Сибирская баня
Бани перекочевали в Сибирь вместе с первыми русскими поселенцами, но в отличие от российских бань были приспособлены к суровым сибирским морозам. Уменьшенные размеры сибирской бани, ее тщательное утепление специальной рубкой стен, когда бревно к бревну подгонялось с помощью продольного треугольного паза, и укладывание в него таежного зеленого мха, наличие толстых и низких дверей, изготовленных в шпунт с двумя шпонками, установка с наступлением холодов двойных рам позволяли пользоваться баней круглый год.
Но по технологии производства пара они ничем не отличались от русских бань и вот, как о них говорится в толковом словаре В. И. Даля (т. I, А-3-М.: Русский язык, 1978): «Баня паровая, русская баня, строение или покои, где моются и парятся, не просто в сухом тепле, а в пару, почему важнейшие части бани: калильная печь с булыжником (каменная) или с ядрами и чугунным боем (чугунка) или с колодою, в виде опрокинутого котла с завороченными окраинами, затем полок с приступками и подголовьем, на котором парятся, лавки вокруг стен, на коих моются, чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене, шайки для мытья и окота, вехотки (мочало) для мылки, веники (дубовые или березовые) для парки. При порядочной бане есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом и пр.».
Как уже отмечалось, в Сибири существует до настоящего времени баня «по-черному». Особенность бани в том, что в ней нет предбанника и трубы от очага. В деревне, расположенной по берегу таежной извилистой реки, такая баня ставилась поближе к воде, т. е. строилась у кромки земли, с которой начинался спуск к реке, так: называемый угор, отсюда и название: баня на угоре. В бани пускали жить «февралей» (не ссыльных ли от февральской революции?) и бродяг. Зимой они могли ночевать, если баня топилась накануне, а летом — в промежутке между банными днями.
Баня «по-черному» имела деревянный сруб на мху с небольшим оконцем (раньше его закрывали бычьим пузырем, позднее — слюдой и затем — стеклом), выходящим на реку, дверь, в которую не просто было войти человеку с нормальным ростом, отдушину для выхода дыма в противоположной окну стене и плоскую крышу из драни или коры лиственницы, уложенной двумя рядами: первый ряд вогнутостью вниз, второй ряд вогнутостью вверх на стыки нижних.
У сибирского жителя все шло в дело при сооружении таких бань: и черная земля на перекрытие потолка, и мох для стен, и камни для очага.
В левом от входа углу бани стояла деревянная кадка для холодной воды. Под оконцем размещалась широкая скамья (лавка) для мытья детей и взрослых после парения. Напротив лавки располагался парильный полок в три яруса. На третьем полке выдерживали жар только старики и закаленные мужчины, да и некоторые бабки — любительницы попариться, на втором парились менее закаленные, на самом нижнем мылись.
В правом от входа углу бани размещалась каменная печь в виде подковы с верхним перекрытием, камни укладывали одни на другие без глиняной связки. Булыжники подбирали без трещин и сколов, выдерживающие резкие перепады температур и не дающие угарного газа. Внутрь печи устанавливали большой чугун для горячей воды, но часть его выступала за очаг для возможности зачерпнуть воду вместительным ковшом, который назывался банным. Сейчас такие ковши можно увидеть только в банях, расположенных в глубинке. Стенки печи отстояли от стен бани на расстоянии, предотвращающем их возгорание, но иногда стенки поливали водой. Пол был только в промежутке между лавкой и полком, возле печи его не было.
Баня топилась при открытых двери и отдушине, дым валил из всех, как говорится, «дыр». По мере нагрева помещения дрова разгорались и дыма становилось меньше. Дверь закрывали, и дым выходил только из отдушины. Баню топила женщина-хозяйка, которая всегда точно угадывала температуру в бане в тот или иной момент.
После полного сгорания дров головешки выбрасывали из топки на двор, закрывали отдушину специальной доской в направляющих, и баня выстаивалась час-другой, чтобы вышел угарный газ, а баня приобрела своеобразный запах. (Сибирский термин «закрыть отдушину» — назывался «скутать баню»). Затем в бане мыли полы и полки, сметали со стен сажу. Первыми шли париться старшие члены семьи, обыкновенно дед с бабкой, если их не было, то глава семьи с женой и с самыми малыми детьми.
