С тех пор я парюсь в сандуновской бане

Сандуновские бани

Валентин Пикуль Сандуновские бани Историческая миниатюра

Наверное, и не следовало бы именно так называть миниатюру, но дело в том, что Сандуновские бани в Москве всем известны, а вот о супругах Сандуновых мы позабыли… Жаль!

Напомню, что был конец царствования Екатерины Великой, а ее политику осуществлял сластолюбивый А. А. Безбородко, будущий князь и канцлер, известный “фактотум”, что на русский лад звучит проще – мастер на все руки. Уж сколько он девиц на своем веку перепортил, а все ему было мало… Тут на сцене придворного театра в Эрмитаже явилось новое чудо – юная певица Лиза Федорова, запевшая под сценическим именем Уранова, ибо как раз в ту пору астрономы, дядьки зело ученые, открыли Уран – планету, доселе неизвестную обывателям. Отплясывая, как резвая пастушка, Лиза Уранова спела придворным:

Уродливый Силен, сидя в ложе, плотоядно облизнулся:

– Эк, хороша! Надо бы ее залучить в тень альковную… дабы не было ей скучно в девстве своем…

Поставкой “живого товара” для Безбородко ведали два его неразлучных прихлебателя – Вася Кокушкин, основатель знаменитой купеческой фирмы в Петербурге, и Андрюшка Судиенко, основатель богатейшей дворянской фамилии на Черниговщине.

– Это мы мигом! – обещали они своему сюзерену.

Узнали, что Лиза проживает в театральном пансионе Казасси, и нагрянули к ней с уговорами, обещая карьеру завидную. Вернулись же они в таком виде: Кокушкин с синяком под глазом, а лицо Судиенко в царапинах, будто он с кошками воевал.

– Кобенится, – объяснили они гордость певицы. – Сама чулки штопает, на ужин кашу варит из перлов, а… кобенится!

Читайте также:  В какое время заготавливать веник для бани

– Значит, умная, – вздохнул Безбородко. – Прежде ей платить надобно. Бесплатно-то кто ж с девичеством расстанется? Одни лишь дуры не дорожат целомудрием… Все едино, – решил Безбородко. – Лизанька Уранова не устоит предо мною…

И прошелся чурбан по комнатам, прихлопывая в ладоши:

И тут Васька Кокушкин (с синяком под глазом) и Андрюшка Судиенко (с расцарапанной рожей) стали приплясывать, чтобы угодить своему высокому начальству:

Два слова о Безбородко, – вот он, полюбуйтесь: большая уродливая голова, жирные отвислые губы, а щеки свисали на воротник дряблыми брылями, с толстых ног Безбородко чулки всегда сползали неряшливыми “трюбушонами” (складками). Внешность, согласитесь, неважная, но он был умен: историк Н. М. Карамзин признавал его государственный ум, сожалея, что в нем нет “ни высокого духа, ни чистой нравственности”. О нравственности и говорить не стоит: в романе “Фаворит” я уже привел документальный рассказ о том, как Безбородко выбрасывали из окон публичных домов Петербурга…

Безбородко слал Лизаньке Урановой чулки и конфеты, иногда бриллиантами баловал – устояла; карету подарил с рысаками – нет, не сдается, тварь эдакая! Напротив, в опере “Cosa rara” (“Редкая вещь”) Лизанька вышла на край сцены и пропела прямо в сторону млевшего Безбородко:

Престаньте льститься ложно,

Что деньгами возможно

Любовь к себе снискать,

Здесь нужно не богатство,

А младость и приятство…

Все поняли смысл куплетов, а Безбородко, чтобы не выглядеть сущим дураком, громче всех аплодировал и кричал:

– Фора! Браво-брависсимо… еще разок, Лизанька!

Наконец он не выдержал и отсчитал 80 тысяч рублей (ассигнациями), наказав Ваське с Андрюшкой ехать к Лизе и сказать, что это только аванс, если согласится его уважить. Кокушкин и Судиенко вернулись, крепко зажмурившись, будто они очень долго взирали прямо на солнце.

– Приняла аванс? – вопросил у них Безбородко.

