Сказочный персонаж из бани

Баня в русских народных сказках: символ чистоты и волшебства

В каждой четвертой-пятой русской народной сказке есть упоминание о бане. Где-то она вводится в действие вскользь, где-то баня – центральная фигура повествования. Иногда баню собираются использовать по прямому назначению, для мытья, иногда – для попытки умерщвления главного героя, как место засады, а есть сказки, где баня – средство исцеления.

Сказки – древнейшее наследие

Почему баня так часто упоминается в бывшем устном, а теперь уже и письменном народном творчестве? Сказки выучивались наизусть и передавались от поколений к поколениям, так продолжалось веками и тысячелетиями. Сказки, сказания – не просто развлечение, а удобный способ передачи исторической, религиозной и мистической информации.

Не зря славянские народы считаются самыми образованными и умелыми для своего времени, а их религиозные служители – волхвы, по многим данным, владели огромным количеством информации, причем многие знания впоследствии были утеряны. Ученики волхвов должны были с малых лет заучивать наизусть различные предания, в том числе и сказочные.

Сказки рядовому человеку всегда было легче воспринимать. Точнее, легче запоминать и понимать информацию, заложенную в сказочные предания. Это касается детей в большей степени, но и многие взрослые лучше усваивают сложные данные в игровой форме. Современный научно-популярный фильм – не унылое перечисление характеристик, допустим, трактора, а зрелищный, динамичный ролик с участием этой полезной тяжелой техники.

Читайте также:  Сауна и баня в икше

Так и сказки тысячелетия назад давали понять, что можно делать в жизни, а что нельзя, где правда, а где кривда. Но что же баня, в чем смысл упоминаний в сказках о ней?

Баня – часть жизни наших пращуров

Наличие всевозможных видов банных сооружений подтверждают археологические раскопки стоянок племен скифов и сарматов две-три тысячи лет назад, а позже появляются документальные подтверждения приверженности славян к парению в бане.

У кочевых народов были походные бани, быстро устанавливаемые и снимаемые, оседлые славяне строили стационарные домики для мытья, но важно то, что наши предки не представляли жизнь без бани и банных процедур. Все это отразилось в сказках.

Все оседлые персонажи, у которых есть дом или его подобие, перед планируемым употреблением героев в пищу намереваются их отмыть. Приверженность наших предков к гигиене перешла в сказках даже к отрицательным персонажам. Например, баба-яга во многих сказках отправляет в баню то сестру с братом из «Гуси-лебеди», то присланную злой мачехой девочку. Обычно героям помогает избежать гибели различные волшебные помощники, такие как кот, отвечающий злой бабке из бани вместо девочки и др.

Интересно, как доблестные молодцы отвечают злым колдуньям во время первой встречи. Вообще, баба-яга встречается в половине русских народных сказок. Она олицетворяет границу между миром живых и мертвых. Главная колдунья не то чтобы совершенно плохая, она просто не очень любит человеческое племя, но иногда на определенных условиях помогает выполнить практически безнадежные задания. Так вот, баба-яга, когда обнаруживает в своей избушке человека, то первым делом собирается его съесть, но герой избегает немедленного «съедения», просто попросив у бабки помыться, поесть и попить!

Добрый молодец говорит, мол, ты вначале баньку истопи, потом накорми, напои, а после разговоры будем вести. Удивительно, но ведьма послушно исполняет требования и в большинстве случаев помогает герою. Конечно, не баня тому причина, а весь комплекс условий. Видимо, после того как богатырь попарился, поел-попил, он стал «своим», неприкосновенным.

Из этих сказок видно, что добровольные гости бабы-яги или ее невольники – все должны побывать в бане. Зачем это указывать? Прививать любовь к чистоте надо с детства – и что может быть лучше сказок! Ребенок, с малых лет слушающий истории про добрых и злых героев, а также о том, как они отправляются в баню как минимум захочет узнать, что это такое. Если родители в этом не откажут, то дети обретут крайне полезную привычку париться в настоящем русском народном оздоровительном центре – бане!

