Сергей ермолаев настоящий специалист по русским баням

Сергей Ермолаев: «Было особое сословие мастеров-искусников ремесла банного на Руси»

Русская баня — это не только печка, не только пар и банная полка, но и разнообразные методики парения и целительства. Мы продолжаем беседу с преподавателем русской академии ремесел, специалистом по истории русской бани, экспертом по парению Сергеем Ермолаевым. На этот раз речь пойдет о забытой ныне традиции «молодецкого ремесла» — особого искусства русских парильщиков.

Итак, основа русской бани — это экологические, старинные материалы. Отделка парной без фольги, без стекловаты. Лучший материал для отделки — это липа. И глину с опилками еще никто не отменял. Сейчас люди настолько привыкли к синтетическим материалам, к стекловате, что удивляются, когда узнают, что делаю отделку без стекловаты и фольги. Но наши русские предки сотни лет обходились без этих материалов!

Когда я начал делать бани, стал парить, начало приходить понимание о гармоничном сосуществовании всех составляющих элементов бани. Надо понимать, какая должна быть печь, что она должна давать, какой создавать микроклимат. Заказчик бани должен понимать, что печь в бане делается не просто так, а под парение.

Печи должна соответствовать отделка, мебель, инвентарь. Например, обязательно наличие специального «парильного стола», на котором банщик может с любой стороны совершать парение человека. На нем можно с двух сторон и в четыре веника работать. А во многих банях этого нет.

Сейчас часто в банях делают, по сути, пивные клубы. Там закусочные, бары, кафедральные лавочки, как на стадионе, и основная цель таких «бань» — выпить, закусить и потусить. Для меня это не баня, и тем более не русская баня.

Читайте также:  Проекты бань 3х4 своими силами

На мой взгляд, у настоящей русской бани главная задача — оздоровление. Традиция оздоровления в русской бани существует испокон веков. В бане все делалось для здоровья человека, проводились самые разные процедуры для всех возрастов. Женщины с первого до последнего дня беременности ходили в баню, парились, проводили гигиенические и лечебные процедуры и даже рожали в банях.

Был в банях и стар и млад — и косточки старики парили, и младенцев купали. Там использовались травы, мед, массажи. Парение — это далеко не только хлопанье веником, но и целый комплекс оздоровительных процедур.

Интересно, что в русскую баню в старину спокойно ходили дети. А сегодня что наблюдаем? Ребенок не может находиться в среднестатистической бане.

Вот если, допустим, заходим в баню с ребенком, а там уже градусов 60-70. Дети начинают плакать, кричать, потому что для них такая температура сродни извержению вулкана.
Если мы заходим при 40 градусах, дитя наоборот расслабляется. Можно сказать, состояние приближенное к тому, если его мама на ручках держит и ребенок совершенно спокоен. Можно даже поддать пару и веничком поработать немного.

Хорошо зайти в совершенно не раскаленную парную, где 40 градусов, поддать пару и постепенно разогреть свое тело, а не так, чтобы из полымя да в огонь. И когда мне сейчас кто-то из женщин говорит: «Мне баня не нравится, я баню не терплю, не переношу», — я отвечаю: «Вас кто-то обманул, это не настоящая была баня». В бане вообще-то надо получать удовольствие. «Вымучивать», «терпеть» баню не надо. Там расслабляются, это как своеобразный релакс.

Так вот, несмотря на простоту русской бани, она играла важнейшую роль в оздоровлении для всей семьи.

Вот посмотрите на эту иллюстрацию. Примитивнейшая каменка, какая-то молодица отвар готовит, а бабка правит сустав. Кто-то лежит греется, здесь не пьют, не пляшут, а лечатся, совершают процедуры.

Вот картина 1825 года. Баня не раздельная еще. Здесь мужчины, женщины и дети, все в одном помещении.

