Чем была баня во времена вов

Война чистоте не помеха. Бани-поезда, прачки и банно-прачечные отряды во время ВОВ. Узнаем, как поддерживалась гигиена солдат и не только

Sm news собрал разные сведения о том, как во время ВОВ фронтовики поддерживали себя и свои вещи в чистоте, кто и как им в этом помогал, и насколько важна гигиена, если даже идёт война.

Полевые бани.

Эти бани делались буквально из того, что было под рукой. А порой и просто в землянке. Но они были также важны, как и кухня. После посещения такой примитивной парилки, мытья, бритья и стирки одежды, солдаты как-будто молодели, появлялись силы воевать дальше. В некоторых подразделениях была целая сеть по уходу за собой: сперва в одной землянке брились, потом шли в другую и мылись, а в третьей парились. Особняком стояли прачечные.

Прачки времен Великой Отечественной войны.

Многие бойцы тех времен мечтали о прачках в гарнизоне, но не во всех они были. Тяжкий труд в виде ежедневной стирки, сушки и ремонте солдатской формы, которые выполняли молодые женщины, а порой и вчерашние школьницы, был таким трудным и героическим, как и бой на передовой.

Бани-поезда.

О том, чтобы попасть в такой поезд, во время войны мечтали все, – и военные, и гражданские. Поезд состоял из трех, а порой и из десяти вагонов: в первом раздевались, потом шли в душевую дезинфекцию, потом саму баню, оттуда можно было попасть к парикмахеру и брадобрею, а после попить чаю, послушать граммофон, поиграть в шашки, шахматы или домино. На выходе выдавали чистый комплект белья и одежды.

Банно-прачечные отряды.

Специально-оборудованные машины курсировали по деревням и городам, и каждый желающий мог её посетить. В таком комплексе можно было помыться и привести свои вещи в порядок: постирать, быстро высушить, обработать и подшить.

Таким образом, даже ожесточённые бои за Родину не лишали бойцов права на чистоту тела. Помогало государство и гражданам соблюдать личную гигиену.

Источник статьи: http://moscow.sm-news.ru/vojna-chistote-ne-pomexa-bani-poezda-prachki-i-banno-prachechnye-otryady-vo-vremya-vov-uznaem-kak-podderzhivalas-gigiena-soldat-i-ne-tolko-56843/

ИРОНИЯ ВОЙНЫ, ИЛИ С ЛЁГКИМ ПАРОМ!

«Поезд-баня приходит на полустанок раз в месяц, все другие способы мытья никакого впечатления на вшей не производят», — добавлял фронтовик. И хотя сейчас эта тема вызывает по большей части улыбку, бойцам на передовой было явно не до смеха. Война на два фронта – днём с фрицами, ночью со вшами – могла привести в отчаяние кого угодно, не говоря уже о том, что ненавистные паразиты несли не только неудобства, но и болезни. Выдерживает минусовую температуру, два дня живет под водой, выбирается из-под слоя песка в 30 см, стойко переносит радиацию и давление до 1 кг на миллиметр своего тела – кто этот универсальный солдат? Ответ до банальности прост – платяная вошь. Стремление защитить быстро передвигающуюся армию от этого переносчика сыпного и возвратного тифа натолкнуло российских инженеров на оригинальную мысль: а что, если поставить баню на рельсы?

Императорская баня
Первый банно-прачечный дезинфекционный поезд (БПДП) появился в России в 1904 году и, несмотря на свои скромные размеры (всего четыре вагона), неплохо проявил себя во время русско-японской войны. С началом первой мировой про изобретение вспомнили вновь. Поезда-бани строили всем миром, шефство над этим начинанием взяла на себя императрица Александра Фёдоровна.

Десять кругов рая
Про передвижные бани вспомнили лишь в 1941 году, когда фронт стремительно катился на восток, а беспорядочно отступавшие части РККА деградировали не только морально, но и физически.

Прошло всего три месяца, а вши уже донимали 85 % личного состава на Западном и 96 % на Калининском фронтах. Появились первые очаги эпидемий сыпного тифа и траншейной лихорадки, косившие бойцов не хуже фашистской пули. В эти дни с подачи Научно-исследовательского испытательного института Красной Армии возобновляется массовое строительство банно-прачечных дезинфекционных поездов. Их создавали по всей стране – Москва, Барнаул, Куйбышев, Омск, Челябинск…

Всего было построено 72 БПДП. В январе 1942 года свой вклад в победу над вшами (а, значит, и над фашистами) внесли и тюменские железнодорожники.