Баня – опасное место?

Во многих сказках говорится о том, как героев пытаются заманить в баню, а там погубить, разжигая страшный огонь. Так происходит в сказках «Иван – мужицкий сын», «Летучий корабль» и «Иван Быкович», причем в последней сказке баню топили три месяца. Героев спасают волшебные существа или предметы, замораживающие раскаленные бани.

Отчего в средоточии чистоты и здоровья, каким представлялась (и вполне справедливо) нашим предкам баня, происходили такие страшные вещи? Возможно, повлияла славянская мифология, где описывается волшебное существо, живущее в бане – Банник. Дух бани – довольно враждебный по отношению к людям, в отличие от Домового и Овинника, коих надо было звать на помощь, если попал под горячую в прямом смысле руку Банника. С Банником можно было жить в мире, для этого стоило оставлять ему после каждого купания прогретую парилку, кадку чистой воды, веник.

Но отчего в сказках героев заманивали в баню могущественные персонажи, ведь они могли лишить жизни проще, в бою или подослав лихих людей? Скорее всего, смерть в бане могла считаться «несчастным случаем», не вызывающим подозрений. Ведь в те годы все знали, что если не угодил Баннику, то он может запарить насмерть, обернувшись родственником или знакомым.

Лечебная роль бани

В сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды», ставшей, кстати, прообразом для «Сказки о царе Салтане…» Пушкина, Иван-царевич излечивает незрячие глаза своей матери. А делает это он в бане! В других сказках также упоминается лечебная сила бани и горячего пара.

Наши предки издавна считали баню лекарством от всех болезней, и в большинстве случаев были правы. В Киеве начала второго тысячелетия христианские священники официально призывали киевлян строить бани, уже тогда понимая их пользу. В Европе еще несколько столетий будут в столицах нечистоты выливать прямо возле дома, и мыться только под дождем, а русские люди следили за чистотой и почти не болели.

Расписывать пользу от пара нет смысла, главное, что баня реально помогает, и это подтверждают все новые и новые научные исследования. Наши пращуры получили знание от волхвов, а может опытным путем определили пользу бани, что отразилось в народных сказках.

Баня – место засады и тайны

В сказке «Двое из сумы» владельца волшебной сумы, старика, отправили в баню попариться, а в это время подменили волшебный предмет на обычный. Старик, конечно, вернул имущество и наказал обидчиков, но суть в том, что от похода в баню никто и не думал отказываться, настолько чистота была в крови у русских народов.

В сказке «Притворная болезнь» царевна точно так же, с недобрыми намерениями, послала мужа Ивана в баню. Он пошел полежать на полке, но в итоге был сражен злым героем Пан Плешевичем. Сговор царевны и Пана Плешевича был, как и все злое в сказках, наказан, а добро восторжествовало. Однако баня вновь стала тем местом, куда герой точно пойдет по приглашению попариться.

Еще одна интересная сказка – «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». В ее сюжете нет смертоубийства в бане, но есть эпизод, в котором отец трех дочерей неохотно соглашается мыться в бане, потому что ночь и будет темно. Месяц его все же уговаривает, а сам просовывает палец в дырочку в стене, отчего в бане становится светло, а старик довольный уезжает. Здесь баня выступает, как простое средство показать могущество Месяца: он может ночь сделать светлой. Тем не менее выбрана именно баня, и это неспроста.

Ключевая роль бани в сказках и жизни

Баня в русских народных сказках встречается и как место очищения, и как средоточие чего-то необычного, волшебного и даже смертельно опасного. И недаром, ведь раньше в бане принимали роды, тут молодые очищались перед свадьбой и после нее. В бане и сейчас девушки гадают на суженого, а раньше это было повсеместно. Баня – часть дома, но всегда остается слегка отстраненной от обыденной жизни, ведь тут жили волшебные существа.

