Тащить корову на баню

Распространённый сюжет

В псковских говорах обнаружена фразеологическая единица тащить вола на байню со значением ‘заниматься бесполезным делом; лодырничать’.

Это значение, соответственно подходу Б.А.Ларина, является метафорическим речением: должно подаваться под знаком «треугольника» в Псковском областном словаре, так как у выражения сохраняется исходный образ. А образ здесь такой, что, даже не зная обстоятельств действия, как носитель языка понимаешь, что загонять, тащить вола (корову) на крышу бани — глупое занятие. Оказывается, источником для этого выражения является псковская сказка типа Про Лутошку. В данном сборнике это сказки Про быка (№ 64, Порховск. р-н) и Про Латоньку (№ 65, Пустошкинск. р-н). В первой сказке говорится, что жили-были дед и баба . Поставили баню, и на бане выросла трава Баба и говорит: «Дед, дед, давай-ка посадим быка набайню». (В данном месте это выражение свободное, называющее конкретное действие, только, естественно, неразумное: конечно, раз выросла на крыше трава, надо отдать её быку; но неумные люди не догадались, что можно траву сорвать и тем самым накормить ею скотину.) Ну вот, посадили они быка, стали снимать — никак деда задавил. (В единственной сказке (из Порховск. р-на) на эту тему неразумное действие заканчивается трагично для одного из исполнителей этого действия.)

Во второй сказке более часто распространённый сюжет: уходит сын от довольно неразумных (типа умной Эльзы в сказках, собранных братьями Гриммами) родителей. «Не буду я с вами жить», — говорит сын. Идёть, а там старик со старухой корову тянуть на баню траву есть. В сказк? описываются подробности этого действия: корова завязана, за роги тянуть. В ответ на вопрос крестьянского сына, что эти люди делают, они отвечают: «А трава на бане выросла». Со словами: «Ай, дураки» — крестьянский сын полез, сорвал эту траву, кинул им. Яну стала корова исть (№ 65). Разумный герой своим действием показывает образец логичного поступка. И подобным образом (конкретным своим действием) герой затем исправляет еще не одно неразумное поведение других неразумных персонажей: показывает, как коня надо запрячь (не в хомут его вдевать, а хомут надевать на коня); как- кисель необходимо сварить… Так, походя по свету, герой, оказывается, вне дома обнаружил еще больше несуразностей…

Иногда сказка (например, Про Лутошку была записана в одной из диалектологических экспедиций) повествует о солдате, возвращающемся домой после службы: по пути он исправляет аналогичные неразумные действия других людей.31

В сказке Как дед другую жену искал (№ 66, Опочецк. р-н) рассказано, что пошел умный муж от своей глупой бабы искать себе умную. И видит, как какая-то баба на крышу заволакивала этого поросёнка. который травки хочет (а трава выросла на крыше бани). В этой сказке подробно описывается событие: Тащит, привязала к поросёнку какие-то вожжи ти верёвку и тянет поросенка на крышу. Поросёнок вижжит, пищит, не хочет на крышу лезть! На вопрос деда, что баба делает, она рассказывает, как ездила в Опочку на ярмарку за поросенком, а теперь хочет покормить его травой: «У меня на крыше самая лучшая [трава]! Я вот только его на крышу сейчас засажу, он наестся травы и будет хороший и здоровый». И далее следует очень современное объяснение поступка: «Мне сказали, очень витамины полезны’» Дед ограничивается только нравоучением («…ты не тем занимаешься» — отсюда и смысл будущего фразеологизма) и указанием, что надо спустить «поросенка на землю» и накормить его «хорошей травой» на земле. В ответ на слова-совет деда следует удивленно-растерянное у бабы: «Да?»

Зная содержание подобных сказок, лучше понимаешь значение образного фразеологизма тащить вола на байню ‘заниматься бесполезным делом; лодырничать’.

Достоинством многих сказок можно считать рифмованные строки. Это могут быть выражения, входящие в текст повествования как фразеологические единицы разной степени семантической спаянности.

Раскрутка сайта в иркутске seo продвижение сайта в иркутске.

Источник статьи: http://istorya-pskova.ru/rasprostranyonnyj-syuzhet/

Тащить корову на баню

Тащи корову на баню, травы много.

