Сандуновские бани история возникновения

Романтическая история Сандуновских бань, в которые захаживал сам Пушкин

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Актёрский роман и влюблённый граф

Основателями Сандуновских бань стала влюбленная парочка актеров из театра Екатерины II. Сила Сандунов и Елизавета Уранова познакомились на сцене и между ними вспыхнула искра. Но для их любви возникла серьёзная преграда. Граф Безбородко, побывав на спектакле и увидев Лизу, увлёкся ей. Вначале он пытался понравиться красавице, дарил ей подарки и вкладывал в букеты деньги. Однако, актрису это не впечатляло, она решила связать свою жизнь с Силой. Узнав об этом, граф принял кардинальное решение: отправил молодого соперника в Херсон, а Елизавету решил тайно привезти в свои покои.

Но Лиза решила противостоять барской воле. Как-то в опере прямо со сцены актриса спела песню о девичьей доле, рассказала о барине, который при помощи подарков и денег пытается соблазнить молодую красавицу. В завершении своего выступления она протянула жалобу императрице. Екатерина прониклась сочувствием к актрисе и приказала Силу Николаевича вернуть на сцену, а молодых повенчать.

В феврале 1781 года сбылась мечта молодых — Лиза стала Сандуновой. Однако графа это не остановило, он решил продолжать добиваться взаимности от девушки. Он задаривал ее дорогими подарками, в том числе и бриллиантовыми украшениями. Чтобы быть подальше от навязчивого ухажера, молодая парочка решила сменить место жительства и перебралась в Москву. Однако условия, в которые они попали, были далеки от идеальных.

Новые московские бани

Когда супруги купили дом, оказалось, что в доме нет бани. Сила Николаевич захотел угодить молодой супруге и соорудить прекрасную баню. И тут у него в голове возник вопрос, а что если построить общественную баню. Ведь на этом можно было неплохо заработать. Собрав подарки от незадачливого поклонника, супруг возвел баню, которая в честь его получила название Сандуны.

Вот так в 1808 году появились первые Сандуновские бани. В то время на строение смотрели как на чудо. Владелец постарался предусмотреть все. Во-первых, здание было каменное, что предохраняло его от пожара (а в то время в Москве пожары были частой проблемой). А внутри было три отделения — «дворянское», «простонародное» и «купеческое». Каждое из них делилось на женскую и мужскую территорию, везде присутствовали не только «мыльные» комнаты, но и парилки.

К зданию подвели водопровод. На работу приняли самых опытных банщиков и слуг. А в буфете продавали различные напитки. Это заведение кардинально отличалось от других московских бань. Молодая супруга попросила мужа вместо предбанника делать раздевальные залы, которые были в несколько раз больше предбанников, а в престижных отделениях даже зеркала и диваны установили. Клиенты получили возможность не только помыться, но и пообщаться в приятной обстановке.

Читайте также:  История бани у разных народов

Не паром единым.

Спустя год, начали формироваться «банные» клубы. Новшество быстро приобрело популярность, и в Сандунах уже собирались представители Английского клуба. Иногда туда же заходил и Пушкин. Банщики хорошо знали этого клиента. Он любил хорошо попариться, затем погрузиться в ледяную ванну и вернуться в парилку. Один банщик не всегда справлялся с потребностями поэта, и через некоторое время его сменял другой работник бани.

Для молодых девушек Сила Николаевич тоже придумывал различные развлечения. Несколько шаек, изготовленных из серебра, пользовались у дам особой популярностью. Из них мылись молодые невесты перед обручением. Считалось, что эти шайки сделал Сандунов специально для своей супруги. А вот еще одна услуга, которая была не менее востребована богатыми дамочками. Приезжая в Сандуны они брали с собой своих маленьких собачек, которых прислуга мыла вместе с ними.

Новая история Сандунов

В конце XIX века Сандуновские бани перешли в руки новых хозяев — Гонецких. В этот период заведение переживает второй подъем. Алексей, новый владелец, превращает их в шикарные трехэтажные дворцы, настоящие залы развлечений. Интерьер в банях был собран со всего света. Многие приходили не только помыться, но и посмотреть на эту красоту. Частыми клиентами заведения стали такие знаменитости как Бунин, Чехов, Шаляпин. Причем Федор Иванович говорил, что парилка чудотворным образом действует на его голос, и помогает восстанавливать связки после выступлений.