Русские бани в городах по своим размерам и отделке превращались в целый «храм». Где банщик — это не парильщик, не хлопальщик, а мастер, который может и спину поправить, и помыть, и попарить, пиявки поставить. Называлось это «молодецкое ремесло».

Очень солидные заведения были на Руси. В городах, особенно столицах, бани имели разную разрядность. Кто-то мог позволить себе купеческие разряды, кто-то шел в простонародные бани. У Гиляровского в книге «Москва и москвичи» баня описана очень хорошо, колоритно.

В советское время банные услуги и сами бани стали проще, многие старинные традиции были забыты.

Действительно, в старину большим спросом в хороших банях пользовалось молодецкое ремесло — комплекс умений банщика, связанный с разными сторонами банного дела и разного рода процедурами.

Работая в Академии ремесел, я готовлю не просто «хлопальщиков» вениками, а мастеров банных процедур. Некоторые считают, что в банях должны только парить. Я с этим не согласен, у меня те, кто просто парит, не могут работать полноценно, согласно старинным методикам русской бани.

Конечно, отхлопать веником — это тоже ремесло, но я не считаю, что это верх старинного «молодецкого ремесла». Оно включает в себя гораздо больше приемов и техник. Есть такие древнерусские народные выражения: cколь есть на Руси мастеров-искусников ремесла банного, столь и техник парения; всяк веник в разную руку по-разному ложится и по-разному ходит; коли простый чёс банный, то всяк мастер, а коли ладный чёс — в баньке надобен.

Ладный — значит правильно отлаживающий тело, мышцы, суставы. Так вот, таких высоких профессионалов банного дела и в старину было не так много. Писали, что «таков мастер редок, не во всякой волости сыщешь». До нашего времени дошли и некоторые имена таких мастеров. Например, уездный лекарь «Сава — Фельдшер 1-го ранга». Можно сказать, это было особое сословие мастеров-искусников ремесла банного на Руси.

Сейчас мы восстанавливаем традиции древнего парения. Какие-то премудрости приходится открывать заново. Например, использование в бане минеральной воды. Я считаю очень полезной магниевую минеральную вод. Микроэлементы, которые человек теряет с потом — магний и цинк, восстановить сложно. В Угличе есть отличная магниевая вода, несколько лет назад пробурили скважину там, и теперь эта вода есть в продаже. Обливание минеральной водой после парной очень хорошо действует на организм.

Хороший инструмент для банного использования — это мёд. Но отмечу, что нельзя мазаться медом в парной, потому что при температуре бани, которая, конечно, выше температуры человеческого тела, организм будет работать только на выталкивание всего. А вот в предбаннике пользоваться медом уже можно, кожа будет впитывать. Эти методы медовой терапии, кстати, мы из Алтая привезли, во время экспедиции в старообрядческие селения.

Не менее важное старинное банное средство — это соль. Соль — это универсальный инструмент, она работает как на физическом, так и на энергетическом уровне. Мы пьем модные таблетки, болят колени, врачи выписывают дорогостоящие мази и еще что-то. В то время как в старину лечились медом и солью. Погрели коленки, медом помазали, соль положили. Остеохондроз можно лечить как горячей солью, так и горячими камнями. Во время войны после ран, операций накладывали соляные повязки, не было йода и современных дезинфицирующих растворов. Простейшие методы, а их никто не рекламирует, они никому не нужны.

Я бы сказал, что русская баня — это то место, где человек избавляется от недугов. Исцеляется он не только от хвори физической, но и душевной. Есть определенные обрядовые парения, кто-то в это верит, кто-то не верит. Одним из примеров обрядового парения являются особые движения веником, когда в тазик как бы сбрасываются все хвори и недуги. (Видимо, имеются в виду душевные болезни по части психиатрии, например, депрессия. Конечно же, недуги духовные излечиваются исповедью и только в церкви, а не в бане — прим. ред.).

