Презентация по литературе на тему «Пьесы «Баня» и «Клоп» В.В. Маяковского»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ставь прожектора, чтоб рампа не померкла. Крути, чтоб действие мчало, а не текло. Театр не отображающее зеркало, а – увеличивающее стекло. В. В. Маяковский Лозунги для пьесы «Баня», 1929-1930 гг.
«БАНЯ» ДРАМА В ШЕСТИ ДЕЙСТВИЯХ С ЦИРКОМ И ФЕЙЕРВЕРКОМ 1. Время написания пьесы: А) 1914-1915 Б) 1921-1922 В) 1929-1930 2. Как звали главначпупса? А) Товарищ Победоносиков Б) Товарищ Велосипедкин В) Товарищ Оптимистенко 3. Что сконструировал изобретатель Чудаков? А) самопишущую ручку Б) машину времени В) вечный двигатель
«БАНЯ» 4. Любимая пословица Ивана Ивановича. А) Лес рубят — щепки летят. Б) Делу время, а потехе час. В) Видна птица по полёту. 5. Как расшифровали содержание письма, написанного пятьдесят лет вперёд и полученного при первом запуске машины? А) Не влезай – убъёт! Б) Буду завтра в 8 вечера. В) Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 6. Кому из действующих лиц пьесы принадлежат слова: «Публика смотрит в бинокли на сцену, сцена смотрит в бинокли на публику» А) Исаку Бельведонскому Б) Режиссёру В) Никому. Это ремарка автора.
«БАНЯ» 7. С кем планирует отправиться на отдых Победоносиков? А) с мадам Мезальянсовой Б) с женой Полей В) один 8. Кто прибыл к героям комедии из будущего? А) Фосфорическая девочка Б) Фосфорическая женщина В) Фосфорическая старуха 9. В какой год коммунистического века делегатка из будущего должна была забрать лучших? А) 1980 Б) 2030 В) 2420
«БАНЯ» 10. Какое уродливое общественное явление высмеивает в пьесе В.В. Маяковский? А) тунеядство Б) алкоголизм В) бюрократизм 11. Кто из героев пьесы воплощает образ человека нового времени, строителя нового общества? А) Чудаков Б) Оптимистенко В) Фоскин 12. Кому принадлежат последние слова пьесы: «…что вы этим хотели сказать, — что я и вроде не нужны для коммунизма. » А) Чудакову Б) Велосипедкину В) Победоносикову
«КЛОП» ФЕЕРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ 1. Время написания пьесы: А) 1914-1915 Б) 1921-1922 В) 1929-1930 2. В каком городе происходят первые три картины пьесы? А) Саратов Б) Тамбов В) Москва 3. Какое имя взял себе для благозвучия Иван Присыпкин? А) Пьер Скрипкин Б) Джон Скрип В) Иван Скрипка
«КЛОП» 4. На ком женится по сюжету пьесы главный герой? А) Розалия Павловна Б) Зоя Берёзкина В) Эльзевира Давидовна 5. Причина окончания свадьбы А) пожар Б) метеоритный дождь В) землетрясение 6. Кто из героев пьесы был обнаружен замороженным спустя 50 лет? А) Олег Баян Б) Иван Присыпкин В) Зоя Берёзкина
«КЛОП» 7. По какому признаку люди из будущего определили, что замороженный индивид относится к классу трудящихся? А) мозоли на руках Б) ссадины на кулаках В) седина на висках 8. Форма государственного устройства на Земле, установленная в будущем: А) унитарное государство Б) федерация В) конфедерация 9. Какое насекомое прибыло в будущее вместе с главным героем? А) пчела Б) муравей В) клоп
«КЛОП» 10. Какая эпидемия распространяется среди людей от игры на гитаре Присыпкиным? А) влюблённости Б) гнева В) обжорства 11. Какое социальное явление высмеивает в пьесе В.В. Маяковский? А) взяточничество Б) мещанство В) бюрократизм 12. В каком драматическом жанре написана поэма «Клоп»? А) комедия Б) трагедия В) драма
КЛЮЧИ К ТЕСТАМ «БАНЯ» «КЛОП» 1. В 2. А 3. Б 4. А 5. Б 6. В 7. А 8. Б 9. Б 10. В 11. А 12. В 1. В 2. Б 3. А 4. В 5. А 6. Б 7. А 8. Б 9. В 10. А 11. Б 12. А
Источники http://book.uraic.ru/project/Majakovsky/Teatr.html http://literatura5.narod.ru/majakovsky_1913.html https://ilibrary.ru/text/2143/p.1/index.html https://obrazovaka.ru/biblioteka/mayakovskiy/banya-chitat-polnostyu-online Презентацию подготовила учитель литературы Талтанова Светлана Николаевна ГБОУ ЛНР «Фабричненская ООШ І-ІІІ ст»
На изучение темы «Пьесы «Баня и «Клоп». Художественные особенности сатирических пьес В.В. Маяковского» выделен 1 час учебного времени. На урок ученики 11 класса должны прийти, уже зная содержание пьес. Готовы ли они к уроку? Проверим это с помощью тестов.
