У татар не было бань

Традиционная татарская баня

Исследователи булгарских и золотоордынских городов пришли к выводу, что уже в XIV веке поволжские татары имели в поселениях множество бань, вполне хорошо обустроенных для того времени. Как и на Руси, баня играла огромную роль в жизни других народов, не только как помывочное заведение, но и как место для проведения культовых обрядов. В современном Татарстане стараются изучить и возродить традиции банного искусства предков. Создатели Комплексов Казани, сауны Набережные Челны и других городов ищут в старинных книгах, исследованиях ученых, музеях сведения, особые приемы прошлого.

Русский путешественник И.Лепехин пишет в сборнике о казанских татарах 18 века: «Почти у каждого баня, в которой они ежедневно парятся». Бани простого бедного люда мало отличались от древнерусских сооружений. Их также строили по типу землянок или низких домиков из дерева. Топили по-черному или по-белому дровами, парные по устройству идентичны. В богатой семье баня была украшением двора. Их строили перед домом в саду, старались возвести по-настоящему красивые здания. Это были деревянные постройки из нескольких комнат: прихожей, предбанника, собственно парной. В комнате отдыха — предбаннике — обычно устраивали место на полу для традиционного мусульманского приема гостей и угощения — нары, подушки, курпэ. В отличие от русской бани, в татарской приспособления для обливания водой — кумганы — всегда находятся в предбаннике.

Многие современные сауны Набережные Челны стараются в убранстве помещений поддерживать традиционный восточный стиль. Стены, потолок, пол, как в турецких банях — могут быть украшены орнаментом с мусульманскими мотивами. Используются исконно яркие цвета в отделке. Традиция делать помещения бань радостно-праздничными идет очень глубоко в историю. Еще в средние века к походу в баню люди готовились заранее: подбирали чистую одежду, наряжались, и уходили в такое учреждение надолго. Здесь долго мылись, брились, обрабатывали ногти, очищали кожу натуральными скрабами из соли, меда. Мужчины брили здесь головы. Особый ритуал соблюдали женщины.

Читайте также:  Что такое алтайская баня

Благовония в татарской бане

В татарской бане, как и другой восточной, всегда царит аромат благовоний. Не потому, что их специально добавляют в воду, или на камни печи. Ароматическими маслами женщины востока издревле натирали тело. Происходит это обычно в конце банных процедур, которые также проходили по веками сложившемуся сценарию. В баню шли рано утром, но не на голодный желудок. Брали с собой личные принадлежности: тазики для воды, простыни, полотенца. Не спеша слегка мылись, только потом шли в парную. Здесь четко соблюдалась возрастная иерархия: более пожилым людям всегда уступали лучшие места на полках, давая им возможность разместится удобно. Даже зашедшему в парную позже всех старику всегда найдется место — молодежь вежливо выйдет. Такие традиции сохраняют и сегодня сауны Набережных Челнов. После парения обливались водой из кувшинов для омовения. Эти изделия из ценных металлов с тонкой чеканкой или керамические с глазурями и орнаментами необычайных расцветок, в настоящее время нашли свое место на полках музеев. Во многих семьях дома хранятся старинные предметы интерьера домашних бань.

Для гостей Татарстана в интерьерах под старину и с традиционным восточным гостеприимством работают сауны Набережные Челны, Казани и других городов.

Источник статьи: http://w.vparilke.ru/articles/tradicionnaya-tatarskaya-banya/

Свадьба и первая брачная ночь у татар

Сибирские татары в прошлом женились в возрасте от 16 лет (девушки) и от 18 лет (юноши). Более ранние браки случались, если девушка была сиротой. Тогда ее могли выдать замуж опекуны и в 14 лет. Но это было, скорее, исключение, чем правило.

Женились жители одной деревни или соседних, причем именно на сибирских татарах, чтобы не «растворять кровь». При этом тщательно следили, чтобы брачующиеся не приходились друг другу даже дальними родственниками.

Межнациональные браки у сибирских татар начали практиковаться более-менее активно только лет 70 назад.

