Фрески в римских банях

9 эротических фресок из Помпей

Огромные фаллосы, секс во время пикника, эротические сцены на стенах борделя. Как украшали свои дома жители древнего города, уничтоженного Везувием? Рассказывает Александр Бутягин, автор нового курса лекций о легендарных Помпеях и их трагической гибели

Традиция украшать стены дома росписями — как внутри, так и снаружи — была почерпнута римлянами от греков. Использовались различные техники: писали по сухой штукатурке и по сырой. Последний тип росписи назывался al fresco (буквально «по свежему») — отсюда название «фреска». Впрочем, сейчас принято именовать фреской любую настенную живопись, и мы впол­не можем называть так изображения на стенах помпейских построек. Начи­ная с I века до нашей эры помимо орнаментов и архитектурных деталей фрески включали в себя фрагменты сложных живописных композиций, обычно ограниченные прямоугольной рамкой. Вероятно, они имитировали повешенную на стену картину на дереве (греки назвали ее «пинака», то есть «доска») и часто копировали произведения известных художников. Для этого использовались специальные альбомы образцов, среди которых заказчик мог выбрать понравившееся произведение искус­ства. Обычно для украшения дома использовались картины с мифологи­ческими, в том числе эротическими, сценами. Качество работы зависело от художника — одни фрески написаны на высочайшем уровне, другие сделаны весьма посредственно. Эротическими сценами украшали либо публичные дома (хотя они встречаются и в одной из помпейских бань), либо приватные комнаты дома, где бывали только хозяева. Порнографические изображения из общественных зданий сделаны на низком уровне, часто очень бегло, тогда как фрески, найденные в частных домах, отличает куда более высокое качество. Ниже мы познакомимся с самыми разными произ­ве­дениями эротического искусства Помпей.

Читайте также:  Просушить баню после парилки

1. Полифем и Галатея. Дом старой охоты. годы нашей эры

Античные живописцы часто маскировали эротическую картину, дополняя ее мифологическим сюжетом. Однако в данном случае мы, скорее всего, имеем дело с копией картины греческого художника, воспроизведенной римским мастером настенной живописи. Здесь изображена страстная встреча одноглазого великана Полифема и прекрасной морской нимфы Галатеи. Циклоп был груб и неуклюж, а нимфа считалась олицетворением блеска спо­кой­ного моря. По преданию, она отвергла Полифема и полюбила красавца Алкида, впоследствии убитого циклопом. Впрочем, эта картина показывает тот момент, когда отношения любовников еще не были ничем омрачены. Оставив стадо и пастушеский посох, на котором висит флейта сиринга, великан жарко обнимает тело нимфы.

Фреска была обнаружена в Доме старой охоты (или кабана) в центральной части Помпей. Это была большая эдикула — открытое в сад помещение для пиршеств или приема гостей, — которую расписали заново незадолго до извержения Везувия. Здесь были и другие фрески на мифологические темы, но эта сохранилась так хорошо, что ее вырезали и отправили в музей.

2. Пан и Гермафродит. Дом Диоскуров. годы нашей эры

В сюжетах помпейских фресок на любовную тему иногда встречается сюжет, когда женский персонаж отвергает мужского (видимо, обратное считалось почти невозможным). Тем удивительнее кажется сюжет этой картины, где козлоногий бог Пан, олицетворявший природные (в том числе сексуальные) силы, в ужасе отмахивается рукой и убегает от пытающейся его удержать белокожей красотки. На самом деле это вовсе не дама, а Гермафродит — сын бога торговли Гермеса и богини любви Афродиты, одновременно обладавший женскими и мужскими половыми признаками. По одному из преданий, он таким родился, по другому, нимфа Самокида, чью любовь Гермафродит отверг, упросила богов слить их в единое существо. Удивление и отвращение Пана, ожидавшего любви с женщиной, передано древним художни­ком весьма выразительно. Юмор ситуации подчеркивает статуя бога Приапа с огромным фаллосом в правой части фрески, украшавшей стену дома Диоску­ров (или Кастора и Поллукса). Она находилась на стене алы — одной из ниш, обращен­ных в сторону атриума, крытого двора, бывшего центром рим­ского дома. Новая роспись была нанесена на стены перед самым извержением Везувия и сохранилась очень хорошо.

