Дневник срочника #27. Солдатская баня.
Дорогие друзья! Не забывайте, пожалуйста, подписываться и ставить лайки. Впереди будет ещё много интересного!
«Солдатская баня». Звучит, не правда ли? Мне почему-то вспоминаются городские праздники, где есть солдатская полевая кухня, кормящая всех желающих кашей. Но какая она на самом деле? Какие у нее функции?
Прежде всего это конечно своего рода «армейский бутик». Удивились? Зря. Все новые вещи добываются именно в бане, «снимаются с бобров» так сказать. В армии такие поступки не считаются воровством, если только ты не берешь у своих же. Поэтому за своими вещами приходится постоянно следить, иначе придется «рожать» (срочно доставать откуда-либо). Благодаря бане я ушел домой в новеньких берцах, долго же я их тогда ждал, ведь 46 размер найти в армии- та ещё задачка. Да-да, с размером ноги мне не повезло.
По причине этого «добывания» вещей всё, что принадлежит тебе необходимо клеймить. Причем так чтобы и было особо не заметно, и при этом сложно избавиться от клейма. Всю свою одежду я подписывал изнутри краской.
Ну так вот. Вернемся к нашей бане. Как все было в первый раз.
После завтрака нас снова рассадили на центряке. Честно говоря я уже не понимал: в армии ли я? После такого жесткого утра, нас снова просто сажают на табуретки и всё? А где экшен? Где жесть? Но тут все оказалось просто: Жирякова и «ботана» из москвичей повели в каличку. С Жиряковым все понятно, а вот «ботан» (фамилия у него была Антонов) начал внаглую калиться, мол после пробежки хреново себя чувствует и кашель, и насморк, и отдышка. В общем полный букет. Так как никто не хотел заморачиваться с отдельной помывкой двух солдат- нам приходилось ждать.
Времени я зря не терял, поэтому к моменту возвращения Антонова и Жирякова в моем дневничке уже были записаны события последних дней. Что касается пациентов: Жирякову пообещали через месяцок свозить в госпиталь, а у Антонова отклонений в здоровье не обнаружили, но он очень уж плакался (со слов отводившего их в каличку Гурбата) женщине-фельдшеру, что та написала ему два дня постельного режима.
Перед зданием батальона мы построились, строй получился слегка странный: в руках были мыло и полотенца. Гурбат нас быстренько проинструктировал насчет охраны своих вещей в бане, и мы отправились на помывку.
Так что же из себя представляет солдатская баня?
Два помещения: первая служит раздевалкой, вторая, собственно, помывочная.
Всё очень аскетично. Раздевалка: большое помещение с длинными лавками над которыми повешены крючки для одежды. Помывочная: небольшое помещение с 5-10 душевыми лейками, подвешенными в метрах двух над землей. Вода горячая есть, но настроить её не удаётся: льется то кипяток, то словно из холодильника. Естественно таких вещей как перегородки и т.д. нет. Какое может быть стеснение в армии? Хотя находились и те, кто мылся в трусах.
Еженедельная смена белья тоже происходит в бане: из роты назначается ответственный, который собирает грязное белье, а во время помывки роты меняет его на чистое на рядом расположенном складе. Причем размеры получаемого белья и его целостность никого не интересует: кто не успел может получить драную, словно после выстрела дробью, нателку или размер, который разве что на куклу Барби налезет.
По бане как правило назначается наряд, но у нас в части были назначены постоянные два человека- банщики. Они приходили рано утром, включали котёл, следили за порядком и так далее. Банщикам служилось не тяжело, от всех ротных обязанностей они были освобождены. Уходили они до подъема, а возвращались минут через двадцать после объявления отбоя.
Во время помывки роты всегда оставляют пару человек приглядывать за вещами, и при этом желательно не зашуганных бобров, которые испугаются запретить что-либо взять человеку который просто грозно на них посмотрел, а нормальных солдат, желательно сержантов.
Первая наша помывка не обошлась без пропажи: замки пошли менять нашу нателку, а мы не знали о необходимости охраны вещей. Поэтому РМП лишилось двух ремней и одной шапки.
-Бараны, вернемся в роту, рожайте откуда хотите, чтоб всё у всех было!- Орал Уткин узнав о пропажах.
Единственное, что меня радовало в тот момент: шапка пропала именно у Бояры.
После помывки нас ждал обед, а затем начались занятия.
Если мой рассказ Вам понравился- не забывайте ставить лайки, чтобы я знал, что стараюсь не зря! И, пожалуйста, подписывайтесь на мой канал, впереди у нас еще много интересного!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/russianarmy/dnevnik-srochnika-27-soldatskaia-bania-5b0eaefa3c50f714af596e94
Когда и как проходит банный день в нашей армии.
Добрый день, дорогие любитель пара! Решил я начать новую рубрику и посвятить ее бане в армии, материала я накопил достаточно, а с чего начать рубрику долго сомневался. Решил начать с общего обзора бани и банного дня в Армии в современной российской армии.
