и назвать картину «Юность»:»Юность» (1954, Русский музей, Петербург)Предтеча «Весны» — забавная бытовая зарисовка на банную тему:»Суббота» (1943-1944)Мне тут даже что-то брейгелевское чудится.Обалденный рисунок — гуляет по сети, но нет никаких аттрибутов: ни года создания, ни где выставляется. Честно говоря, у меня есть сомнения — действительно ли это Пластов. Но покажу.»Мальчик с лошадью»На мой взгляд, Пластов был так себе портретист — кажется, он даже намеренно прячет лица людей на своих картинах (обратите внимание — лица часто закрыты, в глубокой тени или просто лишены деталей). Но вот в детском портрете он был мастак — целая серия крестьянских (и не только) детей у него.»Витя-подпсаок» (1951)»Валя Репина» (1958)»Внук рисует» (1960)Ну и закончу портретом моего однофамильца:»Мишка Савин» (1941)Умер Пластов в родной Прислонихе. Сейчас там его дом-музей. Да и вообще в Ульяновске он весьма почитаемая фигура — а в этом году и вовсе: 125-летний юбилей.

Ну а рубрика тем временем потихоньку подбирается к финишной прямой. Следующий герой — фигура настолько масштабная и с такой сложной биографией (увенчанной кучей мифов), что мне понадобится больше времени на подготовку. Так что следующую неделю пропущу и вернусь через пятницу.

Крестьянские будни в картинах Пластова А.А. 4

Прежде всего, хочу поздравить всех своих читателей с прошедшими праздниками. Сделать это раньше не представлялось возможным. Так что, лучше поздно, чем никогда.

Когда ведёшь блог, пишешь о картинах, о художниках, ищешь что-то интересное, то постоянно перелопачиваешь целую гору информации. Кучи картин и их создателей. Написать хочется о каждом из них, показать то, что они оставили в наследие после себя. Но есть такие, которые выделяются особенно остро. Их картины нельзя забыть. Они постоянно крутятся в голове, каждый раз напоминая о себе.

Сегодня я хотел показать вам подборку и познакомить с художником Аркадием Пластовым. Одна из его картин уже мелькала у меня в блоге. Именно тогда я познакомился с его картинами.

Аркадий Александрович Пластов (1893—1972). Сын иконописца из села Прислониха Симбирской губернии. Там же и родился Аркадий зимой в 1893 году.

Родители Саши мечтали, чтобы он стал священником, и после третьего класса отдали его в духовное училище. Через пяток лет он поступил в духовную семинарию.

Стать художником он решил после просмотра работ иконописцев, когда они подновляли церковь в Прислонихе. И уже с 1912 года она поступил Строгановское центральное художественно-промышленное училище, а после окончания, в 1914, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1917.

После октябрьской революции он вернулся в родное село, где стал писать цикл работ, посвященных сельской жизни крестьян. После того, как сгорел его дом со всеми картинами, он решил полностью бросить работу на земле и отдать себя целиком живописи.

Известность к Аркадию пришла в 1935 году. На выставке в Москве он представил свои работы «На сенокосе», «Стрижка овец», «Колхозная конюшня». И с тех пор о нем стали говорить, он стал постоянно участвовать в выставках.

В военное время он написал серию драматичных картин. Самая известная картина “Фашист пролетел” пропитана чувствами и мыслями, полными драматизма. Это одна из самых сильных работ советской живописи.

Из известных работ послевоенного периода можно отметить “Юность” и “Весна” (её еще называют “Северная Венера”). Он так же иллюстрировал книги — поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», рассказ Л. Н. Толстого «Холстомер», рассказы Чехова.

Сейчас в Прислонихе открыт музей, посвящённый творчеству художника.
Аркадий Александрович скончался 12 мая 1972 года.

Источник статьи: http://olga-dubova.ru/soderzhanie/plastov-vesna-v-bane-opisanie-kartiny-analiz-sochinenie.html

Оцените статью
Про баню