Сколько лет сандуновским баням

Как и кто построил «Сандуновские Бани»

Добрый день, дорогие любители пара! Посмотрев статьи своего канала я удивился не найдя ни одной про «Царь Бани»! А ведь они известны на весь мир, в них отдыхали и оздоравливались люди высшего света уже как 2 столетия подряд. Конечно же это «Сандуны».

Этим летом я очень хочу поехать в Москву исключительно ради бань, очень надеюсь, что я смогу обхватить как можно больше интересных моментов столичного банного мира. А пока хочу затронуть историю «Сандуновских Бань».

Данные бани построены в 1808 году за деньги, полученные от продажи перстня, подаренного Екатериной 2, в Санкт- Петербурге, двум брачующимся. Сложно? Конечно сложно! Вы только сами подумайте! Что бы бани появились в Москве, за 700км от нее развернулась настоящая драма, в которой было все: и любовь, и шантаж, и слезы, и побег, и даже сама императрица!

Если коротко, то был Сила Сандунов, актер театра, и Лиза Уранова, певица в театре. Между ними была любовь, и они мечтали пожениться. Но на Лизу претендовал и более весомый человек в государстве Безбородко, который всячески мешал Силе и даже подкупил всех в театре, чтобы ему не досталось ни одной роли.

На одном из выступлений Лиза прямо со сцены припала к ногам Императрицы с просьбой разрешить им свадьбу и оставить в покое Сандунова. Екатерину 2 так растрогало поведение Лизы что она даже стала посаженной матерью у них на свадьбе и подарила свой перстень. Правда роли Силе так и не давали, и они уехали в Москву.

Читайте также:  Баня у реки разрешение

Не будем углубляться, что случилось в Москве, но вместо театра, Сила Сандунов решил построить общественные бани из камня. Заложим при этом тот самый перстень. Бани были построены и быстро обрели популярность. Популярностью послужило два зала, мужской и женский. В то время таких бань не было, помещение было одно и оно просто делилось по дням недели.

Сандунов горел банями и проводил все время с ними, Лиза хотела в Театр и начались разногласия. Дальше Лиза уехала обратно в Питер. Силе вскоре умирает, далее погибает и Лиза. «Сандуны» начинают переходить от одного владельца к другим. Постепенно теряя популярность, внешний вид и качество.

Далее за дело берется Вера Фирсанова, богатейшая на то время наследница. Ее муж уговариваете вложить огромное состояние в реставрацию «Сандунов» и с этого момента можно считать, что началась второе восхождение.

Новые Сандуны были представлены публике в 1896 и сразу поразили своей элегантностью и неповторимым убранством. Весь высший свет полюбил данные бани, они стали своего рода клубом, по делам и интересам.

Перечислять всех, кто был в «Сандунах», считаю не нужным, так как это затянется на долго))

Приведу лишь фразу, которая сама все скажет.

«Кто в Сандунах не бывал, тот Москвы не видал!»

Сейчас Сандуновские бани не потеряли своей популярности, даже наоборот! Они попали в список 14 самых известных бань мира по версии Forbes. Список услуг в бане вырос и теперь это своего рода «Царства Спа». Вот такие они «Царь Бани»

Напишите Ваше мнение, стоит ли делать обзоры на бани? Будем улучшать контент вместе с Вами!

Другие статьи, которые долны Вам понравиться:

Если Вы любите Баню!
Если Вы не видите жизни без Бани!
то обязательно подпишитесь на наш канал о Бане!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/1banya/kak-i-kto-postroil-sandunovskie-bani-5c82421f1f439700b39befd5

Сандуновские бани

История знаменитых Сандуновских бань прослеживается еще с XVIII в. и берет свое начало в Санкт-Петербурге. В екатерининские времена на сцене придворного Эрмитажного театра выступала несравненная певица Елизавета Уранова. В этом же театре служил прекрасный актер Сила Сандунов. Между молодыми людьми зародилась любовь. Ее история стоит отдельного рассказа. Несмотря на все перипетии, влюбленные обвенчались и вскоре переехали в Москву.

