Урок чтения сладков весенняя баня

Николай СЛАДКОВ
Весенняя баня

Ванятка считал себя знатоком птиц. Ему приходилось держать в клетках чижей, чечёток, снегирей, синиц, щеглов, клестов, зябликов. А сегодня вышел Ванятка из школы и видит: на краю снеговой лужи сидят три совершенно незнакомые птички ростом с воробья. Одна чёрная, другая коричневая, а третья вовсе рыжая.

Прыг-прыг-прыг − по гузку, по самый хвостик − в лужу, и ну купаться! То грудку окунут в воду, то на задок присядут и бьют, бьют тупыми крылышками по воде, трепыхаются в ней. Брызги над ними как фейерверк: в каждой капельке − искорка солнца.

Выскочили из лужи и, встряхнув мокрые крылышки, взъерошенные, перелетели на песчаную дорожку. И − вот глупыши! − давай барахтаться в грязном песке. Песок к перу липнет − измазались все! Не поймёшь, какого и цвета стали.

Скоро так песком облипли, что и летать не могут. По земле поскакали.

Прыг-дрыг-скок − и опять в лужу! Опять над ними солнечный фейерверк, да ещё радуга в брызгах. Моются, стараются.

Выкупались, вымылись − и выскочили на бережок.

Ванятка так и ахнул:

− Воробьи! Все трое − обыкновеннейшие воробьи!

Все трое серенькие, свеженькие такие, чистенькие. А вот вода в луже стала грязной.

Понял Ванятка: воробьи так за зиму измазались, что и на себя стали не похожи. Это они сейчас в бане мылись, зимнюю грязь с себя смывали. С песочком тёрли!

Чёрный сажу смывал: он всю зиму в дымовой трубе ночевал.

Коричневый − спал в сыром дупле, в гнилой трухе вымазался.

Рыжий − в кирпичной стене устроился, в дырке.

Вот и стала вода в луже чёрно-кирпично-коричневой.

− С лёгким паром! − крикнул Ванятка воробьям и побежал домой, разбрызгивая ногами весенние лужи.

Источник статьи: http://peskarlib.ru/n-sladkov/vesennyaya-banya/

Урок по лит.чтен .н.сладков весенняя баня 2

Формирование типа правильной читательской деятельности
Н.Сладков. Весенняя баня
Урок по литературному чтению 3 класс

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Я надеюсь, что сегодняшний день пройдет с пользой для всех нас. У всех хорошее настроение. Все красивы и здоровы. Начинаем наш урок литературного чтения!

2. Актуализация знаний.
-Пятиминутное чтение художественных книг (перед каждым уроком, в дифракционных очках, с артикуляцией и без артикуляции)
-Традиционно начнём наш урок с рекомендаций книг, которые вы сейчас читаете. (выходят учащиеся к доске с книгами, рекомендуют: название, автор, жанр, внешние данные)
-Спасибо! Я рада, что все читают разные интересные книги и помнят: «Кто много читает, тот, потому, что «Чтение-лучшее » (продолжают пословицы, сл.№1)

3. Формулирование темы урока. Проектирование плана урока
-Посмотрите на экран. Что скажете про данные названия? (на экране разные названия произведений одного автора: Почему год круглый? Ивовый пир. Лесной календарь. Серебряный хвост. Медвежья горка. Бежал ёжик по дорожке. В лес по загадки, сл.№2)

-Да, вы правильно заметили, что у всех этих произведений один автор – Николай Сладков. Значит можно сформулировать тему сегодняшнего урока.
( формулируют тему: Изучение произведения Николая Сладкова.)

-Спланируйте дальнейшую работу на уроке. (Ответы учащихся: «Сегодня на уроке мы будем читать, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, следить за своим здоровьем».)

