Татарская баня когда появилась

Сказ о березовом венике

Любителей парной и веника в нашей стране огромное количество, но вот многие ли всерьез интересовались, как возникла и развивалась эта удивительная традиция? Казанский этнограф Руслан Бушков посвятил ее изучению более тридцати лет. Об особенностях татарской национальной бани он рассказал «РГ».

Диссертация в парной

С ученым мы встретились в Казанском федеральном университете, где он преподает. Вот только уже к середине беседы я пожалел, что сидим мы не в парной. Ну где еще вести подобные разговоры?

— Сам я пристрастился к бане, еще будучи студентом журфака, — начинает Руслан Аркадьевич. — Мне со стройотрядом доводилось бывать в Магадане. Нигде так не любят баню, как на Севере! Мы на целый день номера снимали: пиво, рыба, общение. А еще повлиял на нас, конечно, фильм «Ирония судьбы». Но я и подумать не мог, что займусь изучением банных традиций. Впрочем, уже сейчас понимаю, что это была судьба.

Получив журналистское образование, Бушков поступил в аспирантуру на кафедру этнологии и археологии. И здесь заинтересовался темой чая. Кандидатскую диссертацию писал на тему «Традиционные напитки в быту народов Среднего Поволжья».

— А где чай, там всегда и баня, — смеется Руслан Бушков. — Мой научный руководитель, выдающийся этнограф Евгений Прокопьевич Бусыгин, настоял на том, чтобы был исследован и этот вопрос. Я начал собирать материал и понял, что в Поволжье был просто культ бань.

Читайте также:  Для чего используют эфирные масла в бане

Что приятно, теоретические изыскания в архивах зачастую перетекали в практическую работу в парной. Этнографические экспедиции в сельские районы Татарстана, Марийской Республики, Удмуртии и Чувашии не обходились без деревенской баньки со всем ее колоритом. В результате кандидатскую молодой ученый успешно защитил, а к предмету исследования, что называется, прикипел на всю жизнь. И даже взял за принцип, путешествуя по необъятному Советскому Союзу, в каждом новом городе первым делом идти в баню. Накопленные знания в 90-х годах оформились в научно-популярную книгу «Баня по-казански». С ее выходом Руслан Бушков стал, пожалуй, самым авторитетным специалистом в этой области в Татарстане.

Ушат для домового

Так когда же на татарской земле появились первые бани? Свои истоки, по мнению ученого, эта традиция в буквальном смысле берет в реке. Если точнее, в Волге. Предки татар, волжские булгары, очень любили купаться. Существуют и документальные свидетельства — заметки арабского путешественника и миссионера Ахмеда ибн Фадлана, который посетил Великий Болгар в 922 году. При этом он сетовал, что здесь мужчины и женщины купаются голые, не стесняясь друг друга.

А как же быть зимой? Мылись дома у печки. Заметили, что если воду плеснуть на камни, то жар обдает. В общем, идея витала в воздухе, вместе с горячим паром.

— Баня, мне кажется, относится к культурным универсалиям, — говорит Руслан Бушков. — Нет единственного народа, который открыл бы этот способ мытья и затем передал опыт другим. Здесь все изобретали свой велосипед.

Остатки самых древних бань, обнаруженных археологами в Татарстане, датируются VIII-XIII веками. Наиболее известные из них — Белая и Красная палаты — расположены на территории Булгарского городища.

Еще в 1853 году известный русский востоковед Илья Березин исследовал городище, находившееся тогда в лучшем состоянии. Описал он и Белую палату: «Главный зал, отделанный белым камнем, выделялся большим бассейном и двенадцатилепестковым фонтаном, маленькие бассейны имелись также в угловых комнатах. Вода к ним подавалась по специальным керамическим трубам, вмонтированным в стену. По остальным каналам шел теплый воздух. В пяти куполах, покрывающих баню, были устроены окна».

Как поясняет Руслан Бушков, следует разделять элитарные бани, порожденные городской культурой, и народные, деревенские. В описанных выше хамамах собирались представители булгарской знати. Они играли здесь в шахматы и нарды, заключали торговые сделки, решали политические вопросы. Это были своеобразные клубы общения.

Простые люди мылись без изысков, в невысоких срубах, проконопаченных мхом. Но и у них посещение бани не сводилось лишь к гигиеническим процедурам. Можно сказать, это было сакральное семейное пространство, с которым связано множество традиций.

Невесты накануне бракосочетания проводили здесь девичники с песнями и обрядами. А наутро после свадьбы молодожены обязательно шли вместе в баню. Человеку, истопившему ее, муж оставлял «банные деньги». Бабки-повитухи (кендек эби) принимали в банях роды. И очистительный обряд над родившей женщиной опять же происходил в парной.

