Самые старые бани россии

Пять самых знаменитых бань в истории России

В Древнем Риме бани играли не только гигиеническую, но и социальную и даже политическую роль. До нас дошли, как минимум, термы Каракаллы. В России бани были все-таки больше местом помывки, хотя некоторые из них приобрели практически культовый статус.

Сандуновские бани

Пожалуй, самый известный российский помывочный комплекс. Построен актерами придворного театра императрицы Екатерины II Силой Сандуновым и Елизаветой Урановой на деньги, вырученные от подаренных императрицей на свадьбу бриллиантов. Пара переехала из Санкт-Петербурга в Москву, где и построила в 1808 году бани, старейшие в городе.

Бани в каком-то смысле следовали римской традиции, соединяя место гигиены, клуб и поликлинику. Сюда захаживала грибоедовская и пушкинская Москва, по выражению Гиляровского. Бывал и сам Александр Сергеевич, парился с вениками, после чего окунался в купель со льдом.

Сандуны стали первой баней со специальными мужским и женским отделениями, раньше все мылись вместе. Был общий зал и комфортабельные номера, а барышни могли посещать баню вместе с ручными собачками. Бани стали одной из причин размолвки и развода супругов — Уранову не устраивало, что половина инвестиций была ее, а все знали только про Сандунова.

Читайте также:  Можно ли пойти в баню если температура

В 1896 году новые хозяева модернизировали и перестроили Сандуны, поразив московскую публику. Архитектора пригласили аж из Вены. Электрическое освещение, американские фильтры для очистки воды и другие технологические решения сделали из Сандунов передовое предприятие того времени.

В СССР бани не утратили своего культового статуса, укрепленного в том числе съемкой в двух фильмах Сергея Эйзенштейна, а в конце восьмидесятых — «Красной жарой» с Арнольдом Шварцнеггером. Сегодня Сандуны продолжают действовать.

Хлудовские (Центральные) бани

Конкурировали за высокопоставленную публику с Сандунами. Названы по фамилии первого владельца — купца Герасима Хлудова, построившего их в 1889 году. Место было историческим, раньше здесь находились бани, где мылись сотрудники пушечно-литейного двора.

Хлудовские бани роскошью и технологиями не уступали Сандунам, хотя цены здесь начинались от 5 копеек и достигали 10 рублей за отдельный номер в три комнаты. Было отдельное детское отделение с игрушками и отдельной банщицей для каждого дитяти. После 1917 года бани стали именоваться «Центральными». В 1924-1925 годах здание бывшего доходного дома Хлудова занимал Московский коммунальный музей. В Центральных банях работала первая в стране механическая прачечная и первые в Москве крытые плавательные бассейны. Центральные бани закрылись в девяностые годы, в 1993-м был пожар, сейчас здесь ресторан.

С Хлудовскими банями связана детективная история. Перед Первой мировой войной для бань заказали три золотых тазика общим весом 10 кг и сорок серебряных. В войну они хранились в банке, после революции судьба неизвестна. В 1918 году чекисты провели обыск в банях, вскрывали пол, но ничего не нашли.

Селезневские бани

Вторые по возрасту после Сандунов, построены в 1851 году. Здесь была самая большая купель в Москве. Принадлежали купцу второй гильдии Крашенинникову. Состояли из двух корпусов: Дворянского и Простонародного. У бань нет фундамента, они стоят на дубовых сваях. Славились «селезневским паром», который сохранился до сих пор и находится в фаворе у ценителей.

Краснопресненские (Бирюковские) бани

В их оформлении использовано панно «Лебеди» Михаила Врубеля. Бирюков носил звание «банного короля» и имел с бань на Пресне 25 тыс. рублей в год. Бани обслуживали дворян и простонародье в разных отделениях. Во время боев 1905 года здесь располагался госпиталь повстанцев.

В настоящее время бани расположены на другом месте, ближе к метро вследствие прошедшей реконструкции в советское время. «Новые» Краснопресненские бани построены по индивидуальному проекту, что было редкостью в СССР. Бани получили Госпремию Госстроя. Аналогичный проект использован в поселке Тында. В девяностые Краснопресненские бани стали местом расстрела нескольких преступных авторитетов.

«Круглые бани» Санкт-Петербурга

Известны как «баня-шайба», расположены в историческом районе северной столицы. По данным краеведов, на этом месте с 1882 года работали одноэтажные бани.

