Скифская баня что это такое

Скифская баня

Чрезвычайно интересные сведения о своеобразной бане скифов и о секретах возникновения древней парфюмерии.

Рассказав о погребальных обрядах скифов, Геродот знакомит нас со скифской баней: «Растет у них в стране конопля, больше напоминает лен, от которой отличается толщиной и высотой. Этими качествами конопля значительно превышает лен. Она растет сама и для себя, и посеянная. Из нее фракийцы делают себе одежду, которая на льняную. Тот, кто очень хорошо ее знает, он не различит — из льна эта одежда или из конопли; тот, кто вовсе не видел конопли, считает, что одежда льняная.

Так, скифы, брали зерна этой конопли, подлезали из-под покрывала и дальше бросали зерна на раскаленные камни. Насыпанное зерно крутилось и столько пара, что никакая эллинская парилка не сможет это превзойти. Скифы в это время наслаждаясь парильней и даже визжали. Это у них было вместо мытья: если они вообще мыли свое тело водой.

Как видим, в прошлом конопле находили важное практическое применение. Из нее делали одежду, причем настолько хорошую, что трудно было отличить конопляная она или льняная.

Интересные сведения о походной бани. У кочевых народов фундаментальных бань, разумеется, не было. В результате передвижного жизни была придумана вот такая своериднапарильня.

Не следует буквально воспринимать слова Геродота в том, что скифы вообще моют тело водой. Древний автор имел в виду, что у них нет обычных бань с горячей и холодной водой.

Важно подчеркнуть, что угорноалтайских курганах найдены приспособления для парилки, кучи обожженных камней, а котлах сохранились даже обуглившиеся зерна конопли. На одной из жердей была привязана кожаная фляга с конопляным зернами.

Читайте также:  Чем покрасить потолок из вагонки в бане

Во 2-муПазарикском кургане нашли некоторые приспособления для курения конопли. Аналогичные находки встречаются и в других курганах.

Эта пагубная привычка, как видим, уходит корнями в глубокую древность. Современные исследователи по-разному объясняют скифский обычай курить коноплю. Некоторые видели здесь только своеобразную забаву и развлечение. Но такая упрощенное объяснение не раскрывает всю сложность этого явления.

Другие ученые предполагали, что Геродот в своем описании слил воедино ритуальное курение конопли и обычную парную баню. Выделяли даже три отдельных обычая: ритуальное очищение тела, парная баня и курение конопли.

Высказанные и сложные толкования, связанные с религиозными взглядами скифов и своеобразной формой шаманства.

Похожие материалы:

  • Искусство скифской культуры
    После скифов остались в южной право-и левосторонней Украине валы больших городищ; скифских царей хоронили под огромными курганами, а вокруг них .

Скифо-Херсонская война
В конце второго в века до н.э. во времена правления царя Скилура был экономический и политический подъем Малой Скифии в Крыму. Скилур был заметной .

В пещерах Алтая жили неандертальцы
Пока кто-то играет в игровые автоматы, интересные события происходят в научном мире. Вот, например, археологи нашли в пещерах Алтая следы .

Археологическая Экспедиция РГО готова открыть тайны древних скифов
В начале мая 2012 года археологическая экспедиция РГО (Русское географическое общество) отправится в Туву с целью раскрыть некоторые тайны древних .

Скифы намывали золото на дне Азовского моря
Азовское море уже давно снискало славу уникального. Значительной степени изолировано от Мирового океана, оно известно опресненной водой и малыми .

Источник статьи: http://archaeology.kiev.ua/skifskaya-banya/

Древние бани скифов — истоки русской бани

В чем секрет популярности русской бани? Что это вообще за удивительное явление? Куда уходят корни, и можно ли отыскать истоки бани? Оглянемся назад и постараемся определить природу банного феномена.

Первые бани скифских племен

Разобраться в том, что такое баня, пытались многие. Первым взялся за исследование бани и ее роли для человека еще знаменитый Геродот. В одной из его книг есть рассказ о банных обычаях скифских племен. Это вообще принято считать за первые исторические сведения о банях. Свидетельства Геродота относятся примерно к 450 году до н. э. А ведь скифские племена можно считать земляками славян, кстати говоря.

