Узбекская женская баня в

Почувствуй себя женой эмира: как я ходила в средневековую баню в Бухаре

Занятный гигиеническо-этнографический опыт случился со мной в Бухаре. Я попала в баню, в которой ничего не поменялось за пять веков. «Вставай рачком, намоем тебя как жену эмира», — нет, после этой фразы я не сбежала. Понравилось ли мне мыться как эмировой жене и стоит ли вам записываться в бухарскую баню — об этом сегодняшний пост.

Честно говоря, я баню не особо люблю, а в общественной бане вообще никогда в жизни не была. Даже парные удовольствия Турции — и хаммамы в Стамбуле, и рафинированные банные комплексы дорогих отелей прошли мимо меня. Но в Узбекистане, не знаю, почему, решила попробовать.

Какие бывают бани

Вход в Хаммом Куджак, женскую баню в Бухаре

Узбеки много внимания уделяют вопросами чистоты — банные обычаи распространялись по Средней Азии вместе с догмами ислама, так как одним из наказов пророка Мухаммеда было посещение бани. В Хиве, например, банные комплексы располагались у входа в город: правители Хорезма не без оснований боялись эпидемий, поэтому внутрь цитадели допускали только тех, кто помылся хаммаме. При этом банщики внимательно наблюдали за посетителями и при малейшем подозрении на заразную болезнь решали вопрос способами абсолютно не дипломатическими — голова с плеч и никаких разговоров. В Хиве у одних из ворот вы увидите т.н комплекс чистоты — прошедший хаммам попадал в мечеть, а уже потом, чистый душой и телом, отправлялся решать дела.

В начале 20 века в Бухаре было известно как минимум 16 бань. Они могли быть квартальными, куда ходили жители махалли, района, некоторые находились на оживленных перекрестках, рядом с другими общественными зданиями. Традиционное название таких угловых бань — Хаммом Кунджак. Именно в такую угловую баню, расположенную в самом центре Бухары, у гигантского минарета Калян, я и попала. Хаммам был открыт в 16 веке и с тех пор мало изменился.

Бани в Средней Азии часто строились с одним отделением и имели мужские и женские дни. В Бухаре сейчас работает одна женская баня, Хаммом Кунджак, и одна мужская, Хаммом Бозори Корд. Мой хамммам был построен в эпоху Шейбанидов, это 16 век, и предназначался изначально для обслуживания жен эмира и его наложниц.

Как устроена баня

Внутри Хаммома Кунджак — один из вестибюлей и купольная крыша.

Хаммам представляет собой одноэтажное купольное здание, сложенное из обожженного кирпича, и состоит из вестибюля с местами для отдыха и закрывающимися шкафчиками, нескольких залов с купольными потолками и собственно мыльных. Не назову их парилками, потому что в узбекском хаммаме совсем не так жарко, как в хаммаме в моем спортклубе или дома у родителей мужа. Влажно и тепло, но без жары.

Парильщицы рассказали мне (и их слова подтверждаются в сети), что ученые так и не поняли, как устроена система отвода воды из бань. Говорят, одну баню даже разобрали, пытаясь понять принцип работы водопровода, но, когда собрали обратно, система работать перестала. Так что то, куда уходит вода, — загадка. Еще говорят, что баня, выражаясь современным языком, — это сооружение с классом энергоэффективности А, т.к. обогреваться могла одной-единственной свечой, стоявшей у входа. Сейчас полы нагреваются за счет котлов с кипящей водой, расположенный этажом ниже. Греется вода за счет газа. Пар подается в мыльные через отверстия в стенах. Куполовидные крыши обеспечивают постоянный приток свежего воздуха в каждой комнате. Работает система безотказно уже 500 лет. Представляете, 500 лет назад людей точно так же мыли и терли мочалками, как нас!

Здесь можно оставить то, в чем вы пришли: смотрительница запрет шкаф на ключ. Кто-то из посетительниц из числа местных оставил досыпать на полу малышку.