– Приняла, – отвечали сикофанты, глаз не открывая. – Она как раз печку растапливала, да дрова ей попались сырые, и все восемьдесят тыщ так и всунула в печку… на растопку! Ух, и вспыхнуло тут, мы ажно ослепли, увидев, как горят денежки.

Безбородко даже заплакал:

– Во, язва какая! Хоть бы поцеловала разочек, окаянная. Я ли не щедрился, я ли жалел для нее корзин с конфетами, я ли… Не последний, кажись, человек в империи Российской!

Но вскоре выяснилось нечто ужасное: Лиза влюблена без памяти в молодого актера из грузинских дворян Сильво Сандукели, что по-русски зовется Силой Николаевичем Сандуновым, – отсюда, мол, и происходит неуступчивость. После этого начались безобразные гонения на Силу Сандунова, его низвели до ролей лакеев, чтобы являлся на сцене в ливрее с классическим выражением “кушать подано”. Екатерина, не видя своего любимца на сцене в Эрмитаже, уже не раз спрашивала:

– Почему я Силы моего не встречаю в главных ролях?

– Болен, – обманывали ее, услужая Безбородко…

Догадываясь о плутнях своих придворных и уже достаточно извещенная о романе Лизы Урановой и Силы Сандунова, она подарила ей перстень в 300 рублей, и “при отдаче было приказано сказать (Лизе), чтобы никому иному, кроме жениха, перстня не отдавала”. Гонимый Безбородко и его “исполинами” (как называл он вельмож), Сандунов домогался бенефиса, и бенефис ему дали, но даже не в Эрмитаже, а в публичном театре на Марсовом поле. Этот бенефис состоялся 19 января 1791 года, и такого зрелища публика ранее не видывала… Прервав представление на сцене, Сандунов вдруг вышел к рампе и обратился к публике со стихами, коих не было в пьесе и которые явились оплеухой для театрального начальства:

Служил я рабски, был я гибок, как слуга.

Но что ж я выслужил? Иль брани, иль рога…

Теперь иду искать в комедиях господ,

Мне б кои за труды достойный дали плод,

Где б театральные и графы и бароны

Не сыпали моим Лизеттам миллионы…

Тут все поняли, кого он имеет в виду, и стали рукоплескать актеру, который не устрашился бросить вызов всемогущему вельможе. Петербург веселился, потешаясь над Безбородко, и тот срочно “заболел”, при дворе не являясь, а Екатерина сказала секретарю своему Храповицкому, что причина “болезни” ей хорошо известна:

– Его мой Силушка Сандунов стихами своими, будто оглоблей по макушке, ошарашил, вот и захворал срочно…

Кто же сочинил стихи, которыми актер отомстил всемогущему вельможе? Говорят, их написал поэт; почуяв неладное, Иван Андреевич, будущий Крылов, тогда еще начинающий баснописец, из столицы скрылся в провинции, а театральное начальство, дабы угодить Безбородко, сослало Силу Сандунова в Херсон, чтобы забыл про актерство, назначив его “лазаретным служителем”. И повезли жениха Лизы на почтовых. Скоро-скоро везли, да под конвоем – не рыпнешься…

Вскоре Лизе Урановой предстояло петь в опере, а голосом она обладала – чистым, как хрусталь, и звонким, как золото, слушать ее императрица любила. Вот она и сейчас довела до конца ритурнель, пропев с особым выражением:

Не имей на нас ты гнева,

Что нарушим твой покой:

Нас обидел барин злой…

При этом она выхватила из-за корсета кисет с золотом, который ей прислал Безбородко, и швырнула его прямо в него, словно булыжник. Потом рухнула на колени, протягивая к Екатерине бумагу с прошением на “высочайшее имя”.

– Подайте! – велела Екатерина и тут же удалилась из театра.

Пройдя в свой кабинет и прочитав прошение, в котором Лиза писала, что жениха ее уже повезли в Херсон, дабы лишить ее любовного счастья, императрица сразу же крикнула:

– Эй, кто там в передней? Звать ко мне Франца Чинати…

Итальянец Чинати был ее лучшим кабинет-курьером, который не ездил по России, а летал, словно птица. Екатерина начертала записку: “Делать без прекословия, что мой курьер скажет” – и эту бумагу вручила итальянцу:

– Франц, догони Силу Сандунова, которого в ссылку увозят под караулом. С этой бумагой, мною писанной, слово твое станет равняться по силе с моим тронным указом… Пошел!