-Правильно ли я вас поняла: «На уроке мы знакомимся и анализируем новое произведение Н.Сладкова, работаем над формированием типа правильной читательской деятельности, развиваем речь, творческие способности и не забываем следить за своим здоровьем». (кивают в знак согласия)

4. Открытие нового знания. Работа с текстом до чтения
-Прочитайте название произведения Н.Сладкова. («Весенняя баня», сл. №3)
-Попробуйте предположить, о чём будет произведение?
-А теперь рассмотрите иллюстрацию к произведению. Стало ещё понятнее?
-Можете догадаться, кто герои произведения? (птички, автор)
-Хорошо сказали, автор-герой произведения. А что можете сказать о Н.Сладкове? (писатель, детский писатель, рассказы и книги о природе, любит природу)
-Позже на уроке мы узнаем больше о Н.Сладкове.

5. Введение нового знания в систему знаний. Работа с текстом во время чтения
-Прочитайте произведение самостоятельно. Возьмите карандаш в помощники себе. Отмечайте вопросы, понравившиеся отрывки и всё, на что обратите внимание.

-Что скажите? Расскажите ваши общие впечатления о прочитанном произведении. (Высказывания учащихся: произведение понравилось, весеннее, радостное, весёлое и т.д.)

-На что обратили внимание при чтении? Есть такие места? Зачитайте вслух. Выборочное чтение (читают отрывки, объясняют, чем понравилось, что заинтересовало)

— Представьте, что автор рядом с вами и можно с ним поговорить.

-Повторное чтение. Проведём диалог с автором (читают, вступают в диалог с автором, учитель по ходу комментирует непонятные слова и выражения: знатоком, трепыхаются, фейерверк, взъерошенные, обыкновеннейшие, а не совсем обыкновенные, труха, сл.№4)

-Правы ли мы были в начале урока в своих предположениях относительно того, что одним из главных героев выступает автор? Поясните. (-Да, мы же с ним вели диалог!)

-Прочитайте предложение:
«Брызги над ними как фейерверк: в каждой капельке- искорка солнца» (сл. №5) — Раскройте смысл этого предложения. (высказывания учащихся)
-Да, в этом предложении мы чувствуем и движение, и цветные яркие краски, и свежие весенние звуки. Какое ёмкое по смыслу выражение автора! И мы его поняли!

-Попробуем прочитать рассказ выразительно. Отметьте литературный приём, который автор использует несколько раз.
(читают, говорят о сравнении: брызги, как фейерверк, баня это песок и лужа)

— На уроках не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз (сл.№6)
(Проводит зарядку ученица — инструктор по физкультминуткам:
-Поморгаем глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали
-Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону
-Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа
-Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой
-Закроем глаза, накроем ладонями, скрестив пальцы на лбу — пальминг
-Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения, на аквариум с рыбками — так успокаиваем глаза
-Зарядка окончена!)

6. Работа с текстом после чтения
-Какова же основная тема рассказа, которую хотел донести до нас Н.Сладков? (Весна — это время перемен. Весной всё обновляется и очищается: природа, чувства, желания).

-Каковы чувства Ванятки? — Каковы чувства воробьёв? — Каковы чувства автора?
-А наши чувства?
— Что же у всех героев общего? (все рады весне, ждут её наступления, чувства радости, восторга, отличного весеннего настроения)

-Правильно, Н.Сладков сумел передать нам свои мысли и чувства. Мы поняли его. Автор настоящий мастер слова!

-Посмотрите на экран. Некоторые сведения о Николае Ивановиче Сладкове (автобиография, случаи из жизни, творчество, сл.№7-№8)

— Творческие задания любят все. По нашему произведению для вас сегодня две игры (сл.№9-№10)

-Игра: «0 или 1». Для правильного выполнения необходимо ещё раз просмотреть текст внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). Закройте текст!

-Я говорю фразу из рассказа Сладкова. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.
-Ванятка вышел из школы-1
-Одна птичка черная, другая- серая, а третья вовсе белая – 0
-Брызги над ними, как звон капели- 0
-Выкупались, вымылись, наелись и выскочили на бережок-0
-Воробьи! Все четверо- обыкновенные воробьи!-0
-Вот и стала вода в луже черно-кирпично-коричневой!-1
-Проверяем правильный ключ. Встаньте, у кого такой же получился:100 001

-Игра: «Дерево мудрости».