Кстати, в наследство от древних булгар татарам досталось языческое поверье, что за каменкой живет мунча иясе (дух бани), и если его не почитать, то он нашлет болезни или угар, ведь топили тогда по-черному. Впрочем, задобрить его было легко, оставив на лавке ушат воды и веник.

К слову, о целебных свойствах березы булгары знали испокон веков. Сохранилась легенда, что дочь булгарского правителя Туй-бике излечили от тяжелой болезни в бане березовым веником.

Славилась своими хамамами и ханская Казань в XIV веке. Одной из главных достопримечательностей была Даирова баня, располагавшаяся у Тайницкой башни Кремля. В летописях «Сказания о царстве Казанском» она предстает роскошным дворцом, отделанным мрамором с бассейном, фонтанами и подогреваемыми полами. Вода в нее поступала из чистейшего и самого большого в городе ключа, называемого тайницким.

Но случилось так, что он-то и стал «ключом» от города во время осады Казани Иваном Грозным в 1552 году. От Даировой бани удалось сделать подкоп к водоему и взорвать источник. Город лишился воды.

Однако и после завоевания Казани бани не исчезли. Одна из старейших «царских мылен» располагалась на территории парка «Черное озеро». Сейчас только название напоминает об этом водоеме. А в то время там был настоящий каскад озер. И среди них так называемое Банное. Вода в озерах была очень чистой, но к XVIII веку испортилась, в том числе из-за грязных стоков, сбрасываемых мыльней.

Бани приносили хороший доход в городскую казну, но часто страдали от пожаров и наводнений, и в результате затраты на их восстановление перекрывали прибыль. В итоге в середине XIX века Казанская дума передает их крупным купцам. И это привело к всплеску строительства новых «торговых мылен». Выросла и цена на банные услуги. Если в начале XIX столетия цена удовольствия была две копейки, то теперь от пятидесяти копеек до нескольких рублей. Впрочем, от клиентов отбоя все равно не было.

Крупнейшей и самой популярной была Меркуловская баня (сейчас на ее месте находится комбинат «Здоровье»). В год она потребляла семь миллионов ведер воды!

В своей книге «Баня по-казански» Руслан Бушков цитирует воспоминания немецкого профессора медицины Брауна. Тот сетовал, что казанцы редко обращаются к докторам: «чувствуя хворь, парятся в бане, натирают себе спину тертым хреном или пьют настоенный медом огуречный рассол».

Обожал казанские бани юный Федор Шаляпин. Там он с отцом «парился до изнеможения». А позже, как рассказывает Руслан Бушков, даже вывел принцип: «Хочешь узнать человека, своди его в баню».

Сам этнограф, который где только не парился, считает, что нет ничего лучше деревенских бань. А особая прелесть у тех, что топятся по-черному, когда стены впитывают в себя аромат дыма. Сейчас таких осталось немного. Он уверен, что современный горожанин непременно должен посещать баню, чтобы не сойти с ума от нынешнего темпа жизни.

— Это место, где останавливается время. В мегаполисе ты словно щепка, которую несет поток. А здесь ощущаешь себя автономным, чувствуешь родство с природой. Неслучайно татарский просветитель Каюм Насыри в XIX веке занимался историей бани. Разработал правила ее посещения, написал «Сказ о кофе, чае и березовом венике». Он словно чувствовал приближение индустриальной эпохи и объяснял, как выжить в этих условиях.

Руслан Бушков советует человеку, который отправился в баню, оставить за ее порогом все плохие мысли и заботы. Здесь следует настроиться на позитивный лад.

— Баня — это храм тела, — говорит он. — Я сам как минимум за неделю готовлюсь к ней. Уже заранее знаю, какой чай и с кем из друзей буду там пить, какую траву в веник добавлю. Бывать там надо не чаще одного раза в две недели. Главное не превращать баню в обыденность.

Как правильно париться:

— идти в баню не раньше чем через 1,5 часа после приема пищи;

— перед парной не мочить волосы, надеть шапку из шерсти, хлопка или льна;

— первый заход в парилку должен длиться 5-7 минут при температуре 60 градусов;

— парить тело следует снизу вверх;

— лучше всего пить в бане минеральную воду, чай с медом и травами.

Источник статьи: http://rg.ru/2016/01/21/reg-pfo/banya.html

Бани не случайно возникли на Булаке

Опубликовано: 30.05.2008 0:00

“Казанская городская фильмотека” — так гласит вывеска на стене углового дома на пересечении улиц Университетской и Островского, запечатленного на старом снимке. Многие жители столицы республики больше помнят этот уголок родного города по располагавшимся рядом популярным в народе баням.

Что и неудивительно: именно здесь, в “банях на Булаке” (до революции — бани Жуковского-Баратынского), мылось, можно сказать, пол-Казани. В пятницу и по выходным дням в их залах было не протолкнуться. Но в конце семидесятых годов старинные постройки, которые занимали помывочные, снесли за ветхостью, и на их месте вырос просторный комбинат “Здоровье” — современный комплекс коммунально-бытового обслуживания.

