Существо живущее в бане

Банник и обдериха: мистические хозяева бани.

С давних дней истории человечества роятся мифами и легендами о существах невидимой реальности. Наиболее известными…

С давних дней истории человечества роятся мифами и легендами о существах невидимой реальности. Наиболее известными существами таинственного мира нечистой силы выступают «домашние» духи — домовой да банник.

мистические существа и древние суеверия

Традиции живущих рядом с людьми «духов» уходят глубоко в историю человечества, превращаясь в легенды о мистических существах с упоминанием нечистой силы. Издревле известны рассказы наших предков, что повсюду живут духи, в доме – домовой, в лесу – леший, на болоте – кикимора, а в бане – банник, или банная бабушка, анчутка.

Баня считалась нечистым местом с грязной водой, потому-то после баньки рекомендовалось ополаскиваться ключевой водицей, искупаться в реке либо же поваляться в снегу, чтобы очиститься. А нечистым местом баня считалась по причине отсутствия в ней икон, следственно люди не были защищены от нечисти божьим словом.

Трудно представить как все это было устроено в старину, но в бане проводились ритуальные поминовения упырей и навий. Впрочем, в бане проходили и святочные гадания — девушки и молодые женщины снимали с себя нательные крестики и обращались за помощью к нечистой силе.

Да, как ни удивительно, но Банник — достаточно зловещая фигура, — частый участник девичьих гаданий на святки. В полночь подружки собираются у открытой двери бани, ну а старичок ясное дело уже ждёт, чтобы вершить предсказание: потрогает молодуху мохнатой рукой — жди дивчина богатого жениха, ощупает голой — знать жених будет из бедных. Ну а рукой мокрой огладил — пьяницей окажется женишок.

Банник и обдериха — реальные хозяева бани.

Незримым «Хозяином» бани с давних пор считался банник. Говорят, что это маленькое существо, живущее за печкой, пугающее людей в образе старика с зеленой бородой обладало недюжинной силищей. Нередко озорное существо пугало людей громкими стуками в стену, а могло и кипятком ошпарить.

Сквернословить и громко разговаривать в бане, либо мыться в праздники и поздно вечером, — явно обозлить нечистую силу! Мыться полагалось в три захода, четвёртый обязательно оставляя баннику, пока печка ещё не остыла. Кто нарушал неписанные правила, того банник наказывал крайне строго, а то обозленный неуважением мог и вовсе запарить виновника до смерти.

Чтобы задобрить обидчивого духа, сыпали крупную соль на каменку. Зеленобородого старичка угощали ржаным хлебом со щепоткой соли, оставляя хлеб в предбаннике. Кстати, в старину порог бани переступали с приветственным словом, а выходили, оставив теплую воду, веник и мыло с той целью, чтобы банник мог с удовольствием помыться.

Обдериха — лохматая и страшная старуха, лишь одним видом вгоняющая людей в ступор ужаса. Живёт демоническая хозяйка бани под полоком, нередко оборачиваясь знакомой девушкой. Заманив обманутого простачка в баню, она запросто могла упарить того до смерти. Говорят, что зловредная старушка показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы.

Как обдериха дивчину от мёртвых спасла.

В одной из старых историй мистического толка, обдериха однажды спасла девушку о верной погибели. Очень в давние времена это было, когда молодые девушки возвращаясь с лесного сбора ягод миновали погост. Вдруг увидели — кости белеют. Озорная дивчина возьми да скажи: Кости-кости, заходите к нам в гости!

Вечер уже наступил, когда в хату где юные девушки вышивали парни незнакомые пришли. Веселые, пряниками угощают да с девками заигрывают. Одна из них под иконы отошла да увидела — зубы то у парней железные, а в сапогах кости бултыхаются. Она и говорит:

— Девушки, я до ветра пойду. А ряженные скелеты проходу ей не дают, от дверей в запять отворачивают.
— Хоть косу дверьми прищемите, да выпустите. Они ей косу то дверьми и прищемили, а дивчина косу срезала да вон из хаты кинулась. А скелеты не отстают, вот уж догоняют озлобленные. Заскочила дивчина в баню, да взмолилась нечистой силе — обдериха-матушка, спрячь меня, помоги!

Услыхала Обдериха слезы девичьи — паром жарким баню наполнила, да девушку им как в тумане укрыла. Забежали парни не парни, а скелеты злобные — да пусто в бане, нет никого! Тут и петух на подмогу запел, утро возвестил, скелеты на кости и рассыпались.