Посещать Сандуны могли не только богатые люди. Здесь можно было получить услугу и за 5 и за 50 копеек, в зависимости от желаний и возможностей клиента. Отделение для бедных не было столь совершенным, но там тоже присутствовали зеркала, мягкая мебель и прочие украшения. А вот мочалку и веник в бане можно было получить бесплатно.

Простолюдины часто посещали заведения далеко не ради развлечения, именно там они лечили различные заболевания. Здесь можно было сделать массаж или получить услугу зубного врача.

В период революции многие клиенты Сандуновских бань были вынуждены иммигрировать. Заведение постепенно утратило свою популярность. В бане уже не столько парились, сколько использовали их в качестве интерьера при съемках какого-либо фильма. Например «Броненосец Потемкин» был снят именно в бассейне Сандунов. В этих банях Юрий Кара снимал сцену великого бала у сатаны для своих «Мастера и Маргариты».

И в заключение.

В заключение стоит сказать, что на материалах владельцы бань никогда не экономили: плитку везли из Англии и Германии, а мрамор – из Италии. На богатство и затейливость тоже не скупились: банные покои декоратор Калугин и архитектор Фрейденберг превратили в череду великолепных стилизаторских этюдов. В залах бань можно увидеть и рококо, и неорококо, и неоготику. И это больше, чем просто купеческий шик. Именно такие банные заведения в то время появлялись в столицах Европы, владельцы и создатели Сандунов в 1896 году действительно пересмотрели все западные образцы жанра. Вот только в Париже или Вене никому в голову не придёт говорить о том, что публичные бани – одна из главных городских достопримечательностей. Тогда как Сандуны уже более века считают национальным достоянием.

Читайте также:  Когда лучше покупать сруб для бани

После долгих лет забвения Сандуновские бани, самые известные публичные бани в России, были восстановлены в своём прежнем великолепии. Расположенные недалеко от Кремля 100-летние бани пользовались популярностью у членов компартии. Сегодня они стали излюбленным местом встреч бизнесменов и не бедных людей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/090318/38140/

Сандуновские бани

Парилка под Шаляпина

Это детище супружеского союза актеров Силы Сандунова и Елизаветы Урановой. Сила был первым комиком на русской сцене, а Елизавета обладала голосом чистым, как хрусталь. Но в историю они вошли постройкой бань. И хотя в Москве было 60 бань, Сандуновские были самыми известными. Среди московских купеческих невест даже была традиция ездить в Сандуны перед свадьбой.

После смерти Силы Сандунова бани несколько раз меняли владельцев, пока не перешли в руки купца Ивана Фирсанова.

Его дочь и единственная наследница Вера Фирсанова вместе с мужем Алексеем Ганецким решила перестроить старые бани. Тогда и настал золотой век Сандунов. Ганецкий нанял архитектора Фрайденберга для перестройки здания и проработки интерьеров. В результате к 1895 году между Звонарским и Сандуновским переулками появился целый банный комплекс. Здесь все было свое: электростанция (третья в Москве), артезианская скважина для получения более чистой воды, водокачка на берегу Бабьегородской плотины. Москвичи говорили, что таких бань мир еще не видел.

Сандуны поражали посетителей: просторные, чистые, освещенные тысячью электрических лампочек помещения с прекрасной вентиляцией и американскими водяными фильтрами.

В вестибюле посетителей встречало кассовое окошко теремочком и бронзовые светильники в виде обнаженных мужских фигур. А дальше — мрамор, гранит, фарфор.

«Дворянское» отделение Сандуновских бань имело неслыханные в то время удобства: работали опытные банщики, стояли мягкие диваны, был устроен бассейн со стеклянной крышей и роскошный буфет. Прихоти богатой публики исполняли беспрекословно. Например, дамы могли посещать бани со своими собачками.

В Сандунах работала парикмахерская, прачечная, читальня. А «простонародное» отделение было еще и своеобразной поликлиникой, где лечили от всевозможных болезней, а парильщики заменяли массажистов в то время, когда и слова такого Москва не знала.

В Сандунах были и дешевые, по 5 копеек, и средние, по 10, и дорогие, по 50 копеек, отделения. Отличались они лишь вместимостью и богатством интерьера. Качество услуг было везде эталонным. Были также отдельные кабинеты с платой до 10 рублей.

Федор Шаляпин любил петь в Сандунах, так как ему нравилась здешняя акустика. Поэтому по вторникам сюда ходили «на Шаляпина». А в мыльне сохранилась скамейка с подписью Маяковского. Он был очень брезглив и не позволял кому-то еще сидеть на ней.