В презентации представлен материал в виде двух тестов по пьесам «Баня» и «Клоп». 12 вопросов каждого теста помогут учителю определить уровень знаний учениками содержания текста, а ученикам вспомнить ключевые моменты пьес и быть готовыми к основной работе на уроке, целью которого является определение художественных особенностей сатирических пьес В.В.Маяковского. С целью экономии времени учитель может дать вопросы одного из тестов (по своему выбору) или сделать выборку из двух тестов.
Номер материала: ДБ-419711
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник статьи: http://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-pesi-banya-i-klop-vv-mayakovskogo-3564914.html
«Гротескно-сатирическая комедия: «Клоп» и «Баня» В.Маяковского, «Багровый остров» М. Булгакова»
Сатирические мотивы в творчестве В.В. Маяковского
«Мой способ шутить — это говорить правду. На свете нет ничего смешнее, » — писал Бернард Шоу.
Смех, как явление психофизическое, лежит в основе литературного комизма во всех его спектрах от мягкой иронии до едкой сатиры.
В деформированном сатирическом изображении автор имеет возможность показать окружающую действительность, негативные жизненные явления. Таким образом, автор привлекает внимание к проблемам общества. Иногда это делается в преувеличенно комическом виде, используя гротеск — литературный прием, в котором сочетаются реальное и фантастическое, правда вымысел. Такой вид художественной образности позволяет автору ярко и неординарно заострить внимание на контрасте между теми идеалами и ценностями, к котором должны стремиться люди и имеющимся положением дел в настоящем.
В. Г. Белинский определял сатиру как «гром негодования, грозу духа, оскорблённого позором общества. «. В Советское время активно и эффективно использовал сатирические приемы Маяковский для критики мещанства и обывательства, а также в целях пропаганды советской власти и осмеяния всех ее врагов. Его комедии «Баня» и «Клоп» яркий тому пример.
Драматическим произведениям предшествовал ряд стихотворений, в которых Маяковский выступил с колкой сатирой в адрес новых обывателей и чиновников: «Прозаседавшиеся», «Письмо к любимой Молчанова, брошенной им», «Служака», «Подлиза», «Помпадур» и другие .
Комедия «Клоп» была написана в 1928, впервые опубликована в журнале « Молодая гвардия » (1929, № 3 и 4) Премьера спектакля «Клоп» состоялась в Государственном театре имени Мейерхольда в феврале 1929 года. В ноябре 1929-го пьеса была поставлена на сцене Ленинградского филиала Большого драматического театра
О сатирической направленности комедии видно уже из рекламной летучки к спектаклю :
в театре Мейерхольда
на комедии «Клоп».
на демонстрацию «Клопа»
на шутки насекомого.
Это не про тебя,
а про твоего знакомого.
