Татарин и русская в бане

Татарская (булгарская) баня мунча

Избражение на заставке: Хаммам крымских татар. Литография. 1841 г.

У татар, проживающих на территории России, также как и у русского народа, издревле было два вида татарских бань, отличающихся друг от друга: бани общественные – хаммамы, и бани индивидуальные – домовые. Хаммамы строились по константинопольскому (византийскому) образцу, а индивидуальные бани мунча представляли собой рубленые клети, землянки или полуземлянки с каменками. Общественные бани татар Крыма ничем не отличались от обычных турецких бань. В столице потомков Чингизидов Золотой орды в Крымском ханстве – городе Бахчисарае в XVII веке было известно 4 бани «с прекрасной водой и воздухом». Об одной из них – большой бане Мухаммед Герай-хана с горячей водой с восторгом отзывался турецкий путешественник: «Это прекрасная баня под куполом, крытым рубиново-красной черепицей. В Крымской стране нет больше такой, построенной на красивом месте, замечательной бани. Бесподобны и вода, и воздух, и здание, и планировка. Сравнить с ней можно разве что баню Хайдер-паши в нашем Исламбуле… Эта баня с хорошим воздухом, подобная бане Абу Али Сины…. Весь пол здесь покрыт разнообразным неполированным мрамором. В 6-ти мыльных кабинетах над ваннами из шлифованного позолоченного (мрамора) цвета оникса и ржавчины — краны, отделанные золотом, и точно такие же тазы, как будто покрытые чистым золотом. Центральное возвышение — небольшое и восьмигранное. Фонтаны, находящиеся посреди его, выбрызгивают (воду) до самого купола, крытого хрустально чистым стеклом. Это возвышение по-хамелеоньи расписано, а у фонтана — отличная чаша. Там обученные мастера-банщики… Это мастера 10-15-ти лет, красавцы-черкесы и абхазы, грузины и русы, ляхи и московы» [Челеби Э., 1999].

Читайте также:  Как убрать сажу из дымохода бани

В современном Бахчисарае сохранилась бани Сары Гюзель (Желтая Красавица), которые были сооружены в царствование Адил Сахиб Гирея в 1532 – 1533 годах. Первоначально бани были общественными, но затем были включены в комплекс Ханского дворца. Интересно, что бани Сары Гюзель работали без перерыва 400 лет до 1924 года, когда обветшавшая постройка была заброшена. Вероятно, это произошло из-за начала переселения коренных народов Крыма в рамках проводимой властью большевиков еврейской колонизации Крыма по спонсируемой американцами программе «Агро-Джойнт» (American Jewish Joint Distribution Committee)[Мицель М., 2012].

Руины банной роскоши Золотой орды до сих пор сохранились в Поволжье. Одними из самых известных старинных татарских бань являются хаммамы древней столицы Булгарского улуса Золотой Орды – города Булгар. Булгар был основан в Х веке, а окончательно разрушен в 1431 году стародубским князем Федором Пестрым. Казанские татары почитают сохранившееся городище как святое место предков, считая себя потомками древних булгар. До 1917 года татары Поволжья называли себя «булгарами» [Воробьев Н.И., 1953]. В Булгаре сохранялись руины большого хаммама византийского образца постройки 40-х годов XIV века – «Белой палаты» (бани по-белому — ак мунча) и «ханских бань» – «Красной палаты». Эти бани отличались цветом штукатурки внутренних стен. «Белая палата» состояла из раздевальни, комнаты с холодной ванной, или бассейном, теплой комнаты для мытья и хозяйственных помещений. Здание было разрушено вместе с городом войсками московского князя Федора Васильевича Пестрова в 1431 году. Дальнейшему разрушению «Белых палат» способствовали местные крестьяне, проводившие рядом с руинами самостоятельные раскопки «в поисках кладов», добычу из земли «белого камня» – известняка, и использовавшие бассейны бани для обжига извести. В начале XIX века в «Белых палатах» крестьянами были устроены еще две деревенские бани-полуземлянки. Все это привело к разрушению памятника средневековой архитектуры [Смирнов А.П., 1951]. При раскопках в банях были обнаружены «подземные печи», остатки медного котла, сложная система цистерн и водопроводов, металлические водопроводные трубы диаметром 2-3 дюйма, гончарные дымогарные и канализационные трубы. Раскопки в 1880-х годах привели к окончательному обрушению остатков руин «Белой палаты».

