Статский советник что за бани

О фильме

Съемки

С ъемки фильма «Статский советник» проходили с 14 января по 28 апреля 2004 года в Москве (натура, павильоны Киноконцерна «Мосфильм» и декорация «Старая Москва», интерьеры), Твери (натура) и Боровичах (натура).

Режиссер-постановщик фильма Филипп Янковский и художник-постановщик Владимир Аронин ставили перед собой задачу представить Москву конца XIX века реальным действующим лицом фильма. И это совершенно не случайно, так как основная политическая интрига «Статского советника» разворачивается вокруг двух главных хозяев столицы: генерал-губернатора князя Долгоруцкого и кандидата на пост обер-полицмейстера, его фаворита Фандорина. Москве предстояло пережить огромные потрясения, и фильм показывает ее на пороге невероятных перемен.

Среди съемочных объектов «Статского советника»: Красная площадь, Васильевский спуск, Соборная площадь Кремля, Белорусский вокзал, Нескучный сад. Интерьерные съемки проходили в Георгиевском зале Кремля, на парадной лестнице Владимирского зала, в усадьбе Третьякова (Российский Фонд культуры) в особняке Тахеева (Центральный Дом детей железнодорожников), в Сандуновских банях.

По словам режиссера-постановщика «Статского советника» Филиппа Янковского еще одной «героиней» фильма является русская снежная, морозная зима. «Я всегда мечтал снять большой зимний фильм. Прежде всего, потому, что это очень сложная техническая задача, а мне нравится преодолевать трудности. Но в „Статском советнике“ зима — это глобальное явление, стихия, необходимое условия для рассказа истории. Зима определяет атмосферу нашего фильма». Кроме творческих и технических трудностей, таких как короткий световой день, таяние снега, массовые сцены на натуре, группе пришлось столкнуться с многочасовой работой в лютую стужу. Например, ночные зимние съемки на железной дороге под Боровичами проходили в тридцатиградусный мороз. Оператор-постановщик Владислав Опельянц, звукорежиссер Константин Зарин, художники по спецэффектам создавали зимнее изображение и зимние звуки как концептуальную основу фильма «Статский советник».

Высокопрофессиональная, современная организация съемок — не чудо, а многолетняя практика работы «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова». К производству картины «Статский советник» на всех этапах были привлечены лучшие специалисты и мастера. Среди них: Тамара Одинцова (подбор актеров), Сергей Стручев (художник по костюмам), Энцо Меникони (монтаж). Самым тщательным образом работали реквизиторы картины, собирая уникальные предметы, детали интерьеров конца XIX века. Старинный поезд, летящий сквозь зимнюю ночь в первых сценах фильма, был доставлен в Москву из Паровозного музея Октябрьской железной дороги (Санкт-Петербург). Специалист по геральдике Сергей Барышев консультировал всю костюмную часть картины. Для съемок сцены приема в доме генерал-губернатора были приглашены эксперты по этикету и сервировке.

Во время речевого озвучания выяснилось, что исполнитель роли Козыря Владимир Машков находится на съемках в Лос-Анджелесе. Чтобы не нарушать график, компания «Нева-фильм», осуществлявшая озвучание и перезапись фильма, по спутнику передала изображение в одну из голливудских студий. Машков озвучил свою роль, и уже на следующий день звукорежиссер в Петербурге работал с его фонограммой. Материал был закодирован двумя паролями, чтобы избежать пиратского скачивания через Интернет.

По общему мнению всех создателей фильма «Статский советник» главной удачей проекта является участие в нем Олега Меньшикова. Автор романов об Эрасте Фандорине и автор сценария «Статского советника» Борис Акунин никогда не скрывал того, что именно Олега Меньшикова он считает идеальным исполнителем роли главного героя своих произведений. Филипп Янковский считает, что без Меньшикова «Статский советник» не мог бы состояться: «Только он может так сыграть одиночество Фандорина. Только он может рассказать зрителю о том, что ради служения высокой цели, ради отечества и справедливости, благородный человек может пойти на компромисс».

Работа над картиной длилась 1 год и три месяца.

С 21 апреля 2005 года фильм «Статский советник» можно увидеть только в кинотеатрах России и стран СНГ.

Источник статьи: http://www.statskyfilm.ru/about/shooting/

Сандуновские бани

Читатели акунинских романов помнят, какой динамичный и головокружительный эпизод произошёл в Петросовских банях — такая лихая ловля на живца, что не разберёшь, кто — рыбак, а кто — добыча. В этом заведении Эраст Петрович назначил свидания разным людям, чтобы выйти на революционную организацию «Боевая группа».

