Утомленные солнцем сцена бани

Утомленные солнцем сцена в бане

Комдив Котов, чекист Митя и утомленные солнцем чеховские персонажи. Идеальный фильм на экспорт. ч.1

Следующий фильм Никиты Михалкова был также совместным, российско- французским, продюсером выступил тот же Мишель Сейду. Первоначальное название сценария фильма, который написали Рустам Ибрагимбеков и Никита Михалков, было «Безусловный эффект шаровой молнии».

Основой для него послужила судьба Сергея Эфрона, мужа Марины Цветаевой. Отец и мать Эфрона были революционерами-народовольцами, оба умерли почти одновременно, когда Сергею было 17 лет. Уже через год после смерти матери в 1911 г. Сергей Эфрон женился на Марина Цветаевой. Во время Первой Мировой войны окончил школу прапорщиков. На стороне белых воевал с большевиками во время октябрьских боев 1917 г. в Москве. Ушел на Дон к Корнилову и всю Гражданскую войну воевал в Добровольческой армии.

Потом эмиграция, учеба в Пражском университете, работа в эмигрантском «Союзе за возвращение на Родину». С 1931 г. завербован Иностранным отделом ОГПУ, участвовал во многих секретных чекистских операциях за рубежом, в т.ч. связанных с ликвидацией врагов СССР из числа эмигрантов и советских перебежчиков-изменников. В 1937 г. будучи разоблаченным французской контрразведкой, вернулся в СССР вместе с дочерью Ариадной. В 1939 году арестован НКВД и приговорен к расстрелу. Приговор приведён в исполнение в октябре 1941 г.

Фильм снимался сразу с прицелом на мировой прокат и «Оскар.» Поэтому опытнейший Никита Михалков собрал в фильме сюжеты, которые могли бы заинтересовать тогдашнего зарубежного зрителя.

Читайте также:  Как заливать фундамент для бани и печи

Во-первых, Михалков учел любовь Запада к Чехову. Поэтому действие фильма развивается в такой же «чеховской» среде, что и «Неоконченная пьеса для механического пианино.» Герои «Неоконченной пьесы. » как бы перенесены на 40 лет вперед и помещены на такую же загородную дачу. Только уже в советском элитном дачном поселке ХЛАМ \ художники, литераторы, архитекторы, артисты\, не правда ли очень многозначительное название, в июле 1936 года.

Во-вторых, в фильме имеется ярко выраженная мелодраматическая история, любовный треугольник между влиятельным советским вельможей комдивом Котовым, его женой Марусей и вернувшимся после 10 лет отсутствия бедным музыкантом Митей, который был в свое время вынужден оставить свою любимую Марусю и уехать из страны. Чем воспользовался вельможа Котов и женился на Марусе.

В-третьих, в фильм включены и моменты легкого боевика. Митя оказывается агентом-боевиком НКВД, который ранее занимался терактами за рубежом в отношении врагов СССР. И вот, вернувшись в СССР, имеет поручение арестовать комдива Котова. В связи с чем приезжает на дачу, где живет семья Маруси, в которой он воспитывался с детства, а также и сама Маруся с Котовым и шестилетней дочкой Надей.

И в четвертых, это, конечно же, хоть довольно мягкое, но все же карикатурно-издевательское изображение отдельных сторон советской жизни того времени, и парящий над всем этим огромный портрет товарища Сталина, который все видит, все знает и всем руководит, это только подчеркивает

«Утомлённые солнцем», вышедшие в 1994 году, получили одновременно Оскар и гран-при Канн, что является беспрецедентным фактом в истории российского кино. Название фильма содержит отсылку к популярному в далёкие 1930-е годы танго «Утомлённое солнце», но при этом ненавязчиво ассоциируется с названием эпопеи «Унесённые ветром».

Дела семейные

История одной семьи и история целой страны спаяны воедино. «Красный командир» Котов кажется чужеродным элементом среди родственников своей жены-интеллигентки. Гражданская война давно закончена, и комдив пьёт чай из фарфоровых «непролетарских» чашек со вчерашними врагами. Его жена любила другого, и даже пыталась из-за него покончить жизнь самоубийством, но это не остановило Котова. Он счастлив, доволен собой, обожает жену и дочку и не замечает, что сам стал типичным «барином», против которых когда-то воевал. Он занял чужое место, и сам этого не понимает.

Но соперник, которого Котов когда-то убрал с дороги, возвращается. Не по доброй воле: по приказу. Он тоже «утомлён солнцем», его жизнь ничего больше не значит. Тот, кого советская власть использовала для борьбы с прежним режимом, играет в «русскую рулетку», прежде чем взять на себя непосильное задание: поставить крест на жизни Котова и его семьи.

Митя-«Музыкант»

Любовный треугольник

В отличие от Мити, Котов до конца не понимает, что его смертный приговор уже подписан. Он чувствует себя всесильным, осыпает агентов НКВД насмешками. Он не видит, что его солнце уже закатилось, а угрозы вызывают у его врагов скуку, усталость и утомление. Избитый и униженный, свергнутый с пьедестала, бывший комдив и «красный барин» в силах только выть, как животное.