История «круглых бань» началась в 1927—1930 годах, став примером супрематизма в архитектуре. Бани оснащены открытым бассейном в центре, функционирующим в любое время года. «Баня-шайба» работала во время Ленинградской блокады, с перерывом с осени 1941 по апрель 1942 года. В настоящее время реконструированное здание принимает посетителей.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/85762-pyat-samykh-znamenitykh-ban-v-istorii-r.html

Пять исторических бань Москвы

Театр, любовь, Пушкин и «Красная жара»: Сандуны

Фото: shutterstock.com

История Сандуновских бань началась с любви. Как рассказывают, красивое чувство зародилось между актерами придворного Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге Силой Сандуновым и Елизаветой Урановой. Все бы было хорошо, однако к прекрасной певице воспылал чувствами граф Безбородко, который подарками и уговорами хотел переманить красавицу к себе, а соперника даже сослал подальше от столицы. Однако Елизавета Уранова была барышней настойчивой и сумела донести свое прошение до Екатерины II. В итоге все закончилось хорошо, актеры поженились и жили долго и счастливо, но уже в Москве. Именно тут Сила Сандунов и решил открыть бани (по одной из версий, чтобы сделать подарок супруге). Так в 1808 году появились Сандуновские бани, где могли помыться и приятно провести время представители всех сословий.

Здание по тем временам было необыкновенное – каменное, что сразу выделяло его на фоне деревянной Москвы. Сюда приходил Пушкин, а позднее – Чехов и Шаляпин, который, кстати, утверждал, что бани очень полезны для восстановления голоса после выступлений. Интерьеры их уже при Сандунове располагали к тому, чтобы не только помыться, но и пообщаться. А когда в конце XIX века Сандуновские бани перешли в руки Алексея Ганецкого и его жены Веры Фирсановой, здесь были созданы настоящие дворцовые покои с залами для самого разного времяпрепровождения.

В бассейне Сандуновских бань снимлся «Броненосец Потемкин», а гораздо позже местные интерьеры использовали в съемках «Красной жары», «Мастера и Маргариты», «Статского советника» и многих других фильмов.

Сегодня Сандуны вернули прежнюю славу и снова принимают гостей, которые не могут отказать себе в удовольствии попариться в двух шагах от Кремля.

Три речки, Наталья Гончарова и уникальный пар: Селезневские бани

Фото: wikipedia.org

Говорят, бани стояли на этом месте еще в XVIII веке. Известно, что их посещала и супруга «солнца русской поэзии» – Наталья Гончарова. Комплекс, который можно видеть сегодня, был построен в 1888 году по эскизам архитектора Александра Попова. Он состоял из двух корпусов: один предназначался для дворян, а второй – для простых москвичей. Бани не имеют фундамента, а стоят на дубовых сваях. Воду для них брали из расположенных рядом прудов на реке Неглинной. Под самими же банями протекало сразу три реки – Синичка, Ленивка и Селезневка. Последняя, возможно, и дала имя баням, хотя не стоит исключать, что они были названы в честь улицы, на которой находились.

В советские годы сюда любили приходить преподаватели Московского института транспорта и служащие Театра Советской армии. Знатоки сообщают, что именно в этих банях находится самая большая в столице купель. А еще здесь принято нахваливать знаменитый «селезневский» пар, который появляется благодаря специальной печи.

Переселенцы, студенты и купцы: Ржевские бани

Фото: shutterstock.com

Своим появлением Ржевские бани обязаны депутату Московской городской Думы Ивану Малышеву. Именно благодаря ему это заведение открылось в 1888 году.

Новые бани были построены рядом с рекой Напрудной на том самом месте, где прежде стояли старые. Земли эти со второй половины XVII столетия выделяли для переселенцев, среди которых, возможно, были и выходцы из Ржева. Скорее всего, именно от них бани и получили свое имя.

На рубеже веков заведение было весьма популярным: в бани приходили купцы, студенты, простолюдины, поэты, писатели и художники. В результате образовался своего рода клуб, где не меньше самих банных процедур ценили общение. Завсегдатаи «Ржевских» отмечали хорошие парилки и каменки. Парились здесь и в советские времена – и особенно нахваливали местных массажистов. Сегодня Ржевские бани продолжают пользоваться популярностью у любителей пара, процедур омоложения и оздоровления.

