Статский советник сцена в бане

Петросовские бани»

Из «Статского советника» Бориса Акунина: «Вечером тоже не могу, – объяснил Фандорин и доверительно сообщил. – А чтобы вы не восприняли мой отказ как оскорбление, поясню, чем буду занят. У меня назначено свидание совсем иного рода, куда менее романтическое. В десять часов встречаюсь с князем Пожарским, вице-директором Департамента полиции. Представьте себе, в Петросовских банях. Смешно, правда?»

Действительно, очень смешно! Ведь в столице не существовали и не существуют Петросовские бани. Однако в Москве есть реальный прототип, с которого списаны бани, но называется он не Петросами. И по намёкам-подсказкам в романе (соседство с Рождественкой и Звонарным переулком, высокое качество обслуживания и роскошный интерьер) можно догадаться, что Петросовские бани – это знаменитые Сандуны.

С банями связан не только роман «Статский советник», но и одноимённый фильм. Эпизод в Петросовских банях снимали вСандунах.

Кадр из фильма. Так это место выглядит сейчас

· В книге идея встретиться в банях принадлежит Пожарскому, тогда как в фильме эту встречу инициирует Фандорин.

· В Петросовских банях встреча Фандорина и Пожарского в книге происходит в шестом кабинете, а в фильме — в пятом. Опять же из-за совмещения Бурляева и Сверчинского.

  • При побеге из бани в фильме Фандорину удаётся перепрыгнуть на крышу соседнего дома, а уже с неё — на землю. В книге Эраст Петрович совершает «полёт ястреба», которому его научили Крадущиеся. В фильме Фандорин прыгает в одежде, а в книге — полностью голый.

Источник статьи: http://studopedia.ru/15_40768_petrosovskie-bani.html

«Статский советник» с душком попкорна

Вчера, то есть, 21 апреля в день премьеры общероссийской, я пошел в кинотеатр на сеанс 16:30..

Был я один, так как подруги новой еще нет, а со старой все закончилось. Уже в первых кадрах «Статского Советника» ляпы — в первой сцене показывают движение паровоза, в кадре идут телеграфные столбы с 3 проводами и фарфоровыми изоляторами современного образца, а в середине картины показали даже опору ЛЭП из 63 мм уголка (!), куда же смотрели консультанты и режиссер картины — все это можно вырезать или закрасить. И похоже что весь фильм показывали один и тот же паровоз… И сцены с малым числом статистов очень бедно выглядят что ли…. Что на перроне вокзала, что возле гостиницы «Бристоль» все бедно-бедно, хотя бюджет фильм вроде неплохой. Террорист Грино, в исполнении Хабенского, почему-то больше смахивает на молодого купца, хорошей упитанности — с опухшим от постоянных перепоев лицом — но не может социалист-террорист быть таким упитанным — режиссеру его надо было посадить на хлеб и воду! А Рахмет — в исполнении Горбунова (я даже спутал его с Ефремовым, они почему мне показались похожими) — прекрасен, ему можно играть без грима! Все блестяще отыграл. А теперь по порядку — после убийства генерал Храпова — лже-Фандорин бежит через окно…. Охрана в поезде особо не всполошилась, несмотря на звон разбитого стекла. Видимо такая охрана. По приезду в Москву пытаются взять настоящего Фандорина — Меньшикова. Меньшиков бесподобен и великолепен (в отличии от Сибирского цирюльника — там ему приходилось играть мальчишку-курсанта) — чего стоят один его глаза — чуть-чуть навыкате, холодно-черные с оттенком коричневого, умные глаза!Я сначала даже подумал, что он постоянно был под кокаином, короче великолепный Фандорин предстает перед нами (в отличии о опять же упитанного Егор Бероева. из Турецкого Гамбита.)