Смотреть что такое «Тащи корову на баню, травы много.» в других словарях:

Тащи корову на баню — травы много — Народн. Шутл. ирон. О действиях бестолкового человека. ДП, 452 … Большой словарь русских поговорок

Читайте также:  Баня теремок на российской

БАНИТЬ — что, ·стар., южн., зап. мыть, чистить водою; на Дону говорят банить белье, банить полы, посуду; вообще: банить ноги, мыть, купать в теплой воде; банить коренную (соленую) рыбу, вымачивать и промывать; банить пушку, чистить ее внутри банником,… … Толковый словарь Даля

КОРОВА — Обойти коров. Новг. Совершить обряд, предохраняющий дом от нечистой силы. НОС 6, 99. Семь коров тучных. Книжн. Архаич. часто Ирон. О мифическом (чаще представляемся в чьём л. воображении) или крайне сомнительном богатстве, изобилии, благополучии … Большой словарь русских поговорок

Тащи корову на баню — травы много

Смотреть что такое «Тащи корову на баню — травы много» в других словарях:

Тащи корову на баню, травы много. — (из прибаски о пошехонцах). См. ТОЛК БЕСТОЛОЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

БАНИТЬ — что, ·стар., южн., зап. мыть, чистить водою; на Дону говорят банить белье, банить полы, посуду; вообще: банить ноги, мыть, купать в теплой воде; банить коренную (соленую) рыбу, вымачивать и промывать; банить пушку, чистить ее внутри банником,… … Толковый словарь Даля

КОРОВА — Обойти коров. Новг. Совершить обряд, предохраняющий дом от нечистой силы. НОС 6, 99. Семь коров тучных. Книжн. Архаич. часто Ирон. О мифическом (чаще представляемся в чьём л. воображении) или крайне сомнительном богатстве, изобилии, благополучии … Большой словарь русских поговорок

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/taschit-korovu-na-banyu/

Тащить корову на баню

Иван Петрович Сахаров

Знаменитый археолог, собиратель песен, народных верований, преданий и обычаев, родился в 1807 г. в гор. Туле, в семье священника. Он воспитывался в местной семинарии и потом стал готовиться к поступлению в университет. Собиранием неисчерпаемых в то время материалов по народоведению он начал заниматься еще до студенчества. Выгодное положение русского духовенства, как посредника между простонародьем и образованными, правящими классами, облегчало ему это великое дело.

Но откуда столь светлая идея могла забрести в голову вчерашнего бурсака в то время, когда даже в многоученой Германии только десятки людей относились с уважением и интересом к трудам братьев Гриммов, а сотни смотрели на них, как на чудаков, занятых собиранием такой дряни, на которую не стоит обращать никакого внимания? Сахаров в своих записках сам разъясняет нам это чудо глубоким и деятельным патриотизмом и чтением истории Карамзина, в которой этот патриотизм нашел себе прочную опору.

Много было говорено о влиянии этой знаменитой книги, но еще больше придется говорить о ней; в биографии каждого общественного, литературного или научного деятеля 30-х и 40-х годов видно ее поразительное действие. На Сахарова, как и на многих других, Карамзин влиял двояко: помимо высокого подъема национального чувства и «народной гордости», Карамзин дал ему прекрасный, плавный слог, которому он остался верен, несмотря на некоторый недостаток литературного образования и на резкости, в которые завлек его впоследствии дух его литературно-ученой партии, в то время не отличавшийся терпимостью.

Еще до студенчества И. П. Сахаров начал «печататься»: он работал одновременно с другими над историей родного города; часть этой работы издал тогда же, а часть послужила материалом для нескольких археологических статей, изданных впоследствии.

В 1830 г. Сахаров поступил в Московский университет на медицинский факультет; занимался он своей специальностью довольно усердно, но и в это время не оставлял излюбленных работ по археологии и народоведению, печатал статьи и собирал песни, обряды и предания. В 1835 г. он окончил курс лекарем, а в 1836 уже издал 1-ю часть своих знаменитых «Сказаний русского народа», которая через год потребовала переиздания. В 1837 г. он напечатал «Путешествие русских людей в чужие земли», а в 1838 приступил к печатанию «Песен русского народа» и в то же время с редким усердием при своих ничтожных средствах руководимый только горячей любовью к своему святому делу, продолжал издавать по рукописям чрезвычайно важные памятники старинной русской литературы.

Между тем его медицинская служба шла своим чередом; он был одно время университетским доктором, потом перешел на службу в почтовое ведомство, начальник которого, образованный князь Александр Николаевич Голицын, обратил внимание государя на бескорыстные ученые труды своего подчиненного. Государь поручил их рассмотрение министру просвещения, незабвенному по своей любви к науке гр. Уварову. Сахаров в 1841 г. получил высочайший подарок и увеличенный (вдвое) оклад жалованья.