Читайте также:  Маяковский сочинение баня клоп

3. Сатир, обнимающий менаду. Дом Луция Цецилия Юкунда. годы нашей эры

Самыми любимыми эротическими персонажами античного искусства были сатиры и менады. Сатиры, божества леса, изображались как с хвостами и копы­тами, так и в виде обыкновенных юношей, одетых в козлиные шкуры. Они отличались безудержным пьянством и сексуальной активностью. Компа­нию им составляли менады — такие же неистовые женщины, справлявшие празд­нества в честь бога вина Диониса. Многочисленные сатиры и менады составля­ли свиту этого бога, постоянно предаваясь питью вина и эротическим удоволь­ст­виям. Наверное, в большинстве античных сцен на сексуальные темы участ­вуют сатиры с менадами. На этой фреске голова, шея и руки менады украшены золотом, а сатир увенчан праздничным венком.

Фреска была найдена во дворе — перистиле Перистиль — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окруженное с четырех сторон крытой колоннадой. Перистильный двор был составной частью большинства жилых и общественных строений периода Античности. , расположенном в задней части дома ростовщика Луция Цецилия Юкунда. Любопытно, что фрески, украшав­шие хозяйские покои, отличались большим эротизмом — на стенах открытого для посетителей атриума изображения были приличнее. На одной из колонн перистиля даже была найдена процарапанная надпись, сообщавшая об удо­воль­ствиях любви.

4. Нильская сцена с пирующими пигмеями. Дом врача. годы нашей эры

На древнегреческом «пигмей» буквально значило «человек величиной с кулак». Считалось, что этот мифический народ жил далеко, скорее всего на юге. Греческие мастера часто изображали пигмеев сражающимися с журавлями, а римские художники полюбили делать этих карликов героями самых разных сюжетов, которые сразу же приобретали юмористический характер. На этой фреске мы видим реку Нил и пирующих на берегу под по­логом из ткани пигмеев. Участники этого пикника лежат на ложах, перед которыми стоит столик и амфора с вином. Слух пирующих услаждает флей­тист, а сами они с интересом наблюдают за парой, занимающейся любовью у них на глазах. Судя по тому, что любовники повернулись к зрителям лицами, это своего рода представление. Впрочем, возможно, это просто гетера Гетера — женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни, публичная женщина. развле­кает из участников пира.

Читайте также:  Привороты заговоры в бане

Вытянутая в ширину фреска украшала небольшую стенку между колоннами перистильного двора в доме врача (или суда Соломона), располо­женном недалеко от центра Помпей. Любопытно, что остальные стенки также были украшены сценами с пигмеями, причем на одной из фресок они пред­ставлены участниками знаменитой библейской притчи о суде царя Соломона. Еще один пример античного юмора.

5. Сатир, обнимающий нимфу. Дом эпиграмм. годы нашей эры

Сатиры часто становились героями эротических сюжетов. Их неуемная сек­суальная энергия обращалась на нимф, женских мифологических персонажей, также обитавших в лесах и олицетворявших источники, рощи, скалы, даже отдельные крупные деревья. На картине сатир неожиданно обнял нимфу, которая обнажилась перед купанием в источнике. Рядом лежит волчок, с которым она только что играла. Мастерство художника превращает распро­страненный сюжет в настоящее произведение искусства, отличающееся прекрасной передачей характеров персонажей, выразитель­ностью поз и игрой светотени. Судя по всему, фреска написана опытным мастером и может считаться выдающимся образцом эротического искусства Римской империи. Она была обнаружена на стене перистильного двора в доме эпиграмм среди других росписей на мифологические темы. Название здания объясняется тем, что в небольшой комнате, выходящей в перистиль, были найдены надписи на греческом языке.