В бане не было помещения, чтобы раздеться и сложить белье, поэтому возле кадки с холодной водой ставили маленькую скамью, на которую клали чистое белье, а верхнюю одежду вешали на «спички» — деревянные шпильки, вбитые в стену.
Дед обычно шел в баню в подштанниках и нательной рубахе, в валенках и овчинном тулупе с верхом, за ним примерно в таком же одеянии шла бабка. В бане уже был заготовлен распаренный веник. Бабка поливала полок холодной водой и, пригнувшись, плескала ковшом на камни горячую воду. Дед лез на верхнюю полку, брал у старухи веник и начинал хлестать им по телу, приказывая бабке поддать пару, затем она допаривала деда, и когда тот слезал на нижнюю полку, начинала париться сама.
Дед первым выходил из бани с тулупом в руках, на нем было только исподнее, от него валил пар, и он был красным, как рак.
Бани «по-черному», как наиболее прогреваемые и держащие высокую температуру, позволяли человеку обходиться без мыла. По словам одной бабки преклонного возраста, мылись щелоком — это когда в бочку с дождевой водой сыпали древесную золу, настаивали ее и через некоторое время употребляли вместо мыла. Что-то в этом роде припоминается и мне во время войны. При мытье со щелоком достаточно было ополоснуться из шайки, чтобы стать чистым.
Баню «по-белому» строили более зажиточные люди, и в отличие от бани «по-черному» ставили во дворе жилого дома. Посторонних, как правило, не звали в баню. Иногда приглашали соседей, но только после того, как помылась вся семья. Баня имела двускатную крышу и трубу; у одних из нескольких ведер без дна, у других из кровельного железа (по трубе можно было определить зажиточность хозяина). Кровли крыш у большинства бань была тесовая (пиленые доски, остроганные с одной стороны и имеющие по краям по всей длине канавки для стока воды). В бане был предбанник, в который вела дверь, но гораздо выше, чем в бане «по-черному», и имелось окно, выходящее во двор. Под окном вдоль всей стены бани ставили широкую доску, на которую клали чистое белье, грязное бросали под доску, в промежутках между банными субботами служившую верстаком. Направо от двери устраивали вешалку для верхней одежды. Особенностью сибирского предбанника являлась установка железной печи с металлической трубой, соединенной коленом с дымоходом калильной печи парного отделения.
Полы в предбаннике настилали из колотых бревен, обработанных с одной стороны двуручным рубанком и плотно подогнанных одно к другому. Стены предбанника и потолок белили. В сильные морозы на пол возле верстака клали половик, чтобы было тепло ногам. (Морозы доходили до 58 °С, во дворе стоял непроглядный туман. Но если был банный день, надо было идти в баню.)
Летом в предбаннике был курятник, здесь же стирали белье.
В парильное отделение вела вторая дверь, устроенная в плотной перегородке двух помещений. Налево от нее сооружали калильную печь из кирпича или из каменной природной плитки. Печь укладывали на глиняной связке, в торце печи были три дверки: нижняя служила поддувалом, средняя вела в топку, а верхняя меньших размеров была отверстием, куда ковшом лили воду для образования пара, так как здесь находились камни- окатыши. Металлическая бочка для горячей воды находилась сбоку печи и соединялась с топкой, заглушенной с одной стороны трубой. Бочку закрывали деревянной крышкой. На основной трубе была задвижка. В стене напротив торца печи находилось довольно большое окно, а направо от двери стояла деревянная бочка с крышкой и ковшом для холодной воды. Напротив двери находился трехполочный полок для парения. Пола не было только под полком, туда шла основная вода, а куда она девалась, неизвестно до сих пор. Никаких антисептиков не делали, наверное, они и не были нужны, так как в сибирских семьях люди не болели заразными болезнями.
Оба отделения накрывали плахами, плотно подогнанными, в углубления между плахами укладывали толстый слой зеленого таежного мха, и сверху насыпали толстый слой сухой черной земли. На чердаке имелась с торца легкая дощатая дверь, внутрь вела лестница. На чердаке хранили веники и неслись куры, для которых летом дверь всегда была открытой.