Узнав об этом, при дворе все притихли, “приверженцы” Безбородко ходили повеся головы: Кокушкин три дня даже вина в рот не брал, а Судиенко говорил, что уйдет в монастырь, и все время, готовясь в монахи, он распевал акафисты… Безбородко в эти дни снова “болел”, говоря своим верным сикофантам:

– Откуда такое упрямство в этой театральной девке, какого даже у княжеских дочек отродясь не встречал?

Екатерина, с нетерпением ожидая Чинати, удалила в отставку Саймонова, ведавшего делами театральными, на его место определила князя Николая Борисовича Юсупова. Наконец через три дня в кабинет Екатерины ввалился, падая от усталости, Франц Чинати и втащил за собой бледного Сандунова.

– Вот он, матушка! Нагнал его за три версты от столицы на тракте уже белорусском… Стой прямо! Не дыши.

– Не дыши, – подтвердила императрица, обращаясь к актеру. – Стой прямо, а я сяду и стану писать стихи к твоей свадьбе…

Источник статьи: http://mir-knig.com/read_361178-1

Прогулка в Сандуновские бани

«Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция. » (с)
Была уверена, что фильм «Ирония судьбы, или с легким паром» снимали в Сандуновских банях, однако . там снимали другие фильмы, начиная с первых фильмов «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский»- режиссер Сергей Эйзенштейн в бане часто бывал. В мужском разряде Сандуновских бань сохранились исторические интерьеры, в которых и вы можете «побывать» вместе со мной, узнать историю легендарных бань, прошу под кат.
История Сандуновских бань началась в 1808 году, то есть, им 210 лет. Однако современный вид они приобрели позже, хотя название несут со времени первой постройки.

Как ни странно, бани построила семейная пара артистов — Сила Сандунов, артист придворного Эрмитажного театра, с женой.

Он был выходцем из грузинского рода, Силован Зандукелли, обрусевший — Сила Николаевич Сандунов. Женился он на прекрасной оперной певице Елизавете Урановой, которая имела большой успех у публики, подвергалась домогательствам графа Безбородько и других поклонников не столько театра, сколько женской красоты. Уранова была также любимицей Екатерины II, которая прислушалась к просьбе молодой актрисы о защите её чести и приняла горячее участие в венчании Урановой с любимым мужчиной Сандуновым, подарила им на свадьбу бриллианты. В то время,
огда семья актеров переехала из Санкт-Петербурга в Москву, здесь был основан знаменитый Английский клуб, куда вступить было достаточно сложно, нужны были рекомендации двух участников клуба, судьба претендента решалась баллотированием членов клуба, но Силу не приняли. Возможно, на это решение повлияло амплуа актера, которому больше всего удавались роли плутоватых слуг. Отказ в Английском клубе был единственным и пожизненным. Но Сила недаром носил такое имя, он решил создать свой аристократический клуб и пошел оригинальным путем.

Выкупив на царский подарок земли в районе реки Неглинки, он построил целый квартал дворянских бань, в которых можно было не только помыться, но и провести время за деловыми и прочими разговорами, то есть, своеобразный клуб для людей с хорошим доходом.

Далее бани переходили из рук в руки, просуществовали около 80 лет, затем их купил Иван Григорьевич Фирсанов, богатый московский предприниматель, сделавший состояние на обедневших дворянах, распродающих свое имущество, а потом занявшийся деревом, он имел единственную дочь Веру. Иван Фирсанов был настолько прагматичным и деспотичным, что свою кровиночку выдал замуж за банкира В.П. Воронина, у которого держал свои деньги. Воронин был много старше Веры, был скуп, держал жену взаперти, никуда не пускал, она его не любила, но пока отец был жив,
ослушаться воли отца и мужа не могла. Банный квартал отца — бани находились в нескольких зданиях — приносил хорошую прибыль, Фирсанов сдавал их в аренду за 25 тысяч рублей в месяц, это были большие деньги.