Пьеса «не про тебя, а про твоего знакомого» обличала мещанство и бюрократизм, в борьбе с которыми, по Маяковскому, формировался новый человек, укреплялся социалистический строй.
Жанр пьесы — феерическая комедия – вполне оправдан. Благодаря замыслу автора мы попадаем в два временных пространства, из 1928 в 1978.
Интересно в композиционном плане начало произведения, где используется излюбленный Маяковским прием полифонии : рекламные куплеты, которые исполняют продавцы, воссоздают пеструю атмосферу так называемой эпохи нэпа (новой экономической политики 20-х годов XX века), сущность которой заключалась в том, что крестьянам разрешили продавать излишки сельскохозяйственных продуктов.
Реплики продавцов создают в художественном пространстве произведения атмосферу мещанства. В лексике нарочито сопрягаются бытовой и политический аспекты («битвы, ножи и языки для дискуссий», «республиканские селедки»). Чего стоит только одна реплика Баяна: «Зачем вам сливаться с мелкобуржуазной стихией и покупать сельдей в таком дискуссионном порядке?». Никчемность и абсурдность всего этого действа подчеркивает яркий сатирический образ, несколько раз повторяющийся в тексте: «Бюстгальтеры на меху». Комический эффект усиливает сам Присыпкин которой величает их «аристократическими чепчиками».
В изображении жителей 1928 года мы чувствуем едкую насмешку, а сцена свадьбы вызывает даже некое отвращение. Главный герой (Присыпкин) с легкостью меняет свою обывательскую фамилию на возвышенный псевдоним Пьер Скрипкин так же легко ,как бросает любящую его Зою ради богатой Эльзевиры Ренессанс. Сцена свадьбы это фарс, многоголосый, громкий и пошлый. И как бы герои не старались, как бы не прикрывались изысканными фразочками и жеманными жестами, о Бетхове́́́́́не они явно ничего не знают. Да и куда им, их музыка это как раз песенки Баяна :
« Съезжалися к загсу трамваи
там красная свадьба была.
Жених был во всей прозодежде,
из блузы торчал профбилет!»
Нельзя не остановиться на фамилиях, конечно. Здесь В.В.Маяковский вновь показывает свое мастерство. Превращение Пети Присыпкина в «изысканного» Пьера Скрипкина (не простая фамилия, а действительно «романс»), не просто говорящие, а «кричащие» фамилии Ренесансс, Баян. И наверно финал свадьбы вполне закономерен: Маяковский показывает, что у таких людей нет будущего.
Попадая в другую, новую и прекрасную реальность Присыпкин не чуть меняется . Попав в мир будущего, Присыпкин оказывается настолько чуждым людям 1979 года, что его с полного его согласия помещают в клетку зоологического сада. Этим Маяковский противопоставил мещанству образцы культуры быта, чистой жизни. А в самом конце комедии, в обращении Присыпкина к зрителям, Маяковский приглашает их проверить, нет ли в них самих еще не изжитых качеств «обывателиуса вульгариса».
Перенеся «героя» комедии в будущее, поэт придал ей огромный размах. С помощью этого смелого литературного приема он усилил резкость идейного столкновения, увеличил напряженность и стремительность в развертывании действия. Сатирическая острота и гиперболичность в характеристиках действующих лиц и в драматургических положениях пьесы помогли Маяковскому создать обобщения, расширяющие масштабы пьесы, наполнить образы подлинной социальной типичностью.
Сюжет пьесы «Баня»(1930) идейно очень схож с комедией «Клоп»
Правда действия разворачиваются только в настоящем, то есть открыто в ней присутствует только один временной пласт, но при помощи героев хронотоп усложняется . Изобретатель Чудаков создает машину времени, но не может добиться приема у Победоносикова.
Отдельно стоит обратить внимание на третье действие. Автор прибегает к приему «пьеса в пьесе»: герои оценивают сами себя, обсуждая постановку, где они же являются главными лицами. Победоносиков, конечно же, не узнает себя в зеркале сатиры.