Быль то иль сказка мало кто теперь скажет, но одно очевидно, не хочешь стать жертвой мистических хозяев бани — соблюдай простые традиции, о чем не раз сообщали знающие истину люди. А между тем правила как гласят легенды взаправду нехитры: в баню вовремя ходить, да не мыться в одиночку в полуночное время. Входи благословясь, да обязательно испросив разрешения у хозяев бани — вот и будет в таком случае все в порядке.

Источник статьи: http://holmtain.ru/bannik-i-obderiha-misticheskie-hozyaeva-bani.html

БАННИК – существо, нечистая сила, живущая в бане

Кроме банной анчутки, в бане живет банник. Это злой дух, описываемый как крохотный, но обладающий огромной физической силой старик. Борода у него длинная и лохматая, покрытая страшной зеленой плесенью.

Любимым занятием банника считается устрашать людей, требуя от них при этом какой-либо жертвы. Из самых невинных шуток банника можно назвать стук в стенку, но любимыми проказами являются ошпаривание моющихся людей кипятком и кидание в них камней, раскаленных в печке-каменке. Кроме того, ему приписывались все несчастные случаи, происходящие с людьми во время мытья в бане.

Чтобы не прогневать банника, нельзя было мыться в праздники, поздней ночью и т. д. Злостных нарушителей подобных запретов банник мог наказать очень строго, иногда даже запаривал человека до смерти.

Читайте также:  Вермикулит для теплоизоляции бани

ДЕВУШКИ ИСПОЛЬЗОВАЛИ контакт с банником во время гаданий на святочной неделе. Купающиеся выбегали на улицу буквально на несколько секунд и в самых нелестных выражениях просили, чтобы суженый дотронулся до них. Если они ощущали прикосновение мохнатой руки, значит, можно было ожидать богатого жениха. Тем, кто, гадая, совал руку в окно бани, банник мог сковать пальцы железными кольцами.

Задобрить банника можно было с помощью куска ржаного хлеба, обильно посыпанного солью крупного помола. Его нужно было оставить в предбаннике после банных процедур.

Если же отношения банника и хозяев совершенно не складывались, то люди применяли радикальные меры по изгнанию нечисти. Для этого строилась новая баня, под порогом которой закапывалась задушенная черная курица.

В некоторых удаленных российских губерниях бытовали легенды о нечистой силе в женском обличье — это банниха, или обдериха. Внешне она предстает в виде злобной, страшной лохматой старухи, живущей под банным полком.

Банниха может оборачиваться кошкой, а также принимать облик родственницы и заманивать в баню париться. И, если человек шел в парную без молитвы, обдериха могла так же, как и банник, запарить его до смерти.

Источник статьи: http://www.anubis-sub.ru/oborotni/349-bannik.html

Банник и другая нечистая сила: почему нельзя ночевать в бане

Баня — одно из самых сильных и загадочных мест, люди издревле уважали это помещение и его хозяина — банника. С баней связано много поверий и примет, а самое важно из них гласит, что в помещении бани ни в коем случае нельзя оставаться на ночь и вообще лучше не появляться здесь в темное время суток. Почему? И чем это может грозить смельчаку?

Царство воды

Баня — это настоящее водное царство, здесь вода может быть представлена во всех своих видах. Ведь в бане присутствуют и просто вода, и пар, и даже лед может здесь появляться.

В старину верили, что в этом месте сходятся вместе стихии — здесь бок о бок соседствуют огонь, вода, земля и воздух. А еще баня считалась настоящим перекрестком миров смерти и жизни. Конечно, такое место не могло не нести в себе сильнейшей энергетики.

Банник добрый или злой?

Изначально, когда банник только появился в мировоззрении славян, этот дух бани не был злым и никак не вредил простому народу.

А вот воспринимать банника как злобное, сварливое и недружелюбное существо стали тогда, когда в жизнь славян вошло христианство. Люди стали верить, что банник совсем не добрый, ведь живет он и охраняет такое мистическое место, в котором встречаются два мира — мертвый и живой. Наши предки вообще считали, что в бане человек находится одной ногой в мире людей, а другой — в мире духов.