Сам я служил относительно недавно, и был каптером, поэтому про баню и банный день, знаю достаточно много. Вообще баня в армии это своеобразное место, которое любят все, так сильно любят, что у нас в части их было несколько штук. Это и баня начальника части, где встречались высокие гости. Это и баня роты обеспечения, где любили отдохнуть офицеры. Это и другие бани на неэксплуатируемых объектах. Ну и конечно же солдатская баня.
Я не могу сказать про все части, но в нашей части с гигиеной было все отлично, в каждой казарме были души, так же были «души для ног» (нижняя часть душа, но без стенок), раковины и баня. Посещение бани было обязательным, и хоть многие это не любили, ведь в казарме в душ сходить удобнее, пройти мед осмотр в бане необходимо всем.
Банный день в армии- это, конечно же, суббота. Так всегда было, есть и, думаю, так всегда будет. Подготовка к бане начинается за 2-3 дня, все зависит от части. Получается чистое белье, полотенца, носки и разбивается по индивидуальному набору.
В самой бане, каждого солдата осматривает врач и старшина на предмет наличия воспалений, ушибов, царапин, раздражений и тд. Далее солдат уходит в саму баню, после идет смена белья. Баня в армии имеет просто слово баня. Так как на деле это просто душевые , без парных. Но в условиях армейского быта, особенно когда нет душевых в казармах, эта «баня» покрывает все потребности солдата.
Плюсом к чистоте, солдат в этот день получает примерно пол дня отдыха, особенно в зимний период, что, конечно же, не может не радовать))
А вот интересно было бы увидеть в армии именно баню, с парной для солдат и обязательным закаливанием. Еще в царское время врачами была подмечена польза именно бани, по сравнению с простыми водными процедурами. Так было отмечено: общее укрепление организма, спад агрессии, повышение настроения и усиленное сплочение коллектива.
Очень надеюсь, что наша армия обзаведется именно банями, хотя бы и в тестовом варианте.
Вам так же могут быть интересны мои статьи:
Если Вы любите Баню!
Если Вы не видите жизни без Бани!
то обязательно подпишитесь на наш канал о Бане!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/1banya/kogda-i-kak-prohodit-bannyi-den-v-nashei-armii-5c8a2d06e05e9f00b3c7040c
Мой незабываемый год в армии. Часть 11: банный день
В 2014 году в новостях трубили о том, что во всех казармах оборудовали душевые кабины, чтобы солдаты наконец-то в XXI веке нормально мылись не раз в неделю, а каждый день.
В армию я пошёл летом 2016 года. И как вы думаете, сколько раз в неделю мы мылись в учебке? Правильно – один. В четверг, в банный день.
Конечно, душевые кабинки, установленные по приказу министра обороны, были. Но пользоваться ими было нельзя. Почему? На это у меня есть два ответа:
1) Потому, что это армия. Нечего солдату такую роскошь давать, пусть моется нормально раз в неделю. А в остальные дни подмывается в раковине в холодной воде.
2) Кабинки были сделаны так плохо, что из них постоянно текла вода, заливая помещение комнаты для умывания. Убирать это должен был тот, кто мылся, но чаще всего это приходилось бы делать наряду.
В итоге этими самыми душевыми мы пользовались в исключительных случаях. Оставалось два варианта, как помыться.
Раковина
Умение мыться по пояс в раковине солдат, который не хочет быть источником вони, должен быстро освоить в первые же дни. А других вариантов у него особо и нет. Делать всё приходится максимально быстро, ведь число раковин ограничено (у нас в казарме было 10), а желающих умыться – раз в 10 больше.
Алгоритм прост – зачёрпываешь воду ладонями и обтираешься. Если есть возможность, лучше намылиться. Вода, конечно же, холодная. К этому быстро привыкаешь, воспринимаешь, как должное.
И всё же удивительно, что в XXI веке в стране с одним из самых больших военных бюджетов до сих пор не провели горячую воду во все казармы. Сейчас в комментариях многие напишут, что так надо, для закаливания. И что солдат должен переносить все тяготы и лишения. Однако закаливаются совсем не так. И призывают людей с разным здоровьем, не у всех оно железное. В результате осенью, когда свирепствуют ГРИПП и ОРВИ, у нас слегла половина роты, поскольку холодная вода и нормальная помывка всего раз в неделю не очень способствуют имунитету.
В раковине мылись каждый день при любой возможности: после зарядки или занятий по ФП, после различных работ и перед сном. Но, конечно, нормально помыться ниже пояса таким способом весьма проблемно, для этого есть баня. Раз в неделю.
Если кто-то на этом моменте представил деревянную баню с вениками и прочими атрибутами, то спешу разочаровать. Армейская баня – это просто большая душевая, в которой одновременно могут мыться десятки человек.
Поход в неё был целым мероприятием.
В четверг после обеда рота строилась у казармы с чёрными пакетами в руках. Именно чёрными, не серыми и не синими, всё должно быть однообразно!