Вот почему, например, у некоторых людей после бани кашель начинается? Это пыль выкашливается, особенно если человек из мегаполиса, это не болезнь, наоборот, здоровый организм начинает выводить шлаки. Есть еще процедура с пробиванием легких, это когда просишь человека набрать полный рот воздуха, и потом идет пробивание легочного отдела, начиная со спины, груди. В это время выходит мокрота с пылью, что является очень действенной банной процедурой. Также можно продышаться травами, например, полынью (она хороший антисептик) — это хорошо для организма.

Для меня важно, чтобы все травы, которые мы используем, были сорваны не в пределах городов, а в 200 км от предприятий и мегаполисов, потому что листья — это те же самые легкие нашей природы, они через себя всё фильтруют. Использовать растения, выросшие в среде человеческой цивилизации, напитанные запахами и газами, — нельзя.

Отмечу, что качество парения зависит и от духовного настроя банщика. Когда мои студенты приходят на работу парить, я им говорю: «Ребята, вы должны быть отдохнувшие, должны быть полны энергии, жизненных сил. Вы будете сейчас делать ответственную работу. Но если вы ночь прогуляли, зеваете, вряд ли чего можете положительного человеку дать».

Баня — это целый обряд. Ритуал. Это не просто поход, чтобы помыться или посидеть в парной. Раньше многие цари у нас говорили: «До трех раз парить и в прорубь окунать послов и иностранцев всяких, зачем приехали — правду скажут, не слукавят». Потому что русская баня такая: если человека попарить и в прорубь, он становится чист. Поэтому шведские послы ехали, плача, в Россию и говорили, что там может не прокатить то, что они задумали. После бани не облапошишь. Придется правду говорить.
Русская баня — это своеобразный детектор лжи.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источник статьи: http://ruvera.ru/articles/sergeiy_ermolaev_intervju_2

Сергей Ермолаев: «Много уже на Руси изобретено, в старинные чертежи вложен опыт и глубокое понимание процессов горения и надежности печей»

Сердце любой бани — это печка. Печка даёт температуру, дышит паром — словом, создаёт банное настроение. Как устроена печка-каменка в русской бане, почему старинные схемы печек оказываются лучше «новоизобретённых» и какими дровами есть смысл топить баню, нам рассказывает преподаватель Русской Академии Ремёсел, специалист по истории русской бани, эксперт по теме банных печей и парения Сергей Ермолаев.

В своё время мой отец, не будучи профессиональным печником, заинтересовался темой печи и начал делать печи для знакомых, на дачах, например. Однажды, когда его послали на уборку урожая в колхоз, он договорился с его председателем, что вместо сельхозработ будет класть печи. Тогда это были примитивные печи в три оборота: шведки, голландки. С распадом СССР, началом реформ и экономическим кризисом у отца встал вопрос как-то зарабатывать себе и семье на жизнь. Он стал делать, зарабатывать за счёт строительства печей. Мало-помалу к этому делу подключился и я. То есть начало этому промыслу было не столько идеологическое, сколько материальное.

Создание настоящих банных печей — самая сложная задача. Почему? Наверное, слышали и не раз о том, как горят бани и случаются пожары. Простую, обычную печь в доме мы топим пару часов, а банную — и четыре, и пять, и шесть часов можем топить. По этой причине создание банной печи требует большого опыта и учета многих факторов. Многие от такой работы отказываются, а мне, наоборот, она очень нравится, потому что я сам большой любитель бани.

Отмечу, что, не будучи любителем бани, трудно создать хорошую банную печь, поскольку в бане всё взаимосвязано: форма и объем помещения, микроклимат, материалы и печь. В жизни бывает часто по-другому — один делает банную печь, другой делает саму баню, третий делает мебель, четвёртый приходит парить. Получается как в сатирической миниатюре Аркадия Райкина, где недовольный клиент говорит, что костюм совсем не сидит, хотя к каждой отдельной детали претензий вроде нет. Проблема выясняется в том, что каждую деталь костюма делал отдельный мастер. Так и здесь: все вроде делали свое дело хорошо, печка работает, но пара нет, мебель вроде красивая, но парильщик приходит, делает себе синяки об острые углы.

