Антонио Нуньес Риберо Санчес. Трактат о русских банях.
«Николаевские бани» это не только оздоровительный комплекс с жаркими парными. Нам интересно все, что связано с русской баней и ее традициями. Мы всегда с удовольствием делимся с вами интересными находками, статьями и очерками из истории русской бани. В этот раз речь пойдет о знаменитом португальском враче Антонио Нуньес Риберо Санчесе, служившем при царском дворе.
Португалец Антонио Нуньес Риберо Санчес (1699–1783) двадцать лет прослужил медиком при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Под конец своего жизненного пути Р. Санчес поселился во Франции и там написал несколько трактатов, имеющих отношение к русским баням. Его первая книга вышла в Париже в 1764 году и называлась «О лечении оспы у русских с добавлением также применявшихся старинных методов». В ней высказывалось мнение, что широкое применение бани в русском быту обусловило не очень сильное распространение оспы в России. Здесь же упоминается о лечении посредством бани венерических заболеваний (глава IX), и болезни, «рак именуемой» (глава XII), так называемого «детского крикуна» и т. д. Признавая ошибочным заявление Р. Санчеса о том, что баней можно вылечить оспу, нельзя не отметить его высокую оценку русской парной бани как отличного гигиенического и профилактического средства для предотвращения инфекционных заболеваний и укрепления здоровья.
Но главный труд Р. Санчеса, как он сам подчёркивал, «уважительное сочинение» о русских банях, был издан в 1774 году, а затем переведён на многие западноевропейские языки. На русском языке книга вышла в Москве в 1779 году. Называлась она в стиле того времени: «О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья». В этом весьма обстоятельном трактате Санчес, иностранец, проникшийся большой любовью и уважением к русским традициям и обычаям, не только обстоятельно описал устройство русской парной бани и банные обычаи того времени, но и с удивительной прозорливостью передал основную суть полезного воздействия русской бани как о драгоценнейшем благе, которое может послужить для поддержания «крепости и здравия тела» не только в России, но и за её пределами.
«Искреннее желание моё простирается только до показания превосходства Бань Российских пред бывшими вдревле у Греков и Римлян и пред находящимся ныне во употреблении у Турков, как для сохранения здоровья, так и для излечения многих болезней…» — так определяет Санчес цель своих изысканий. Далее он продолжает: «…сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный, безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни… Я… только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и приводимых изо всех стран света, то полило кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий превратилися в бани российские для пользы общества».
По мнению доктора Санчеса, превосходство русской парной бани заключается в самой технологии получения пара. В русской бане пар образуется при помощи печи-каменки, на которой находятся раскалённые камни. Влажность, температура, словом, микроклимат парной регулируется просто — стоит только плеснуть ковш воды на раскалённые камни, как эти параметры резко изменяются. «Сие возобновление паров чинится через всякие пять минут, — сообщает Санчес. Остудить баню и уменьшить её влажность, освежить воздух легко можно путем проветривания парной».
«… В римских, турецких банях пар идёт оттого, что поливают горячий пол, под которым проходят трубы. Но как они не переменяются свежим воздухом, то легко заключить можно, что эти бани имеют недостатки, каковы в Российских совсем отвращены». «Новый пар, — делает вывод Санчес, — рождает новый воздух».
Как врач и учёный, Санчес не мог обойти вниманием физическое воздействие русской бани на организм человека. Вот некоторые строки из его трактата. «В российских банях возобновление паров чинится через всякие пять минут. Сим образом производимый пар не расслабляет твёрдых частей тела, как пар древних римских и нынешних турецких бань: ибо сей пар в российских банях, будучи оставлен стихийными частицами огня и воздуха и возобновляем по произволению, мягчит и не расслабляет его; он расширяет орудия вдыхания, боевые и другие жилы, оживляет и восстанавливает оные части в то состояние, в коем оне были прежде болезни».
«Чувствующие усталость, имеющие напухлые и тяжёлые глаза, утрудившиеся от сильных подвигов военных, или от земледелия, или от работ на рудокопных заводах и солевых варницах, фабриках лучшим для себя лекарством найдут баню…»
Автор: Владимир Козырев
Источник статьи: http://www.xn--80aaadn6ccddt3od.xn--p1ai/%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE-%D0%BD%D1%83%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D1%81-%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B0%D1%82/
RARUS’S GALLERY
Fine Books,Prints,Photographs & Icons
Забавная библиография
Сейчас на сайте
Ваше мнение
Санчес, Антонио Нуньенс Риберо. О парных российских банях.
