Сюжет бани в живописи

Баня в живописи русских художников

Первые упоминания о банях в русских летописях зафиксированы в начале X века. Это были отнюдь не комфортабельные парные с комнатой отдыха и бассейном. Бани наших предков представляли собой деревянные срубы с печкой-каменкой и бадьёй прохладного кваса. Они как нельзя лучше показаны в живописи русских художников.

Строили бани обычно на берегу реки и вне зависимости от времени года ныряли в воду сразу после парилки.

В старину женщины мылись вместе с мужчинами, но в 1743 году был издан указ, который запрещал совместные гигиенические процедуры. Хотя деревенским жителям не было до него никакого дела.

Раньше существовал обычай: невеста перед свадьбой должна сходить в баню вместе с родственницами будущего супруга. Там они смотрели на неё и оценивали состояние здоровья и телосложение.

Считалось, что если девушка худая, то хорошего потомства она не родит.

В чём сила мытья? Конечно, в вениках! На Руси их собирали из ольхи, крапивы, полыни, берёзы и дуба.

Похлёстывание ветками по распаренной коже заменяют полноценный массаж, способствуют открытию пор и усиливают кровообращение.

Но главное — листья веника содержат летучие и эфирные вещества, которые оказывают фармацевтический эффект.

В старину баня считалась одним из самых лучших средств в борьбе с похмельным синдромом.

Наши предки не упускали ни одной возможности попариться в бане. В субботу и перед значимыми событиями проводили ритуал мытья, который не изменялся в течение многих веков.

После парной в обязательном порядке люди ныряли в реку или обливались прохладной водой, а затем вновь шли париться. Вместо мыла на Руси использовали растительную золу, в которой содержится большое количество щёлочи.

Россияне и по сей день чтят старинные традиции, ведь баня — неотъемлемая часть национальной культуры и народной духовности.

Источник статьи: http://tvoya-banya.ru/banshikam/banya-v-zhivopisi-russkih-hudozhnikov.html

Женщины, баня и душевная чистота на картинах известных художников

Русская баня занимает в творчестве русских художников особенное место. Баня — это место традиционное, посещение которого сопровождается настоящими ритуалами и обычаями. Художники, которые посвятили свои картины именно бане и жанровым сценкам из бани, попытались передать через свои плотна тот банный дух, настроение, атмосферу спокойствия и комфорта, которые всегда здесь присутствуют.

Виталий Гаврилович Тихов — В русской бане

Русская баня на картинах художников обладает одной интересной особенностью. Так как баня — это место, где люди моются, актуальной здесь является обнажённая натура. Женщины в бане на картинах художников изображены полностью обнажёнными, но можно ли назвать эти работы пикантными или даже неприличными? Что удивительно, в этих картинах нет ни одного намёка на какой-либо эротизм происходящего. Всё, что происходит в бане, настолько натурально, что все герои этих работ выглядят максимально естественно. Больше того, создаётся ощущение, что женщины в бане обладают не только чистым телом, но и чистой душой, которая будто очистилась в бане от всех тягот и неприглядных вещей этого мира. Почему так происходит?

Зинаида Серебрякова — Баня

Есть два ответа на данный вопрос:

Во-первых, стоит отметить характер обнажённой натуры в живописи. Профессиональный художник, который изображает бытовые и жанровые сцены с участием обнажённой натуры, старается сделать это максимально натурально и естественно, так, чтобы вид героев картин не был похож на пошлость. Обнажённая натура в живописи — это далеко не изображение женщины без ничего, скорее — это образ женского начала, женской природы, её естества, натуральной красоты. На таких картинах, где женщина лишена тех вещей, что были созданы руками человека, она представляется чистой и телом и душой.

Борис Кустодиев — Русская Венера

Во-вторых, картины с женщинами в бане не воспринимаются зрителем, как нечто эротичное по той причине, что баня сама по себе подразумевает полное обнажение. В сознании и подсознании человека появляется некий образ бани, как места, где такой вид человека является самым естественным. Человек в одежде в бане смотрелся бы очень нелепо и вызывал бы яркий диссонанс в сознании, а вот обнажённый человек, который занимается мытьём в бане, — это так же натурально и естественно, как человек в рабочей одежде на заводе или как грибник с корзинкой в лесу.

А.М. Герасимов — Русская баня Алексей и Сергей Ткачевы — Банный день В. Тихов — В бане

Источник статьи: http://art-assorty.ru/19479-zhenshhiny-v-bane-kartiny.html

LiveInternetLiveInternet

Помощь новичкам

Метки

Рубрики

  • Отечество (2391)
  • человек, люди (1916)
  • города и страны (1883)
  • жизнь (1799)
  • природа (1585)
  • досуг (1178)
  • кино (1063)
  • «Хочу всё знать..» (1041)
  • животные (961)
  • картинки (933)
  • юмор (783)
  • видео (623)
  • живопись (513)
  • музыка (510)
  • литература, русский язык (405)
  • цветы (285)
  • еда (230)
  • архитектура, интерьер (210)
  • Россия, русский язык (208)
  • полезное (206)
  • дети-всё (138)
  • великие (112)
  • для Машеньки (91)
  • сады и парки (76)
  • мультфильм (68)
  • личное (57)
  • чудеса света (36)
  • моя собака (25)
  • художники слова о лесе (7)
  • охота (5)

Цитатник

Лето Маки Сын помещика, родной племянник писателя А. Ф. Писемского.

45 великолепных фото Самая крупное по территории в мире (17 125 191 км²), с населением 146 .

Недаром говорят: «В августе до обеда — лето, после обеда — осень». В.

Облака — вечные странники. Облака в августе так низко парят над землёй, что х.

