Русская баня электронная энциклопедия все о бане

История и традиции русской бани: краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Читайте также:  Сруб бани частные бригады

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Источник статьи: http://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani

Устройство русской бани – триумф березового веника и не только

Испокон веков в русском быту и русской традиции баня всегда была местом сакральным и магическим. Там человек приходил в этот мир, и очень часто уходил из него, там пытались определить свою судьбу, там обитал один из самых злых и коварных домовых духов, наконец там проводили еженедельный обряд, в просторечии, называемый банным днем. Русская баня — символ русского духа и быта, в нашем сегодняшнем рассказе.

Предания старины глубокой

Когда появились бани на Руси, точно не скажет никто. Еще в дохристианскую эпоху они были сформированным и самостоятельным продуктом со своей культурой и даже традициями. Упоминания о них можно встретить во времена покорения Царьграда киевской дружиной во главе с князем Олегом из рода Рюриковичей. Уже тогда русская парная, в корне отличалась от византийских родственниц, на которых, в свою очередь огромное влияние оказывали римские термы.

Справедливости ради нужно сказать что банные традиции Римской империи были классическим эталонным продуктом, использовавшим для своего обустройства самые передовые технологические достижения того времени. Даже после падения западной Римской империи под ударами варваров, восточная ее часть продолжала исповедовать и использовать имевшиеся наработки в области гигиены и организации банного досуга.

Но даже такие достижения, такой шик и блеск, который был присущ римским баням, никак не впечатлил наших предков, которые даже в Византии закрепляли за собой право исповедовать исключительно славянский банный обряд. Упоминания о нашей бане есть в классическом письменном памятнике — «Повести временных лет», изречения о русской бане приписываются самому Андрею Первозванному. Европейские гости наших краев, еще со времен Петра и Екатерины также оставили свои свидетельства о нашей бане. Продукте колоритном, самобытном и незабываемом.

Больше банек — хороших и разных

Изначально, на раннем этапе, был заложен принцип отопления банного помещения по-черному. В чем он заключался:

  • Банное помещение было как можно компактнее и состояло, как правило, из одного внутреннего объема — парной;
  • Банный сруб очень часто заглублялся в землю, для повышения уровня теплоизоляции стен, что было крайне актуально в суровых условиях Русского Севера;
  • Посредине внутреннего помещения находился каменный очаг, в качестве топлива использовалась древесина. Дым свободно исходил из топки в помещение и омывая стены и потолок уходил в атмосферу через отверстия в стенах и крыше. Часть дыма уходила через приоткрытую дверь;
  • Вход в баню, а точнее дверной проем выполнялся с очень высоким порогом, что препятствовало поступлению холодного воздуха с улицы ввиду отсутствия промежуточного помещения — предбанника;
  • Отсутствие предбанника заставляло так же сооружать навес над входом в баню для хранения определенного запаса дров и одежды;
  • Атмосфера и поверхности внутреннего помещения были насыщены фитонцидами, особенно при сжигании березовых дров с берестой;
  • Система дымоудаления, а точнее ее отсутствие заставляли делать паузу между протопкой очага и началом процедур для истечения угарного газа — неизбежного спутника горения топлива, особенно в условиях недостатка кислорода;
  • Черная баня предусматривала предварительную очистку и ополаскивание полка от сажи и иных продуктов горения, и «пускание первого пара» высокой интенсивности, для гарантированного дымоудаления и окончательной дегазации. Как там у Высоцкого: «угорю и меня угорелого…» не нужно угорать. Нужно хорошо подготавливать черную баню к парке.


Образцов таких примитивных бань в этнографических музеях сохранилось немало, особенно интересный экземпляр бережно сохраняется в Кижах. Кроме этого в северной глубинке такие бани эксплуатируются до сих пор и не без успеха. Причины банальны — крайняя простота сооружения, высокая энергоэффективность и топливная экономичность. Более того на волне повышения интереса к национальным традициям отмечается реинкарнация русской бани по черному даже в условиях современного мира и достижений прогресса. Здесь основным фактором выступает особая целебная атмосфера такой парилки, по утверждениям знатоков недостижимая другими способами истопки.

Белая баня — стабильность, означает качество

Своеобразный антагонист черной бани — баня, отапливаемая по белому. Как правило, сооружение более капитальное и куда более просторное. Есть предбанник, истопное отделение, да и сама печь, в некотором роде — произведение искусства. Печь каменка, в зависимости от типа печи и материала, из которого она изготовлена, выполняется глухой или наоборот проточной. Посещение такой бани стало своеобразным ритуалом. Наличие теплого и сухого предбанника просто обязывает к проведению целого ряда сопутствующих процедур. От массажа и обертывания медом до распития чая и целебных настоев.

