Шесть самых древних бань Москвы
Между прочим, Москва готова дать если не фору, так пару многим банным столицам: еще в начале XIX века в городе было уже 1,5 тыс. частных и 70 государственных бань. Мы посмотрим самые извечтные и старинные из них.
Сандуновские бани
Они не могли быть вместе из-за гонений и угроз влиятельного графа, но покровительницей их брака стала сама императрица Екатерина Великая. Речь идет о Силе Сандунове и Елизавете Урановой — артистах театра, а впоследствии основателях Сандуновских бань. Покинув Петербург, продав драгоценности, подаренные императрицей на их свадьбу, пара потратила средства на основание в 1808 году старейших и известнейших на сегодняшний день бань Москвы.
Построенные им бани пережили пожар 1812 года и простояли около 80 лет, сменив после первого владельца немало хозяев. В 1818-19 гг. речку Неглинную заключили в подземный коллектор, что в значительной степени способствовало улучшению санитарной обстановки на участке бань и росту их популярности.
Накануне премьеры фильма «Броненосец «Потемкин»» режиссер Сергей Эйзенштейн с ужасом осознал, что в Одессе они забыли снять важную сцену. Режиссер решил снимать эпизод в Сандуновских банях. Днем спешно подготовили макеты кораблей для съемок, а уже к следующему вечеру фильм вышел с добавленным эпизодом.
В Сандунах же снимали сцену Ледового побоища в фильме Эйзенштейна «Александр Невский»: рыцари уходили под искусственный лед того же бассейна.
А вот сцена в бане из «Иронии судьбы», несмотря на широко распространенное мнение, была снята не в Сандунах, а под лестницей на «Мосфильме».
Хлудовские бани
Успех Силы Сандунова не давал предпринимателям покоя, и в 1889 году по заказу купца Герасима Хлудова был построен комплекс доходных домов и бань Хлудовых. Первый корпус возвели в 1881-м, но строительство продолжалось еще двенадцать лет. Хлудов также планировал построить маленький дворец в восточном стиле и даже приказал заложить фундамент, но неожиданно заболел. Умер он на 64-м году жизни.
Торжественное открытие комплекса состоялось уже после смерти Хлудова, в 1893 году. Все наследство осталось четырем его дочерям, которые были практичней отца и решили вместо восточного дворца построить шикарные бани, в коих город в те годы нуждался. Огромные залы с потрясающим декором ничуть не уступали Сандунам.
И хотя все инженеры, техники, электрики и сантехники по завершении строительства Центральных бань были направлены работать в Сандуны, конкурентами эти парные не стали: они были ориентированы на разных клиентов. Если в Сандунах мылись купцы попроще, то в Центральных — богатые промышленники, банкиры, известные ученые, музыканты, врачи и т.д.
После 1917 года Хлудовым пришлось уехать во Францию, и в советское время бани стали называться «Центральными». Они работали до начала 1990-х годов. В 1924-1925 в здании бывшего доходного дома Хлудова работал Московский коммунальный музей — предшественник Музея Москвы. В 1934 здание надстроили двумя этажами.
Во время Великой Отечественной войны в банях был организован пункт раздачи лекарств для военных, а позже — и для гражданских, страдающих диабетом. Также во время войны, чтобы было теплее, бойцы под гимнастеркой носили картонные «жилеты», за что и получали от начальства: не по уставу.
Сотрудники бань, решив помочь солдатам, вырезали из журналов портреты Сталина, которые те клеили на картон — командиры теперь не рисковали изымать у бойцов «жилеты».
Краснопресненские бани
Краснопресненские бани были государственными до середины XIX века, когда у города их купили ямщики Бирюковы, у которых они оставались до Октябрьской революции 1917 года. В 1903 году для своих бань «банный король» Бирюков возвёл в стиле модерн красивое одноэтажное здание. Отделано оно было роскошной лепниной, ковкой, резными дверьми. На углу над главным входом в подковообразную нишу было помещено керамическое панно «Лебеди» работы Михаила Врубеля.