В пакете с собой солдат брал мочалку, мыло, банное полотенце (вафельное, от других полотенец отличалось только клеймом с буквой «б») и жидкое мыло. Его можно использовать как гель для душа. Очень плохой гель для душа, который почти не пенится и отвратительно смывается.
Дорога до бани занимала примерно километр. В процессе мы непременно пару раз падали по команде «вспышка справа» или же шли гусиным шагом. Обычные наказания за разговоры в строю. Но это ерунда. А вот настоящий дурдом наступал, когда на улицы ожидался дождь.
В этом случае каптёры выдавали нам ветровки от ветро-влагозащитного костюма. Его надевают поверх формы, костюм сделан из прорезиненной ткани. Заявлено, что она мембранная, то есть должна дышать. На деле же куртка пропускает воздух ненамного лучше, чем ОЗК.
В итоге за обратный путь от бани до казармы можно было пропотеть так, что смысл всего мероприятия терялся. А как-то раз нам и вовсе сказали надеть ВВЗ поверх зимних курток. При этом куртка у меня была 60-го размера (нет, я не настолько большой, такую выдали), а ветровка – 48-го. Можете представить, как это выглядело.
Что-то я отвлёкся, вернёмся к теме. Придя к зданию бани, старшина проверяет у всех наличие мочалки и других предметов из пакета. Их по очереди доставали и показывали. В первый банный день мочалки у меня не оказалось – когда их выдавали, я лежал в госпитале . Старшина высказал в мою сторону несколько нецензурных слов, но больше никаких санкций не последовало. А мочалку я всё же потом раздобыл.
Затем зачитывался список тех, кто пришёл на помывку. Услышав фамилию, нужно было зайти внутрь. Один из каптёров выдавал комплект из чистых трусов, майки и носков. В предбаннике раздеваемся и ждём, когда разрешат зайти. Душей на всех не хватит, поэтому запускают по очереди.
Оказавшись внутри, всё равно сразу мыться не начнёшь. Кто-то ещё домывается, встаёшь в очередь неподалёку, ждёшь, пока душ освободится. На многих отсутствовала лейка, где-то она была сломана и вода била во все стороны, но не на тебя. Но это всё не так важно, поскольку наконец-то можно нормально помыться в горячей воде. Много времени, конечно, никто не даст, тебя ждут другие, поэтому тоже надо поторопиться.
Натирался обычным мылом, жидкое особо не использовал. Армейское мыло действительно хорошее, отлично пенится, хорошо смывается и оставляет приятный запах. Поскольку стрижка на голове была предельно короткой, шампунь не требовался, да и его всё равно бы выкинули из тумбочки при первой же проверке.
Выйдя после помывки, первым делом находишь свои вещи. Радуешься, если кто-то случайно или специально ничего из них не взял.
А дальше предстояло надеть свежий комплект белья. В чём тут может возникнуть проблема?
Комплект формировался случайно: могли попасться трусы 46-го размера и футболка 60-го. В результате приходилось носиться голым по предбаннику и искать того, с кем можно поменяться. Но иногда могло и повезти с размерами, это было приятным сюрпризом. Что касается носков, то могли попасться рваные. Обычно многие решали проблему легко – брали в сушилке чужие. И это очень бесило.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/ivanartu/moi-nezabyvaemyi-god-v-armii-chast-11-bannyi-den-5f70db48df292d1109527a09
История русской бани
Точную дату, когда на Руси появились первые бани, никто не знает, создаётся такое ощущение, что она была всегда, так прочно связан её образ с историей России. Кто-то считает, что на Русь баня была завезена спартанцами или арабами, а по другую сторону «баррикады» стоят люди, которые уверяют что баня – собственное изобретение славян. Третья же сторона уверена, что первая баня на Руси проложила себе путь через славянские племена с Востока на Север.
На самом деле, на Руси баня появилась задолго до славян. Геродот доказывал, что жившие в далёком прошлом древние скифы (примерно V-I века до нашей эры), уже знали секрет бани и активно ей пользовались. Из его описаний совершенно ясно, что скифы довольно часто устраивали что-то похожее на походную баню для того, чтобы помыться, вылечиться и просто расслабиться и отдохнуть. Скифы покрывали жерди войлоком, после чего скрепляли их, и получался некий шалаш. Потом вносили металлический чан с раскалёнными камнями, на которые кидали семена конопли, от которых сразу шёл приятно пахнущий пар. Находящиеся в шалаше люди не только сильно потели, но и лечились, вдыхая душистый целебный пар. Геродот отмечает: «По сравнению со скифской баней, эллинская – просто ничто. Наслаждаясь своей баней, скифы просто вопят от счастья и удовольствия». Перед тем как париться в бане, скифские женщины растирали на камнях кусочки хвои и коры кедра, кипариса, а также других приятно пахнущих растений. В этот порошок наливали немного воды, чтобы получилась однородная густая масса с очень приятным ароматом. Как утверждал Геродот, этой смесью женщины натирали всё тело, после чего смывали, и тело становилось чистым и блестящим.