Читайте также:  Можно ли ходить в баню при диарее

В том же 1841 г. вышел 1-й том его «Сказаний» в большом октаве (3-е издание), в который он внес и песни; 2-й том этого издания вышел в 1849 г.; он заключает в себе массу интереснейшего историко-литературного материала, изданного не всегда с ученой точностью, но всегда по лучшим из известных тогда рукописей; многие важнейшие памятники нам известны исключительно по «Сказаниям» Сахарова; не будь их, история нашей допетровской литературы имела бы иной, несравненно более тощий и жалкий вид.

Иван Петрович Сахаров умер в сентябре 1863 г., в Валдайском уезде; последние годы его жизни, по словам знакомых, были медленной агонией много потрудившегося деятеля.

Обвинять Сахарова за то, что он, издавая памятники, не всегда придерживался строгого филологического метода, принятого в наше время, что он не указывал с точностью место записи предания или песни, что он не отмечал особенностей говора, что он не всегда отличал деланую литературную сказку от народной, даже за то, что он позволял себе подправлять стих в песне, слог и содержание в сказке,- значит обвинять его время за то, что оно не было нашим временем; и братья Гриммы в немногих из своих «Наus und Kindermarchen» сохранили особенности говора и народной речи; и лучшие германисты 30-х годов при издании памятников средневековой поэзии зачастую предпочитали более верному чтению варьянт, дающий более красивый смысл.

«Сказания» Сахарова имели огромное и благотворное влияние на историю русского народоведения: они возбудили глубокий интерес и уважение к памятникам народного творчества в довольно широком круге русского общества; благодаря им и трудам, частью или всецело на них основанным, выражение простонародный навеки изменило свой смысл; с книгой Сахарова в руках Киреевские, Рыбниковы, Гильфердинги, Чубинские отправлялись в свои экспедиции; с нее начинали свои подготовительные работы Буслаевы, Афанасьевы, Костомаровы; она же должна была быть настольною книгою у их многочисленных эпигонов…

Биография Ивана Петровича Сахарова

К сожалению, «Сказания русского народа» давно уже стали библиографической редкостью; «Песни» (изд. 1838-1839 гг.) и отдельные части 2-го издания «Сказаний» еще можно найти у букинистов за доступную цену, но «Сказания» в 3-м, единственно полном, издании едва можно приобрести за 25 рублей; особенно редок 1-й том, который даже выкраден из Императорской публичной библиотеки в Петербурге и не пополнен до сих пор.

А между тем «Сказания» важны не для одних студентов и специалистов: благодаря трудам русских ученых в последние десятилетия среди образованной публики возник серьезный интерес к народной жизни, быту, преданиям, верованиям. Теперь изучение народности вообще и народных «суеверий» в частности не является исключительно делом ученой любознательности, а делом практической необходимости для всякого практического деятеля, как изучение почвы для агронома.

Специалисты в своих статьях, кроме «Сказаний» Сахарова, не без основания заподозренных в ученой неточности, пользуются другими, позднее собранными материалами: отдельно изданы песни того или другого края обширной земли русской; отдельно изданы по рукописям и записям заклинания, загадки; издаются во множестве уголовные дела о чарованиях; то, что Сахаров называет «Чернокнижием», послужило задачею целого ряда солидных исследований. Но между всеми этими исследованиями и материалами нет и долго еще не будет возможности указать одну книгу, которая представляла бы так прекрасно составленный и так общедоступно изложенный обзор целого ряда явлений по народоведению. Публика не нуждается в указании номера и палеографических признаков рукописи, из которой взят любопытный материал, ни в обозначении уезда и волости, где записано сказание; варьянты и особенности говора только отпугивают ее; легкость и гладкость изложения для нее с избытком выкупают недостаток скрупулезной, научной точности.

«Сказания» Сахарова имеют еще одно неоспоримое достоинство перед современными трудами и изданиями того же рода. «Народоведы» последнего времени довольно резко разделяются на два вечно воюющие лагеря. Одни из них — школа национально-мифологическая- склонны выводить все предания, произведения устной поэзии, обычаи, верования из основ народной дохристианской жизни, даже из арийской прародины; другие — школа литературного заимствования- отыскивают, откуда народ усвоил, перенял тот или другой сюжет, то или другое предание и обряд; исследуют пути этого усвоения, разрывают главным образом толстый слой наносных, послехристианских традиций.

Источник статьи: http://www.litmir.me/br/?b=119616&p=44

Суеверия от Буренки. Приметы при покупке коров

Народные приметы давно доказали свою достоверность, поэтому помогут понять, как выбрать хорошую корову. Иногда наши предки полагались даже на суеверия, которые советуют фермерам быть внимательными в процессе самой покупки: нельзя торговаться и непременно следует взять сдачу. Считается, что скупость или чрезмерная щедрость при приобретении буренки недопустимы. Остальные нюансы относительно распознавания достойной особи будут подробно изложены в этой статье.

