Хам сын ноя кто его жена

Сын Ноя — страницы библейской истории

Грех – начало смерти

Адам и Ева нарушили Божественный запрет не вкушать плодов Дерева познания добра и зла. После этого человечество заразилось опасной болезнью – грехом. По словам протоиерея Сергия Дергалева, порче подверглось само человеческое естество. Она стала передаваться всем людям, от родителей к детям. Со временем люди все дальше и дальше отдалялись от Бога. Среди них процветал разврат, люди достигли критической точки распущенности. Тогда Бог, видя какие злодейства совершают люди, решил истребить все человечество. “И раскаялся Господь, что создал человека на земле” (Быт.6:6). Спасся от кары Божьей лишь один человек со своим семейством – Ной. Кем же был Ной, сын Ноя и вся его семья? Как ему удалось остаться праведным и непорочным в настолько безнравственном окружении?

Спасение Ноя

Ной (что значит “успокаивающий”, “умиротворяющий”) произошел из рода Сифа (третий сын Адама и Евы). При рождении отец Ноя Ламех сказал:

“он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь” (Быт. 5:28–29).

И действительно, Ной стал утешителем всего рода человеческого. Именно ему Бог заповедал плодиться, размножаться и восстанавливать в своих потомках лучшие человеческие качества.

“Ной «действительно явился благодатным утешителем, как сохранитель человеческого рода и восстановитель его в лучшем виде” (святитель Филарет Московский).

Святитель Иоанн Златоуст фокусирует внимание на отличительной черте характера Ноя. Это стойкость и твердость его веры Богу, решимость не поддаваться разврату:

“как был предан добродетели этот праведник, когда среди такого множества людей, с великою силою стремившихся к нечестию, один он шел противоположным путем, предпочитая добродетель — и ни единодушие, ни столь великое множество злых не остановило его на пути добра… Представь же необычайную мудрость праведника, когда он, среди такого единомыслия злых людей, мог избежать заразы и не потерпеть от них никакого вреда, но сохранил твердость духа и уклонился от греховного единомыслия с ними”.

Именно поэтому Бог сохранил Ноя и его семью от гибели. Господь сообщил ему о неминуемой гибели всей земли от потопа и велел построить ковчег. Ною были даны четкие предписания. Бог открыл ему, каких размеров должен быть ковчег, где сделать входные отверстия, какой материал использовать. Бог велел взять по паре всех животных, птиц, пресмыкающихся. А также распорядился запастись водой и пищей (Быт.6:14-22).

Читайте также:  Для чего в бане снимают крестик

Ной переживал за участь человечества. Пророк пытался призвать их к покаянию и изменению развратного образа жизни. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что:

“всем людям в течение всего этого времени он проповедовал и внушал отстать от нечестия”.

Но жестокие люди лишь осмеяли его и не придали словам праведника никакого значения.

Великий потоп

Когда ковчег был построен, Ной вместе с семьей вошел на спасительное судно. И начался дождь, который продолжался сорок дней и сорок ночей. Вода затопила всю поверхность земли и пребывала в течение 150 дней. Погибло все живое на планете. Затем вода стала спадать. И ровно через год после начала потопа Ной сошел на землю. Он принес жертву Богу. Всевышний дал обещание (завет), что больше не будет за грехи полностью истреблять род человеческий.

Семья Ноя

На Ноя легла ответственная задача – восстановить человеческий род. У него было 3 сына: Сим, Хам и Иафет. В книге Бытия перечисляется родословная каждого из них. После всемирного потопа Ной принялся возделывать землю, посадил виноградники. Именно он считается создателем вина и первым виноделом.

Происхождение Ноя: Адам – Сиф – Енос – Каинан – Малелеил – Иаред – Енох – Мафусаил – Ламех – Ной.

После потопа Ной прожил еще 350 лет, показывая своим детям пример праведной жизни и воспитывая в них любовь к Богу. Как говорит святитель Иоанн Златоуст

“праведник этот может научить весь род наш и руководить к добродетели. В самом деле, когда он, и живя [до потопа] среди такого множества злых людей, и не умея найти ни одного человека, подобного ему по нравам, достиг до такой высокой добродетели, то чем оправдаемся мы, которые, не имея таких препятствий, не радим о добрых делах?”.

Сын Ноя — Сим

Он считается родоначальником семитских народов. К числу современных семитских народов относят арабов, евреев, мальтийцев, ассирийцев. Иисус Христос происходит из рода Сима. В некоторых источниках упоминается, что женился Сим уже после потопа. В апокрифе “Книга Юбилеев” говорится, что жену Сима звали Седукательбаб. Первый сын Арфаксада родился через 2 года после потопа. У него родились 5 сыновей, его потомки населили многие страны Востока. Сим умер в возрасте 600 лет.