В «Повести временных лет» (дошедшая до нас последняя редакция относится к 1113 году), составленной летописцем Нестором-монахом Киево-Печерского монастыря, есть документальные сведения о банях на Руси. Из фактов, содержащихся в книге «Повести временных лет» Нестора абсолютно ясно понятно, что баня была совершенно обычным явлением на Руси ещё задолго до XII века.
В этой книге Нестор описывает то, как апостол Андрей отправился к землям славян. По преданию, святой Андрей пришёл на киевский холм около берега реки Днепр (место, где сейчас находится чудесная и величественная Андреевская церковь) и начал там проповедовать Слово Божье, после чего спустился с холма и отправился вверх по течению реки. Таким образом он зашёл далеко на север, туда, где сейчас находится современный Новгород. Там Андрей был поражён тем, что он увидел: люди сидели в деревянных постройках, наполненных паром, хлестали себя и друг друга вениками, после чего выбегали голышом на мороз и бросались в снег. Андрей пошёл обратно в Рим, собирая по пути странников, которые хотели отправиться с ним. Придя в Рим, он поведал о чудесах, которые видел на севере: «Видел бани древены. И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье». Существует много интересных исторических фактов, которые Нестор описал в своей летописи, которые свидетельствуют, что баня так или иначе является характерным моментом в образе жизни древних русичей.
В 906 году от рождества Христова был окончен удачный поход князя Олега на Царьград (нынешний Константинополь). Между Русью и Византией был заключён торговый мирный договор, в котором среди других товаров была и баня, потому что в Византии стало много русских купцов. Многие торговцы надолго поселились в Константинополе, который тогда был открытым и космополитическим миролюбивым городом. Потом в Константинополе появилось русское землячество, которое занимало в городе целый квартал. В связи с этим в договоре было отдельно написано требование: обеспечить русских купцов не только едой, питьём и жильём, но и давать им возможность посещать баню, когда им это будет угодно.
Нестор описывает ещё один момент, который возник в 945 году. Многие источники указывают, что киевская княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство князя Игоря в трёхкратном размере. Один из моментов этого происшествия связан с баней. К княгине прибыли послы древлян, для того чтобы сообщить, что их предводитель хочет, чтобы княгиня связала свою с ним жизнь узами брака. По традиции, Ольга приказала растопить для послов баню, ведь так было принято, и когда послы, ни о чём не подозревая, начали мыться, баню заперли снаружи и подожгли.
Историк Прокопий Кесарийский, родившийся и живший в Византии в V веке н.э. писал, что баня сопутствовала древним славянам всю жизнь: в бане их мыли в день рождения, незадолго до свадьбы и после смерти.
«И нет у них купален, но строят они дома из дерева, и заделывают щели его зеленоватым мхом. В одном углу делают очаг из камней, а в потолке дыру для выхода дыма. В доме всегда есть сосуды с водой, которой поливают накалённый очаг, и поднимается тогда горячий пар. И в руках у всех связки ветвей, которыми они махают вокруг тела, притягивая горячий воздух к себе. Потом поры на их теле открываются, и реки пота текут с них, а лица – радостные и счастливые» — вот что писал о древних славянах неизвестный арабский учёный-путешественник.
В летописях Х-ХII веков не редко встречаются упоминания о банях на Руси, но тем не менее в те далекие времена наши прародители называли их на свой лад: мовня, мовь, влазня, мыльня и др. В уставе князя Киевского и Новгородского Владимира, который был назван среди народа на Руси Красное Солнышко и ввёл в страну христианство, бани предназначались для немощных. Бани были в каком-то смысле лечебницами, скорее всего первыми на Руси. В летописях XI-ХII веков была информация и о водопроводе, который был построен для Ярославова дворища. Московские князья парили бани водой из реки Неглинной или из Москвы-реки. Намного позже, примерно к началу XVI века, по приказу Ивана Калиты от реки провели трубу из дуба, чтобы подавать воду в глубокий колодец-тайник, из которого её в дальнейшем набирали в разные сосуды и относили по домам.
Примерно в тридцатые года XII века на Руси жила известная врачевательница и целительница по имени Евпраксия, которая была внучкой князя Владимира Мономаха. Она всегда была на стороне русской бани, так как считала, что она очень полезна для здоровья. Когда Евпраксие было 15 лет, она была выдана замуж за византийского царевича. По прибытии к мужу в Царьград, она с необыкновенной скоростью выучила греческий язык и прочитала подлинные сочинения великих врачевателей – Галена, Гиппократа и Асклепиада. По истечении времени, став хорошим врачом, она нашла и прочитала большое количество рецептов народной медицины. Также, Евпраксия всячески склоняла народ к поддержанию гигиены. Вот что она говорила о бане — «Баня предохраняет от болезни и делает тело крепче».