Сандуновские бани не закрывались в советское время и продолжают работать сейчас.

Помещения высшего мужского разряда сохранили оригинальную отделку. Каждое из них оформлено в своем стиле: рококо, готика, классицизм, мавританский. В отделке использовали норвежский и итальянский мрамор, кафель и напольную плитку из Англии, Германии и Швейцарии.

Увидеть Сандуны можно и в кино. Особой популярностью пользуется бассейн, некогда крытый стеклянной крышей и украшенный статуей Посейдона. В советское время крышу сделали металлической, а бога моря заменили пионерами в трусиках. Им на смену пришел юный амуроподобный владыка морей.

Источник статьи: http://liveinmsk.ru/places/doma/sanduny

Сандуновские бани

История знаменитых Сандуновских бань прослеживается еще с XVIII в. и берет свое начало в Санкт-Петербурге. В екатерининские времена на сцене придворного Эрмитажного театра выступала несравненная певица Елизавета Уранова. В этом же театре служил прекрасный актер Сила Сандунов. Между молодыми людьми зародилась любовь. Ее история стоит отдельного рассказа. Несмотря на все перипетии, влюбленные обвенчались и вскоре переехали в Москву.

Читайте также:  Старинные картины женщины в бане

В Первопрестольной они открыли торговые бани. Те первые бани находились на берегу реки Неглинки, в районе нынешней Театральной площади. Несколько позже супруги приобрели обширный участок земли, где до этого располагались огороды бывшей Звонарской слободы, и здесь выстроили новые бани, получившие название Сандуновских. Несмотря на неоднократную смену владельцев, бани сохранили свое название до наших дней.

Бани, открывшиеся в 1808 г., вскоре стали крайне популярны в Москве.

К началу XIX в. воды Неглинки были столь загрязнены, что использовать их для банного дела не представлялось возможным, тем более что через несколько лет речку спрятали под землю, в коллектор. Но возле бань, на углу Звонарского переулка и Неглинного проезда, был устроен большой пруд-резервуар для воды, который питался первоначально почвенными водами, а потом и водой из московского водопровода. Пруд был осушен и засыпан в конце XIX в. при строительстве доходного дома (Неглинная ул., д. 14).

После смерти С.Н. Сандунова бани меняли своих хозяев, пока их владельцем не стал купец 1-й гильдии Иван Григорьевич Фирсанов. В фирсановском роду бани оставались до 1917 г.

После смерти И.Г. Фирсанова они перешли к его дочери и единственной наследнице Вере Ивановне, женщине очень красивой и при этом предприимчивой. Вместе со своим вторым мужем Алексеем Ганецким она решила полностью перестроить старые бани. Известный в Москве архитектор Б.В. Фрейденберг, при участии С.М. Калугина, возвел для Фирсановой доходный дом по красной линии Неглинного проезда (ныне – Неглинная улица) и полностью перестроил здание бань.

Между Звонарским и Сандуновскими переулками возник целый банный комплекс. Здесь все было свое. Своя электростанция – одна из самых мощных в Москве того времени, своя артезианская скважина, своя водокачка на берегу Москвы-реки в Нижнем Лесном (ныне – Курсовой) переулке. В нарядном здании водокачки в наше время располагается Визовый отдел посольства Швейцарии. Был устроен водопровод с прекрасной очистной системой.

В банях было устроено обязательное простонародное 5-копеечное отделение и роскошное дворянское. Особых слов заслуживают интерьеры самого дорого мужского 50-копеечного отделения (в советские годы и сейчас – Высший разряд). Вестибюль в стиле рококо, раздевальня, выполненная в готическом стиле и украшенная по одной из стен мозаичной картиной работы художника В.А. Фролова, читальня в стиле ренессанс. И, конечно, гордость бань – «Помпеевский» зал с обширным бассейном, облицованным «английским фарфором». Помимо русской парильни – сухая «ирландская», а также турецкая бани.

Несколько проще, но тоже очень богато было отделано и 10-копеечное отделение.

Торжественное открытие состоялось в феврале 1896 г.

В советские годы Сандуны никогда не закрывались. Действуют они и сейчас, являясь одними из четырех дореволюционных бань, работающих в Москве и поныне.

Недавно Сандуновские бани были отреставрированы. Они находятся на государственной охране как объект культурного наследия регионального значения.

Источник статьи: http://um.mos.ru/houses/sandunovskie-bani/

Оцените статью
Про баню