Баня постепенно превратилась в своеобразный клуб и место проведения досуга. Более того, грамотно оборудованная с качественным паром, дровяным духом и уютной атмосферой стала классическим коммерческим продуктом — источником получения дохода. Апогеем коммерческого направления в среде, стали легендарные московские Сандуновские бани, название которых давно стало именем нарицательным.

Дерево, как основа русской банной традиции

Русская банька не представляется просто без деревянного сруба, липового ушата, дубовых дров, ольховых лавок и березового веника. Дерево дает жизнь и является непременным атрибутом ее успешного функционирования.

Устройство русской бани просто немыслимо без древесины. А у древесины есть такой важный показатель как теплопроводность. Рассмотрим его на сравнении различных видов:

Вид товарной древесины Показатель теплопроводности
Дуб 200-400
Береза 150
Кедр сибирский 95
Ель европейская 110
Лиственница сибирская 130
Клен остролистный 195
Пихта 150
Липа 150
Сосна обыкновенная 150-400
Тополь 170
Пробковое дерево 45

Внимание! Указанные параметры по расчету коэффициента теплопроводности справедливы при температуре наружного воздуха −30 градусов С, внутри помещения +40 градусов С. Для дуба и сосны первое значение это распиловка товарной древесины поперек волокон, второе — вдоль.

Таким образом, кедр и ель в условиях севера обеспечивали приемлемые параметры по сохранности тепла в таком помещении, что полностью оправдывает их использование и в старину, и в современных условиях.

Стоит также посмотреть на свойства остальных видов древесины, которые традиционно использовались при возведении русской бани:

  • Дуб — прочный, долговечный материал с неповторимым пряным ароматом и красивой текстурой, которая со временем приобретает благородный оттенок. Товарный лес дуба дорогой, заготовки тяжеловесные, к тому же весьма непросты в обработке;
  • Лиственница — по своим физическим качествам и долговечности близка к дубу, но несколько дешевле его. Обладает насыщенным и оригинальным цветом древесины, который сохраняется в течении не одного года. Насыщена смолистыми включениями, имеющими ярко выраженный фитонцидный характер;
  • Кедр — продолжает линейку благородных хвойников, наряду с лиственницей. Вагонка из кедра недешевое удовольствие, но имеет очень красивую, и в чем то даже живописную фактуру. Устойчив к вредителям-точильщикам и грибкам. Присущ малый коэффициент теплового линейного расширения. Богат смолами, которые, однако легко возгоняются и деактивируются в условиях высоких температур и влажности;
  • Золотой серединой в отделке строения русской парной, по соотношению цены и качества выступает липа. Она легко и прогнозируемо обрабатывается, в достаточной мере долговечна, имеет мягкое, ненавязчивое окрашивание массива древесины. Ароматна, причем аромат целебен для людей с проблемами дыхательных путей. Массив древесины липы не склонен к растрескиванию;
  • Ольха — королева парной. Применение ее древесины гарантирует комфортное нахождение на полках, ввиду исключения ожогов кожного покрова. Аромат ольхи долговечен, за счет ферментации смол со временем становится еще более приятным. Как говорят старые банщики «красная ольха вызревает»;
  • Береза в парной исключительно хороша только в виде веников. Обладая плотной и однородной структурой, ее древесина недолговечна в условиях высокой влажности. Если же баня исключительно суховоздушная, по типу ирландской, то как вариант неплохо. Но в контексте нашей темы, все таки не актуально;
  • Осина, сосна и ель самые доступные варианты для внутренней отделки. Однако осину следует использовать только в сухих частях бани, например в предбаннике и к тому же хорошенько защищать, а хвойники плохо переносят прямой контакт с влагой и обильно выделяют смолу, которая насыщена тяжелыми, мало летучими компонентами.

Словечко от Бывалого! Необходимо сказать, что указанные породы древесины и не только, можно использовать, соизмеримо их свойствам. И для изготовления банной утвари и предметов банного обихода и прочего. В общем, плохих или бесполезных деревьев баня на Руси не знает.

Совершенно секретно

Первыми целебные свойства которые оказывает баня на человеческий организм подметили волхвы — наиболее продвинутая и образованная часть тогдашнего дохристианского общества. Именно они начали практиковать применение двух ключевых природных элементов огня и воды и дополнительных — лекарственных трав, в своей врачебной практике.

Более того, есть основания считать, что уже в то время было известно такое понятие как физиологические часы — определенный цикл протекания, активизации или наоборот затухания основных физиологических процессов. К сожалению, львиная доля тогдашних знаний безвозвратно утеряна, вместе с уходом с исторической сцены языческой религии и ее носителей. Основой языческого мира было максимальное единение с природой.

Поэтому и баня в русском стиле выполнялась с максимальным использованием даров природы. Место выбиралось рядом с источником воды, бревна давал лес, камень для каменки обрыв на берегу реки, даже щели между бревнами лежаками закладывались смесью вымоченного лесного мха с живицей — смолой хвойных пород деревьев.