Как и почти все древние народы, булгары почитали воду и ее богиню: «Су анасы» — хозяйку воды (русалку, водяную). Первые татарские домовые бани VIII – XIII веков, обнаруженные при раскопках, представляли собой курные землянки (баня по-черному – кара мунча). Бани такого типа встречались в Поволжье до XX века.

Средневековые татарские бани рубили из сосновых, липовых и осиновых бревен. В татарских банях того времени, судя по сохранившимся описаниям, каменка могла располагаться как у стены, так и в середине помещения. Также в парной были полки, как и в русской бане. Точно так же как и русские, татары пользовались в бане березовыми вениками. В татарском эпосе даже существует легенда чудесном исцелении дочери булгарского царя Туйбике в бане березовым веником [Бушков Р.А., 1993]. Бани по-черному у татар (булгар) схожи с русскими банями. Традиционные же деревенские татарские бани по-белому имеют некоторые отличия от русских бань, так как расчитаны на более длительное времяпрепровождение или даже сезонное прживание. Также татарская баня была традиционным местом встречи гостей: «сначала в баню, потом – за пироги», как говориться в татарской пословице. Такая баня могла не прятаться от взоров гостей и посторонних во дворе, а ставилась в саду на виду и тщательно украшалась: в яркие различные цвета раскрашивались наличники и обшитые углы бани. Над входом в баню устраивался двухскатный навес [Сухарев А.А., 1904]. Татарская баня могла быть расположена и перед домом – глухой стеной на улицу. Парились в татарской бане еженедельно. В отличие от русских бань, в татарские бани ходили с утра.

Внутри татарская баня имеет гораздо больше помещений, чем русская. Входящий в баню попадал в небольшой сенник, в глубине которого устраивалась комнатка с небольшим окном и нарами, на которых лежали тушаки и подушки. Эта комнатка для отдыха или летняя супружеская спальня, где можно было уединиться от детей. Далее шел собственно предбанник, в котором поставлены лавки, шест в качестве вешалки для одежды и кумганы для окачивания водой. Татары, в отличие от русских, окачиваются водой не в бане, а в предбаннике. В богатых банях устраивалась и отдельная моечная. Парная устроена точно так же как и в русской бане – каменка, лавка и полки для парения. Парились татары в «несносном жару» в положении стоя (1) в два веника. Для мытья татары использовали мало воды, а больше потели и после окачивались водой начисто. Везде в банях на окнах имелись занавески, а на лавках (даже в парной) были постелены лоскутные коврики – курпе. Татары в рамках ритуалов гостеприимства подавали в баню и кушания, чего никогда не делали в русских банях во время мытья и парения. Татарские женщины натирали в банях свое тело благовониями, запах которых смешивался с «банным духом», создавая неповторимый аромат татарской бани.

Источник статьи: http://dom.dacha-dom.ru/tatarskaya-banya.shtml

Традиционная татарская баня

Исследователи булгарских и золотоордынских городов пришли к выводу, что уже в XIV веке поволжские татары имели в поселениях множество бань, вполне хорошо обустроенных для того времени. Как и на Руси, баня играла огромную роль в жизни других народов, не только как помывочное заведение, но и как место для проведения культовых обрядов. В современном Татарстане стараются изучить и возродить традиции банного искусства предков. Создатели Комплексов Казани, сауны Набережные Челны и других городов ищут в старинных книгах, исследованиях ученых, музеях сведения, особые приемы прошлого.