Здесь перед входом в мыльную — она за пластиковой шторкой — вы оставляете свое полотенце и, например, косметику, если она вам будет нужна после бани.

Чего ждать от посещения бани и как выглядит процесс

1. Приходите, раздеваетесь, оставаясь, по желанию, в плавках от купальника, заворачиваетесь в выданную вам простынку или собственное полотенце, надеваете резиновые вьетнамки, которые вы предусмотрительно взяли с собой. Приходите после душа, смыв косметику — ни душа, ни нормального умывальника я не обнаружила. Если собираетесь мочить голову, возьмите свой фен. Много есть и пить перед баней не надо.

2. Проходите в предбанник, оставляете там простынь и, например, крем для тела, если собираетесь им пользоваться после, парильщица проводит вас в мыльную.

3. Садитесь на выданную вам простынку (или ту, что вы взяли с собой) на каменную лавку. Вас поливают теплой водой, наливают травяной чай и оставляют примерно на полчаса освоиться, нагреться, ну и чтобы раскрылись поры. Наблюдаете за процессом, морально готовитесь.

4. Вас будут примерно минут 15 массировать жесткой рукавичкой-мочалкой (проследите, чтобы взяли новую!) до тех пор, пока вам не покажется, что вы стали на пару килограмм легче и немного дырявее. Трут прям до дыр, однако, прислушиваются к вашим пожеланиям — тут полегче, тут посильнее. При этом используется мягкое местное мыло — мне, несмотря даже на сухую кожу, не понадобился потом крем. Пилинг получается очень, очень существенным — вы как змея оставляете в хаммаме старую кожу. Поэтому обязательно на следующий день не забудьте про и так обязательный в Узбекистане солнцезащитный крем!

Читайте также:  Как выкладывать кирпич под печку в бане

5. Отмытую до хруста, вас укладывают на простынку на каменный пол и приступают к массажу. К этому моменту голова лично у меня отключилась — пол был мягким, прошлая жизнь простынки меня не волновала, происходящее казалось естественным. Поэтому я даже, по-моему, не удивилась топтанию ногами, заламыванию рук и прочим чудесам, которые демонстрировала моя банщица. Она, кстати, рассказала мне, что русские девушки — самые чистые, самые ухоженные и самые эпилированные. Мол, смотришь на европейцев в одежде — современные люди, а как разденутся… Еще меня в бане назвали студенткой… Лишний повод поразмышлять о том, что защита от солнца и умеренная худоба — залог молодого вида. Узбечки, конечно, выглядят гораздо старше.

6. Если вы принесли с собой скраб для тела или какую-нибудь маску для волос, попросите банщицу вас ими обработать. Лежите полчаса или пока не надоест и пол не станет снова жестким. Вам помогут подняться, ополоснут водой из ковшика, проводят к выходу.

Весь процесс займет чуть больше часа.

Если вы любите баню, вам понравится. Если вы баню не любите, но любопытны, не стеснительны и не брезгливы до болезненности, вам тоже скорее понравится. Гигиенически-озабоченным советую взять с собой свои простыни\пеленки\полотенца или, что удобнее, привезти спортивные быстросохнущие полотенца.

Что взять с собой

  • фен, если он вам нужен;
  • резиновые нескользящие тапочки. Мои Havaianas были признаны пригодными, но какие-то могут не подойти, как я поняла;
  • по крайней мере одно полотенце, которым вы будете вытираться;
  • одну простынь или пеленку, на которой вы будете сидеть\лежать, хотя в хаммаме вам ее предоставят;
  • мочалку-рукавичку, если вы не уверены в чистоте тех, которые используются в бане;
  • косметику, которую вы используете в бане. Наверное, лучше не брать стеклянных флаконов и масляных текстур, чтобы ничего не разбить и не поскользнуться;
  • плавки или трусы для самой бани, если вы не собираетесь раздеваться.

