Ханские бани в дагестане

Бани древнего Дербента (XVI — XIX века)

Бани на Востоке были не только местом омовения. Здесь часто проводили свой досуг горожане, совершались какие-то сделки в более доверительной обстановке, обменивались новостями, избавлялись от недугов. Для ислама институт бани является не совсем «ортодоксальным» (последовательным). В одном из хадисов, со слов жены Мухаммеда (Мир ему!) Айши, говорится: «Вначале Посланник Аллаха (Мир ему!) запретил людям ходить в общественные бани, а затем разрешил мужчинам посещать их, имея при себе нижнее бельё». Согласно другому хадису, Мухаммед сказал: «Остерегайтесь мест, называемых баней». Тогда его спросили: «О посланник Аллаха! Там устраняют грязь и лечатся больные». На это он ответил: «Тот, кто входит (в баню), должен покрыться». Посещение общественной бани, согласно хадисам, допускалось только для больных женщин — в лечебных целях; в противном случае считалось, что она совершает харам (грех).

Тем не менее, институт бани был широко распространён во всех мусульманских странах. В X веке в одном Багдаде насчитывалось около 10 тысяч бань: 2 тысячи имелось в XIII веке в Старом Каире. Многочисленные бани имелись и в средневековых городах Восточного Ирана и Средней Азии.

Стоит отметить, что стремление к чистоте и гигиене в высших слоях восточного общества той эпохи разительно контрастировало с отсутствием такового при дворе европейских монархов. Известная европейская мода на духи и благовония в XVII-XVIIIBB. имела, по словам историка Э. Фукса, весьма прозаическую причину: «Желание загрузить неприятные испарения, исходившие тогда решительно от всех и каждого. Век элегантности был в то же время веком отвратительной нечистоплотности. Внешний блеск и чарующий аромат были во всех отношениях не более чем замазкой… Людовик XIV довольствовался тем, что по утрам слегка обрызгивал руки и лицо одеколоном — этим ограничивался весь процесс умывания. Зато от него воняло на десять шагов так нестерпимо, что могло стошнить, как ему однажды в минуту раздражения заявила госпожа Монтеспан». Естественно, что европейцев не могло не удивлять то внимание, которое уделялось мытью и купанию при дворах мусульманских правителей. Вот как описывает своё посещение одной из них поэт и эссеист Игорь Померанцев- «Для меня в бане не меньше магии, чем в гареме. Духота и духовность соседствуют в турецкой бане точно так же, как и в словаре. Ты растягиваешься под куполом и минуте на десятой, перейдя в полуоблачное состояние, оказываешься в мечети. Ритуал всех банных процедур определён раз и навсегда. В отдельной комнатке, узкой, как купе, ты раздеваешься и выходишь оттуда в одной набедренной простынке. Смотритель даёт тебе деревянные котурны и указует перстом на предбанник. Там тебя ждёт банщик, твой раб и повелитель. Он ведёт тебя в парную, сплошь беломраморную и укладывает на большом беломраморном столе рядом с такими же человеческими тушами. Минут через пятнадцать твоя душа воспаряет. Моют тебя в другом помещении. Там духовный накал сходит на нет.

Читайте также:  Где должен висеть в бане термометр

Но зато банщик трёт тебя наждачной рукавицей так отчаянно, что воспламеняешься телесно. Чтобы оценил тщание, банщик время от времени кивает головой на серую рябь, которой покрывается твоя кожа, словно её трут ученической резинкой. Если набедренная простынка спадает, банщик деликатно водружает её на срамную часть. Очищенного и обмытого, тебя ведут на другое мраморное ложе и там начинают месить. В какой-то момент банщик в запале делает это ногами. Хруст собственного тела воспринимаешь почему-то отрешенно. Всех, кто тебя обслуживал, после надо отблагодарить бакшишем».

