Сын ноя хам библейская история

Сын Ноя Хам: библейская история о родовом проклятии

Сыновья Ноя, или Таблица народов — обширный список потомков Ноя, описанный в книге «Бытие» Ветхого Завета и представляющий традиционную этнологию.

Согласно Библии, Бог, опечаленный злыми делами, которые творит человечество, наслал большое наводнение, известное как Всемирный Потоп, на Землю, чтобы разрушить жизнь. Но был один человек, отличавшийся добродетелью и праведностью, которого Бог решил спасти вместе с семьей, чтобы они продолжили человеческий род. Это был десятый и последний из допотопных патриархов по имени Ной. Ковчег, который он построил по указанию Бога, чтобы спастись от наводнения, смог вместить его семью и животных всех видов, которые оставались на Земле. У него было три сына, родившихся до потопа.

После того как вода ушла, они поселились на нижних склонах горы Арарат, с северной стороны. Ной стал возделывать землю, привил виноградник и изобрел виноделие. Однажды патриарх выпил много вина, опьянел и уснул. В то время как он лежал пьяным и голым в своем шатре, сын Ноя Хам увидел это и рассказал братьям. Сим и Иафет вошли в шатер, отвернув лица, и прикрыли отца. Когда Ной проснулся и понял, что произошло, он проклял сына Хама Ханаана.

На протяжении двух тысячелетий эта библейская история вызывала многие споры. В чем её смысл? Почему патриарх проклял внука? Скорее всего, в ней нашел отражение тот факт, что в те времена, когда она записывалась, хананеи (потомки Ханаана) были порабощены израильтянами. В средние века европейцы интерпретировали эту историю как то, что Хам являлся предком всех африканцев, указывая на расовые признаки, в частности, на темную кожу. Позднее работорговцы Европы и Америки использовали библейский рассказ, чтобы оправдать свою деятельность, якобы сын Ноя Хам и его потомство были прокляты как вырождающаяся раса. Конечно, это неправильно, тем более, что составители Библии не считали темнокожими африканцами ни его, ни Ханаана.

Читайте также:  Ролики из общей бани

Почти во всех случаях имена потомков Ноя представляют племена и страны. Сим, Хам и Иафет олицетворяют три крупнейших группы племен, которые были известны авторам Библии. Хама называют родоначальником южных народов, обитавших в той области Африки, которая примыкала к Азии. Языки, на которых они говорили, имели название хамитских (коптский, берберские, некоторые эфиопские).

Согласно Библии, сын Ноя Сим — первенец, и он удостаивается особого почтения, поскольку является предком семитских народов, евреев в том числе. Они проживали в Сирии, Палестине, Халдее, Ассирии, Эламе, Аравии. К языкам, на которых они говорили, относились следующие: еврейский, арамейский, арабский и ассирийский. Через два года после потопа у него родился третий сын Арфаксад, чье имя упоминается в генеалогическом древе Иисуса Христа.

Сын Ноя Иафет является праотцом северных народов (в Европе и северо-западной Азии).

До середины девятнадцатого века библейская история о происхождении народов воспринималась многими как исторический факт, да и сегодня в неё по-прежнему верят ортодоксальные евреи, некоторые мусульмане и христиане. В то время как одни считают, что таблица народов относится ко всему населению Земли, другие воспринимают её как руководство для местных этнических групп.

Источник статьи: http://fb.ru/article/67717/syin-noya-ham-bibleyskaya-istoriya-o-rodovom-proklyatii

Грех Хама и грех Илия

В Ветхом Завете есть две истории о двух грешниках: одну постоянно вспоминают к месту и не к месту, а вот вторая мало кому припоминается. На первый взгляд, между ними нет ничего общего, кроме того, что там и там грех приводит к тяжелым последствиям — но не о том ли говорит добрая половина Библии? А если всмотреться — у них настолько много пересечений, что одну едва ли можно правильно понять в отрыве от другой…

Первая, всем известная — про Хама, сына Ноя, из 9-й главы Бытия. Ной был первым виноградарем и виноделом, и вот однажды, не рассчитав сил во время дегустации (никто ведь еще не знал о коварных свойствах алкоголя!), он оказался в своем шатре, беспробудно спящим в голом виде. Подчеркну особо: в своем собственном шатре, спящим. Ной никому не мешал, ни к кому не приставал, и всё, что ему требовалось — проспаться.