Только русская баня была описана иностранцами настолько подробно, их очень удивляли особенности русской бани. В более поздние времена практически каждый мастер русского слова считал своим долгом говорить о бане. Путешествующие люди из Европы, а потом и журналисты, оказавшиеся в России, считали что баня – это экзотика по-русски. Рассказывая о своих впечатлениях на Западе, приезжие европейцы всё прочнее связывали образ русских людей с любовью к бане. Карамзин в книге «История государства Российского» публикует свидетельство иноземных путешественников, которые были на Руси в древние времена: «Житель полуночной земли любит быть в движении, согревая им свою кровь. Становится адаптирован к частым переменам воздуха и укрепляется терпением. Ни в грош не ставит непогоду, присущую северному климату. Закаляется с помощью своей огненной бани».
На рассвете XVII века учёный из Германии Адамус Алеариус (Олеарий) прибыл в Россию и оставил свое доказательство о выбившей его из колеи народной русской бане: «Нет в России города или деревни, в которой нет настоящей русской бани! Русские способны спокойно переносить очень сильный жар. Они ложатся на банные полки и просят бить себя горячими берёзовыми вениками, а этого я никак не смог вынести. От этого адского жара русские люди становятся красные, и после того как попарятся, обливаются холодной водой. А зимой выскакивают голышом из бани и валяются в снегу, трут им тело так, как будто это мочалка, а потом идут обратно в баню, греться. Они считают, что так они закаляют своё здоровье».
В книге «Рассказы о персидском путешествии» Алеариус пишет, что был потрясён оттого, что он увидел, когда он заглянул в окошко одной из общественных бань в Астрахани: и мужчины и женщины парились в одном помещении, и только несколько из них прикрывались вениками, остальные же чувствовали себя абсолютно спокойно.
Да, это действительно так, особенная русская баня очень долго не была разделена на мужскую и женскую. В общественных банях все парились вместе, не обращая внимания на пол или возраст других. Первая попытка разделить мужчин и женщин была предпринята Иваном Грозным, после того как он побывал в Пскове. Побывав там, царь очень сильно разозлился и устроил церковный совет. Разозлился он из-за того, что он увидел, как из общественной бани в Пскове выбегают не только голые женщины и мужчины, но и монахи и даже монашки. Результатом этих событий было то, что монашкам и монахам было запрещено находиться в бане с представителями другого пола. Остальное же население Пскова по-прежнему продолжало париться вместе с противоположным полом и выбегать из бани. Иногда были попытки запретить совместное мытьё, но все попытки, без исключения, не имели успеха. Обычно в домашних банях мылись сразу целыми семьями, и женщины с мужчинами парились, конечно же, вместе. Но, с другой стороны, в общественных (торговых) парилках люди разных возрастов и пола точно так же парились вместе, но было небольшое отличие: женщины парились на одной стороне, мужчины — на другой. И только Екатерина II смогла прекратить это безобразие. Специальным указом она приказала при постройке бань строить помещения для женщин отдельно, в которые было строжайше запрещено входить мальчикам, которым было больше семи лет. Но, как и следовало ожидать, и тут не обошлось без смягчения условий. Согласно указу, на женскую половину могли заходить врачи, художники, и их ученики, чтобы они постоянно могли улучшать своё мастерство и искусство с помощью живой натуры.
Общественные бани строятся на Руси уже очень давно. Скорее всего, первые из них, предназначенные для оздоровительных и лечебных целей, были построены при монастырях. К 1091 году епископ Ефрем, который в итоге стал — Киевский митрополит, приказал «создавать строение — банное врачево — и всех приходящих безвозмездно врачевать». В это же время монах Киево-Печерского монастыря Агапий, ставший известным благодаря своему таланту к излечению, лечил больных с помощью мазей и бани. Согласно уставу монастыря, больных нужно было мыть в бане как минимум три раза в месяц. Монахи из Киево-Печерской лавры исследовали древние греческие трактаты, которые нашлись на Руси через некоторое время после византийских походов. Монахи пытались найти применение целебным свойствам воды и пара, описываемых греческими врачами, для лечения различных заболеваний. Но при этом строили русские бани не по схеме греческого лаконикума, а по схеме русской народной курной избы. Баня была почти обязательным атрибутом в жизни русского человека, и хотя бы одна непременно была в каждом русском поселении, более того почти во всех домах была своя, отдельная баня. Постройка своей бани была разрешена всем, у кого хватает земли. В 1649 году был назначен указ, который предписывал «мыльни возводить на полых местах и на огородах, подальше от хором». Принадлежащие людям бани топились только по субботам, поэтому суббота считалась банным днём, в связи с чем по субботам не работали даже общественные бани.