Затем сцена у губернатора Москвы (его играет Олег Табаков), маэстро Табаков блестяще передает сворю испуганность убийством Храпова и ожидание приезда из Петербурга Пожарского-Михалкова. Фандорин же с изяществом и утонченностью (прямо как по книги Акунина) начинает свое расследование, он начинает думать. И вот Пожарский приезжает — и сразу становится ясно, что за его обаянием стоят — хитрость, изворотливость, обман, коварство и, наверное, беспринципность. Они начинают «расследование». Тем временем террористам все время помогает какая то sdd, на них объявлена охота по всей Москве, они вынуждены скрываться у своих друзей. Во время облавы на квартире провокатора инженера (фамилия я забыл. ) Фандорин спасет от полиции (а особенно от методов вербовки Пожарского) одну весьма юную гимназистку, г-жу Литвинову. Рахмет решает наказать того инженера и приходит к нему после облавы полицейских, и обливает его физиономию кислотой, Фандорин начинает его преследовать, в итоге его ловят. Доставляют в жандармерию. там дуболомы его бьют — он молчит, казалось бы, тупик. но нет. За дело берется Пожарский, сначала он называет его фамилию и имя. А потом как-то ловко и незаметно вербует его, затем отпускает. В этой сцене фильма был первый монолог-диалог Пожарского сильно затянутый и его рассуждения о России и политике при желании легко проецируются на сегодняшнюю ситуацию в нашей стране. Тем временем к Фандорину приходит г-жа Литвинова и ждет его около 2 часов возле его дома зимой. Затем они предаются любовным утехам. Фандорин совмещает приятное с полезным и с пользой для своего расследования. Браво Фандорин.

Актриса, играющая гимназистку, прекрасно справилась с своей ролью, она искренняя непосредственная девица, немного кокетлива, в чем то несносная, короче типичный пример барышень того времени — конца XIX века. Тем временем террористам дают приказ товарищи из-за заграницы — нужны большие деньги, и им приходится идти на ЭКС (экспроприация — или ограбления) на сцене появляется приятельница Грино некто Жюли в исполнении Марии Мироновой. Ъозяйка борделя, в первых сценах она прекрасно играет бандершу притона, особенно когда ее девка показывает синяки у себя на плече полученные от последнего клиента. Жюли тем временем ловко вытаскивает из ее лифчика денежные купюры (гонорар 😉 ) пересчитывает и убирает к себе. Жюли затем сводит Грино со своим хахалем — Козырем в исполнении Владимира Машкова, скажу — честно Машков прекрасно отыграл свою роль, и мне кажется можно было именно Машкова поставить на роль Грино, ибо Хабенский не тянет на Грино. (даже в Ночном дозоре он и то не был таким хлыщеватым и упитанным), или Рахмета можно было сделать Грино. Грино получает очередное послание от sdd там сказано, что Рахмет предатель и закалывает Рахмета.

Затем идет грабеж кареты — смерть почти всей охраны. Странно, то что охрана — ни разу не выстрелила. Тем более у них были карабины и револьверы и они все были на лошадях, а у налетчиков револьверы и наган. После налета в гостинице Грино с трудом убивает, не без помощи Жюли, Козыря. Ревность, деньги, лишний свидетель — все смешалось. Ну, а Фандорин как всегда — Фандорин, он все что то рисует на картах Пожарского, думает прикидывает и так и эдак. Потом кувыркается с Литвиновой у себя в квартире, она с ним ссорится. Затем обед у губернатора Табакова. Потом его осеняет мысль позвать Пожарского в бани.и всем своим подозреваемым сказать разные номера номеров кабинок в бане….. чтобы потом его друг Маса сказал ему, где они. Кстати о Масе, актер, какой очень молодой и если честно не очень. На этой роли бы лучше смотрелся Джеки Чан, честно, но вот только его гонорар съел бы, наверное, большую часть бюджета картины.

В фильме есть очень красивые сцены из дворцов Кремля — шикарные, но есть и откровенно бедные, я бы сказал дешевые сцены.

Музыкальный фон фильма такой ненавязчивый, иногда думаешь музыки нет (в отличии от классной национальный музыки в том же «Гамбите»)

Оценка фильму 4+++, (Гамбиту я поставил 4)

Меньшиков — Фандорин 5 (он играл именно так как в книге у Акунина)
Пожарский — Михалков 4 (иногда переигрывал…)
Литвинова — 4 (что взять с гимназистк)
Рахмет — (Горбунов) 5 (все, что можно от роли – он взял…)
Грино — (Хабенский) 3 — (можно было немного похудеть что ли…

Его друзья-террористы 4 (даже они и то играли натуральней, чем Грино)
Жюли (Миронова) 4+
Игла (Фандера) 4
Табаков — 5
Козырь (Машков) 5
Бурчинский (одноглазый) 4+
(Бондарчук)
Полицейский Елистар 3
(Ефремов)

Режиссура (Янковский) 4
Музыка 3

Короче, стоит сходить….

И в Колизее такая шняга — в конце сеанса фильма начинают жарить попкорн и аромат идет в кинозал. Знаете, как то не очень душок попкорна и финал фильма.

Какая скурпулезная рецензия попалась мне сегодня на глаза. Просто Борис Акунин писал. Но на самом деле, это не Борис Акунин, а наш местный пересказчик фильмов Иван Сунцов. Хватило же сил человеку написать такое творение.. У меня бы уже просто руки бы заболели. Глаза читать заболели — это точно.