Всё архитектурное совершенство и убранство бань располагалось внутри них. Внешняя же поверхность поражает и сейчас своей неприметностью и обыденностью: небольшой высоты стены с выровненной поверхностью, над которой расположены фонари куполов двух больших зал. В связи с этим профессор С.О.Хан-Магомедов так описывает Дербентские бани: «О художественном облике дербентских бань нельзя составить даже отдаленного представления, не побывав в их интерьере. Снаружи эти монументальные сооружения вообще не производят впечатления сколько-нибудь значительных архитектурных объектов: скромный портал, глухие невысокие стены и плоская кровля, над которой возвышаются верхние части куполов. Совсем иное впечатление производит интерьер бань. Верхнее освещение (через отверстия в сводах и куполах) четко выявляет общую пространственную структуру всех помещений. Соотношение света и теней создает здесь особое впечатление пространства…. Купола, своды, арки, арочные ниши в совокупности образуют как бы сложное единое пространство, размеры которого зрительно кажутся больше благодаря верхнему освещению. Своды купола не только не давят, но как бы парят, создавая ощущение пространственного, полного света и воздуха величественного интерьера».

Одна из этих бань Месджид-хамамы являлась долгие годы заброшенной, нося название Хама-дамы (крыша бани). Но в 1788г. один из жителей города по имени Хаджи Мухаммед Кербала Ибрагим-оглы очистил баню от мусора и отремонтировал её. Джума-мечеть стала оспаривать свои права на баню, апеллируя тем, что над входом в баню существует надпись: «Эту баню султан Байазид Бен Бахрам Устаджлу отдал в вакф (привилегированная, не облагаемая налогом собственность) мечеть, которая рядом с баней в 1065 году». Мечеть добилась возвращения бани себе, но и не обидела Хаджи Мухаммеда, выплатив ему все понесённые им убытки и расходы.

Читайте также:  Русская печь баня в ней

До настоящего времени сохранилось шесть построек. Это ханская баня в крепости, Девичья баня, баня возле Кильса — мечети, баня возле Кырхляр-капы, баня ниже Девичьей бани и еще одна на ул.Ленина,92. Все они имеют в архитектурном отношении традиционный вид восточной бани и расходятся меж собой лишь в размерах (от 300 до 600 кв.м) и планировке.

Бани представляют собой куполообразные сооружения с углубленным в землю основанием. Стены и перекрытия бань возведены из хорошо обработанного местного камня- ракушечника, скрепленного известковым, а в послемонгольский период и глиняным раствором. Полы состоят из огромных каменных плит.

Дербентские бани представляют собой два основных зала со значительным числом отсеков, разделенных столбами и арками, перекрытых тщательно продуманной системой сводов и куполов. Так два зала подразделялись на холодный (чёль, байыр), используемый для раздевания, и горячий (ичяри), собственно для омовения. Холодная часть бани имела крестовидную форму, завершаясь вверху куполом с фонарём для освещения помещения. Посредине был бассейн с холодной водой для полоскания ног перед одеванием.

В горячий зал бани вёл узкий коридор со стрельчатыми сводами. Эта часть состояла из центрального большого зала и перекрытых сводами куполов, отсеков. Эти отсеки огибают кольцом центральный зал. В одном из них сооружён бассейн для купания. Емкостями для холодной и горячей воды служат перекрытые стрельчатыми куполами помещения — хазна. Они связаны с горячим отсеком арочными проёмами.

Для нагрева воды и поддержания нужной температуры в бане существовала очень интересная система. В центре каменного пола бассейна находился медный таз воронкообразной формы, высота которого 20-30см с диаметром приблизительно 1м. Под тазом так расположена топка, чтобы доступ к ней находился вне здания бани. Топливом служили дрова. Под полом тёплого отделения проведены каналы, по которым передавался тёплый воздух. Описанная система обогрева использовалась во всех хамамах без исключения. А вода в бани поступала по подземным желобам, связанным с булагами. Так, каждая баня имела разный источник воды: в Хан- хамамы доставлялась вода из водопроводной системы цитадели Нарын-кала, Базар-хамамы из Хан-булага, Месджид-хамамы и Кызлар-хамамы- из Мечеть-булага, Кырхляр-хамамы-из Джарчы-булага, а Хаджи Тагы-хамамы-из Пейинник-булага.