В Первопрестольной они открыли торговые бани. Те первые бани находились на берегу реки Неглинки, в районе нынешней Театральной площади. Несколько позже супруги приобрели обширный участок земли, где до этого располагались огороды бывшей Звонарской слободы, и здесь выстроили новые бани, получившие название Сандуновских. Несмотря на неоднократную смену владельцев, бани сохранили свое название до наших дней.

Бани, открывшиеся в 1808 г., вскоре стали крайне популярны в Москве.

К началу XIX в. воды Неглинки были столь загрязнены, что использовать их для банного дела не представлялось возможным, тем более что через несколько лет речку спрятали под землю, в коллектор. Но возле бань, на углу Звонарского переулка и Неглинного проезда, был устроен большой пруд-резервуар для воды, который питался первоначально почвенными водами, а потом и водой из московского водопровода. Пруд был осушен и засыпан в конце XIX в. при строительстве доходного дома (Неглинная ул., д. 14).

После смерти С.Н. Сандунова бани меняли своих хозяев, пока их владельцем не стал купец 1-й гильдии Иван Григорьевич Фирсанов. В фирсановском роду бани оставались до 1917 г.

После смерти И.Г. Фирсанова они перешли к его дочери и единственной наследнице Вере Ивановне, женщине очень красивой и при этом предприимчивой. Вместе со своим вторым мужем Алексеем Ганецким она решила полностью перестроить старые бани. Известный в Москве архитектор Б.В. Фрейденберг, при участии С.М. Калугина, возвел для Фирсановой доходный дом по красной линии Неглинного проезда (ныне – Неглинная улица) и полностью перестроил здание бань.

Между Звонарским и Сандуновскими переулками возник целый банный комплекс. Здесь все было свое. Своя электростанция – одна из самых мощных в Москве того времени, своя артезианская скважина, своя водокачка на берегу Москвы-реки в Нижнем Лесном (ныне – Курсовой) переулке. В нарядном здании водокачки в наше время располагается Визовый отдел посольства Швейцарии. Был устроен водопровод с прекрасной очистной системой.

В банях было устроено обязательное простонародное 5-копеечное отделение и роскошное дворянское. Особых слов заслуживают интерьеры самого дорого мужского 50-копеечного отделения (в советские годы и сейчас – Высший разряд). Вестибюль в стиле рококо, раздевальня, выполненная в готическом стиле и украшенная по одной из стен мозаичной картиной работы художника В.А. Фролова, читальня в стиле ренессанс. И, конечно, гордость бань – «Помпеевский» зал с обширным бассейном, облицованным «английским фарфором». Помимо русской парильни – сухая «ирландская», а также турецкая бани.

Несколько проще, но тоже очень богато было отделано и 10-копеечное отделение.

Торжественное открытие состоялось в феврале 1896 г.

В советские годы Сандуны никогда не закрывались. Действуют они и сейчас, являясь одними из четырех дореволюционных бань, работающих в Москве и поныне.

Недавно Сандуновские бани были отреставрированы. Они находятся на государственной охране как объект культурного наследия регионального значения.

Источник статьи: http://um.mos.ru/houses/sandunovskie-bani/

История знаменитых московских бань: Сандуновские бани.

История Сандуновских бань началась с брака их основателей — Силы Сандунова и Елизаветы Урановой, которые работали актёрами в придворном театре Екатерины II. Известно, что бани были построены за счёт нескольких бриллиантов, но вот версии о «происхождении» самих бриллиантов различаются. По одной версии — бриллианты были подарены Екатериной II за прекрасный голос Елизаветы Урановой. По второй версии — бриллианты Лизе подарил граф Безбородко, который добивался её внимания, но был отвергнут.
Известная в то время певица Елизавета Уранова предпочла предпринимателя из знатного рода — Силу Сандунова, что не помешало ей оставить себе бриллианты. Какая версия правильная — широким массам неизвестно.
После брака Сандунов тут же купил участок земли в Москве недалеко от реки Неглинной. Потом он постепенно выкупал участки соседей с целью построить там магазины. Но через некоторое время его решение изменилось, так как он увидел, что бани приносят значительные доходы владельцам и будут, пожалуй, намного выгоднее магазинов. Началось строительство бань, которое было полностью закончено к 1808 году.

