Русские сказки про баню

Банник

Служебный дух – обитатель и хранитель бани. Живёт за каменкой или под полком; обычно невидим, а иногда имеет шапку-невидимку. Людям показывается чаще всего в виде старика с радужными (разноцветными) глазами, покрытого листьями от веников и с длинной бородой. Может принимать облик животного – кошки, собаки, зайца и других мохнатых созданий. В народе есть поверье, что Банник первый раз появляется в бане после того, как там побывала роженица.
Банник живёт в бане, моется там и наводит порядок. Он поддерживает хороший пар и греет баню, когда парятся хозяева. Ему следует оставлять воду, мыло и веник, иначе он обижается и брызжет кипятком, скидывает камни с каменки, напускает угару. Дружит с Домовым и Дворовым, с домашними кошками (а собак не очень привечает). Днём обычно спит. Для того чтобы его задобрить, приносят в баню соль и хлеб, ставят в праздники угощения
Банник вредит тем, кто плохо следит за баней и оставляет её грязной, кто приходит в неё из-за своей лени поздно, после захода солнца или моется ночью. Тогда он пугает приходящих всякими способами. Очень не любит, когда люди в бане ругаются или кричат. Тех, к кому Банник хорошо относится, он может защитить от демонических существ и недругов. Он охраняет баню, когда хозяева отсутствуют, и участвует в святочных гаданиях девушек. Но если за баней нет должного присмотра, банник стано¬вится злым, сердитым и может совсем уйти от ленивых хозяев к другим.
На Новгородчине есть пословица: «Нет злее банника, да нет его добрее».
При входе в баню мужчина должен переступать порог правой ногой, а женщина – левой. При этом нужно испросить разрешение: «Банный дедушка! Дозволь попариться!». При выходе из бани благодарят Банника словами: «Спасибо тебе, баннушко, на парной банечке». В народе говорят, что если уж что-то случилось, то надо выскакивать из бани и просить: «Домовой! Дворовой! Помогите! Помогите!». Обычно они приходят на выручку человеку, помогают и за¬щищают его от чем-то рассерженного «Банного старосты».

Иногда в бане живёт Шишига – существо, которое показывается в бане тем, кто идёт туда без молитвы и оберега или без разрешения, без согласия Банника. Она может принимать облик знакомых людей или родственников и запарить нежеланных гостей до смерти. Может испугать роженицу и подменить оставленного без присмотра ребёнка: такие «подменные» дети не растут, не ходят, не говорят и скоро умирают. Её можно почуять по тихому шуршанию в углах. Может остаться жить в пустой бане, после ухода Банника. Хотя в его присутствии во всём ему подчиняется, и вреда от неё добропорядочным хозяевам нет.

«Кто такой наш баннушко?
Не игрушка, не зверёк.
Ростом – с детский сапожок,
Чёрненький мохнатушко.
То в углу он возится,
То по крыше носится.
То сидит за печкою,
Борода колечками:
«Мойтесь, мойтесь побелей,
Станет жить повеселей.
Я на тех всегда сердит,
Кто ревёт и кто не мыт».
«Где мочалка, бабушка?»,
«А подспрятал баннушко».
«Ну, а где ботинок мой?», –
«Баннушко унёс домой».
(«Баннушко» Т. Смертина)

«Женщина одна рассказывала. Пошла она как-то в баню взять что-то. Подходит к бане, – а она ночью шла то, – и чует, что она горячая вроде. Приоткрыла дверь, а оттуда пар валит, и будто вениками хлещутся. Закрыла она дверь и убежала. А это банный староста сам парился».
«У нас в бане за каменкой банник жил. Его Митькой окаянным звали. Мы перед призывом в армию вытягивали его верёвкой из бани. Сначала его концом верёвки дразнили. Он хайлом как схватит, разозлится, потом как дёрнет верёвку, мы все попадали. А сам он весь из шерсти, лица, рук, ног нет».
(«Былички и бывальщины»)

