Русская баня обряды и традиции

История и традиции русской бани: краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Читайте также:  Плита смл применение для бани

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Источник статьи: http://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani

СЛАВЯНСКИЕ БАНЫЕ РИТУАЛЫ. БАННАЯ МАГИЯ

СЛАВЯНСКИЕ БАНЫЕ РИТУАЛЫ

Наши предки регулярно посещали баню. Она являлась не просто помещением для отдыха, а была местом священным и мистическим

Славяне считали, что, правильно попарившись в бане и верно совершив определенные обрядовые действия, можно получить не только бодрость, заряд сил, но и исцеление души и тела.

Издавна это место являлось одним из символизирующих самые главные вехи на жизненном пути, олицетворяло начало неких внутренних циклов жизни. В бане обязательно парились перед важными событиями и когда чувствовали опасность.

Читайте также:  Проекты бань с угловой купелью

Баня была традиционным местом, куда отправлялась невеста, перед тем как пойти под венец, а что еще весьма интересно – местом для рождения ребенка.

Если взглянуть на баню с точки зрения мага, то мы увидим, насколько уникально само ее явление в жизни человека. Баня дает шанс даже не особо сведущему в магии человеку обратиться за помощью к первоэлементам. Ведь по своей сути баня – это соединение четырех стихий. Там есть стихии Воды, Воздуха, Огня. Ну а стихия Земли проявлена в камнях, дереве и самой основе помещения.

Попадая в баню, мы оказываемся в магическом пространстве, которое способно изменить нас самих и всю нашу жизнь. Если прийти туда с нужным настроем и вести себя в соответствии с магическими правилами, то в последствии можно ощутить внутри своего тела колоссальную силу элементов нашего пространства и даже почувствовать некое перерождение на всех уровнях физического и духовного восприятия.

БАННИК – ДРУГ БАНИ

В древности в славянской мифологии для бани выделяли отдельное божество, называли его почтительно – Банник. Лишь спустя некоторое время, с приходом новой веры и трансформацией древних традиций божество упростили до некоего сущностного духа, но его значимость и сила остались прежними.

Банник похож на домового; как домовой считался хозяином домашнего пространства, так Банник отвечал за пространство банное. Отнести его к разряду добрых или злых духов сложно, так как, подобно ситуации с домовым, все зависит от того, заладились ли отношения с Банником.

Изучая народные сказания о банном духе, можно встретить самые разные истории. В хороших рассказывается, как добрый Банник помогал детишкам и семье, исцелял хозяев дома от болезней. Но есть истории, в которых говорится, что Банник, который обиделся на плохое поведение хозяев и разозлился, был способен на жестокую месть и даже на то, чтобы нанести вред человеку. При этом, если обидеть Банника, он может мстить изворотливо, например – запарить до страшной задышки человека в бане, а никто и не узнает, кто содеял плохое.

С Банником шутки плохи, но и без него нельзя. Без этого духа баня неживой будет, да и кто как не Банник способен отогнать всякую злую силу от помещения. Так что Банника таки нужно завести в новой бане и стараться не обижать его.

ЗАЗЫВ БАННИКА

Что нужно для того, чтобы в бане появился Банник? Старинные поверья говорят нам о том, что, если в бане хотя бы раз побывала роженица и родила там ребенка, появление в вашей баньке банного духа гарантировано. Но так как в нынешнее время, согласитесь, гораздо безопаснее рожать в роддоме, под наблюдением медицинского персонала, поговорим об альтернативных вариантах.

Зазвать Банника можно и самим. Если зазывает молодая семья, то идеально будет, если они оживят спящую баню своей энергией. Чтобы вызвать всплеск энергетических сил, нужно заняться в бане любовными утехами. Именно так!

Собираясь в новую баню, следует взять с собой пожертвования – щедрые дары для Банника. В качестве даров подойдет большое количество кваса (желательно в большом деревянном кувшине), а также черный хлебец, густо посыпанный солью. Хлеб оставлялся как подношение для Банника (аналог того, как мы делаем сладкие угощения для того, чтобы задобрить домашнего духа домового). Квасом обливали стены бани.

Чтобы зазвать Банника, принося дары, следует произнести следующие волшебные слова:

Зову сюда хозяина банного, зову сюда Банника доброго,

будешь мирно здесь поживать, баньку нашу оберегать! Да свершится!

И в дальнейшем следует периодически задобрять Банника дарами, чтобы он не злился, не обижался и помогал хозяевам. Отправляясь в баню, можно каждый раз брать с собой кусочек черного ржаного хлебца с солью, периодически повторять обливание стен квасом.