За ваш труд — вам два билета в кино от сети кинотеатров «Премьер-зал» Дома кино на фильм «Три икса 2». Экшен вам будет обеспечен! Но в следующий раз поберегите свои пальцы и не описывайте весь фильм от начала до конца. Лучше давайте фильмам оценку. Вам веселей и проще будет!

Источник статьи: http://www.e1.ru/articles/kinokritik/archive_2005_4/page_1/000/827/article_827.html

Сандуновские бани

Читатели акунинских романов помнят, какой динамичный и головокружительный эпизод произошёл в Петросовских банях — такая лихая ловля на живца, что не разберёшь, кто — рыбак, а кто — добыча. В этом заведении Эраст Петрович назначил свидания разным людям, чтобы выйти на революционную организацию «Боевая группа».

Именно здесь Фандорин, уходя от террористов, продемонстрировал эффективный и, чего уж там, эффектный акробатический трюк «Атакующая змея», именуемый европейском цирке двойным сальто.

Из «Статского советника» Бориса Акунина: «Вечером тоже не могу, – объяснил Фандорин и доверительно сообщил. — А чтобы вы не восприняли мой отказ как оскорбление, поясню, чем буду занят. У меня назначено свидание совсем иного рода, куда менее романтическое. В десять часов встречаюсь с князем Пожарским, вице-директором Департамента полиции. Представьте себе, в Петросовских банях.»

Прототипом акунинским Петросовским баням послужили знаменитые в прошлые века на всю Москву Сандуновские бани. В них снимали не только описываемую сцену из «Статского советника», но и другие сцены в других фильмах.

История Сандуновских бань началась в 1808 году. Однако современный вид они приобрели позже, хотя название несут со времени первой постройки.

Их построила семейная пара артистов — Сила Сандунов, артист придворного Эрмитажного театра, и прекрасная оперная певица Елизавета Уранова.

Он был выходцем из грузинского рода, Силован Зандукелли, обрусевший — Сила Николаевич Сандунов. Она имела большой успех у публики, подвергалась домогательствам графа Безбородько и других поклонников не столько театра, сколько женской красоты.

Уранова была также любимицей Екатерины II, которая прислушалась к просьбе молодой актрисы о защите её чести и приняла горячее участие в венчании Урановой с любимым мужчиной Сандуновым, подарила им на свадьбу бриллианты.

В то время, когда семья актеров переехала из Санкт-Петербурга в Москву, здесь был основан знаменитый Английский клуб, куда вступить было достаточно сложно, нужны были рекомендации двух участников клуба, судьба претендента решалась баллотированием членов клуба, но Силу не приняли.

Возможно, на это решение повлияло амплуа актера, которому больше всего удавались роли плутоватых слуг. Отказ в Английском клубе был единственным и пожизненным. Но Сила недаром носил такое имя, он решил создать свой аристократический клуб и пошел оригинальным путем.

Выкупив на царский подарок земли в районе реки Неглинки, он построил целый квартал дворянских бань, в которых можно было не только помыться, но и провести время за деловыми и прочими разговорами, то есть, своеобразный клуб для людей с хорошим доходом.

Первых банщиков он выписал из Тифлиса (Тбилиси), известного серными банями, чтобы они использовали свой опыт оздоровления организма, они умели грамотно очищать тело, массировать и возвращать здоровье и силы. С тех пор в Сандунах служат уже династии банщиков.

В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.

— «Москва и москвичи».

Популярность бань росла из года в год, они полностью сохранились после войны 1812 года. Однако это стало причиной осложнения отношений в семье Сандунова.

Елизавета Уранова вложила значительные материальные средства в предприятие, успех которого ассоциировали исключительно с именем её мужа.

Такое положение дел её не устраивало, брак распался, и бани перешли в собственность Елизаветы Урановой, сохранив свое первоначальное название.

В течение XIX века бани неоднократно меняли владельцев. В 1869 году их приобрёл купец-домовладелец Иван Григорьевич Фирсанов, а после его смерти в 1881 перешли к его единственной дочери, Вере Ивановне Фирсановой.

Иван Григорьевич Фирсанов, богатый московский предприниматель сделал состояние на обедневших дворянах, распродающих свое имущество, а потом занявшийся деревом. Он был настолько прагматичным и деспотичным, что свою кровиночку выдал замуж за банкира В.П. Воронина, у которого держал свои деньги.

Воронин был много старше Веры, был скуп, держал жену взаперти, никуда не пускал, она его не любила, но пока отец был жив, ослушаться воли отца и мужа не могла.