Снаружи по всему периметру бани устраивали отмостки из утрамбованной глины, зимой к стенам подгребали в качестве утеплителя снег. В некоторых банях сооружали так называемые завалины (в землю забивали колья, к ним прибивали доски — получался своеобразный лоток, который засыпали сухой черной землей). В условиях Сибири задача сохранения теплоты в доме и бане была основной.
Сибирские семьи были большими, но жара и воды хватало и на всю семью, и на приглашенных.
Источник статьи: http://bani-i-sauni.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st005.shtml
Сибирская баня: что внутри и как париться
В этой статье пойдет речь о Сибирской деревенской бане, которая осталась еще во многих местах и пользуется любовью знатоков, но которая с неоправданным пренебрежением отодвигается порой на задний план под натиском увлечения финской баней — сауной, кстати, хорошо известной русским, так как этот тип бани издавна распространен в северных краях.
Чтобы представить себе, что такое сибирская баня, понять ее роль в жизни сибиряков, за которыми укрепилась слава людей крепких и здоровых, давайте совершим короткий экскурс в историю.
Издавна в сибирской деревне в каждом дворе была своя баня на одну семью, которая топилась чаще по-черному. Летом мужики всю неделю жили в поле, «на пашне». Уезжали туда в понедельник утром, а то и в воскресенье вечером и возвращались в село лишь в субботу вечером, делая тяжелую работу в поле. К их возвращению жены уже топили бани.
Прежде всего, что дает баня, для чего она нужна человеку, какая от нее радость или польза? Войдя в хорошо натопленную и выстоявшуюся баню, охватывает приятным, сухим, жарким воздухом. Пахнет слегка сосновой смолой от стен, сгоревшими березовыми дровами, вишеньем от щепотки истлевших вишневых листиков, брошенных на горячую каменку или в топку, на угли, березовым листом от распаренных в липовых шайках веников. А если на каменку плеснуть полковшика квасу или воды, в которой размешана чайная ложка меду, то в бане разольется аромат. Окатив полок холодной водой (он обычно сильно накаляется), надев на сухую голову толстую шапку, забираются на полок, подкладывая под лицо распаренный свежий веник и нежатся в приятном тепле. Жар на полке при этом устанавливается по желанию, поддавая на каменку водой, квасом, пивом, медовым раствором, настоем на мяте и других травах, на вишневом листе и прочем. Вода на раскаленных камнях мгновенно испаряется, превращается в сухой пар, создающий в бане жар желаемого уровня.
Погревшись так, что обильный пот начинает стекать ручейками, и надышавшись через веник, как через фильтр березовым духом и запахами хлеба, меда, разнотравья, исходящими от каменки, нужно слазить с полка, окачиваешься прохладной водой, налить в шайку холодной воды и ставишь ее на полок. Надев сухие, лучше кожаные, рукавицы и, поддав на каменку ковшика два, снова забираемся на полок и начинаем священнодействовать веником. Веник нежный, мягкий, как шелк, пахнет весенним березовым лесом (некоторые любят дубовые веники, а то и колючие можжевеловые, источающие удивительный аромат). Сначала паримся легонько, повевая на себя веником и лишь чуть-чуть касаясь им кожи. Потом постепенно удары веником усиливаются, и начинается настоящая банная баталия. Просим партнера по бане плеснуть на каменку ковшик-другой, а то и третий. Пар с ревом взлетает над раскаленной грудой камней и обдает нестерпимым жаром. Веник обваривает кожу, но нужно то и дело окунать его в холодную воду и безжалостно, самозабвенно хлестать им себя и тут, и там, и ноги, и живот, и особенно спину.
Наконец, исхлестав себя до изнеможения, сняв шапку и рукавицы, надо вылить на себя шайки две холодной воды, а затем лечь на широкую, низко над полом, в прохладе расположенную лавку и, сунув опять под голову ароматный, распаренный веник. Если около бани есть водоем: пруд, озеро или река, то хорошо, приятно и очень полезно прямо с полка нырнуть на несколько минут в бодрящую прохладу воды. Зимой люди крепкого здоровья, бывает, окунаются с головой в прорубь или бросаются в сугробы свежего, пушистого снега. А потом надо опять попариться, прогреться.