Как забронировать

Найти баню и зайти туда заранее договориться. Или попросить служащих вашего отеля о помощи с бронированием. В женской бане, как я поняла, до 15 часов моются сами узбечки, после 15 — принимают туристов. Если вы собираетесь в баню компанией, стоит договориться о том, чтобы ее закрыли специально под вас.

Что значит баня для бухарских женщин

Женская баня в Бухаре: смотрительница делает тампоны из куркумы, курдючного жира, меда и толченого миндаля. Говорят, помогают от бесплодия и многих гинекологических проблем.

Хамам является неотъемлемой частью традиций и обычаев бухарских женщин. К примеру, после родов женщина обязательно сюда приходит на 10, 20, 30 и 40 день. Рожениц купают и делают им специальные процедуры, массаж и упражнения. На сороковой день в бане купают и младенца, причем используется специальная бухарская глина. Считается, что искупанный так ребенок будет крепче и сильнее сверстников. После купания маму и младенца забирают домой ее родители. Сорок дней, которые проходят с момента родов, женщина, как я поняла, из дома выходит только в хаммам. На сороковой день, как раз после бани, родители молодой мамы, вернее, в большей степени ее мать, устраивают праздник в честь новорожденного.

Женщины в обычном состоянии ходят в баню примерно раз в неделю, многие компаниями, чтобы обменяться новостями. И пожилых, и молодых среди посетителей примерно поровну.

Приходят в хаммам и те, кто хочет забеременеть — за тампонами из курдючного жира, меда, куркумы и миндаля, за тем, чтобы полежать на целебном красном камне. При этом банщицы, называющие себя повитухами, сочетают в себе современные знания об устройстве организма женщины и старые поверья — если срок овуляции давно прошел, то на камне можно и не лежать. В мужской бане, говорят, верят в чудотворные силы смеси меда и имбиря и принимают их, как вы понимаете, далеко не внутрь.

Мои впечатления

Если кратко, то мне очень понравилось. Это забавный, занятный гигиеническо-этнографический опыт, дающий тебе возможность прикоснуться к традиции, которой множество веков. Отсутствие языкового барьера, грубоватый юмор парильщиц (вставай рачком, деточка), сочетание пятисотлетних кирпичных стен и современных ведерок из разноцветного пластика, диковинные поверья о целебной силе курдючного жира, нежные и одновременно сильные массажные движения, по которым понятно, насколько хорошо женщины знают свою работу, плюс возможность наблюдения крепкими парильщицами и выводы о том, что еще пару чебуреков можно было, в целом, вчера все же съесть, — здорово! Мне было и смешно, и неловко, и страшновато, и все равно… Когда я вышла на залитые закатным солнцем серовато-желтые улицы старой Бухары, на лице у меня была довольная улыбка, а в сердце — покой. Помню, что ходила по улицам и думала о том, какая я счастливая.

Источник статьи: http://darsik.com/travel/2018/06/pochuvstvuj-sebya-zhenoj-emira-kak-ya-hodila-v-srednevekovuyu-banyu-v-buhare/

Чем занимались женщины Узбекистана в местных банях

Добрый день, дорогой читатель! Предлагаю Вам окунуться в банные традиции и узнать для себя новые и интересные моменты. Сегодня поговорим о восточных банных традициях, а именно про бани Узбекистана. Я уже писал статью про удивительные Бухарские бани, они действительно удивительные. Эта статья более углубленное изучение банных традиций для женщин.

Итак, начнем, думаю, с общего. Бани на востоке всегда почитали и строили в большом количестве, так как это одно из наставлений пророка Мухаммеда. Поэтому в бани ходили все.

В древности многие женщины посещали бани усиленно перед свадьбой (усиленно это практически каждый день). Так они приводили себя в порядок, делали кожу гладкой, волосы шелковистыми. Ну и убирали ненужные волосы из определенных мест. Короче, готовили себя для встречи с мужем.