Браки заключались в основном по сватовству, хотя иногда невесту могли похитить, или влюбленные могли сбежать и тогда у их родных уже не было другого выхода, как сыграть свадьбу. Также долгое время практиковался левират — обычай жениться на вдове брата.

Традиционно все начиналось с того, что сват, человек со стороны жениха, приходил в дом к невесте и разговаривал с ее родителями. Он красиво описывал достоинства жениха, а родители невесты рассказывали про достоинства своей дочери. При первом визите редко какие родители давали согласие. Это считалось не приличным. Потому свату приходилось повторять визит еще 1-2 раза для получения согласия.

Следующим этапом была встреча для обговора размера и состава калыма (выкупа за невесту). Нередко калым собирала вся родня жениха, а не только самые близкие родственники. Родители же невесты готовили приданое. Обычно сборы приданого начинались, когда их дочь еще была совсем маленькой. В приданое входили и подарки для жениха.

Свадьбы татары обычно устраивали грандиозные. На них звали не только всю свою родню, в том числе из соседних селений, но и всех местных жителей. И все они приносили подарки молодым, так что свадьбы окупались. Кроме того, у таких свадеб был важный социальный аспект — таким образом люди как бы признавали создание новой семьи.

Свадьба могла проводиться несколько дней, причем как в доме невесты, так и в доме жениха. Все это сопровождалось интересными обычами, испытанием молодых. Именно в доме невесты происходило самое важное событие — заключение брака по мусульманским обычаям (никах). После этого молодые становились мужем и женой. А свекровь надевала на невестку платок. Больше она не могла показывать никому свои волосы, кроме мужа.

Потом был торжественный переезд в дом жениха. Запрягали лошадей, в свадебную повозку садились молодожены, а также жена брата жениха. Эта женщина находилась в дальнейшем вместе с невестой до конца свадебной церемонии и даже становилась свидетельницей целомудрия или нецеломудрия невесты.

В доме у жениха проводилось еще несколько обрядов, которые должны были обеспечить новую семью множеством детей, особенно мужского пола. Именно с пожеланием этого, невесте в доме жениха сразу же вручали подержать на руках маленького мальчика.

Застилали постель подруги невесты. А потом для того, чтобы молодожены были счастливым и имели много детей, на кровать усаживалась или даже ложилась супружеская пара, известная своими хорошими отношениями и имеющая нескольких детей. Они же оставляли на кровати несколько монет на счастье.

После брачной ночи в некоторых селениях требовали доказательство невинности невесты — простынь с брачного ложа. Ее осматривала та самая жена брата, о которой мы писали выше. Если «признаков невинности» на ней обнаружено не было, с шеи невесты срывали украшения, а ее матери передавали дырявую монету. Допускался даже развод, если этого хотел молодой супруг.

Затем молодые, если все было хорошо, отправлялись в баню, где совершали ритуальное омовение. После молодая жена сама накрывала на стол и угощала гостей.

Если вам понравилась статья, нажимайте «палец вверх» (лайк) и подписывайтесь на канал «Обычаи и нравы», чтобы не пропустить новые интересные материалы:)

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/fashion/svadba-i-pervaia-brachnaia-noch-u-tatar-5be66f535d9d8200a985dc49

Культура бани и гигиена тела у татар

История татарских бань и гигиена тела у татар

Ислам всегда уделял большое внимание гигиене. Поэтому ежедневные омовения и частое мытье в бане всегда были важным элементом жизни у татар. Бане также придавались особые целебные свойства, помогающие избавиться от многих болезней.

Согласно сохранившимся преданиям, предки татар — булгары приняли ислам после того, как сподвижникам пророка Мухаммада (мир ему) удалось вылечить от паралича дочь булгарского хана Айдара.

По легенде сподвижники из посоха, который дал им Пророк (мир ему), вырастили березу, после чего служанки попарили березовым веником дочь хана Туйбику, которая после этого избавилась от тяжелого паралича. Став свидетелем такого чуда (карамат), хан Айдар решил принять ислам.

