Царское село царские бани

Турецкая баня

В 1850–1852 годах по распоряжению императора Николая I на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда велось строительство нового сооружения — павильона «Турецкая баня». По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка. Автором проекта, задуманного как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, был архитектор И. А. Монигетти, избравший в качестве образца для павильона турецкую мечеть. Купол сооружения украсили рельефные орнаменты, а высокий минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем, придал ему особую живописность.

Внутренние помещения Турецкой бани были решены в «мавританском» стиле. В оформлении интерьеров использовались вывезенные во время Русско-турецкой войны из Румелии (европейская часть владений Османской империи с центром в Софии) беломраморные рельефные детали внутренней отделки бани турецкой султанши и султана из сада дворца Эски-Серай в Адрианополе: колонны, настенные доски и чаши фонтанов, наддверные украшения и др. (они датируются XVII–XVIII столетиями).

Вход в сени, ведущие в раздевальню, открывает богато орнаментированный портал. Нижняя часть стен раздевальни облицована цветной мозаикой, верхняя — украшена лепкой и орнаментальной живописью. В нише устроен каскадный фонтан.

Мыльня освещалась сверху; в ее стены вделаны две чаши с кранами для воды. Полуциркульная арка связывает помещение мыльни с центральным купольным залом, отделанным с особой роскошью. В его центре находится бассейн из белого мрамора, в котором стоял расписной и позолоченный фонтан. В стены вделаны мраморные доски с рельефными орнаментами и стихотворными текстами.

Во время Великой Отечественной войны здание Турецкой бани пострадало от прямых попаданий снарядов. В 2006-2009 годах в Турецкой бане на средства Международного банка реконструкции и развития и федерального бюджета были проведены исследовательские и реставрационные работы. В воссозданном павильоне экспонируются предметы из собрания ГМЗ «Царское Село».

Читайте также:  Как собрать дымоход для бани из нержавейки

Источник статьи: http://tzar.ru/index.php/objects/ekaterininskypark/landscape/turkish

Знаменитые бани Царского Села

Издревле баня считалась одновременно помощником в гигиене, сакральным местом для очищения духа и отличным досугом после тяжелой работы. О полезных свойствах парных не только слагали легенды, но сообщали в научных трудах.

В Пушкинском районе есть свои знаменитые бани – мыльни императоров. Интересные факты о них расскажет Пушкин.ру.

Где находится: Екатерининский парк

Павильон «Турецкая баня» был возведен по указу Николая I в 1852 году. Являясь памятником Русско-Турецкой войне 1828–1829 годов, облик мыльны напоминает мечеть неслучайно.

Дело в том, что турки на захваченных русских территориях устраивали бани в церквях. И в назидание поверженному противнику император создал свою «баню».

Здание увенчано круглыми куполами и минаретами, высокий минарет венчает шпиль с полумесяцем, интерьеры его выполнены в «мавританском» стиле и украшены трофейными мраморными деталями, вывезенными во время войны из бани турецкой султанши.

Турецкую баню строили как памятник и как украшение Екатерининского парка и по прямому назначению не использовали, хотя бассейн и умывальники были установлены.

Где находится: Екатерининский парк

Екатерининский парк по приказу императрицы обустраивали по подобию архитектуры Древнего Рима. Поэтому архитектор Чарльз Камерон не отступил от пожеланий главы государства и построил в 1780 году двухэтажный корпус с Холодными банями на первом этаже и парадными помещениями — Агатовыми комнатами на втором.

Мыльня была поделена на несколько залов, каждый из которых выполнял свою функцию:

· Русская парная
· Купальный зал
· Ванная комната
· Угловой кабинет (в нем проводились процедуры массажа)

Где находится: Екатерининский парк

В 1777 году при перестройке церковного флигеля Екатерининского дворца баня императорской семьи, расположенная в нем, была разрушена. Поэтому началось строительство новой бани, которая так и называлась – Новая баня.

Павильон расположился на берегу зеркальных прудов и бал сооружен в стиле раннего классицизма.

К концу правления Екатерины II баня стала называться Мыльней их высочеств и до середины 19 века использовалась по назначению. Там было 6 помещений:

· Ванна
· Парильня, сени
· Раздевальня
· Центральный восьмигранный зал отдыха
· Водогрейная (помещение истопника)

С Верхней ванной связан забавный исторический случай. Летом 1780 года ее на несколько дней превратили в бутафорский трактир. К Екатерине II в гости ехал римский император Иосиф II (граф Фалькенштейн), который всегда останавливался только в трактирах и нигде более.