Со следующего действия начинается своеобразная вторая часть пьесы. Если в «Клопе» герой попадает в будущее, то в этой комедии наоборот – посланница из будущего, фосфорическая женщина, прилетает в настоящее и соглашается взять с собой всех желающих. При этом она предупреждает, что время само срежет балласт. Кульминация пьесы (как и в «Клопе») – в конце: после напыщенных прощальных монологов все остаются на месте. Завершается произведение вопросом Победоносикова, обращенным ко всем сразу – в том числе и зрителю: «И она, и вы, и автор — что вы этим хотели сказать, – что я и вроде не нужны для коммунизма?
Политическая острота в постановке проблемы, емкость поэтического слова, неординарный сюжет в котором настоящее переплетается с фантастическим,— отличительные особенности и этой пьесы Маяковского. Развивает комедийно-сатирические традиции русской классической литературы, автор добавляет яркую сатирическую ноту к изображению обывательщины и бюрократизма.
На страницах произведений Михаила Афанасьевича Булгакова мы также можем видеть элементы сатиры. В его прозаических текстах чувствуется тонкий юмор интеллигента, который может смешно рассказывать о трагических и печальных событиях.
Не исключением стал и рассказ-фельетон «Багровый остров», написанный М.А.Булгаковым в 1924 и опубликованный в Берлине ,журнал «Накануне».По мотивам рассказа через несколько лет Михаил Афанасьевич создал одноименную пьесу, которая при жизни писателя так и не была опубликована.
11 декабря 1928 в Московском Камерном театре прошел закрытый просмотр спектакля. Но на сцене он продержалась недолго — уже в июне 1929 года пьеса была снята с репертуара. И вряд ли это стало неожиданностью для Булгакова. Ведь в договоре автор, понимая, что острый сюжет и меткая сатира может прийтись не по душе цензорам, указал, что «в случае, если „Багровый остров“ не сможет по каким-либо причинам быть принятым к постановке Дирекцией, то М. А. Булгаков обязуется вместо него, в счёт платы, произведенной за „Багровый остров“, предоставить Дирекции новую пьесу на сюжет повести „ Роковые яйца “…»
Постановка пьесы была . разрешена Главреперткомом через полтора года после сдачи текстаВ ходе подготовки спектакля Булгаков был вынужден внести изменения, вызванных требованиями советской цензуры и режиссерскими наставлениями А. Я. Таирова. Например, была удалена реплика режиссера Геннадия Панфиловича, обращенная кдраматургу Дымогацкому: «Имейте в виду, я в случае чего беспощадно вычеркивать буду, тут надо шкуруспасать. А то так можно вляпаться, что лучше и нельзя! Репутацию можно потерять». Слова же игравшего Сизи Бузи актера Анемподиста Сундучкова: «Говорил я Геннадию, не женись на актрисах. и всегда будешьв таком положении. » сняли по соображениям внутритеатральным: Таиров и сам был женат на актрисе, Алисе Георгиевне Коонен, которая пользовалась в его театре различными привилегиями.
Накануне премьеры спектакля Таиров, чтобы избежать критики и обезопасить себя и театр, написал разъясняющую статью в № 49 журнала «Жизнь искусства». Режиссер стремился показать смысл пьесы как осмеяние отдельных провинциальных театров с их штампами и пошлыми попытками подстроиться под вкусы зрителей.
Однако верить его словам было трудно. Булгаков в тексте открыто пародирует некоторые моменты из истории постановки его творений на сцене столичных театров. Например, слова Саввы Лукича о разрешении пьесы только в театре Геннадия Панфиловича — это камень в сторону Главреперткома, позволившего играть булгаковскую пьесу «Дни Турбиных» только воМХАТе.