Его сыну Хаму всё это показалось очень забавным: он не только сам посмеялся над позором своего отца, но пригласил и братьев Сима и Яфета полюбоваться зрелищем. Они не захотели, а, напротив, накрыли отца одеждой, причем так, чтобы самим ненароком не увидеть его наготы. За это Ной обещал суровую участь… части потомков Хама, тем, которые произойдут от его сына Ханаана. Заметим, что сам Хам остался безнаказанным.

Одни толкователи объясняют такую непоследовательность Ноя сложным отношением древних людей к родовой структуре общества, где детям приходится разбираться с греховным наследием отцов, а другие — стремлением библейского автора с самого начала указать на будущую судьбу хананеев, которых на Святой Земле сменили израильтяне. Всё это верно, а кроме того, какой логичности и последовательности можно ждать от Ноя, когда он был в состоянии тяжелого похмелья?

Зато имя Хама стало нарицательным. Сегодня это слово используют как ругательство в самых разных ситуациях, но что изначально сделал Хам? Он вынес в публичное пространство частный грех своего отца и предложил братьям над ним посмеяться.

Другая история рассказана в начале 1-й Книги царств, ее главный герой — первосвященник Илий. Он был предстоятелем израильского народа, а по сути, его единственным руководителем в ту пору, когда еще не было царей, а харизматичные вожди-судьи появлялись лишь иногда, по особому поводу (собственно, Илий и был на тот момент таким судьей). Сам он был человеком вполне благочестивым, как мы видим по его разговору с Анной, матерью будущего пророка Самуила.

А вот его сыновья и, соответственно, наследники пошли по совсем другому пути, как повествует Библия, «они не знали Господа и долга священников в отношении к народу». Да, они постоянно находились в святилище, перед Скинией, но в основном для того, чтобы отобрать себе лучшие куски мяса на жаркое еще прежде жертвоприношения, да развратничать с женщинами рядом со святыней.

И вот это уже были совсем не частные грехи, они творились на глазах народа, они оскверняли святое место — и народ рассказывал о них Илию. Илий даже сделал сыновьям выговор, но… не более того. Он не отстранил их от служения, не наказал, даже не попытался проверить, как они станут вести себя после этого выговора. А они, разумеется, принялись за старое.

И тогда в дело вмешался Господь. Устами пророка Он возвестил Илию, что весь его дом ждет суровое наказание: его сыновья умрут в один день еще при его жизни, и молодыми будут умирать их потомки — а главным священником станет кто-то другой, кого изберет Господь.

Смерть обоих сыновей была бы страшным ударом для любого отца (особенно там, где никто не ждет для себя после смерти ничего хорошего, как в древнем Израиле), но к этому удару добавляется и другой. Должность первосвященника передавалась по наследству, и теперь на все потомство Илия вместе с должностью переходит и проклятье. Да, они останутся на прежнем месте — но сами будут этому не рады…

Затем Господь повторил свое обличение через маленького мальчика Самуила, который воспитывался при святилище. Ответ Илия до странного пассивен: «Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит». Еще было время для покаяния и изменения, Господь не торопился исполнить угрозу, но… он словно одеревенел, этот старец, он живет уже как придется, а не как надо и, зная о страшном будущем — не пытается его предотвратить. Слова о всесилии Творца — всего лишь оправдание собственной инертности.

А потом началась очередная война с филистимлянами. Сыновья Илия привыкли пользоваться своим служением при святилище как инструментом в поисках богатства и удовольствий — и точно так же они превращают в инструмент, в чудо-оружие, главную святыню израильтян, Ковчег Завета. Он приносил им мясо и любовные утехи, теперь должен принести победу над врагами. Ковчег доставляют на поле боя.

Всё заканчивается военной катастрофой: Ковчег захвачен, оба сына Илия пали в бою. Сам первосвященник в это время сидит у ворот святилища в ожидании вестей… «Он был стар и тяжел», и «глаза его померкли», сообщает нам повествование, и это не только о его здоровье — он отяжелел и ослеп прежде всего душевно, когда отказался видеть неприятное, отказался что бы то ни было предпринимать ради его исправления. Ему возвестили о сбывшемся пророчестве, о том, что Израиль постиг небывалый позор — утрата главной святыни, — а оба его сына, причастные к этому позору, мертвы. Тогда Илий в потрясении пал замертво.