В сочинении «Чудеса мира» рассказывается о бане, которую усовершенствовал великий учёный и врачеватель Абу Али ибн Сина (Авиценна), вода в ней «становилась горячей с помощью одного только светильника». Далее сообщается о 65 серных банях Тбилиси (в период, когда город был под мусульманским правлением), и серной бане в Истархе (область Фарс на территории современного Ирана), существовавшей ещё с доисламских времён и связываемой преданием с именем Сулеймана (Соломона): «В цитадели Истарха построена баня.

Человек, который в неё войдёт, никого не увидит. Вместе с тем, в бане всегда есть холодная и горячая вода. Откуда идёт вода, временами холодная, временами горячая, никто не знает. Говорят, будто баню построили дэвы для Сулеймана, мир ему. Дэвы же присматривают за баней».

В настоящее время из шести дербентских бань действует одна, возле Кырхляр -капы. Основной функцией бань, как в мусульманской, так и в прочих культурах, является (кроме гигиенической) функция организованного досуга и более доверительного — нежели в повседневной жизни — общения между людьми.

Источник статьи: http://pro-derbent.ru/bani-drevnego-derbenta-xvi-xix-veka

Хамам (баня)

Хамамы (бани) играли большую роль в древнем городе, являясь такой же его неотъемлемой составной частью общественной жизни, как и базары. Помимо санитарно-гигиенических функций, они служили местом сбора жителей, где можно было обменяться новостями, отдохнуть, провести время.

После превращения Дербента в мусульманский город, хамамы стали выполнять и ряд функций, установленных мусульманину шариатом (мусульманское законодательство) у который запрещает правоверному появление в мечети, совершение намаза (обязательная ежедневная пятиразовая молитва), чтение Корана и т.д. без омовения. И если частичное или малое омовение (мытье рук, ног, лица) мусульманин может совершить в домашних условиях, то полное или большое омовение совершается только в хамаме.

При отдельных хамамах существовали специальные сооружения, предназначенные для спортивных упражнений называемые «зорхана». Здесь молодежь занималась всякого рода физическими упражнениями перед мытьем в бане. «Баня это праздник тела», — говорили на Boстоке.

Характеризуя хамамы, академик И.А. Орбели писал: «…Бани на Кавказе, как и во всем Востоке, предмет особой заботы… Потому, что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и дружеской беседы с приятелями, для встречи и разговора о купле, продаже, о торговой сделке и для показа мастерства в шахматах и нардах».

Сколько было хамамов за долгую историю города, неизвестно. Многочисленные средневековые письменные источники не упоминают о них, видимо потому, что подобные сооружения для Востока были обычным, рядовым явлением.

До наших дней дошли остатки шести хамамов:

Хан-хамамы — в цитадели Нарын-кала
Базар-хамамы — на древней базарной площади, расположенной на 8-м магале
Месджид-хамамы — на 7-м магале, у Джума-мечети
Кызлар-хамамы (девичья баня) — на 7-м магале, у Джума-мечети
Кырхлар-хамамы — у ворот булагами
Хаджи-Тагы-хамамы — на 1-м магале

Из них в начале XX века действовали 4 бани: Месджид-хамамы, Кызлар-хамамы; Кырхлар-хамамы и Хаджи-Тагы-хамамы.

Хан-хамамы в цитадели Нарын-кала в 1806 году расположенным здесь русским военным гарнизоном была приспособлена под пороховой погреб, а Базар-хамамы была заброшена из-за ветхости.

В 50-х годах XX века действовали только две бани: Месджид-хамамы и Кырхляр-хамамы.

Сегодня действует одна баня — Кырхляр-хамамы.

Возведение (или перестройку) Хан-хамамы, Базар-хамамы, Месджид-хамамы и Кырхлар-хамамы специалисты относят к XV-XVII векам. Все хамамы в архитектурно-планировочном решении представляют собой установившийся веками традиционный тип восточной (называемой в народе персидской) средневековой бани. Они имеют, в общем единую объемно-пространственную композицию и отличаются только размерами и незначительными элементами планировки и конструкции.

Это традиционные для Востока сводчато-купольные сооружения, на две трети заглублены в землю и освещаются через световые фонари (окна) в перекрытии. Всё здание бани перекрыто хорошо продуманной системой сводов и куполов, которые создают взаимосвязанную и уравновешенную конструкцию.