Именно здесь Фандорин, уходя от террористов, продемонстрировал эффективный и, чего уж там, эффектный акробатический трюк «Атакующая змея», именуемый европейском цирке двойным сальто.

Из «Статского советника» Бориса Акунина: «Вечером тоже не могу, – объяснил Фандорин и доверительно сообщил. — А чтобы вы не восприняли мой отказ как оскорбление, поясню, чем буду занят. У меня назначено свидание совсем иного рода, куда менее романтическое. В десять часов встречаюсь с князем Пожарским, вице-директором Департамента полиции. Представьте себе, в Петросовских банях.»

Читайте также:  Планировка бани 6х4 со вторым этажом

Прототипом акунинским Петросовским баням послужили знаменитые в прошлые века на всю Москву Сандуновские бани. В них снимали не только описываемую сцену из «Статского советника», но и другие сцены в других фильмах.

История Сандуновских бань началась в 1808 году. Однако современный вид они приобрели позже, хотя название несут со времени первой постройки.

Их построила семейная пара артистов — Сила Сандунов, артист придворного Эрмитажного театра, и прекрасная оперная певица Елизавета Уранова.

Он был выходцем из грузинского рода, Силован Зандукелли, обрусевший — Сила Николаевич Сандунов. Она имела большой успех у публики, подвергалась домогательствам графа Безбородько и других поклонников не столько театра, сколько женской красоты.

Уранова была также любимицей Екатерины II, которая прислушалась к просьбе молодой актрисы о защите её чести и приняла горячее участие в венчании Урановой с любимым мужчиной Сандуновым, подарила им на свадьбу бриллианты.

В то время, когда семья актеров переехала из Санкт-Петербурга в Москву, здесь был основан знаменитый Английский клуб, куда вступить было достаточно сложно, нужны были рекомендации двух участников клуба, судьба претендента решалась баллотированием членов клуба, но Силу не приняли.

Возможно, на это решение повлияло амплуа актера, которому больше всего удавались роли плутоватых слуг. Отказ в Английском клубе был единственным и пожизненным. Но Сила недаром носил такое имя, он решил создать свой аристократический клуб и пошел оригинальным путем.

Выкупив на царский подарок земли в районе реки Неглинки, он построил целый квартал дворянских бань, в которых можно было не только помыться, но и провести время за деловыми и прочими разговорами, то есть, своеобразный клуб для людей с хорошим доходом.

Первых банщиков он выписал из Тифлиса (Тбилиси), известного серными банями, чтобы они использовали свой опыт оздоровления организма, они умели грамотно очищать тело, массировать и возвращать здоровье и силы. С тех пор в Сандунах служат уже династии банщиков.

В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и женское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, опытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил здесь свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.

— «Москва и москвичи».

Популярность бань росла из года в год, они полностью сохранились после войны 1812 года. Однако это стало причиной осложнения отношений в семье Сандунова.

Елизавета Уранова вложила значительные материальные средства в предприятие, успех которого ассоциировали исключительно с именем её мужа.

Такое положение дел её не устраивало, брак распался, и бани перешли в собственность Елизаветы Урановой, сохранив свое первоначальное название.

В течение XIX века бани неоднократно меняли владельцев. В 1869 году их приобрёл купец-домовладелец Иван Григорьевич Фирсанов, а после его смерти в 1881 перешли к его единственной дочери, Вере Ивановне Фирсановой.

Иван Григорьевич Фирсанов, богатый московский предприниматель сделал состояние на обедневших дворянах, распродающих свое имущество, а потом занявшийся деревом. Он был настолько прагматичным и деспотичным, что свою кровиночку выдал замуж за банкира В.П. Воронина, у которого держал свои деньги.

Воронин был много старше Веры, был скуп, держал жену взаперти, никуда не пускал, она его не любила, но пока отец был жив, ослушаться воли отца и мужа не могла.

Банный квартал отца — бани находились в нескольких зданиях — приносил хорошую прибыль, Фирсанов сдавал их в аренду за 25 тысяч рублей в месяц, это были большие деньги.

После смерти отца Вера, обладавшая огромным наследством, платит мужу 1 миллион рублей, чтобы тот взял на себя «вину» и развелся с ней.