В 19 веке у татар существовало два типа бань: белые бани и черные бани. Каждая из них отличалась способом топки. В белых банях стояла печь с трубой, через которую весь дым выходил наружу, а в черных банях дымной трубы не было, а весь дым выходил наружу через приоткрытую дверь. Поэтому в такой бане внутренние стены и потолок становились черными от сажи. Отсюда происходят выражения «топить по-белому» и «топить по-черному».

Источник фото: yandex.ru

Так к концу 19 века в 135 татарских селениях Казанского уезда имелось 2 845 белых бань и 2 083 черных бань. Белые бани обычно строили во дворе, на задворках или в огороде, а черные бани традиционно находились вдоль рек.

Бани строились из соснового или елового сруба и в среднем имели размер 5 на 3,5 метра. Пол из досок в бане застилался частично. Крышу бани в основном делали из теса, реже из соломы. В белых банях печь клали до потолка, с краю она имела вмазанный котел, где грелась вода. В черных банях всего этого не было — воду кипятили дома и в ведрах приносили в баню из расчета 1 ведро горячей воды на два человека или 1,5 кумгана на одного человека. Возле печи находился специальный полог для парения — ләүкә, также имелась квадратная лавка для мытья.

Источник фото: yandex.ru

В татарской бане обязательно был дощатый предбанник с бревенчатым полом, в котором стояла лавка. Раздеваться в таком предбаннике можно было только в теплое время года. Обычно в холодное время раздевались в самой бане, где около потолка устанавливали специальный шест для одежды. В белых банях имелось одно, а иногда даже два окна и часто пристраивали туалет.

Если приезжали гости, то на второй день для них обязательно топили баню. Богатые люди могли себе позволить ходить в баню по несколько раз в неделю. И обязательным ритуалом было ходить в баню в пятницу утром, перед пятничным намазом. А вот бедным людям приходилось ходить в баню не так часто, обычно это было по четвергам и перед праздниками.

Воду и мыло старались тратить мало. Мыло в основном могли себе позволить лишь богатые семьи. Бедняки, придя в баню, вначале сидели и потели, после этого без мыла растирали свое тело, а затем парились веником и обливались водой. Мочалку в 19 веке татары еще не использовали. Hа этом процесс мытья в бане заканчивался.

Женщины для мытья головы использовали катык. Для его приготовления молоко кипятили в котле, потом выливали в чашу и, когда оно становилось теплым, в него добавляли закваску. Через час такое молоко превращалось в катык. В бане женщины наносили его на сухую голову, одновременно расчесывая волосы расческой. А затем два раза мыли голову водой, и волосы становились чистыми и упругими. Всех детей младше 3-х лет женщины брали мыться с собой. Мальчики старше 3-х лет уже начинали ходить в баню с мужчинами, а девочки продолжали ходить с женщинами.

Исследователи отмечали богатую культуру банного мытья у татар, и прежде всего особую традицию приглашать гостей в баню. Баня была не только местом для очищения тела, но поводом для общения.

Источник статьи: http://islam-today.ru/istoria/tatarskij-mir/kultura-bani-i-gigiena-tela-u-tatar/

Сказ о березовом венике

Любителей парной и веника в нашей стране огромное количество, но вот многие ли всерьез интересовались, как возникла и развивалась эта удивительная традиция? Казанский этнограф Руслан Бушков посвятил ее изучению более тридцати лет. Об особенностях татарской национальной бани он рассказал «РГ».

Диссертация в парной

С ученым мы встретились в Казанском федеральном университете, где он преподает. Вот только уже к середине беседы я пожалел, что сидим мы не в парной. Ну где еще вести подобные разговоры?

— Сам я пристрастился к бане, еще будучи студентом журфака, — начинает Руслан Аркадьевич. — Мне со стройотрядом доводилось бывать в Магадане. Нигде так не любят баню, как на Севере! Мы на целый день номера снимали: пиво, рыба, общение. А еще повлиял на нас, конечно, фильм «Ирония судьбы». Но я и подумать не мог, что займусь изучением банных традиций. Впрочем, уже сейчас понимаю, что это была судьба.