Хоть бани тогда ещё не имели того шикарного вида и обустройства, который они приобрели впоследствии, номера для дворян были оборудованы со вкусом и обставлены дорогой мебелью, серебром и т.д. Все прихоти знатной публики беспрекословно исполнялись — были устроены все условия, чтобы комфортный семейный отдых в бане и увлекательное времяпровождение в кругу высшего света не мешали друг другу. В банях постепенно образовался своеобразный развлекательный клуб для высшего общества. По словам В. Гиляровского, в Сандуновских банях перебывала вся пушкинская и грибоедовская Москва — все, кто собирались в Английском клубе и салоне Зинаиды Волконской.
Впоследствии, Сандуновские бани несколько раз меняли хозяев и арендаторов, среди них были: Пётр Милютин, Василий Ломакин, Елизавета Сандунова, миллионер И.Г Фирсанов и его дочь — Вера Фирсанова. Когда бани перешли в собственность Веры Фирсановой, для них начался новый этап развития. Её муж — А.Н. Гонецкий решил перестроить и модернизировать банный комплекс по последнему слову тогдашних достижений инженерной науки.

Модернизация и перестройка Сандуновских бань в 1896 году

Сейчас Сандуновские бани считаются эталоном русской банной культуры, но, к сожалению, какими они были при основателе — Сандунове, нам уже никогда не узнать. Когда Гонецкий стал собственником банного комплекса, он решил устроить там всё по последнему слову техники. Он даже специально ездил по разным (преимущественно западным) странам и смотрел устройство бань.

Приехав в Россию, он тут же принялся копировать западные банные комплексы. Так что эталоном русской бани теперь её назвать нельзя. Тогда и были построены небывалые до этого в России водоводы, инженерные системы очистки воды с американскими фильтрами и т.д. Всё подземелье бань представляло собой запутанную сеть каналов, труб, заслонок, водоводов, кранов.
Инженерная система не имела аналогов не только в Москве, но и во всей России. Снаружи здание тоже изменилось до неузнаваемости — при строительстве и декоре были использованы все популярные тогда стили: готика, классицизм, барокко, рококо, фабричный стиль и ренессанс. Для отделки интерьеров использовали материалы, завезённые из Англии, Швейцарии, Германии и других европейских стран.
Причудливая архитектура того времени во многом сохранилась и сейчас. Для освещения бани использовалось электричество от третьей по счёту электростанции в Москве. Сандуновские бани после реконструкции были предназначены не только для богатых. Были отдельные помещения и для народа. Ценовых категории было три: 5, 10 и 30 копеек (женские) и 5,10 и 50 копеек (мужские). Соответственно различался и уровень обслуживания и роскошью обстановки, причём заказать такие услуги, как массаж в сауне, запросто могли люди и с не очень большими доходами.

Интересные факты о Сандунах

  • Сандуновские бани очень любили посещать Чехов, Рахманинов, Бунин, Пушкин, Гиляровский, Шаляпин и многие другие известные деятели культуры. Пушкин отличался особой выносливостью — дольше всех сидел в парилке и утомлял любого банщика, требуя без конца «поддавать жару» веником.
  • Это первые в Москве общественные бани, где мужчины и женщины мылись в разных помещениях.
  • Гонецкий превратил банный комплекс в масштабный развлекательный центр. Стал доступен отдых в сауне по самым высшим стандартам Запада.
  • Среди невест постепенно установился обычай — для счастливой жизни обязательно вымыться перед свадьбой из серебряной шайки с Сандуновской бане. Считалось, что после этого муж будет любить горячо.
  • Простолюдины могли тоже посещать отдельные помещения бани, где им даже оказывали бесплатную или почти бесплатную медицинскую помощь.
  • Известный фильм «Броненосец Потёмкин» снимался в бассейне Сандуновских бань. Там по такому случаю был устроен самый натуральный шторм. Кроме того, там снималась сцена великого бала для фильма «Мастер и Маргарита».
  • В 1991 году Сандуновские бани были признаны государственным памятником архитектуры города Москвы.

