Урок в 11 классе маяковский баня

Урок в 11 классе маяковский баня

Урок 45
Сатирическая лирика
и драматургия Маяковского

Цели : выявить особенности сатирических произведений Маяковского, отметив поэтическое новаторство; повторить родовые признаки лирики и драмы, проследить их проявление в произведениях Маяковского; развивать навыки анализа поэтического текста.

I. Чтение наизусть и анализ стихов Маяковского «А вы могли бы?», «Послушайте».

II. Вступительное слово учителя.

1. «Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго еще будет нас ждать», – писала о поэте Марина Цветаева. Маяковский опередил свое время как художник. Новатор в области тем и художественных средств, он устремлен в будущее в своем творчестве. Поэт и жизнь воспринимал сквозь призму творчества, созидания. Вспомним его лозунг: «Будущее не придет само, если не примем мер». Художник, по Маяковскому, призван научить людей строить новую жизнь.

Творчество Маяковского было чрезвычайно актуально для современников поэта, оно актуально и для нас, его потомков. Чего стоят одни только сатирические произведения. Кажется, невозможно назвать отрицательное явление, которое не попало бы под увел и чительное стекло поэта-сатирика: хулиганство, предательство, бюрократизм, обывательщина, злословие, подхалимство:

На метров тридцать

Актуальность сатиры В. В. Маяковского хочется донести и вам, вступающим во взрослую жизнь, в мир, который не без добрых людей, но и не без плохих, к сожалению, тоже. Приходится так часто встречаться с хамством, грубостью, ложью, что трудно не унизиться, не потерять свое человеческое достоинство.

Поэзия Маяковского, «призывающая к вечной драке со злом», его вера, его стихи становятся жизненно необходимыми, как и он сам, Владимир Маяковский, . человек, воплощавший в себе то, чего часто не хватает сегодня нам, чего мы ищем друг в друге и очень редко находим.

Уже в ранних стихотворениях в сатирическом ключе предстает мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковины вещей».

2. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Нате!», 1913 года.

Учитель . Откровенные и убедительные слова Маяковского сквозь пелену десятилетий долетели и до наших дней. Своей поэзией он заложил основу своего и нашего будущего. Извест ный российский деятель культуры С. В. Образцов так писал об этом: «Вот сколько лет прошло, а забыть исповеди Маяковского, его разговора с будущим, его отчета за всю свою жизнь, пронизанную борьбой за правду, за чистоту, за счастье тех, кто будет жить после него, я не могу. Навсегда врезалось это в мою память, будто выжжено в ней».

III. Чтение и анализ стихотворений «Прозаседавшиеся», «О дряни».

Примерный анализ стихотворения .

В 1920–1921 годах появилось стихотворение «О дряни», первое произведение, обличающее «мурло мещанина» нового советского времени.

Символом и спутником бюрократа в быту и на службе становится «оголтелая канареица». Этот образ пронизывает все стихотворение. Поэт предупреждает, что в государственных учреждениях засели, «наскоро оперенья переменив», чиновники, которые никакой пользы обществу не принесли и только, «намозолив от пятилетнего сиденья зады. свили уютные кабинеты и спаленки». Метафора «свили уютные кабинеты и спаленки» вызывает ассоциацию со знаменитой «птичкой божьей», не знающей «ни заботы, ни труда».

Довольно жестко Маяковский осуждает тех, кто все радости жизни видит только в мире вещей.

Вместе с автором мы наблюдаем за тем, как «та или иная мразь» на прибавку мечтает завести «тихоокеанские галифища». Подчеркивая омертвление души такого человека, неподвижность мыслей и чувств, поэт подбирает к его образу необыкновенное сравнение: он будет

как коралловый риф.

Квартира чиновника наполнена символами коммунистического переустройства мира: здесь и портрет Маркса в алой рамочке, и газета «Известие». Но, оказывается, все это – дань моде. Даже серп и молот – только модные эмблемы, без которых нельзя «фигурять» «на балу в Реввоенсовете».