Сын Ноя — Иафет

До потопа Иафет не имел детей, а после у него родились 7 сыновей. Его потомки заселили территорию Европы и средне-восточной Азии. Это даёт право считать Иафета праотцом как славянских племен, исторически населявших эти земли. Иудейский историк Иосиф Флавий описывает:

“У Ноева сына Яфета было семь сыновей. Последние расселились, начиная с гор Тавра и Амана [северная Сирия] до реки Танаиса [Северный Донец], а по Европе до Гадиры [юго-запад Испании], занимая встречавшиеся по пути земли, до этого никем не занятые, и дали населению свои собственные названия».

Изначальным местом расселения яфетидов была территория древнего государcтва Урарту. В настоящее время это современная Армения, восточная Турция и северо-западный Иран.

После потопа сын Ноя Иафет вместе с братьями был благословлен Богом. Ной пророчески благословил Иафета, пообещав ему большие владения и указывая, что его потомки вселятся в шатрах Симовых (Быт. 9:27).

Сын Ноя – Хам

Одним из трех сыновей Ноя был Хам. У него было 4 сына, но в Библии особо выделяется старший сын Ханаан. Потомки Хама в основном заселяли юго-западную часть Азии и Африки и в будущем стали рабами. Рабство потомков Хама было предсказано Ноем, за постыдный поступок Хама. От Хама произошли: эфиопы, кушиты, копты, берберы, доеврейское население Палестины.

В один из дней Ной выпил слишком много вина (еще не знал, как оно сильно действует) и уснул обнаженный.

“И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя, рассказал двум братьям своим” (Быт. 9:22).

В те времена считалось неприемлемым представать перед своими детьми в обнаженном виде. И тот факт, что сын Ноя Хам рассказал братьям об увиденном, вместо того, чтобы умолчать об этом, можно приравнять к насмешке и неуважении к отцу. Именно поэтому впоследствии “хам” стало именем нарицательным и дало начало такому явлению как хамство. То есть неуважение, пренебрежительное отношение к культурным запретам и традициям.

“Пренебрегая почтением к родителю, он стремится сделать и других свидетелями этого зрелища и, сделав из старца как бы театральную сцену, убеждает и братьев к смеху” (святитель Кирилл Александрийский).

Сим и Иафет взяли одежду, вошли в шатер спиной вперед, чтобы не увидеть его наготу. Так они накрыли спящего Ноя. Когда пророк Ной проснулся, то проклял сына Хама Ханаана, предрекая ему быть рабом у своих же братьев. Почему был проклят Ханаан, а не сам Хам? Святые Отцы толкуют это таким образом: Хам был благословен Богом при вхождении в ковчег. За грех родителя Хама проклинается его ребенок Ханаан потому, что не будет счастья сыну, которого воспитывает такой неблагодарный и глупый отец.

Источник статьи: http://pravoslavium.ru/syn-noya-stranicy-biblejskoj-istorii/

ПРОКЛЯТИЕ ХАМА

Ной начал обустраивать жизнь семьи в новом мире. Началась обыденная жизнь, с ее заботами и трудностями.


Сим, Хам и Иафет. Художник Джеймс Тиссо

Быт.9:18. Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет .

Согласно наиболее принятому толкованию, имя «Сим» значит «Имя, слава, знак, помета», отсюда – вообще «имя»;
имя «Хам», значит «горячий, жгучий, черный, темный, смуглый»;
имя «Иафет» означает «распространение, распространит (Бог)».

Не каждый знает имена Сима и Иафета, а вот Хам известен практически каждому современному человеку. Впрочем, как имя нарицательное, а не как имя собственное.
То есть, Хамом в наше время называют тех людей, которые ведут себя вызывающе по отношению к окружающим .

Хам родился за 100 лет до Всемирного Потопа, от которого он вместе с женой, отцом и братьями спасся в ковчеге.
Согласно Библии Хам повел себя, прямо сказать, неблагопристойным образом во время случая, произошедшего с отцом его Ноем.

А произошло следующее:
После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник.

«И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. «

Следует отметить, что допотопное человечество было знакомо с виноградом, но совершенно не было знакомо с употреблением вина.
Удивительное свойство виноградной лозы, впитывающей воду своими корнями и солнечный свет своими листьями, и превращающее их в сок своих плодов. Вино получается из виноградного сока естественным брожением, достигая при этом крепости около 12 градусов. Естественным означает, что если виноградный сок какое-то время постоит на солнышке, он начнет бродить, превращаясь в вино.
Мы знаем, что «Ной был человек праведный и непорочный», и опьянение, вызванное употреблением вина или перебродившего сока, явилось полной неожиданностью для самого Ноя. Легко могло случиться, что он, не зная силы и действия вина, выпил его больше, чем бы это следовало, и захмелел.

Все бы ничего, но случилось так, что в шатер зашел сын Ноя Хам.