Напарившись с веником, насытившись сменой жары и прохлады, можно, наконец, помыться, окатиться чистой водой и, одевшись посидеть, а лучше полежать в предбаннике. Тут не повредит туесок с ядреным, бьющим в нос квасом. Ну, а после баньки, хорошо бы попить чайку с медом или любимым вареньем, но лучше всего с клюквой.
Вот так идет банное действо, изгоняющее из человека все недуги, предохраняющее его от хвори и преждевременной старости. По желанию описанное удовольствие можно ослабить или усилить пропорционально крепости головы, сердца и настроенности на сильные физические ощущения. Несомненно, частая, не реже одного раза в неделю, баня молодит организм, изгоняет из него все отработанное, закаляет его и дает сердечно-сосудистой и нервной системе отличную гимнастику.
Однако после 40-летнего возраста, прежде чем строить баню и пользоваться ею в соответствии с ее полным назначением, даже считающему себя вполне здоровым следует посоветоваться с хорошим врачом, которому веришь. А то вместо омоложения и долголетия можно получить прямо противоположный результат и даже серьезно повредить себе. И еще один момент: строить основательную, капитальную баню с печкой можно сельским жителям на своих усадьбах, соблюдая, естественно, правила пожарной безопасности.
Теперь несколько слов об устройстве бани. Есть два типа сибирской бани:
В такой бане дым из топки, пройдя через камни—накопители жара, собирается внутри бани, под потолком, и выходит наружу через отверстие в стене или потолке. Потом, когда баня истоплена и выстоялась, это отверстие закрывают.
Отличается от бани по-черному только тем, что над каменкой выводится кирпичный свод с трубой, проходящей сквозь потолок и крышу бани. Здесь дым из внутри свода и, не попадая в баню, выходит наружу через трубу. Для выхода жара из каменки в баню в своде устраивают дверку, закрытую во время топки. В остальном обе бани одинаковы.
Баня по-черному, без трубы, и сейчас имеет много поклонников, которые считают, что у нее есть преимущества перед баней по-белому. Она проще в постройке, не надо выводить трубу, соблюдая строгие правила пожарной предосторожности. Стены бани по-черному быстрее и сильнее прогреваются, так как жар из топки, пройдя камни, не вылетает в трубу, а растекается внутри, все прогревая. Поэтому и дров надо меньше и топить надо не с утра, как в бане по-белому, а часа два-три. В ней больше приятных запахов от стен, потолка и лавок — они нагреваются сильнее, чем в бане по-белому, в которой жарко становится лишь тогда, когда начнут плескать на каменку воду. Наконец, она романтичней тем, что в ней есть что-то древнее, первобытное, сказочное. Ведь черти, кикиморы, всякие недотыкомки водятся только в банях по-черному. Только в них, скрытых в густых зарослях крапивы, репейника, конопли, черемухи, таволожника, колдуны и ведьмы варят зелье приворотное. И ворожить на крещенье девушки, преодолевая суеверный страх, ходили в эти вросшие в землю бани по-черному.
Бояться копоти в банях по-черному не следует. Во- первых, коптятся в ней только потолок и верх стен, потому что дым собирается вверху. Полок и лавки не захватываются дымом и остаются чистыми. Перед тем, как париться, при необходимости закопченные стены и потолок можно обдать водой. Во всяком случае, в такой бане никогда сажа не пачкает, если соблюдается небольшая осторожность (не прислоняться к закопченной части стен, и только). Ну и, наконец, из черной бани, если она все-таки придется не по вкусу, легко сделать белую — достаточно оборудовать каменку сводом и вывести трубу.