При возведении Санкт-Петербурга, Пётр I всем разрешил строить в основанном городе русские бани, ничем себя не ограничивая, а также за баню в Петербурге не нужно было платить налоги, как в других посёлках и городах России. В дальнейшем, Петр основал специальную банную канцелярию, в ведении которой были бани и Петербурга. Посещение бани было очень дешёвым, это было сделано для того, чтобы любой желающий того человек, даже самый бедный, мог спокойно попариться без ущерба своему кошельку. В государственном архиве до сих пор есть любопытная запись о том, что 11 мая 1733 года было получено разрешение от медицинской канцелярии, позволяющее завести в Москве лечебную баню, хозяин которой строжайше должен был «…использовать в своей бане только наружные болезни, и трудные операции без ведома и докторского совета не чинить. И за свой труд деньги брать справедливые и без излишков, чтобы жалоб не было». В этих предназначенных для лечения банях, которые назывались «бадерными», было строжайше запрещено продавать спиртосодержащие напитки.
Ещё с петровских времен в России прижилось уважение античной культуры. Строились здания в духе Древней Эллады и Рима. В городке Царское Село (ныне Пушкино) в комнатах Большого дворца есть так называемая «холодная баня» — аналог римских терм. Также, в Царском селе в Екатерининском парке, на третьем уступе Старого сада, — здание верхней ванны, или, по-другому — «мыльни Их Высочества». В павильоне, который окрашен в нежный светло-жёлтый оттенок, есть несколько помещений: раздевальная, сени, парильня, ванна и восьмигранный зал для «отдохновения», в котором перерисованы росписи из древнеримского дома Нерона. Не далеко от павильона построена намного более скромная баня для придворных.
Ближе к концу XIX века возведение бани, поддержание её в нормальном состоянии и ремонт было одной из многочисленных обязанностей крестьян, проживающих в каждой деревне.
Уже упоминавшийся Алеариус описывал и королевские бани в Кремле. Он утверждает, что комната предбанника до потолка увешана зеркалами, пол покрыт шелками, а на шёлковое покрытие было набросано невообразимое количество шёлковых и бархатных подушек, а слуги опахивали парящихся опахалами из перьев страуса. Также он написал о том, что к каждому, кто парился в бане, была приставлена служанка, в обязанности которой входило массажировать, мыть и вытирать того, кто парится. Алеариус явно дал волю своей фантазии, вдохновленный сказками из сборника «Тысяча и одна ночь». По факту, в любом месте русская баня практически одинакова, будь то дом богатого промышленника или домик бедного крестьянина из маленькой деревушки. Схема её постройки настолько проста и доступна, что на протяжении многих веков изменений практически не было. Русские бани не так роскошны, как хамам или римские термы, в них нет ни огромного количества помещений размером с поле, ни красивой архитектуры. Но, как бы то ни было, русская баня живёт, и будет жить намного дольше, если не всегда.
Раньше было три вида русской бани: «чёрная», или курна, «белая», и баня в русской печке – влазня, лазня. Для удобства бани строятся на берегу озера, речки или хотя бы недалеко от колодца.
«Чёрная» баня — самая древняя. В ней не было отверстия для выхода дыма, стены были чёрные от сажи, в связи с чем и появилось название. «Чёрная» баня – это, по сути, крошечная избушка из брёвен с очень низеньким потолком, разделённая на две маленькие комнатки. В одной комнате был предбанник, а во второй сама парилка. Обстановка в парной была более чем скромной: печи, полка и большая бочка с водой. Пол чаще всего укрывали соломой или ветками ели.
Потолок высотой был примерно полтора метра, один из углов был полностью занят печью-каменкой, а другой дровами, предназначенных для растопки. Над печкой делали малюсенькое открывающееся окошко. Очень качественная должна была быть дверь, она должна была плотно закрывать дверной проём между парной и предбанником, от этого зависела температура бани. После того как баня была хорошо протоплена, дым уходил в комнату, а после этого выветривался через открытое окошко. После того как все дрова сгорали, и весь дым выветривался, окно закрывали, после чего баню нужно было «пропарить» вытереть все поверхности мокрым веником. Таким образом со стен убирали копоть, более того от распаренного дерева шёл приятный банный запах. На печку плескали воду, отчего всё помещение наполнялось паром. После этого можно было приступать непосредственно к парке – лёжа на полке хлестать себя веником, время от времени выбегая на улицу чтобы окунуться в снег. Мылись обычно прямо в бане, стоя рядом с бочкой и поливая себя водой, которую черпали ковшиками или чем-то схожим. «Чёрная» баня была очень распространена от западных границ Руси до крайнего севера. При освоении семьёй нового места баня возводилась в первую очередь, за счёт того, что в ней вполне можно было приютиться и того, что она очень просто строилась.
Потом появилась и «Белая» баня, в которой дым попадал не в помещение, а выходил через специально сделанный дымоход. Печь в «белой» бане была трёхуровневой: самый нижний, пустой — поддувало, средний — очаг, в котором горели дрова, и верхний – гора больших камней. Когда дрова полностью догорали и весь дым выходил, заслонку в трубе закрывали и начинали плескать воду на раскалённые камни, чтобы было больше пара. В городах обычно строили «белые» бани. Точно так же создавались и общественные бани. Различие между личными одно, это размер.