Так и в сказках: в бане происходят всевозможные события, хорошие и плохие, ведь баня – часть жизненного уклада и быта русской семьи.

Источник статьи: http://bpk-nn.ru/stati/30-banya-v-russkikh-narodnykh-skazkakh-simvol-chistoty-i-volshebstva

Баня в русских сказках

Во многих сказках главным местом действия становится именно русская баня. С ней связывают чистоту и очищение, перерождение. А в одной из сказок баньку топили целых три месяца! В России всегда были строгие уклады, как надо приходить в это место, как положено пользоваться им, каких духов задабривать. Как и нынешние правила посещения финской сауны, эти своды требований были обязательными и выполнялись, чтобы с моющимся не произошло ничего дурного.

Банная нечистая сила

Кстати, водилась тут и нечистая сила – злой дух, которого славяне называли банником. Его представляли себе в роли старика, обычно худого и голого, порой – обросшего, с длинной бородой, покрытой плесенью. Иногда он мог появляться в виде кота. Это не домовой, а скорее брат лешего. С ним надо быть настороже – он и его жена-обдериха, как и их детки, могли запарить человека насмерть. Банный дух возвращался к себе домой после трех смен моющихся, так что в четвертый заход обычно славяне не мылись.

Есть и вполне простая причина, почему люди так боялись духа и соблюдали это правило. Если вы посещаете сауны в СПб, то знаете, что в финской парной сухо, минимальная влажность и очень свежий воздух. В русской же бане мог оставаться чад и дым, многие старались открыть заслонку и подбавить жару, и такой воздух действительно мог стать непригодным для процедур.

Банные процедуры в сказочных сюжетах

Самые популярные мотивы – это:

  • Избавления от Бабы-Яги. Она должна была сначала молодца в баньке попарить – после чего герой избавлялся от опасности, идущей от нечисти.
  • Очищения и перевоплощения. Большая печка – обязательный элемент, показывающий «переплавку» героя в горниле, изменения его характера и судьбы.
  • В баню заманивали героев разных сказок («Двое из ларца», «Притворная болезнь», «Солнце, месяц и ворон»), чтобы, когда тот отвлечется на требующее концентрации действие, попытаться совершить злодеяние. Даже если оно удавалось, то затем добро обязательно побеждало.

Чистота, переделка главного героя, получение защиты и покровительства, но и строгие требования к правилам поведения – все это отчасти сохранилось и в современных ритуалах посещения бани.

Источник статьи: http://batbani.ru/poleznoe-o-baniah/banya-v-russkih-skazkah/

Банник: как выглядит, чем занимается и почему представляет опасность

Доброго времени суток, уважаемые читатели! В славянской мифологии есть много интересных персонажей. К числу малоизвестных относится банник – существо со скверным характером, которого в прошлом боялись и уважали.

Как он выглядит, чем занимается и почему представляет опасность – об этом мы сегодня вам расскажем.

Банник – кто это такой в мифологии

Банник – волшебный персонаж из разряда низшей нечисти, появляющийся в старинных быличках и легендах. Особую популярность получил у восточных славян.

Существо фигурирует также в польском фольклоре и в белорусской мифологии. Представляет собой духа, который обитает в бане. Обычно он сидит под лежанкой (полоком) или прячется за каменкой (печью).

У банника немало других имен. В Польше его кличут Łaźnik, в Беларуси – лазеннік. На Руси его называли:

  • Банный черт, пес, хозяин или пастырь;
  • Баенник;
  • Байнушко;
  • Банщик;
  • Нечистик.

Этот персонаж похож на домового или дворового, но отличается ненавистью и презрением к людям. Банник нечасто бывает в приподнятом настроении и редко готов помогать в чем-либо.

Его легко разгневать и обидеть. Рассерженное существо представляет большую опасность. Такая характеристика позволяет относить банщика к анчуткам – маленьким, злым и очень вредным духам.