После смерти отца Вера, обладавшая огромным наследством, платит мужу 1 миллион рублей, чтобы тот взял на себя «вину» и развелся с ней. Обретя свободу, она занимается благотворительностью, строит Дом вдов и сирот, содержит пожилых женщин, не смевших просить подаяние, в своем подмосковном имении Середниково устраивает вечера музыки, туда приезжает Рахманинов, там поет Шаляпин, бывают художники той поры, потом добивается строительства на свои же деньги железнодорожной станции Фирсановка. Так же к её заслугам нужно отнести строительство на
ходящихся недалеко от Сандуновских бань Петровский пассаж, который при её жизни называли фирсановским.
Вера вскоре выходит замуж за Алексея Ганецкого, брак с которым не был счастливым, т.к. он имел славу картежника и волокиты. Однако именно Ганецкий уговаривает богатую жену банный промысел вывести на другой уровень.

2. Вера Фирсанова

Хорошо подумав, Вера, ставшая Ганецкой, решает снести обветшавшие за 80 лет старые здания бань и построить новые, современные, но так же предназначенные для дворянского сословия. Она обращается к архитектору Фрейденбергу Борису Викторовичу, который объездил известные бани мира, чтобы создать действительно современные и роскошные бани. Очень ему понравились термы Будапешта, поэтому бассейн Сандуновских бань, на тот момент, самый большой в Москве, напоминает термы австро-венгерского Будапешта, только там они под открытым небом, а в Мос
ве над ними был построен витражный потолок, пропускавший солнечный свет. Стены бассейна были из фарфора, блики, отражающиеся от стен, воды, создавали удивительный рисунок из солнечных зайчиков. Сейчас стены выложены плиткой. Вода из Неглинки проходила через специальные фильтры, была настолько чистой, что её можно было пить.

Нынешние Сандуновские бани были открыты в 1896 году.

3. Лестница, ведущая в мужской разряд.

Возникает ощущение, будто ты попал в роскошный особняк.
4

Всюду — морская, водная тематика — волны, раковины.
5

Одна из комнат производит впечатление столовой.
6

Камин рабочий, отапливается дровами, однако не является историческим, это новодел. Изначально камин был простеньким. Новый камин сделали достойным таких роскошных интерьеров, но дымоход используется родной.
7

Потолок
9

Этот зал часто арендуют для разных мероприятий, тут отмечают рождение детей, организуют небольшие мужские корпоративы, завершают сделки, зал вмешает в себя до 25 человек.

Изначально Вера Фирсанова решила в этой комнате устроить, как ни странно, библиотеку. Думала, что дворяне после бани захотят посидеть с книжкой. Однако библиотека не пользовалась популярностью, поэтому сначала тут устроили парикмахерскую, где можно было подстричься или подровнять бороду, а затем буфет, который теперь находится за стеной этой комнаты, а здесь сейчас есть огромный телевизор, во время чемпионата мира посетители могли следить за футбольными матчами.

Несмотря на то, что женский разряд в бане тоже существовал, его убранство было даже более богатым, нежели в мужском, но его интерьеры утрачены полностью, там сейчас «евроремонт».

Итак, мы заходим в зал Высшего мужского разряда, интерьер которого можно увидеть в разных фильмах. Это раздевальник.
10

В огромном зале с кожаными диванами по периметру расположены «купешки», как их называют работники бани — отдельные кабинеты (13) со столиками, зеркалами, отделенные от общего зала шторками, в которых можно сидеть небольшими компаниями от 4 до 8 человек.
11

Кожаные диванчики вздыхают, когда на них садишься.
12

13

14

15
С одной стороны под потолком — мозаика.

На противоположной стене — икона Святого Николая, который оберегает морских путешественников. Тут был раньше храм.
16

Сандунов (грузин, напомню) первых банщиков выписал из Тифлиса (Тбилиси), известного серными банями, чтобы они использовали свой опыт оздоровления организма, они умели грамотно очищать тело, массировать и возвращать здоровье и силы. С тех пор в Сандунах служат уже династии банщиков.