Источник статьи: http://laguna-spa.com/istoriya-znamenityh-moskovskih-ban-sandunovskie-bani

Уходим в пар: как Сандуны стали дворцом для мытья

125 лет назад, 14 февраля 1896 года, заново открылись знаменитые Сандуновские бани — бесспорно, самые известные, шикарные и старейшие из сегодня действующих в столице. Точнее, юбилей сегодня отмечает только новое здание прославленного помывочного комплекса — основание легендарных Сандунов относится к временам «Очакова и покоренья Крыма». «Известия» вспомнили историю русской бани вообще и главной столичной в частности.

Омовенье, а не мученье

Спор о том, какая страна является родиной настоящих бань, ведется уже не одно столетие и, видимо, не завершится никогда. Очевидно, что изначально люди использовали для мытья пресную воду, а там, где в силу разных причин ее не хватало, человек научился очищать кожу посредством искусственной стимуляции потоотделения. Проще говоря, мыться с помощью пара и пота.

Наверное, самое раннее из дошедших до нас упоминаний бани относится к эпохе античности — Геродот писал, что скифы использовали передвижные бани-шатры. В центре такого сооружения раскладывали костер, обложенный большими валунами. Когда камни накалялись добела, дымящиеся поленья убирали, отверстие дымохода закрывали, а камни поливали водой либо травяными настоями. Получалось подобие передвижной парной. Судя по тому, что греческий историк писал об этом с некоторым удивлением, в эллинском мире такой способ мытья тогда не практиковали. Впрочем, пройдет всего несколько веков, и знаменитые римские термы станут неотъемлемой частью быта всего цивилизованного мира.

Действующие бани Kral Kızı времен Римской империи в турецкой провинции Йозгат включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

В наших краях мраморных терм не строили, но искусство парения знали отлично. Первоначально бани устраивали в землянках, потом в срубах. За честь именоваться родоначальниками могут поспорить балтские и угро-финские народы, населявшие территорию северо-восточной Европы, а вот пришедшие туда в середине первого тысячелетия славяне вряд ли были знакомы с парными. Такой вывод можно сделать исходя из того, что другие ветви славян (южные, западные) и в более позднее время бани не культивировали.

Не исключено, что какую-то роль в распространении парных бань сыграли и викинги, которые традиционно строили похожие на наши бани басту. Так или иначе мы можем констатировать, что среди славянских племен, населявших территорию современных России и Белоруссии, банное искусство прижилось и вскоре стало своего рода национальной традицией. В отечественных письменных источниках баня впервые упоминается в «Повести временных лет», причем в нескольких эпизодах, например в легенде о путешествии апостола Андрея Первозванного в Новгород:

«Повесть временных лет». Подготовка текста и перевод Д.С. Лихачева

Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья гибкие и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, обольются водою студеною, и тогда только оживут. И творят так всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и этим совершают омовенье себе, а не мученье

Мужчины окунаются после бани в проруби реки Великая в городе Остров Псковской области

К окончанию Средневековья русская баня прочно занимает положение одной из главных достопримечательностей Московии и важного звена национальной самоидентификации. Для русских это была и повседневная необходимость, и наслаждение, и лекарство, и предмет для гордости, что просматривается во множестве сообщений иностранцев, гостивших на Руси в XVI–XVII веках. Больше всего их поражала способность русских терпеть высокую температуру, непонятная им любовь к битью вениками, а также то, что в общественных банях женщины мылись вместе с мужчинами, причем все ходили обнаженными. Это совершенно не смущало русских, но казалось верхом неприличия для немытых ханжей-европейцев.

Иван Грозный в 1551 году, Алексей Михайлович в 1643-м, правительствующий Сенат спустя столетие и Екатерина Великая в «Уставе благочиния» 1782 года пытались запретить совместное посещение бань, но уже из того, что происходило это регулярно, становится понятно, что успеха запреты не имели.