Традиции предусматривают широкое использование и лечебных трав и кореньев. О наиболее распространенных следует упомянуть отдельно:

  • Мята — заслуженное и почитаемое всеми банщиками пряное растение с отличным мягким ароматом и прекрасными свойствами. Успокаивает нервную систему и стимулирует деятельность мозга. В языческую эпоху мятным ароматом в бане наслаждались охотники на крупного зверя, в первую очередь на медведя. Современные ученые связывают этот факт с некоторым угнетением деятельности центральной нервной системы человека, в результате чего все действия охотничьей ватаги отличались обстоятельностью и рассудительностью. Излишняя нервозность и суета в таком деле плохие помощники;
  • Зверобой — при добавлении отвара этой травы на раскаленные камни печки-каменки создавался очень хороший травяной фон. Сам по себе зверобой не обладает доминирующим, ярко выраженным ароматом, однако обилие эфирных масел делают его незаменимым ингалятором при лечении верхних дыхательных путей, да и просто в качестве профилактики таких заболеваний;
  • Ромашка — в отличии от мяты применялась в качестве расслабляющего и общеукрепляющего средства. Именно отвар ромашки был первейшим средством в бане для скорохода или путника, перед тем как уходили они в дальнюю дорогу. Обилие микроэлементов и стимуляторов мышечных волокон в водной вытяжке этой травы помогали лучше и более функционально переносить однообразные физические нагрузки, связанные в первую очередь с показателями выносливости. Знатоки волжского быта утверждают, что самые выносливые ватаги бурлаков были из Нижнего Новгорода. Дескать тамошние артельщики знали многовековой рецепт травяного банного настоя, в состав которого входили девясил, ромашка, душица. Полный рецепт утерян, однако энтузиасты пытаются его восстановить. Ведь баня принятая с таким снадобьем, гарантировала качественную работу среднего по кондициям бурлака в течении 12-14 дней. Ровным счетом до следующей бани;
  • Хрен — ковш настоя корня вылитый на каменку, выгонял из организма любую, самую застарелую простуду. Заглушал он и не без успеха и ревматоидные боли. Правда принцип применения был несколько иной. В настое предварительно вымачивался березовый веник.

Главный инструмент банного промысла


Народная мудрость гласит: «Баня без веника, что коромысло без ведра». Ну как же? Верно. Вроде все есть, только толку нет. Пойти в баню и не получить свою долю своеобразного обжигающего массажа сродни преступлению. Секреты русской бани, так будоражившие умы европейцев неотделимы от веника, вроде бы простого, до безобразия инструмента, но зато какого эффективного. Русская банька всегда покоилась на трех разнообразных вениках как на трех китах.

  • Дубовый веник — хорош для жирной толстой кожи. Он отлично очищает ее, снимает воспаления, раскрывает поры;
  • Березовый — незаменим при мышечных воспалениях, миозитах, ревматоидных состояниях;
  • Можжевеловый — обладает, пожалуй самым выраженными антибактерицидными свойствами. Приходится кстати при различных простудных заболеваниях.

Русская баня это не только парная, но еще и послебанный моцион, как правило, в предбаннике.

Чай, квас, пиво и излишества нехорошие

Как хорошо известно, в парной происходит активная потеря влаги человеческим организмом, а, поскольку сам человеческий организм состоит на 80% из воды, то потери необходимо восстановить.

Самый правильный вариант — травяной чай. Именно травяной поскольку индийские, цейлонские и прочие заморские чаи, в компании с отечественным чаем — краснодарским провоцирует активацию ритма сердечных сокращений, что в расслабляющей обстановке прохладного предбанника ни к чему. К тому же сердце и так активно поработало в условиях высоких температур. Прекрасен липовый чай, чай с травой душицы, чабреца.

Хорошо утоляет жажду классический деревенский хлебный квас. Когда на Руси появились бани, примерно тогда же и появился этот замечательный напиток. Хлебный квас насыщен микроэлементами, витаминами группы В, ферментами, которыми, в свою очередь, богат один из его основных компонентов — зерновой солод.

Пиво. Ну что такое русская баня без этого хмельного душистого, пенистого напитка. При умеренном потреблении пиво может принести определенную пользу или, по крайней мере, не нанести сокрушительный удар по здоровью. Вред приносит чрезмерное употребление. Понятно, что у каждого своя норма, но практичные и педантичные немцы подсчитали, что литровая пивная кружка это потолочная норма, для человека средней комплекции.

Вся правда о русской бане не может вместиться в объем одной статьи это огромная, интересная, самобытная и, практически неисчерпаемая тема. Много интересных фактов осталось за рамками этого по сути своей, обзорного материала.

Все рассказать невозможно. Но мы очень будем стараться.

Источник статьи: http://obane.info/vidy/russkaja-banja.html

Оцените статью
Про баню