Прачечная, Юрий Гагарин и Юрий Никулин: Усачевские бани

Фото: wikipedia.org

Усачевские бани были построены как часть жилого массива «Усачевка», который вырос в 1920-е годы в Хамовниках и стал образцом конструктивистского стиля. К сожалению, проект не предусматривал ванные комнаты в большинстве квартир, поэтому и встал вопрос о строительстве общественной бани. Возводить ее начали в 1931 году, а первые посетители оценили местный пар уже в 1934-м. В те годы она стала одной из самых крупных бань в Москве, где было не только банное отделение, но и работала прачечная. Посетители приходили разные. Жилой комплекс «Усачевка» строился к 10-летию Октябрьской революции для «старых большевиков», но потом квартиры там стали получать и работники фабрики «Каучук», которая находилась рядом. Позднее среди посетителей бани были первый космонавт Юрий Гагарин и любимый многими поколениями актер Юрий Никулин. Сейчас она вновь открылась после реконструкции, хотя интерьеры там сильно изменились. Ну а комплекс «Усачевка» признан ценным архитектурным ансамблем, который не подлежит сносу. Так что можно и попариться в современном комплексе, и познакомиться с историей архитектуры.

Советский стиль и соль с медом: Варшавские бани

Фото: mos.ru

Варшавские бани можно назвать сравнительно молодыми: они появились на карте Москвы в 1938 году. Надо сказать, что в советское время строительство бань было поставлено на поток. В Москве открылись не только Варшавские, но и Донские, Воронцовские, Дорогомиловские и другие бани. Конечно, той красоты, что есть в Сандунах, здесь не найти. Варшавские бани оформлены в стиле минимализма и с нотами определенной пролетарской строгости. Красный кирпич, из которого возведен комплекс, напоминает и заводское здание, и школу советского периода.

В 2012 году бани к радости местных любителей такого досуга были открыты после реконструкции. Сейчас здесь можно устроить парение на любой вкус, например, с медом или солью. На четырех этажах разместились мужское и женское отделения, а также бани разных народов мира.

Источник статьи: http://moscowseasons.com/articles/gid-po-samym-izvestnym-banam-moskvy/

О знаменитых московских банях и их посетителях

Бани — целый пласт московской жизни. Они во все времена были необходимостью, развлечением, удовольствием. Их воспевали, о них слагались легенды. МОСЛЕНТА вспоминает знаменитые городские бани и занятные истории, связанные с ними.

Челышевские, Тихвинские, Чернышевские

В стародавние времена в Москве было великое множество бань. Уместно вспомнить городского бытописателя Владимира Гиляровского молвившего, что «без бань Москва — не Москва».

Рука так и тянется начать со знаменитых Сандунов, но о них позже. Сначала вспомним заведения, которые, как говорится, были — но сплыли. Вернее, их смыло беспощадное время.

Кто нынче помнит Челышевские бани, в простонародье Челыши, стоявшие на месте нынешней гостиницы «Метрополь»? А ведь когда-то сюда валом валил народ. Воду в бани сначала подавали из расположенного рядом глубокого колодца при помощи журавля, а позже стали брать ее из Мытищинского водопровода.

Кстати, бани обычно строили у рек, прудов и прочих водоемов. Чиста ли была та вода? Наверняка не всегда. Но люди жили — не тужили. И парились с блаженной улыбкой, не думая о микробах-паразитах. А многие о них и вовсе не ведали…

Давно закрыты Тихвинские бани, хотя сохранилось отменное здание-то на скрещенье четырех улиц — Палихи, Тихвинской, Сущевской и Перуновского переулка. А вот от Чернышевских бань, располагавшихся в Брюсовом переулке, что недалеко от Тверской улицы, не осталось ни следа. Они, горемычные, дожили до 70-х годов прошлого века. Известно, что до революции содержал их врач-гинеколог Аркадий Звездин. Он придумал специальные лечебные водные процедуры для женщин. И сия услуга пользовалась немалым успехом.

Банщики и «кусочники»

Ходить в баню — превеликое удовольствие, но работать там было тяжко, врагу не пожелаешь. С раннего утра до позднего вечера банщики — голые люди в одном коротком фартучке — бегали в облаках горячего пара от клиента к клиенту. Целый день, абсолютно мокрые, выбегали они наружу по разным надобностям — в жару, в стужу. Им надобно было не только мыть-парить посетителей, но и бегать за дровами, топить печь, убирать зал…

Владельцы бань обыкновенно не кормили работников, да и жалованья никакого они не имели — только чаевые. Твердой таксы тоже не существовало — кто сколько даст. Однако не все монеты оставались в кармане банщика, половину чаевых нужно было отдать хозяину или его помощнику — «кусочнику».