Участь жён репрессированных военачальников была в 1930-е годы печальной: они, как правило, разделяли судьбу мужей. Их расстреливали или отправляли в лагерь. Грядущая судьба той, из-за кого вступили в соперничество Котов и Митя, не оставляет сомнений. Их любовный треугольник находит страшный конец.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/utomlennye-solntsem-stsena-v-bane/

Утомленные солнцем (1994 год)

Один из любимых фильмом. В нем все прекрасно, и сама история, и диалоги, и игра актеров, и эта неповторимая атмосфера, и мой любимый Олег Меньшиков. Мой любимый актер 90-х и начала 2000-х. В детстве и юности была в него влюблена ))) Сам фильм посмотрела уже после Сибирского цирюльника, когда стала изучать фильмографию актера. Пишу эти строки и слушаю песню «Утомленные солнцем» и внутри все переворачивается, даже сейчас. Однозначно, против 2 и 3 части фильма. Для меня фильм «Утомленные солнцем» только 1994 года. Это еще тот период, когда Михалков себя не растерял, и еще умел делать шедевры.

Лауреат премии «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке» и Гран-при 47-го Каннского фестиваля. Название фильма отсылает к популярному в 1930-е годы танго «Утомленное солнце», неоднократно звучащему в фильме.

Действие фильма начинается ранним летом 1936 года, незадолго до пика сталинских репрессий конца 1930-х годов в СССР. Главный герой Котов (Михалков) — легендарный комдив, истинный коммунист, отмеченный наградами герой Октябрьской революции и Гражданской войны, любимец самого товарища Сталина, живет на даче вместе с женой Марусей (Дапкунайте), маленькой дочерью Надей (Надежда Михалкова) и родственниками Маруси — большой и шумной семьей интеллигентов с дореволюционным прошлым. Семья это остатки прошлого, именно на это даче, как будто и не было революции, и гражданской войны, и перемен.

— Какой-то праздник сегодня. А? Не знаешь, какой?
— Ты знаешь, я их праздники. как-то не понимаю. Я знаю только что деньчего-то очень Большого, Советского.
(тетушки разговаривают в комнате у открытого окна, а в это время мимо их дома идет отряд пионеров с песней. Это день 4-й годовщины сталинского дирижаблестроения)

В этой семье чужаком смотрится именно Котов, но он живет в счастливом браке со своей женой, у него прекрасная дочка и семья интеллигентов его приняла. Но все меняется вокруг, и жители этой дачи пока так и не могу этого принять и живут своей жизнью, тем более они за Котовым, как за стеной.

— По горну вставать, по свистку купаться, под барабан строем шагать, под баян обедать. А если все это будешь делать хорошо, то в гробу будешь лежать под оркестр.

Тихая идиллическая жизнь нарушается неожиданным появлением Мити (Олег Меньшиков) — интеллигента, музыканта, старинного друга семьи, воспитанника отца Маруси, который незадолго до своего внезапного отъезда за границу в 1928 году приходился ей женихом. Его с радостью приняли, и он представился маленькой Наде просто как «дядя Митяй».

— Дядя Митяй! А ты что будешь: чай с вареньем, или кофе с молоком?
— Я буду кофе с вареньем!
— Ничего себе!

В дальнейшем поясняется, что незадолго до Октябрьской революции Митя ушел на фронт Первой Мировой войнф, но попал в плен и был вынужден скитаться по Европе. Спустя 10 лет, уже после революции, зимой 1927 года Мите удается вернуться на родину, но он не узнает свою страну — так сильно она изменилась. Митя возвращается в дом, в котором вырос, в надежде, что сможет, наконец, жениться на Марусе и зажить спокойной семейной жизнью. Но этому не суждено сбыться.

После приезда его вызывает к себе некий высокий чиновник (как выясняется позже, это был именно комдив Котов), заставляет написать заявление якобы по собственному желанию с просьбой выпустить его за границу в Париж, чтобы «заниматься музыкальной деятельностью» и заодно следить за Белым движением, в котором ранее Митя сам состоял т.е против своих же и своих убеждений. Внезапно для всей семьи Митя уезжает вскоре после наступления нового, 1928 года, и за 8 следующих лет от него нет никаких вестей. Отчаявшись его дождаться, пройдя через попытку самоубийства, через год Маруся выходит замуж за Котова.

— Что это у тебя за шрам?
— Крышкой задело.
— Какой крышкой?
— Гроба.

У них рождается дочь Надя, и жизнь в доме сохраняет внешние черты прежней, счастливой и веселой.

Теперь Митя неожиданно вернулся, и в разговоре с Котовым выясняется, что несмотря на свою юмористичную и дружелюбную натуру, он явился сюда с другими намерениями: теперь он сотрудник НКВД и прибыл с заданием арестовать Котова по указанию свыше за причастность к несуществующему заговору.