-Вы уже хорошо помните текст произведения. Задайте любые вопросы по тексту. Запишите их на том же листочке и прикрепите на дерево (на доске прикреплено дерево из картона, выбегают, крепят магнитиками вопросы в виде листочков на дерево).
— Я тоже хочу поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать вопросы, читать их, а вы отвечайте без ошибок.

(Вопросы от учащихся: Сколько в первом абзаце предложений? Найдите во 2 предложении существительные 2 склонения. Какого цвета стала вода в луже? Какого цвета сажа? Какому воробью было теплее всех зимовать? Что говорят люди после купания?)
-Спасибо Вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!

7. Рефлексия. Самооценка
-Наш урок подходит к концу. Итог урока надо всем учиться подводить. Мы будем главное сейчас в уроке находить! (высказывания: изучали новое произведение, развивали речь, технику чтения, следили за своим здоровьем, думали, слушали, играли)

-Да, я с вами совершенно согласна! Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением, развивали речь, чтение, не только узнали новые факты из жизни птиц в природе, но и сумели понять мысли и чувства главных героев, автора. А это самое важное и ценное!

-Домашнее задание — принести в класс книги Н.Сладкова, прочитав из них любое произведение.
-Самооценка. (Ученик диктует текст самооценки вслух, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус, стараются быть объективными, сл.№11)

Я старался и выполнял задания без ошибок (+, -)
Работал активно, поднимал руку
Внимательно слушал ответы одноклассников
Узнал для себя новое
Следил за своим здоровьем
-Встаньте, у кого пять плюсов, четыре плюса. Почему поставили себе минус? (надо быть активнее на уроке)
-Я, в свою очередь, вас оценю. На этом наш урок окончен. Всем спасибо!

Источник статьи: http://educontest.net/ru/3677891/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D0%BB%D0%B8%D1%82-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD-%D0%BD-%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F%D1%8F-%D0%B1%D0%B0-2/

Н. И. Сладков «Весенний гам» Презентация+конспект урока
презентация к уроку по чтению (2 класс)

Н. И. Сладков «Весенний гам»

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в «Тетрадь наблюдений», который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом.

В молодости он увлекался охотой, но впоследствии отказался от этого занятия. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».

Для того, чтобы оказаться в диком лесу, вовсе необязательно каждый раз брать билет на поезд и ехать в дальние края — можно просто протянуть руку к книжной полке и взять любимую книгу Николая Сладкова, уютно устроиться в любимом уголке и перенестись в прекрасный мир природы.

Скачать:

Вложение Размер
sladkov._vesenniy_gam.ppt 2.64 МБ
vesenniy_gam.docx 17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Н.И. Сладков «Весенний гам»

И. Левитан «Весна. Большая вода»

Николай Иванович Сладков 05.01.1920 – 28.06.1996 советский писатель

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в «Тетрадь наблюдений», который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом.

В молодости он увлекался охотой, но впоследствии отказался от этого занятия. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».

Для того, чтобы оказаться в диком лесу, вовсе необязательно каждый раз брать билет на поезд и ехать в дальние края — можно просто протянуть руку к книжной полке и взять любимую книгу Николая Сладкова, уютно устроиться в любимом уголке и перенестись в прекрасный мир природы.

Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как: За книгу «Подводная газета» Николай Иванович был удостоен Государственной премии имени Н. К. Крупской. Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

гам гомон, галдеж, шум; шалман, крик, ор, лай, оранье, галдень, гул

Произведение Н.И. Сладкова «Весенний гам» называется так, потому что…

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/12/08/n-i-sladkov-vesenniy-gam-prezentatsiyakonspekt-uroka

Формирование типа правильной читательской деятельности Н.Сладков. Весенняя баня

ФИО: Андриянова Елена Викторовна.
Место работы: МБОУ гимназия №1.
Должность: учитель начальных классов.
Класс: 3А.
Урок по литературному чтению.
Тема урока: Николай Сладков. Весенняя баня.