Герой сказок и легенд не любит покидать баню, оставлять ее без присмотра, потому редко появляется в жилом доме. Однако, обладая магическими силами, способен влиять на людей даже на расстоянии.

Днем банник предпочитает спать или отсиживаться в укромных местах. Но с приходом сумерек, как и другая нечисть, он становится активным. Наши предки верили: если ночами из бани доносится шум, плеск воды – это байнушко веселится и парится.

в славянской мифологии есть женский аналог банника – баенная матушка (обдериха, шишига). В одних источниках говорится, что она – жена банщика.[/info-box]

В других же сказано, что в родстве персонажи не состоят, они плохо уживаются друг с другом. Появлялась обдериха после того, как в бане происходили роды, мылась невеста.

Как выглядит Банник

Банный дух старается лишний раз не показываться на глаза, оставаясь невидимым. Те, кто все-таки сумел увидеть его, описывают существо как низенького, суховатого старикашку. У него длинная, нечесаная борода, густые брови и лысая макушка.

Его обнаженное тело облеплено листьями, некогда оторвавшимися от веников. Единственный предмет одежды банщика – красная волшебная шапка, если натянуть ее на голову, становишься невидимым.

Одно из своих имен – нечистик – существо получило не просто так. Кожа банника заляпана грязью и слизью, покрыта черной сажей. Кроме того, он брезгует купаться в ключевой воде.

Банник – искусный маг, умеющий обращаться в животных. Иногда он предстает в облике дикого кабана, прикидывается черной кошкой или белым зайцем, перевоплощается в лягушку либо грязного дворового пса. Славяне верили: если в бане сильно пахнет мокрой шерстью, псиной, значит дух недавно здесь был и парился.

Дополнительные варианты внешности:

  1. Невысокий старичок с горящими красными глазами, заплесневелой бородой до колен; его спина покрыта короткими волосками и шерстью;
  2. Нарлик с длинными спутанными волосами, бородой и усами, в которых застряли листочки с веников, щепки; он всегда босой и от него всегда неприятно пахнет;
  3. Нысокий и худой старец с длинными руками, ногами; косматый, злой и ворчливый; подмышкой носит потрепанный веник;
  4. Нущество, похожее на человека, с почерневшей, грязной кожей и длинными темными волосами.

Поведение и привычки

Банный черт не прочь пошалить и повеселиться, однако его проделки – жестоки. Он кидается в парящихся в бане камнями и углями из печи, щипает, бьет и сдирает кожу, подсовывает под руку ковш с крутым кипятком, таскает за волосы, раскаляет каменку докрасна. Если банщик не в духе, он способен придушить человека или отравить его угарным газом.

Дух требует, чтобы в его жилище царили чистота и порядок. Потому было принято прибираться в бане после водных процедур. Если этого не сделать, банник насылал горе и болезни на всю семью.

Людям, которые проявляют уважение и ведут себя спокойно, банник редко вредит. Порой он, веселья ради, пугает, стуча в стены и двери бани. Если получится существо задобрить, поднять ему настроение, то можно рассчитывать на помощь и поддержку.

Банщик любит попариться и помыться, он никогда не берет в руки уже использованные веники. Воду предпочитает грязную, стекшую с людских тел. Чистой водицей он пользуется только в конце мытья.

Парится и намывается банник после полуночи. При этом он зазывает к себе и другую нечисть, с которой веселится до самого рассвета.

Как задобрить Банника

Чтобы нечистик не вредил и не буянил ночами, ему приносили подарки. В бане оставляли кусок свежего ржаного хлеба, крупную соль, горсть сахарного песка, молоко, кашу и мед. Все съестное выносилось из помещения через сутки и закапывалось под деревом за забором.

После водных процедур нужно было положить на полок новый веник и кусочек мыла, а также поставить тазик с небольшим количеством холодной чистой воды. Если ритуал не соблюдался, банник сердился и обижался на людей.