Получив журналистское образование, Бушков поступил в аспирантуру на кафедру этнологии и археологии. И здесь заинтересовался темой чая. Кандидатскую диссертацию писал на тему «Традиционные напитки в быту народов Среднего Поволжья».

— А где чай, там всегда и баня, — смеется Руслан Бушков. — Мой научный руководитель, выдающийся этнограф Евгений Прокопьевич Бусыгин, настоял на том, чтобы был исследован и этот вопрос. Я начал собирать материал и понял, что в Поволжье был просто культ бань.

Что приятно, теоретические изыскания в архивах зачастую перетекали в практическую работу в парной. Этнографические экспедиции в сельские районы Татарстана, Марийской Республики, Удмуртии и Чувашии не обходились без деревенской баньки со всем ее колоритом. В результате кандидатскую молодой ученый успешно защитил, а к предмету исследования, что называется, прикипел на всю жизнь. И даже взял за принцип, путешествуя по необъятному Советскому Союзу, в каждом новом городе первым делом идти в баню. Накопленные знания в 90-х годах оформились в научно-популярную книгу «Баня по-казански». С ее выходом Руслан Бушков стал, пожалуй, самым авторитетным специалистом в этой области в Татарстане.

Ушат для домового

Так когда же на татарской земле появились первые бани? Свои истоки, по мнению ученого, эта традиция в буквальном смысле берет в реке. Если точнее, в Волге. Предки татар, волжские булгары, очень любили купаться. Существуют и документальные свидетельства — заметки арабского путешественника и миссионера Ахмеда ибн Фадлана, который посетил Великий Болгар в 922 году. При этом он сетовал, что здесь мужчины и женщины купаются голые, не стесняясь друг друга.

А как же быть зимой? Мылись дома у печки. Заметили, что если воду плеснуть на камни, то жар обдает. В общем, идея витала в воздухе, вместе с горячим паром.

— Баня, мне кажется, относится к культурным универсалиям, — говорит Руслан Бушков. — Нет единственного народа, который открыл бы этот способ мытья и затем передал опыт другим. Здесь все изобретали свой велосипед.

Остатки самых древних бань, обнаруженных археологами в Татарстане, датируются VIII-XIII веками. Наиболее известные из них — Белая и Красная палаты — расположены на территории Булгарского городища.

Еще в 1853 году известный русский востоковед Илья Березин исследовал городище, находившееся тогда в лучшем состоянии. Описал он и Белую палату: «Главный зал, отделанный белым камнем, выделялся большим бассейном и двенадцатилепестковым фонтаном, маленькие бассейны имелись также в угловых комнатах. Вода к ним подавалась по специальным керамическим трубам, вмонтированным в стену. По остальным каналам шел теплый воздух. В пяти куполах, покрывающих баню, были устроены окна».

Как поясняет Руслан Бушков, следует разделять элитарные бани, порожденные городской культурой, и народные, деревенские. В описанных выше хамамах собирались представители булгарской знати. Они играли здесь в шахматы и нарды, заключали торговые сделки, решали политические вопросы. Это были своеобразные клубы общения.

Простые люди мылись без изысков, в невысоких срубах, проконопаченных мхом. Но и у них посещение бани не сводилось лишь к гигиеническим процедурам. Можно сказать, это было сакральное семейное пространство, с которым связано множество традиций.

Невесты накануне бракосочетания проводили здесь девичники с песнями и обрядами. А наутро после свадьбы молодожены обязательно шли вместе в баню. Человеку, истопившему ее, муж оставлял «банные деньги». Бабки-повитухи (кендек эби) принимали в банях роды. И очистительный обряд над родившей женщиной опять же происходил в парной.

Кстати, в наследство от древних булгар татарам досталось языческое поверье, что за каменкой живет мунча иясе (дух бани), и если его не почитать, то он нашлет болезни или угар, ведь топили тогда по-черному. Впрочем, задобрить его было легко, оставив на лавке ушат воды и веник.