«Дрянь», по Маяковскому, – это люди, которые ограничили свои жизненные интересы миром вещей. Их головы, как и «уютные кабинеты и спаленки», заняты пианино, самоварами, «галифищами», платьями и клетками с «оголтелыми канареицами». Не находя «живых людей» среди таких чиновников, поэт вкладывает слова, содержащие идею произведения, в речь неживого предмета, заговорил портрет:

Маркс со стенки смотрел, смотрел.

«Опутали революцию обывательщины нити.

головы канарейкам сверните –

канарейками не был побит!»

Думается, стихотворением «О дряни» автор предостерегает от такого поворота к будущему, показывая нежизненность идей мещанства.

IV. Драматургия Маяковского.

1. Слово учителя .

В мае 1928 года режиссер Всеволод Мейерхольд телеграфировал Маяковскому из Свердловска: «Последний раз обращаюсь к твоему благоразумию. Театр погибает. Нет пьес. От классиков принуждают отказаться. Прошу серьезного ответа: можно ли рассчитывать получить твою пьесу в течение лета. Телеграфь срочно. »

Маяковский ответил утвердительно и начал работу над пьесами о современности, материал для которых был хорошо известен поэту. Первая – феерическая комедия «Клоп» – осмеивала обывателей и советских мещан, тех новых мещан, торжество которых давно беспокоило Маяковского. Вторая – драма в шести действиях с цирком и фейерверками « Баня » – разоблачала мещанство политическое (бюрократов и приспособленцев).

2. Работа с текстом пьесы «Клоп».

В письмах к Татьяне Яковлевой отразился процесс работы Маяковского над пьесой «Клоп». В письме от 28 декабря 1928 года можно прочитать:

«Мы (твоя авторучка и я) написали новую пьесу. Писали по 20 суточных часов без питья и еды. Голова у меня от такой работы вспухлая (даже кепка не налазит).

Что ты пишешь про Новый год? Сумасшедшая! Какой праздник может быть у меня без тебя. Я работаю. Это единственнейшее мое удовольствие».

В подготовке первого спектакля участвовали лучшие творческие силы, и уже в феврале 1929 года пьеса «Клоп» была поставлена в театре Мейерхольда. Роль «бывшего рабочего» Присыпкина, который «с треском отрывается от своего класса», исполнил Игорь Ильинский. Музыкальное оформление принадлежало молодому композитору Дмитрию Шостаковичу. Эскизы костюмов сделали художники Кукрыниксы (Куприянов , Крылов, Ник. Соколов).

– Маяковский-драматург утверждал: «. театр не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло». Как вы соотнесете эти слова с идейным содержанием пьесы?

– Где и когда происходит основное действие?

Как известно, пьеса «Клоп» состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой из них действие происходит в 1929 году в рабочем общежитии и в доме парикмахерской дочки Эльзевиры Ренесанс, то есть по соседству со зрителями того времени, возможно, как отмечал Маяковский, в Тамбове. Затем действие переносится на 50 лет вперед, в 1979 год, где происходит воскрешение Присыпкина, «замороженного» после пожара на собственной свадьбе.

– Какими представляете образы главных героев?

Присыпкин – Пьер Скрипкин, безусловно, стал, подобно мольеровскому Журдену, образом «вечного мещанина». Не трудно спроецировать особенности его поведения и речи на современных «новых» и «самых новых » русских. Маяковский , словно предвидя постоянное воспроизводство этих качеств, обращался к зрителю: «. но только не злись на шутки насекомого. Это не про тебя, а про твоего знакомого».

Маяковский отстаивал самоценность человека, обостряя конфликт жизни и смерти в образе девушки-самоубийцы Зои Березкиной. В нем просматривается одна из героинь поэмы «Облако в штанах» – художница Антонина Гумилина, влюбленная в Маяковского. По воспоминаниям Романа Якобсона, Гумилина часто рисовала Маяковского, свою свадьбу с ним. Потом увлеклась художником Шиманом, но в 1918 году, отчаявшись найти свое счастье, она покончила с собой. Но героиня пьесы все-таки спасена для будущего:

« Профессор . Самоубийство? Что такое «самоубийство»? (Ищет в словарях. ) Вы стреляли в себя? Приговор? Суд? Ревтрибунал?

Зоя Березкина . Нет. Я сама.

Профессор . Сама? От неосторожности?

Зоя . Нет. От любви.

