Русские невесты в бане

БАНЯ НЕВЕСТЫ

Обрядовое действие досвадебного этапа свадьбы.

Ритуал посещения бани относился к циклу обрядов, свя­занных с приготовлением невесты к браку, и являлся его кульминационным пунктом. Баня устраивалась накануне дня Венчания. Ее топили девушки обычно рано утром, при этом дрова брали со двора жениха, воду приносили из трех колод­цев, мыло и веник дарил жених. Все свои действия девушки сопровождали пением специальных свадебных песен:

Ты топись-ко, топись, баенка, Да разгорися, нова каменка, Д а разгоритесь, сыры дрова, Да что сыры дрова березовые! Мы носили серы камешки, Что со трех полёв со чистых Мы носили стулену воду,

46 БАНЯ НЕВЕСТЫ

Что со трех ключей кипучих. Мы ломали шелков веничек, Что со трех берез кудряых.

После того как баня вытоплена, девушки отправлялись в дом невесты, которая уже сидела, ожидая их, в перед­нем углу избы. Прежде чем пригласить невесту в баню, подружки в специальной песне советовали ей одуматься, не слушать речей жениха, отказаться от замужества:

Полно слушать тебе Михайловых гуслей, Михайловы гусли омманчивы, Омманчивыя, переманчивыя, Переманят тебя на чужу сторону, Ко чужому отцу матери, Ко чужому роду-племени, Заставят тебя перед батюшкой стоять, Заставят в ноги кланятца.

Затем подруги обращались к отцу девушки с просьбой дать дочери благословение:

Ты родимый мой батюшка!

Приступи ко мне горькой, горемычной,

Благослови-ко меня, горькую, горемычную,

Что впервые, во последние,

Как твое то благословение

Изо дна моря повынесет.

После того как благословение получено, подруги накиды­вали на невесту платок, закрывавший ей лицо, и звали ее в баню «по мосткам да по калиновым со кумушкамии да со подруженками». Обычай требовал, чтобы невеста отказыва­лась идти в баню. Девушки должны были, взяв ее под руки, насильно вывести из дома. В песнях, исполнявшихся в этот момент ритуала, девушка утверждала, что она уходит на­всегда из родного дома:

Растопися, баинька, Раскалися, каменка, Ты расплацься, Настеюшка, Перед ронным батюшкой, Перед родительницей матунькой, Перед братцем своим, соколом, Перед сестрицей своей касатушкой: Родитель мой, батюшко, Красно солнушко, матунька, Поддержите меня, молодешеньку, Не сдавайте на чужу сторонушку, Чужому неронному батюшке, К чужой неронной матушке…

Шествие невесты и девушек в баню возглавлял дружка, Который размахивал кнутом, читал заклинания, отпугиваю­щие нечистую силу, готовую испортить невесту, кроме того, он обсыпал ее зерном, чтобы была плодовита в браке.

48 БАНЯ НЕВЕСТЫ

В бане подружки парили невесту подаренным женихом веником из березы с добавлением веток плодовых деревьев, мыли ее мылом жениха, поддавали жару пивом или квасом. В некоторых селах начинал парить невесту вежливец (кол­дун) или дружка и только через некоторое время его заме­няли девушки. Все действия девушек сопровождались пес­нями, в которых говорилось, что «девичья красота» уле­тает от невесты «белым лебедем» и что водой смывается «красота»:

Не спасибо тебе, баня парушка, Не намыла, не напарила Только смыла, только спарила Ты мою да девью красоту, Красоту да украшеньицу.

Некоторые песни девушек носили явно выраженный эро­тический характер:

Парила, напарила Чоботом ударила, После пару, после жару Женишок тебя наярит.

