Турецкая баня в батуми
Батумская «Венеция» – городская «Фантазия».
Что можно сказать о таком на первый взгляд невзрачном, но таком необходимом и нужном заведении как баня. «Для европейца-христианина это, прежде всего место, где поддерживается гигиена тела, для азиата-мусульманина это еще один шаг к исполнению заповедей Корана. Согласно Корану, конечные части тела омывались и очищались перед пятью молитвами в продолжение дня. Даже имея домашнюю баню, османы продолжали ходить в общественные раза два в неделю».
Одними из построек сохранившимися в Батуми со времен Османской империи и не утратившими своего назначения и сегодня, являются городские бани «Венеция» и «Фантазия».
«Батумские бани, рассказывает А. Френкель в своей книге «Очерки Чурук-су и Батума» Тифлис. 1879., в особенности устроенная не далеко от дома г. Джудичи, (прим. З. М. имеется в виду баня «Венеция» на ул. Хулойской) обращает на себя внимание, так как это один из лучших домов в Батуме, где вообще мало хороших зданий. Однако я ничего не прибавлю нового, при описании этой бани, которая похожа на многие подобные, уже не один раз описанные разными путешественниками. Скажу только, что это довольно обширное здание, в котором предбанник или главные сени занимают не малое место. Сени составляют обширный зал, пол которого весь отделан мрамором. Вокруг стен идут галереи, поддерживаемые красивыми колонами. По середине неизбежный фонтан. Здесь купальщики раздеваются и расходятся по отделениям: общим и отдельным, в которых имеются свои водометы и т. д.
Женская половина совершенно отделена от мужской. Для женщин баня – это своего рода клуб, так как только в бане мусульманка может в сласть наговориться со своими знакомыми о разных разностях, без всякого стеснения обычным этикетом».
В годы первой мировой войны в бане «Венеция» находилась конспиративная квартира немецкой разведки. Один из ее агентов, батумский врач И. А. Фабрициус, проживавший в те годы по Мариинскому проспекту № 31 в доме Канделаки (сегодня ул. М. Абашидзе), был пойман в декабре 1914 г. Российской контрразведкой не сразу была разоблачена «банная деятельность» их коллег по работе.
В октябре 1916 г. Сеид Али Шатир-оглы, он же агент Турции, он же владелец бани «Венеция» так же был арестован, а баню закрыли.
Н. Спешнев.
Батум. Путевой очерк.
Исторический вестник. № 11, 1889
«…скажем кстати кое-что и о банях, которые в ряду других зданий города, выделяются своими крышами, представляющими цементные купола полу шарообразной, а иногда и грушевидной формы, усеянные небольшими выпуклыми круглыми стеклами.
Самая обширная из бань – это так называемая губернаторская – довольно неуклюжее здание из дикого камня, увенчанное пятью куполами, причем средний больше всех.
Входные сени и предбанник составляют обширный зал, с мраморным полом. Кругом стен идет галерея, поддерживаемая весьма красивыми колоннами. Под галереей двери в отделения – большие, общие и небольшие отдельные.
Как в зале, так и в каждом отделении, имеется по фонтану. Женская половина совершенно отделена и по устройству ничем не отличается от мужской половины.
Посещаются бани очень усердно, во все дни недели и преимущественно вечером. Турчанки и вообще женщины имеют свой день – четверг. Баня для турецкой женщины заменяет вполне клуб, только здесь она может, без всякого стеснения обыкновенным этикетом, наболтаться со всеми своими знакомыми, а потому и неудивительно видеть у бань, в особенности вечером, много экипажей, ожидающих у подъезда, иногда часа по четыре и более, своих владетельниц».
Реклама 1910 года.
И. Веру. Батум и его окрестности.
Справочный отдел. 1910 г.
Собственник Каливенджи-оглы Исмаил-эфенди. Вода в бане исключительно водопроводная, при каждом номере имеется ванна, а также полагается чистое белье на все персоны бесплатно, вход в номера «Венеция», с Татарской ул., № 4, в общую с Михайловской, № 31.
Собственник Федеврадж-Оглы. Имеются 7 чисто убранных номеров с ваннами. Гг. посетителям отпускается чистое белье бесплатно. Цена за номер в час от 60 к. до 1р. 50 к. Общая для дам по 20 к. Вода всегда чистая из городского водопровода. Татарский пер., № 8.
Возле Батуми, в поселке Махинджаури находились и находятся серные источники. Вода из них во все времена пользовалась спросом.
«Недалеко от города, находятся в густой чаще векового леса серные минеральные воды, посещаемые купающимися». Эта информация из книги «Иллюстрированная хроника III русско-турецкой войны». А вот, что мне удалось самому узнать об этом источнике.