Стены и купола сооружения выложены из местного ракушечника. Полы застланы большими каменными плитами. Разнятся сохранившиеся в городе хамамы только размерами (от 300 до 600 кв. м.) и отдельными элементами архитектурных конструкций. Бани состоят из двух отделений: холодного, предназначенного для раздевания и отдыха и горячего, предназначенного для мытья.

Холодное отделение, как правило, крестообразной формы. Квадратная зала, образуемая от пересечения лучей креста, перекрыта каменным куполом, имеющем на вершине световой фонарь, дающий верхний свет. В центре зала устроен бассейн с холодной водой. В ней ополаскивают ноги после купания, перед одеванием. Лучи креста образуют довольно глубокие (2-3 м) ниши, перекрытые стрельчатыми сводами. Пол ниш приподнят над уровнем пола залы. Здесь раздеваются.

Из первого зала узкий коридор ведет в горячую часть бани, состоящую из центрального зала и нескольких (4-8) перекрытых сводами и куполами отсеков, сгруппированных вокруг него. Горячая часть бани освещается световым фонарем в куполе центрального зала. В одной из боковых секций на уровне пола устроен квадратный бассейн для купания. За торцовой стеной этой секции находятся водоемы с горячей и холодной водой. Воду для купания черпают ковшами через небольшие арочные отверстие в стене.

В бане устроена очень рациональная система нагрева воды и обогрева моечного отделения. Нагретый воздух и дым от топки разводится по каналам, проложенным под полом моечного отделения, обогревая его.

«О художественном облике дербентских бань, — пишет профессор С.О. Хан-Магомедов, — нельзя составить даже отдаленного представления, не побывав в их интерьере. Снаружи эти монументальные сооружения вообще не производят впечатления сколько-нибудь значительных архитектурных объектов: скромный портал, глухие невысокие стены и плоская кровля, над которой возвышаются верхние части куполов. Совсем иное впечатление производит интерьер бань. Верхнее освещение (через отверстия в сводах и куполах) четко выявляет общую пространственную структуру всех помещений. Соотношение света и теней создает здесь особое впечатление пространства… Купола, своды, арки, арочные ниши в совокупности образуют как бы сложное единое пространство, размеры которого зрительно кажутся больше благодаря верхнему освещению. Своды и купола не только не давят, но как бы парят, создавая ощущение пространственного, полного света и воздуха величественного интерьера».

Бани связаны с близлежащими к ним булагами, откуда по подземным каменным желобам и гончарным трубам получали воду.

Источник статьи: http://pro-derbent.ru/hamam-banya

Ханские бани (VII В.) памятник архитектуры

Сводчатые бани являются одной из достопримечательностей Дербента. «Баня на Кавказе, как и на всем Востоке, — пишет И. Орбели, — предмет особой заботы… Потому что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и разговора о купле и продаже и для показа мастерства в шахматах и нардах».

Бани представляют собой заглубленные в землю сводчато-купольные сооружения, освещаемые верхним светом через специальные отверстия в куполах и сводах. Стены, купола и своды выложены из ракушечника. Перекрытия бань представляют хорошо продуманную конструкцию, которая нетолько учитывает сложное функциональное построение плана, но и использует конструктивные особенности сводов и куполов для создания взаимосвязанной уравновешенной системы.

Восточные бани имеют один и тот же принцип действия: топка находилась под полом, которая, нагревая воду, одновременно нагревала и каменный пол бани. Горячий воздух, подаваемый по керамическим трубам вокруг бани, согревал все сооружение. Предание гласит, что в ханской бане в четверг купался сам хан, в пятницу сорок его жен из гарема, а в остальные дни — слуги и стражники. Вокруг бани стояли вооруженные всадники. До нас дошла легенда, которая гласит о том, что, если в бане купались женщины и мужчина посмел взглянуть в сторону бани, то ему выкалывали один глаз. Если здесь купались мужчины и сюда смотрела женщина — ей выкалывали оба глаза.

Источник статьи: http://pro-derbent.ru/hanskie-bani-vii-v-pamyatnik-arhitektury

Оцените статью
Про баню