Вот как описываются их бани историком-греком. Скифы, обитавшие в южных степях, баню обустраивали простым способом. Три крепкие жерди ставились вверх наклонно, по типу чума, и обтягивались войлоком, который сохранял тепло внутри бани. В специальном чане размещались камни, которые раскаляли буквально до бела. Затем на них бросали конопляные семечки. Знали древние скифы толк в таких делах! Семя давало очень сильный жар. А уж какое блаженство диким любителям парилки давал аромат конопли, можно только догадываться.

После бани в традиции было принять хмельной напиток. Скифы, к слову сказать, славились своим особым пристрастием к спиртному. (Представители соседних племен, когда выпивали, говорили слово «подскифь», что означало — подлей так, как скифы наливают). А уж после баньки выпить было совсем не грех, в понимании скифских мужчин.

Бани на Руси

Если не вдаваться так глубоко в историю и обратиться к России, можно назвать совершенно изумительные высказывания о московских банях знаменитого публициста В. А. Гиляровского. Этот «дядя Гиляй», как его за глаза называли современники, считал Москву без бань и не Москвою вовсе. Он с теплотой, буквально с любовью, описывал общественные бани. Было их тогда больше полусотни в городе. Каждая славилась своими традициями, высоким уровнем обслуживания. И каждая баня имела свой контингент, свою клиентуру. Люди, почитавшие пар, ходили в облюбованное банное заведение десятилетия.

Большинство бань топили по-черному, так было экономнее. Ставили их у реки, зимой прорубали проруби, так что разгоряченные посетители бань выбегали из парной и ныряли прямо в студеную воду. Затем возвращались в парилку. В бане гостям подавали напитки разной крепости да традиционную русскую закуску. Так примерно век назад выглядел банный обряд у москвичей.

Сегодня в столице существует множество различных бань. На любой вкус! Финские сауны, турецкие бани, греческие. Но в особом почете — русская баня с ее традиционной парилкой. Уровень обслуживания, комфорт везде соответствуют XXI веку. Так что любой человек, желающий попариться, удовольствие получит несказанное. И для тела польза огромная, и душа отдыхает.

Помните фразу, которую с блаженством говорит в бане героиня Ренаты Литвиновой в фильме «Граница»? «Я в раю!». Что тут добавить?

Источник статьи: http://bannik.ru/blog/drevnie-bani-skifov-istoki-russkoj-bani

Баня у Скифов

Древнейшие бани на территории России

В первом известном нам историческом труде («История» Геродота) упоминается первая же баня, ставшая прообразом привычных для нас теперь банек. Речь в той главе идет о племенах скифов – древних народов античных времен, проживающих на территориях нынешней России и Украины. Эти времена относятся примерно к 450 веку до н.э. Можете себе представить, как давно люди открыли для себя очищающее и живительное свойство горячего пара?

Впрочем, это неудивительно. Вспомнить хотя бы так называемый каменный век. Из названия данного периода ясно, ЧТО являлось для человека основным орудием труда. Однако есть все основания полагать, что трудом сфера применения камней не заканчивалась. Экспериментируя с тем, как может взаимодействовать с раскаленными камнями холодная вода, наши предки уже тогда стали на шаг ближе к тому «банному» благу, которым мы с удовольствием пользуемся теперь. Просто документальные, если можно так выразиться, подтверждения этому люди получили несколько позже – из упомянутой уже работы древнегреческого историка.

Практически цитируя его труд, можно рассказать о древних банных процедурах скифов, которые, кстати, являются нашими далекими предками, примерно следующее.

СКИФСКИЕ БАНИ

Типичная баня скифов представляла собой трехногую юрту, изготовляемую из прочных толстых веток молодых деревьев. Обтягивалась «парилка», по разным сведениям, шерстяной или конопляной материей. Последняя по текстуре напоминала плотный лен, поэтому идеально подходила для таких целей. Натуральная шерсть, разумеется, также ценилась за ее естественное происхождение. Впрочем, в те времена, конечно, еще не было искусственных тканей.