Организационная структура урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
— Я надеюсь, что сегодняшний день пройдет с пользой для всех нас. У всех хорошее настроение. Все красивы и здоровы. Начинаем наш урок литературного чтения!

2. Актуализация знаний.
— Пятиминутное чтение художественных книг (перед каждым уроком, в дифракционных очках, с артикуляцией и без артикуляции)
— Традиционно начнём наш урок с рекомендаций книг, которые вы сейчас читаете. (выходят учащиеся к доске с книгами, рекомендуют: название, автор, жанр, внешние данные)
— Спасибо! Я рада, что все читают разные интересные книги и помнят: «Кто много читает, тот, потому, что «Чтение-лучшее » (продолжают пословицы, сл.№1)

3. Формулирование темы урока. Проектирование плана урока.
— Посмотрите на экран. Что скажете про данные названия? (на экране разные названия произведений одного автора: Почему год круглый? Ивовый пир. Лесной календарь. Серебряный хвост. Медвежья горка. Бежал ёжик по дорожке. В лес по загадки, сл.№2)

— Да, вы правильно заметили, что у всех этих произведений один автор – Николай Сладков. Значит можно сформулировать тему сегодняшнего урока.
(формулируют тему: Изучение произведения Николая Сладкова.)

— Спланируйте дальнейшую работу на уроке. (Ответы учащихся: «Сегодня на уроке мы будем читать, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, следить за своим здоровьем».)

— Правильно ли я вас поняла: «На уроке мы знакомимся и анализируем новое произведение Н.Сладкова, работаем над формированием типа правильной читательской деятельности, развиваем речь, творческие способности и не забываем следить за своим здоровьем». (кивают в знак согласия)

4. Открытие нового знания. Работа с текстом до чтения
— Прочитайте название произведения Н. Сладкова. («Весенняя баня», сл. №3)
— Попробуйте предположить, о чём будет произведение?
— А теперь рассмотрите иллюстрацию к произведению. Стало ещё понятнее?
— Можете догадаться, кто герои произведения? (птички, автор)
— Хорошо сказали, автор-герой произведения. А что можете сказать о Н.Сладкове? (писатель, детский писатель, рассказы и книги о природе, любит природу)
— Позже на уроке мы узнаем больше о Н.Сладкове.

5. Введение нового знания в систему знаний. Работа с текстом во время чтения.
— Прочитайте произведение самостоятельно. Возьмите карандаш в помощники себе. Отмечайте вопросы, понравившиеся отрывки и всё, на что обратите внимание.

— Что скажите? Расскажите ваши общие впечатления о прочитанном произведении. (Высказывания учащихся: произведение понравилось, весеннее, радостное, весёлое и т.д.)

— На что обратили внимание при чтении? Есть такие места? Зачитайте вслух. Выборочное чтение (читают отрывки, объясняют, чем понравилось, что заинтересовало).

— Представьте, что автор рядом с вами и можно с ним поговорить.

— Повторное чтение. Проведём диалог с автором (читают, вступают в диалог с автором, учитель по ходу комментирует непонятные слова и выражения: знатоком, трепыхаются, фейерверк, взъерошенные, обыкновеннейшие, а не совсем обыкновенные, труха, сл.№4)

— Правы ли мы были в начале урока в своих предположениях относительно того, что одним из главных героев выступает автор? Поясните. (-Да, мы же с ним вели диалог!)

— Прочитайте предложение:
«Брызги над ними как фейерверк: в каждой капельке- искорка солнца» (сл. №5)
— Раскройте смысл этого предложения. (высказывания учащихся)
— Да, в этом предложении мы чувствуем и движение, и цветные яркие краски, и свежие весенние звуки. Какое ёмкое по смыслу выражение автора! И мы его поняли!