Сердцем деревенской, сибирской бани, впрочем, как и любой другой, является печь-каменка. В ней собственно и заключается основная идея бани, источник банного жара. Это печка, в которой во время топки греется вода в котле, вмазанном в каменку, и накаляется большое количество кирпичей или камней-булыжников. Кирпичи лучше— булыжник растрескивается, и теплоемкость у него ниже, чем у кирпичё. Рядом с каменкой, как можно выше, но так, чтобы на нем можно было сидеть не согнувшись, устраивают полок. Это — широкая — шире метра и метра два в длину— полка из гладко оструганных сосновых, дубовых, а еще лучше великолепно пахнущих, кипарисовых досок. Около полка (вдоль него, невысоко над полом) устанавливают широкую, сантиметров семьдесят шириной, прочно стоящую лавку из толстой, гладко оструганной доски. Такую же лавку ставят перпендикулярно первой, вдоль второй стены. В этой второй стене обычно проделывают небольшое 35 Х 35 сантиметров окошко. Оно должно быть с форточкой или целиком открывающееся, что полезно при топке бани по-черному. Да и в любой бане окно необходимо для проветривания и просушивания помещения. Вдоль третьей стены на высоте 1,2 метра от пола прибивают не очень широкую (чтобы не создавать тесноты) полку, на которую кладут белье, ставят квас, мед. На полу под ней при холодном предбаннике снимают обувь.
Предбанник желательно делать теплый, рубленный из бревен заодно с баней и нагреваемый жаром каменки через открытую дверь. В предбаннике тоже делают лавки, широкие и длинные, так, чтобы на них можно было полежать. Хорошо на лавки постелить кошму или овчину, прикрыв их при желании простынями, и бросить подушки. Обязательно у лавки поставить столик с кувшином или туеском квасу.
В каменку вмазывается котел, желательно с краном, ведер на 6—7 для горячей воды (можно обрезок— половину железной бочки), а у стены, около двери, ставят кадушку для холодной воды ведер на 8—10. Каменку по-черному может сложить каждый, каменку по-белому должен класть мастер, умеющий выводить трубу через потолок и крышу. Размеры бани 3X3 метра плюс предбанник 3X2 метра вполне достаточны для семейного пользования. Стены, пол и потолок делают из сосны, ели, лиственницы. Впрочем, можно и из лиственных пород, так как из хвойных капает смола. Но это дело вкуса—дерево хвойных пород приятно пахнет и впитывает много тепла.
Если постройка выполнена из камня, шлакоблоков, кирпича, то изнутри ее следует обшить досками. Пол делают двойной. Настилать чистый пол нужно со щелями в 3—4 мм, через которые вода должна протекать на бетонный или глинобитный наклонный пол и по нему стекать в приемную трубу, отводящую воду в яму. На потолок для утепления насыпают сдой керамзита, сухой земли или сухого торфа.
Чтобы зимой земля под баней не промерзла, стены обваливают широкой и высокой завалиной из сухого торфа, защищенной от дождя досками, пленкой или сильно нависающей над нею крышей. Хорошо зимой для тепла под решетку для ног намотать метров 25—30 нетолстого резинового шланга, один конец которого надеть на кран бака с горячей водой, а другой опустить в порожнюю шайку. Пустив по шлангу небольшую струю воды, будете иметь под ногами приятное тепло. Топить баню желательно березовыми сухими дровами, от них не так много копоти. Можно и осиновыми, сосновыми, дубовыми и еловыми. Ни в коем случае не следует бросать в топку крашеное дерево, пластмассу, толь, битум и прочее, плохо пахнущее и выделяющее много копоти — можно загубить баню, пропитав ее вонью.
Когда баня истоплена, для чего достаточно сжечь в каменке одну охапку (одно беремя, как говорили в деревне) сухих березовых дров летом и полторы зимой, надо тщательно перемешать. угли, чтобы не осталось даже мельчайшей головешки, выгрести все из поддувала, куда могут провалиться маленькие головешки, несгоревшие щепки, и дать бане выстояться с полчаса, пока угли не начнут подергиваться налетом пепла и совершенно исчезнут голубые огоньки — признак выделяющегося угарного газа. Войдя, следует открыть дверь, плеснуть на каменку полный ковш воды, чтобы с паром вылетели остатки угара. Вот теперь можно приступить к банному священнодействию — этой поэзии жара, воды, запахов и полного забвения житейских забот.
Источник статьи: http://hutmoy.su/publ/uchastok_i_dvor/vneshnie_stroenija/sibirskaja_banja_chto_vnutri_i_kak_paritsja/71-1-0-403