Поэтому императрицы приказала переоборудовать под трактир баню. Комнату с ванной заперли, привезли необходимую мебель, повесили вывеску, назначили трактирщика. Гость прожил в этой мнимой гостинице пять дней и остался доволен, не заметив «подвоха».

Где находится: Екатерининский парк

Нижняя ванна была построена в 1779 году. Здание представляет собой среднее круглое здание в центре и меньшие круглые и прямоугольные по сторонам. Центральное здание выше других, и на его крыше установлен купол. Это оказалось самым необычным архитектурным решением в Екатерининском парке.

У павильона нет главного фасада, обращенного к дворцу, окна круглые и расположены высоко, в соответствии с назначением здания. Тяжеловесные ванны из мрамора стоят вдоль стен во всех круглых отделениях Ванны.

В мыльне размещались две котельные-водогрейни, откуда теплая вода по трубам подавалась в парильню и помещения с ваннами.
После Великой Отечественной войны павильон превратился в молочный буфет, который являлся местом для семейного отдыха.

Где находится: Баболовский парк

Купальня Баболовского дворца до сих пор окутана мифами и загадками. Ее отливали на протяжении 10 лет, поскольку размеры ванны потрясали даже самих создателей: высота – 2 метра, диаметр – 5 метров, объем – 2000 ведер воды.

Под мыльню специально пришлось увеличивать помещение. А характеристики не поддаются логическому объяснению, учитывая тот факт, что сливное отверстие в купальне отсутствует.

По официальной версии, ванна была вырублена из цельного куска красного гранита массой более 160 тонн, который привезли с каменоломни одного из финских островов. Хотя ни электричества, ни первых двигателей, ни хороших дорог для транспортировки еще не было. Предположительно, автором удивительной работы стал мастер Самсон Суханов.
Приближенные Николая I даже ездили на экскурсию в Баболовский дворец, чтобы посмотреть «восьмое чудо света».

Где находится: Павловский парк

Холодная баня в Павловском парке является первым архитектурным объектом Чарльза Камерона после затяжного конфликта с Павлом I. Он был отстранен от ведущей роли в строительстве павильонов, поскольку отличался своенравием и чрезмерно обременительными для бюджета решениями.

В 1799 году после возвращения к деятельности в Павловске он возвел классическое здание в виде небольшой ротонды с куполом. К нему примкнул более низкий прямоугольный корпус с двускатной крышей и фронтоном над входом.

Украшение снаружи ограничивалось двумя нишами со статуями по сторонам двери и орнаментом под карнизом над входной аркой.

Художественная насыщенность убранства была сосредоточена внутри. Первая комната, с небольшим камином, была задрапирована розовой кисеей. Стены украшали картины. Внутри ротонды был устроен круглый бассейн с фонтаном-душем оригинальной формы – в виде медного шара.

Источник статьи: http://pushkin.ru/blog/city-life/znamenitie-bani-carskogo-sela-1.html

Холодная баня

Центральное место в ансамбле, возведенном Ч. Камероном, принадлежит павильону «Холодная баня».

Модель Холодной бани была закончена в 1780 году, и весной того же года началось строительство павильона — небольшого двухэтажного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур, а в верхнем — шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название «Агатовых комнат».

Архитектурное оформление фасадов Холодной бани, как и всего комплекса, построено на контрасте отделки этажей. Нижний, цокольный этаж отделен от второго карнизом и облицован массивными блоками грубо обработанного, пористого, словно изъеденного ветрами и дождями пудостского камня, создающего иллюзию «древности», подлинности «античного» памятника. Второй этаж, напротив, легок и светел; на фоне нежножелтого тона стен выделяются ниши, окрашенные в терракотовый цвет. По верху стен размещены круглые лепные медальоны-барельефы с мифологическими композициями. В продольной северо-восточной стене прорезаны полуциркульные окна, в торцевых — прямоугольные окна-двери, помещенные в арках. В простенках расположены ниши со скульптурными фигурами различных аллегорических и мифологических персонажей.

Главный, юго-западный фасад Холодной бани выходит на террасу на сводах, опирающихся на массивные кирпичные столбы. Терраса служит основанием для Висячего сада и является связующим звеном между сооружениями ансамбля Камерона и Большим Царскосельским дворцом. Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж Холодной бани воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.