6. Эротическая сцена. Лупанар. I век нашей эры

На этой фреске изображена сцена любви на ложе. Кровать покрыта тканью, на полу лежат сандалии, а у изголовья стоит светильник или курильница. Мужчина полностью обнажен, а грудь женщины закрыта цветной лентой — прообразом современного бюстгальтера. Нет никакого сомнения, что действие происходит в борделе, или лупанарии, как называли их римляне За проститутками закрепилось слово «lupa» — «волчица», несмотря на то что именно волчица выкормила основателей Рима Ромула и Рема. . Сама фреска была написана на стене помпейского публичного дома в небольшом коридорчике прямо над входом в маленькую комнату, в которой жрица любви принимала клиента. Этим объясняется довольно грубый характер фрески — она носила даже не рекламный, а чисто технический характер. Видимо, посетитель мог выбрать конкретную позу, представленную на картинках. Реальность на этой картине несколько приукрашена. Комнаты публичного дома были очень тесными, заниматься сексом можно было только полулежа, для того чтобы вытянуться в полный рост, места бы не хватило. В бордели ходили только самые низшие слои населения: граждане побогаче могли пригласить даму домой.

7. Эротическая сцена. I век нашей эры

Сексуальная сцена на ложе напоминает изображения на стенах помпейских борделей. Здесь нет ничего лишнего — только ложе и герои. Женщина сидит на мужчине верхом: эта позиция часто встречается на фресках в публичных домах — судя по всему, такая поза пользовалась популярностью. Хорошо видна высокая спинка, на которую опирается полулежащий мужчина. На груди у дамы красная лента и ожерелье, на предплечьях браслеты; у мужчины на голове венок.

Эта фреска, судя по всему, как раз украшала стену частного дома. В некоторых домах Помпей, обычно в дальней от входа части, располагались частные покои владельцев с комнатами, которые назывались венериумами — в честь богини любви. Стены этих не очень больших закрытых помещений были расписаны эротическими сюжетами. Считается, что венериумы были предназначены для занятий любовью и как раз сюда приглашались куртизанки и проститутки.

8. Итифаллический Меркурий с весами. Дом Веттиев. годы нашей эры

Персонаж, изображенный на фреске, взвешивает на весах гипертрофированный фаллос: так обычно изображали Приапа — одного из богов плодородия и сына Афродиты и Диониса. Однако ученые склоняются к тому, что герой фрески не сам Приап, а один из его потенциальных отцов — бог торговли Гермес. Об этом говорит жезл в его левой руке и мешочек с деньгами на одной из чаш весов. Эта написанная незадолго до гибели Помпей картина располагалась прямо возле дверей в дом братьев Веттиев. Успешные бизнесмены, они пере­строили дом и украсили его фресками весьма высокого качества. Возможно, это изображение, помимо прочего, должно было сберечь богатство хозяев от сглаза или хотя бы отвлечь посетителей от завистливых мыслей.

9. Меркурий с эрегированным фаллосом. I век нашей эры

Трудно поверить, но эта фреска в древности не воспринималась как эроти­ческая. Она находилась над дверью мастерской и служила как ее эмблемой, так и способом привлечения покупателей. Что здесь выпускалось, неизвестно, но сама эмблема не имела к этому особого отношения. На ней изображен бог торговли и путешествий Меркурий — об этом свидетельствуют крылатые сандалии, позволяющие ему быстро двигаться, а также жезл — кадуцей, обвитый двумя змеями. Мы привыкли к тому, что на античных памятниках искусства он обычно предстает в образе прекрасного юноши, но так было далеко не всегда. Первоначально Гермес-Меркурий изображался взрослым бородатым мужчиной, как и подобает божеству. Бог, символизирующий мир и безопасность, с которыми приходит торговля, держит в руке мешочек с день­гами. С древнейших времен символом Меркурия был фаллос, намекавший на внутреннюю энергию, плодородие и процветание. На этой фреске художник изобразил его гипертрофированно большим и возбужденным — вероятно, чтобы обеспечить успех бизнесу заказчика.

Источник статьи: http://arzamas.academy/mag/852-eros

Какой была живопись в Древнем Риме?

Судя по сохранившимся до наших времен памятникам, и по исследованиям учёных, в Древнем Риме живопись была, в основном, монументальной , то есть, неразрывно связана с архитектурой. На её развитие (как и на развитие многих других областей римского искусства) оказали значительное влияние культура этрусков , а затем, Древней Греции (о древнегреческой живописи можно прочитать здесь ).

Самыми распространёнными видами живописи стали фре́ска, темпера или энкаустика (техники росписи по штукатурке) , украшающая стены общественных сооружений, жилых домов и дворцов,

а также моза́ика , применяющаяся очень широко (особенно интересны мозаичные полы древнеримских зданий).

