Русь про для бани

История и традиции русской бани: краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Читайте также:  Деревянные бани с большим бассейном

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Источник статьи: http://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani

Правильная русская баня

Изначально бани на Руси делались по-черному, то есть внутри деревянного сруба устраивался открытый очаг, заполненный камнями. Причина распространенности такой конструкции — в ее простоте и дешевизне: дерево и камни были единственными общедоступными материалами. Кирпич был дорог. Да и налоги «с дыма» (точнее, с трубы) были обременительны.

Такие бани веками строились по всему Северу и в средней полосе Руси. Пользование баней считалось отличительной чертой русского человека. «Кто в баню не ходит, тот не русский.» Впрочем, в этом смысле под определение «русский» попадали те же татары, башкиры и другие народы, населяющие Русь, по крайней мере, их оседлая часть.

Читайте также:  Хаме паштет срок годности

Бани «по-черному» благодаря их простоте и дешевизне доминировали в России долгие века, а местами сохранились и используются по назначению до наших дней. Причем, именно в виде сруба с очагом, а не в форме туристической палатки с принесенными в нее разогретыми камнями.

Со временем место очага в бане заняла кирпичная печь с дымовой трубой, дым перестал есть глаза, стены, лавки и полки в парной освободились от копоти.

А камни заняли свое «теплое местечко» внутри печи, где могли спокойно набирать жар, не делясь им с потоками воздуха.

Именно это новшество стало отправной точкой рождения традиционной русской бани с ее легким паром.

Классическая русская баня

Русская баня развивалась веками, но совершенства достигла во второй половине XIX века.

Именно тогда сложились идеальные для этого условия. Появился массовый заказчик — вошел в силу «крепкий мужик». Этот представитель, как принято сейчас говорить, «среднего класса» мог позволить себе главную доступную на селе радость — добротную баню. Наличие хорошей бани стало престижным. Банькой кичились, привечали дорогих гостей.

Рост спроса совпал по времени с наибольшим размахом отхожих промыслов, набрали силу и сноровку артели строителей и печников. Именно тогда в большом количестве начали строиться, а главное, совершенствоваться бани элитной, как сказали бы современные риэлторы, категории.

В результате появилась принципиально новая баня, отличавшаяся от предшественниц легким паром. Такие бани строились уже не только для того, чтобы очистить тело от грязи и хвори, но и для того, чтобы получить при этом максимум удовольствия, да к тому же — показать свою значительность. Родившееся в ту же пору пожелание «с легким паром» первоначально носило явный оттенок уважительного признания состоятельности хозяина.

К концу века отработанная технология распространилась по всей России, исключая, разве что, ее южную часть. И стала доступна уже не только богатейшей части населения. Пусть «труба пониже, да пар пожиже», но банька с легким паром появилась на задворках почти каждого деревенского дома, между кустами бузины (этими ягодами начищали самовары) и делянкой конопли — сырья для мешковины, дерюги, веревок, конопляного масла, олифы.

Русская баня достигла совершенства, получила широкое распространение и вошла в традицию, стала неотъемлемым элементом русской культуры.

Недаром в те времена с Россией ассоциировались мороз, баня, медведи, квас, и лишь чуть позже — балет.

Главный секрет легкого пара: тот, кого парят, находится в мягких комфортных условиях, а банщик (тот, кто парит) «зачерпывает» вениками жар из-под потолка. Процедура длится гораздо дольше, чем если бы воздух был равномерно прогрет по всему объему парилки. Дыхание не затрудняется, слизистые не страдают, голова не перегревается.

Как работает русская баня

Итак, использование кирпичных печей с камнями внутри дало толчок созданию «русской парилки». Кирпичная печь отделяет раскаленные камни от помещения парилки. Стенки массивной кирпичной печи нагреваются не сильно, конвекция вокруг стенок незначительна, поэтому воздух в парилке прогревается примерно до 50°C. Если при такой температуре влажность воздуха невысока, то в ней будет приятно тепло, но не жарко. Находиться в такой парилке можно часами, как в турецкой бане.

Перед началом парения дверца каменки открывается, туда небольшими порциями набрасывается кипяток, и под потолком образуется слой перегретого, не видимого глазом пара. Подчеркну, не «тумана», который идет из носика чайника при кипении воды, а перегретого пара, который образуется, когда плещешь крутой кипяток на раскаленные до темно-вишневого цвета камни. Такой пар отдает телу жар, но не затрудняет дыхание.