Бирюковы были старообрядцами. Рассказывают, что ямщики посещали баню после каждого возвращения в Москву из дальнего пути, то есть обычно два-три раза в неделю, и каждый поход в баню торжественно обставлялся: впереди шествовал ямщик с веником, за ним его супруга с «мыльною корзиною», следом дети, родня, которые несли шайки, самовар и калачи.Фото 1947 года. В конце 1905 года пресненские революционеры организовали в банях госпиталь. В перерывах между боями там парились дружинники, которые обороняли баррикады у Горбатого моста и у Кудринской площади. Здание бань сильно пострадало от обстрела правительственных войск. В 1908 году они были заново восстановлены. После революции поменял название район, были переименованы улицы, бани были названы Краснопресненскими, но в народе их все равно именовали Бирюковскими.
Когда в 70-е годы началась реконструкция Красной Пресни, ширина улицы увеличилась более чем в два раза и все старые дома по нечетной стороне улицы были снесены. Так, в 1980 году Пресненские бани прекратили свое существование на старом месте: там выстроили Венгерское торговое представительство и киноцентр, а бани переехали ближе к метро.
В Краснопресненских банях один из лидеров силового блока волговско-рузляевской ОПГ Евгений Совков периодически встречался со своими подельниками и представителями других ОПГ. Видимо, отдавал дань столичным традициям, ведь это было одним из излюбленных мест для сборищ криминальных авторитетов.
26 декабря 1997 года Совков направился на очередную такую «стрелку», которая стала последней и для его ни в чем неповинной подруги.
Челышевские бани
Хозяева в те времена «пользовались всеми правдами и неправдами, чтобы выдавливать из всего копейки и рубли.
«В некоторых банях даже воровали городскую воду», — писал Владимир Гиляровский в «Москве и москвичах». Так, например, известна история, как пруд во дворе в Челышевских банях, который всегда полон воды, «вдруг высох, и бани остались без воды. Но на другой день вода опять появилась — все пошло по-старому». О том, что случилось, куда исчезла и откуда снова появилась вода, на широкую публику не сообщили; о событии не узнало и начальство, а тот, кто знал, с выгодой для себя не никому ничего не сообщал.
Оказалось, что на Лубянской площади был бассейн, откуда брали воду водовозы. «Вода шла из мытищинского водопровода, и по мере наполнения бассейна сторож запирал краны. Когда же нужно было наполнять Челышевский пруд, то сторож крана бассейна не запирал, и вода по трубам шла в банный пруд». Говорят, что как-то сторож остался недовольным платой за свою «забывчивость» и специально перекрыл в бане воду.
Селезневские бани
Едва ли не самые старые бани в столице — Селезневские, или Селезни. До революции их называли еще и Самотецкими. На фасаде красного одноэтажного особняка на Селезневской улице четыре цифры: «1851». Это — год их основания, то есть, по возрасту бани вторые в Москве после Сандунов.
Воду для Селезневских бань брали из расположенных рядом Неглиненских прудов в верхнем течении реки Неглинной. Один из этих прудов на правой стороне улицы сохранился и сейчас называется Селезневским. Дальнюю от улицы часть банного комплекса построили в 1870-х годах, а фасадную — в 1888 году по проекту А.П. Попова. Фасадная часть состоит из двух корпусов с отдельными входами. Правый корпус предназначался для простонародья, а левый — для знатных посетителей.
Но в советское время Селезневские бани приобрели репутацию дорогих, и простые люди туда не ходили.
Ржевская баня
Еще одна старинная баня — Ржевская в Банном проезде (прежде — Корзуновский переулок).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43042928034/SHest-samyih-drevnih-ban-Moskvyi
Питерский театр Karlsson Haus готовится отпраздновать новоселье в бывшей бане
Питерский театр Karlsson Haus готовится отпраздновать новоселье в бывшей бане
Игорь Бочкин и Анна Легчилова рассказали, почему так долго скрывали сына
Житель Дагестана простил жену за подмену младенцев куклами
Бывший возлюбленный Юлии Началовой требует у ее родителей 20 миллионов
Как Цивин и Дрожжина по чужим билетам проникали на закрытые вечеринки
Выдавшую кукол за мертвых детей дагестанку проверят психиатры
Пугачёва дерзко ответила на страшное предупреждение экстрасенса
Первое интервью домработницы Баталовых
Звезда «Улиц разбитых фонарей» пять лет билась за квартиру с лепниной и позолотой
Драка с участием Владимира Епифанцева в Петербурге
Почему не стоит сдавать сумки в камеру хранения в магазине
«Это действительно опасно»: Маск испытал на обезьяне проникновение в мозг человека
Жительница Дагестана объяснила, зачем выдала кукол за мертвых младенцев
Кукольный театр Karlsson Haus открывает новую сцену и расширяет репертуар.