В районах России, где мало лесных участков, стала популярна довольно специфическая печка: пространство внутри очень большое — около полуметра высотой и почти полтора метра длиной. После приготовления еды — обычно выпечки хлеба — из очага доставали все угли и золу. Нагретые стены вытирали от копоти и золы мокрой тряпкой. На дно печи стелили доски или солому. Человека, который хочет помыться, засовывали на специальной лопате в устье печи и закрывали за ним дверцу. С собой человек брал большой сосуд с водой и берёзовый веник. Окатив стены водой, получали пар, который был насыщён хлебным запахом, который укреплял здоровье человека. После процедуры парящегося доставали из печки, и он отправлялся мыться по-обычному в избу. До того, как мыло было распространено по всей стране, вместо него использовали разведённую в воде золу – щелок. С его же помощью стирали белье.
«Чёрная» баня и баня в печке, как бы странно вам это не казалось, существуют и сейчас, во времена компьютеров и полётов в космос. В далёких районах России, далеко от столицы, до сих пор можно увидеть оба варианта. В любом случае, топить «чёрную» баню умеет не каждый, а это довольно сложное искусство, — но оно все еще известно людям, живущим вдалеке от культурной столицы нашей родины. Считается, что «чёрная» баня намного лучше укрепляет здоровье, чем «белая». Во-первых, потому что температура в «чёрной» бане намного выше, и жар держится дольше. Ещё некоторые люди считают, что дым, который охватывает парилку, содержит антисептические свойства.
В конце XIX века в России было насчитано более трёхсот тысяч бань. Общественные бани переименовали в «торговые». Ещё были дворянские бани — предназначенные скорее для расслабления, чем для омовения. Полное описание московских бань было написано В. Гиляровским в книжке «Москва и москвичи».
Годы после революции были тяжелы не только для страны в целом, но и для истории русских народных бань. Разруха, массовые заболевания тифом, а после этого через двадцать лет ужасная, разрушительная война. В следствии, привычная русская народная баня сначала была заменена на санпропускник с раздельным входом и выходом, а потом на санитарные поезда с передвижными банями, а когда всё более-менее наладилось – на районную баню с душем и банно-прачечные комбинаты. Именно в таком виде нам показывают в словарях середины пятидесятых годов понятие «баня». После войны общественные бани функционировали в первую очередь как гигиеническое учреждение, хотя классическая русская народна парная была в каждой из них. По мере постепенного расселения городов, не оснащённых ванной и водопроводом, исчезали и бани: закрывались или использовались для достижения других, изначально не вложенных в них целей. Когда люди вновь заинтересовались банями, то модна была не исконно русская баня, а финская сауна. Но, как бы то ни было, русская баня существовала столько лет определённо не просто так. Видимо, наша баня не умрёт и в наши дни, так как принципиальных различий между русской и финской баней нет. Разве что с таким сухим воздухом, как в сауне, невозможно использовать веник так, как во влажной парной. В наше время типичные русские бани строятся только в клубах, салонах красоты, спортзалах, отелях и в частных домах.
Благодаря европейским путешественникам, любящим всяческую экзотику, наша русская баня начала сначала неуклюжее, а потом свободное шествие по всей Европе. Среди первых людей, которые это видели и оставили свои записки, кроме уже знакомого Алеариуса, значатся такие люди как Вильям Тук, Джакомо Казанова и некоторые английские путешественники — Кокс, Портер и другие. Что касается Казановы, точно известно, что в 1774 году он был в Москве с девушкой по имени Заира, которую он купил в Петербурге за тысячу рублей. Вот что он пишет об этой девушке: «В мае Заира стала очень красивой. Она мне так понравилась, что я решил взять её с собой в Москву. В субботу, по русскому обычаю, мы пошли с ней в знаменитую русскую баню. Там уже было порядка тридцати человек, и все они были абсолютно голые. Однако, так как в бане никто друг на друга внимания не обращает, все чувствуют себя вполне свободно. Такое ощущение, что эти люди просто не знаю что такое стыд, а это только свойственно только действительно невинным и целомудренным людям, какими, несомненно, являются все русские с момента своего рождения».
Но закалённость и прекрасное здоровье поражало иностранцев намного больше, чем простота нравов.
Вот что член Императорской Петербургской академии наук врач Вильям Тук написал в 1779 году в английских заметках: «Русские болеют очень малым количеством известных болезней, и большинство из них они лечат простыми домашними рецептами и диетой. Женщины в России рожают очень легко, и чаще всего в бане. Количество детей, рождённых мёртвыми, по сравнению с другими странами исключительно мало. По сути, русские знаю очень мало целебных рецептов, при чём вместо того, чтобы поправлять здоровье лекарствами, они предпочитают париться в банях, которые оказывают благотворное влияние на их организм. Я не сомневаюсь, что этим исключительным здоровьем и долголетием русские обязаны именно баням».