В городах существовали как частные семейные бани, так и общественные «торговые» — считается, что в Москве они получили распространение в конце XVI века при Борисе Годунове. Строили бани по берегам рек, прежде всего вдоль Москвы и Неглинки. На берегу стояли «журавли» с помощью которых посетители сами набирали воду, а после парилки люди прыгали прямо в реку или купались в снегу. Стоит отметить, что вода в реках в черте города вряд ли отвечала даже минимальным санитарным нормам, но в те годы это мало кого останавливало.

Картина Фирса Журавлева «Девичник в бане», 1885 год

Ситуация стала меняться лишь при Екатерине II. Эпидемия чумы 1770 года и последовавший за ней бунт в Москве вынудили власти регламентировать некоторые аспекты городского хозяйства. Появились первые общественные больницы, кладбища были вынесены за черту города, началось строительство канализации и первого в Москве Мытищинского водопровода. Пришла пора для перемен и в банном царстве.

Роковая любовь и императорские бриллианты

Именно в этот момент и начинается история Сандуновских бань, причем история на редкость романтическая. Императрица Екатерина любила театр, особенно оперу. А на сцене придворного театра «Эрмитаж» в конце 80-х годов XVIII века блистала юная Елизавета Уранова (Федорова). Кроме потрясающего меццо-сопрано и драматического таланта Уранова была наделена удивительным очарованием, что привлекло к ней внимание могущественного вельможи графа Александра Безбородко, слывшего одним из самых знаменитых ловеласов той эпохи.

Действительный тайный советник и статс-секретарь не стеснялся в методах и не жалел средств, но юная певица была неприступна. Не помогли даже уговоры директоров театра, которые хотели оказать услугу царедворцу. Когда же ухаживания стали совершенно несносны, Уранова упала в ноги императрице и рассказала, что не может уступить графу, поскольку без ума любит другого. Сентиментальная Екатерина была так растрогана, что лично взялась устроить свадьбу влюбленных, подобрала Лизоньке платье из своего гардероба и одарила великолепными бриллиантами. Венчание состоялось 14 февраля 1791 года в придворной церкви в присутствии самой императрицы.

Интерьер Сандуновских бань

Избранником же Урановой оказался известный актер Сила Сандунов. Настоящее имя его было Силован Зандукели, и происходил он из старинного и благородного грузинского рода. Его предки приехали в Россию вместе с царем Вахтангом VI еще в правление Петра Великого и с тех пор верно служили русской короне. Силован получил хорошее образование, но увлекся сценой и вскоре стал премьером московского Петровского театра, который стоял на месте нынешнего Большого. Вскоре талантливого артиста пригласили в придворный театр, где он и познакомился с Лизонькой Урановой. И хотя за юной красавицей волочилась половина Петербурга, она отдала свое сердце красавцу-грузину.

Екатерина вскоре умерла, а ее сын Павел не только возвратил опального Безбородко ко двору, но сделал его канцлером и светлейшим князем. Чете Сандуновых ничего не оставалось, как покинуть столицу и переехать в Москву, подальше от капризного императора, недолюбливавшего всех, кто удостоился хотя бы малых милостей ненавидимой им матери.

Чтобы меньше зависеть от превратностей актерской судьбы (тут как раз Петровский театр сгорел), решено было вложить сбережения в какое-то прибыльное дело. Сначала речь шла о строительстве доходных домов и магазинов, но потом Сила увлекся идеей строительства роскошной бани. Местом выбрали престижный район реки Неглинки, которую незадолго до этого убрали в трубу.

Сандунов серьезно подошел к делу и специально изучал банное искусство. Он побывал во всех московских банях, изучил все банные уставы, собрал отзывы завсегдатаев. Он решил сделать бани не простонародные, а элитные, в которые не стыдно было бы ходить представителям высшего московского общества. В 1808 году первые Сандуны открылись для посетителей.

Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи»

В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.