К слову, о целебных свойствах березы булгары знали испокон веков. Сохранилась легенда, что дочь булгарского правителя Туй-бике излечили от тяжелой болезни в бане березовым веником.

Славилась своими хамамами и ханская Казань в XIV веке. Одной из главных достопримечательностей была Даирова баня, располагавшаяся у Тайницкой башни Кремля. В летописях «Сказания о царстве Казанском» она предстает роскошным дворцом, отделанным мрамором с бассейном, фонтанами и подогреваемыми полами. Вода в нее поступала из чистейшего и самого большого в городе ключа, называемого тайницким.

Но случилось так, что он-то и стал «ключом» от города во время осады Казани Иваном Грозным в 1552 году. От Даировой бани удалось сделать подкоп к водоему и взорвать источник. Город лишился воды.

Однако и после завоевания Казани бани не исчезли. Одна из старейших «царских мылен» располагалась на территории парка «Черное озеро». Сейчас только название напоминает об этом водоеме. А в то время там был настоящий каскад озер. И среди них так называемое Банное. Вода в озерах была очень чистой, но к XVIII веку испортилась, в том числе из-за грязных стоков, сбрасываемых мыльней.

Бани приносили хороший доход в городскую казну, но часто страдали от пожаров и наводнений, и в результате затраты на их восстановление перекрывали прибыль. В итоге в середине XIX века Казанская дума передает их крупным купцам. И это привело к всплеску строительства новых «торговых мылен». Выросла и цена на банные услуги. Если в начале XIX столетия цена удовольствия была две копейки, то теперь от пятидесяти копеек до нескольких рублей. Впрочем, от клиентов отбоя все равно не было.

Крупнейшей и самой популярной была Меркуловская баня (сейчас на ее месте находится комбинат «Здоровье»). В год она потребляла семь миллионов ведер воды!

В своей книге «Баня по-казански» Руслан Бушков цитирует воспоминания немецкого профессора медицины Брауна. Тот сетовал, что казанцы редко обращаются к докторам: «чувствуя хворь, парятся в бане, натирают себе спину тертым хреном или пьют настоенный медом огуречный рассол».

Обожал казанские бани юный Федор Шаляпин. Там он с отцом «парился до изнеможения». А позже, как рассказывает Руслан Бушков, даже вывел принцип: «Хочешь узнать человека, своди его в баню».

Сам этнограф, который где только не парился, считает, что нет ничего лучше деревенских бань. А особая прелесть у тех, что топятся по-черному, когда стены впитывают в себя аромат дыма. Сейчас таких осталось немного. Он уверен, что современный горожанин непременно должен посещать баню, чтобы не сойти с ума от нынешнего темпа жизни.

— Это место, где останавливается время. В мегаполисе ты словно щепка, которую несет поток. А здесь ощущаешь себя автономным, чувствуешь родство с природой. Неслучайно татарский просветитель Каюм Насыри в XIX веке занимался историей бани. Разработал правила ее посещения, написал «Сказ о кофе, чае и березовом венике». Он словно чувствовал приближение индустриальной эпохи и объяснял, как выжить в этих условиях.

Руслан Бушков советует человеку, который отправился в баню, оставить за ее порогом все плохие мысли и заботы. Здесь следует настроиться на позитивный лад.

— Баня — это храм тела, — говорит он. — Я сам как минимум за неделю готовлюсь к ней. Уже заранее знаю, какой чай и с кем из друзей буду там пить, какую траву в веник добавлю. Бывать там надо не чаще одного раза в две недели. Главное не превращать баню в обыденность.

Как правильно париться:

— идти в баню не раньше чем через 1,5 часа после приема пищи;

— перед парной не мочить волосы, надеть шапку из шерсти, хлопка или льна;

— первый заход в парилку должен длиться 5-7 минут при температуре 60 градусов;

— парить тело следует снизу вверх;

— лучше всего пить в бане минеральную воду, чай с медом и травами.

Источник статьи: http://rg.ru/2016/01/21/reg-pfo/banya.html

Оцените статью
Про баню