Тибилова Анна, с которой мне довелось познакомиться – праправнучка первого хозяина этого серного источника. Живет в Махинджаури, невдалеке от серных ванн. Она рассказала мне, о том, что ее далекий предок, покинув Родину в годы III русско-турецкой войны, переехал из Мюнхена в Турцию, а потом с семьей поселился в Баку (1888 – 1898 гг.). Сын Иосифа Панцера – Кандидус Иосифович был купцом II-ой гильдии. В 1880 г. он купил возле г. Батуми, в поселке Махинджаури участок земли, в том месте, где сегодня находится серный источник.
Сын Кандидуса – Иоганн Панцер был управляющим у нефтепромышленников братьев Нобелей, чья дача и сегодня находится в поселке БНЗ.
Дед моей собеседницы Виктор Иоганович Панцер был ученым-агрономом, прошел через сталинские лагеря.
Семья Панцер, помимо владения серными ваннами, являлась официальным дилером фирмы «Зингер» в Батуми.
Н. Спешнев.
Батум. Путевой очерк.
Исторический вестник. № 11, 1889
Слог сохранен
«…есть одно ущелье Махинджаурских возвышенностей, лежащее в верстах в двенадцати от Батума, почти по линии железной дороги и известное под именем Панцеря. Особенность этого пункта состоит в том, что здесь имеется серный источник, при котором выстроено, довольно бестолковое, здание, с небольшим подобием ванн для купанья. Все устройство принадлежит инициативе теперешнего владельца Панцеря, родом баварца, оригинального и надо сказать мало умелого или скорее неудачливого пионера этого дела. Даже право владения его этой местностью находится под каким-то сомнением, а эксплуатация как источника, так в особенности остального хозяйства, отнюдь не оправдывает выдержку и практичность, обычных в представителях нации теперешнего владельца Панцеря. А между тем, как свойства и качества источника, так равно и близкое (версты две) расстояние от железной дороги, дают право предполагать, что в будущем, в особенности при затрате известного капитала, Панцер сделается непременно одной из известных лечебных станций.
Само ущелье, несколько мрачное по своей узости, тем не менее, крайне живописно склоном гор, густо усеянных превосходными и громадными деревьями вперемежку с кустами рододендронов».
С. С. Словкин.
Батумское побережье. Южная Колхида.
Краткий практический путеводитель.
Батум 1913 г. стр. 51, 52.
«Сначала пойдемте к источнику принадлежащему Панцер. Дорога, приспособленная для езды на фаэтоне. Всюду ласковая природа, кругом возделанные участки под культуры. Самое место источника – поэтическое, тенистое у маленькой речки. Этот источник уже издавна известен туземному окрестному населению».
Вот другие данные об источнике. Описание Е. Бурксера, помещенное в № 5 Записок Одесского Отделения Императорского Русского Технического Общества за 1912 г., в трудах химической и радиологической лаборатории.
«Серный источник имеет вид двух сообщающихся между собою бассейнов. Самая большая глубина около полутора аршин. Температура пробы (13 авг. 1913 г. 3 часа дня) 20,5° С. при температуре воздуха 22,5° С. Серные ключи в количестве 7 – 8 вытекают из конгломератового авгитового порфирита. Для исследования радиоактивности воды проба взята в самой глубокой части бассейнов на расстоянии четверти аршин от дна. Определение, произведенное тотчас, дало следующие результаты: присутствие эманации радия вызывало падение заряда в размере 138 в. в час, что соответствуете 1,74 ед. Махе. Радиоактивность пробы воды из ванны равнялась 1,26 ед. Махе. Исследование пробы воды через 25 дней дало 0,36 ед. Махе… Торий не обнаружен. Обломки горной породы со дна бассейна обладают радиоактивностью в сухом виде на 125 гр. – 0,13 ед. Махе. Глина вблизи источника на 125 гр. – 0,24 ед. Махе. Химический анализ пробы воды из крана, 5 июля 1909 г., произведенный И. Купцис в Тифлисе, дал в 1 литр всего 0,2020 гр. Свободного сероводорода 0,5 кб. см. Азотной, азотистой кислоты, аммиака и серноватистых соединений не обнаружено.
Исследованная вода принадлежит к теплым сернистым водам со слабой минерализацией».
Весьма возможно, добавляет Бурксер, что рациональный каптаж источника и устройство более глубокого бассейна для собирания воды вызвали бы повышение радиоактивности воды, так как таким образом лучше сохранялись бы растворенные в ней газы.