Баня заканчивалась угощением, во время которого девуш­ки ели специально приготовленные пироги, курник, пили пиво. Затем все отправлялись в дом невесты, где она, при­читая, благодарила родителей за то, что они ее вырастили, а девушек — «за баньку да за парушу»:

Спасибо, моя большая боярынька, Спасибо, сестрицы подруженьки, Мои гордые боярышни, Что вытопили баиньку зноенушко, Нагрели воду тепленюшко, Отмыли от мово сердца Злу круцину тоску.

Баня невесты рассматривается большинством исследо­вателей как очистительный обряд. Принято считать, что в его основе лежат древние представлениями о необходимости для человека водных омовений во время его перехода из одного состояния в другое. Можно считать явлениями одно­го порядка омовение невесты, совершающей переход из одной возрастной категории в другую, и новорожденного, Приходящего, по поверью, из «иного» мира, а также обмы­вание покойника, уходящего из нашего мира. В то же время ритуальное посещение невестой бани может быть объясне­но и с точки зрения православного вероучения. Христиан­ская религия требует от верующего человека физического очищения перед принятием всех таинств, в том числе и та­инства брака.

К тому же банный ритуал, по мнению некоторых ученых, имел и другую, более сложную мифологическую основу. Известный этнограф Е. Г. Кагаров, например, считал, что посещение невестой бани — пережиток древнего ритуала бракосочетания невесты с духом бани — банником. По его мнению, невеста, совершая обряд, отдавала баннику Девственность, получая взамен плодовитость. Идея потери девственности — «девичьей красы, девичьего украшеньи — ца» — является главной в банных песнях девушек: «Мыла — ся, да перепарилася, / Потеряла из косы да алу ленточку, / Да примыла бабью красу». Она звучит в непристойных остротах парней, кружащихся около бани во время обря­да, в обычае призывать колдуна раздевать и парить невесту.

Многие ученые считают, что ритуал невестиной бани представляет собой один из множества ритуалов, направлен­ных на постепенное приобщение невесты к семье ее буду­щего мужа. Подтверждением тому были дрова жениха для растопки каменки, подаренные им мыто и веник, а также активная роль в обряде дружки — главного посредника между семьями жениха и невесты.

1. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2001; 2. Каго­ров Е. В. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сбор­ник Музея антропологии и этнографии. Л., 1929. Т. 8; 3. Козырев II. Свадебные обряды и обычаи в Островском уезде Псковской губер­нии // Живая старина. 1912. Вып. 1; 4. Кошурников В. Свадебные обряды крестьян юго-восточной части Вятской губернии // Кален­дарь Вятской губернии на 1881. Вятка; 5. Пупарев А. Г. Свадебные обряды русских крестьян Царевококшайского уезда // Казанские губернские ведомости. 1857. № 32—48.

Источник статьи: http://flirtyem.ru/muzhiki-i-baby-v-russkoj-kulture/banya-nevesty/

Старинные банные ритуалы – свадебная баня

С незапамятных давних времён наша русская банька имела не только бытовое назначение. В бане очень часто совершались различные ритуалы.

Сложно представить, но топили баню даже для умерших предков. Делали это перед большими церковными праздниками и пригашали души умерших помыться и попариться.

Именно в бане стригли волосы и ногти, которые никогда не выбрасывали куда попало (ведь ими могли воспользоваться колдуны и ворожеи для недобрых дел). Существовал даже особый ритуал сожжения волос и ногтей, которые собирали в специально сшитый холщовый мешочек.

После мытья нельзя выплёскивать грязную воду себе под ноги. Существовала такая примета, что случайно вступив в неё обязательно заболеешь…

В старину баня была панацеей от всего: сюда несли больных и немощных. Баня помогала справиться с физической болью, лечила душевные страдания, поддерживала в любых начинаниях. В старину ни одна свадьба не могла обойтись без специального банного обряда.

Свадебная баня

Обряд свадебной бани особенный, каждая мелочь имела свой тайный смысл и объяснение. Баню топили и готовили два дня. В первый день парили и мыли невесту, а уже на второй день молодожёны шли в баню вместе. Скрепляя таким образом таинство первой ночи.