От остальных фасадов главный фасад отличается наличием таких же, как на Камероновой галерее, колонн, чем подчеркивается единство этих сооружений.

Холодная баня — редкий в истории русской архитектуры образец здания, в самом плане которого нашла отражение идея следования античным образцам. Разрабатывая проект Холодной бани, Ч. Камерон, по-видимому, использовал планировку центральной части терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам А. Палладио, которые он воспроизвел с комментариями в своем трактате «Термы римлян». Согласно Камерону, в число помещений римских терм входили аподитерий, или помещение для раздевания; унктуарий — для хранения масел; сферистерий — большой зал для упражнений; кальдарий — горячая баня; лаконик — парильня; тепидарий — теплая комната с подогретой водой и фригидарий — холодная баня. В Холодной бане были устроены Купальный зал с оловянным бассейном в центре, «теплая» и «жаркая» бани, «отдыхательная комната». Все помещения нижнего этажа имеют каменные своды и освещены высоко расположенными полукруглыми – «термальными» — окнами. В них повсюду простые дубовые наборные паркеты и выкрашенные в белый цвет одностворные филенчатые двери.

В интерьерах второго этажа Ч. Камерон применил цветной камень, живопись и лепку. Лепные работы во всем здании выполнял О. Мельников — крепостной Н. А. Львова, известного архитектора и поэта, и другие матера, скульптурные — Ж.-Д. Рашетт и К. Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах, среди которых следует особенно отметить скульптора и декоратора Ж.-Б. Шарлеманя-Боде, выступавшего в качестве подрядчика на проведение большинства отделочных работ, и живописца И. Рудольфа.

Для полов в верхнем этаже были использованы паркеты, выполненные мастером X. Мейером по проектам Ю. М. Фельтена для дома А. Д. Ланского, строившегося в эти же годы в Санкт- Петербурге (из-за смерти фаворита императрицы они остались невостребованными).

Несмотря на повреждения военных лет, первоначальная отделка интерьеров павильона сохранилась. В настоящее время помещения первого этажа Холодной бани используются для временных выставок.

РУССКАЯ БАНЯ

От расположенного посередине здания входа из-под сводов Висячего сада начинается коридор, по сторонам которого располагались различные службы: комнаты для прислуги, кладовые для хранения масел и различных банных принадлежностей, помещения, где были устроены печи и котлы для нагревания воды.

Сегодня мы входим в комнаты первого этажа через небольшой овальный вестибюль, с такими же, как на фасаде, нишами. Сразу за ним располагалась «горячая баня», устроенная как традиционная для России парная, маленькая, ранее сплошь обшитая деревом.

Ч. Камерон не имел представления об устройстве русской бани и для ее создания обратился за помощью в Контору строений. Работа была поручена архитектору И. В. Неелову, который представил заказчикам смету в октябре 1785 года. Согласно его проекту в южном углу комнаты поставили печь, на решетчатом своде которой было сложено 250 пушечных ядер; их поливали водой для образования горячего пара. В углу напротив находился полок из липовых досок, скамейки и баки для воды. Подогретая вода поступала из котла, расположенного за стеной.

Императрица спускалась в Холодную баню по лестнице из бельэтажа, пройдя из своих комнат через Висячий сад.

УГЛОВЫЕ КАБИНЕТЫ. («ОТДЫХАТЕЛЬНАЯ КОМНАТА», КОМНАТА ДЛЯ МАССАЖА)

Два угловых кабинета имеют одинаковую отделку. Из задуманного Камероном были выполнены лишь изящные коринфские колонны цветного и белого мраморов. Эти колонны поддерживают пяты сводов, на парусах которых размещены круглые лепные барельефы. Два из них посвящены мифу об Амуре и Психее, два других изображали Афродиту и Адониса и сцену из истории Селены и Эндимиона. Ближайший к лестнице кабинет назывался «отдыхательной комнатой» и почти целиком был занят «античным ложем». Здесь превосходно сохранился камин белого мрамора с женскими фигурками на лопатках и резным орнаментом на фризе, работы Ж.-Б. Шарлеманя-Боде.

Второй угловой кабинет, расположенный между теплой и парной банями, предназначался для массажных процедур.