— Попробуем прочитать рассказ выразительно. Отметьте литературный приём, который автор использует несколько раз.
(читают, говорят о сравнении: брызги, как фейерверк, баня это песок и лужа)

— На уроках не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз (сл.№6)
(Проводит зарядку ученица — инструктор по физкультминуткам:
— Поморгаем глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали.
— Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону.
— Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа.
— Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой.
— Закроем глаза, накроем ладонями, скрестив пальцы на лбу – пальминг.
— Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения, на аквариум с рыбками — так успокаиваем глаза.
— Зарядка окончена!)

6. Работа с текстом после чтения.
— Какова же основная тема рассказа, которую хотел донести до нас Н.Сладков? (Весна — это время перемен. Весной всё обновляется и очищается: природа, чувства, желания).

— Каковы чувства Ванятки? — Каковы чувства воробьёв? — Каковы чувства автора?
— А наши чувства?
— Что же у всех героев общего? (все рады весне, ждут её наступления, чувства радости, восторга, отличного весеннего настроения)

— Правильно, Н.Сладков сумел передать нам свои мысли и чувства. Мы поняли его. Автор настоящий мастер слова!

— Посмотрите на экран. Некоторые сведения о Николае Ивановиче Сладкове (автобиография, случаи из жизни, творчество, сл.№7-№8)

— Творческие задания любят все. По нашему произведению для вас сегодня две игры (сл.№9-№10)

— Игра: «0 или 1». Для правильного выполнения необходимо ещё раз просмотреть текст внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). Закройте текст!

— Я говорю фразу из рассказа Сладкова. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.
— Ванятка вышел из школы-1
— Одна птичка черная, другая- серая, а третья вовсе белая – 0
— Брызги над ними, как звон капели- 0
— Выкупались, вымылись, наелись и выскочили на бережок-0
— Воробьи! Все четверо- обыкновенные воробьи!-0
— Вот и стала вода в луже черно-кирпично-коричневой!-1
— Проверяем правильный ключ. Встаньте, у кого такой же получился:100 001

— Игра: «Дерево мудрости».

— Вы уже хорошо помните текст произведения. Задайте любые вопросы по тексту. Запишите их на том же листочке и прикрепите на дерево (на доске прикреплено дерево из картона, выбегают, крепят магнитиками вопросы в виде листочков на дерево).
— Я тоже хочу поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать вопросы, читать их, а вы отвечайте без ошибок.

(Вопросы от учащихся: Сколько в первом абзаце предложений? Найдите во 2 предложении существительные 2 склонения. Какого цвета стала вода в луже? Какого цвета сажа? Какому воробью было теплее всех зимовать? Что говорят люди после купания?)
— Спасибо Вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!

7. Рефлексия. Самооценка.
— Наш урок подходит к концу. Итог урока надо всем учиться подводить. Мы будем главное сейчас в уроке находить! (высказывания: изучали новое произведение, развивали речь, технику чтения, следили за своим здоровьем, думали, слушали, играли)

— Да, я с вами совершенно согласна! Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением, развивали речь, чтение, не только узнали новые факты из жизни птиц в природе, но и сумели понять мысли и чувства главных героев, автора. А это самое важное и ценное!

— Домашнее задание — принести в класс книги Н.Сладкова, прочитав из них любое произведение.
— Самооценка. (Ученик диктует текст самооценки вслух, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус, стараются быть объективными, сл.№11)

Я старался и выполнял задания без ошибок (+, -)
Работал активно, поднимал руку
Внимательно слушал ответы одноклассников
Узнал для себя новое
Следил за своим здоровьем
— Встаньте, у кого пять плюсов, четыре плюса. Почему поставили себе минус? (надо быть активнее на уроке)
— Я, в свою очередь, вас оценю. На этом наш урок окончен. Всем спасибо!

Источник статьи: http://schoolfiles.net/1073097

Читайте также:  Веники еловые катя матюшкина аудиосказка
Оцените статью
Про баню