Некоторые же девушки ходили в бани с целью стать женой)) Дело в том, что богатые мужья посылали своих доверенных служанок в бани в поисках самых красивых. Где как не в бане можно было увидеть всю красоту женщины.

Читайте также:  Вип печи для бани

А некоторые девушки посещали бани уже после свадьбы) Так например в Бухаре до сих пор работает баня, которую построил эмир для своих жен и наложниц в 16 веке! Остается только восхищаться умением древних мастеров!

Но вернемся к процедурам) В данных банях существует удивительный рецепт от бесплодия, который практикуют и до сих пор. Это тампоны из курдючного жира, куркумы, миндаля и меда. Пользуются, кстати, большой популярностью.

Ну и конечно же в такие бани принято ходить после родов. На 10, 20 и 40 день. За женщиной ухаживают, омывают и делают, восстанавливающие силы, процедуры. А ребенка купают на сороковой день с местной глиной, которая по поверьям должна придать ребенку много силы и здоровья.

Если посмотреть на все это, то начинаешь понимать, насколько баня нужна человеку. Бани Узбекистана тому хороший пример. Местные хаммомы стали неотъемлемой частью их культуры, как для нас стала неотъемлемой частью наша русская банька, а для финнов их сауна и т.д.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/1banya/chem-zanimalis-jensciny-uzbekistana-v-mestnyh-baniah-5d1de868af329300adf41132

Женская баня по-эмирски, или узбекский хамам в Бухаре. Начало

Страшно:) Но это было так захватывающе интересно, что я даже не подумала уйти посередине действа.
Эту историю не раз уже рассказывала устно, а писать ли в общем доступе, долго думала. Вчера была на выставке текстиля, разговаривала с двумя женщинами из Бухары, которые в этой бане бывали. И они убедили меня в том, что ничего такого я не нарушу, никому не наврежу, если расскажу публично.
Потому все-таки рассказываю. Кто не боится таких подробностей и длинных рассказов, прошу под кат проживать это приключение вместе со мной:)

Когда мы с мужем были в Тбилиси, то из-за начавшегося дождя решили переждать его в серных банях. Про них я до сих пор ничего не рассказала, они тоже старинные, красивые внутри, считаются достопримечательностью Тбилиси, обязательной к посещению, но бухарская баня перебила те впечатления напрочь.

Итак, в Бухаре я уже была одна, без Фатимы. Она забронировала мне отель и дала координаты гида по Бухаре, несравненного Бахшилло Умаровича, которому 84 года, он сух, как вековая лоза, бодр, как жаворонок, напичкан тысячей исторических фактов, потому что 50 лет проработал учителем истории и многие из экскурсоводов Бухары учились у него в школе, по пути нам постоянно попадались его ученики разного возраста.

В середине мая было уже достаточно жарко. Бухара находится меж двух пустынь, потому там сухо, знойно и безоблачно, ибо облака по дороге к Бухаре высыхают.

За первый день мы находили больше 15 км пешком, при том, что и на машине тоже ездили — в Бухаре много интересных мест на приличном расстоянии друг от друга. Меня поражало, что этот старичок бодро ходил с нами по достопримечательностям, не жалуясь, при этом очень много рассказывал.

Наш водитель, взявший с экскурсантов — семейной пары из Москвы и с меня, — двойную цену, в разгар жары принес нам с Инной по бутылке воды. Её муж не ходил с нами, ссылаясь на больные ноги, отсиживался в кафешках. А от неё я узнала, что эту поездку в Узбекистан муж подарил ей на 50-летие. Она давно мечтала тут побывать, потому что её родители родом из Узбекистана, тут познакомились и поженились.

Свою бутылку я отдала Бахшилло, он обрадовался, потому что в горле у него пересыхало от необходимости много говорить.