Элементы юмора мы чувствуем уже в авторском пояснении к тексту «Генеральная репетиция пьесы гражданина Жюля Верна в театре Геннадия Панфиловича с музыкой, извержением вулкана и английскими матросами в 4-х действиях с прологом и эпилогом»
Геннадий Панфилович говорит « Театр, матушка, это храм, этого тоже не следует забывать» И зрителю смешно слышать эти слова. Хаос и суета царят в этом зале, ведь ставится новая пьеса ,и все ждут цензора Савву Лукича.
Одна из важнейший проблематик пьесы — тема жестокой советской цензуры, нападкам которой подвергались многие замечательные авторы того времени и, конечно, сам Михаил Афанасьевич. Булгаков не случайно выводит образ цензора неслучайно выбирает герою такое имя. Ведь одно из значений имени «Савва» — неволя, плен, а «Лука» хоть в переводе с древнегреческого и означает «свет», но мы чувствуем здесь и значение лукавый, то есть хитрый, лживый. Итак, уже отталкиваясь от семантики имени, мы можем сделать выводы об отрицательном характере персонажа, пленяющего свет искусства, свободу слова.
28марта 1930 г. Булгаков пишет смелое обращение к правительству «. Когда германская печать пишет, что «Багровый остров» это «первый в СССР призыв к свободе печати». — она пишет правду. Я в этом сознаюсь. Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала,— мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода»
Интересный факт: во время решающего просмотра спектакля игравший Савву Лукича актер (Е. К. Вибер), был очень похож внешне на главу театральной секции Главреперткома Владимира Ивановича Блюма, который присутствовал в зале. Он него зависела судьба пьесы, и он уже написал не одну критическую статью в адрес Булгакова. Но в этот раз цензор не рискнул запрещать пьесу, в которой был столь явный его двойник (сходство усиливалось еще и с помощью специального грима)
В таких условиях творить невозможно, а значит, искусство не сможет привести к катарсису, преображению зрителя. И что остается авторам вроде Василия Артуровича Дымогацкого? Только сказать с отчаянием и надеждой : «О, вы, мои слепые стекла, скупой и жиденький рассвет.
Червонцы. Кто написал «Багровый остров»? Я, Дымогацкий, Жюль Верн. Долой пожары на Мещанской. бродячих бешеных собак.. Да здравствует солнце. океан. Багровый остров!»
И как бы ни старался смягчить глава театра страстный и искренний призыв Булгакова к свободе слова, мастерство автора прорывается сквозь все цензурные поправки.
Жесткие и неадекватные для свободной страны запреты цензуры это так или иначе негативное порождение революции. Поэтому еще одна важная тема-тема революции, как жестокого и бессмысленного действия. С этим пластом связана история войны красных эфиопов и белах арапов, история кажущаяся одновременно трагичной и смешной.
В сатирическо-гротескной форме излагается история февральских и октябрьских событий 1917 года, борьба между красной армией и белогвардейцами. Во многих персонажах легко угадываются реальные исторические прототипы. Любая война-это боль, кровь, смерть, разрушение. Огонь революции погас, переворот случился, но серый пепел летает в воздухе, мешает жить и свободно дышать людям в этой новой стране. И не смотря на все смеховые элементы, нам, как и автору невесело.
Умение посмеяться над своими недостатками и начать работать над ними — важное качество для любого человека. И сатира, как отражение всего негативного, неправильного, нездорового через смех — действенное орудие борьбы. Ведь после революции должен был появиться «новый человек», но реальность отличается от всей этой идеологической идеализированной картины. Поэтому не удивительно, что традиции замечательных русских сатириков были продолжены такими разными авторами как Владимиром Маяковским, Михаилом Булгаковым. Свои произведения они направили против мещанства, пошлости, бюрократизма, притеснения творчества, упадок искусства и других пороков общества. И спустя много лет их произведения звучат ярко и злободневно, вызывая грустную улыбку людей, которых все еще окружают «обывателиусы вульгарисы»
Источник статьи: http://infourok.ru/grotesknosatiricheskaya-komediya-klop-i-banya-vmayakovskogo-bagroviy-ostrov-m-bulgakova-3218757.html