Хамам во дворце топкапы

Хамам во дворце топкапы

Хамам — одно из любимых мест юного Султана Мехмеда. Тут всегда царил покой и уединение. Мраморный кафель. Звуки струящейся воды в фонтанах, что были расставлены по разным углам турецкой бани. Разнообразные благовония. Место, где можно расслабиться и забыть о течении времени. Этот вечер, он решил провести именно тут. Закончив все дела, Мехмед направился в хамам, дав распоряжение слугам, чтобы наложницу привели именно туда. Зайдя в помещение, он уже почувствовал приятный запах цветов и лёгкий пар, что окутал его с ног до головы. Сняв с себя дорогие шелка, Мехмед облачился в обычное полотенце, прикрывая только нижнюю часть тела. Пройдя к мраморной скамье, Мехмед усаживается на неё, облокачиваясь об стену и прикрывая глаза. Теперь, ему не хватало лишь одного — девушки.

adelaida hatun

«Я похожа на птицу в слишком маленькой клетке — куда бы ни направилась, крылья мои бьются о прутья…»

Узнав, что девушке следует придти не в покои, а именно в хамам, она немного расслабилась, думая, что будет намного легче подобраться к султану. Пройдя к бане вместе с евнухами, она вошла внутрь, оставляя агов за дверью. Аделаида медленно сняла с себя платье и укуталась в полотенце, проходя дальше. Она заметила парня, сидящего на мраморной скамье и облокаченного об стену, девушка низко поклонилась.
—повелитель, — она подняла свой взгляд на него, его глаза были закрыты, что радовало её, надеясь, что он не заметит, как она разглядывала его и оценивала.

Читайте также:  Как строить мансардную крышу для бани

Покой и тишина была нарушены еле слышным скрипом двери. Не смотря на то, что глаза Султана были прикрыты, он прекрасно отслеживал незнакомку, что приготовили ему на эту ночь. Лёгкий шелест платья явно дал понять, что та сняла с себя одежду, однако, Мехмед так и не открыл глаза, растягивая удовольствие. Только, когда та подошла к нему и с её уст слетело лишь одно слово, Мехмед открыл глаза. Рыжеволосая кареглазка, с пронзительным взглядом, который был направлен именно не него. Что ж, выбор Аги он оценил достойно.
— Ну здравствуй, Аделаида, — аккуратно молвит Султан, дабы не спугнуть пташку. Имя красавицы он уже разузнал у Батура Аги, который просто не мог этого скрывать. Едва протянув руку в её сторону, он продолжает:
— Не стой там. Подойди ближе. Я не кусаюсь, — Мехмед добро улыбнулся.

adelaida hatun

Ещё минуту девушка смотрела на султана, но потом, очнувшись, она опустила глаза смущённо, позволяя на шеках появиться румянцу. Когда же султан сказал подойти ей поближе, она немного стушевалась, но всё таки подошла поближе, кладя руку в его протянутую ладонь.
—я не думаю, что вы кусаетесь, просто я не знаю как вести себя рядом с вами. Отдаться своим чувствам и наслаждаться или бояться, что вы прогоните меня за малейший промах, — произнесла аделаида, садясь рядом с ним и смотря на него.

Мехмед повидал уже столько девушек, что ожидал любого исхода событий. Он бы не удивился, если бы рыжеволосая отшатнулась от него с криками о том, что он тиран. Но, Аделаида отреагировала весьма спокойно, подчиняясь его воли и садясь около него, опуская ручку на его ладонь. Её слова позабавили его и Мехмед широко улыбнулся.
— Неужели, вас всех в гареме пугают одним и тем же, что я прогоню вас за любую мелочь? — поинтересовался он изгибая правую бровь.
— Не беспокойся. Я против наказаний, если человек совершил какую-нибудь малость. А вот моя матушка весьма строгая и любит порядок, — произнёс Султан и приподнимая её руку, аккуратно целует тыльную строну ладони.
— Я бы предпочёл отдаться своим чувствам и наслаждаться.

adelaida hatun

Аделаида смотрела на красивую улыбку султана, от неё исходило тепло, которую ей бы захотелось получить. А эти красивые ямочки, которые виднеются, вообще рай. Аделаида мигом взяла себя в руки.
—ну, скорее всего не пугают, а лишь намекают, чтобы мы слушались, — чуть с улыбкой произнесла она.
—я и не беспокоюсь, я вижу, что вы хороший человек и сможете позаботится о своих рабынях и о своём народе. Кстати, говоря про валиде султан, все только о ней и говорят, что мне захотелось с ней познакомиться, — она проследила, как он поцеловал её тыльную сторону ладони, и услышала ответ на свой вопрос.
—раз уж вы говорите отдаться своим чувствам и наслаждаться, то я так и сделаю, — девушка медленно потянулась к султану, целуя его в губы жарким поцелуем.