А он в это время зашел в шатер и увидел отца своего, скажем так, в неприглядном виде.
Есть предположение, что в шатер сначала забежал Ханаан, внук Ноя и сын Хама, который и сообщил об увиденном отцу своему.
Пишет об этом и святитель Филарет: «Ханаан. первый увидел наготу своего деда и сказал об том отцу своему».

Принято считать, что Хам не промолчал и не скрыл увиденное, а посмеялся над спящим отцом, рассказывая братьям про наготу отца своего.
Можно предположить, что рассказ Хама братьям вряд ли был очень лестным для Ноя. Скорее всего, он содержал насмешку, но никаких подробностей нам Библейские тексты не сообщают.


Ной делает вино. Хамов грех. Мозаика

А Хамом двигало не любовь и уважение к отцу своему, а желание унизить отца в глазах других.
Если бы это были любовь и уважение, не промолчать ли надо было? Будь его сердце чистым, любящим, лишённым зависти, не принес ли бы он тайно от других покрывало, чтобы скрыть наготу того, кого любил и уважал, от глаз братьев своих, чтобы и они неожиданно не оказались в неправильной ситуации, в которой он сам оказался?

А Сим и Иафет не поддержали Хама:
Быт.9:23. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли [задом] и покрыли наготу отца своего;лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего».
Своими действиями они не поддержали брата, не упрекнули и не поразили его, а, услышав рассказ Хама, озаботились, как бы скорее исправить случившееся с Ноем и сделать все , что требовалось для чести родителя.


Ной проклинает Хама. Художник Гюстав Доре

Поступок Хама привел к серьезнейшим (для дальнейшей истории человечества ) последствиям.

Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».


Хам зовет братьев. Мозаика. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XI в.

Мы знаем, что общество в те времена было патриархальным. Патриарх, т. е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть, принадлежавшую впоследствии царю; он был в то же время священником, который приносил жертвы, и пророком, как хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб.


Ной проклинает Хама. Художник И.Ксенофонтов

Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям имело пророчествующее и решающее значение для судьбы их потомков. Хам за его непочтение к своему родителю и патриарху был проклят в лице своего сына Ханаана; Сим благословлен как представитель истинного благочестия, а Иафету предсказано необычайное распространение на земле, и обоим им Ханаан отдан в рабство.


Фреска «Опьянение Ноя». Сикстинская капелла. Италия. Микеланджело Буонаротти (1475-1564)

В своём пророчестве Ной почему-то не сказал «проклят Хам». Хотя именно Хам повёл себя недостойным образом. Ной перенёс проклятие на сына Хама и своего внука – Ханаана. Святые отцы позже объясняли, что наложив проклятие не на Хама, а на его первенца Ханаана, Ной избавляет от наследования проклятия всех остальных сыновей Хама, которых у него было четыре: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан, а также избегает налагать проклятие на того, кто в числе прочих вышедших из ковчега сподобился получить благословение Божие.


Фреска «Опьянение Ноя». Сикстинская капелла. Италия. Микеланджело Буонаротти (1475-1564)

. И оттуда рассеял их Господь по всей земле (Быт.11:9)

Считается, что от сыновей Ноя пошли народы:
— от Сима (Shem) – семиты: негры, евреи и арабы.
— от Хама (Ham) – хамиты, обитатели африканского севера: негры, египтяне, суданцы, берберы.
— от Иафета (Japheth) — европейцы (индоевропейские народы).


Джером Сабле. Опьянение Ноя

Согласно Библии, сыновьями Хама были Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.
Иосиф Флавий полагает, что за именем Хуш скрываются эфиопы, Мицраим — египтяне, Фут — ливийцы (мавры), а Ханаан — доеврейское население Иудеи .

Следует сказать, что потомки Ханаана были умерщвлены и обращены в рабство евреями при Иисусе Навине, во время завоевания им земли обетованной (Нав. 9:23). Не раз и еще, в особенности при Давиде и Соломоне, хананеи испытали на себе тяжелую руку потомков Сима и послужили им (3Цар. 9:20–21). А другие отрасли хамитов – финикияне и в особенности ефиопляне были покорены племенами Иафета – персами, греками и римлянами. Так что пророчество Ноя сбылось полностью.


Расселение потомков Хама, согласно европейской средневековой карте

Среди более отдаленных потомков Хама были жители Ниневии, так раздражившей Господа своими грехами, что он послал к ним пророка Иону с грозным предупреждением. Были филистимляне, из среды которых вышел, кстати, великан Голиаф, побежденный будущим царем Давидом и сделавшийся с тех пор олицетворением какого-то огромного и с виду неодолимого зла. Населяли хамиты и города Содом и Гоморру, тоже ставшие впоследствии именами нарицательными, обозначающими крайние степени порока.

Источник статьи: http://prajt.livejournal.com/86861.html

Оцените статью
Про баню