Русский путешественник И.Лепехин пишет в сборнике о казанских татарах 18 века: «Почти у каждого баня, в которой они ежедневно парятся». Бани простого бедного люда мало отличались от древнерусских сооружений. Их также строили по типу землянок или низких домиков из дерева. Топили по-черному или по-белому дровами, парные по устройству идентичны. В богатой семье баня была украшением двора. Их строили перед домом в саду, старались возвести по-настоящему красивые здания. Это были деревянные постройки из нескольких комнат: прихожей, предбанника, собственно парной. В комнате отдыха — предбаннике — обычно устраивали место на полу для традиционного мусульманского приема гостей и угощения — нары, подушки, курпэ. В отличие от русской бани, в татарской приспособления для обливания водой — кумганы — всегда находятся в предбаннике.

Многие современные сауны Набережные Челны стараются в убранстве помещений поддерживать традиционный восточный стиль. Стены, потолок, пол, как в турецких банях — могут быть украшены орнаментом с мусульманскими мотивами. Используются исконно яркие цвета в отделке. Традиция делать помещения бань радостно-праздничными идет очень глубоко в историю. Еще в средние века к походу в баню люди готовились заранее: подбирали чистую одежду, наряжались, и уходили в такое учреждение надолго. Здесь долго мылись, брились, обрабатывали ногти, очищали кожу натуральными скрабами из соли, меда. Мужчины брили здесь головы. Особый ритуал соблюдали женщины.

Благовония в татарской бане

В татарской бане, как и другой восточной, всегда царит аромат благовоний. Не потому, что их специально добавляют в воду, или на камни печи. Ароматическими маслами женщины востока издревле натирали тело. Происходит это обычно в конце банных процедур, которые также проходили по веками сложившемуся сценарию. В баню шли рано утром, но не на голодный желудок. Брали с собой личные принадлежности: тазики для воды, простыни, полотенца. Не спеша слегка мылись, только потом шли в парную. Здесь четко соблюдалась возрастная иерархия: более пожилым людям всегда уступали лучшие места на полках, давая им возможность разместится удобно. Даже зашедшему в парную позже всех старику всегда найдется место — молодежь вежливо выйдет. Такие традиции сохраняют и сегодня сауны Набережных Челнов. После парения обливались водой из кувшинов для омовения. Эти изделия из ценных металлов с тонкой чеканкой или керамические с глазурями и орнаментами необычайных расцветок, в настоящее время нашли свое место на полках музеев. Во многих семьях дома хранятся старинные предметы интерьера домашних бань.

Для гостей Татарстана в интерьерах под старину и с традиционным восточным гостеприимством работают сауны Набережные Челны, Казани и других городов.

Источник статьи: http://w.vparilke.ru/articles/tradicionnaya-tatarskaya-banya/

Сказ о березовом венике

Любителей парной и веника в нашей стране огромное количество, но вот многие ли всерьез интересовались, как возникла и развивалась эта удивительная традиция? Казанский этнограф Руслан Бушков посвятил ее изучению более тридцати лет. Об особенностях татарской национальной бани он рассказал «РГ».

Диссертация в парной

С ученым мы встретились в Казанском федеральном университете, где он преподает. Вот только уже к середине беседы я пожалел, что сидим мы не в парной. Ну где еще вести подобные разговоры?

— Сам я пристрастился к бане, еще будучи студентом журфака, — начинает Руслан Аркадьевич. — Мне со стройотрядом доводилось бывать в Магадане. Нигде так не любят баню, как на Севере! Мы на целый день номера снимали: пиво, рыба, общение. А еще повлиял на нас, конечно, фильм «Ирония судьбы». Но я и подумать не мог, что займусь изучением банных традиций. Впрочем, уже сейчас понимаю, что это была судьба.

Получив журналистское образование, Бушков поступил в аспирантуру на кафедру этнологии и археологии. И здесь заинтересовался темой чая. Кандидатскую диссертацию писал на тему «Традиционные напитки в быту народов Среднего Поволжья».