«„Кусочники“ жили семьями при банях, имели отдельные комнаты и платили разную аренду, смотря по баням, от двадцати до ста рублей в месяц. В свою очередь, раздевальщики, тоже не получавшие хозяйского жалованья, должны были платить „кусочникам“ из своих чаевых разные оклады, в зависимости от обслуживаемых раздевальщиком диванов, углов, простенков, кабинок. „Кусочники“ должны были стирать диванные простыни, платить жалованье рабочим, кормить их и мальчиков, а также отвечать за чистоту бань и за пропажу вещей у моющихся в „дворянских“ банях».

В.Гиляровский «Москва и москвичи»

Кстати, проблема воровства в банях была довольно серьезная. Существовали даже специальные корпорации «банных воров», у которых был богатый арсенал. Вот один из их методов, рассказанный Гиляровским:

«Моющийся сдавал платье в раздевальню, получал жестяной номерок на веревочке, иногда надевал его на шею или привязывал к руке, а то просто нацеплял на ручку шайки и шел мыться и париться. Вор, выследив в раздевальне, ухитрялся подменить его номерок своим, быстро выходил, получал платье и исчезал с ним. Моющийся вместо дорогой одежды получал рвань и опорки».

Если вора ловили, то пощады не было — его раздевали и привязывали к столбу у выхода. И каждый, кто пострадал от краж, вымещал на нем свое негодование. И лишь потом изрядно побитого похитителя отправляли в полицейский участок.

Где мылся Наполеон

«По другую сторону Неглинки, в Крапивинском переулке, на глухом пустыре между двумя прудами, были еще Ламакинские бани, — писал Гиляровский. — Их содержала Авдотья Ламакина. Место было трущобное, бани грязные, но, за неимением лучших, они были всегда полны народа».

Были в Москве Палашевские бани — возле гостиницы «Англия», недалеко от Пушкинской площади, Каменновские — за Каменным мостом, недалеко от места, где потом возвели Храм Христа Спасителя. А еще — Устьинские, стоявшие при впадении Яузы в Москва-реку. Как вспоминали современники, были «они не высокого разряда, но с отличной деревянной парилкой». Однажды там произошла небывалая драка — хулиганы перебили окна, и публика разбегалась в панике голая…

Вспомним и еще одну баню — Волконскую, находившейся между Садовой-Самотечной улицей и Первым Волконским переулком. Существует легенда, что здесь в 1812 году совершал омовение сам император Наполеон Бонапарт. Может, и не было такого, но его солдаты запросто могли здесь смывать грязь и пороховую копоть, когда после Бородинского сражения вошли в Москву. Страшно подумать, сколько же воды потребовалось для тысяч французских вояк?!

Дамы с собачками

Главным банным днем были суббота и время перед праздниками. Тогда в банях становилось необычайно людно, а у кранов скапливались толпы людей с мылом и мочалками.

Ну ладно: помылись-попарились. Что дальше? В так называемых «дворянских» отделениях можно было отдохнуть, выпить чаю, да не простого, а на целебных травах. Заодно мужчины могли побриться — постричься или избавиться от мозолей.

В женских отделениях заваривали целебные травы, делали различные притирания, мыли голову всевозможными снадобьями. Иной раз использовали необычные жидкости, например, керосин, который считался хорошим средством для ращения волос.

В те времена баня служила, своего рода, филиалом больницы. Недужные посетители заказывали себе банки, кровопускание, лечили и удаляли зубы. В роли медиков выступали не только фельдшеры и цирюльники (почти профессионалы!), но и бабки-костоправки. Ну, а парильщики становились массажистами. Впрочем, слова такого в те времена не знали…

Со временем в банях появились семейные отделения, куда почтенные отцы приходили вместе с женами и детьми. А случалось, в заведение приезжали не только люди, но и звери, например, маленькие собачки. Их мыли господские слуги, часто в одном отделении (!) с дамами. И это не считалось нонсенсом.

Едва ли не самые старые бани в столице — Селезневские, или Селезни. До революции их называли еще и Самотецкими. На фасаде красного одноэтажного особняка на Селезневской улице четыре цифры: «1851». Это — год их основания, то есть, по возрасту бани вторые в Москве после Сандунов. Однако, несмотря на более чем солидный возраст, бани, по-прежнему в строю. Легендарное заведение, как считается, с самой большой купелью в городе.

Еще одна старинная баня — Ржевская в Банном проезде (прежде — Корзуновский переулок). Выстроил ее купец Иван Малышев в 1888 году. Кстати, этот предприимчивый господин владел и другими московскими банями — в Неглинном проезде и на Красносельской улице. Поначалу назывались бани по имени владельца — Малышевские. Потом величали их Крестовскими, а при Советской власти к старым стенам прикрепили простенькую табличку: «Банный комплекс № 3 Дзержинского района г. Москвы». В 1947 году — 70 лет назад — заведению дали нынешнее название.