Источник статьи: http://vk.com/topic-166847223_40911518

Хамамы и Клозеты дворца Топкапы

В сериале Великолепный век показали немного сюжетов как мылись наложницы , и поэтому у многих телезрителей осталось много вопросов , как в те времена действительно функционировала система хамамов и клозетов. Клозетами называли туалеты в Османской империи.

В данной статье я расскажу Вам , как все выглядело на самом деле в истории.

Многие поклонники сериала у которых есть возможность побывать в Турции могут оценить по сей день всю красоту и пользу современных турецких Хамамов,а так же посетить дворец Топкапы и увидеть своими глазами хамамы 16 века.

Хамам в переводе с турецкого означает горячее место или просто баня.

Во дворце Топкапы уборные располагались в большем случае согласно статусу ,объясню почему.

У Султана,Валиде и Хасеки соответственно были отдельные хамамы и туалеты.

У Султанш и наложниц тоже были раздельные хамамы и туалеты, слуги и евнухи мылись отдельно ото всех в своем хамаме.

Всего дворец Топкапы насчитывает около 9 хамамов и около 50 туалетов и это не считая установленных по всему дворцу раковин в которых можно было ополоснуть руки и ноги.

Функционировало все как ни странно с помощью водопровода, вода в который попадала прямиком из хамамов и нагревалась она с помощью обычных печей.

Определенного графика посещения хамама не было во дворце, но у каждого были разные условия прибывания в нем.

Члены правящей династии могли мыться каждый день и у них присутствовала и холодная и горячая вода и был нагретый хамам, а вот наложницы, слуги и евнухи могли посещать хамам каждый день ,но только он был холодным, так как хамам для них грели примерно один раз в неделю.

Туалеты во дворце Топкапы конечно же отличались от клозетов простых людей.

Обычные туалеты находились как правило на улице с обычной выгребной ямой,а вот туалеты дворца находились непосредственно в здании и имели свои плюсы в виде умывальников с горячей водой, присутствовали кувшины для подмывания, так как в то время не пользовались бумагой в туалетах.

Одно можно сказать что во дворце султана Сулеймана и его гареме , гигиена была на первом месте ,так же этот факт доказывает то, что султанши которые занимались благотворительностью, в первую очередь строили общественные бани и туалеты.

Одна из самых красивых и известных построенных общественных бань в Стамбуле считается баня Хасеки Хюррем султан,которая отличается от всех других подобных построек тем, что ее могут посещать и женщины и мужчины.

Она разделена на две части и спроектированы они абсолютно зеркально,и имеют два входа отдельно для мужчин и отдельно для женщин.Данный хамам реконструировали и его двери открыты для всех желающих по сей день.

Читайте наши другие интересные статьи:

Если вам интересна история Османской империи и «Великолепный век», «Империя Кесем» — ставьте лайк и подписывайтесь на наши каналы Интриганка в Яндекс Дзен и YouTube , чтобы не пропустить новые статьи.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/intrigante/hamamy-i-klozety-dvorca-topkapy-5f6578c9b142594c53635170

Дворец Топкапы

При посещении Стамбула ты не сможешь пропустить Топкапы — главный дворец Османской империи до середины XIX века. В течение 400 лет огромный комплекс был резиденцией и офисом для 25 турецких султанов. А теперь этот город в городе может посетить любой желающий.

Содержание

История строительства

На месте современного Топкапы раньше было много чего. До христианства здесь располагался акрополь Византия. В IV веке на месте древнего храма Афродиты возвели первую христианскую базилику Константинополя — церковь Святой Ирины, она была главным храмом столицы до Святой Софии. После османского вторжения церковь превратили в склад оружия, который стал частью будущего Топкапы.

