Русский фольклор и баня

Какие существуют мифы о русской бане

Русская баня сегодня — одна из важнейших составляющих национальной идентичности. Мы своей баней гордимся и ее превозносим. При этом в своих представлениях о ней часто заблуждаемся.

Баня – древнеславянская традиция

Это заблуждение сейчас особенно часто можно услышать от родноверов – движения, практикующего «священные знания древних славян». Так вот баня вовсе не была для славян повсеместной.

Баня противопоказана людям, страдающим от хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертоникам в баню путь заказан), кожи, ЖКТ и многих других.

Скорее это чисто российское явление, характерное для средней и северной Руси. Например, на Украине, в Беларуси, в южных районах Брянской области, на Белгородчине чаще всего мылись в избе, в неглубоком долбленном корыте или кадке. Даже мытье в печи, как делали на Руси иногда вместо бани, здесь не использовалось. Кроме того, там почти полностью отсутствует банный фольклор – из-за того, что банная культура была воспринята довольно поздно.

Баня 40 хворей лечит

Как и любое экстремальное воздействие, баня противопоказана людям, страдающим от хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертоникам в баню путь заказан), кожи, ЖКТ и многих других. Как сейчас принято говорить, перед использованием проконсультируйтесь с врачом, и даже если он дает добро – не стоит испытывать себя на прочность с матерыми любителями бани.

Читайте также:  Обшить вагонкой в нутри бани

Лекарь императрицы Елизаветы в заметках о бане называл их безвредным и действенным способом для сохранения здоровья и исцеления болезней и предлагал вместо аптек открывать в Европе для пользы общества русские бани.

Пословицы пословицами, а смерть в бане в русской жизни также была вполне обыденным явлением. Не говоря уже об удобстве бани для свершения тайного убийства. Вспомним, что Нестор пишет о мести Ольги древлянам: она предложила их послам, которые приехали предложить княгине стать женой древлянского вождя, попариться с дороги, а потом заперла и сожгла.

Иностранцы боялись русской бани

Русская баня, наверное, единственная, где тело подвергают воздействию такой высокой температуры. На Украине и в Беларуси чаще всего мылись в избе, в неглубоком долбленном корыте или кадке.

Конечно, для привыкания к такой процедуре необходимо время, но сказать, что все иностранцы боялись русской бани нельзя. Например, лекарь императрицы Елизаветы в заметках о бане называл их безвредным и действенным способом для сохранения здоровья и исцеления болезней и предлагал вместо аптек открывать в Европе для пользы общества русские бани.

А вот, что писал арабский путешественник Ибн-Руста: «Водой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка».

Русские очень любили париться

Скорее для наших предков парилка была не местом наслаждения, а некоторым необходимым очищающим действом. Не зря дух бани – банник – это в поверьях существо очень злое и опасное. По мнению этнографов, такой образ «банника» связан со страхом угореть в дыму или сгореть в огне. Его даже называли крестьянским чертом, а баню – обиталищем чертей.

Этнограф Татьяна Бернштам при изучении поморских верований пришла к выводу, что «поморский банник везде считается очень злым, и в некоторых районах именно его, а не домового, называют хозяином, считая его более опасным, а потому более важным существом». Люди обычно старались задобрить банника, чтобы не уморил. «Маленький, мохнатенький, всех людей уморил и царя не забыл». «Банник человеку не товарищ».

Баня – место блуда

Этот миф появился из-за того, что в русских банях, пока это не запретила Екатерина Великая, мылись одновременно и мужчины, и женщины, а в общественных банях, которые строились в городах были особый обслуживающий персонал – натиральщицы, которые предлагали различные СПА-процедуры. На самом же деле баня рассматривалась как очищающее от блудного греха место. Например, существовал обычай для соблудивших для снятия греха обязательно сходить в баню, а потом прочесть молитву и поклониться образам.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/58845-kakie-sushhestvuyut-mify-o-russkoy-bane.html

Русский фольклор и баня

Поход в баню на Руси связан с ритуалом, который сопровождает множество значимых событий

Русская баня является национальной гордостью россиян. Сегодня это не просто комплекс гигиенических процедур или возможность провести время весело и с пользой для здоровья. Поход в баню связан с ритуалом, который сопровождает множество значимых событий. К примеру, если в семье рождается ребенок, все ближайшие родственники перед встречей с младенцем должны сходить в баню, очиститься. Перед долгим путешествием обязательно нужно попарить косточки в бане. А как же обойтись без бани перед свадьбой? Издревле баня считалась местом, где можно и нужно оставлять болезни, усталость и плохое настроение, забирая взамен здоровье и хорошее самочувствие тела и души. Баня и русский фольклор – это два неразрывных понятия, которые тесно связаны между собой на протяжении многих веков.