В настоящее время там устроено несколько ванных комнат, а над ними небольшая гостиница. Через речку имеется общий бетонный бассейн, куда вода из источника проведена по железной трубе. Все предприятие находиться в аренде. Теперешнее устройство очень примитивно и нуждается в коренной переделке…»
Источник статьи: http://zaurmargiev.sitecity.ru/stext_0508181546.phtml
Грузия пустила турок помолиться и помыться
Во времена Бендукидзе в Грузии продавалось все, кроме совести. Теперь продается и она. Свободу совести и вероисповедания покупает Турция. Правительство Саакашвили разрешило туркам восстановить четыре мечети, две из которых насолят грузинским армянам, а остальные укрепят османское экономическое владычество над Аджарией. Министерство культуры уверяет, что это – единственный шанс не допустить разрушение древних грузинских храмов на турецкой территории. Грузинская православная церковь выступает против, ведь на Анкару можно бы надавить и через ЮНЕСКО. Но самый пикантный пункт нового соглашения – это реконструкция турецкой бани в Батуми.
Если тюркоязычные народы активно строят мечети в Грузии, то это свидетельствует об исламской экспансии, которой подвержен весь христианский мир. Но когда турки еще и реставрируют свои бани в Батуми – значит, пришли они на грузинскую землю всерьез и надолго.
Есть в окрестностях аджарской столицы старинная Гонийская крепость, объявленная в 1994 году музеем-заповедником. Из космоса хорошо видна ее планировка, в том числе место для римских терм – бань времен Византийской империи. Но в XVII веке Аджарию покорила Османская империя, и крепость захватили турецкие войска. За время их двухвековой дислокации термы были переделаны под восточные бани, развалины которых и посейчас привлекают путешественников.
Вообще-то турки особой чистоплотностью изначально не славились. Но осваиваясь на территории, отвоеванной у византийцев, тоже вошли во вкус горячих парилок. Добавили к ним массаж, танцовщиц, чаепитие – и появилась «турецкая баня», или хаммам.
В Батуми, который на турецких картах до сих пор «случайно» включают в подданство Анкары, традиционно много таких заведений для помывки. В последнее время каждый уважающий себя отель открывает у себя турецкую баню. Город преображается и модернизируется за счет турецкого капитала и надеется привлечь туристов из-за южной границы Аджарии.
Но особое почтение приезжие испытывают к старинным баням. Одну из них, возведенную в начале прошлого века, три года назад начала реставрировать известная на всю Грузию девелоперская компания «Арси». Директор ее аджарской дочки Arci Batumi Гела Васадзе писал по этому поводу в своем блоге: «Много лет назад Тенгиз Абуладзе снял эпизод (фильма «Покаяние» 1984 года – ред.) в старой турецкой бане хаммам в Батуми. Конечно, тогда никто не мог предположить, что спустя годы компания, основанная его сыном (Гией Абуладзе – ред.), вернет хаммаму первозданный вид, создав восточную сказку».
«Арси» строит в Батуми целый восточный квартал. Она восстанавливает Историю, а вместе с нею и претензии турок на грузинскую автономию. Но это ничуть не расходится с внешней политикой Михаила Саакашвили, неприхотливого в своем стремлении к разновекторности. Уж он и в США интегрировался, и в Европу, и с Махмудом Ахмадинежадом заигрывал, и Сержа Саргсяна «орденом чести» наградил. Как же он мог оставить без пуда лести своих тюркских соседей – Баку и Анкару?
Когда газ и бензин в страну поступают в основном из Азербайджана, а инвестиции и большая часть продуктов и вещей – из Турции, грузинское руководство не обращает внимания на мечети да бани, растущие подобно грибам. Новые бензоколонки и терминалы азербайджанской Socar , как и швейные фабрики и электростанции с турецким капиталом, только приветствуются. И лишь отдельные публицисты и политологи забили тревогу: православную Грузию сдают мусульманам!
Бог с нею, с турецкой баней. Грузины в нее тоже пойдут. А вот в мечеть – нет. Это сооружение – исключительно для исповедующих ислам. И, по данным Грузинской православной церкви, уже сейчас количество мечетей превышает потребности мусульманского населения Грузии. Строительство новых однозначно рассчитано на приток иммигрантов, выехавших полтора столетия назад турок-месхетинцев, и рост тюркского населения за счет рождаемости. В азербайджанских семьях традиционно больше детей, чем в грузинских.
Для Аджарии такое засилье всего турецкого означает полную сдачу грузинских позиций. Тбилиси отвоевал этот регион у Турции сначала благодаря «российской оккупации», как обозначил время пребывания Грузии в составе Российской Империи Михаил Саакашвили. А закреплены эти земли за грузинами были в 1921 году по Карскому мирному договору, гарантом которого выступила РСФСР.