Так вот из опыта работы по строительству бани с годами приходишь к выводу, что банное пространство должно быть подвластно одному какому-то человеку, который подходит к созданию бани комплексно, осознаёт банный микрокосм и понимает запросы заказчика.

Итак, о банной печи. Я преподаю в школе печного ремесла, а потому имею коллекцию дореволюционной литературы на эту тему. У меня есть книги, в которых отображены чертежи 1904, 1913 годов. Изучая эти старинные схемы, я пришел к выводу, что у русских мастеров, создававших эти печи в конце позапрошлого, начале прошлого веков, было глубокое понимание процесса горения и надёжности этих печей. Сделанные ими печи стояли десятилетиями.

Когда был моложе, то не так глубоко понимал традицию, как сегодня. Когда я взял первый раз в руки мастерок и сделал первую печь, я сразу подумал, что я гений, всё мне подвластно, и должен стать непременно изобретателем. Старое, созданное до меня раньше хотелось разнести, разломать, а затем создать совершенно новое. И сегодня много молодежи так думает. Но в итоге выясняется, что новая печь сделана, а заказчик говорит:

А старая-то печь была лучше, мы там парились по 4, по 6 часов.

И со временем я стал думать, наблюдать, исследовать работы старинных мастеров.

Многое приходилось познавать на практике. Бывает, прихожу ремонтировать банную печь, а хозяева говорят: 24 года простояла эта печь. Вот после этого расхотелось изобретать. Пришло понимание, что много уже на Руси изобретено, многое отработано, в старинные чертежи вложен опыт и глубокое понимание самых разных нюансов.

Стал исследовать старинные книги по печному мастерству, ходил в архивы, библиотеки и копировал. В последние годы много всего выкладывается в Интернете. И это хорошо, дай Бог здоровья людям, которые изучают старину и делятся с другими новыми познаниями не жадничая.

В старых схемах печей было всё логично, весьма достойно, разумно и просто, а где просто, там надежно. Простота — это спутник надежности. Если печь делаем очень сложную, значит, надёжность может страдать, тем более в банных печах сейчас температуры совершенно другие. Сейчас я уверен, что самые хорошие печи — те, что делались в старину, до революции. Я не отрицаю современных материалов, потому что где мы сейчас возьмём такие глины, которые замешивались, квасились месяцами? Нет сейчас этого. Приходится приспосабливать современные материалы к старым чертежам и делать что-то.

Вот, например, старинная схема печи-каменки. Банная печь на 60, 100 человек, она очень простая, здесь через камень проходит огонь, но здесь есть интересные вещи — вытяжки по полу, которые паразитируют на дымовых каналах и тянут с пола грязь. Раньше люди знали, что падающий из человека пот — это вся грязь. Сейчас все вытяжки тянут вверх, когда строят баню. Но так учат в институтах, что вытяжка должна быть сверху. Я наоборот вытяжку делаю снизу, а приток сверху. Так на многих старинных чертежах вытяжка снизу сделана. Есть подача уличного воздуха и вытяжной канал, который по полной вытягивает воздух.

Среди прочих особенно хотелось бы назвать имя инженера Н.И. Кржишталовича из Нижнего Новгорода, печи которого славились на всю страну, но особенно радовали нижегородское купечество.

(От редакции: Инженер Н.И. Кржишталович создал до революции наиболее успешную школу печников. Печи Кржишталовича были настолько удачны и безопасны, что страховщики снижали ставки на обязательное страхование на случай пожара. Кроме печей Кржишталович занимался обеспечением в домах здоровой атмосферы, обязательно устраивая искусственную вентиляцию даже в крестьянских избах. Школа Кржишталовича действовала со изволения Государя Императора).