В данном материале мы поведаем вам об интересных поверьях, приметах и традициях, связанных с посещением бани. Оказывается, в бане могут жить духи, а ходить в парилку в понедельник, например, считается нарушением древней традиции. Если вам интересно узнать подробнее об этих и многих других моментах, значит, этот материал будет весьма кстати.

Когда нужно ходить в баню?

Итак, начнем с того, когда на Руси было принято ходить в баню. Считалось, что идеальными днями для посещения парилки были четверг, суббота и иногда вторник. По сей день ходить в баню по воскресеньям – не к добру, а к болезням.

Во Владимирской губернии, к примеру, вообще считалось, что мыться в бане незамужним барышням и вдовам грешно. Однако если входить в парилку с молитвой, то на небесах, как говорится, «простят». Ходить в баню в понедельник – это также признак дурного тона, это, якобы, тот день, когда активизироваться может банный домовенок или, как его еще принято называть «банник».

Как гласит поверье восточных славян, банник – это маленький человечек с бородой, которая сверху покрыта плесенью и мхом. Именно с кознями банника связывали раньше обмороки и другие неприятные ситуации, которые происходили в бане. Если кто-то поскользнулся, ударился, обжегся, ошпарился, люди свято верили, что банник таким образом негодует и мстит. Дух выстреливает нагретыми камнями и стучит в стену – так считали на Руси. Вести себя с банниками все пытались крайне осторожно, не шумели и не применяли хлесткое словцо в стенах парилки. Считалось, что если вести себя хорошо в бане, то и домовенок не будет негодовать. Особенно не рекомендовалось входить в баню по понедельникам молодым барышням. Как гласило поверье, «мыть голову девке в понедельник – косы вылезут».

С баней связано много поверий, примет и традиций. К тому же существует такое понятие, как банная магия.

Существуют и особенные, так называемые ритуальные дни, когда рекомендуется париться вениками. Это 23 июня – день Агафены Купальницы, ночь на Ивана Купалу и 26 октября – день Иверской иконы Божией Матери; в этот день в бани нужно приносить целебные травы, чтобы с их помощью выгонять болезни из страждущих. Если люди хотели оздоровиться и избавиться от тяжелых заболеваний, они шли в парилку в Чистый четверг накануне Пасхи, а также по четвергам перед Рождеством Христовым и Троицей.

Банная магия на Руси

Существовало также и такое понятие, как банная магия. Если барышня задумала приворожить молодого человека, она обязана была осуществить следующий ритуал: выдернуть из веника хворостинку, положить ее под порог суженого. После того как парень переступит порог, девица должна была забрать хворостинку и схоронить ее в бане, положив как можно выше. Считалось, чем выше лежит хворостинка, тем более горячим воздухом ее будет обдавать, а молодой человек в то время будет буквально сохнуть по девице.

В банях молодые девицы очень часто гадали. К примеру, находясь в парилке, девушки одновременно высовывали на мороз ладошку или щечку. Если к девичьей части тела прикасалась теплая рука, суженый должен был быть богатым и добрым. Если же прикасающаяся рука бала холодной, то и брак был не самым счастливым. В банях также очень часто читались заговоры над теми, кто болел простудой или лихорадкой. Распарив больного человека, умельцы «правили» кости.

Банник – это маленький человечек с бородой, которая сверху покрыта плесенью и мхом

Вместе с тем баня считалась и местом нечистым. В частности, из-за того, что здесь не было окон, в бане не принято вешать иконы. Следовательно, в парилке может обитать не только один домовенок-банник, а множество нечистых духов: кикиморы, черти, проклятые младенцы и так далее. На Руси также считалось плохой приметой строить дома на месте ранее стоявшей бани.