— А где чай, там всегда и баня, — смеется Руслан Бушков. — Мой научный руководитель, выдающийся этнограф Евгений Прокопьевич Бусыгин, настоял на том, чтобы был исследован и этот вопрос. Я начал собирать материал и понял, что в Поволжье был просто культ бань.

Что приятно, теоретические изыскания в архивах зачастую перетекали в практическую работу в парной. Этнографические экспедиции в сельские районы Татарстана, Марийской Республики, Удмуртии и Чувашии не обходились без деревенской баньки со всем ее колоритом. В результате кандидатскую молодой ученый успешно защитил, а к предмету исследования, что называется, прикипел на всю жизнь. И даже взял за принцип, путешествуя по необъятному Советскому Союзу, в каждом новом городе первым делом идти в баню. Накопленные знания в 90-х годах оформились в научно-популярную книгу «Баня по-казански». С ее выходом Руслан Бушков стал, пожалуй, самым авторитетным специалистом в этой области в Татарстане.

Ушат для домового

Так когда же на татарской земле появились первые бани? Свои истоки, по мнению ученого, эта традиция в буквальном смысле берет в реке. Если точнее, в Волге. Предки татар, волжские булгары, очень любили купаться. Существуют и документальные свидетельства — заметки арабского путешественника и миссионера Ахмеда ибн Фадлана, который посетил Великий Болгар в 922 году. При этом он сетовал, что здесь мужчины и женщины купаются голые, не стесняясь друг друга.

А как же быть зимой? Мылись дома у печки. Заметили, что если воду плеснуть на камни, то жар обдает. В общем, идея витала в воздухе, вместе с горячим паром.

— Баня, мне кажется, относится к культурным универсалиям, — говорит Руслан Бушков. — Нет единственного народа, который открыл бы этот способ мытья и затем передал опыт другим. Здесь все изобретали свой велосипед.

Остатки самых древних бань, обнаруженных археологами в Татарстане, датируются VIII-XIII веками. Наиболее известные из них — Белая и Красная палаты — расположены на территории Булгарского городища.

Еще в 1853 году известный русский востоковед Илья Березин исследовал городище, находившееся тогда в лучшем состоянии. Описал он и Белую палату: «Главный зал, отделанный белым камнем, выделялся большим бассейном и двенадцатилепестковым фонтаном, маленькие бассейны имелись также в угловых комнатах. Вода к ним подавалась по специальным керамическим трубам, вмонтированным в стену. По остальным каналам шел теплый воздух. В пяти куполах, покрывающих баню, были устроены окна».

Как поясняет Руслан Бушков, следует разделять элитарные бани, порожденные городской культурой, и народные, деревенские. В описанных выше хамамах собирались представители булгарской знати. Они играли здесь в шахматы и нарды, заключали торговые сделки, решали политические вопросы. Это были своеобразные клубы общения.

Простые люди мылись без изысков, в невысоких срубах, проконопаченных мхом. Но и у них посещение бани не сводилось лишь к гигиеническим процедурам. Можно сказать, это было сакральное семейное пространство, с которым связано множество традиций.

Невесты накануне бракосочетания проводили здесь девичники с песнями и обрядами. А наутро после свадьбы молодожены обязательно шли вместе в баню. Человеку, истопившему ее, муж оставлял «банные деньги». Бабки-повитухи (кендек эби) принимали в банях роды. И очистительный обряд над родившей женщиной опять же происходил в парной.

Кстати, в наследство от древних булгар татарам досталось языческое поверье, что за каменкой живет мунча иясе (дух бани), и если его не почитать, то он нашлет болезни или угар, ведь топили тогда по-черному. Впрочем, задобрить его было легко, оставив на лавке ушат воды и веник.

К слову, о целебных свойствах березы булгары знали испокон веков. Сохранилась легенда, что дочь булгарского правителя Туй-бике излечили от тяжелой болезни в бане березовым веником.