Во времена турецкого правления в Аджарии распространился ислам. Обучение молодых людей велось только на турецком и арабском языках. Грузины ассимилировались. Регион становился органичной частью Османской империи и мог быть потерян навсегда, если бы не русско-турецкие войны.
Оказалось, зря предки грузин и русских проливали там свою кровь. Анкара берет Аджарию без боя. По новому соглашению с Турцией, Тбилиси позволил ей восстановить сгоревшую в середине прошлого века мечеть в Батуми и отремонтировать молельное здание в Кобулети, курортном местечке на Черноморском побережье к северо-востоку от аджарской столицы.
Еще две мечети, как указано в документе, будут реабилитированы в Самцхе-Джавахети и Ахалцихе. И это возмущает уже не только грузинских экспертов, но и армян, преимущественно населяющих этот восточный регион Грузии. По словам историка, специалиста по армянской архитектуре Самвела Карапетяна, в регионе было всего две мечети, но они обе уже более ста лет как превращены в христианские храмы. «В Ахалцихе есть две мечети, одна находится на территории музея и до установления советской власти мечеть была превращена в русскую православную церковь, а в другой разместилась армянская апостольская церковь Святого Григория Просветителя – единственная в Ахалцихе. Если турки хотят восстановить или реставрировать нашу армянскую церковь, то пусть приходят и ремонтируют церковь за свой счет», — заявил он армянским СМИ.
Помимо этих двух сооружений на территории старой крепости близ Ахалкалаки есть персидская баня, но ее трудно принять за мечеть. «Это историческая крепость Джавахка, и если существует вопрос ее восстановления, то какое имеют к этому отношение грузины? Там нет мечети, эта новость для нас сенсация», — прокомментировал сообщение Минкульта сопредседатель действующей в Самцхе-Джавахети незарегистрированной партии «Вирк» Давид Рстакян в интервью ИА REGNUM. Он также пообещал, что если в крепости начнется строительство мечети, то реакция жителей Джавахети будет очень негативной.
В свою очередь армянский депутат Ширак Торосян, которому Саакашвили запретил въезд в Грузию за поддержку «сепаратистских» настроений в Джавахети, отметил, что в Самцхе действительно жили турки-месхетинцы, и там могут быть полуразрушенные мечети. А поскольку грузинское правительство пообещало Совету Европы вернуть тюркоязычных переселенцев, то восстановление их святынь – логичный шаг.
Проблема в другом: Самцхе-Джавахети – искусственное территориальное образование, в котором населенные армянами районы оказались в одной упряжке с грузинскими и азербайджанскими. В то же время армянонаселенная Цалка была отрезана и отнесена к соседнему региону. Так Тбилиси подстраховался от сепаратистских настроений: армянское население «разбавляют» возвращающиеся турки-месхетинцы, а недовольные местные жители вынуждены отправляться в Армению. И если даже в армянской крепости мечеть делать не станут, чтобы не дразнить официальный Ереван, то в Самцхе точно приедут мулла с муэдзином.
Николоз Руруа, министр культуры, оправдывается необходимостью восстановить древние христианские храмы в Турции, в провинции Тао-Кларджети – Хандзта, Отхта, Ишхани и Ошки. Последний из них в прошлом году был сильно поврежден проливными дождями и требует немедленной реставрации. Но, по мнению Грузинской православной церкви, святыни можно было сохранить и без «бартера» на мечети – призвать на помощь ЮНЕСКО.
Хотя в любой международной организации грузинам еще пришлось бы доказывать, кому на самом деле принадлежат церкви Тао-Кларджети. Армяне давно оспаривают свое право на них. «Здесь речь идет об армянских халкидонских монастырских комплексах, таких как Ошк, Ишхан и Банак, находящихся на территории исторической провинции Большого Айка — Тайк», — утверждает Самвел Карапетян. У Грузии – своя версия, и пока Ереван не наладил с Анкарой дипломатических отношений, грузинам надо «застолбить» спорные архитектурные сооружения.
Главной же пружиной неравного обмена святынями стала всеядность Тбилиси, живущего фактически только за счет иностранных инвестиций. Возможно, не последнюю роль сыграло и стремление к компромиссу с сильным соседом, имеющим виды не только на Аджарию, но и на Абхазию. Признай Анкара независимость абхазов, и дальнейший развал Грузии будет не остановить.
Не забудьте включить GT в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.
Источник статьи: http://www.georgiatimes.info/articles/50364.html