Среди исконно русских банных табу значится правило не париться после полуночи в христианские праздники без висящего на нити креста, а также в состоянии опьянения. Нарушив эти правила, человек рискует потерять бдительность и стать жертвой нечисти – отсюда и несчастные случаи в банях, внезапные обмороки у крепких мужчин и неожиданные возгорания.

Баня и семья – две святыни

Баня смывает все грехи – это выражение мы используем и по сей день. Для женщины сходить в баню – святое дело, которое позволит ей избавиться от грехов. Так, еще в X веке было принято после ношения младенца загонять молодую маму в баню, чтобы очистить ее духовно и физически закалить.

Сходить в парилку перед свадьбой – святая обязанность русской невесты. В баню ходили и супружескими парами после первой брачной ночи, а также перед венчанием. В русских деревнях была еще одна традиция: перед свадьбой отправлять невесту с матерью жениха в баню. Будущая свекровь, в свою очередь, смотрела, здорова ли будущая супруга сына и может ли эта молодая женщина выносить будущих детей. В деревнях баня была наиболее стерильным местом для родов.

В общем и целом, семья и баня – это понятия неразрывные, ведь правду говорят, что мириться мужу и жене лучше всего в бане. Еще одна важная примета: если собрать веник из семи берез и дать им попариться молодоженам, будущая «ячейка общества» будет дружной и крепкой. Жены, к которым по каким-то неведомым причинам остывал супруг, парились в бане с вениками, изготовленными в ночь на Ивана Купалу. Таким образом, женщины как бы «припаривали» суженых.

Сходить в парилку перед свадьбой – святая обязанность русской невесты

Баня и веники

Существует и отдельная традиция подготовки банных веников. Их заготавливают накануне дня Агафены или Ивана Купалы. Осиновый веник, к примеру, нужно вязать 12 августа, а сушить его необходимо отдельно – после этого такое «орудие» спасало человека от любой порчи и сглаза.

До сегодняшнего дня сохранилась традиция, в соответствии с которой заготавливать банные веники необходимо на полнолуние в четный день. Если человек отправлялся на заготовку веников, он обязательно должен брать с собой собаку. Примета гласит: если пес лаял, когда крестьянин готовил веник, это означало, что такой атрибут банной церемонии (веник) не принесет здоровья.

Немногие знают, что негоже рвать веники с двуствольной березы. Точно так же стоит уберечь себя от вязки веников из березы, которая пережила пожар. Жителям России было запрещено подбирать на дороге веники и даже пользоваться чужими, ведь они могут передать негатив и тяжелые недуги от человека к человеку.

Самый лучший веник – из березы, которая растет над рекой, как бы склонив свои ветви над водной гладью. Березовый веник отлично справляется с болями в мышцах и суставах, а чудодейственный березовый пар отлично влияет на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Еще одно хорошее народное средство от сыпи и различных кожных заболеваний – осиновый веник, которым раньше больше всего парили «слабых на алкоголь» людей. Для лучшей работы мочеполовой системы отлично подходит можжевеловый веничек. Еловый веник – великолепное средство от злых наговоров и порчи с наговорами. Заболевания горла и насморк отлично лечит банька с эвкалиптовым веником, ну а дубовый веник – это отличнейшее средство для повышения мужской силы.

Самый лучший веник – из березы, которая растет над рекой, как бы склонив свои ветви над водной гладью

Когда ставится новая баня, в угол обязательно кладется пахучее мыло, которым задабривается домовой-банник. Под баньку также закапывается несколько монеток, дабы благосостояние семьи росло, а здоровье крепчало.

И наконец, еще одно интересное поверье: на Руси было принято выходить из бани спиной, кланяясь ей за радушие и восхваляя чудодейственное воздействие святого пара. Мало что изменилось и по сей день – люди по-прежнему благодарят баню за спасение души и тела от недугов, переживаний, дискомфорта. Поклонитесь родимой баньке, чтобы в следующий раз она отплатила вам и вашей семье сторицей!

Источник статьи: http://sauna.spb.ru/iskra/russkij-folklor-i-banja.html

История и традиции русской бани: краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Источник статьи: http://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani

Оцените статью
Про баню