О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и возстановлению здравия. Сочинение г. Саншеса, бывшаго при дворе ея императорскаго величества славнаго медика; переведено с французскаго рукописания, доставленнаго Императорскому Воспитательному дому, для издания в пользу общества. Спб, печатано при Императорском Сухопутном шляхетн. кадетском корпусе, 1779. [4], XXII, 46 с. 4°. Первое издание.
Библиографические источники:
2. Бурцев (7 т.т.), IV, № 1174 «Редка!»
4. Сопиков, № 2109
Баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня, байна) была в обиходе у славян уже в V-VI в.в., еще скифы, жившие на территории России, использовали горячую воду и пар. Лет 800-900 тому назад в городах России, Волжской Болгарии и на других европейских территориях уже строили каменные бани, сочетающие местные традиции с восточными. В 1090 году в Переславле по указанию епископа Ефрема, ставшего затем киевским митрополитом, была построена большая каменная баня. На месте города Буглар – столицы Волжской Болгарии – в IX-XIV веках обнаружены остатки пяти каменных бань. Но всё же основное население в этих краях пользовалось деревянными банями. А древний праздник Купалы?! Ведь это, по существу, очистительное купание. Вода и огонь. Чтобы предупредить болезни, закалиться. Вот что можно прочесть в древней летописи об этом празднике: «…что ради наречеся Ивань — вечер купальницей и кося ради вины полезно есть на различные лечебные потребы». «Чистая вода для хвори беда!» — издавна говорили русские люди.
«И не имеют они купален, — писал о древних славянских банях арабский путешественник и писатель Абу-Обейд-Абдаллахал Бекри, — но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его некоей материей, которая образуется на деревьях, походит на зеленоватый мох… Она служит им и вместо смолы для кораблей. Затем они в одном из углов этого дома устраивают очаг из камней и на на самом верху против очага открывают окно для выхода дыма. Когда же очаг раскалится, они закрывают это окно и закрывают двери дома. В доме же всегда имеется резервуар для воды, которой они поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой они приводят в движение воздух и притягивают его к себе. И тогда открываются их поры, и исходит излишнее из их тел, и текут из них реки».
Еще в середине XIX века о жителях Сибири писали, что они «редко прибегают к пособиям даже домашней медицины, все свои болезни лечат банею». «Они не знают ни простуды, ни угара, ни других мелких приступов. Парятся в банях каждую неделю и чаще — целыми семьями без различия пола и возраста так жарко, что выйдя из бани или падают в снег, или идут в прорубь, или в наледь и, невзирая на трескучий мороз, моются до того, что волосы их обмерзают, а тело делается багровым. И пробыв столько времени на морозе в прародительском одеянии, прикрывшись лишь веником, нисколько от этого не терпят». Простуда и застой крови, горячка и ломота, «брюхо» и чесотка, ушибы и печальные последствия застольного пьянства упразднялись в парной бане, настоянной на ароматах целебных трав.
Лаврентьевская летопись за 945 год содержит запись о парной бане при дворе великой княгини Ольги, а Устав великого князя Владимира 996 года упоминает о банях, устраиваемых для лечения немощных. Такие бани уже общественного назначения в качестве народных здравниц строил в XI веке, как сказано в Месяцеслове, Переяславский епископ Ефрем, впоследствии митрополит Киевский.
Баню на Руси любили все. При освоении семьей нового земельного участка под жилье парная баня строилась прежде жилого дома. Столь необходимой была она человеку во все периоды его жизни. «Счастливый, как из бани» говорили о человеке, видя его радостным и здоровым. «По рукам и в баню», ибо негде было лучше отпраздновать исход благополучной сделки. «Банное» — особое денежное вознаграждение доброму работнику, существовавшее только на Руси. Строители общественных бань в стране освобождались от налогов, а в XVII веке баня уже рекомендовалась для оздоровления населения многими представителями официальной медицины.