Обретя свободу, она занимается благотворительностью, строит Дом вдов и сирот, содержит пожилых женщин, не смевших просить подаяние, в своем подмосковном имении Середниково устраивает вечера музыки, туда приезжает Рахманинов, там поет Шаляпин, бывают художники той поры, потом добивается строительства на свои же деньги железнодорожной станции Фирсановка.

Читайте также:  Пароизоляция для бани из каких материалов

Так же к её заслугам нужно отнести строительство на ходящихся недалеко от Сандуновских бань Петровский пассаж, который при её жизни называли фирсановским.

Вера вскоре выходит замуж за Алексея Ганецкого, брак с которым не был счастливым, т.к. он имел славу картежника и волокиты. Однако именно Ганецкий уговаривает богатую жену банный промысел вывести на другой уровень.

Хорошо подумав, Вера, ставшая Ганецкой, решает снести обветшавшие за 80 лет старые здания бань и построить новые, современные, но так же предназначенные для дворянского сословия.

Для строительства новых бань в 1894 году Ганецкий нанял известного архитектора Бориса Фрейденберга, однако вздорный нрав заказчика вынудил Фрейденберга бросить проект на середине и покинуть Москву. Бани были достроены архитектором Сергеем Калугиным (при участии Владимира Чагина).

Ганецкому очень понравились термы Будапешта, поэтому бассейн Сандуновских бань, на тот момент, самый большой в Москве, напоминает термы австро-венгерского Будапешта, только там они под открытым небом, а в Москве над ними был построен витражный потолок, пропускавший солнечный свет.

Стены бассейна были из фарфора, блики, отражающиеся от стен, воды, создавали удивительный рисунок из солнечных зайчиков. Сейчас стены выложены плиткой. Вода из Неглинки проходила через специальные фильтры, была настолько чистой, что её можно было пить.

Нынешние Сандуновские бани были открыты в 1896 году.

Открытие новых Сандунов стало большим событием в светской жизни Москвы. Название бань оставили прежним, так как оно было широко известно и стало нарицательным. Эклектичные фасады трёхэтажного дворца с элементами барокко, рококо, ренессанса, готики, классицизма, фабричного стиля представили публике. Интерьеры бань были оформлены роскошно и могли соперничать своим убранством с лучшими особняками. В отделке помещений были использованы материалы, привезенные из Европы: норвежский и итальянский мрамор, кафель и плитка для пола из Англии, Германии, Швейцарии.

Новые Сандуны стали образцом банной индустрии благодаря передовым инженерным системам. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы от Бабьегородской плотины и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 году её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). В бане было занято до четырёхсот банщиков. Помимо гостиницы и ресторанов в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф. А. Ахиллеса».

Отделения бань были рассчитаны на разных по доходам и положению людей. Цены в общие отделения варьировались от 5 до 50 копеек в зависимости от разряда. Номерные отделения Сандунов славились на всю Москву. Ценовая категория здесь была выше — от 60 копеек до 5 рублей. Три самых дорогих кабинета включали в себя пять комнат: раздевальню, гостиную, будуар, баню и парильню. Для ожидающих своей очереди было оборудовано пять отдельных залов.

В одной из комнат изначально Вера Фирсанова решила устроить, как ни странно, библиотеку. Думала, что дворяне после бани захотят посидеть с книжкой.

Однако библиотека не пользовалась популярностью, поэтому сначала тут устроили парикмахерскую, где можно было подстричься или подровнять бороду, а затем буфет, который теперь находится за стеной этой комнаты, а здесь сейчас есть огромный телевизор, во время чемпионата мира посетители могли следить за футбольными матчами.

Несмотря на то, что женский разряд в бане тоже существовал, его убранство было даже более богатым, нежели в мужском, но его интерьеры утрачены полностью, там сейчас «евроремонт».

В Мавританском зале, состоявшем из трёх комнат, между арками скромный столб, просто украшенный. Предназначение его — позорный столб. Поскольку в эти бани ходили люди с достатком, то и воры сюда тоже регулярно проникали.

Если воришку заставали на месте преступления, то раздевали его догола и привязывали к этому столбу. Посетители бани могли делать с ним все, что угодно, плевали, а вечером выгоняли голого на улицу. Зимой такое наказание было особенно жестоким.

«Ещё задолго до того, как Гонецкий переделал Сандуновские бани в банный дворец, А. П. Чехов любил бывать в старых Сандуновских банях, уютных, без роскоши и ненужной блестящей мишуры», — свидетельствует в книге «Москва и москвичи» В. А. Гиляровский.

