То такое девичьи бани

Дербентский памятник архитектуры «Девичья баня»

Музейный комплекс «Девичья баня» располагается в старой части Дербента, недалеко от старейшей мечети России Джума-мечети.

Сейчас девичья баня превратились в музей с экспозицией «Культура и быт Древнего Дербента», а вот с XIX века по 50-е годы XX ею активно пользовались по прямому назначению.

Собственно, именно здесь проходило мытье девушек перед брачным обрядом. В зале для раздевания, куда посетители попадают, спустившись по длинной узкой лестнице, сейчас находятся музейные экспонаты, рассказывающие о жизни дербентских девушек XIX века. Экскурсовод расскажет о том, как совершался обряд очищения перед свадьбой, какое придание давали за девушкой и многое другое.

Например, в баню барышню приводил отец, а вот следующим мужчиной, который увидит чистую (и телом, и душой) девушку, будет уже ее законный супруг. По сути, обряд омовения чем-то походил на современный девичник. Невеста мылась в отдельном помещении, куда ведет низкий ход из банного зала. А после девушки пили приторно-сладкий шербет, слушали музыку и общались в последний раз, потому что после свадьбы нынешняя невеста мылась уже в другом месте.

Рядом с девичьей баней располагалась баня женская, куда отправлялись купаться недавние девушки. В здешние помещения туристов так просто не пускают, потому что с 1991 года баню закрыли на ремонт. Переходы между помещениями совсем низкие, что сделано для сохранения интимности: снаружи видны только ноги женщины, совершающей омовение.

Источник статьи: http://www.yuga.ru/photo/3580.html

Читайте также:  Баня из сруба с двумя комнатами

То такое девичьи бани

МУЖСКАЯ баня обязательно содержит в себе чистки и правки тела — ведь мужчины так часто перенапрягаются — физически и морально, а также, к сожалению, в современном мире часто не имеют, как это было прежде, здоровых, «легальных» способов психологической, эмоциональной разгрузки. Баня и руки мастера в этом будут лучшими помощниками.

Кроме того, конечно, мужская баня также может содержать задачи энергетических чисток и практики наполнения энергиями стихий и потоков силы, ведь мужчины, вопреки устойчивому мнению, часто даже более, чем женщины, принимают на себя удары из внешнего мира. А в городских условиях — часто не имеют возможности естественного пополнения энергией.

Важным элементом является баня и в мужских обрядах перехода.

ЖЕНСКАЯ БАНЯ — всё больше завоёвывает сейчас сердца милых дам. Женская баня НАПОЛНЕНИЯ так важна в условиях растраты силы. Особо важно наполняться ЖЕНСКИМИ энергиями (в том числе с помощью банных практик) в нашем мире грубого перекоса мужских и женских энергий. Обрядовые действа в бане, безусловно, являются наиважнейшими в обряде ПЕРЕХОДА (посвящений, инициаций). Женская баня КРАСОТЫ, ЧАРОВАНИЯ и здоровья — важна для женщин любого возраста. Баня чисток от ненужных связей, баня закрытия потерь – также очень востребованы сейчас. Но наиболее популярна среди женщин, пожалуй, баня и обряд «закрытия родов», являющийся, по сути, комплексом обрядовых действий и практик.

Завершая разговор о целительной русской баньке, хочу обратить внимание на то, что и для нас — мастеров бани, ведущих обряд — именно это пространство позволяет наиболее быстро и качественно погрузиться в поток силы и самоочиститься.

Отмечу, что многие названия «разновидностей» бань — конечно, достаточно современные. Бабушки в деревнях, безусловно, никаких классификаций не создавали. Пришёл мил-добр человек, сказал, в чём беда-забота — и пошла работа.

И радостно на душе от того, что, несмотря на сложности пути, — столько всего удалось совершить открытий, найти, как сокровище, научиться, принести, точнее, вернуть, в мир.

Здоровья вам и лёгкого пара!

БАНЯ. ПЕТЬ ИЛИ НЕ ПЕТЬ?

Арина Медведева — мастер сакральной бани, о важном вопросе.

В каждой бане есть определённая ЦЕЛЬ (а банные цели бывают очень разными!), а также различные УЧАСТНИКИ и различные ПОТОКИ.

Кто-то приходит отдохнуть, расслабиться, кто-то — гармонизироваться, кто-то — размягчить тело перед ладками физическими, кто-то — помыться, кто-то — совершать обряды. Обряды банные также имеют ооочень разные цели. И от комплекса этих целей и задач зависят и инструменты.

Пение — один из ИНСТРУМЕНТов, так что нет смысла утверждать, что этот инструмент обязательно всем нужен или не нужен. Мы ж не утверждаем, например, что все должны скалкой в бане пользоваться. Хоть это и очень хороший инструмент.