Бани у Силы Сандунова получились на славу. Гиляровский уверяет, что в них любили бывать Денис Васильевич Давыдов и Александр Сергеевич Пушкин. Сам писатель, естественно, видеть этого не мог, но ссылается на рассказы ветеранов-завсегдатаев. А вот семейное счастье Сандуновым сохранить не удалось, и, говорят, виной тому тоже стала баня: Сила записал собственность на себя, хотя средства вложил общие. Елизавета Семеновна обиделась и уехала в столицу. Другие источники уверяют, что к размолвке привело неуемное влечение горячего потомка грузинских князей к слабому полу. Сила завещал бани своей «воспитаннице» (так деликатно именовалась любовница) и их общему сыну, потом был долгий суд с Елизаветой Сандуновой. Бани стали сдавать внаем, хотя былой славы они не потеряли и в последующие полвека.

Дворец пара и веника

Бани несколько раз меняли владельцев, пока за долги не оказались в собственности у купца первой гильдии Ивана Григорьевича Фирсанова. Один из самых богатых московских дельцов вроде бы собирался всерьез заняться банным делом, но безвременно почил. Наследницей огромного состояния и Сандуновских бань оказалась единственная дочь купца Вера Ивановна.

Это была незаурядная женщина, хотя поначалу ей была уготована вполне заурядная судьба — по воле отца ее рано выдали замуж за некоего банкира Воронина, в Учетном банке которого купец хранил свои сбережения. После смерти отца она за огромные деньги выкупила свою свободу: за миллион рублей муж в суде признал вину в супружеской измене и Вера получила развод. Теперь делами она занималась сама, став одной из первых в России предпринимательниц.

Фирсанова оказалась способной к бизнесу, дела шли в гору. При этом молодая красавица вела активную светскую жизнь, держала салон, покровительствовала художникам и музыкантам. Она регулярно меняла ухажеров, никогда не доводя дело до свадьбы. Так продолжалось, пока сердцем Веры Ивановны не завладел отставной гвардейский офицер Алексей Ганецкий.

Именно Ганецкому принадлежала идея строительства новых Сандуновских бань. Старое здание простояло уже три четверти века и морально устарело, к тому же неподалеку в Театральном проезде купец Хлудов в 1889 году открыл свои бани (Хлудовские, Китайские, или Центральные), которые роскошью и оснащением значительно превосходили старые Сандуны.

Сохранившийся интерьер Хлудовских бань, которые перестали существовать в начале 1990-х годов

Это были бани нового времени — с косметическими кабинетами, парикмахерской, ателье, механической прачечной и шикарными ресторанами. Клиенты стали перетекать к Хлудову, доходы от Сандунов упали, так что реконструкция становилась насущной необходимостью. Вере Ивановне идея строительства новых бань понравилась, и Алексей Николаевич с энтузиазмом взялся за дело.

Чтобы бани стали лучшими в Москве и соответствовали высшим мировым стандартам, супруги лично объездили самые знаменитые бани Европы, от Ирландии до Турции. Для создания проекта пригласили модного архитектора Бориса Фрейденберга, однако из-за взбалмошного характера Алексея Николаевича тот не сумел завершить строительство и Сандуны были завершены его помощником, Сергеем Калугиным.

Роскошью Сандуновские бани должны были не уступать римским термам Каракаллы. В духе модной тогда эклектики в оформлении фасадов были использованы мотивы различных архитектурных стилей: ренессанса, барокко, классицизма, рококо, мавританского стиля и готики. Особенно впечатляюще выглядела яркая декорация центрального ризалита с крупной проходной аркой в центре. Над аркой по сторонам полукруглого окна расположились скульптуры плывущих мифологических морских коней, на спинах которых восседал полуобнаженный мужчина, трубящий в большой рог, и женщина, играющая на лире. Всё аристократически элегантно, в то же время с богатым купеческим размахом.

Бассейн в Сандунах

Для оформления использовались только самые лучшие материалы: мрамор и гранит привезли из Италии и Норвегии, плитку и кафель — из Швейцарии и Англии. Над оформлением уникальных интерьеров — арабского дворика, мавританского и готического залов — работали лучшие художники, декораторы и техники. Потолки и мебель были выполнены из мореной сосны, стены и карнизы украшены позолоченной лепниной, настенной живописью и восточными орнаментами, лестничные ограждения и светильники были отлиты из чугуна и бронзы. Многое из этого великолепия по сей день радует посетителей Сандунов.