Когда существо очень шалило и доставляло много хлопот, под порогом бани закапывали мертвую курицу. Выбирали птицу только черного цвета, ее не ощипывали перед захоронением.

Курицу для банника душили, колоть и резать запрещалось. Древние славяне верили, что такое подношение надолго успокаивает хозяина бани.

Прежде чем зайти в предбанник, нужно поклониться и спросить разрешения у банщика. Покидая территорию, которой заведует злой и хитрый дух, следовало искренне поблагодарить его. При этом выходить за порог бани надо вперед спиной.

Приметы и суеверия, связанные с банником

  • В место, где живет нечистик, нельзя заходить с нательным крестиком. Его оставляют или в предбаннике, или дома. Банщик боится железа, металла, потому, если на человеке есть какие-либо украшения, он воспринимает это как угрозу и переходит в наступление.
  • В легендах говорится, что тот, кто отправился париться с приходом ночи, назад уже никогда не вернется. Рассерженный банник уморит до смерти. Закончить с мытьем следовало до шести вечера.
  • В бане нельзя оставлять маленьких детей или молодую мать с младенцем без присмотра. Банник и обдериха известны тем, что похищают малышей, взамен подкидывая людям своих отпрысков.Узнать «подменыша» легко: такое дитё отказывается от грудного молока и другой еды, постоянно кричит и плачет, много болеет, внешне не похоже на родителей, отличается сложным характером и редко живет дольше года.
  • В народный приметах говорится, что нельзя париться и мыться в понедельник. В этот день хозяин бани всегда находится в плохом настроении, столкновение с ним не сулит ничего хорошего. Самые подходящие для купания дни – суббота, четверг.
  • В баню воспрещен вход в пьяном состоянии, в плохом настроении и с злыми мыслями. Все это обернется против человека.
  • В жилище банника строго запрещается шуметь, громко смеяться, сквернословить. Дух не терпит подобного, он сердится и старается наказать невоспитанных гостей.
  • Нельзя также спешить и торопиться, суетиться во время банных процедур. Такое поведение банник воспринимает как неуважительное отношение к его персоне.
  • На Руси верили, что банщик выходит мыться на «четвертый пар». Потому за один день париться разрешалось только трем группам людей.Первыми всегда отправлялись в баню мужчины. Если вперед них заходила девушка, то банник насылал на нее болезни и несчастья.
  • Если сгорела или развалилась баня, на этой территории нельзя возводить другие строения. В жилых постройках люди будут хворать, появятся клопы и крысы. В помещениях для скота животные быстро зачахнут.В сараях не сохранятся закатки, картошка, мука или крупы. Все это – проделки недовольного банника, лишившегося своего жилья.
  • Находясь в доме банного черта, нельзя плевать на пол, полоки, каменку. Иначе разгневанный банник плюнет кипятком и искрами в ответ.
  • Существо не выносит незнакомых людей на своей территории. Потому недопустимым считалось париться в чужой бане. Иначе дух наводил морок, вызывал обмороки, крал вещи и подпирал двери так, что выйти из помещения было невозможно.
  • Нечистик злился, если баню возводили не в том месте, где ему хотелось, или ставили ее близко к жилому дому. В таком случае он насылал на кого-либо из членов семьи серьезную болезнь, способную привести к смерти. Захворавший излечивался чудесным образом, стоило только переместить, перестроить баньку.
  • Если вместо вкусных даров или курицы оставить под порожком бани несколько монеток и попросить духа помочь с деньгами, то в скором времени в семью придет достаток.
  • Если украсть красную шапку-невидимку и успеть укрыться в церкви, банник исполнит желание в обмен на свою вещь или даст ответ на вопрос о будущем. Но, если воришка не добежит до церкви, рассвирепевший нечистик убьет его.

Банный дух, как и положено волшебному персонажу, многое знает о грядущих событиях. Он всегда принимает участие в святочных – и не только – гаданиях на суженого.