Да и поют все очень по-разному (тихо-громко-диафрагмой-верхними отделами-высокими тонами-утробой) и разные участники процесса.

Есть процессы, в которых пение невозможно. Процессы глубокого обрядового потока. Какое тут может быть пение! Там звук-то сложно вымолвить, губы размокнуть.

Есть процессы, когда пение крайне необходимо, чтобы помочь тому, кого вы парите (расслабиться, отпустить, гармонизироваться, наполниться), а иногда и себе самому помочь в определённых энергиях пребывать.

Традиция. Пример. Баня невесты. Сначала парение сакральное. Выполняется иногда даже знахарем-мужчиной (!), достаточно кратковременное. Здесь будет тишина с заговорами, всё, никаких энергий других быть даже близко не должно. Далее этап парения девушками на наполнение. Начинается пение (парильщицы могут и не петь, но обязательно поёт окружение, если мало/нет окружения — запоют парильщицы (да, там их, как правило, несколько), ибо инструмент ПЕНИЯ здесь играет ВАЖНУЮ роль). Этап парения закончен, поют все, кроме невесты, она в потоке перехода. Вынос невесты из бани ногами вперёд, пение продолжается — песен-причетов.

В бане хорошего мастера всё точно так же. Глубокое обрядовое погружение в поток — всё, тут даже губы не разомкнуть, какое может быть пение. Начался другой этап или пришли другие задачи — можно и попеть, сами или с помощью помощниц.

Итого. Опытный мастер наверняка не думает — петь или нет, просто доверяет свои руки, свои цели и задачи тому потоку, в котором прибывает и который призывает в помощь — и чутко реагирует. Так что споры по вопросу, получается, не уместны.

О ВЕНИКАХ в бане

Важны ли веники и их качество в бане? Безусловно. Можно найти идеальный веник под идеальную задачу и именно под конкретного человека. Но.

Никогда не акцентирую на качестве веника внимание, и всех на семинарах наставляю учиться работать с ЛЮБЫМ веником и получать от этого удовольствие! Спец. веничек или пять веников под пять задач — с этим каждый новичок сможет работать, это хорошо, но когда новичкам в руки попадаются «не те» веники», то начинаются проблемы. Всё не так — то пар не ловит, то не отбивает, то не прибивает, то колется, то хлещется, то тыкается.

Вообще, какой-то дикий акцент на качество веника сейчас распиарен на разных МК по бане. Мне же представляется, что мастер должен запросто работать с чем угодно. И не просто приспособиться к венику — а слиться с ним и получать удовольствие! Это очень по-женски. И очень важно для работы. Люди отнюдь не от веников удовольствие в бане получают, уж поверьте! А от работы мастера. Если ты работаешь в радости и удовольствии — то удовльствие, здоровье, исцеление получит и тот, кто под руками. А работаешь всё равно ТЫ, твои руки, а веники — лишь продолжение их. Руки великих пианистов такие разные, но музыку они издают ВСЕ превосходную!

ОДНИ и те же веники кого-то захлещут, кого-то забьют, кого-то зацарапают, а кого-то — будут ласкать и гладить. Понятно, что дуб, пихта и берёза по-разному телом, кожей воспринимаются, но речь не про это. Однажды такие эксперименты делала, что. человек воспринимал ёлку как наимягчайший веник — РУКИ, ваши руки, вы сами — вот что важно.

Да если и не углубляться, ведь во всём есть смысл и всё не случайно. Если облетел лист — отлично, можно наилучшим образом устроить дренаж или вибрационные методы использовать. В бане всё не просто так. Принёс вам человек ваш вот такой (никакой) веник, или, наоборот, вот именно на такого-то человека вы приобрели (связали, взяли) вот такой именно веник — отлично, ведь большая вероятность, что именно ЭТО человечку вашему в данный момент и нужно. Думаете, хлестать никого не нужно? Очень даже иногда нужно.

А к идеальному решению стремиться можно и нужно, конечно, ну, например, когда у вас на это есть все возможности — морозилки, повить, чердак, сеновал (чтобы нарезать и высушить качественно веники), куча денег на покупку и проч., когда исполнение задуманного идёт без натуживания, легко!

Источник статьи: http://vk.com/topic-103675755_35378027

Общие бани на Руси: как это было

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это? Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II.

В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.

В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.

Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом — после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.

Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).

По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки. Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/obscie-bani-na-rusi-kak-eto-bylo-5b8175dd1b6c7400aa9578f1

Банник и обдериха: мистические хозяева бани.

С давних дней истории человечества роятся мифами и легендами о существах невидимой реальности. Наиболее известными…

С давних дней истории человечества роятся мифами и легендами о существах невидимой реальности. Наиболее известными существами таинственного мира нечистой силы выступают «домашние» духи — домовой да банник.