Знаменитый петербургский коллектив, лауреат «Золотой маски», был создан в 2005 году. Всё это время основной аудиторией театра на Фонтанке были дети. Теперь у труппы появилась новая площадка в здании бывшей бани на Фурштатской улице. В этом сезоне в афише Karlsson Haus появятся спектакли для взрослых, лекции и . Но веселье никуда не исчезнет.
Анна Павинская, директор театра Karlsson Haus: «Это холл нашего театра, пока здесь не всё готово, но мы его обживем. И со временем появятся новые предметы. Тут у нас будет буфет, здесь появятся столики, где можно будет попить кофе. Мы делали площадку для нашего взрослого репертуара, который не так давно появился в театре. И надеемся, что это станет неким , в которое будут приходить интересные коллективы и не обязательно театр кукол».
Корреспондент НТВ Антон Зыков осмотрел новое здание театра. Подробнее в видеоматериале.
Источник статьи: http://www.ntv.ru/novosti/1681816
Будет «баня» для театров?
7 апреля 2020 , 21:27 Татьяна Москвина, Писатель, критик, драматург
Так случилось, что последним спектаклем, который мне удалось посмотреть до «мировой паузы», оказалась премьера «Бани» Маяковского в Александринском театре (Санкт-Петербург), постановка и сценография главного режиссёра театра Николая Рощина. Примечательно, что коллизии пьесы вызывают сегодня явные и крупные ассоциации – прежде всего с судьбой театра в принципе и театров в частности.
«БАНЮ» Рощин поставил пару лет назад, но, видимо, недовольный качеством спектакля, закрыл и перепоставил его на новый лад, и это редкий случай плодотворного упрямства. «Есть спектакли такие слабые, что никак не могут сами сойти со сцены» – этот афоризм Станислава Ежи Леца весьма актуален для наших театров, где кое-как замаскированные провалы упорно предъявляли публике. Новая «Баня», длящаяся два часа без перерыва, оказалась зрелищем небессмысленным, динамичным и отчасти занимательным. А оригинальная мобильная конструкция, меняющая сцену, напоминает об эстетике времени действия пьесы (конец 20-х годов прошлого века), но также демонстрирует нешуточную мощь современных технологий.
Молодые изобретатели соорудили машину времени, и из светлого коммунистического будущего к ним поступает предложение – делегировать из настоящего в будущее тех, кто для такого перемещения годится. Машину надо доработать, и наши изобретатели отправляются в бюрократическую цитадель – Главное управление по согласованиям, от начальника которого – главначпупса Победоносикова зависят выдаваемые субсидии. Начинается сатирическая панорама нравов советской бюрократии, довольно остроумная – во всяком случае репризы Маяковского вызывают неизменное оживление в зрительном зале. Режиссёр не зацикливается на советских тематике и символике, его бюрократы, исполняемые отличными артистами (Игорь Волков, Сергей Кузнецов, Сергей Мардарь) – это скорее образы бесстыжих цельнолитых «начальников» вообще. Действие не маскируется под какую-то там «правду жизни», но откровенно происходит в театре, на сцене. Бюрократы прибыли смотреть некую пьесу о себе, они недовольны и вмешиваются в ход событий, но тем не менее машина времени всё ж таки запускается, и в светлое будущее берут не всех…
Хотя происходящее на сцене, будучи по большей части игрой чистых театральных форм, меня никак особо не волновало, я смотрела на сцену с любопытством и уважением к постановочному размаху спектакля. Но, вспоминая его, нахожу некоторые соответствия хода событий «Бани» с моментом дня.
Театры закрыты. Будущее неведомо, но оно наступит – и все ли сценические организмы в нём окажутся? И будут ли они такими, какими были?