Но и тут одинаковых ритуалов не существовало. Иногда муж и жена парились вместе, а иногда по одиночке.

Для того, что бы брак был крепким, а отношения между супругами были полны страстью, требовалось единения небесных и земных сил. Достигали такого единения огнём. Для топки печи использовали только дерево в которое ударила молния.

На каменку плескали пиво или квас, воду никогда в свадебной бане для этих целей не использовали… Считалось, что хлебный аромат прямым образом влияет на деторождение и у молодожёнов будет много детишек.

Мытьё невесты

Посещение бани для невесты было первым испытанием перед началом семейной жизни. Есть сведения, что в некоторых областях невесту мыли и парили родственницы со стороны жениха. Они внимательно рассматривали её и судили о её здоровье, физической силе. В те времена девушки должны были быть сильными, способными справляться с трудной работой.

В других областях невеста шла в баню с подружками и свадебный банный ритуал был совершенно иным…

Подружки баню топили жарко, старались не разбивать оставшиеся головёшки в печи, считалось, что муж не будет бить жену. Затем печь и баню вычищали, скоблили стены до бела и украшали. Часто во время топки баньки подруженьки гадали на будущего мужа и его родных. Раскалённые камни опускали в холодную воду и по их шипению узнавали о том, каков нрав у жениха и его родни.

После того, как свадебная баня была готова, можно было приступать к торжественному тайному действию. Первым к бане шёл брат невесты, за ним шла её крёстная мать или близкая подруженька. Невеста же шла причитая и прощаясь с девичьей жизнью.

В те времена считалось, что торжественный банный ритуал смоет с невесты прежнюю, девичью жизнь, можно сказать – похоронит её. В новой, замужней жизни не должно быть места прежним привычкам. Свадебная банная церемония давала новую ритуальную чистоту, защищала от возможного колдовства.

Перед входом в баню невеста кланялась на четыре стороны, произносила слова молитвы. Через порог её переносили на руках, затем подруженьки расплетали девичью косу. Весь свадебный ритуал проходил под пение и причитание – невеста прощалась с прежней жизнью.

Старинные банные привороты

Часто подруженьки собирали в маленький пузырёк пот невесты. Затем невеста подмешивала его в еду жениху, считалось, что так она привораживает его к себе.

Для приворота любимого использовали и простой веник – выдёргивали из него прутик, прятали под порог дома. Когда суженный переступал этот порог – тайком доставали прутик и бежали в баню. Пристраивали веточку высоко – в самом жарком месте. Зазноба верила, что чем дольше будет сохнуть веточка, тем сильней милый будет сохнуть по возлюбленной.

Баня для русского человека особый ритуал. Мир стремительно меняется, какие то вещи навсегда уходят из нашей повседневной жизни. А вот банная традиция, культура не исчезает. Мы любим нашу баню всей широтой своей русской души, она для нас не просто помывочное отделение.

Это какое то особое место, здесь отдыхаешь душой и телом. Здесь легко дышится, вкусно пахнет свежими вениками, хлебным квасом и ароматными травами. Наша баня даёт нам как физические, так и духовные силы.

Особенность русской бани в её вениках, царице печке, таинственном баннике, традиционных гаданиях и старинных банных ритуалах, которых нет ни у одной нации на Земле.

Источник статьи: http://blogobane.ru/starinnyie-bannyie-ritualyi-svadebnaya-banya/

Зачем на Руси перед свадьбой вели невесту в баню, а знахарка собирала пот девушки

Свадьба, как и сегодня, так и в древние времена, всегда важнейшее событие в жизни любой девушки. К нему готовятся с особой тщательностью, с волнением и переживаниями. Тем более что раньше брак был, как правило, единственным на всю жизнь.

В России молодые красавицы особенно переживали за первую брачную ночь, ведь традиционно муж являлся единственным мужчиной, с которым у них были интимные отношения. И от того, как они сложатся, во многом зависела дальнейшая судьба пары.