Профессор . Чушь. От любви надо мосты строить и детей рожать. А вы. Да!».

Дочь Маяковского, профессор Патриция Томпсон, пишет, что последняя реплика профессора – это слова ее матери, сказанные Маяковскому в Нью-Йорке в 1925 году.

– Что автор осуждает в устройстве общества?

Присыпкин, оказавшись в будущем, возмущен коллективной волей, решающей его воскресить. Он не хочет жить в стерильном обществе, где исчезли «влюбленные микробы» и нет места фотографии любимой . Зоологический сад, куда он был помещен, оказался для него клеткой с клопом, западней, из которой доносится голос Скрипкина:

«Граждане! Братцы! Свои! Родные. Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке?»

Фальшивому, насквозь пародийному миру противостоит только Любовь. «Любовь – это сердце всего. От нее разворачиваются и мысли, и дела. » – писал Маяковский в дневнике в дни создания поэмы «Про это». Противоположное определение любви дает репортер из пьесы «Клоп»:

«Древняя болезнь, когда человечья половая энергия, разумно распределяемая на всю жизнь, вдруг скоротечно конденсируется в одном воспалительном процессе, ведя к безрассудным и невероятным поступкам».

– Какие сатирические приемы использует автор?

Сатирическое преувеличение стало важнейшим стилистическим приемом, формирующим жанровые особенности пьесы, ее композицию, характеристику персонажей.

Постановщик пьесы Мейерхольд указывал среди безусловных достоинств пьесы Маяковского ее «главное целеустремление: бичевать пороки сегодняшнего дня. Перебрасывая нас в 1979 год, Маяковский заставляет нас разглядывать не преображение мира, а ту же болезнь, что и в наши дни. Надо бороться с недостатками с большей энергией, чем теперь. Маяковский хочет показать, что болезни имеют глубокие корни, что нужны большие периоды времени и громадная активность для их изжития».

Одним из действующих сатирических приемов стала пародия. Например, сцена свадьбы Эльзевиры и Пьера строится как новый обряд, смесь партийного собрания и ресторанного застолья. По законам пародий строятся также эпизоды, связанные с гибелью и воскрешением Присыпкина. Сцены с замороженным Присыпкиным в обледеневшем погребе и строительной бригадой, обнаружившей «индивида», по наблюдению М. С. Петровского, похожи на ситуацию в романе американского писателя Эдуарда Беллами «Через сто лет» (1888). Герой этого социально-утопического романа тоже замерзает во время катастрофы накануне своей свадьбы и, размороженный через сто лет, знакомится с обществом будущего.

Очевидно, что-то не так в обществе торжествующего коллективизма, где очутился Присыпкин, если прежний «клоп, клопуля» оказывается ему ближе, чем стрелявшаяся из-за любви к нему, но выздоровевшая Зоя Березкина.

Написать небольшое сочинение-рассуждение «Сила сатиры Маяковского».

Источник статьи: http://tak-to-ent.net/load/257-1-0-4044

Урок литературы на тему «Сатира В.В.Маяковского»

Урок направлен на знакомство и анализ сатирических произведений Маяковского «Клоп» и «Баня»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему «Сатира В.В.Маяковского»»

Урок литературы в 11 классе

Автор: В. В. Маяковский

Произведение: «Нате!», «О дряни», «Взяточники» и другие

Вид урока: комбинированный

Тип урока: урок-исследование

Тема урока: «Дрянцо – хлещите рифмы концом»

1. Обучающая цель: развитие навыков работы с лирическим произведением;

2. Развивающая цель: установить связь между духовным миром поэта и жизнью страны;

3. Воспитывающая цель: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей.

Содержание этапов урока:

2. Постановка целей

3. Мотивация деятельности

4. Деятельность учащихся по теме урока

6. Домашнее задание

Методы и формы работы:

Приём мозговой атаки

Работа с текстом

Организация частично-поисковой деятельности

Развёрнутый ответ на вопрос

1. Организационный момент. Приветствие.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве В. Маяковского.

Но откроем новую творческую страницу с некоторой тайны. Если прислушаться к звучанию имени – Владимир Маяковский – то услышим столько звонких согласных звуков, и взрывных, и рокочущих, что можно составить представление о человеке с таким звонким именем. Открытый, резкий, решительный, всегда готовый к борьбе, но не к смирению.