Нужно подняться, когда еще не рассвело. Пока собираешься, пока идешь до леса, успеет рассветать. Д.

Ссылки

Музыка

Фотоальбом

Видео

Все на карте

Я — фотограф

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Сообщества

Русская баня в живописи

Понедельник, 20 Февраля 2012 г. 02:05 + в цитатник

Русский быт в живописи. 2. Баня.

Валерий Бусыгин «Банька» 2005

На Руси парная баня (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна уже в V—VI вв., Ее точные корни связаны с народами Поволжья и Урала — славянскими, финскими, угорскими, кочевыми и охотничьими племенами Урала и Сибири. До сих пор в тайге можно найти таежные избушки зимовки охотников- построенные как баня.

Ставили бани на берегу рек, озёр, подальше от жилых помещений. Не надо было носить воду издалека, а в случае пожара огонь не мог перекинуться на жилые и хозяйственные постройки.

Наиболее распространены были бани по-чёрному. Они представляли небольшой и невысокий сруб на мху под односкатной крышей, с маленьким окошком, равным ширине бревна, низкой дверью и высоким порогом. Потолок был из горбыля, плоской стороной книзу; поверх засыпан землёй. Пол был с уклоном к двери, чтобы вода не застаивалась. И главное — печь-каменка. Воду нагревали раскалёнными булыжниками. Дым выходил через дверь, или небольшое оконце, специально прорубленное в южной стене.

Виктор Орлов «Баня»

Г.Л.Чайников «Баньки по-чёрному» 2006

Русские крестьяне мылись в бане чаще по субботам, после окончания всех недельных работ, потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Еженедельное мытьё считалось обязательным! Кроме того ходили в баню перед праздниками, перед родинами, свадьбами, после дальней дороги.

В течении многих веков был отработан и сам ритуал мытья: сначала парились берёзовыми вениками, перемежая парение обливанием холодной водой, купанием в реке. Затем мылись щелочной водой, получавшейся путём кипячения её с золой.

С XVI — XVII вв.в городах стали появляться общественные бани, которые можно было посещать за деньги. Они были достаточно благоустроенными, с тёплыми раздевальнями и предбанниками. Посетителям давали веники и шайки, предлагались услуги мойщика.

Ж.Делабарт «Вид Серебренических бань в Москве» 1796

Ж.Делабарт «Серебренические бани в Москве» Конец XVIII в., акварель

Е.М.Корнеев «Русская баня» 1812 офорт

В общественных банях мужчины и женщины мылись в одном помещении (!) правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.

Фирс Журавлёв «Девичник в бане» 1885

З.И. Летунов «Русские бани»

В.П.Рассохин «Бани на Неглинной»

Апполинарий Васнецов «Общественные бани на реке Неглинной в XVII в» 1917 акварель

Михаил Сажаев «Нас мыли под рождество»

И.Панов «Суббота — банный день»

Б.М.Кустодиев «Русская Венера» 1921

А. Герасимов «Баня» 1938

В.Ф.Стожаров «Суббота. Бани» 1967

А. Герасимов «Русская баня» 1939

А. Пластов «Весна. В бане» 1954

З. Серебрякова «Русская баня» 1926

Картин на «банную» тему великое множество. Здесь я разместила наиболее мне понравившиеся.

Материалы взяты из энциклопедии «Русский традиционный быт»

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/panipolak/post207421041/

Женщины, баня и душевная чистота на картинах известных художников

Русская баня занимает в творчестве русских художников особенное место. Баня — это место традиционное, посещение которого сопровождается настоящими ритуалами и обычаями. Художники, которые посвятили свои картины именно бане и жанровым сценкам из бани, попытались передать через свои плотна тот банный дух, настроение, атмосферу спокойствия и комфорта, которые всегда здесь присутствуют.

Виталий Гаврилович Тихов — В русской бане

Русская баня на картинах художников обладает одной интересной особенностью. Так как баня — это место, где люди моются, актуальной здесь является обнажённая натура. Женщины на картинах художников изображены полностью обнажёнными, но можно ли назвать эти работы пикантными или даже неприличными? Что удивительно, в этих картинах нет ни одного намёка на какой-либо эротизм происходящего. Всё, что происходит в бане, настолько натурально, что все герои этих работ выглядят максимально естественно. Больше того, создаётся ощущение, что женщины в бане обладают не только чистым телом, но и чистой душой, которая будто очистилась в бане от всех тягот и неприглядных вещей этого мира. Почему так происходит?

Зинаида Серебрякова — Баня

Есть два ответа на данный вопрос:

Во-первых, стоит отметить характер обнажённой натуры в живописи. Профессиональный художник, который изображает бытовые и жанровые сцены с участием обнажённой натуры, старается сделать это максимально натурально и естественно, так, чтобы вид героев картин не был похож на пошлость. Обнажённая натура в живописи — это далеко не изображение женщины без ничего, скорее — это образ женского начала, женской природы, её естества, натуральной красоты. На таких картинах, где женщина лишена тех вещей, что были созданы руками человека, она представляется чистой и телом и душой.

Борис Кустодиев — Русская Венера

Во-вторых, картины с женщинами в бане не воспринимаются зрителем, как нечто эротичное по той причине, что баня сама по себе подразумевает полное обнажение. В сознании и подсознании человека появляется некий образ бани, как места, где такой вид человека является самым естественным. Человек в одежде в бане смотрелся бы очень нелепо и вызывал бы яркий диссонанс в сознании, а вот обнажённый человек, который занимается мытьём в бане, — это так же натурально и естественно, как человек в рабочей одежде на заводе или как грибник с корзинкой в лесу.

Источник статьи: http://belregi.livejournal.com/98503.html

Читайте также:  Что можно заговорить в бане
Оцените статью
Про баню