В каком-то смысле Митя мстит Котову за то, что тот 10 лет назад отправил его за границу и тем самым разлучил с Марусей и морально сломал, заставив переступить через себя и работать на ненавистную Мите советскую власть, посулив возвращение на родину только при условии сотрудничества и предательства идеалов Белого движения. После этого Митя возненавидел Котова, обвиняя в том, что он отнял у него всё — жизнь, профессию, любовь, родину, веру.

Одна из лучших сцен в фильм. Разговор с Марусей.

— Я просто думал, что раз для меня той жизни нет, ну и, значит, ни для кого её нет. И никого в той жизни не осталось. А вы-то оказывается все есть. И всё-то у вас как прежде, только без меня. А меня что же, вычеркнули, да? Ластиком стёрли?

Котов меж тем напоминает ему, что ещё в 1923 году Митя был завербован, и именно он сдал советской власти восемь высших чинов Белой армии, которых с его помощью похищали, привозили в Подмосковье и расстреливали без суда и следствия как врагов народа. По словам Мити, его заставили это сделать, пообещав пустить обратно в страну и вернуться в дом детства, но потом обманули. Котов же убеждён, что Митю «купили» и он всего лишь спасал себя, а теперь мстит ему за разрушенную жизнь.

— Что ж ты в сказочке-то своей не рассказал, что с 23-го года был завербован в ГПУ, и как тайный агент сдал нам 8 высших чинов Белого движения? С твоей помощью их похищали, привозили сюда и расстреливали без суда как контрреволюционеров и врагов трудового народа.
— А вы их таковыми не считаете?
— Считаю… Только я против них 4 года воевал. А ты-то воевал с ними, за них. А потом всех сдал. Восемь человек! Генерал Курнев, генерал Вейвер, Машков — всех!
— Уж кто-кто, а вы-то знаете, что меня заставили?
— Это кто же тебя заставил, ангел ты мой? Да я тебя в 23 году знать не знал, слыхать про тебя ничего не слыхал. Тебя купили! Пошло купили — за франки!

Митя, рассказывает Котову, что приехал его арестовать, как бы заранее предупреждает, но Котов с полной уверенностью заявляет Мите, что его не посмеют тронуть (заслуги и дружба со Сталиным), считает Митю «политической проституткой», и что пойдя на должностно преступлениеи предупредив Котова об аресте, Митя пытается заручиться поддержкой на будущее, на случай, если дело обернется против его самого, и тем самым хочет угодить «и нашим, и вашим».

— Ты ведешь себя как последняя б**** опять! И нашим, и вашим! Это чтоб я потом учел. Ты же знаешь, чем это кончится! Кто меня тронет, героя революции, легендарного комдива, кто меня тронет, Котова!

— Ох уж я тебе напомню… Ох я посмотрю на тебя… Дней через пять… Когда ты, ползая в собственном г****, собственноручно подпишешь признание, что с 20-го года являешься немецким шпионом, а с 23-го еще и японским, и что ты — диверсант, и организатор покушения на товарища Сталина! А если не подпишешь, сука, мы напомним тебе, что у тебя есть жена и дочь (с) Митя

Объяснившись, Котов и Митя прилюдно продолжают поддерживать иллюзию дружбы, чтобы не нарушать идиллию семьи.

И так проходит день этой семьи. Какие диалоги, какая атмосфера, гнетущий финал. Я не знаю, какую сцену или эпизод выделить, их очень много и они все очень любимые и просто шикарные.

Нравится момент, когда Митя рассказывает сказку (Принцесса поплакала-поплакала, поплакала-поплакала. ну. и замуж вышла). Когда у Мити в лесу около пруда происходит разговор с Марусей. Сцена разговора Котова и Мити, который я уже процитировала.

Эпизод в лодке и разговор Котова с Надей про ее белые пяточки. Так прекрасно, что он взял свою дочь на эту роль. Такое трудно сыграть. Там такая магия, любовь и взаимопонимание.

Еще очень нравится сцена, когда Котов собирается уезжать с Митей «по делам» (семья ничего не знает), а Надя сидя на коленях предлагает ему игру, кто больше из них продержится — дудеть 🙂 Надо закрыть уши и дудеть. И они стали играть. Она дудит и он тоже.

Только в какой-то момент у него это получается, как мелодия без слов (даже не знаю, как это описать), он обнимет дочь, смотрит на фотографии своей семье на стене и изнутри у него идет звук, звук тоски, он уже все понимает, хотя еще не верит до конца. Какой момент.

И, конечно, сцена в машине, когда он все понимает и плачет.

Сильный фильм. Финал для всех печальный. И продолжения тут точно никакого не должно было быть.

Заглавная тема фильма. Вот действительно, как на постере «1936 год. мелодрама в ритме сентиментального танго»

Источник статьи: http://spletnik.ru/blogs/pro_kino/146021_utomlennye-solntcem-1994-god

Оцените статью
Про баню