Славилась своими хамамами и ханская Казань в XIV веке. Одной из главных достопримечательностей была Даирова баня, располагавшаяся у Тайницкой башни Кремля. В летописях «Сказания о царстве Казанском» она предстает роскошным дворцом, отделанным мрамором с бассейном, фонтанами и подогреваемыми полами. Вода в нее поступала из чистейшего и самого большого в городе ключа, называемого тайницким.

Но случилось так, что он-то и стал «ключом» от города во время осады Казани Иваном Грозным в 1552 году. От Даировой бани удалось сделать подкоп к водоему и взорвать источник. Город лишился воды.

Однако и после завоевания Казани бани не исчезли. Одна из старейших «царских мылен» располагалась на территории парка «Черное озеро». Сейчас только название напоминает об этом водоеме. А в то время там был настоящий каскад озер. И среди них так называемое Банное. Вода в озерах была очень чистой, но к XVIII веку испортилась, в том числе из-за грязных стоков, сбрасываемых мыльней.

Бани приносили хороший доход в городскую казну, но часто страдали от пожаров и наводнений, и в результате затраты на их восстановление перекрывали прибыль. В итоге в середине XIX века Казанская дума передает их крупным купцам. И это привело к всплеску строительства новых «торговых мылен». Выросла и цена на банные услуги. Если в начале XIX столетия цена удовольствия была две копейки, то теперь от пятидесяти копеек до нескольких рублей. Впрочем, от клиентов отбоя все равно не было.

Крупнейшей и самой популярной была Меркуловская баня (сейчас на ее месте находится комбинат «Здоровье»). В год она потребляла семь миллионов ведер воды!

В своей книге «Баня по-казански» Руслан Бушков цитирует воспоминания немецкого профессора медицины Брауна. Тот сетовал, что казанцы редко обращаются к докторам: «чувствуя хворь, парятся в бане, натирают себе спину тертым хреном или пьют настоенный медом огуречный рассол».

Обожал казанские бани юный Федор Шаляпин. Там он с отцом «парился до изнеможения». А позже, как рассказывает Руслан Бушков, даже вывел принцип: «Хочешь узнать человека, своди его в баню».

Сам этнограф, который где только не парился, считает, что нет ничего лучше деревенских бань. А особая прелесть у тех, что топятся по-черному, когда стены впитывают в себя аромат дыма. Сейчас таких осталось немного. Он уверен, что современный горожанин непременно должен посещать баню, чтобы не сойти с ума от нынешнего темпа жизни.

— Это место, где останавливается время. В мегаполисе ты словно щепка, которую несет поток. А здесь ощущаешь себя автономным, чувствуешь родство с природой. Неслучайно татарский просветитель Каюм Насыри в XIX веке занимался историей бани. Разработал правила ее посещения, написал «Сказ о кофе, чае и березовом венике». Он словно чувствовал приближение индустриальной эпохи и объяснял, как выжить в этих условиях.

Руслан Бушков советует человеку, который отправился в баню, оставить за ее порогом все плохие мысли и заботы. Здесь следует настроиться на позитивный лад.

— Баня — это храм тела, — говорит он. — Я сам как минимум за неделю готовлюсь к ней. Уже заранее знаю, какой чай и с кем из друзей буду там пить, какую траву в веник добавлю. Бывать там надо не чаще одного раза в две недели. Главное не превращать баню в обыденность.

Как правильно париться:

— идти в баню не раньше чем через 1,5 часа после приема пищи;

— перед парной не мочить волосы, надеть шапку из шерсти, хлопка или льна;

— первый заход в парилку должен длиться 5-7 минут при температуре 60 градусов;

— парить тело следует снизу вверх;

— лучше всего пить в бане минеральную воду, чай с медом и травами.

Источник статьи: http://rg.ru/2016/01/21/reg-pfo/banya.html

Оцените статью
Про баню