Многие коллективы решили показывать в Интернете записи своих спектаклей. Или даже специально играть их в пустом зале и транслировать онлайн. То, что являлось достоянием круга театралов, стало общедоступным. Те, кто был в театре, может, два-три раза в жизни, могут посмотреть, к примеру, авангардные московские постановки и узнать, «за что они там «золмаски» получают и на что государственные деньги тратят». О‑хо-хо. Я вам вот что скажу: сегодня народу лучше на глаза не попадаться. Благодарные и сочувственные отзывы, конечно, поступают, но возмущённых криков «это что такое?!» в разы больше. Для восприятия современного театра большая привычка нужна, опыт надобен, желание и возможность понимать, а вообще-то, кто в этой каше не варился, тот вряд ли будет ею увлечён.
Вот та же Александринка, где на Новой сцене в начале апреля была запланирована премьера спектакля Андрия Жолдака «Нана» по роману Золя, провела эту премьеру онлайн. Анонсы объясняют, что для Жолдака «литературная основа становится отправной точкой для театральных сновидений, фантазий, провокаций с тем, чтобы проникнуть в глубины человеческой психики». Я, товарищи, в театр хожу полвека, сделалась, как носорог, и только вздыхаю, что мне ни покажи – даже сновидения Жолдака, которые уже лет 20 как не меняются. «Глубины человеческой психики» там предстанут в виде мокрых, всклокоченных и как бы бесноватых актрис, пляшущих босиком на этой самой едва различимой «литературной основе». Но людям-то это за что? Одно утешение – в отличие от героини романа Золя онлайн-Нана отдаётся бесплатно.
Думаю, для онлайн-трансляций и показа записей спектаклей нужен строгий отбор. То, что годилось для узкого круга зрителей в спокойные времена, негоже во времена больших испытаний. Это не значит, что театры должны бежать за пеной дней и ставить специальные «спектакли катастроф», и идея одного московского театра воплотить немедленно «Белую болезнь» Карела Чапека не кажется мне плодотворной. В блокадном Ленинграде, где «музы не молчали», люди рвались не на актуальные пьесы, они шли в Театр музкомедии на «Сильву» Имре Кальмана, и я их понимаю. Сама бы посмотрела хорошую «Сильву», да где её сейчас найдёшь? Где найдёшь добротную классику, не ставшую «литературной основой» для чьих-то дурацких сновидений? Актёров на сцене, от которых глаз не оторвать, которые не стали марионетками режиссёрских проказ?
Даже когда карантин отменят, некоторое время люди будут осторожничать и соизмерять своё желание выйти в мир с рисками и необходимостью таких рисков. Театры ждут суровые испытания – в будущее, как в «Бане» Маяковского, возьмут не всех.Придётся отвечать на самые простые (они же главные) вопросы: о чём наш театр? Зачем он? Для чего сегодня надо выходить на сцену? Нужно ли это людям? И что им нужно?
Придётся пересматривать и репертуар, и кадровую политику – вряд ли в будущем понадобятся сто первое издевательство над Чеховым или Шекспир в качестве попираемой «литературной основы». Модные вчера режиссёрские фигуры мягко уйдут в пески забвения со своим дешёвым эпатажем…
Да многое изменится – дай бог, к лучшему.
Премьера «Ленкома» «Вечный обманщик»: комедия времен ковида и Тартюфа
Певец Брюс Спрингстин был арестован за пьяное вождение
Московский театр сатиры: премьера спектакля «Лес» оказалась успешной
Спецслужбы РФ: Исламисты панируют террористические акты против участников массовых протестов в России
Будет «баня» для театров?
Доктор Бубновский: о том, как не стать обузой для близких в старости
«Таланты и поклонники»: в Театре имени Андрея Миронова вспомнили Островского
Их имена исчезают. У актрис, активно участвовавших в протестах, начались проблемы с работодателями
Путин ответил на вопрос о гипотетическом присоединении Донбасса к России
В театре «Скарабей» состоится новогодняя премьера
Премьера спектакля «Братья Карамазовы»: диалог режиссера Льва Додина с Вселенной Достоевского
Тревожный звоночек для России
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
- Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки
Источник статьи: http://argumenti.ru/culture/2020/04/659317