А самое любимое место банника — порог. Часто ведь вы слышали, что на пороге стоять не рекомендуется, да и деньги предавать через порог нежелательно. Все потому, что там сидит недобрый дух, которому может не понравиться вторжение в его пространство, и он навредит побеспокоившим его людям.

Банник охраняет все пространство бани, а следовательно, и пространство, где один мир переходит в другой. Время, предназначенное для этого существа, — ночь. Именно ночью он обретает особую силу и становится могущественным.

Чтобы не навлечь на себя неприятности и не разгневать хозяина бани, ночью вообще не стоит заходить в это помещение, не говоря уже о том, чтобы остаться там на ночлег.

Когда в баню приходят мыться божества

Баня — место, где человек очищает свое тело. Но не только люди мылись здесь. Наши предки были полностью уверены в том, что в баню приходят попариться и языческие божества в полном составе. Они используют ночное время для своих омовений. А возглавляет банные хлопоты сам главный банный дух — банник.

Люди всегда оставляли все обереги за пределами бани. Когда Русь приняла христианство, все атрибуты этой религии также не надевали, когда шли мыться. Таким образом человек показывал, что он снимает с себя все другие верования и убеждения и полностью отдается во власть языческого божества, которому доверяет свою жизнь и здоровье.

Из-за того что баня так тесно связана с народными поверьями и языческими верованиями, в этом помещении никогда не вешали икон, крестов и другой атрибутики христианской религии. Она так и осталась местом посещения языческих духов, в которой хозяйствует привередливый банник.

Соблюдайте тишину в бане!

В старину в бане никто не устраивал посиделок, а уж тем более с алкогольными напитками. Там не пели песен, не говорили громко, а занимались, собственно, только тем, для чего баня и была предназначена, — мылись. Чтобы не разгневать банника шумом, люди вели себя тихо и уважительно по отношению к хозяину этого важного и таинственного места.

Правда, встречались такие смелые и крайне любопытные девушки, которые могли прийти в баню ночью. Так как это место имеет огромную силу, молодые славянки устраивали здесь гадания, чтобы узнать, кто будет их мужем. Решались на это только самые смелые.

Некоторые ведуньи приходили в это место, где обитают потусторонние силы, чтобы проводить свои обряды и гадания. Но простые люди все же старались ночью обходить бани стороной, дабы не нарушить покой банника и пришедших сюда мыться языческих божеств.

Почему же в бане нельзя спать?

Помимо языческих суеверий и народных примет существуют научные обоснования того, что в бане спать не стоит. Это место, где всегда наблюдается высокая температура воздуха, что увеличивает в разы нагрузку на сердце. Кровь движется в теле сильнее, чем в обычном состоянии, и сердце работает усиленней.

В малых количествах такая встряска для важного органа полезна, если, конечно, у человека нет медицинских противопоказаний для таких процедур. Но если злоупотреблять этим, то можно добиться не улучшения здоровья, а нарушения работы сердечно-сосудистой системы. Вот почему в бане нельзя спать и находиться длительное время. Всю ночь ваше сердце будет работать в бешеном режиме, и этим вы только навредите своему организму.

Читайте также:  Дизайны и планировки бань

Жар в бане появляется при помощи печи, продуктом работы которой неизменно является угарный газ. Выделяется он, конечно, в небольшом количестве, и, если человек сидит в бане недолго, он этого даже не заметит. Но вот если ему придет в голову заснуть в бане и провести там ночь, то вполне может произойти отравление угарным газом. Ну а кроме того, кислорода в бане мало, и ночевка здесь может привести к совсем печальным последствиям.

Источник статьи: http://fb.ru/post/mysticism/2019/8/7/126447

Банник

Банник – это мистическое существо из русского фольклора. Домовой, который живет в бане, и ночью баня полностью принадлежит ему. Если потревожить банника, то последствия могут быть самыми печальными.

Кто такой банник

Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам.

Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Даже банище — место, где баня стояла, — почиталось опасным, и строить на нем жилую избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.

Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник — особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.

Верят, что банник всегда моется после всех, и только грязной водой, смытой с людских тел. Обыкновенно после третьей очереди, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: “он” накинется, – станет бросаться горячими камнями из каменки, плескаться кипятком; если же не убежишь умеючи, т.е. задом наперёд, он может совсем зашпарить.

После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Если кто-нибудь в это время пойдет париться в баню, то живым оттуда не выйдет: черти его задушат, а людям покажется, что тот человек угорел или запарился. Это поверье о “четвертой” банной смене было распространено на Руси повсеместно.