Образцы римской живописи дошли до нас в малом количестве. Однако история сделала искусствоведам поистине бесценный подарок. 4 августа 79 года нашей эры произошло сильнейшее извержение вулкана Везувий, который находится на юге Италии, в нескольких километрах от современного Неаполя.

В результате этого природного катаклизма были уничтожены портовые древнеримские города Помпе́я и Геркула́нум . Их засыпало многометровым слоем вулканического пепла, так они оказались словно «законсервированными» в том виде, в котором их застала катастрофа, почти на два тысячелетия.

Лишь в 19 веке начались раскопки и научные исследования этих городов, которые продолжаются до сих пор. Они дают уникальные материалы, свидетельства культуры и сведения о быте, нравах, устройстве городов и искусстве Римской Империи до 1 века нашей эры.

В числе прочего, в Помпеях были обнаружены образцы античной живописи.

Это мозаики и фрески, украшавшие дома и общественные сооружения жителей этого города.

На них мы видим прекрасно выполенные натюрморты,

удивительные пейзажи с деревьями, плодами и птицами,

сцены, иллюстрирующие сюжеты и образы мифологии,

жанровые, бытовые зарисовки,

и ритуальные сцены, которые, весьма вероятно, имели место в жизни Древних Римлян.

Помпейские росписи бывают далеки от изобразительного реализма, и могут представлять собой почти абстракцию, или фантастические диковинные видения.

С началом распространения христианства возникают новые формы искусства, в том числе христианская живопись. Она сохранилась в катакомбах — местах захоронения первых христиан, служивших также местом проведения ими собраний.

Для раннехристианской живописи характерны религиозные сюжеты, декоративность и новая смысловая символика образов христианских символах в искусстве будет отдельная статья) .

Об античной станковой живописи современные искусствоведы могут судить по весьма своеобразным памятникам, обнаруженным на территории Египта.

После завоевания этих территорий сначала Александром Македонским, а затем, Августом Октавианом, эта некогда могущественное государство стало лишь отдалённой римской провинцией со смешанным населением (египтяне, греки, римляне, сирийцы, евреи, ливийцы и многие другие). Здесь сохранялись древнеегипетские религиозные традиции, основанные на культе смерти. Однако быстро распространялись и эллинистические, и римские культурные тенденции. В Египте I-III вв. н.э. также как несколько тысячелетий назад, умерших мумифицировали, но вместо погребальных масок стали изготовлять портреты, написанные на досках восковыми (техника энкаустики) или темперными красками.

Такие портреты были впервые обнаружены в погребениях близ местечка Фаюм, по которому и получили своё название – фаюмские портреты .

Учёные предполагают, что эти изображения изготовлялись ещё при жизни человека, и украшали стены домов. После смерти же они аккуратно обрезались по краям, и вставлялись в пеленальные бинты, опоясывающие мумию, точно в том месте, где находилось лицо умершего. Отсюда и характерный принцип композиции – изображалась голова и верхняя часть плеч.

Египетская религиозная традиция предполагала точное портретное сходство с умершим, чтобы душа Ка не перепутала своё вместилище ни с каким другим (об этом подробнее вы можете прочитать в этой статье ), это совпало с римским пристрастием к реалистическим изображениям.

Однако при всей индивидуальности каждого из фаюмских портретов, в них есть одна общая черта – особое внимание на них привлекают глаза, всегда выразительные, огромные, смотрящие так, словно они созерцают те миры и пространства, которые ещё не доступны нам живым. Позже этим приёмом воспользуются византийские художники, создавая иконы (о чём можете почитать в этой статье ).

Таким образом, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, главным объектом изобразительного искусства был Человек. Однако если греки пытались найти некий идеал, построенный на изображении совершенного внешнего облика героя, то римские скульпторы и художники интересовались не абстрактным человеком вообще, а создавали образы конкретных людей, своими руками творящих историю и культуру государства.

Вы можете ознакомится и с другими статьями автора о культуре и искусстве Древнего Рима:

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/imaginereview/kakoi-byla-jivopis-v-drevnem-rime-5f0b2e9ff22ade06014a1953

Оцените статью
Про баню