Читайте также:  Баня лофт новая дорога 11

«Лёнто у нас по вечерам чесали. Ведь дни-то коротенькие осенью. Пришла в баню чесать лён. Чесала-чесала. На полках сидит как белая кошка, глаза сверкают-сверкают такие у ней. Я сказываю: «Кис, кис, кис…». Киска не двигается. Да я бегом это!»
«Вот топила ночью байну (баню). Тогда мужики ездили в 12 часов ночи, поздно. Топила байну, топила-топила…. Ну, потом мужики приехали, пошли в байну мыться: и каменка разрытая, и вода вся вылита. Вот, вот ночью в байну ходить!»
(«Легенды. Предания. Бывальщины»)

Источник статьи: http://proza.ru/2012/05/23/842

Баня в русских сказках

Во многих сказках главным местом действия становится именно русская баня. С ней связывают чистоту и очищение, перерождение. А в одной из сказок баньку топили целых три месяца! В России всегда были строгие уклады, как надо приходить в это место, как положено пользоваться им, каких духов задабривать. Как и нынешние правила посещения финской сауны, эти своды требований были обязательными и выполнялись, чтобы с моющимся не произошло ничего дурного.

Банная нечистая сила

Кстати, водилась тут и нечистая сила – злой дух, которого славяне называли банником. Его представляли себе в роли старика, обычно худого и голого, порой – обросшего, с длинной бородой, покрытой плесенью. Иногда он мог появляться в виде кота. Это не домовой, а скорее брат лешего. С ним надо быть настороже – он и его жена-обдериха, как и их детки, могли запарить человека насмерть. Банный дух возвращался к себе домой после трех смен моющихся, так что в четвертый заход обычно славяне не мылись.

Есть и вполне простая причина, почему люди так боялись духа и соблюдали это правило. Если вы посещаете сауны в СПб, то знаете, что в финской парной сухо, минимальная влажность и очень свежий воздух. В русской же бане мог оставаться чад и дым, многие старались открыть заслонку и подбавить жару, и такой воздух действительно мог стать непригодным для процедур.

Банные процедуры в сказочных сюжетах

Самые популярные мотивы – это:

  • Избавления от Бабы-Яги. Она должна была сначала молодца в баньке попарить – после чего герой избавлялся от опасности, идущей от нечисти.
  • Очищения и перевоплощения. Большая печка – обязательный элемент, показывающий «переплавку» героя в горниле, изменения его характера и судьбы.
  • В баню заманивали героев разных сказок («Двое из ларца», «Притворная болезнь», «Солнце, месяц и ворон»), чтобы, когда тот отвлечется на требующее концентрации действие, попытаться совершить злодеяние. Даже если оно удавалось, то затем добро обязательно побеждало.

Чистота, переделка главного героя, получение защиты и покровительства, но и строгие требования к правилам поведения – все это отчасти сохранилось и в современных ритуалах посещения бани.

Источник статьи: http://batbani.ru/poleznoe-o-baniah/banya-v-russkih-skazkah/

Русские сказки про баню

Сказка про баню, про чертей и солдата Ваню. Автор — Александр Абушенко

Как-то рано, во субботу,

Черти были без работы

И решили прогуляться,

Пошалить да поразмяться.

Вылезли на божий свет,

Краткий сделали совет,

Да ватагой и пошли.

К деревеньке подошли.

А у той деревни, глянь-ка,

Поутру топилась банька.

И народу — никого,

Вот раздолье каково!

Черти сразу осмелели,

Ближе к бане подошли,

Нет на свете дела краше

Чем парная баня наша!

Там полок — под потолок,

Кудри береги браток,

И удобная скамейка

Читайте также:  Срубы бань в чашу и в лапу что это

Да дубовая бадейка.

Вот и глиняная кружка –

Верная кваску подружка

И, конечно, есть у нас

Ковш большой да медный таз.