«Лебеди» Михаила Врубеля

Неподалеку от Ржевских стоят бани Астраханские, в Астраханском же переулке. Они тоже располагаются в здании, построенном в конце XIX века. Когда-то оно принадлежало акционерному обществу Московской паровой прачечной и торговых бань. Потом дали им имя стандартное, обезличенное: «Бани № 2 Щербаковского коммунального треста».

И сейчас Астраханские, несмотря на солидный возраст, зазывают гостей. Так же, как и Ямские, Лефортовские, Покровские бани. А вот от Кадашевских бань, бывших «Европейских», славившихся необыкновенной парилкой, остался только крепкий двухэтажный дом красного кирпича в стиле модерн. Нынче там — апартаменты.

С Краснопресненскими банями — другая история. Они, как-бы есть, но на другим месте, а именно в Столярном переулке. Со старыми, расположенными на углу Пресни и Дружинниковской улицы, их объединяет только название. А когда-то вход в то, историческое, но давно разрушенное заведение украшало керамическое панно «Лебеди», созданное знаменитым Михаилом Врубелем.

Теперь — о самом известном, почитаемом истинными любителями «банного искусства» заведении — Сандунах. Про них уже столько сказано и написано, что добавим лишь самую малость. Точнее напомним.

Основали бани не москвичи, а петербуржцы — театральные артисты Сила Сандунов (Зандукели) и Елизавета Уранова. Продав подаренные им на свадьбу императрицей Екатериной Великой драгоценности, они переехали в Белокаменную, выкупили участок земли по берегу реки Неглинной и построили тут заведение.

Потом бани несколько раз меняли своих ничем не примечательных владельцев, но сохраняли название. В конце XIX века Сандуны — скромные, но уютные — перешли к Вере Фирсановой, женщине богатой и энергичной. При ней случилась коренная перестройка бань, впрочем иницатором выступала не сама домовладелица, а ее супруг Алексей Ганецкий.

Благодаря усилиям Ганецкого, Сандуны превратились в настоящий дворец, архитектурное и инженерное чудо, одно из украшений Москвы. Это не просто памятник архитектуры на Неглинной, дом, где моются, парятся, да наливаются силой. Считается, что Сандуны приносят удачу. Прежде невесты приходили в бани накануне свадьбы и мылись из серебряной шайки. Такой ритуал сулил удачное замужество.

Кто здесь только не бывал из знаменитостей — и Чехов, и Маяковский, и Шаляпин, называвший Сандуны «царь банями». Он даже пел здесь — акустика-то чудесная! Слушать его сбегался весь банный персонал.

Во времена Гиляровского приходил в бани на Неглинной актер Иван Григоровский. Личность легендарная. К тому времени он был даже не старый, а уже древний — почти столетний. Знакомец самого Пушкина, между прочим. Так вот, лицедей приходил в Сандуны каждый день ранним утром. Накупавшись, доставал маленького «жулика» (сейчас сказали бы чекушку), выпивал водочки и, крякнув, закусывал изюминкой.

Хлудовские бани, которые в советские времена переименовали в Центральные, основал купец Герасим Хлудов. Между прочим, его детище не уступало Сандунам — так же поражало архитектурой и внутренним убранством. Завсегдатаями были солидные промышленники, купцы, люди искусства. Облюбовали хлудовские бани — так по старинке многие называли их и в советские времена — и спортсмены. Часто бывали здесь, в Театральном проезде, футболисты московских команд ЦДКА и «Спартак».

При банях было даже детское отделение с игрушками и закрепленной за каждым ребенком банщицей. Еще одна затейливая деталь — на Хамовнической набережной летом работал «пляжный филиал» бань. Сюда с Финского залива специально доставляли белый песок.

С Хлудовскими банями связана мистическая история. При их открытии в 1893 году пожилая цыганка напророчила, что заведение просуществует сто лет. Удивительно, но так и произошло. В 1993 года в банях случился пожар, который уничтожил интерьеры и фасад. Многие мечтали, что последует восстановительный ремонт, и Центральные снова откроют свои двери, но увы, этого не произошло. Сейчас в бывших Хлудовских банях — ресторан. И вместо плеска воды играет музыка. Кому-то весело, а бывшим посетителям бань — грустно.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/moslenta/o-znamenityh-moskovskih-baniah-i-ih-posetiteliah-5d31c45ef2df2500aecd1add

Оцените статью
Про баню