Свою красную шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно украсть ровно в полночь — ежели кому повезет. Но тут уж нужно бежать как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет.

Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Банники любят внимание и заботу!

А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар черную курицу. Когда выстроят, после пожара, новую баню, то такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и в таком виде закапывают в землю под порогом бани, стараясь подгадать время под чистый четверг. Закопавши курицу, уходят из бани задом и все время отвешивают поклоны на баню бессменному и сердитому жильцу её.

Банник стремится владеть баней безраздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про это, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта, кроме разве сибирских бродяг и беглых, которым, как известно, все на свете нипочем…

Опытные люди отвращают злые наветы своих банников тем вниманием, какое оказывают им всякий раз при выходе из бани. Всегда в кадушках оставляют немного воды и хоть маленький кусочек мыла; веники же никогда не уносят в избу. Вот почему зачастую рассказывают, как проходя ночью мимо бани, слышали, с каким озорством и усердием хлещутся там черти и при этом жужжат, словно разговаривают, но без слов. Один прохожий осмелился и закричал: “Прибавьте пару!”- и вдруг все затихло, а у него самого мороз пробежал по телу и волосы встали дыбом…

Банник старается быть невидимым, хотя некоторые и уверяют, что видели его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете и русском мире такое неисчислимое количество лет.

Легенды о бане и баннике

ПОПАРИТЬСЯ ЗАХОТЕЛОСЬ

Один мельник вернулся домой с ярмарки заполночь и решил попариться. Разделся, снял, как водится, нательный крестик и повесил его на гвоздик, залез на полок — и вдруг явился в чаду и дыму страшный мужик с огромными глазами и в красной шапке.

— А, попариться захотелось! — прорычал баенник. — Забыл, что после полуночи баня — наша! Нечистая!

И ну хлестать мельника двумя огромными раскаленными вениками, пока тот не упал в беспамятстве.

Спохватилась баба, что долго нет мужа, стала в оконце звать, – не откликается, начала ломиться в дверь – не поддаётся. Вызвонила она ревом соседей. Эти пришли помогать: рубили дверь топором – только искры летят, а щепок нет. Пришла на выручку бабка-знахарка, откупорила дверь святой водой, прочла свою молитву и отворила. Мужик лежал без памяти; насилу оттерли его снегом.

Долго трясся он от страха, даже голос потерял, и с тех пор ходил мыться-париться не иначе как до захода солнца, каждый раз читая в предбаннике заговор:

— Встал, благословясь, пошел, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая поляна, на той поляне трава не растет, цветы не цветут. И так же у меня, раба Божия, не было бы ни чирия, ни вереда, ни баенной нечисти!

Читайте также:  Пацаны отдыхают в бане

Дело было о святках. В один вечер все девки собрались на вечеринку, а ребята-то к ним не пришли. Ну, девкам-то скучно стало без ребят, невесело. Одна девка и говорит своим подругам: “Девки, пойдемте-ка слушать к бане, что нам банник скажет”. Вздумали да две девки и пошли. пришли к бане; одна и говорит:

— Давай-ка сунь руку в окно: банник-то насадит тебе золотых колец на руку.

— А ну-ка, дева, давай ты сначала сунь, а потом и я.

Та и сунула. А банник-то и говорит:

— Вот и попалась мне.

Руку-то схватил, да колец-то насадил железных – лишь сковал в одно место все пальцы на окне-то ей, нельзя и руку разжать. Ну вот, кое как руку выдернула она из кона, и побежали обе. Прибежали домой и говорят:

— Вот, девушки, смотрите, мы ходили к баннику, о он вон каких колец насадил вместо золотых-то – железных; вот, говорит, у меня и руку сковал. Как же я теперь буду жить-то с такой рукой? Ой, девушки, девушки, банник-то какой срамной, мохнатый,- рука-то вся какая большая да мохнатая.

Одна девка бесстрашная в баню пошла.

— Я,- говорит,- в ней рубаху сошью и назад вернусь.

Пришла в баню, углей с собой взяла, а то ведь и не видать ничего. Сидит и раздувает их. А полночьное время. Начала вскоре рубаху сметывать, смотрит, а в корчаге уголья маленькие чертенята раздувают и около неё бегают.