Далее следует Мавританский зал, в который ведут две резные арки.
17

В нем 3 отдельных просторных кабинета.
18

19

20

Между арками между двумя залами стоит скромный столб, просо украшенный. Предназначение этого столба не смог отгадать никто, а оказалось, что это позорный столб. Поскольку в эти бани ходили люди с достатком, то и воры сюда тоже регулярно проникали. Если воришку заставали на месте преступления, то раздевали его догола и привязывали к этому столбу. Посетители бани могли делать с ним все, что угодно, плевали, а вечером выгоняли голого на улицу. Зимой такое наказание было особенно жестоким.

Из раздевальника мы переходим в помывочную.
21

22

23

Здесь в отдельных кабинетах делают помывку и массаж.
24

В зале стоят 4 бочки, наполненные холодной водой, после парной желающие могут окунуться и даже посидеть, кто выдерживает воду в 5-7 градусов. Воду после каждого клиента сливают, автоматически заполняют новой водой.
25

На этом подиуме прежде стояли 4 мраморные ванны с теплой водой, в которых можно было полежать и отдохнуть, банщики отслеживали, чтобы клиенты не засыпали и не утопали.
26

Изначально в дворянских банях были мельхиоровые тазы, однако сейчас по желанию клиентов используют обычные пластиковые тазы разного цвета.
27

28

Расписание, какой пар во сколько будут подавать.
29

В деревянных кадках — 25 литров прохладной воды, дернешь за цепочку — обожжет после парной, хорошая оздоровительная процедура.
30

В этих банях бывали известные люди во все времена. Тут во времена Веры Фирсановой парился Федор Шаляпин. Поскольку каждый раз его просили спеть поклонники, он обратился к Вере с просьбой приходить в санитарный день, с удовольствием распевался, влажный теплый воздух помогал связкам, а персонал собирался и слушал, т.к. купить билет в оперу сотрудники бани купить не могли. Поскольку банщики Сандунов — это целые династии, то деды передавали детям и внукам рассказы об увиденном во время работы.

Также в Сандуны ходил Владимир Маяковский. Он боялся подхватить какую-нибудь заразу, поэтому во время его парения специальный человек следил, чтобы на его скамейку никто не садился. В свете случившегося потом эта деталь видится странной: заболеть боялся, а застрелиться — нет. После его гибели банщик в память о нем прикрутил табличку «Человек шагающий».
31

В помывочной во вторник вечером стена, за которой находится парная (туда нас не пустили в целях гигиены) была горячей, несмотря на сутки отключения.

Кстати, Шаляпин, уже живший после революции в Париже, отплатил добром Вере Фирсановой. Она жила в Москве в своем же доме на старом Арбате, но в оставленной ей комнате в коммуналке. В 1928 году Федор Шаляпин тайно пересылает ей деньги на переезд, помогает оформить документы, таким образом она смогла покинуть негостеприимную Родину. В Париже она умерла в 1934 году.

Из помывочной мы переходим в бассейн.

Над потолком, в целях сохранности, сейчас построен купол, но прозрачный, так что по-прежнему в солнечные дни солнце проникает в зал и создает ощущение открытых терм.
34

Из рта рыбы торчит краник, в обычное время это фонтанчик.
35

Глубина размера от 1.40 м до 1.93 м.

Прачечная, в которой клиенты могут постирать, погладить и починить одежду, пока моются и парятся.
36

Также за время отдыха в бане можно починить и почистить обувь.

Рядом есть здание с номерами. На трех этажах — 8 номеров. На третьем этаже — всего 2 номера. Представляете, что там может быть?
Стоишь под снегом и смотришь на эти уютные витражные окна: за ними тепло и уютно.
37

Внутри есть лавка, в которой можно (и с улицы просто зайти) купить еду и напитки (со своими нельзя, а эти вам могут приготовить в буфете), а также сувениры.
38

39

40

Вот и вы «побывали» в Сандуновских банях. А кто захочет там отдохнуть или провести переговоры, то цены можете узнать на сайте бань. А по вторникам там проводят экскурсии.

Источник статьи: http://travel-russia.livejournal.com/658162.html

Оцените статью
Про баню