Комплекс занял полквартала рядом с Неглинной улицей. На первых этажах находились конторы и магазины с отдельным входом, в том числе знаменитое нотное издательство и магазин «Торгового дома П.И. Юргенсона», продававший ноты и музыкальные инструменты. На втором этаже были расположены гостиница и меблированные квартиры. Большую же часть основного трехэтажного здания заняли бани различного уровня и открытый бассейн. В комплекс также входили автономные насосная и электрическая (одна из первых в Москве!) станции, прачечная, котельная, инженерный корпус — всего семь вспомогательных зданий. Вода в Сандуны шла по специально проложенному водопроводу из Бабьегорской плотины и, перед тем как попасть в бани, очищалась американскими фильтрами «Нептун». Для питья использовалась вода из артезианского колодца, специально пробуренного на территории банного комплекса.

Бани открылись для публики 14 февраля 1896 года, и для Москвы это стало значительным событием. По указанию Ганецкого пускали всех бесплатно, определяя разряды исключительно по внешнему виду. Публика довольно быстро разделилась — кто-то ходил исключительно в фирсановские Сандуны, другие сохраняли верность Хлудовским баням. Хозяева эту конкуренцию поддерживали, приглашая лучших парикмахеров и поваров, предлагая всё новые услуги.

Например, в Сандунах придумали сервис для дам с собачками: пока хозяйка принимает банные процедуры, ее питомца моют и постригают специально обученные мастера. Довольно быстро сформировали своего рода банные сообщества — известно, например, что музыканты Большого и артисты Малого предпочитали Хлудовские бани, а певцы — Сандуновские. Часто бывал там и Шаляпин, который уверял, что особый пар Сандунов благотворно влияет на его голос.

Самые дорогие кабинеты ценой 5 рублей состояли из пяти комнат: раздевальни, гостиной, будуара, бани и парильни. Кабинеты располагались отдельно. Общие бани делились на шесть разрядов — три женские и три мужские. В самом дорогом дамском разряде за 30 копеек имелись гостиная с мягкой мебелью, зеркалами и коврами и раздевальня в стиле королей Людовиков. В мыльной комнате стояли мраморные скамьи, а в бассейне текла проточная вода.

Мужчинам за 50 копеек полагалось не менее изысканное убранство: вестибюль рококо с золочеными сводами и живыми растениями, готическая раздевальня с высоким черным дубовым потолком, восточная гостиная, парикмахерская и бассейн в помпейском стиле с колоннами и стеклянным потолком. Самые дешевые, пятикопеечные бани имели простую добротную мебель, душевые кабины и открытый бассейн. Посетителей обслуживали 400 «молодцев» (банщиков), не считая огромного штата уборщиков, парикмахеров, официантов и прочей обслуги.

Как и старым владельцам Сандуновым, Ганецким баня семейного счастья не принесла. Вскоре после окончания строительства Алексей Николаевич начал играть и настолько неудачно, что бани пришлось заложить. Супруга выплатила долг мужа, после чего с ним порвала. Алексей уехал в Южную Африку, став одним из командиров русского корпуса, сражавшегося за свободу бурских республик во время войны с Британской империей. Умер он в Париже в начале ХХ столетия (точная дата и даже год смерти неизвестны). Вера Фирсанова после революции ютилась в одной маленькой комнатке в некогда принадлежавшем ей доме. По ходатайству Шаляпина в 1928 году ей разрешили выехать во Францию, где она и скончалась спустя шесть лет.

А нам кроме Сандунов остались построенные на деньги одной из первых русских деловых женщин Петровский пассаж и знаменитый Фирсановский приют в Электрическом переулке.

Источник статьи: http://iz.ru/1124013/georgii-oltarzhevskii/ukhodim-v-par-kak-sanduny-stali-dvortcom-dlia-mytia

Оцените статью
Про баню