Она шьет себе, а они уже кругом обступили и гвозди в подол вколачивают. Вот она и начала потихоньку с себя рубаху с сарафаном спускать, спустила да в сшитой рубахе и выскочила из бани.

Утром вошла в баню, а там от сарафана одни клочья остались.

Один бесстрашный тоже в баню пошел, да долго оттуда и не идет.

Пошли к дверям звать его, а его не пускают. Стали в дверь стучать, а ему только больнее от этого. Зовут его, а он говорит:

— Вот, мне сейчас гроб делают.

И слышат снаружи, что в бане пилят, стругают и топором стучат.

— Вот теперь заколачивают!

И слышат, как гвозди вбивают. Утром вошли, а он -мертвый, в гробу, посреди бани.

СКАЗКА КАК БЕСЁНОК ПОТАНЬКА В БАНЬКЕ ПАРИЛСЯ

Однажды увидел бесёнок Потанька, как люди ходят париться в баньку. Надумал попробовать. Забрался Потанька ночью в баньку. Попарился – понравилось, да после мытья оставил в печурке две тлеющие чурки. Напустил Потанька чаду да дыму в баньке.

Вылез из подпола Банник. Увидал в своей баньке непорядок. Разозлился и говорит:

– Проучу я тебя, Потанька! Будешь знать, как чудить в моей баньке!

Собрался опять Потанька попариться в баньке.

Пошёл за веником в лес. Ищет ветвистую, пушистую берёзу.

Нашёл и принялся ветки ломать, веник вязать. Берёза говорит:

– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!

Не послушался берёзу Потанька, пошёл с веником в баньку.

По дороге с липы надрал лыко, сделал мочалку. Липа говорит:

– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!

Не послушался липу Потанька, пошёл с веником и мочалкой в баньку. По дороге зачерпнул себе из ручья воды в лоханку. Ручей говорит:

– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!

Не послушался ручья Потанька, пришёл с веником, с мочалкой и водой в баньку. Принялся Потанька разогревать каменку в баньке. Тазом гремит, веником шуршит, мочалкой скрипит. Услышал Банник. Из подпола вылез, трясунцы-пуганцы вынес, из рукава вытряс. В тёмный угол Банник встал, на Потаньку злыми глазами засверкал.

Потанька париться стал, поддал в каменке жар да пар. Веник в пару помотал. Хвать – а с него дождь льёт, взглянул – а он весь в сосульках стал. Потанька говорит:

– Банник, Банник! Верни в каменку жар да пар!

Полез Потанька на полок в тазик с кипятком. А он покрылся весь льдом. Потанька говорит:

– Банник, Банник! Верни кипяток в тазик!

Бросился Потанька за мочалкой, а она примёрзла к лоханке. Потанька говорит:

– Банник, Банник! Отморозь мочалку от лоханки! Не мешай париться в баньке!

Вдруг в тёмном углу Банник зашевелился, через голову перевалился, страшным голосом закричал на всю баньку. Испугался Потанька, глаза закрыл. Принялся Банник страхи напускать.

Потанька открыл глаза. Видит, он сидит в тазу и плывёт по воде – по кипятку. На пути огромная варёная щука встаёт. Открывает рот шире ворот. Потанька к ней в пасть плывёт. Щука кричит: «Схвачу! Проглочу!» Потанька глаза закрыл и щуке в рот проскочил.

Потанька открыл глаза и видит вокруг небеса. По воздуху он на берёзовом венике летит. А над ним мочальная туча висит. Громом грохочет, сосульками убить хочет. Потанька испугался, руками от мочальной тучи закрывался.

Потанька с веника свалился и под землю в пекло провалился. Видит, сидит он на калёных кирпичах, на горячих углях. Вокруг смола кипит в котлах. Под руки его кочерга с ухватом берут и париться в котёл с кипящей смолой ведут. Потанька вырывался, в сторону бросался. Упал в лоханку и вывалился в дверь из баньки.

Очнулся Потанька за дверями в лоханке. «Дай, – думает, – погляжу, кто меня пугал в баньке». Заглянул в банное окошко. Глядит из баньки на него рожа – ни на кого не похожа: с клыкастым ртом и длинным носищем, на голове волосищи до землищи, а на руках когтищи. Перепугался Потанька, больше не ходил по ночам париться в баньку.

Источник статьи: http://darkbook.ru/bannik

Оцените статью
Про баню