Итак, полученный «утепленный» шалаш, или юрта, ставился на землю, а внутри помещался чугунный котел для камней. Зачем нужен был котел, многим непонятно, хотя есть предположение, что таким образом лучше сохранялось тепло. А бралось это тепло, собственно, вот откуда.

Снаружи бани-юрты специально назначенные на это дело скифы нагревали на костре крупные валуны. Их размер, как правило, соответствовал размерам юрты, которая могла быть рассчитана как на небольшое количество человек, так и на более крупную и веселую компанию. Нагрев особо крупных валунов мог продолжаться до 5 часов, после чего их заносили в юрту и помещали в приготовленный котел.

Вокруг котла внутри юрты помещались люди, а специальный человек (сейчас бы мы назвали его банщиком) периодически поливал камни водой. От них шел горячий пар, и скифы наслаждались теплом и чистотой. В воду добавляли разные травы для усиления эффекта очищения и оздоровления (теперь мы используем для этих целей эфирные масла).

В частности, Геродот писал в своем труде о семенах конопли, которые во много раз усиливали свойства пара, придавая ему особый аромат. Так принятие гигиенических процедур приобретало, в некоторой степени, форму ритуала. Веселье было неотъемлемой частью мытья для древних скифов, если, конечно, повод позволял: историки утверждают, что покойников также отправляли в последний путь только после принятия банных процедур.

Ритуальная составляющая и практическая польза

Стоит отметить, что хоть целью скифов и было, в первую очередь, очищение своего тела, в целом «банная» процедура во многом носила ритуальный характер. Данный оттенок усиливался, когда омовение паром было связано с каким-либо социальным событием в жизни племени – например, мыться надлежало после похорон соплеменника.

Праздничные события и мероприятия также были привязаны к «бане». Ну а что касается непосредственно чистоты человеческого тела, то скифы, будучи кочевым народом, периодически нуждались в удовлетворении этой первоначальной эстетической потребности. Кроме того, таким образом они проводили профилактику многих заболеваний. С тех пор назначение бань практически не изменилось, чего не скажешь об их конструкциях.

Баня и женская красота

В настоящее время редкая женщина не знает о том, какой мощной силой обладают парные процедуры, благотворно влияющие на состояние кожи. Регулярное посещение бани позволяет очистить и сузить поры, придать лицу ровный цвет и бархатистость, омолодить и подтянуть кожу на всем теле. Сжигание жиров при посещении парной идет в несколько раз быстрее, а процессы старения, напротив, приостанавливаются.

Наши женщины активно пользуются знанием секрета использования масок, скрабов и пилингов при посещении бани: в условиях горячего влажного воздуха поры открываются, и активным веществам проще проникнуть в кожу для исполнения своей великой миссии. Поэтому даже самый заурядный уход, приуроченный к посещению бани, способен творить чудеса за счет усиления эффекта от косметических средств в несколько раз.

Как об этом догадались скифские женщины – непонятно. И хоть тогда косметических средств еще не придумали, они не упускали возможности стать еще красивее, используя целительную силу природы. Кипарис, кедр, ладан и другие растения, содержащие эфирные масла, и другие активные вещества – все это активно шло в ход. Женщины растирали растения на горячих камнях с добавлением воды, а затем обмазывали полученной смесью все тело и лицо. Они могли оставить ее на ночь, а когда на следующий день смывали, то не могли нарадоваться на свою очищенную, обновленную и помолодевшую кожу.

«Мобильная» скифская баня в наши дни

Как уже говорилось выше, скифы, в основном, занимались тем, что непрерывно перемещались с места на место. Такой кочевой образ жизни не позволял им задумываться о вопросах недвижимости: наверное, это единственная причина, по которой этот славный народ не занялся в свое время строительством более основательных бань и парилок. Но зато, довольствуясь своими юртами, они соорудили из них максимально удобные для транспортировки сборно-разборные конструкции, позволяющие сделать хорошо там, где они (скифы) есть.