2. Постановка целей

Но вот перед нами строки В. Маяковского из стихотворения «Домой»:

Я хочу быть понят моей страной,

А не буду понят –

По родной стране пройду стороной,

— Можем ли мы сказать, что это то Маяковский, которого мы узнали в 8 классе по стихотворениям «Необычайное приключение…», и «Хорошее отношение к лошадям»?

— Откуда такие элегические ноты в лучшем из созданных произведений поэта во второй половине 20-х годов прошлого столетия?

— Какова же цель сегодняшней нашей встречи?

Установить связь между духовным миром поэта и миром, окружающим его.

— Попытаемся глазами Маяковского посмотреть на тот мир, который был перед поэтом. Будучи человеком честным, умным, что он мог видеть?

— Прочитайте стихотворения «Нате!», «Ничего не понимают!», составьте ответ на поставленный вопрос.

— Попробуем соединить все ваши высказывания в единую мысль.

Маяковский, считая себя глашатаем революции, искренне верил в то, что именно он должен указать миру, человечеству на его недостатки, грехи и помочь избавиться от них.

«Человеческая природа – это единство двух начал: биологическое и духовное (материальное и творческое) — писал Маяковский. – В буржуазном обществе эти начала разъединены. Идеальному места нет». Вот почему многие стихи Маяковского этого периода носят сатирическую направленность. Вот почему столько отталкивающего! Наверное, поэтому и не понимали Маяковского и не принимали. Вспомним как на открытии кабаре «Розовый фонарь» поэт бросил в лицо благопристойной буржуазной публике стихотворение «Нате!»

Но это было до революции! Наша задача ответить на вопрос:

— Изменилось ли отношение Маяковского-сатирика к миру и отношение мира к нему после революции, когда и было написано стихотворение «Домой»?

4. Деятельность учащихся по теме урока. Исследовательская работа в группах.

Исследовательская работа в группах.

В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают в группах по 5 — 6 человек. Они выбирают подтему главной темы. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом, должен внести лепту в общую задачу. Дискуссия, обсуждение в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Тема исследования: «Дрянцо – хлещите рифмы концом»

1 группа Сатирическая направленность стихотворения «О дряни» 1921

2 группа Сатирическая направленность стихотворения «Прозаседавшиеся» 1922

3 группа Сатирическая направленность стихотворения «Взяточники» 1926

4 группа Сатирическая направленность стихотворения «Пример, не достойный подражания» 1929

Вопросы для исследовательской работы в группах:

1. Кто или что является объектом сатиры Маяковского?

2. Каков предметный мир стихотворения?

3. Какие пороки и недостатки обличает поэт?

4. Что использует Маяковский из поэтического языка футуристов для создания образов? (грубая лексика, сравнения, гипербола, гротеск, ирония, новое значение старых слов, неологизмы, графические эффекты)

5. Сделайте вывод: В чем заключается социальный обличительный пафос стихотворения?

Выступление учащихся. Основные положения, выводы оформляются на доске.

В новом революционном обществе материальное и творческое также разъединены.

Вернемся к задаче: Изменилось ли отношение Маяковского-сатирика к миру и отношение мира к нему после революции, когда и было написано стихотворение «Домой»?

Ответ: Отношение Маяковского к миру не изменилось, оно осталось критичным.

Вернемся к началу урока к строкам из стихотворения «Домой»!:

Изменилось ли отношение мира к Маяковскому?

Ответ: Нет. Мир не понимает поэта!

5. Итоги урока. Рефлексия.

Достигли ли мы цели сегодняшней нашей встречи?

Установили ли связь между духовным миром поэта и миром, окружающим его?

— Почему поэт для определения своих отношений с миром находит такое сравнение как «косой дождь»?

6. Домашнее задание: Подготовить развернутый ответ на вопрос: Сатира Маяковского.

Источник статьи: http://multiurok.ru/index.php/files/urok-litieratury-na-tiemu-satira-v-v-maiakovskogho.html

Читайте также:  У ребенка кашель температуры нет можно ли идти в баню
Оцените статью
Про баню