Бани на Булаке стояли с незапамятных времен. Это было удобно — близко к центру города, а главное — решалась непростая проблема с забором воды и сливом использованной. Одна из бань, знаменитая Даирова баня (“Тагир мунчасы”), стоявшая у живописного впадения протоки в Казанку, еще в XVII веке слыла своеобразным клубом казанской знати. Здесь, как утверждает историк М.Худяков, помимо бассейнов и журчащих фонтанов, залов, куда по керамическим трубам подавались горячая и холодная вода, горячий воздух, была богато обставленная комната отдыха.

Еще немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в Казани в 1636-1638 годах, с восхищением отмечал в своих отчетах, что “татары большое значение придавали личной гигиене, и бани стояли в каждом дворе”. Как известно, богатые традиции имеет и русская баня. Смешение культур привело к обогащению местной банной традиции.

Где же еще до революции мылись горожане? Казанцам продолжают служить самые старые бани — на улицах Большой Красной (бывшая Данилова) и Тукаевской (Татарская). Чуть уступала им по возрасту “Офицерская” баня, возведенная в свое время для служащих порохового завода. После революции она стала общедоступной. В 1930-х годах ее снесли и построили ныне действующую баню №5, что по улице Первого Мая.

Есть краткое упоминание о “банных номерах и ваннах” и в “Путеводителе по Казани” профессора Н.Загоскина. Он сообщает, что, помимо четырех общественных бань, в конце позапрошлого века в городе работали три купальни — в конце Кошачьего переулка (ныне ул.Космодемьянской), на Подлужной улице и на озере Кабан. Последнюю, правда, он рекомендовал обходить подальше: “…мы можем лишь сетовать избегать [ее] всякому, кто не желает омывать свое тело в казанском подобии знаменитого Лурда”. Для справки: Лурд — это католический город-достопримечательность на юге Франции, страдавший в прошлом от разного рода эпидемий из-за постоянного наплыва людей.

Отметим, что сегодня в столице Татарстана девять действующих общественных бань (в советские годы было шестнадцать). Комбинат “Здоровье”, в это число не входящий, остается лидером по привлечению посетителей как среднего, так и высокого достатка.

Автор статьи: ЛЕБЕДЕВ Андрей
Выпуск: № 110(26227)

Источник статьи: http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-38227/

Когда появилась баня у татар

Откуда пошла русская баня?

Мы привыкли к тому, что баня – неотъемлемый старинный элемент русского быта. Но не обманчиво ли это впечатление? Ведь точно также мы привыкли к картошке, но этот продукт питания появился в нашем рационе извне и только в 18 веке. Не случилось ли похожее с баней? Кстати, само слово «баня» – латинского происхождения.

Версия о римском происхождении бань

Бани занимали важнейшее место в римской цивилизации. В банях не только мылись. В банях проводили досуг, договаривались о делах, совершали сделки. При римских банях были даже библиотеки.

Римская общественная баня состояла из мужского и женского отделений. Там имелись парильни и бассейны с холодной водой. В баню можно было заказать обед. Что до прочих увеселений, то, как говорится, любой каприз за ваши деньги.

Древние римляне считали гигиену тела главнейшим условием здоровья. Может быть, именно поэтому мы почти не знаем свидетельств об опустошительных заразных заболеваниях в античное время. И мужчины, и женщины усердно посещали общественные бани. Жители сельской местности также строили себе, смотря по достатку, бани по городскому образцу. Кто был победнее, делал себе простую парильню, а охлаждался в естественных водоёмах, как до сих пор принято в деревенской России.

Но как могла римская баня прийти на Русь, если эти две цивилизации разделены не только расстоянием, но и промежутком времени в несколько столетий?

Версия о тюрко-мусульманском происхождении русской бани

Считается, что основным посредником в переносе бани и банной культуры на север Руси явилась исламская цивилизация.

Арабы, завоёвывавшие Ближний Восток, принадлежавший Восточно-Римской империи, перенимали многое полезное у предшествовавшей цивилизации. Помимо того, что арабы перевели и сохранили некоторые произведения античной научной литературы, они заимствовали у ромеев (как называли себя греки до 15 века) общественные бани и отношение к ним. Известно, что у арабов очень высоко стояла медицина, и она основывалась, главным образом, на античных представлениях о важности личной гигиены.

В средневековых арабских городах общественная баня стала таким же культовым предметом, как и в Римской империи. Отсюда бани распространились по всему мусульманскому Востоку, в том числе в Хорезме и Золотой Орде. Знаменитая турецкая баня не что иное как та же римская баня, заимствованная пришедшими в Малую Азию турками-сельджуками. В Сарае существовало немало общественных бань. Сигизмунд Герберштейн, посетивший Москву в начале 16 века, писал о том, что в русской столице живёт обширная татарская колония, у которой много мечетей и бань.