Такая мобильная баня, пройдя сквозь века, по-прежнему существует – можете себе представить? Не в первоначальном своем виде, конечно, но все же. Речь идет о том типе построек, которые на скорую руку порой возводят туристы, желающие принять банные процедуры на природе. Жерди, служащие каркасом юрты, обматываются полиэтиленом, а дальше все по схеме. Если построить такую баньку на берегу речки или озера, то можно прекрасно сочетать плавание в прохладной воде с «горячими» процедурами. Только вот от горячительных напитков в данном случае лучше отказаться, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему.

Минус такой баньки, разве что, в том, что камни не очень хорошо держат тепло, и хватит их «запаса» максимум на 2–3 захода. Впрочем, это же не так важно, правда? Главное, чтобы было весело, а скифские юрты уже выполнили свою миссию, приведя потомков скифов – древних русичей, наших предков – к идее строительства самой настоящей бани.

Потомки скифов и их первые бани

Русичи начали строительство бань уже в эпоху нашей эры, но это были простенькие постройки без организованного дымоотвода, то есть известные нам бани «по-черному». Привычные для нас бани «по-белому», комфортабельные, современные и чистенькие, появились несколько позже и не теряют популярности по сей день. Мы не сомневаемся в том, что либо у вас есть такая баня, либо вы мечтаете о скорейшем ее строительстве, однако вернемся все-таки к истории.

Разумеется, любая баня – это кладезь полезных для здоровья и самочувствия человека моментов. Здесь вам обеспечено и улучшение состояния органов дыхания, и «наладка» сердечно-сосудистых процессов и механизмов, и выведение шлаков. О пользе бани для женской красоты уже говорилось выше.

Оздоровительный эффект от банных процедур во многом обусловлен бактерицидной активностью пара, дополняющей великолепный эффект от прогревания. Но если возвращаться к «черной» баньке древних русичей, то здесь уровень антимикробной и противовирусной активности просто зашкаливал.

Существуют данные о том, что после эпидемии чумы в живых осталась только та деревня, в которой наши предки регулярно топили бани. Тогда «горячее» мытье уже стало хорошей и, как показала практика, полезной русской традицией. Это как раз и были бани, в которых дым выходил через дверь и небольшую отдушину, от которой тем не менее проку было мало: стены внутри бани совсем скоро становились черными.

Дело в том, что топили такие бани березовыми дровами, в которых в большом количестве содержится черный березовый деготь – сильнейший природный антибиотик. Фитонциды, пользу от которых мы ныне с удовольствием получаем, сидя в березовой бочке, в «черных» банях также витали в воздухе в избытке. Слизистая оболочка глаз раздражалась неимоверно, но зато в таких банях стерильным было все. Мощный лечебный эффект неудивителен.

Скифские камни в юртах порой тоже покрывались копотью, которая взмывала вверх и вызывала потоки слез, однако такого мощного оздоровительного эффекта при этом не наблюдалось. Что касается бань «по-черному», то истинные ценители по-прежнему не упускают возможности попариться в такой баньке, испытав на себе всю мощь целебного пара, который, как говорят в таких случаях, горчит.

В те же далекие времена потомки скифов, перенявшие от них любовь к бане, умудрялись париться прямо в печи, залезая в нее целиком. Отодвинув угли в сторону и постелив на их место соломки, они наслаждались теплом, периодически добавляя пара. Наверняка отсюда и пошло среди украинских потомков слово «лазить», применяемое во всех случаях, когда речь шла о банных процедурах.

Русский народ верен своей бане

Будучи далекими потомками этих изобретательных любителей попариться, мы тем не менее смогли сохранить верность этому пристрастию и модернизировать его в соответствии с современными возможностями. Сейчас в наших руках все карты для максимально комфортного и эффективного принятия банных процедур, а потому мы, наверное, самые счастливые люди!

Ведь банный культ существовал, существует и будет существовать в России всегда, так что у нас есть еще масса времени для того, чтобы в полной мере насладиться дарами наших бань.

Источник статьи: http://bpk-nn.ru/stati/20-banya-u-skifov

Оцените статью
Про баню