Читайте также:  Проекты загородных домов с баней и гаражом в доме

С мая по ноябрь 1902 года Чехов с женой снимали квартиру на Неглинной, 14, недалеко от Сандунов. В общественных банях в те годы можно было встретить прославленных актёров и писателей, высокопоставленных чиновников. В них мылись и парились Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, С. М. Эйзенштейн и даже великие князья Романовы.

«Всемогущий «хозяин столицы» — военный генерал-губернатор В. А. Долгоруков ездил в Сандуновские бани, где в шикарном номере семейного отделения ему подавались серебряные тазы и шайки. А ведь в его дворце имелись мраморные ванны, которые в то время были ещё редкостью в Москве!»

— «Москва и москвичи».

Купаться в бассейн Сандуновских бань приходили артисты лучших театров, и между ними почти столетний актер, которого принял в знак почтения к его летам Корш. Это Иван Алексеевич Григоровский. Он аккуратно приходил ежедневно купаться в бассейне раньше всех.

— «Москва и москвичи»

Тут во времена Веры Фирсановой парился Федор Шаляпин. Поскольку каждый раз его просили спеть поклонники, он обратился к Вере с просьбой приходить в санитарный день, с удовольствием распевался, влажный теплый воздух помогал связкам, а персонал собирался и слушал, т.к. купить билет в оперу сотрудники бани купить не могли. Поскольку банщики Сандунов — это целые династии, то деды передавали детям и внукам рассказы об увиденном во время работы.

«Милая наша Москва! Несравненная. Наше хорошее ни с чем сравнить нельзя… Утомительно, тяжко, и чувствую себя как бы на каторжных работах… О веселых днях не приходится думать, единственное развлечение турецкая баня, — конечно, не наша родная. Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?»

— Федор Шаляпин в письме другу

Шаляпин, уже живший после революции в Париже, отплатил добром Вере Фирсановой. Она жила в Москве в своем же доме на старом Арбате, но в оставленной ей комнате в коммуналке. В 1928 году Федор Шаляпин тайно пересылает ей деньги на переезд, помогает оформить документы, таким образом она смогла покинуть негостеприимную Родину. В Париже она умерла в 1934 году.

Также в Сандуны ходил Владимир Маяковский. Он боялся подхватить какую-нибудь заразу, поэтому во время его парения специальный человек следил, чтобы на его скамейку никто не садился.

В свете случившегося потом эта деталь видится странной: заболеть боялся, а застрелиться — нет. После его гибели банщик в память о нем прикрутил табличку «Человек шагающий».

Накануне премьеры фильма «Броненосец «Потемкин»» режиссер Сергей Эйзенштейн с ужасом осознал, что в Одессе они забыли снять важную сцену. Режиссер решил снимать эпизод в Сандуновских банях. Днем спешно подготовили макеты кораблей для съемок, а уже к следующему вечеру фильм вышел с добавленным эпизодом.

В Сандунах же снимали сцену Ледового побоища в фильме Эйзенштейна «Александр Невский»: рыцари уходили под искусственный лед того же бассейна.

В советское время Сандуны продолжали носить звание лучших бань в Москве. Однако неаккуратная эксплуатация постепенно привела к существенным разрушениям их внутренних систем и фасадов.

Первая значительная реконструкция была проведена в 1944 году. Она затронула внутреннее оформление, технические системы. Также были введены дополнительные удобства, соответствующие тому времени.

В качестве сервиса продолжали существовать «семейные номера», куда допускались разнополые посетители, о чём рассказано в рассказе Абрама Терца (Андрея Синявского) «В цирке» (1955). Банный комплекс состоит из нескольких зданий на Неглинной.

Доходный дом Фирсановой по красной линии улицы Неглинной с мавританским двориком (строения 1 и 2) ныне занимает подразделение банка «ВТБ». Остальные строения «банного квартала» используются по прежнему назначению.

В 1991 году Сандуновские бани были поставлены на государственный учёт как памятник архитектуры города Москвы.

В различных частях Сандуновских бань снимались фильмы:

«Броненосец „Потёмкин“» (в бассейне)

«Александр Невский» (в бассейне)

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (в фильм вошел дубль эпизода, переснятый позднее в павильонах «Мосфильма»)

«Старый Новый год» (выход героев из бани)

«Мастер и Маргарита» (реж. Ю. Кара)

«Маросейка, 12» (фильм 4 — «Сын»)

«Статский советник» (сцена в бассейне с номером)

Источник статьи: http://author.today/post/76201

Оцените статью
Про баню