Входя в помещение, желательно спрашивать у Банника разрешения.

Он очень доволен, когда хозяева следят за чистотой бани, ведут себя миролюбиво, без каких-либо злых споров и выяснения отношений.

Слишком много жару в бане банный дух не любит, и еще ему не нравится, если люди торопятся поскорее закончить процедуру омовения. Банник одобряет, когда хозяева используют во время купания травы, всякие травяные настои. Если Баннику полюбиться, то он и сам начинает помогать баньку в чистоте держать, и пар лучше делает, а хозяевам сил и здоровья прибавляет.

Банник старается на благо вашего здоровья и жизни, отгоняя злые силы, но вы сами можете помочь ему в этом нелегком деле. Посадите вокруг бани как можно больше крапивы, особый акцент делая на пространстве возле порога. Магические свойства крапивы – очищать и защищать от вторжения злых сил. Густо и рясно посадив у порога бани крапиву, вы тем самым окажете посильную помощь Баннику, так как нечистым силам будет сложно преодолеть такую преграду.

БАНЬКА ПАРИТ – ЗДОРОВЬЕ ДАРИТ

Чтобы улучшить самочувствие и укрепить здоровье, в бане можно было произнести такие слова:

Банька здоровье дает, когда парит, пусть баня болезнь испарит и мое здоровье поправит,

прочь прогонит усталость и тяжесть в теле. Пусть свершатся сии слова на деле! Да свершится!

Попарившись, уже когда обливались после баньки водой, для пущего эффекта на эту воду трижды наговаривали заклинание:

Пусть освободит меня эта вода от всей грязи телесной и всей грязи душевной! Да свершится!

ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ ВЕНИКИ

Нужно упомянуть о том, как готовить и заговаривать веники, а также – для чего их можно использовать в магических банных ритуалах.

«Ломать», то есть создавать веники, следовало во время полнолуния, в нечетный день. Веник обычно делался из березы или дуба, но тут тоже есть свои правила. Березовые ветки нельзя было брать с березы, которая росла в два ствола из одного корня. Также нельзя применять ветки с дерева, которое перетерпело пожар или вообще выглядит не очень хорошо.

Жители некоторых славянских регионов рассказывали о том, что, когда идете за ветками для новых банных веников, нужно брать с собой собаку. Если собака спокойно реагирует, когда вы занимаетесь работой по заготовке веника, то он будет служить на добро, а если же собака громко лает и нервничает, то веник может, наоборот, ухудшить здоровье.

Читайте также:  Как правильно заготовить веники для бани на зиму

СИЛА БЕРЕЗОВАЯ ДЛЯ ЛЮБВИ И ЛАДА В СЕМЬЕ

Березовые веники особенно ценились представительницами прекрасного пола, ведь береза – дерево женское. По преданиям, она помогала наладить понимание с мужем, прогнать прочь ссоры, возродить любовь, родить детишек, призвать лад и мир в семью. Такой особый березовый веник по-особому и готовился. Нужно было отправиться за ветками к семи березам. Очень желательно, чтобы они росли возле речки, немного склонившись к водице своими стволами. Уже в самом процессе связывания «семиберезовых» веток в один банный веник следовало сказать такие слова:

Береза, дерево силы женской, дерево доли девичьей,

ты к воде гнулась, так пусть бы … (я или имя жены) и … (имя мужа) друг к другу с любовью тянулись!

Слово это не перебить! Так тому и быть! Да свершится!

Кроме такой любовной магии, березовый веник хорошо помогает бороться со стрессовым состоянием, восстановиться после тяжелых нагрузок. Он отлично очищает кожу. Помимо этого, березовый веник рекомендуют людям, которые ощущают боль в мышечных тканях и суставах.

БАННАЯ МАГИЯ ДЛЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И СЕКСУАЛЬНОСТИ

Следующий банный обряд поможет слабому полу выглядеть краше и чувствовать себя увереннее и лучше.

Нужно в день богини Макоши-Матушки (в пятницу) в утреннее время отправиться в баню.

Баньку следует приготовить ароматическую: на камни брызните по крохотной капельке ароматического масла розы ( классически использовалась роза с добавлением чуточки меда, нынче можно влить для усиления эффекта немного ароматического масла пачули или иланг-иланга).

Оставьте все заботы и проблемы за порогом бани. Войдя в помещение, произнесите слова (их желательно выучить на память перед тем, как отправляться вершить банный обряд):

Макошь-Матушка, молвлю к тебе, прошу о поддержке.

Банник, хозяин банный, у тебя помощи прошу.

Помогите мне всю скверну с тела прогнать, помогите мне красоту и очарование к себе призвать!