Через некоторое время после Вильяма, Эдвард Кентиш отметил, что для русских большинство смертельных болезней не так опасны, как для других народов. Он считал, такая стойкость к болезням получена за счёт регулярного посещения паровой бани. Так же считали и многие другие врачи того времени, населяющие Европу. Например, личный врач императрицы Елизаветы Петровны испанец Санчес уверял, что баня лечит русских от оспы, простуды, хронических болезней, вызванных чревоугодием. «Я не питаю надежд на то, что найдётся такой врач, который скажет что русская баня не помогает здоровью. Каждый знает, как общество было бы счастливо, если бы был нетрудный, безвредный и столько действенный способ, который смог бы не только сохранять здоровье, но и исцелять болезни, которые так часто случаются. Я считаю, что только должным образом приготовленная Российская баня способна принести человеку столь великое благо. Когда я думаю о великом множестве лекарств из химических лабораторий и аптек, выходящих и привозимых со всех сторон света, превратились в бани Российские». На закате своей жизни Санчес, уехав из России, помог открыть русские парные бани во всех столицах и крупных городах Европы.
В Европе русская парная баня появилась в начале XIX века. Те, кто остались в живых после наполеоновского похода, донесли весть о бане во Францию. Более того, когда русские войска, преследовавшие Наполеона, вступили в Германию, их встретили с почётом и восторгом. Русские отряды стали обустраиваться на новом месте, и одной из первых построек, которые возводили солдаты, была баня. Русские солдаты славились своим умением построить походную баню за один час. Выносливость, здоровье и сила русских людей были как нельзя лучше доказаны в этой ужасной кровопролитной войне. Во многом благодаря победе русских немцы с большим желанием стали проникать в секреты русской бани. Даже прусский король сказал, что русская баня – великое благо. Уже в 1818 году в Берлине был открыт первый аналог русской бани. Вскоре после этого германские врачи начали проявлять академический интерес к русской бане, и даже было опубликовано несколько научных работ, посвящённых этой новой для германского народа вещи. В течение следующих десяти лет бани открылись более чем в двадцати германских городах, а также в Лионе, Вене, Праге и Париже. Популярность русской бани резко возросла, не смотря на зарождавшуюся в XIX индустриализацию, после которой появились такие удобства как ванная и домашний душ. Не большая группа исследователей отметила, что если бы не печальные события в начале XX века, надолго изолировавшие русскую культуру от всего остального мира «стальным колпаком», то нарицательным понятием во всех без исключения языках мира была бы именно «баня», а не «сауна». Русская баня не понравилась только американцам. Только воспоминание о русских банях, и не более живет в обычаях эскимосов-алеутов — населения Аляски. Эмигранты заката XIX – рассвета XX века хоть и пытались в течение короткого времени поддерживать банные традиции своей родины, но вскоре не выдержали натиска развивающейся американской цивилизации и сделали выбор между ванной и баней в пользу первой.
Русская баня заставляет вспомнить не только русские традиции и здоровье русского народа, но и множество обычаев, обрядов, верований. Большинство из них ушли корнями в древнее дохристианское прошлое. У бани даже есть собственный дух – «банник», который изображается крошечным старичком с длинными ногтями. Если вы его увидели – значит в доме что-то не так, либо ему не понравилось поведение того, кто парится. По правилам, в бане нельзя было клясться, ругаться, громко разговаривать и вообще вести себя непристойно, или «охальничать». Баннику это не понравится, и он накажет нарушителя: подпустит угарного дыма, плеснёт на спину кипятку или вообще обдерёт кожу. В бане, в которой пытаются ужиться три стихии сразу – воздух, огонь и вода — во что бы то ни стало водятся нечистые силы. В бане гадали, ворожили, заговаривали, лечили от сглаза и изгоняли хворь. После того как вся семья помоется, в бане оставляли немного «банного инвентаря» — веник, бадью с водой и разведённый щелок. Таким образом задабривали банника, который приходит париться «на четвёртом кругу», то есть в четвертую очередь. Из-за этого все члены семьи старались помыться за три «круга». Банник считался родственником для любой нечистой силы, которая приходила к нему в гости, чтобы попариться, поэтому заходить в баню, когда там, скорее всего нечистые силы было очень опасно. В случае, если сгорела баня, то нужно было обязательно свернуть шею чёрному петуху и закопать его под порогом новой бани во время строительства, чтобы с ней, чего доброго, не случилось чего-то подобного.
Любое важное событие в семейной жизни не обходилось без бани. Как уже упоминалось, в посёлках женские роды обычно происходили именно в бане. За день до свадьбы знакомые невесты обязательно парили ее в бане, как бы она себя ни чувствовала. В некоторых местах в XIV—XVII веках была традиция отправлять в баню мужа и жену на второй день после свадьбы, это было гарантией, что у них будет счастливая семейная жизнь и много сыновей. Баня нашла себе место даже на поминках! Друзья и знакомые умершего, помогавшие при похоронах, после похорон шли в баню и на сороковины. Иногда на надгробии оставляли берёзовый банный веник, это символизировало то, что похоронённый чист перед встречей с Богом.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/banya/istoriia-russkoi-bani-5bd46e14c1416b00ac140328