У татар нет бань

Татарская (булгарская) баня мунча

Избражение на заставке: Хаммам крымских татар. Литография. 1841 г.

У татар, проживающих на территории России, также как и у русского народа, издревле было два вида татарских бань, отличающихся друг от друга: бани общественные – хаммамы, и бани индивидуальные – домовые. Хаммамы строились по константинопольскому (византийскому) образцу, а индивидуальные бани мунча представляли собой рубленые клети, землянки или полуземлянки с каменками. Общественные бани татар Крыма ничем не отличались от обычных турецких бань. В столице потомков Чингизидов Золотой орды в Крымском ханстве – городе Бахчисарае в XVII веке было известно 4 бани «с прекрасной водой и воздухом». Об одной из них – большой бане Мухаммед Герай-хана с горячей водой с восторгом отзывался турецкий путешественник: «Это прекрасная баня под куполом, крытым рубиново-красной черепицей. В Крымской стране нет больше такой, построенной на красивом месте, замечательной бани. Бесподобны и вода, и воздух, и здание, и планировка. Сравнить с ней можно разве что баню Хайдер-паши в нашем Исламбуле… Эта баня с хорошим воздухом, подобная бане Абу Али Сины…. Весь пол здесь покрыт разнообразным неполированным мрамором. В 6-ти мыльных кабинетах над ваннами из шлифованного позолоченного (мрамора) цвета оникса и ржавчины — краны, отделанные золотом, и точно такие же тазы, как будто покрытые чистым золотом. Центральное возвышение — небольшое и восьмигранное. Фонтаны, находящиеся посреди его, выбрызгивают (воду) до самого купола, крытого хрустально чистым стеклом. Это возвышение по-хамелеоньи расписано, а у фонтана — отличная чаша. Там обученные мастера-банщики… Это мастера 10-15-ти лет, красавцы-черкесы и абхазы, грузины и русы, ляхи и московы» [Челеби Э., 1999].

Читайте также:  Все проекты каркасных бань

В современном Бахчисарае сохранилась бани Сары Гюзель (Желтая Красавица), которые были сооружены в царствование Адил Сахиб Гирея в 1532 – 1533 годах. Первоначально бани были общественными, но затем были включены в комплекс Ханского дворца. Интересно, что бани Сары Гюзель работали без перерыва 400 лет до 1924 года, когда обветшавшая постройка была заброшена. Вероятно, это произошло из-за начала переселения коренных народов Крыма в рамках проводимой властью большевиков еврейской колонизации Крыма по спонсируемой американцами программе «Агро-Джойнт» (American Jewish Joint Distribution Committee)[Мицель М., 2012].

Руины банной роскоши Золотой орды до сих пор сохранились в Поволжье. Одними из самых известных старинных татарских бань являются хаммамы древней столицы Булгарского улуса Золотой Орды – города Булгар. Булгар был основан в Х веке, а окончательно разрушен в 1431 году стародубским князем Федором Пестрым. Казанские татары почитают сохранившееся городище как святое место предков, считая себя потомками древних булгар. До 1917 года татары Поволжья называли себя «булгарами» [Воробьев Н.И., 1953]. В Булгаре сохранялись руины большого хаммама византийского образца постройки 40-х годов XIV века – «Белой палаты» (бани по-белому — ак мунча) и «ханских бань» – «Красной палаты». Эти бани отличались цветом штукатурки внутренних стен. «Белая палата» состояла из раздевальни, комнаты с холодной ванной, или бассейном, теплой комнаты для мытья и хозяйственных помещений. Здание было разрушено вместе с городом войсками московского князя Федора Васильевича Пестрова в 1431 году. Дальнейшему разрушению «Белых палат» способствовали местные крестьяне, проводившие рядом с руинами самостоятельные раскопки «в поисках кладов», добычу из земли «белого камня» – известняка, и использовавшие бассейны бани для обжига извести. В начале XIX века в «Белых палатах» крестьянами были устроены еще две деревенские бани-полуземлянки. Все это привело к разрушению памятника средневековой архитектуры [Смирнов А.П., 1951]. При раскопках в банях были обнаружены «подземные печи», остатки медного котла, сложная система цистерн и водопроводов, металлические водопроводные трубы диаметром 2-3 дюйма, гончарные дымогарные и канализационные трубы. Раскопки в 1880-х годах привели к окончательному обрушению остатков руин «Белой палаты».

Как и почти все древние народы, булгары почитали воду и ее богиню: «Су анасы» — хозяйку воды (русалку, водяную). Первые татарские домовые бани VIII – XIII веков, обнаруженные при раскопках, представляли собой курные землянки (баня по-черному – кара мунча). Бани такого типа встречались в Поволжье до XX века.