В этом и состоит главный секрет легкого пара: тот, кого парят, находится в мягких комфортных условиях, а банщик (тот, кто парит) «зачерпывает» вениками точно дозированные порции жара из-под потолка и направляет его в нужные места. Процедура длится гораздо дольше, чем если бы воздух был равномерно прогрет по всему объему парилки. Слизистые абсолютно не страдают, голова не перегревается. За время процедуры можно успеть хорошо промассировать и прогреть все проблемные места. А при закалке можно безболезненно (и безопасно!) достичь гораздо более высокой температуры тела, чем в той же сауне.

Если в процессе сеанса пара не хватает, его всегда можно добавить, поддав в каменку очередную порцию кипятка.

Естественно, к концу сеанса пар начинает остывать, смешиваться с воздухом парной, температура на полке поднимается. Поэтому после сеанса парилка тщательно проветривается, и для следующего сеанса пар готовится заново.

В традиционной русской бане, в отличие от всех других видов бань, окружающий тело воздух не вызывает сам по себе интенсивного потения, а лишь способствует быстрому испарению пота и охлаждению тела. Интенсивное потение вызывается перегретым паром, который направляется в нужный момент и в нужное место. То есть процесс парения в русской бане — активный, управляемый. Он легко сочетается с массажем, может меняться по интенсивности, может быть направлен на конкретные области тела. Если добавить к этому различные веники, душистые сборы, притирания и тому подобное, становится ясно, что никакая другая баня не имеет такого богатого спектра воздействий на человека.

Главные преимущества традиционной русской бани: ее мягкость, комфортность; управляемость процесса парения; разнообразие банных процедур.

Требования к парилке

Итак, чтобы получить эффект легкого пара, необходимо, как минимум, выполнить следующие условия:

  • нужен источник перегретого пара;
  • объем слоя пара должен быть достаточным для сеанса парения;
  • должна иметься возможность быстрого проветривания между сеансами;
  • в протопленной парилке после проветривания должна устанавливаться температура около 50°C при естественной влажности;
  • в парилке не должно быть сквозняков и конвективных потоков.

Размеры парилки

Начнем с высоты потолка. Определить ее помогут следующие соображения:

  • под потолком должно быть достаточно места для пара — чем больше толщина слоя, тем он устойчивее;
  • чтобы «черпать» пар на всю толщину слоя, парильщик должен свободно доставать веником до потолка, хотя бы с приступки.

Легко подсчитать, что оптимальная высота составляет 2,5–2,7 метра. Если баней пользуются высокорослые, выше метра восьмидесяти, потолок можно соорудить и на высоте до трех метров. Тогда надо сделать полок повыше и предусмотреть вторую приступку. Делать потолок ниже 2,5 метров не стоит, так как слой пара будет слишком мал и очень неустойчив.

Размер парилки должен быть достаточно большим, чтобы объема парового слоя хватало на сеанс. С другой стороны, если парилка слишком велика, много пара будет теряться впустую, к тому же будет труднее управлять процессом, особенно при использовании некоторых приемов. Многолетний опыт показывает, что оптимальный для семейной парилки размер — от 3×3 до 3,5×3,5 метра.

Читайте также:  Массажеры для бани ручные

Делать парилку размерами меньше 2,5×2,5×2,5 метра не стоит, так как объем запасаемого на сеанс пара будет недостаточным, а слой пара — неустойчивым.

Окна, двери, продухи в русской бане

Чтобы исключить сквозняки и обеспечить возможность быстрого проветривания, необходимо предусмотреть в парилке правильные дверь, окно и продух.

Прежде всего, дверь. Она должна быть низкой, чтобы не выпускать накапливающийся под потолком пар, а порог двери должен быть достаточно высок, чтобы более холодный воздух из соседнего помещения не поникал в парилку и не создавал сквозняк. Обычно высоту дверного проема берут 1,8 метра от пола, ширину — 60 сантиметров, а высоту порога — 25–30 сантиметров. Чтобы не выпускать пар сквозь неплотности двери, нужен хороший уплотнитель. Как правило, это набитый по периметру войлок.

Окно в парилке, чтобы не выпускать пар, делают очень низким, нижний край — не выше одного метра от пола. Размер окна обычно 40×50 сантиметров. Окно должно иметь двойную раму (стеклопакет), открываться наружу и плотно закрываться.

Кстати, не надо забывать и про потолок парилки. Чтобы не выпускать жар, он не должен иметь щелей и должен иметь хорошую теплоизоляцию.

Теперь посмотрим, как лучше проветрить парилку и наполнить ее свежей порцией воздуха с улицы. Для этого лучше всего вверху, под потолком, открывать отверстие (продух) на улицу и одновременно окно. Продух — это круглое или квадратное отверстие примерно 15×15 сантиметров, которое плотно затыкается обитым войлоком деревянным чурбаком с ручкой для вытаскивания.

Если парилка и моечная в бане разделены, можно проветривать парилку сквозняком, открывая одновременно дверь в парилку и окна в парилке и моечной. При этом окно в моечной должно быть выше, чем в парилке. Однако это по многим причинам хуже.