Банный квартал отца — бани находились в нескольких зданиях — приносил хорошую прибыль, Фирсанов сдавал их в аренду за 25 тысяч рублей в месяц, это были большие деньги.

После смерти отца Вера, обладавшая огромным наследством, платит мужу 1 миллион рублей, чтобы тот взял на себя «вину» и развелся с ней.

Обретя свободу, она занимается благотворительностью, строит Дом вдов и сирот, содержит пожилых женщин, не смевших просить подаяние, в своем подмосковном имении Середниково устраивает вечера музыки, туда приезжает Рахманинов, там поет Шаляпин, бывают художники той поры, потом добивается строительства на свои же деньги железнодорожной станции Фирсановка.

Так же к её заслугам нужно отнести строительство на ходящихся недалеко от Сандуновских бань Петровский пассаж, который при её жизни называли фирсановским.

Вера вскоре выходит замуж за Алексея Ганецкого, брак с которым не был счастливым, т.к. он имел славу картежника и волокиты. Однако именно Ганецкий уговаривает богатую жену банный промысел вывести на другой уровень.

Хорошо подумав, Вера, ставшая Ганецкой, решает снести обветшавшие за 80 лет старые здания бань и построить новые, современные, но так же предназначенные для дворянского сословия.

Для строительства новых бань в 1894 году Ганецкий нанял известного архитектора Бориса Фрейденберга, однако вздорный нрав заказчика вынудил Фрейденберга бросить проект на середине и покинуть Москву. Бани были достроены архитектором Сергеем Калугиным (при участии Владимира Чагина).

Ганецкому очень понравились термы Будапешта, поэтому бассейн Сандуновских бань, на тот момент, самый большой в Москве, напоминает термы австро-венгерского Будапешта, только там они под открытым небом, а в Москве над ними был построен витражный потолок, пропускавший солнечный свет.

Стены бассейна были из фарфора, блики, отражающиеся от стен, воды, создавали удивительный рисунок из солнечных зайчиков. Сейчас стены выложены плиткой. Вода из Неглинки проходила через специальные фильтры, была настолько чистой, что её можно было пить.

Нынешние Сандуновские бани были открыты в 1896 году.

Открытие новых Сандунов стало большим событием в светской жизни Москвы. Название бань оставили прежним, так как оно было широко известно и стало нарицательным. Эклектичные фасады трёхэтажного дворца с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма, фабричного стиля представили публике. Интерьеры бань были оформлены роскошно и могли соперничать своим убранством с лучшими особняками. В отделке помещений были использованы материалы, привезенные из Европы: норвежский и итальянский мрамор, кафель и плитка для пола из Англии, Германии, Швейцарии.

Новые Сандуны стали образцом банной индустрии благодаря передовым инженерным системам. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы от Бабьегородской плотины и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 году её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). В бане было занято до четырёхсот банщиков. Помимо гостиницы и ресторанов в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса».

Отделения бань были рассчитаны на разных по доходам и положению людей. Цены в общие отделения варьировались от 5 до 50 копеек в зависимости от разряда. Номерные отделения Сандунов славились на всю Москву. Ценовая категория здесь была выше — от 60 копеек до 5 рублей. Три самых дорогих кабинета включали в себя пять комнат: раздевальню, гостиную, будуар, баню и парильню. Для ожидающих своей очереди было оборудовано пять отдельных залов.

В одной из комнат изначально Вера Фирсанова решила устроить, как ни странно, библиотеку. Думала, что дворяне после бани захотят посидеть с книжкой.

Однако библиотека не пользовалась популярностью, поэтому сначала тут устроили парикмахерскую, где можно было подстричься или подровнять бороду, а затем буфет, который теперь находится за стеной этой комнаты, а здесь сейчас есть огромный телевизор, во время чемпионата мира посетители могли следить за футбольными матчами.

Несмотря на то, что женский разряд в бане тоже существовал, его убранство было даже более богатым, нежели в мужском, но его интерьеры утрачены полностью, там сейчас «евроремонт».

В Мавританском зале, состоявшем из трёх комнат, между арками скромный столб, просто украшенный. Предназначение его — позорный столб. Поскольку в эти бани ходили люди с достатком, то и воры сюда тоже регулярно проникали.

Если воришку заставали на месте преступления, то раздевали его догола и привязывали к этому столбу. Посетители бани могли делать с ним все, что угодно, плевали, а вечером выгоняли голого на улицу. Зимой такое наказание было особенно жестоким.