Пусть стану я красивее и милее, пусть при взгляде на такую прелестную меня

каждый милуется мной, радуется и добреет! Мне на добро и на красоту!

Пусть вершится как я велю! Да свершится!

Когда будете париться, прочувствуйте, как божественные силы производят над вашим телом магическую работу. Наполняйтесь дивной энергией красоты и очарования.

«БАННЫЙ ПЯТАК» ДЛЯ УДАЧИ В ТОРГОВЛЕ И БИЗНЕСЕ

Магия «банного пятака» напрямую связана с банным духом – «Банником». Торговый люд и купцы прекрасно знали, что при хороших отношениях с Банником можно выпросить у него благословение на удачу в делах денежных. Для этого следовало на ночь оставить в бане пятак, который сверху должен быть хорошо посыпан солью. Оставляли пятак «соленый» с такими словами:

Банник, хозяин банный, соль в знак моего уважения к тебе прими,

а пятак сей на удачу заговори и мне верни! На добро, на радость, на достаток! Да свершится!

На зорьке приходили забирать монету. Если на ней соль вся растаяла, то это было добрым знаком. Если же соль оставалась, значит не захотел помогать вам Банник.

БАННЫЙ РИТУАЛ ДЛЯ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

В этом обряде есть свои сложности, нужно внимательно его изучить и заучить на память тексты обращения к Баннику. Но если вы все-таки сможете его правильно совершить, то такими действиями призовете себе стабильную удачу в денежных делах.

Обряд совершается на растущей луне. Рекомендуется облачиться в натуральные льняные одеяния. В них должно быть два кармана: левый и правый. Левый карман максимально наполните зерном (лучше всего пшеничным), а в правый бросьте три горсти боярышниковых плодов. Сделали? Тогда сразу отправляйтесь в баню. Там следует зажечь свечу из натурального воска и держать ее в правой руке. Одновременно с этим левой рукой через ваше левое плечо бросьте пшеничные зерна. Во время этого процесса произносите такие слова:

Банник, Банник, Банник, зерно пшеничное возьми.

Банник, Банник, Банник, тебе вина красного дам.

А ты, хозяин банный, хорошую жизнь нам устрой,

чтобы горя мы не знали, чтобы желанное получали!

Банник, Банник, Банник, тебе пряник вкусный дам,

а ты, хозяин банный, счастливо жить помоги,

чтобы в доме были кушанья да вкусные пироги,

чтобы смогли желанное получать да в достатке всегда пребывать! Отныне и навек!

Когда закончите произносить первую часть слов, перенесите свечу из правой руки в левую.

Теперь правой рукой трижды бросьте через правое плечо три горсти плодов боярышника. Во время этого процесса произносите следующие волшебные слова:

Банник, Банник, Банник, возьми боярышника плоды. Банник, Банник, Банник, тебе стол пышный накрою,

а ты, хозяин банный, хорошую жизнь нам устрой, чтобы горя мы не знали, чтобы желанное получали!

Банник, Банник, Банник, тебе пряник вкусный и медку дам, а ты, хозяин банный, счастливо жить помоги,

чтобы в доме были кушанья да вкусные пироги, чтобы смогли желанное получать да в достатке всегда пребывать! Отныне и навек! Да свершится! Да свершится! Да свершится!

Свечу установите на полу бани, прямо по центру, и ждите, пока она полностью не выгорит. После этого сразу уходите и не оглядывайтесь.

Через три ночи вы обязательно должны прийти в баню снова. В восточной части помещения оставьте бокал с красным вином. Произнесите при этом новые слова:

Банник, хозяин банный, угощение сие принимай, дело свое знай, достаток и счастье наше охраняй,

добро и прибыль нашу умножай!

Еще через три ночи на той же восточной части банного помещения следует оставить решето (оно должно быть новым), щедро наполненное свеженькими пряниками, также оставьте баночку меда (главное условие – не закрытую, без крышки). Произнесите при этом, обращаясь к Баннику, такие слова:

Банник, хозяин банный, вот тебе сладкое угощение выставляю, принимай,

а нам в дом и в семью нашу процветание и достаток давай! На счастье, на процветание, на добро!

Пусть будет вечный мир между нами! Отныне и навек! Да свершится! Да свершится! Да свершится!

Если поладить с Банником, можно получить от него много помощи и поддержки, благодаря которой ваша жизнь будет в достатке и радости.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://daopraktiki.mirtesen.ru/blog/43855593566/SLAVYANSKIE-BANYIE-RITUALYI.-BANNAYA-MAGIYA

Оцените статью
Про баню