Ханские бани в дербенте

Ханские бани (VII В.) памятник архитектуры

Сводчатые бани являются одной из достопримечательностей Дербента. «Баня на Кавказе, как и на всем Востоке, — пишет И. Орбели, — предмет особой заботы… Потому что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и разговора о купле и продаже и для показа мастерства в шахматах и нардах».

Бани представляют собой заглубленные в землю сводчато-купольные сооружения, освещаемые верхним светом через специальные отверстия в куполах и сводах. Стены, купола и своды выложены из ракушечника. Перекрытия бань представляют хорошо продуманную конструкцию, которая нетолько учитывает сложное функциональное построение плана, но и использует конструктивные особенности сводов и куполов для создания взаимосвязанной уравновешенной системы.

Восточные бани имеют один и тот же принцип действия: топка находилась под полом, которая, нагревая воду, одновременно нагревала и каменный пол бани. Горячий воздух, подаваемый по керамическим трубам вокруг бани, согревал все сооружение. Предание гласит, что в ханской бане в четверг купался сам хан, в пятницу сорок его жен из гарема, а в остальные дни — слуги и стражники. Вокруг бани стояли вооруженные всадники. До нас дошла легенда, которая гласит о том, что, если в бане купались женщины и мужчина посмел взглянуть в сторону бани, то ему выкалывали один глаз. Если здесь купались мужчины и сюда смотрела женщина — ей выкалывали оба глаза.

Источник статьи: http://pro-derbent.ru/hanskie-bani-vii-v-pamyatnik-arhitektury

Хамам (баня)

Хамамы (бани) играли большую роль в древнем городе, являясь такой же его неотъемлемой составной частью общественной жизни, как и базары. Помимо санитарно-гигиенических функций, они служили местом сбора жителей, где можно было обменяться новостями, отдохнуть, провести время.

Читайте также:  Как лучше ставить печку в бане

После превращения Дербента в мусульманский город, хамамы стали выполнять и ряд функций, установленных мусульманину шариатом (мусульманское законодательство) у который запрещает правоверному появление в мечети, совершение намаза (обязательная ежедневная пятиразовая молитва), чтение Корана и т.д. без омовения. И если частичное или малое омовение (мытье рук, ног, лица) мусульманин может совершить в домашних условиях, то полное или большое омовение совершается только в хамаме.

При отдельных хамамах существовали специальные сооружения, предназначенные для спортивных упражнений называемые «зорхана». Здесь молодежь занималась всякого рода физическими упражнениями перед мытьем в бане. «Баня это праздник тела», — говорили на Boстоке.

Характеризуя хамамы, академик И.А. Орбели писал: «…Бани на Кавказе, как и во всем Востоке, предмет особой заботы… Потому, что баня служит не только для омовения, но и для укрепления сил, поднятия упавшего настроения, для отдыха, для встречи и дружеской беседы с приятелями, для встречи и разговора о купле, продаже, о торговой сделке и для показа мастерства в шахматах и нардах».

Сколько было хамамов за долгую историю города, неизвестно. Многочисленные средневековые письменные источники не упоминают о них, видимо потому, что подобные сооружения для Востока были обычным, рядовым явлением.

До наших дней дошли остатки шести хамамов:

Хан-хамамы — в цитадели Нарын-кала
Базар-хамамы — на древней базарной площади, расположенной на 8-м магале
Месджид-хамамы — на 7-м магале, у Джума-мечети
Кызлар-хамамы (девичья баня) — на 7-м магале, у Джума-мечети
Кырхлар-хамамы — у ворот булагами
Хаджи-Тагы-хамамы — на 1-м магале

Из них в начале XX века действовали 4 бани: Месджид-хамамы, Кызлар-хамамы; Кырхлар-хамамы и Хаджи-Тагы-хамамы.

Хан-хамамы в цитадели Нарын-кала в 1806 году расположенным здесь русским военным гарнизоном была приспособлена под пороховой погреб, а Базар-хамамы была заброшена из-за ветхости.

В 50-х годах XX века действовали только две бани: Месджид-хамамы и Кырхляр-хамамы.

Сегодня действует одна баня — Кырхляр-хамамы.

Возведение (или перестройку) Хан-хамамы, Базар-хамамы, Месджид-хамамы и Кырхлар-хамамы специалисты относят к XV-XVII векам. Все хамамы в архитектурно-планировочном решении представляют собой установившийся веками традиционный тип восточной (называемой в народе персидской) средневековой бани. Они имеют, в общем единую объемно-пространственную композицию и отличаются только размерами и незначительными элементами планировки и конструкции.

Это традиционные для Востока сводчато-купольные сооружения, на две трети заглублены в землю и освещаются через световые фонари (окна) в перекрытии. Всё здание бани перекрыто хорошо продуманной системой сводов и куполов, которые создают взаимосвязанную и уравновешенную конструкцию.

Стены и купола сооружения выложены из местного ракушечника. Полы застланы большими каменными плитами. Разнятся сохранившиеся в городе хамамы только размерами (от 300 до 600 кв. м.) и отдельными элементами архитектурных конструкций. Бани состоят из двух отделений: холодного, предназначенного для раздевания и отдыха и горячего, предназначенного для мытья.