Средневековые татарские бани рубили из сосновых, липовых и осиновых бревен. В татарских банях того времени, судя по сохранившимся описаниям, каменка могла располагаться как у стены, так и в середине помещения. Также в парной были полки, как и в русской бане. Точно так же как и русские, татары пользовались в бане березовыми вениками. В татарском эпосе даже существует легенда чудесном исцелении дочери булгарского царя Туйбике в бане березовым веником [Бушков Р.А., 1993]. Бани по-черному у татар (булгар) схожи с русскими банями. Традиционные же деревенские татарские бани по-белому имеют некоторые отличия от русских бань, так как расчитаны на более длительное времяпрепровождение или даже сезонное прживание. Также татарская баня была традиционным местом встречи гостей: «сначала в баню, потом – за пироги», как говориться в татарской пословице. Такая баня могла не прятаться от взоров гостей и посторонних во дворе, а ставилась в саду на виду и тщательно украшалась: в яркие различные цвета раскрашивались наличники и обшитые углы бани. Над входом в баню устраивался двухскатный навес [Сухарев А.А., 1904]. Татарская баня могла быть расположена и перед домом – глухой стеной на улицу. Парились в татарской бане еженедельно. В отличие от русских бань, в татарские бани ходили с утра.

Внутри татарская баня имеет гораздо больше помещений, чем русская. Входящий в баню попадал в небольшой сенник, в глубине которого устраивалась комнатка с небольшим окном и нарами, на которых лежали тушаки и подушки. Эта комнатка для отдыха или летняя супружеская спальня, где можно было уединиться от детей. Далее шел собственно предбанник, в котором поставлены лавки, шест в качестве вешалки для одежды и кумганы для окачивания водой. Татары, в отличие от русских, окачиваются водой не в бане, а в предбаннике. В богатых банях устраивалась и отдельная моечная. Парная устроена точно так же как и в русской бане – каменка, лавка и полки для парения. Парились татары в «несносном жару» в положении стоя (1) в два веника. Для мытья татары использовали мало воды, а больше потели и после окачивались водой начисто. Везде в банях на окнах имелись занавески, а на лавках (даже в парной) были постелены лоскутные коврики – курпе. Татары в рамках ритуалов гостеприимства подавали в баню и кушания, чего никогда не делали в русских банях во время мытья и парения. Татарские женщины натирали в банях свое тело благовониями, запах которых смешивался с «банным духом», создавая неповторимый аромат татарской бани.

Источник статьи: http://dom.dacha-dom.ru/tatarskaya-banya.shtml

Традиционная татарская баня

Исследователи булгарских и золотоордынских городов пришли к выводу, что уже в XIV веке поволжские татары имели в поселениях множество бань, вполне хорошо обустроенных для того времени. Как и на Руси, баня играла огромную роль в жизни других народов, не только как помывочное заведение, но и как место для проведения культовых обрядов. В современном Татарстане стараются изучить и возродить традиции банного искусства предков. Создатели Комплексов Казани, сауны Набережные Челны и других городов ищут в старинных книгах, исследованиях ученых, музеях сведения, особые приемы прошлого.

Русский путешественник И.Лепехин пишет в сборнике о казанских татарах 18 века: «Почти у каждого баня, в которой они ежедневно парятся». Бани простого бедного люда мало отличались от древнерусских сооружений. Их также строили по типу землянок или низких домиков из дерева. Топили по-черному или по-белому дровами, парные по устройству идентичны. В богатой семье баня была украшением двора. Их строили перед домом в саду, старались возвести по-настоящему красивые здания. Это были деревянные постройки из нескольких комнат: прихожей, предбанника, собственно парной. В комнате отдыха — предбаннике — обычно устраивали место на полу для традиционного мусульманского приема гостей и угощения — нары, подушки, курпэ. В отличие от русской бани, в татарской приспособления для обливания водой — кумганы — всегда находятся в предбаннике.

Многие современные сауны Набережные Челны стараются в убранстве помещений поддерживать традиционный восточный стиль. Стены, потолок, пол, как в турецких банях — могут быть украшены орнаментом с мусульманскими мотивами. Используются исконно яркие цвета в отделке. Традиция делать помещения бань радостно-праздничными идет очень глубоко в историю. Еще в средние века к походу в баню люди готовились заранее: подбирали чистую одежду, наряжались, и уходили в такое учреждение надолго. Здесь долго мылись, брились, обрабатывали ногти, очищали кожу натуральными скрабами из соли, меда. Мужчины брили здесь головы. Особый ритуал соблюдали женщины.

Благовония в татарской бане

В татарской бане, как и другой восточной, всегда царит аромат благовоний. Не потому, что их специально добавляют в воду, или на камни печи. Ароматическими маслами женщины востока издревле натирали тело. Происходит это обычно в конце банных процедур, которые также проходили по веками сложившемуся сценарию. В баню шли рано утром, но не на голодный желудок. Брали с собой личные принадлежности: тазики для воды, простыни, полотенца. Не спеша слегка мылись, только потом шли в парную. Здесь четко соблюдалась возрастная иерархия: более пожилым людям всегда уступали лучшие места на полках, давая им возможность разместится удобно. Даже зашедшему в парную позже всех старику всегда найдется место — молодежь вежливо выйдет. Такие традиции сохраняют и сегодня сауны Набережных Челнов. После парения обливались водой из кувшинов для омовения. Эти изделия из ценных металлов с тонкой чеканкой или керамические с глазурями и орнаментами необычайных расцветок, в настоящее время нашли свое место на полках музеев. Во многих семьях дома хранятся старинные предметы интерьера домашних бань.

