Банник: Жестокий банный дух
Как известно, пантеон богов той или иной нации представляет собой отражение ее религиозных воззрений, отношений родовых и общинных, между окружающим миром и любой отдельно взятой личностью.
Древние славяне считали себя потомками своих богов и стремились следовать их законам на протяжении всей жизни. Славянский бог был не просто карающей дланью или Творцом. Это был союзник, способный помочь, указать верный путь, а также прощать.
Рядом с человеком
Все славянские боги — Сварог, Перун, Ярила — принадлежали к одному «клану», и у каждого из них была своя сфера, за которую отвечал тот или иной бог. Но помимо непосредственно богов, высших существ, в старославянской картине мира присутствовали и другие персонажи, которые являлись мифическими созданиями, но при этом не были вхожи в пантеон.
Они не являли собой высшую силу, и в их «компетенцию» не входили такие масштабные вопросы, как, к примеру, природа или богатый урожай. Эти существа соседствовали рядом с человеком и оказывали влияние на его повседневную жизнь, как позитивное, так и, разумеется, негативное. О них до сих пор рассказывают сказки -это домовой, леший, водяной, кикимора и прочие узнаваемые персонажи.
Отдельного внимания среди этих существ заслуживает такой персонаж, как банник. Персонаж не столь известный, как, допустим, водяной, но тоже весьма интересный.
Как нетрудно догадаться, этот дух обитал в бане. Нашим предкам он представлялся в виде маленького полуголого старичка, облепленного листьями от банного веника, с длинными волосами и бородой.
По славянским поверьям, банник обычно жил за печкой и в основном занимался тем, что пугал посетителей бани и обжигал их кипятком. Считалось, что он также был способен запарить человека до смерти, ободрать ему кожу или задушить.
Банные ритуалы
Банник никогда не пользовался особой милостью у наших предков. Издревле, несмотря на свои целебные свойства, баня считалась зловещим местом. Никто не отваживался заходить в баню после наступления темноты, и даже после Крещения Руси люди суеверные никогда не снимали в ней свои нательные крестики. При строительстве бани также нередко руководствовались суеверными соображениями — предпочитали строить ее как можно дальше от избы.
Также существовали определенные правила похода в баню. К примеру, по правилам парились сначала мужчины, потом женщины. А беременным женщинам ни в коем случае нельзя было ходить в баню без присмотра мужей.
Категорически запрещалось париться в чужом пару — каждый должен был самостоятельно растопить для себя печь. И, разумеется, чтобы не прогневать банника, в конце всех водных процедур необходимо было оставить для него подарок (как блюдечко с молоком для домового) — маленький березовый веник и чашу с теплой водой либо кусок ржаного хлеба с солью.
Место для ворожбы
Любопытно, что главным врагом банника является как раз домовой. Считается, что если банник напал на вас, то на помощь следует звать именно его — выбежать из бани спиной вперед и закричать: «Батюшка, выручи!» При этом банник охотно дружит с другими враждебными человеку духами и часто приглашает их к себе попариться и искупаться.
Впрочем, не исключено, что образ банника просто изменился со временем в отрицательную сторону. После принятия христианства на Руси восприятие языческих божеств практически полностью изменилось. Такие персонажи, как домовой или банник, стали олицетворением демонических и враждебных сил.
За счет того что баня считалась таинственным местом, где обитают духи, зачастую она использовалась для гаданий и ворожбы. Одно из самых старинных «банных» гаданий заключалось в том, что девушка должна встать в дверях бани и приподнять юбку.
Затем необходимо позвать суженого и попросить его прикоснуться к себе. Если девушка почувствует прикосновение мохнатой лапы, то считается, что ее будущий муж будет богатым, если голой руки — то бедным, если мокрой — то муж будет пьяницей, а если шершавой — то это означает, что у ее мужа будет суровый характер.
Не ходите мыться после полуночи
Разумеется, существует огромное количество преданий и страшных историй, связанных с банником, а точнее, с его правилами, которые иным несчастным довелось нарушить.