ВАННАЯ КОМНАТА («ТЕПЛАЯ БАНЯ»)

Смежная с «массажной комнатой» ванная комната или «теплая баня» — просторное и светлое помещение, где прежде находилась ванна для купания в теплой воде. Стены Ванной были оштукатурены и окрашены; единственным украшением их стали профилированные рамки, членящие плоскости стен на филенки, и лепные декоративные вазы высокого рельефа над фронтонами дверей, две из которых ложные, несущие декоративную функцию. В XIX веке в Ванной комнате был установлен камин светло-серого мрамора.

КУПАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Самым просторным и светлым помещением первого этажа является Купальный, перекрытый двойным крестовым сводом.

Согласно первоначальному проекту Камерона Купальный зал с бассейном должен был выглядеть особенно нарядно, поражать золотом лепных украшений на перекрытиях и также богатой отделкой стен из искусственного мрамора, расписанных орнаментами. Предполагалось установить над бассейном роскошный балдахин на фаянсовых колоннах с золочеными бронзовыми орлами и вымостить пол разноцветным мрамором.

Однако этот проект императрица отклонила; Камерону удалось отстоять лишь часть своего первоначального замысла и декорировать стены зала рельефными композициями на сюжеты мифов, связанных с водной стихией.

Сразу под сводами расположены большие полукруглые панно с многофигурными композициями: на юго-восточной стене — «Акид и Галатея», на юго-западной — «Пан и Сиринга» и «Кентавр Несс и Деянира». На барельефе северо-западной стены изображена Амфитрита в окружении нереид, тритонов, дельфинов и амуров. Ниже идет сплошной скульптурный фриз, составленный из прямоугольных панно, чередующихся с круглыми медальонами, на которых представлены такие сюжеты, как «Туалет Венеры», «Галатея и Нептун», «Купающиеся наяды», «Триумф Амфитриты», а также аллегории рек и озер, изображение купальщиц и музы Эвтерпы. Скульптурные композиции были выполнены под руководством Ж.-Д. Рашетта.

Под паркетом зала скрыт кирпичный каркас находившегося в центре зала круглого бассейна для купания в прохладной воде объемом 13 кубометров, окруженный деревянной балюстрадой. Лесенки спускались в оловянную ванну, изготовленную мастером Албрехтом. В зале был установлен камин из белого мрамора, украшенный золоченой бронзой.

В годы Великой Отечественной войны в Купальном зале была устроена конюшня; бассейн был разломан, многие двери уничтожены, от полов остались лишь обломки. В 1949 и 1990 годах прошли реставрационные работы.

ЛЕСТНИЦА

Два этажа павильона «Холодная баня» соединяет винтовая лестница, словно висящая в воздухе. Ее спиралевидный марш вписан в овальный объем помещения без обычных подпорных стенок. Концы ступеней вставлены в специальный канал, выбранный в стене, и заклинены камнем; кромки ступеней соединены посредством закруглений и выемок, и таким образом ступени опираются также друг на друга.

Сокращение расходов на художественную отделку помещений первого этажа Холодной бани, пересмотр проектных решений коснулись также и лестницы. На вопрос Ч. Камерона: «Из чего угодно ступени сделать, из российского мрамора или дикого камня?», последовал ответ императрицы Екатерины II: «Из дикого камня, но только покойную». Исполняя пожелания заказчицы, архитектор изготовил ступени из серого мелкозернистого гранита. Решетка лестницы получила простой рисунок в виде вертикальных стержней и гладких золоченых розеток; ее полированный поручень выполнен из красного виргинского дерева. Пол лестничных площадок выложен белым и серым мрамором с широким бордюром из путиловской плиты.

Стены лестничного пространства прорезаны двумя дверями и парой окон, между которыми располагаются полуциркульные ниши с мраморными скульптурами. Над нишами размещены круглые лепные медальоны с мифологическими композициями работы Ж.-Д. Рашетта. Стеклянное заполнение окна-двери, выходящей на Висячий сад, выгнутое по форме стены, восстановлено в 2012 году.

Белые розетки кессонов купола над лестницей производят впечатление кружевного узора. Основание купола обегает лепной карниз с рельефом из листьев лотоса, а под ним тянется широкий фриз изящных арабесок с фигурами грифонов и вазами между ними.

Силуэт лестницы и все ее пространство, созданное Ч. Камероном, составляют одно из самых совершенных и изысканных творений шотландского архитектора, уникальное в истории русского зодчества, с которым оказалось связано его творчество.

Источник статьи: http://tzar.ru/objects/ekaterininskypark/cameron/coldbathhouse

Оцените статью
Про баню