В череде мечетей, медресе и прочих зданий Бахшилло показал неприметное здание вдалеке от туристических потоков, сказал, что это женская баня, предложил зайти и, при желании, помыться.
2

Мы с Инной заглянули, я спросила у женщины, сидевшей у входа, цену (на наши деньги примерно 1200 рублей), что в неё входит (помывка, массаж и обертывание) и что нужно (только деньги). Поскольку в первую ночь, когда я приехала в отель, там не было горячей воды и я мылась прохладной, я решила погреться в бухарской бане.

Очевидно, в наших расспросах было что-то деловитое, как я поняла спустя время, когда осмысливала это приключение, увидев эту женщину в других обстоятельствах.

По окончании экскурсии я не стала садиться в такси со всеми, чтобы ехать в отель, а побежала к бане, чтобы успеть помыться до окончания рабочего дня, закрывалась она в 19 часов, а было уже без двадцати шесть.

Меня встретила та же черноволосая женщина, видимо, хозяйка бани. Последовал такой диалог.

— Добрый день, я ещё могу попасть на сеанс?
— Да, баня ещё работает, но вам туда лучше не ходить.
— Почему? — недоуменно спросила я.
— Потому что там много народу, вам будет тесно, вам не понравится. Там сейчас уже 6 человек.
— Я не знаю, как у вас выглядит помещение, много ли это 6 человек, но раз нельзя, так нельзя. А завтра можно будет попасть, во сколько вы открываетесь?
— До 14 часов мы моем только своих, — довольно категоричным тоном, подразумевающим отказ, ответила женщина. Казалось, я вызываю у неё неприязнь по непонятной для меня причине.
— В смысле? Иностранцев не принимаете?
— Нет. Вы будете недовольны.
— Почему?
— Ну, кто-то вас заденет, или брызги полетят, вас обидят.

Я удивилась, почему у неё такое мнение обо мне, но спорить, опровергать это мнение и настаивать на своем не стала. Всё, что ни делается, к лучшему. Астролог как-то сказала мне, что у меня есть возможность влиять на людей, но я почему-то этого не делаю. Правда, мне это не интересно, мне интересно, когда человек рядом со мной может быть собой, проявлять свою суть. Это по-честному. Добиваться от других того, чего они делать не хотят, не хочу я. Всегда всему есть альтернатива. Безальтернативна только смерть.

Читайте также:  Камни для парилки в баню гранит

— Хорошо, я приду завтра после 14 часов.
— Давайте я вас запишу.
— Я не знаю, во сколько закончится экскурсия, поэтому записываться не буду, чтобы вас не обязывать, вдруг я не смогу. Приду, как смогу, попаду — хорошо, нет — значит, мне туда не надо.

Я подумала, что россияне часто выражают недовольство, и от меня тут ждут подобного. Опровергать расхожие мнения нужно только делами, а не словами.

В отеле уже была горячая вода, я спокойно помылась под душем и отправилась ужинать и прогуляться по старым улочкам. Но от посещения бани не хотела отказываться, меня уже заело, что же там такое.
3

Баня находится справа за минаретом.

На следующий день мои попутчики-москвичи от экскурсии отказались, я поехала одна. Мы ходили вдвоем с Бахшилло. Он, видя, что я интересуюсь и народными промыслами, предложил мне поехать к золотшвее Робие Юнусовой домой, об этой поездке я уже рассказывала. Как ни странно, таксист, который возил нас и в первый день, взял с меня даже меньше, чем накануне. Потому что я поторговалась:) Здесь это обязательно. Игра такая.

Закончили мы немного раньше, видно было, что накануне Бахшилло Умарович устал, мы отвезли его домой, я опять отказалась ехать в отель, попросила отвезти меня в старый город и отправилась в баню.

Вот по этому проулочку можно дойти до бани.
4

Меня встретила та же женщина, что и накануне. Неожиданно разулыбалась мне как родной. Я даже удивилась.
— А-а, вы все-таки попали!- сказала она гостеприимно.
— Попала? Сегодня народу мало, и я могу помыться?
— Да, да, проходите, сейчас я вам открою шкафчик, раздевайтесь.