В 1453 году турки завоевали Константинополь, и османский султан Мехмед II поселился во дворце, который построили специально для него в районе современной площади Баязид. Но гарем этого дворца располагался рядом с будущим Топкапы.

В 1475 году началось строительство Топкапы. В переводе с турецкого topkapi означает «пушечные ворота». И это не просто так: когда султан покидал резиденцию или возвращался в неё, производился пушечный выстрел.

Мехмед II стал основателем и архитектором этого проекта. Сначала в новом дворце султаны лишь работали, гарем по-прежнему располагался вне дворцового комплекса. Но в XVI веке жена Сулеймана I захотела быть ближе к своему возлюбленному султану и добилась переноса гарема в Топкапы. Дворцу потребовалась грандиозная перестройка.

В 1854 году султан Абдул-Меджид I начал править из резиденции в европейском стиле — дворца Долмабахче. В 1922 году первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк ликвидировал султанат, в 1923 году провозгласил республику. Вместе с этими реформами османские дворцы, в том числе Топкапы, утратили своё первоначальное значение и были объявлены музеями.

Сейчас дворец Топкапы — один из крупнейших по площади музеев в мире. Публике доступна только десятая часть коллекции, а это 65 тысяч экспонатов. Здесь хранятся важнейшие мусульманские святыни — меч, плащ, пучок волос с бороды и отпечаток стопы пророка Мухаммеда.

Устройство и архитектура дворцового комплекса

Дворец Топкапы — пример османской архитектуры. Он имеет форму неправильного прямоугольника, состоит из четырёх дворов, разделённых воротами, и окружён стеной. Каждый двор являлся фактически крепостью, что обеспечивало дополнительную безопасность в случае набега врагов: правитель мог углубляться, пока враг преодолевал одно укрепление за другим. В последнем дворе был подземный ход, который вёл к морю, где в случае опасности султана и его приближённых ждали бы корабли. Но за всю историю Османской империи напасть на Топкапы никто не осмелился.

Первый двор

В первый двор, Двор янычар, ведут главные ворота — Ворота повелителя, или Имперские врата (Баб-ы Хюмаюн). Они имеют прямоугольную форму и два этажа. Внутренняя и внешняя сторона соединены сводом, который напоминает о воротах замков Средневековья. На втором этаже располагалась ложа султана, откуда он смотрел представления и церемонии.

Этот двор самый крупный. Его площадь занимали служебные и подсобные помещения, монетный двор, фонтан и церковь Святой Ирины. Именно через главные ворота султаны попадали во дворец. В этом же дворе проводили пятничные намазы.

Первый двор был единственным, куда могли попасть посетители.

Второй двор

Второй двор закрывают Ворота приветствия, или Срединные врата (Баб-ус-селям). Их арочный каменный свод выполнен в классическом архитектурном стиле Османской империи. Во втором дворе находится здание государственного совета — дивана, которое первоначально было деревянным. В XVI веке здание дивана значительно реконструировали, стены внутри покрыли мрамором. Тогда же появились колонны, декоративные орнаменты и арочные своды на крыльце.

Во втором дворе также располагались казна, Башня правосудия, здание Внешнего казначейства, постройки для прислуги, кухни, конюшни, хаммам, мечеть и вход в гарем.

Башня правосудия, или башня Адалет, построенная в середине XV века, в следующем веке была реконструирована и расширена. В начале XIX века усовершенствовали фонарь башни, в результате чего обзор с неё улучшился. Башня — символ Топкапы, так как хорошо заметна из города и со стороны моря.

Мечеть Бешир Ага и хаммам в неоклассическом стиле построены в середине XVIII века. Стены мечети с одним минаретом имеют полосатую кладку из рыжего и белого кирпича. Внутри — реконструкция в стиле раннего барокко, есть мраморный алтарь. К южному крылу мечети присоединён хаммам, который имеет два купола.

Дворцовые кухни занимают огромную площадь, их строения выделяются на общем фоне из-за высоких труб на крышах. На главной кухне готовили еду для султана и гарема. В части, где готовили сладости, были отдельные комнаты: шербета и джема, десертов и конфет.