Одна из таких историй повествует о пяти девушках, которые, нарушив запрет, отправились в баню после полуночи. Одна из девушек взяла с собой свою маленькую сестренку. После купания девушки сели за стол ужинать, как вдруг кто-то постучался в дверь.
На пороге стояли пятеро красивых молодых людей, рассказавших, что они проделали огромный путь и, увидев свет в окне, решили зайти и попросить немного еды. Девушки пригласили путников за стол, чтобы разделить с ними ужин, и в это время маленькая девочка, сестра одной из девиц, уронила на пол ложку. Девочка полезла за ней под стол и увидела, что у их гостей вместо ног — коровьи копыта.
То, что девочка смогла распознать в незнакомцах нечисть, объясняется тем, что ребенок до семи лет — безгрешен и способен видеть то, что не может увидеть грешник, взрослый человек. Девочка уговорила свою старшую сестру покинуть баню и оставить незнакомцев. Утром стало понятно, что ночные гости действительно оказались чертями — баня ушла под землю, утащив с собой четырех девушек.
И несмотря на то что в этой истории в роли нечисти выступают черти, их появление обуславливается именно нарушением запрета банника — не ходить париться после наступления темноты.
Еще одна из историй связана с нарушением этого же запрета.
Жили-были две сестры со своей старой теткой. Одна из сестер ждала ребенка, и в итоге родила мальчика, но сама при этом скончалась при родах. Младшая сестра и тетка взяли ребенка под свою опеку. И вот как-то раз эти женщины с грудным младенцем решили пойти в баню, но засиделись допоздна и пошли только после полуночи.
Сестра, испытывая при этом странное беспокойство, решила закрыть дверь в баню на замок. Как только женщины разделись и принялись мыться, раздался стук в окно. Они увидели в окне большого черного кота, который, впрочем, скоро исчез из виду.
Затем послышался звук скребущихся когтей по двери, по стенам, на крыше раздался топот. Кто-то яростно стучался в стены и в окна, ломился внутрь. Эти звуки раздавались до утра, но сразу же прекратились после первых петухов.
Подождав какое-то время, женщины с ребенком на руках побежали домой. В их избе все оказалось перевернуто вверх дном. . . Спустя какое-то время женщины вернулись к бане, и увиденное поразило их: ее стены были исцарапаны, повсюду находились следы от гигантских когтей, на земле виднелись кровь и следы копыт.
А на крыше сидел тот самый черный кот, что заглядывал к ним в окно. Этим котом оказался банник, ожидавший той ночью гостей, — считалось, что он способен принимать вид кошки, собаки либо зайца. Но, так или иначе, он не дал тех женщин в обиду и фактически спас их от чертей, уже почуявших свою добычу.
Целебная сила
Стало быть, этот маленький дух не так плох и не всегда настроен агрессивно по отношению к человеку. Банник также считается прекрасным лекарем, способным ‘вылечить практически любую болезнь при помощи пара. Кроме того, баню традиционно растапливали перед различными значимыми событиями, в честь всех праздников, перед свадьбами и родами.
И разумеется, в наш век суеверия не могут быть помехой столь приятному времяпрепровождению, как поход в баню, ставший для нас синонимом отдыха и хорошего настроения. Русская баня всегда являлась местом исцеляющим, ее целебная сила хранится в ее жаре и холодной воде, а банник одухотворяет ее и на правах хозяина устанавливает в ней свои правила.
Источник статьи: http://paranormal-news.ru/news/bannik_zhestokij_bannyj_dukh/2016-01-08-11736
Стук в дверь в баню
Александр Александрович Росков
Мешок историй. Трагикомическая жизнь российской глубинки
© Издательский дом «Сказочная дорога», оформление, 2011
Про нечистую силу
Это было давно, лет пятнадцать назад, повстречался я с Пушкиным в бане…
Не ходите ночью в баню…
Давно это было, я еще девчонкой бегала. У нас жил одно время мамин брат – дядя Петя. Он работал директором торга, был членом партии.
В субботу у нас была баня вытоплена. Все помылись, а дяди Пети нету и нету – где-то на работе задержался. Пришел уже в первом часу ночи.
– Вот, братец, баню прогулял!