Холодное отделение, как правило, крестообразной формы. Квадратная зала, образуемая от пересечения лучей креста, перекрыта каменным куполом, имеющем на вершине световой фонарь, дающий верхний свет. В центре зала устроен бассейн с холодной водой. В ней ополаскивают ноги после купания, перед одеванием. Лучи креста образуют довольно глубокие (2-3 м) ниши, перекрытые стрельчатыми сводами. Пол ниш приподнят над уровнем пола залы. Здесь раздеваются.

Из первого зала узкий коридор ведет в горячую часть бани, состоящую из центрального зала и нескольких (4-8) перекрытых сводами и куполами отсеков, сгруппированных вокруг него. Горячая часть бани освещается световым фонарем в куполе центрального зала. В одной из боковых секций на уровне пола устроен квадратный бассейн для купания. За торцовой стеной этой секции находятся водоемы с горячей и холодной водой. Воду для купания черпают ковшами через небольшие арочные отверстие в стене.

В бане устроена очень рациональная система нагрева воды и обогрева моечного отделения. Нагретый воздух и дым от топки разводится по каналам, проложенным под полом моечного отделения, обогревая его.

«О художественном облике дербентских бань, — пишет профессор С.О. Хан-Магомедов, — нельзя составить даже отдаленного представления, не побывав в их интерьере. Снаружи эти монументальные сооружения вообще не производят впечатления сколько-нибудь значительных архитектурных объектов: скромный портал, глухие невысокие стены и плоская кровля, над которой возвышаются верхние части куполов. Совсем иное впечатление производит интерьер бань. Верхнее освещение (через отверстия в сводах и куполах) четко выявляет общую пространственную структуру всех помещений. Соотношение света и теней создает здесь особое впечатление пространства… Купола, своды, арки, арочные ниши в совокупности образуют как бы сложное единое пространство, размеры которого зрительно кажутся больше благодаря верхнему освещению. Своды и купола не только не давят, но как бы парят, создавая ощущение пространственного, полного света и воздуха величественного интерьера».

Бани связаны с близлежащими к ним булагами, откуда по подземным каменным желобам и гончарным трубам получали воду.

Источник статьи: http://pro-derbent.ru/hamam-banya

Ханские бани в дербенте

Внутренняя архитектура дербентских средневековых бань

Восточные бани — объект исключительного внимания.

Кырхлар-хамамы располагаются рядом с воротами Северной городской стены. Предположительное время возведения бани ХVII век. Система архитектурного строения Кырхлар-хамамы отличается основательностью, продуманностью, одновременно какой-то особой легкой и простой эстетикой. Строение выложено достаточно крупными блоками из бутового камня. Материал укладывали на толстый глиняный слой раствора.

Главная часть постройки формой напоминает вытянутый прямоугольник 30х15 метров, к нему с северной стороны пристроено еще одно помещение 3х15 метров. В бане два основных отделения: холодное — служит раздевалкой, называвшейся ранее «чель» или «байыр», и горячее «ичяри», — предназначается для купания.

Главный вход в Кырхлар-хамамы находился на улице Хан-кюче, с конца ХХ века его перенесли на восточную сторону здания на улицу Н. Крупской.

Невзрачный вид внешней стороны дербентских бань

Планировка бань выверена и продумана до деталей: холодное отделение имеет крестообразную форму, с квадратным купольным сводом, уравновешивающим всю конструкцию. В основании купола на самом верху имеется фонарь, расположенный в отверстии в форме круга, позволяя проникать в помещение естественному дневному свету.

В центре зала устроен каменный бассейн с холодной водой, перед тем, как одеться, принято ополоснуть ноги. По четырем сторонам располагаются углубления, — ниши устроены на 40 см выше уровня пола. Под ними меньшие альковы, на которые посетители бани ставят свою обувь. В этом отсеке гости Кырхлар-хамамы раздеваются и ведут приготовления к омовению.

Горячий зал имеет аналогичную холодному планировку, оба помещения соединяет узкий коридор со стрельчатым сводом.

Полы выложены из тонких каменных плит, опорой которым служат каменные столбики. Пространство между столбиками и полом заполняет горячий воздух, поступающий от топки, осуществляя подогрев. Дым проходит через сводчатые отверстия под пространство купальни, выходит наружу по вертикальным трубам, располагающимся в стенах. Холодную и горячую воду подавали и подают через глиняные трубы, встроенные в стены, а внизу по широкой трубе под полом идет слив грязной воды.

Хамам цитадели Нарын-кала, помещение внутри

Горячий зал тоже имеет четыре секции: в одной из них стоит каменный восьмиугольный бассейн для купания, а перед ним краны с холодной и горячей водой, направляемой из хазней, перекрытых куполом помещений. Для того, чтобы была возможность черпать воду ковшом, в хазнях имеется небольшое отверстие в виде арки.

Принимают баню без душа, купаясь в тазиках и с кружкой, по старинке.