Печь, каменка в русской бане

Печь в русской парилке — главная ее часть. Именно она определяет возможность создания легкого (перегретого) пара и сохранения в парилке комфортной температуры 50±5°C и естественной влажности наружного воздуха. Температура стенок таких печей не должна превышать 80°C (рука еще недолго терпит): в этом случае печь не создает конвективных потоков и практически не греет воздух. Инфракрасное излучение печи нагревает стены, пол и потолок парилки. Температура камней в каменке должна быть не менее 300°C (больше можно, но это излишний расход энергии).

Посмотрим, какие особенности конструкции печи позволяют выполнить эти противоречивые условия.

Очевидно, что печи с открытой каменкой для этой цели не подходят, так как над нагретыми камнями образуется мощный конвективный поток, который нагревает, перемешивает и высушивает воздух в парилке. К тому же, камни в такой каменке невозможно разогреть до необходимой температуры.

Не подходят и печи с закрытой каменкой, но с металлическими стенками, также по причине сильной конвекции и высушивания воздуха. Исключение — печи с достаточно хорошей теплоизоляцией наружных стенок от каменки либо облицованные снаружи кирпичом. Критерий: температура стенки протопленной печи не должна быть выше 80°C.

Наилучшее решение — кирпичная печь с закрытой каменкой. Такая печь позволяет раскалить камни до нужной температуры. При этом благодаря относительно низкой теплопроводности кирпича наружные стенки печи не перегреваются и не создают конвективных потоков воздуха. Кроме того, массивная кладка долгое время сохраняет постоянную температуру и быстро восстанавливает микроклимат в парилке после проветривания, нагревая поверхность стен своим инфракрасным излучением.

Остается определиться со способом прогрева каменки. Существует два варианта: прямой прогрев, когда топочные газы проходят непосредственно через каменку, и косвенный, когда камни изолированы от топочных газов — лежат на поддоне, обогреваемом обтекающим его жаром. У каждого из способов есть плюсы и минусы. При косвенном нагреве камней они всегда остаются чистыми, к тому же печь можно подтапливать и в процессе парения. Но такие печи массивнее, менее экономичны, и камни прогреваются гораздо дольше. Прямой нагрев камней быстрее, экономичнее, печь с прямым нагревом компактнее, но каменку в случае использования твердого топлива перед парением необходимо прочистить: пролить большим количеством кипятка, после чего проветрить парилку. И топить такую печь в процессе парения нельзя.

Топливо для печи роли практически не играет. Это может быть твердое топливо — дрова, уголь, торф, брикеты. Или газ. Или даже электричество.

Зимой баню лучше протапливать дважды — накануне вечером и в день бани с утра. Если Вы топите печь с прямым нагревом камней твердым топливом (предпочтительно сухими березовыми дровами), в качестве последней порции топлива воспользуйтесь сухими осиновыми дровами. При этом из каменки и дымохода выгорит и уйдет с дымом большая часть сажи, смол, дегтя и прочистить каменку будет проще.

Полок, приступки, обшивка в русской бане

Полок, на котором парят, должен быть широким (около 90 сантиметров) и длинным — около 2,5 метров, чтобы между телом и стеной парилки оставалось достаточно места для веника.

Высота полка — около 70–80 сантиметров от пола или приступка, с которого действует банщик.

Для любителей просто погреться можно сделать второй (сидячий) полок — поуже и расположенный повыше, на высоте около 1,2 метра от потолка.

Вдоль полков обычно устраивают приступки — толстые широкие доски на всю длину полка, с которых взбираются на полок и/или парят. Зачастую приступки делают съемными, сдвижными или откидными.

Для изготовления полка с приступками и обшивки стен парилки лучше всего подходят доски, изготовленные из осины, заготовленной весной, в самом начале сокодвижения, и выдержанные под навесом до полного высыхания. Такой материал по прочности и влагостойкости не уступает лиственнице и дубу, а по теплопроводности — липе.

Из этого же материала лучше делать и полы. Полы делают плотно сбитыми, чтобы не протекала вода.

Если осиновых досок нет, можно ограничиться липой, на худой конец, другой лиственной древесиной. Хвойная древесина не годится категорически.

Мыльня в русской бане

Об этой части бани совсем коротко. Каждый обустраивает это помещение на свой вкус. Но необходимыми атрибутами мыльной должны быть: хотя бы один удобный топчан для массажа и обертывания, душ и единственный заимствованный у современной бани полезный элемент — бачок для окатывания холодной водой.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/poweredhouse/pravilnaia-russkaia-bania-5f96b7d7b2613332b036b633

Оцените статью
Про баню