И хоть без водопровода,

Беспокойства нет про воду:

Речка рядом да мосток,

Можешь прыгать без порток.

Дерево от щелока

Много мягче шелка — то!

Топлена по белому,

Вот уж радость телу — то!

На стене, как на параде,

По ранжиру ровно в ряд

Приготовленные с лета

Чинно веники висят,

Да не сор чтоб выметать,

А здоровье укреплять!

Первый веник от ломоты

После длительной работы,

А другой — и от простуды

И сужения сосудов,

Третий веник чистит поры

Да снимает наговоры.

А еще есть, вот уж диво,

Веник даже из крапивы!

Он четвертый, есть и пятый,

И седьмой есть и двадцатый,

Даже есть и двадцать пятый.

Знать их нужно всем, ребята!

Нет тех веников полезней

От устатку и болезней!

Вот душевная отрада,

Все устроено как надо,

Чистота да красота,

Одним словом — лепота !

И тотчас, без проволок

Черти влезли на полок.

Чтоб сомлевши не уснули,

Ковшик в каменку плеснули

Ну, а баня раз без денег,

Каждый взял с собою веник .

Тут пошли и смех и крик,

Черт же тоже ведь мужик!

Как они уж разгулялись

Точно дети разыгрались!

Окунутся в речку,

Снова ковшик в печку!

Видно, не бездельники!

Мигом пролетел часок,

Да закончился квасок,

И пришлось с полока слезть,

Все же нужно знать и честь

Стали черти чистые,

И совсем не гадкие.

Удивительно, но черти

Так похожи на людей,

Просто, видно их замучил

Этот сатана — злодей!

Ты попробуй сам постой

В третью смену с кочергой

В преисподней у горнила,

Вот уж будет жизнь не мила.

Труд не легче, чем у нас,

То же ведь рабочий класс.

Завернулись в полотенцы,

Вышли важные, как немцы!

А в предбаннике стоит,

Стол простой, да как накрыт!

И не в сказке не сказать,

Ни пером не описать .

Сразу видно, в этот год

Не был голоден народ.

Черти, поняв это дело,

Ко столу. Уселись смело,

Ну, а как народ простой,

Быстро стол уж стал пустой.

Вскорости настал и вечер,

В баньке отыскались свечи,

И решили тут чертишки

Перекинуться в картишки.

Черти, ясно, не тужили

Быстро карты разложили.

Эти в прикуп, здесь гора

Крупная пошла игра .

Вовсе даже не на деньги,

А зачем чертякам деньги?

Шла игра на интерес.

А сдавал там старый бес .

Шум, и гам, и дым стоит

Только старый-то молчит

Трубку курит и не пьет,

И вальтом, — тузов всех бьет!

Знает, что пока тут пир,

Можно выиграть весь мир.

Всех обставив игроков,

Но — до первых петухов.

Тут, на счастье, мимо бани,

Шел солдат служивый Ваня.

И, конечно же, не мог,

Не зайти на огонек.

Он вошел, перекрестился,

Да чертям не удивился,

Потому, что в те поры,

Было их как мошкары.

Огляделся наш Иван

В руки взял свой барабан,

Знал солдат, что для чертей,

Нету музыки страшней !

Черти тут же напугались

Да и мигом разбежались.

Кто под печку, кто куда,

И исчезли, как всегда

По-английски, не прощаясь,

Вроде даже навсегда,

Хоть сомнения нас точат

И смущают иногда.

Вот Иванушка разделся,

Принял баньку, отогрелся

Чай попил, да стал решать

Ждать хозяев, аль не ждать.

Да потом решил не ждать,

Вдруг придется объяснять.

Сгоряча, без разговоров

И по шее могут дать!

Любят все свое добро,

Не проходит зря добро.