Поразительно по своей практичности и продуманности сконструирована система отопления и нагрева воды. Благодаря термосному принципу тепло внутри бани сохраняется в течение недели даже после того, как ее прекращают топить. Расход сырья для топки минимальный, система до нуля снижает теплопотерю. Такое энергосбережение помогает бане функционировать несмотря на повышение цен на сырье для топки, раньше то Кырхлар-хамамы топили углем, а в наше время используют газ.

Правда или вымысел, но говорят, что в древние времена хамам отапливали всего одной свечой.

Топка устроена непосредственно под баней в виде небольшой ниши, внизу от нее отходят каналы. А сверху расположено помещение, и чан по центру с нагревающейся водой. Раньше вода поступала в емкость из родников и водоразборных фонтанов, протекая по каменным желобам и глиняным трубам. В наши дни снабжение происходит из Кайтагского водовода.

Источник статьи: http://chetour.me/pochitaj/all/all/Bani-Derbenta-Kyrhlar-hamamy

Ханские бани в дербенте

Важное место среди памятников архитектуры Дербента занимают старинные бани — хамамы. Современному жителю мегаполиса, скоро принимающему душ между кофе и работой, сложно представить значение бань, считавшихся раньше неотъемлемой частью жизни, наравне с базарами и мечетями, при этом выполняя не только гигиеническую функцию.

Архитектурный облик бань Дербента невозможно познать, не побывав там лично и не увидев своими глазами художественные интерьеры. Снаружи эти сооружения едва ли произведут столь глубокое впечатление, но, оказавшись внутри, откроется другой мир, в котором игра света и тени задает особое ощущение комфорта и эстетики.

Современная баня Дербента

Невозможно не почувствовать странное зыбкое волшебство банного мира средневекового Дербента.

Строились хамамы в старинном восточном стиле из местной известковой горной породы, ракушечника, замешанного на глиняном или известковом растворе, получая в итоге крепкий строительный камень. По своему архитектурному строению бани схожи единой многомерной пространственной конструкцией. Отличают размерами и особенностями планировки. Внешняя их сторона неприметная, удивляя простотой, в то время, как внутреннее убранство верх воображения зодчих.

В восточной культуре старинные бани для жителей Дербента представляли место сродни ярмарке, где происходил обмен новостями, заключались торговые сделки, жители отдыхали, играли в нарды. Там же проводились традиционные спортивные состязания на аренах, действовавших в Дербенте до начала XX столетия. Важное значение придавалось баням и во время брачных церемониий Невесту вместе с подругами для омовения перед свадьбой по традиции под сопровождение музыкантов провожали в «Девичью баню».

В хамамы ходили подлечить пошатнувшееся здоровье, считая высокие температуры и массаж благотворным воздействием на организм.

Средневековая баня Дербента

Религия мусульман и в наше время уделяет значительное внимание не только чистоте духа, но и тела. В те времена практически возле каждой мечети стоял хамам. Поэтому бани выполняли функции, установленные мусульманским законодательством. Согласно шариату без омовения правоверному запрещалось появляться в мечети, совершать намаз, читать Коран. Малое омовение, «вузу» или «дяст намаз» допускалось совершать и в домашних условиях, а большое, или полное омовение «гусул» можно было осуществить только в хамам.

Баню на востоке называли «праздником тела».

До современности в Дербенте сохранились шесть построек, расположенных в небольших районах, сосредоточенных вокруг мечетей. У каждой старинной бани есть свое название. Базар-хамамы стоят на базарной площади. Хаджи-Тагы-хамамы располагаются возле Тахта-базара. Гызлар-хамамы или «Девичьи бани», и Месджид-хамамы устроены рядом с Джума-мечетью. Развалины Хан-хамам — в цитадели Нарын-Кала. Единственная баня, которая действует и наши дни — это Кырхлар-хамам, ее называют «Ханской баней».

Хамам в цитадели Нарын-кала

На начало XX века из шести бань в Дербенте действовали всего четыре: Гызлар-хамам, Кырхлар-хамам, Хаджи-Тагы-хамам и Месджид-хамам. Уже к середине века работали только две. В последнее десятилетие XX века бани стали разрушаться, с течением времени покрываясь процессами эрозии, расползающимися по стенам зданий на протяжении уже многих лет.

В 1995 году одна из семей жителя Дербента, участвовавшего в Великой Отечественной войне, получила одобрение от властей города, и на свои личные средства отремонтировала мужскую баню Кырхлар-хамам, полностью ее восстановив. Баня в настоящее время для посещения открыта.

Время строительства бань Дербента точно не известно, мнения специалистов в данном вопросе расходятся. Одни придерживаются точки зрения, что Базар-хамамы построены в VI веке, а остальные виды бань в XV–XVII веках. Другие историки датируют постройки еще более ранними веками. Так или иначе, хамамы Дербента достояние республики, служа неизменным атрибутом чистоты культуры дагестанцев, оплотом сохранения традиций горских этносов.

Источник статьи: http://chetour.me/pochitaj/all/all/Hamamy-Derbenta

Оцените статью
Про баню