Огромная комната, как будто сделанная из айвана, внутреннего дворика любого восточного дома, со столбами, поддерживающими потолок, была по периметру обставлена шкафчиками из крашеной фанеры, по виду — из 40-50 годов прошлого века.
5

На полу лежал матрасик, очевидно, для желающих полежать после бани.

Хозяйка обошла все шкафчики, нашла свободный и велела снять всю одежду. Поскольку обувь я сняла при входе — так в Узбекистане всюду принято, там не ходят по дому в тапках, только босиком или в носках,- то растерянно оглянулась. Женщина принесла мне большие пластиковые тапки, стоящие у входа.

На руке у неё висели несколько простынок из хлопка, застиранных, даже по виду мягких, из таких прежде рекомендовали готовить пеленки для новорожденного, чтобы не было опрелостей от заломов ткани. Она не дала мне в руки простынку, я стояла совершенно голая посреди огромной комнаты и чувствовала себя беспомощной, будто во власти этой женщины.

— Идите за мной,- сказала она и направилась вниз по лестнице к двери, ведущей в подвал.
Ситуация была дурацкой, по моим ощущениям, но что делать, отправилась за ней в чужих тапках абсолютно голая.
6

Спустившись по каменным ступеням, я вдруг вспомнила, что надо было сходить в туалет, мало ли на сколько долгая эта процедура, а я весь день на ногах была.
— Ой, простите, а можно сначала в туалет сходить?
— Что же вы сразу не сказали, он у нас наверху, во дворе.
Мда. Опять одеваться?
— Ладно, вы же по-маленькому, идите сюда.
7

Рабочее место хозяйки при входе в баню.

Мы проходили мимо каких-то «комнат», дверной проем в которые и «окна» в стенах были занавешены толстым целлофаном.
Женщина откинула целлофан в сторону, я увидела округлую просторную комнату, пустую, по периметру пола проходил желобок, по нему текла мыльная вода. Типа, канализация. Из одной из стен почти у пола торчал кран. Ничего себе «дамская комната», подумала я.
Фантастическое приключение только начиналось.

В подземелье всё устроено красиво. Сводчатый потолок с красивым белым орнаментом, переходы, казалось, что без провожатой я там заблудилась бы.
8

С потолка свисала простая лампочка, а ощущение было, что с неба.
9

В одном помещении была современная деревянная дверь, а слева от неё — та самая занавеска из целлофана, за которой и происходит священнодействие освобождения тебя от грязи.
10

По центру помещения, из которого в разные стороны расходились входы в помывочные, стояла каменная тумба, на которой лежали те самые простынки. Однако насколько они индивидуальные, поймете чуть позже.

Слева от входа в помывочную (парной я бы не стала её называть) остается последнее, что на тебе надето, — общественные тапки.

Сняла свои и я, хозяйка бани отвернула в сторону целлофан, взяла меня за руку и ввела в помещение.

И всё. Я попала будто в какую-то сказку, или в кино, мозг мой размягчился и стал воспринимать всё происходящее будто со стороны, я была как в трансе.
11

Огромная каменная комната без углов, каменный пол, желобки по периметру, кран в полуметре от пола. Примерно как в «дамской комнате», в которой я уже побывала.

Только здесь была очень сильная влажность, сравнимая с облаком в горах, в которое ты попадаешь, будто в туман. Здесь тоже был теплый мягкий туман, жары, как в парилке, не было.

Передо мной было десять обнаженных женщин, я даже не сразу разобралась, кто есть кто.

Продолжение тут, ибо ЖЖ отказался постить весь текст. Говорит, запись слишком большая:) Со мной такое впервые за 13 лет:)

Но рассказать компактнее эту историю я не могу, простите:) Хочется крупиночка к крупиночке, бисеринка к бисеринке, кропотливо, как трудятся сами узбеки.

Источник статьи: http://ajushka.livejournal.com/2880103.html

Оцените статью
Про баню