Читайте также:  Кто топил баню на руси

Мясные и молочные коровы

В вопросах разведения скота необходимо выбирать, с какой целью выращивать коров. Буренки подразделяются на несколько пород:

Мясных коров не доят, их сразу после покупки начинают усиленно откармливать натуральными продуктами и в знак благодарности, животные набирают вес. Мясо такой телки нежное и вкусное. В случае, если главной целью фермера являет молоко, то ему стоит выбрать молочную буренку, с нее можно получить до 50 л лакомства в день.

После окончательного решения производится следующее действие: поход на животноводческий рынок. Помочь с выбором могут приметы при покупках коровы, которые будут изложены ниже.

Узнать, как выбрать корову можно, обратив внимание на физическое состояние животного. Здоровые и молодые буренки на ярмарке энергичны и отличаются глубоким ясным взглядом. Голова гордой телки должна быть удлиненная, а шея ровная. Кожа молочной коровы гладкая, без ран и порезов. Хорошая особь будет женственная, а это можно определить по ее заду — он должен казаться очень широким, ведь именно в этой части туловища скрываются детородные органы.

Согласно суевериям, хороших коров порядочный продавец отдает вместе с подойниками. Буренки должны вести себя смирно и не брыкаться — это укажет на то, насколько просто животное будет доить.

Возраст коровы и его особенности

Перед тем, как выбрать молочную корову, необходимо научиться определять ее возраст. Согласно народным приметам, узнать, сколько лет буренке, помогут ее рога. Покупателю рекомендуется к ним присмотреться и сосчитать завихрения, а к этой цифре прибавить еще 3 единицы. В этом случае получится с достоверностью понять, насколько животное старое.

Молоко дают буренки всех возрастов, но больше всего полезного лакомства получится «собрать» с коровы средних лет. Именно такие телки уже хорошо приучены к процессу доения и не брыкаются, показывая характер новому хозяину.

Покупать лучше всего корову, которая уже телилась 2-3 раза . Согласно народным поверьям, такая буренка находится на пике сил и уже доказала свою выносливость при родах. В этот период телка еще не старая, поэтому долго будет радовать хозяина большими удоями.

Многие фермеры стремятся к тому, чтобы купить самую молодую особь. Но приобретенный теленок может принести немало бед, ведь такая коровка еще не привыкла к доению и будет долгое время брыкаться. Процесс привыкания молодого животного может затянуться до 2 месяцев.

Опытные заводчики коров, у которых большой запас терпения и сноровки, вполне могут приобрести теленка и с ранних лет заручиться доверием молодого животного. С процессом первых доений и особенностями строптивого характера буренок в этом возрасте они знакомы, поэтому приручить телку получится быстро.

Приметы при выборе дойных коров

В большинстве своем народные приметы при покупке коров сводятся к тому, как правильно выбрать дойную буренку. Обратить внимание покупателю стоит на вымя особи: оно не должно быть сильно обвислым, наоборот, должно напоминать полную бочку.

Также дойную корову можно определить по ее характеру. Фермеру советуют подойти к буренке и предложить ей небольшой кусочек хлеба. В случае, если телка вяло отреагирует на лакомство и подойдет к нему в развалку, — вы подходите друг другу. Сразу после этого аккуратно подойдите к животному и собственноручно попробуйте его подоить.

Струйка должна быть толстой, а полученная жидкость насыщенной. Сразу после этого нужно сделать глоток коровьего молока и прочувствовать его вкус. У здоровой буренки оно будет сладким, а больное животное «выдаст» лакомство с горечью.

Здоровье выбираемого скота напрямую зависит от ухода за животным. Если предыдущий хозяин хорошо мыл и кормил буренку, ее вымя будет чистым, а телосложение подтянутым.

Корова после покупки

За покупкой КРС следует период привыкания буренки к новому дому. Животное очень чувствительно, поэтому новоиспеченному хозяину придется отнестись к этому процессу с большой внимательностью.

Согласно народным приметам, только что купленную корову стоит угостить кусочком хлеба прямо с печной заслонки. Тогда животное не будет скучать по предыдущему хозяину и быстро привыкнет к новому двору.

Общайтесь с нашими читателями, оставляя комментарии – тут вы можете обмениваться мнениями и информацией.

И обязательно подписывайтесь на канал, чтобы вступить в клуб настоящего фермерского хозяйственника!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/znaifermu/sueveriia-ot-burenki-primety-pri-pokupke-korov-5fa5fe213a59d851059e341d

Оцените статью
Про баню