Дальше всё устроилось самым неожиданным образом: филистимляне вскоре были вынуждены вернуть Ковчег, а во главе израильского народа стал пророк Самуил, тот самый, кто еще мальчиком предсказал падение дома Илия. Строго говоря, он так и не стал первосвященником, да и права на это не имел. Но формальная должность даже в Ветхом Завете не всегда совпадала с сутью служения, и история дома Илия — лучший тому пример.

Чем отличается грех его сыновей от той неприятности, в которой оказался Ной, вполне очевидно. Они предавались пороку не в своем жилище, за закрытыми дверями — они делали это открыто, причем в святом месте. Ни слова упрека не сказано в адрес тех, кто донес о таком их поведении отцу — собственно, они и должны были так поступить, чтобы остановить безобразие. К сожалению, не получилось.

И вот еще что интересно… Виноваты были как сами сыновья, так и Илий. Но Господь обратился лишь к нему. Что толку говорить с нахалами, которые о Боге и думать забыли? Потому оба обличения были обращены к человеку действительно верующему, к их отцу. Но одной веры, оказывается, недостаточно, надо еще найти в себе решимость и мужество противостоять пороку даже тогда, когда он угнездился в твоем собственном доме…

На страницах Библии можно найти много поучительных и актуальных примеров — важно только не вырывать их из контекста, не ограничиваться лишь теми, которые цитировать в данном случае удобно. Это многогранное, но единое повествование, и рассматривать его так и надо — целиком, во взаимосвязи разных историй, образов и персонажей. И многое тогда видится яснее.

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/dve-istorii-xam-i-ilija/

Хам (сын Ноя) — Ham (son of Noah)

Хам , (в иврите : חָם Иврит произношение: [HAM] ) в соответствии с табл Наций в Книге Бытия , был второй сын Ноя и отец Куш , Мицраим , Фут и Ханаан .

Флавий Иосиф Флавий и другие интерпретируют потомков Хама как населяющих Африку и прилегающие части Азии. Библия называет Египет «землей Хама» в Псалме 78:51; 105: 23,27; 106: 22; 1 Паралипоменон 4:40.

Содержание

Этимология

Начиная с 17-го века было сделано несколько предположений, которые связывают имя Хам с еврейским словом, означающим «обожженный», «черный» или «горячий», с египетским словом form, означающим «слуга», или словом m, означающим «величие». или египетское слово kmt для «Египта». В обзоре книги Дэвида Гольденберга « Проклятие Хэма: раса и рабство в раннем иудаизме, христианстве и исламе» (2003) 2004 года говорится, что Гольденберг «убедительно доказывает, что библейское имя Хам не имеет никакого отношения к понятию черноты и на данный момент является неизвестной этимологии «.

Ветчина в Библии

Бытие 5:32 указывает на то, что Ной стал отцом Сима , Хама и Иафета в возрасте 500 лет, но не перечисляет подробно их конкретные годы. (Ною было 600 лет во время потопа в Бытие 7.) Случай с Хамом описан в Бытие 9: 20–27 .

И Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и он пил вина, и напился; и он был обнаружен в своей палатке. И Хам, отец Ханаана, увидел наготу своего отца и рассказал двум братьям своим снаружи. И взяли Сим и Иафет одежду, и возложили ее себе на плечи, и пошли назад, и покрыли наготу своего отца; и лица их были обратными, и они не видели наготы отца своего.

И Ной проснулся от вина и узнал, что его младший сын сделал с ним. И сказал он,

Проклят Ханаан! Он будет рабом своим братьям.

Благословен ЛОРД , Бог Сима; И пусть Ханаан будет его слугой. Бог увеличил Иафета, И пусть он будет жить в шатрах Сима; И пусть Ханаан будет его слугой.

Проклятие Ханаана

То, что широко известно как «Проклятие Хама», не было наложено на самого Хама, скорее, Ной косвенно проклял его через своего сына Ханаана .