«Ещё задолго до того, как Гонецкий переделал Сандуновские бани в банный дворец, А. П. Чехов любил бывать в старых Сандуновских банях, уютных, без роскоши и ненужной блестящей мишуры», — свидетельствует в книге «Москва и москвичи» В. А. Гиляровский.

С мая по ноябрь 1902 года Чехов с женой снимали квартиру на Неглинной, 14, недалеко от Сандунов. В общественных банях в те годы можно было встретить прославленных актёров и писателей, высокопоставленных чиновников. В них мылись и парились Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, С. М. Эйзенштейн и даже великие князья Романовы.

«Всемогущий «хозяин столицы» — военный генерал-губернатор В. А. Долгоруков ездил в Сандуновские бани, где в шикарном номере семейного отделения ему подавались серебряные тазы и шайки. А ведь в его дворце имелись мраморные ванны, которые в то время были ещё редкостью в Москве!»

— «Москва и москвичи».

Купаться в бассейн Сандуновских бань приходили артисты лучших театров, и между ними почти столетний актер, которого принял в знак почтения к его летам Корш. Это Иван Алексеевич Григоровский. Он аккуратно приходил ежедневно купаться в бассейне раньше всех.

— «Москва и москвичи»

Тут во времена Веры Фирсановой парился Федор Шаляпин. Поскольку каждый раз его просили спеть поклонники, он обратился к Вере с просьбой приходить в санитарный день, с удовольствием распевался, влажный теплый воздух помогал связкам, а персонал собирался и слушал, т.к. купить билет в оперу сотрудники бани купить не могли. Поскольку банщики Сандунов — это целые династии, то деды передавали детям и внукам рассказы об увиденном во время работы.

«Милая наша Москва! Несравненная. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя… Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах… О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение турецкая баня, — конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?»

— Федор Шаляпин в письме другу

Шаляпин, уже живший после революции в Париже, отплатил добром Вере Фирсановой. Она жила в Москве в своем же доме на старом Арбате, но в оставленной ей комнате в коммуналке. В 1928 году Федор Шаляпин тайно пересылает ей деньги на переезд, помогает оформить документы, таким образом она смогла покинуть негостеприимную Родину. В Париже она умерла в 1934 году.

Также в Сандуны ходил Владимир Маяковский. Он боялся подхватить какую-нибудь заразу, поэтому во время его парения специальный человек следил, чтобы на его скамейку никто не садился.

В свете случившегося потом эта деталь видится странной: заболеть боялся, а застрелиться — нет. После его гибели банщик в память о нем прикрутил табличку «Человек шагающий».

Накануне премьеры фильма «Броненосец «Потемкин»» режиссер Сергей Эйзенштейн с ужасом осознал, что в Одессе они забыли снять важную сцену. Режиссер решил снимать эпизод в Сандуновских банях. Днем спешно подготовили макеты кораблей для съемок, а уже к следующему вечеру фильм вышел с добавленным эпизодом.

В Сандунах же снимали сцену Ледового побоища в фильме Эйзенштейна «Александр Невский»: рыцари уходили под искусственный лед того же бассейна.

В советское время Сандуны продолжали носить звание лучших бань в Москве. Однако неаккуратная эксплуатация постепенно привела к существенным разрушениям их внутренних систем и фасадов.

Первая значительная реконструкция была проведена в 1944 году. Она затронула внутреннее оформление, технические системы. Также были введены дополнительные удобства, соответствующие тому времени.

В качестве сервиса продолжали существовать «семейные номера», куда допускались разнополые посетители, о чём рассказано в рассказе Абрама Терца (Андрея Синявского) «В цирке» (1955). Банный комплекс состоит из нескольких зданий на Неглинной.

Доходный дом Фирсановой по красной линии улицы Неглинной с мавританским двориком (строения 1 и 2) ныне занимает подразделение банка «ВТБ». Остальные строения «банного квартала» используются по прежнему назначению.

В 1991 году Сандуновские бани были поставлены на государственный учёт как памятник архитектуры города Москвы.

В различных частях Сандуновских бань снимались фильмы:

«Броненосец „Потёмкин“» (в бассейне)

«Александр Невский» (в бассейне)

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (в фильм вошел дубль эпизода, переснятый позднее в павильонах «Мосфильма»)

«Старый Новый год» (выход героев из бани)

«Мастер и Маргарита» (реж. Ю. Кара)

«Маросейка, 12» (фильм 4 — «Сын»)

«Статский советник» (сцена в бассейне с номером)

Источник статьи: http://author.today/post/76201

Читайте также:  Как складывают баню из бруса
Оцените статью
Про баню