Третий двор

В третий двор можно попасть через Ворота счастья (Баб-ус-саадет). Султан пользовался ими только по особым случаям. В торжественные дни правитель садился на трон, который устанавливали перед воротами, и все вокруг выражали султану уважение. В остальное время врата были закрыты, даже самым высокопоставленным чинам попасть через них во внутренние покои правителя было очень сложно. Ворота сочетают в себе стиль рококо, барокко и ампир.

В третьем дворе располагался сам гарем, состоящий из четырёх секций: для правителя, для его матери, для евнухов и для наложниц. В сумме в гареме было 300 комнат, несколько бань, две мечети и женский госпиталь.

Также в третьем дворе находилась тюрьма — кафес, где жили взаперти потенциальные наследники престола, и эндерун, то есть внутренние покои. В разных комнатах эндеруна размещалась дворцовая школа Эндерун — центр подготовки управленческих кадров.

Двор эндерун был сконструирован так, что личные покои султана располагались выше остальных строений, при этом покои правителя находились в самом центре, их окружали помещения, которые использовали ученики школы.

Государственные дела султан вёл из Тронного зала, или Зала аудиенций, который расположен сразу за воротами. Верхняя часть трона покрыта лаком и драгоценными камнями, украшена цветочными мотивами и изображением дракона, который сражается с фантастической птицей симургом, что символизирует храбрость.

Библиотека в этом дворе была построена в 1719 году по указу Ахмеда III на благо учеников дворцовой школы. Центральное помещение библиотеки имеет крышу с куполом, фасад отделан мрамором. Внутри здание украшено керамикой XVI века. Купол и своды отделаны штукатуркой malakâri, характеризующей эру тюльпанов. Дверные и оконные ставни выполнены из слоновой кости, на книжных стеллажах — серебряная отделка.

Другие важные здания третьего двора: Палата сокровищ, где хранились все драгоценности правителя; Сокровищница Эндерун с дворцовыми сокровищами; Тайный павильон — личный особняк турецких султанов с оригинальным дизайном плитки XVI века; самая крупная дворцовая мечеть Агалар, где молились султаны, их жёны, оруженосцы.

Сокровищница Эндерун, или павильон Мехмеда II, также известный как Киоск завоевателя, — одно из старейших зданий Топкапы. Оно было построено в 60-х годах XV века. Остальные строения дворцового комплекса проектировали, отталкиваясь именно от этого павильона. Каменное строение императорской архитектуры имеет просторные террасы и галереи, широкие окна, массивные колонны и камин.

Четвёртый двор

В четвёртом дворе расположился султанский сад, где правители в своё время могли побыть в одиночестве: павильоны Реван, Софа и Багдад, мечеть Софа, башня Башлала, павильон для обрезаний, гардеробная и другие помещения.

Зал обрезаний изначально задумывался как летний павильон, но вскоре начал использоваться для проведения церемонии обрезания принцев. Фасад здания покрыт голубой и белой плиткой. Из этого павильона открывается вид на район Стамбула — Галату.

Самое современное здание во всём Топкапы — Павильон медицины, построенный в 1859 году. Примечательно, что проектировал его Саркис Балаян — архитектор дворца Долмабахче, куда вскоре перешли все государственные дела.

Одежда султанов хранилась в отдельном здании — Гардеробной. Это единственное строение в дворцовом комплексе Топкапы, которое не меняло своего названия за всё время существования.

Как добраться

Дворец расположен в историческом центре Стамбула, на мысе Сарайбурну, где Босфор и Золотой Рог впадают в Мраморное море.

До Топкапы можно добраться на трамвае Т1. Ближайшие к дворцу остановки: Sultanahmet и Gülhane istasyonu. От них пешком по указателям.

Поездка на трамвае стоит 2,6 турецкой лиры (≈ 30 руб.) по Istanbulkard или 5 лир (≈ 55 руб.) по электронному билету или жетону.

Стоит учесть, что дворцовый комплекс не отапливается. Возможно, тебе будет некомфортно осматривать его зимой.

Время работы и стоимость посещения

На осмотр огромного комплекса лучше выделить целый день и приходить к самому открытию. Посетить Топкапы можно в любой день, кроме вторника.

В летний сезон, с 15 апреля по 30 октября, музей, гарем и церковь Святой Ирины открыты с 9:00 до 18:45. В зимний сезон они закрываются в 16:45.