И всё-таки это славянское явление

Однако верно ли приписывать появление бань на Руси только внешнему влиянию? Возможно, общественные бани и были таким заимствованием. Но ведь до сих пор большинство русских предпочитает небольшие приватные бани. И наверняка эта привычка идёт со старины. А о том, что древние славяне и русы мылись в банях, есть немало летописных свидетельств.

Начнём с того, что княгиня Ольга пригласила древлянских послов помыться в бане. А это между прочим, середина 10 века, до всякого исламского или византийского влияния. Правда, вместо бани им устроили погребение заживо, но сам факт мытья в банях как культурного элемента славян в этом летописном сказании упомянут! Ну и так далее, во многих источниках из истории раннесредневековых славян упоминаются бани.

А как же быть со словом «баня» латинского корня? Чешский славист Любор Нидерле убедительно показал, что древнейшим обозначением бани у славян было слово «мовница»! От слов «мыться», «омовение». Так что название ничего не говорит о происхождении явления. Ведь в слове «шапка» тоже латинский корень, но это же не означает, что до знакомства с культурой романских народов Западной Европы восточные славяне не носили головных уборов!

Так что русская баня, подобно японской, появилась совершенно самобытно, без всяких внешних культурных воздействий.

Традиционная татарская баня

Исследователи булгарских и золотоордынских городов пришли к выводу, что уже в XIV веке поволжские татары имели в поселениях множество бань, вполне хорошо обустроенных для того времени. Как и на Руси, баня играла огромную роль в жизни других народов, не только как помывочное заведение, но и как место для проведения культовых обрядов. В современном Татарстане стараются изучить и возродить традиции банного искусства предков. Создатели Комплексов Казани, сауны Набережные Челны и других городов ищут в старинных книгах, исследованиях ученых, музеях сведения, особые приемы прошлого.

Русский путешественник И.Лепехин пишет в сборнике о казанских татарах 18 века: «Почти у каждого баня, в которой они ежедневно парятся». Бани простого бедного люда мало отличались от древнерусских сооружений. Их также строили по типу землянок или низких домиков из дерева. Топили по-черному или по-белому дровами, парные по устройству идентичны. В богатой семье баня была украшением двора. Их строили перед домом в саду, старались возвести по-настоящему красивые здания. Это были деревянные постройки из нескольких комнат: прихожей, предбанника, собственно парной. В комнате отдыха — предбаннике — обычно устраивали место на полу для традиционного мусульманского приема гостей и угощения — нары, подушки, курпэ. В отличие от русской бани, в татарской приспособления для обливания водой — кумганы — всегда находятся в предбаннике.

Многие современные сауны Набережные Челны стараются в убранстве помещений поддерживать традиционный восточный стиль. Стены, потолок, пол, как в турецких банях — могут быть украшены орнаментом с мусульманскими мотивами. Используются исконно яркие цвета в отделке. Традиция делать помещения бань радостно-праздничными идет очень глубоко в историю. Еще в средние века к походу в баню люди готовились заранее: подбирали чистую одежду, наряжались, и уходили в такое учреждение надолго. Здесь долго мылись, брились, обрабатывали ногти, очищали кожу натуральными скрабами из соли, меда. Мужчины брили здесь головы. Особый ритуал соблюдали женщины.

Благовония в татарской бане

В татарской бане, как и другой восточной, всегда царит аромат благовоний. Не потому, что их специально добавляют в воду, или на камни печи. Ароматическими маслами женщины востока издревле натирали тело. Происходит это обычно в конце банных процедур, которые также проходили по веками сложившемуся сценарию. В баню шли рано утром, но не на голодный желудок. Брали с собой личные принадлежности: тазики для воды, простыни, полотенца. Не спеша слегка мылись, только потом шли в парную. Здесь четко соблюдалась возрастная иерархия: более пожилым людям всегда уступали лучшие места на полках, давая им возможность разместится удобно. Даже зашедшему в парную позже всех старику всегда найдется место — молодежь вежливо выйдет. Такие традиции сохраняют и сегодня сауны Набережных Челнов. После парения обливались водой из кувшинов для омовения. Эти изделия из ценных металлов с тонкой чеканкой или керамические с глазурями и орнаментами необычайных расцветок, в настоящее время нашли свое место на полках музеев. Во многих семьях дома хранятся старинные предметы интерьера домашних бань.

Для гостей Татарстана в интерьерах под старину и с традиционным восточным гостеприимством работают сауны Набережные Челны, Казани и других городов.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/kogda-poyavilas-banya-u-tatar/

Оцените статью
Про баню