– Не прогулял! Не верю я ни в какие предрассудки!
Я спать легла. Вдруг слышу – на кухне шум, гам! Я выбегаю из спальни – дядя Петя голый стоит и весь в мыле. Только, говорит, пришел в баню, разделся, начал голову намыливать – вдруг кто-то невидимый выхватил мыло из рук и стал его мылить.
Дядя Петя насилу вырвался, тут уж не до одежды было, голый рванул домой.
Папа пошел в баню с фонарем, но там никого не обнаружил, только все было раскидано: мочалка, мыло, одежда, на окне стояла лампа керосиновая – тоже опрокинута, и стекло разбито.
После этого дядя Петя, хоть и партийный был, поверил в предрассудки и в баню после полуночи не ходил больше…
М.Н. Грибакова, г. Онега
Баенник да Обдериха напугали Филю лихо
Один мужик по имени Филипп Пантелейкин построил на краю болота баню-сауну на финский лад. А Баенника не пригласил на жительство, не задобрил – ни хлеба ему не принес, ни соли, даже черную курицу под порогом не похоронил.
А Баенник не гордый, он и без приглашения сам вселился в сауну, устроился под скамейкой и знай себе поживает. В холода на каменке греется, в жару водой обливается. Ну, и вредит хозяину понемножку за свою обиду. То веники растреплет на полу, то каменку разберет, а то мыло или мочалку запрячет куда подальше.
Сам Баенник росточку невысокого, но большеголовый, большеглазый и весь волосатый, как шерстяник. Хотя Филипп в таком облачении ни разу не видел его, да и вообще никак не видел, но начал подозревать, что кто-то в его баньке-сауне хозяйничает.
А неподалеку от Филиппа жила Ксения. Молодая да пригожая, но вдова уже, что по нынешним временам и неудивительно. Жила Ксения с дочкой в маленьком бревенчатом доме, и на краю небольшого огорода была у Ксении малюсенькая, без трубы, банька по-черному.
И, как положено, жила в этой баньке банная матушка – Баенниха, или, как ее в народе еще называют, Обдериха. В годах уже была, худая, долговязая, зубы торчат, на животе и на заднице складки чуть не до полу свисают. Вреда хозяйке своей Обдериха не делала, наоборот – то паутину с углов смахнет старым веником, то оконце протрет, чтобы хоть чуть-чуть посветлее было в баньке-то.
Ксения замечала, конечно, что тут хозяюшка завелась, но не гнала ее, а, уходя из бани, обычно приговаривала:
– Баенниха, Баенниха, не серчай на меня. Вот тебе мыло, вот тебе веничек мяконький, мойся чистехонько да береги баньку от огня и сырости.
Баенник не любил шляться куда-нибудь без дела, все больше в сауне своей на лавке дремал или сверчков да пауков ловил от безделья, в тазу топил, но не до смерти, потому что живность всякую любил и любил разговаривать с нею:
– Кто ты такой, скажи мне? Таракашка ты и есть неразумная! Хочу – утоплю тебя, хочу – вытащу и выпью с тобой коньяку рюмочку, хоть за приезд, – и выуживал приплывшего к краю таза паучка.
Коньяк у Баенника всегда водился – Филипп никогда не приходил париться без бутылочки и без какой-нибудь женщины – каждый раз новая женщина была. Срамота, что они вытворяли.
Баенник под скамейку прятался и глаза обеими ручками закрывал.
А коньяк недопитый Филипп на подоконнике оставлял вместе с бутылочками из-под шампуня. И Баенник его обязательно прибирал.
Коньяк Баеннику очень нравился, потому-то он и не строил своему хозяину смертельных злыдней. А ведь за обиду свою незабываемую Баенник и задушить мог – хоть угаром, хоть шапкой, которую Филипп, когда парится, на уши натягивает.
И вот вынужден был Баенник пойти в гости к Обдерихе.
– Здорово ли живешь, Обдериха?
– Не жалуюсь, вода в кадушке всегда свежая.
– Да-а. А бедновато тут у тебя.