Билет для взрослого стоит 72 турецкие лиры (≈ 790 руб.), детям до 12 лет вход бесплатный. В стоимость билета не входит посещение гарема и церкви Святой Ирины. Билет в гарем стоит 42 лиры (≈ 460 руб.), детям до шести лет бесплатно. Стоимость посещения церкви — 36 лир (≈ 390 руб.). Рекомендуем взять аудиогид за 45 лир (≈ 490 руб.), есть на русском языке, нужно будет оставить паспорт в качестве залога.

Обрати внимание, что внутри помещений фотографировать запрещено. В отдел священных реликвий нельзя заходить в открытой одежде: шорты и майки не подойдут. В выставочных залах запрещены также детские коляски.

В Топкапы работает кафе — пригодится, если пойдёшь сюда на целый день.

Интересные факты

  • Жена Сулеймана I Великолепного — важнейшая персона в истории дворца, которая настояла на переносе гарема в Топкапы. По легенде, девушку из украинского села взяли в плен крымские татары, затем её продали в рабство и подарили будущему султану в качестве наложницы. Анастасия Лисовская, на Западе прозванная Роксоланой, в гареме получила имя Хюррем, что значит «весёлая». Сулейман влюбился в Хюррем, она отодвинула на второй план главную жену султана и вопреки турецким традициям получила официальный статус жены. Впоследствии стала фактически основным советником Сулеймана.
  • Каждые три месяца во втором дворе проходила церемония распределения жалованья — Победное заседание. Солдаты становились стройными рядами и получали щедрые порции еды и зарплату. Обычно церемонию совмещали с приёмом иностранных послов, чтобы показать им богатство Османской империи.

  • На заседаниях дивана султан не присутствовал, но следил за ними из комнаты в Башне правосудия. Когда он не соглашался с решением визирей, закрывал окно, и собрание прерывалось. После этого министры должны были продолжать обсуждение вопроса с правителем в Тронном зале.
  • Дворцовые служащие zülüflü выполняли самые разные обязанности, от уборки в гареме до ведения конфиденциальных переписок султана. Zülüflü в переводе с турецкого означает «плетёный»: работники носили свисающие косы, которые мешали видеть то, что происходило в гареме.
  • Пажи Продовольственной палаты, которая находилась рядом с Сокровищницей, готовили лекарства для дворцового лазарета, а в апреле собирали дождевую воду и преподносили её турецкому правителю, веря в целебные свойства такой воды.
  • В четвёртом дворе есть позолоченный павильон Ифтарийе, который возвышается над садами Топкапы, Золотым Рогом и Галатской башней, отсюда открывается красивый вид. Правители любили здесь поужинать и встретить закат.

  • Несмотря на мусульманскую культуру, в Топкапы хранятся и христианские реликвии, которые попали сюда после завоевания Константинополя, например мумифицированная рука святого Иоанна Предтечи, которой он крестил Иисуса, и части черепа святого апостола Петра.
  • В годы расцвета во дворце Топкапы проживало до 5 тысяч человек. При этом в дворцовых кухнях одновременно работало до тысячи поваров. Каждый год сюда привозили 30 тысяч цыплят, 23 тысячи баранов и 14 тысяч телят.
  • В гарем предпочитали брать чернокожих евнухов. Если султанская жена или наложница каким-то невероятным образом забеременела бы от чёрного евнуха, их ребёнка-негритёнка невозможно было бы выдать за султанского. Кроме того, считалось, что чёрнокожие болели после кастрации меньше белых.
  • В наложницы попадали девочки, украденные османами или проданные в гарем собственными родителями. В гаремную школу брали девочек от пяти лет, там их учили этикету и искусству до 15 лет. Когда девушка попадала в гарем, ей давали новое имя. После рождения ребёнка от султана наложница получала право на отдельную комнату и свою прислугу.

Ежегодно в Топкапы приезжают 2 миллиона туристов, что делает его самой посещаемой достопримечательностью столицы Турции. И это неудивительно — место богато историей, невероятными фактами и величественными постройками эпохи Османской империи.

Источник статьи: http://blog.ostrovok.ru/dvorec-topkapy/

Оцените статью
Про баню