Чтобы узнать, каким жених будет, надо ночью подойти к бане, распахнуть двери и, встав спиной к темноте, поднять полы платья или юбку. А после ждать прикосновения банника.

  1. Если рука гладкая, муж будет бедный.
  2. Мохнатая мягкая лапа сулила богатого и знатного жениха.
  3. Когда банник шлепал или щипал, это означало, что муж будет бить.
  4. На коже после прикосновения нечисти остался влажный, скользкий след – выйти замуж предстоит за пьяницу.
  5. Колючее касание предрекало мужа со сложным характером.

Как вызвать банника

Банную нечисть не принято попусту тревожить и призывать. Невозможно предсказать, какими будут последствия. Однако, если очень хочется пообщаться с банником, есть три способа вызова.

Важно: в современных квартирах или частных домах дух обитает редко. Потому не всегда ритуалы срабатывают.

Способ первый

Для выполнения обряда не придется искать баню или запираться в ванной комнате. С помощью ритуала есть возможность получить подсказку или совет от банника.

Призыв совершается вечером в спальне. На стол ставится новая свеча, поджигается она только спичками. Рядом с подсвечником кладутся подношения для банного черта: молоко, хлеб, печенье, конфеты.

На столе также нужно установить изображение нечисти. Банника можно нарисовать самостоятельно или же распечатать фото из интернета.

Когда все готово, выключите свет и лягте на постель на спину. Руки сложите на животе. Закройте глаза, представьте банника и мысленно пригласите его заглянуть на огонек.

Если за окном начнет лаять, выть собака или появится ощущение, что в комнате есть кто-то незримый, значит дух – откликнулся и готов пообщаться, помочь или поддержать.

Закончить ритуал необходимо до того, как свеча полностью прогорит. Перед завершением обязательно попрощайтесь с банником и поблагодарите его искренне.

Рисунок (фото), угощения и свечка должны оставаться на столе в течение трех суток. Затем изображение и свеча прячутся в надежном месте, а гостинцы выносятся из дома и закапываются в землю.

Способ второй

Дождавшись наступления ночи, собрав гостинцы и прихватив свечу, отправляйтесь в ванную. Ритуал проводится в одиночестве, дверь в помещение должна быть плотно закрыта.

Разложите по ванной угощения, встаньте перед зеркалом и возьмите в руки горящую свечу. Смотря в отражение, произнесите трижды призыв.

Пример призыва: «Банник-батюшка, услышь мой голос. Приходи гостинцы поесть-попить, разговоры со мной поговорить. Банник-батюшка, явись на мой зов, покажи себя!».

Затем, не отводя взгляда от зеркала, нужно вести себя очень тихо, прислушиваться ко всем случайным звукам. Нечисть или проявится в отражающей поверхности, или же выдаст себя шорохами, прикосновениями.

Как и в первом варианте вызова, обряд нужно завершить до того, как догорит свеча. Перед тем как покинуть ванную комнату, с банником следует распрощаться, желая ему добра и крепкого здоровья.

Способ третий

Отправившись в баню с приходом сумерек, на полоке и печке разложите угощения-дары. Затем зажгите свечу, встаньте в центре помещения и три раза произнесите: «Банник, дедушка, приди!». Теперь остается только ждать: явится ли нечисть на призыв и как встреча пройдет.

После обряда из бани выходить только вперед спиной, не забывая кланяться, благодарить и прощаться с банным духом.

Верите ли вы, друзья, в банного дедушку? Доводилось ли сталкиваться с ним? Оставляйте свои мнения, рассказы и вопросы в комментариях. Благодарим вас на проявленный интерес к публикации! Поделитесь статьей в социальных сетях. И подпишитесь на новости ресурса. До свидания!

Источник статьи: http://secretofworld.ru/ezoterika/sushchestva/bannik.html

Оцените статью
Про баню