– Хоромов, как некоторые баре, не имеем, а и на том спасибо, что крыша над головой есть. Сказывай, чего надо?
– Хозяйка у тебя, говорю, больно хорошенькая.
– Хорошенькая, пригоженькая, да не вами ухоженная. Не баней ли со мной поменяться хочешь, пес лохматый? Не уступлю, и не проси даже! Хозяюшка моя приветливая, говорунья, с такой жить – милое дело!
– Вот и я про то. За водой-то она мимо моего окошка ходит. Бывает, и с хозяином сталкивается.
– Как-то он ей говорит: «У меня домовой, что ли, в сауне завелся? Весь коньяк мой выпивает, веники треплет, мыло замыливает. Может, зайдешь ко мне попариться. Вдвоем-то быстро изгоним нахлебника».
Тут Обдериха захихикала, зашлась мелким кашлем:
– А ведь выгонят они тебя, волосатика, как есть – выпарят. Хозяйка моя слово как к нам, так и от нас знает.
– Вот то-то и оно! Париться она в тот раз не согласилась, а посоветовала моему: «Ты как войдешь в баньку, первым делом скажи: крещеный – на полок, некрещеный – с полка!» Он и сказал так, я с полка и брякнулся. До сих пор бок болит. Тебе сейчас смешно, а я тогда еще и над ним похохотал, бестолочем. Он и сам-то ведь некрещеный. Ну, и как полез на полок – так и хлопнулся на пол – то ли нога у него подвернулась, то ли коньяку лишнего хватанул. А ты коньяк-то не употребляешь? Я принесу, если что…
– Ты издалека-то не подъезжай, говори прямо, не сватать, поди, пришел…
– Кого? Тебя? Обдериху?
– Не знаю, меня ли, хозяйку ли мою, но уж больно масляно мажешь, как бы не поскользнуться.
– Во-во! Хозяйку твою как раз и могут просватать. Мой-то вчера опять ее подкараулил, облапал и чуть не силком париться тащил, хоть и сауна-то не протоплена была. Насилу вырвалась. Говорит: «У меня своя банька есть, а у тебя жарко, наверное…» – «Вот и хорошо, – засмеялся он, – предлог будет скорее раздеться…»
– Да, надо что-то делать, – призадумалась Обдериха.
– Вот и я говорю. Ты погляди в кадушку-то с водой, может, увидишь там, чем кончится это у них.
– И смотреть не буду, так знаю: посмеется он над ней да еще кучу ребятишек наделает. Майся потом с ними. А в бане места не больно-то много. Он ведь тоже мимо моего окошечка похаживает, не один раз даже заглядывал в него, когда хозяйка мылась. Ни стыда у него, ни совести…
На другой день Филипп проходил мимо Ксениной баньки. И на тебе! – повстречался с Ксенией. Пуще прежнего похорошела бабенка. И податлива как никогда. Филипп намекнул:
– Париться-жариться когда будем?
– Хоть сейчас, – говорит, – у меня как раз протоплено. Каменка душистая, и всяких трав наварила да на нее набрызгала. Полок чистехонек, я его скобелечком два денечка выскабливала, вычищала – хоть животом, хоть спиной ложись – не занозишься.
– Я-я… Я готов! – одурел от счастья Филипп. – Хоть сейчас готов! Я как раз ботинки новые купил, – подхватил на руки Ксению и скорехонько в баню.
– Она у тебя холодная, что ли? – начал озираться по сторонам Филипп, боясь в полумраке запачкаться обо что-нибудь.
– Да где же холодная? – запричитала Ксения. – Самый жар! Раздевайся да на полок залезай. Уж я тебя попарю!
– Вообще-то ничего, вроде жарко. А тут под лавкой собака, что ли, растянулась?
– Собака прижилась, греется маленько. Да она нам не помешает, пускай себе лежит.
Филипп торопливо скинул с себя одежду, бросил у порога, влез на полок. Передернулся от холода.
– Ты сама-то тоже раздевайся давай да залезай ко мне, а то чего-то холодно стало. Поддай-ка жару!
Источник статьи: http://www.litmir.me/br/?b=577484&p=10