Талмуд выводит два возможных объяснения, один приписываемое рабби Абба Arikha и один рабби Самуила , за то , что сделал Хам Ною , чтобы оправдать проклятие.

По словам аввы Арики, Хам кастрировал Ноя на том основании, что, поскольку Ной проклял Хама своим четвертым сыном Ханааном, Хам, должно быть, ранил Ноя по отношению к четвертому сыну. Таким образом, кастрирование его лишило Ноя возможности иметь четвертого сына.

Согласно Самуилу, Хам изнасиловал Ноя, приговор, который он основал на аналогии с другим библейским инцидентом, в котором используется фраза «и он увидел». В Бытие 34: 2 говорится: «И когда Сихем, сын Емора, увидел ее ( Дину ), он взял ее и лег с нею и осквернил ее». Что касается Хама и Ноя, в Бытии 9 говорится: «22] И Хам, отец Ханаана, увидел наготу своего отца и рассказал обоим братьям своим снаружи. [23] И Сим и Иафет взяли одежду и положили ее. на обоих плечах и пошли навзничь, и покрыли наготу отца своего, и лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего ». Согласно этому аргументу, подобное насилие должно происходить каждый раз, когда в Библии используется один и тот же язык. Талмуд заключает, что на самом деле «оба оскорбления были совершены».

Хотя эту историю можно воспринимать буквально, в последнее время некоторые ученые предположили, что Хэм, возможно, имел половой акт с женой своего отца. Согласно этой интерпретации, Ханаан проклят как «продукт незаконного союза Хама».

Юбилеи

Хронологическая схема небиблейской Книги Юбилеев имеет Хэма родился в год 1209 AM — через два года после того, как Сим , три до Иафета, и 99 до потопа. В нем упоминается имя его жены, которая также пережила наводнение, как Наельтамаук . После того, как его младший сын Ханаан был проклят в 1321 году, он покинул гору Арарат и построил город, названный в честь своей жены, на южной стороне горы. В 1569 году AM он получил третий раздел земли вместе со своими двумя братьями в наследство: все к западу от реки Нил и к югу от Гадира . В 1639 г., когда народы были рассеяны после разрушения Вавилонской башни , Хам и его дети отправились на свои участки, за исключением Ханаана, который поселился на территории Сима, получив таким образом еще одно проклятие.

Согласно Юбилеям 10: 29-34, это второе проклятие связанно с пристальным отказом Ханаан , чтобы присоединиться к своим старшим братьям в наделе Хэм за Нил, и вместо «приседает» в наследстве Сима, на восточном побережье Средиземного моря , то Позже регион пообещал Аврааму:

И увидел Ханаан землю Ливанскую до реки Египетской, что она очень хороша, и не пошел он в землю удела своего к западу, то есть к морю, и поселился в земле Ливанской, к востоку. и к западу от границы Иордана и от границы моря. И Хам, его отец, и Хуш, и Мицраим, его братья, сказали ему: «Ты поселился в земле, которая не твоя и которая не выпала нам по жребию; не делай так; ибо, если ты сделаешь это, ты и твои сыновья падете в землю и (будете) прокляты в результате мятежа; ибо мятежом вы уладили, и от мятежа ваши дети падут, и ты будешь искоренен навсегда. Не живи в жилище Сима; ибо Симу и его сыновьям это выпало по их уделу. Проклят ты, и проклят ты превзойти всех сыновей Ноя проклятием, которым мы связали себя клятвой в присутствии святого судьи и в присутствии Ноя, отца нашего ». Но он не послушал их и жил в земле Ливанской от Емафа до входа в Египет, он и его сыновья до сего дня. И по этой причине эта земля названа Ханааном. — Юбилеи 10: 29–34.

Предполагаемая гробница

Гробница в Гарибвале , Пакистан , утверждается местными жителями как место захоронения Хама с 1891 года, когда Хафиз Шам-ус-Дин из Гуляны, Гуджрат, заявил, что Хам открыл ему это во сне. Мемориальная доска на гробнице, установленная на могиле длиной 78 футов, гласит, что Хам, которого местные жители почитали как пророка, был похоронен там после того, как прожил 536 лет.

Источник статьи: http://ru.qaz.wiki/wiki/Ham_(son_of_Noah)

Оцените статью
Про баню