Для гостей Татарстана в интерьерах под старину и с традиционным восточным гостеприимством работают сауны Набережные Челны, Казани и других городов.

Источник статьи: http://w.vparilke.ru/articles/tradicionnaya-tatarskaya-banya/

как татары привезли с собой банную культуру и самовар?

Жизнь татар в Турции

Продолжение интервью с Файзи абый Канра о жизни татар в Турции.

Можете более подробно рассказать о вашей книге? Что вас побудило к ее написанию?

Моя книга вышла в свет буквально недавно. Она называется «Hatıralarım» («Мои воспоминания»). Когда я вышел на пенсию, старший сын сказал мне: «Папа, у тебя сейчас появилось свободное время, напиши свои воспоминания». После этого я принял решение написать книгу со своими воспоминаниями.

Мой один близкий друг, уже покойный, о котором я упоминаю в своей книге, однажды сказал мудрые слова: «Если бы этот мир был вечным, то не осталось бы нужды в воспоминаниях». Смысл этих слов очень глубокий. Мы живем в бренном мире, и поэтому считаю важным оставить в нем свои воспоминания.

А татары Эфенди Кёпрюсю проводят ли какие-то национально-культурные мероприятия, пытаются ли сохранить язык и культуру?

Однажды, сейчас уже точный год не вспомню, мы в деревне очень красиво провели Сабантуй. Большую помощь в организации праздника оказала Рушания ханум (речь идет, о Рушание Алтай, известной татарской журналистке, национальной активистке, проживающей в Стамбуле). Однако в последние годы, к сожалению, этому уделяется все меньше внимания. Традиции и язык уже забываются. В Турции в некоторых других татарских деревнях еще проводят Сабантуи, но тоже очень редко.

У татар богатая и древняя культура банного мытья (об этом мы писали в одной из наших статей). Мне вот стало интересно, а привезли ли с собой татары-переселенцы эту банную культуру?

Когда я был маленьким, в деревне, помню, было много бань (мунча). На печке были камни, которые раскалялись на огне, рядом стояла бочка с водой. Оттуда брали воду и бросали на камни, а затем под паром на лежаках (сэке) парились веником (себерке). Но сейчас появились новые технологии обогрева воды солнечной энергией, народ теперь пользуется душем и ванной, поэтому татарских бань в деревне не осталось.

Долгие годы важной реликвией нашей семьи был большой дровяной самовар. Он был из латуни, красивого желтого цвета. Наш дед привез его с собой из России. Она напоминала нашей семье о далекой родине. Мы все очень любили пить из него чай.

Вы довольно хорошо говорите на татарском языке? Как удалось сохранить язык?

Большое спасибо родителям. Отец с детства говорил нам, что мы являемся татарами. Он научил нас гордится именем «татар». Во времена моей молодости мы всячески старались сохранять свой язык и культуру. Браки в основном были только между татарами.

Дома разговаривали на татарском языке, а в школе и в общественных местах на турецком. Однако сейчас молодые, к сожалению, часто создают семьи с турками и манавами (субэтническая группа турков в Малой Азии), поэтому теряются свои корни, забывается язык. Например, мои дети хорошо понимают татарский язык, но сами уже говорят на нем с трудом.

Но я, иншаллах, надеюсь, что татары, как нация будут существовать и не исчезнут. Я могу сказать, что татары — это умный и трудолюбивый народ. Татары очень искусны в торговле. У нас даже была поговорка, что в плане торговли татары не менее искусны чем евреи.

В 2012 году мне захотелось увидеть мою историческую родину, разыскать деревни моих предков — это деревня Эби и Кыркели где-то близ Бугульмы. До этого я познакомился с Азатом из Татарстана. Сначала он приехал с семьей к нам в гости в Стамбул на 10 дней. А затем он пригласил меня в Татарстан, благо он жил недалеко от Бугульмы, в Азнакаево.

Я долго искал эти деревни. Мы с Азатом на машине ездили в Бугульму, Альметьевск и по местным селам, однако, к сожалению, так и не смогли найти деревни моих предков. Но я очень благодарен Азату, он встретил меня на машине в аэропорту и показал много красивых мест в Татарстане. Я считаю, чтобы продолжать существовать как единый народ, мы должны уметь всегда поддерживать соплеменников и помогать друг другу.

После рассказа Файзи абый о деревнях своих предков удалось их найти. До 1920-х годов эти деревни территориально находились в Бугульминском уезде Самарской губернии. Это села Сарабиккуло (Эби) и Каркали, которые сейчас относятся к Лениногорскому району республики Татарстан. В ближайшее время надеемся посвятить отдельную статью истории появления татарских деревень в Турции.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Источник статьи: http://bisocnet.com/2020/10/16/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%BB%D0%B8-%D1%81-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%83%D1%8E-%D0%BA%D1%83%D0%BB/

Оцените статью
Про баню