Спонтанно общественные бани превращались в клубы, так как представляли собой исключительное место общения людей, активно созидающих свой коллективный праздник и сопереживающих радость друг друга. Здесь их оставляли все заботы, они чувствовали себя равными и бывали откровенны как ни в каком ином месте. «В бане все бояре», все равны, ибо исчезают зависть и гнев, ревность и подозрение, душа изобилует радостью, которую, как и страдание, она стремится разделить с другим, сочувствующим ей человеком. В этом отношении исключительность парной бани состоит в том, что ею невозможно пользоваться индивидуально, в одиночку. Радость, которою переполняется душа, одному не понести, и возникает внутренняя потребность разделить ее с другими. Это в то же время «путь к самому себе и углублению в собственную душу». Здесь освобождается человек от суеты и мелочей повседневной жизни. Время, проведенное в русской парной, всегда неповторимо, это всегда премьера. На вопрос вернувшемуся из бани человеку — «ну как?» обыкновенно следовал ответ — «лучше, чем всегда!» Приготовить себя, приготовить баню, мягко и физиологично войти в режим («в дальний путь со двора галопом не скачут»), достигнуть кульминационных состояний («медленно запрягать да лихо ехать») и плавно, мелодично завершить весь каскад процедур и приемов — это, если угодно, важный элемент национальной культуры, традиция и церемониал.
«Иди ко ты в баню!» — было одним из самых добрых пожеланий, а «с легким паром!» — приветствием человеку, который после парной освобождался не только от ощущения усталости и болезни, но и от ощущения собственной телесности. Чувствительности как ни бывало, удовольствия ощущать уже нечем, и только душу переполняет радость жизни и кажется человеку, будто сам он, как облако, парит над землей. В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».
Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой. Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».
В 1779 году во Франции в Париже издает свою знаменитую и великолепную по содержанию книгу » Mémoire sur les Bains de Vapeur en Russie » Антонио Нуньес Риберо Санчес (1699-1783) . Этот человек, служивший врачом при дворе императрицы Елизаветы Петровны, в сильных и точных выражениях описывает превосходство оздоровительного воздействия русской парной перед известными в то время средствами терапии. В этом же 1779 году появилось это сочинение «О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья» и в русском переводе.
В 1789 году в Москве в типографии Пономарева издается многотомный «Сельский лечебник или словарь врачевания болезней, вызываемых в роде человеческом, также в роде скотском, конском и птиц домашних», в котором помещен большой раздел «Бани парные русские». В этом издании уже в значительном объеме систематизирован опыт лечебного действия парной, описаны общие правила и даются рекомендации для использования ее в оздоровительных целях. Может показаться странным, что предмет этот не был заботой писателей в более отдаленное время. На самом деле ничего удивительного в этом нет, если не забывать об универсальном использовании парной в повседневной жизни народа. Это было столь естественным и органичным, привычным и общепринятым, что писать об этом не было нужды. Но с возрастанием роли врачебной науки парная баня стала привлекать внимание ученых как средство и способ достижения здоровья.
В 1833 году в Университетской Типографии Москвы выходит книга князя Парфения Енгалычева «О продолжении человеческой жизни или домашний лечебник, составленный из лучших отечественных и иностранных писателей». Здесь также большое место отведено статье «Бани парные русские», которая содержит в себе теоретические представления о процессах, происходящих в парной, их физиологическом воздействии на организм человека, а также практические наставления и предупреждение возможных ошибок, приводящих к повреждению здоровья.
В 1836 году в Москве в типографии Селивановского издается «Лексикон городского и сельского хозяйства», представляющий по существу энциклопедию натурального хозяйства, которая также содержит практические сведения о русских паровых банях.
Научные публикации о паровой бане начали появляться в сороковых и пятидесятых годах прошлого столетия, и более всех на этой ниве потрудились сотрудники и ученики С.П. Боткина: Страхов, Знаменский и Веревкин, а в семидесятых и восьмидесятых годах — Величковский, профессор Стольников, Засецкий, Костюрин, Чугин, Тумас, Васильев, Фиалковский, Шторм, ГЪдлевский, Курлов, Груздев, Фадеев и другие. Результаты научных исследований оформлялись в виде диссертаций, публиковались в различных периодических журналах, в том числе в известном журнале «Врач» В.А. Манассеина. В это время русская парная, а говоря современным языком, парная камера интенсивной фитотерапии, стала своего рода научной лабораторией. И не только для медиков, но и для физиологов, биохимиков и психологов. Весьма обширные статьи о банях были включены профессором М.И. Афанасьевым в изданную им в С.-Петербурге в 1891 году «Реальную энциклопедию медицинских наук». Некоторые сведения из упомянутых выше работ мы и приведем в нашем небольшом обзоре. А теперь раскроем пушкинскую поэму «Руслан и Людмила». Песнь четвертая. Молодой Ратмир мчится на коне, стремясь «нагнать Русланову супругу». Когда сгустилась ночь, молодой хан был неожиданно приглашен в замок:
Источник статьи: http://www.raruss.ru/exotica/2266-sanches-antonio.html