Встал солдат, перекрестился

Читайте также:  Как сделать дверь и установить дверь в баню

Да обратно в путь пустился,

Барабан свой не забыв,

И картишки прихватив

( потому, как те картинки –

Были для Руси в новинку )

Но не знал солдат, спроста,

Что колода не проста!

И к кому она приходит,

Тот всегда и верховодит.

Был Ивашка наш рассеян,

И случайно их посеял.

Верьте мне или не верьте,

Где? Не скажут даже черти.

Говорят у нас в народе,

Во саду ли, в огороде,

То ли правда, то ли ложь:

Что посеешь — то и жнешь.

К сожалению, от этих

Старых и забытых дел

И пошел у нас твориться

Передел да беспредел.

То тут правят иностранцы,

То припрутся самозванцы,

Ну, а вовсе не с руки,

Коль свои же, — дураки!

Все они не знают средства,

Раздербанить как наследство,

Драка уж который год,

Виноват — простой народ!

Ну а в чем он виноват ?

Только в том, что простоват !

Ирина, не скажу — отлично, но неплохо! Где-то перекликается со «Сказкой про Федота-стрельца» Леонида Филатова. Спасибо! По народным поверьям, в бане всегда водилась нечистая сила, поэтому нам мимо этой темы проходить нельзя.

Анатолий , не думаю, что это произведение на что-то претендует.

Так или иначе.

На четвертый пар точно уже не пойду!

СПАСИБО Елене.

Ирина! Но ведь всё в тему.

Ох, уж эти черти. не к вечеру будут помянуты.

Чем позже в баню, тем страшнее

Да уж! Чем позже. тем.

Самое надежное — ходить в баню при дневном свете.

Уяснила для себя.

И взяла за табу.

Ну, хотя бы до полуночи.

Хотя. Это — совсем крайний случай.

Это точно — при дневном свете и при открытой двери:

А ещё лучше — вообще не заходить в баню:

Или зайти и тут же выйти:

Главное, чтобы не страшно.

Хотела посоветовать Ирине за компанию идти в баню вместе с ув.Fakel , чтобы был рядом защитник от нечисти сказочной и настоящей, но во время заглянула за аватар ув.Fakel и обнаружила , что это, как «Гусарской балладе» : «девка» , как говорил исполнитель роли Кутузова Игорь Ильинский ( извините , ув. Елена, за такое отступление). Конечно, поход в баню в такой компании нужно совершать днём, чтобы при случае, отбиваться совместно шайками с кипятком от разных «чертей».

Милые Девочки! Спасибо за стихотворение по теме , поднятой нашим Анатолием ( скоро загляну в баньку к нему), и интересными новыми картинками, особенно понравилась чудесная последняя. Всего доброго! С лёгким паром. До встречи, Дейзи.

Елена!

СПАСИБО за участие и картинки замечательные! Впрочем, как всегда.

Маргарита! Добрый день!

С картинками в банной теме — полный порядок!

Главное правило: чем больше и ярче — тем лучше!

Загляните — не пожалеете!

Особенно у Анатолия! У него баня — настоящий «храм»!

Если не «храм», то — музей!

Там уже столько всего.

Добрый день, Ирина!

Об альбомах Анатолия по банной теме я знаю, даже оставляла комментарии, уж, больно интересная раскрытая со всех сторон тема ! А к Вам заглянула просмотреть и ещё хотела оставить отзыв на альбом по бане , в котором Вы представили несколько панно из пластилина. Сейчас сколько не искала — не нашла, не иначе «банные домушники и домовые» утянули.

До встречи в бане !

Маргарита! Добрый день!

С картинками в банной теме — полный порядок!

Главное правило: чем больше и ярче — тем лучше!

Загляните — не пожалеете!

Особенно у Анатолия! У него баня — настоящий «храм»!

Если не «храм», то — музей!

Там уже столько всего.

Источник статьи: http://tunnel.ru/post-skazka-pro-banyu-pro-chertejj-i-soldata-vanyu-avtor-aleksandr

Оцените статью
Про баню