В связи с этим подготовка к первой брачной ночи была очень серьезная и длилась не один день. Одним из ритуалов, устраиваемых накануне свадьбы, был банный.

Переход к другой жизни

Все предсвадебные ритуалы проводились для того, чтобы облегчить девице переход к супружеской жизни. Традиционные свадебные обряды на Руси имели много общего с погребальными обрядами, неслучайно невесте предписывалось оплакивать ее предыдущую жизнь в доме родителей, которая была веселой и беззаботной.

Омовение в бане также было предсвадебным обрядом, символизировавшим переход к замужней жизни. Чем-то он напоминал омовение мертвых перед переходом в загробный мир. Баню для невесты готовили самые близкие подружки и родственники, чтобы она словно очистилась от прошлого.

Веник и мыло из дома жениха

При мытье невесты приходилось пользоваться веником, привезенным из дома жениха, или подаренным им мылом. Или баню топили дровами, взятыми из дома жениха. Помещение предварительно тщательно мыли. Воду нужно было приносить из трех различных источников, в том числе и из колодцев. Важно, чтобы все они были чистыми.

Камни брались с трех полей, а бревна и ветки, которыми изнутри украшалась баня, с трех берез. Все эти действия отражались в песнях и частушках, которые пели подружки невесты. А еще они готовили маленькие березовые веточки, которые назывались «вики». К ним привязывали обрывки ткани и ленты, вешали их в бане и клали по бокам дорожки, ведущей в баню.

Банная процессия

Когда все было готово, девушки приходили к сидящей в доме невесте и приглашали ее пойти в баню «по мосту Калинову с кумушками, да с подружками». О Калинове мосте говорится в былинах, он раскален до красна и перекинут через речку Смородину. Это последний рубеж, находящийся перед миром мертвых.

Во многих регионах России перед посещением бани невеста просила благословения у своих родителей, как будто она действительно собиралась к переходу в иной мир.

Невеста не ходила в баню самостоятельно, ее провожали девушки. Во главе шел парень-дружка, читая защитные заклинания и ударяя по дороге хлыстом, чтобы отпугнуть нечистого. Если там не было мужчины, впереди шла женщина и подметала дорогу метлой.

Перед входом в баню невеста кланялась на четыре стороны света, как бы входя во взаимодействие со стихиями. Подружки просили разрешения войти у Банника. Это был дух бани. Иногда невесту вносили на руках.

Гадания и приметы

Существовал запрет – в каменке не бить головешку, чтобы не спровоцировать в будущем рукоприкладство мужа. На каменку в бане лили квас, мед, пиво, бросали хлеб и хмель. Прислушиваясь к издававшимся после этих действий звукам, гадали о том, каким будет характер будущего супруга.

Чтобы невеста была плодовитой, подружки парили новобрачную березовым веником, в который были вплетены ветки плодовых деревьев и ягодных кустарников. Та в ответ парила подруг. Существовала примета: какую из девушек невеста хлестнет первой, та первая и выйдет замуж.

Пот как средство для заговора

В бане присутствовала знахарка, которая собирала пот, образовывавшийся на теле молодой, чтобы подмешать его затем в питье жениху. Это была ворожба на любовь. Когда пот смешивался с напитком, читался специальный заговор. Иногда вместо знахарки это делали подруги.

Когда невеста выходила из бани, она благодарила ее духа. Ее сопровождали девушки, которые при помощи различных предметов быта производили шум, тем самым отгоняя злых духов.

Одна девушка метлой расчищала перед невестой дорогу, а другая поднимала вверх девичий головной убор, который доставался ей от новобрачной. При этом невеста должна была быть грустной, а все сопровождавшие ее девушки и замужние женщины должны были веселиться.

Источник статьи: http://fb.ru/post/culture/2019/9/3/135349

Читайте также:  Проект круглой бани с беседкой
Оцените статью
Про баню