В Новгородской губернии купечество было состоятельное. Если в крестьянских деревнях печи были «скудоумные», потому что жили бедно, то купечество могло себе позволить строительство печей со всеми достижениями русской инженерной мысли. Вот, например, нижегородское издание чертежей Н.И. Кржишталовича 1904 года. И это не просто книга для чтения или реклама печей, а реальная проработанная концепция и схемы, которые отлично работают.

У всех его печей вытяжной канал прекрасно тянет. И сегодня мы делаем по этим схемам печи, правда, уже из современных материалов. Конечно, иной состав и иное качество материалов нужно учитывать. Например, приходится использовать бандаж. Увы, это вынужденная мера, потому что линейное расширение современных материалов очень большое. Технологии производства строительных материалов упрощаются год от года, и без обвязки, бандажа прочность печи снизится.

Большое внимание дореволюционные авторы и мы, как их последователи, уделяем не только внешности печи, но и точности изготовления внутренних деталей печи, которую можно назвать «работой аккуратиста». Я своим ребятам-ученикам говорю: «Представьте тепловой поток, пройдитесь по внутренностям печи, если «голову» не отбили, значит хорошо.

Почему печка называется «каменка». В печи-«каменке» дровами нагреваются особые камни, которые и отдают бане тепло.

В старину на Руси искали для печей особый камень. Шли после июльского жаркого дня утром к берегу реки, брали и щупали камни, проверяли, какой холодный, а какой тёплый. Теплый — значит сохранил тепло со вчерашнего дня и его можно использовать. Тёплые собирали, и это, можно сказать, был первый отбор. Вторая проверка камней заключалась в том, что там же, на берегу реки, разводилось большое кострище, на котором разогревали эти камни. Затем камни поливали водой, и в результате резкого охлаждения ещё половина камней разрушалась, а вот то, что оставалось, и использовали в печи-каменке.

Делал и я так раза два, но это сложно, это надо куда-то ехать. В Калужской области есть река Каменка, вот там, как раз Нару проезжаешь, там есть такие теплоёмкие камни. В современных печах гораздо чаще используется хромистый чугун. Он часто используется в московских банях.

Есть печи-каменки и других видов. Например, печи с камнями, которые находятся не на прямом огне, а нагреваются через котёл. Это старая деревенская тема. Это котел, который прогорел, дал лопину. Так вот, на Руси не выкидывалось ничего, а приспосабливалось под новые нужды. Котёл кверху ногами переворачивали и засыпали камнями, но здесь пламя не соприкасается с камнем, а просто уходит.

В старину использовали и совсем простые каменки, которые кое-где сохранились на Севере. Я был на Кижах, там и чан не висит, там деревянные кадушки стоят. А как воду греют? Булыжники разогревают, берут их клещами и 2–3 кидают в кадушку, и получается горячая вода, то есть у них ничего не висит, ничего не греется, кроме камней.

Ещё несколько слов можно сказать о дровах для печи. Если в печи огонь проходит через камень, то тогда есть смысл топить печь особыми дровами. Можем говорить, что мы протопили берёзовыми дровами, либо дубовыми, получили русский дух. От осины кислый пар получается, от ольхи — сладкий. Если огонь камней не касается, то смысл дров отпадает.

Вызывает улыбку, когда люди говорят: я договорился в Молдавии, мне привезли яблоневые дрова, там сады вырубали. Яблоневые дрова привезли, топят, приглашают в баню, вытопленную яблоней. Да, если вы протопите яблоней печь-каменку, то останется какой-то пепел и вы всё равно ощутите какой-то щекочущий дух. Но если печь другого типа, то никакой разницы, ну протопите ее хоть мазутом, всё равно.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источник статьи: http://ruvera.ru/articles/sergeiy_ermolaev_intervju

Оцените статью
Про баню