мистические существа и древние суеверия

Традиции живущих рядом с людьми «духов» уходят глубоко в историю человечества, превращаясь в легенды о мистических существах с упоминанием нечистой силы. Издревле известны рассказы наших предков, что повсюду живут духи, в доме – домовой, в лесу – леший, на болоте – кикимора, а в бане – банник, или банная бабушка, анчутка.

Баня считалась нечистым местом с грязной водой, потому-то после баньки рекомендовалось ополаскиваться ключевой водицей, искупаться в реке либо же поваляться в снегу, чтобы очиститься. А нечистым местом баня считалась по причине отсутствия в ней икон, следственно люди не были защищены от нечисти божьим словом.

Трудно представить как все это было устроено в старину, но в бане проводились ритуальные поминовения упырей и навий. Впрочем, в бане проходили и святочные гадания — девушки и молодые женщины снимали с себя нательные крестики и обращались за помощью к нечистой силе.

Да, как ни удивительно, но Банник — достаточно зловещая фигура, — частый участник девичьих гаданий на святки. В полночь подружки собираются у открытой двери бани, ну а старичок ясное дело уже ждёт, чтобы вершить предсказание: потрогает молодуху мохнатой рукой — жди дивчина богатого жениха, ощупает голой — знать жених будет из бедных. Ну а рукой мокрой огладил — пьяницей окажется женишок.

Банник и обдериха — реальные хозяева бани.

Незримым «Хозяином» бани с давних пор считался банник. Говорят, что это маленькое существо, живущее за печкой, пугающее людей в образе старика с зеленой бородой обладало недюжинной силищей. Нередко озорное существо пугало людей громкими стуками в стену, а могло и кипятком ошпарить.

Сквернословить и громко разговаривать в бане, либо мыться в праздники и поздно вечером, — явно обозлить нечистую силу! Мыться полагалось в три захода, четвёртый обязательно оставляя баннику, пока печка ещё не остыла. Кто нарушал неписанные правила, того банник наказывал крайне строго, а то обозленный неуважением мог и вовсе запарить виновника до смерти.

Чтобы задобрить обидчивого духа, сыпали крупную соль на каменку. Зеленобородого старичка угощали ржаным хлебом со щепоткой соли, оставляя хлеб в предбаннике. Кстати, в старину порог бани переступали с приветственным словом, а выходили, оставив теплую воду, веник и мыло с той целью, чтобы банник мог с удовольствием помыться.

Обдериха — лохматая и страшная старуха, лишь одним видом вгоняющая людей в ступор ужаса. Живёт демоническая хозяйка бани под полоком, нередко оборачиваясь знакомой девушкой. Заманив обманутого простачка в баню, она запросто могла упарить того до смерти. Говорят, что зловредная старушка показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы.

Как обдериха дивчину от мёртвых спасла.

В одной из старых историй мистического толка, обдериха однажды спасла девушку о верной погибели. Очень в давние времена это было, когда молодые девушки возвращаясь с лесного сбора ягод миновали погост. Вдруг увидели — кости белеют. Озорная дивчина возьми да скажи: Кости-кости, заходите к нам в гости!

Вечер уже наступил, когда в хату где юные девушки вышивали парни незнакомые пришли. Веселые, пряниками угощают да с девками заигрывают. Одна из них под иконы отошла да увидела — зубы то у парней железные, а в сапогах кости бултыхаются. Она и говорит:

— Девушки, я до ветра пойду. А ряженные скелеты проходу ей не дают, от дверей в запять отворачивают.
— Хоть косу дверьми прищемите, да выпустите. Они ей косу то дверьми и прищемили, а дивчина косу срезала да вон из хаты кинулась. А скелеты не отстают, вот уж догоняют озлобленные. Заскочила дивчина в баню, да взмолилась нечистой силе — обдериха-матушка, спрячь меня, помоги!

Услыхала Обдериха слезы девичьи — паром жарким баню наполнила, да девушку им как в тумане укрыла. Забежали парни не парни, а скелеты злобные — да пусто в бане, нет никого! Тут и петух на подмогу запел, утро возвестил, скелеты на кости и рассыпались.

Быль то иль сказка мало кто теперь скажет, но одно очевидно, не хочешь стать жертвой мистических хозяев бани — соблюдай простые традиции, о чем не раз сообщали знающие истину люди. А между тем правила как гласят легенды взаправду нехитры: в баню вовремя ходить, да не мыться в одиночку в полуночное время. Входи благословясь, да обязательно испросив разрешения у хозяев бани — вот и будет в таком случае все в порядке.

Источник статьи: http://holmtain.ru/bannik-i-obderiha-misticheskie-hozyaeva-bani.html

Оцените статью
Про баню