Наконец, окончательно почувствовав себя человеком, фронтовик следовал в вагон-клуб, где к его услугам были шашки, шахматы, домино, а также пара баянов, балалайки, гитары, пианино и патефон. Здесь можно было полистать журналы и книги, да просто поболтать с товарищами в уютной обстановке, — разумеется, под бдительным оком вождей мировой революции, взирающих с развешенных по стенам плакатов.

От Тюмени до Берлина
Поезд построили быстро, всего за 25 дней, и вскоре он своим ходом двинулся на запад. Команду укомплектовали добровольцами во главе со старейшим машинистом города Иваном Садаковым, которому на тот момент исполнилось 56 лет. Им предстоял долгий путь по неопределённому маршруту, без конечной даты и гарантии возвращения. Москва, Бородино, Тула, Сталинград, Елецк, Брянск, Брест, Минск, Прага, Варшава, Фюрстенвальде, Берлин – так далеко тюменские поезда ещё не заходили.

В ноябре 1945 года 38-й БПДП вернулся в Москву, где и закончил свой славный боевой путь. Прошедший полстраны и побывавший на четырёх фронтах поезд был расформирован, после чего окончательно исчез из поля зрения тюменских краеведов.


Незаменимый БПДП

А вот сами банно-прачечные поезда никуда не исчезли и поныне исправно служат в Вооружённых силах страны. Они стали заметно длиннее и состоят уже из 19 вагонов, но это, наверное, единственное, что изменилось в конструкции БПДП за последние полвека. Даже пар в парильню подают всё те же паровозы, выпущенные ещё в первые послевоенные годы.

И хотя заводы давно не выпускают к ним запчастей, огнеупорный кирпич для топок приходится заменять шамотным, а слив прямо под вагоны 200 тонн отработанной воды приводит в ужас экологов, альтернативы банным поездам по-прежнему не существует. И когда в декабре 1994 года российские войска вошли на территорию Чечни, вслед за БТР и БМП двинулись 3-й и 12-й БПДП.

Вторая чеченская кампания стала последней битвой для 27-го БПДП, стоявшего в Ханкале, и лишь несколько лет назад списанного в утиль. Основные надежды военные связывают с новой разработкой Тверского вагонно-строительного завода — БПДМ-2000. Здесь впервые появились вагон-химчистка и вагон очистки сточных вод, а пар вырабатывает не паровоз, а котёл КПП-500, работающий на дизельном топливе.

А всё-таки жаль, что не сохранили тюменский поезд-баню. Какой отличный вышел бы памятник, причём сразу всем – и труженикам тыла, и фронтовикам-героям. Честный рассказ о тяготах военного быта, правдивый и беспристрастный. Одним словом – чистая правда.

Источник статьи: http://picturehistory.livejournal.com/1600584.html

Прачки на фронте: Чем занимались банно-прачечные отряды в Великую Отечественную войну

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Банно-прачечные отряды

Сейчас про банно-прачечные отряды можно узнать очень много абсурдной информации, которая выдается в качестве уточняющих подробностей по Великой Отечественной. Так, очень популярна версия о том, что задача женщин из таких отрядов заключалась в том, чтобы развлекать молодых и здоровых мужчин, которым во время военных действий очень не хватало женской ласки. Поговаривали, что план по организации таких подразделений обсуждался на тайном совещании у Сталина.

«Стирала. Через всю войну с корытом прошла. Стирали вручную. Телогрейки, гимнастерки. Белье привезут, оно заношенное, завшивленное. Халаты белые, ну эти, маскировочные, они насквозь в крови, не белые, а красные. Черные от старой крови. В первой воде стирать нельзя — она красная или черная. Гимнастерка без рукава, и дырка на всю грудь, штаны без штанины. Слезами отмываешь и слезами полощешь. Горы, горы этих гимнастерок. Ватников. Как вспомню, руки и теперь болят. Зимой ватники тяжелые, кровь на них замерзшая. Я часто их и теперь во сне вижу. Лежит черная гора. »

рядовая Мария Детко, боец полевого банно-прачечного отряда

Для ублажения военных были призваны не только прачки, но и санитарки, и радистки. Чтобы до конца понять всю нелепость таких заявлений, достаточно представить, что вместо радистов на фронт посылали ди-джееев, которые крутили плей-листы на фронте, а взамен прачек отправляли женщин легкого поведения: грязные и без связи — зато наплясавшиеся и удовлетворенные солдаты. Абсурд, не правда ли? Но основоположники теории твердо убеждены, что для военных на тот момент развлечения были куда важнее, чем связь и чистота.

О пользе чистоты

На самом деле за чистотой на фронте следили очень строго, ведь грязь быстро приводила к антисанитарии, которая выливалась в толпы заболевших и дурно пахнущих солдат. Согласно установленным в те времена нормам, каждый военнослужащий раз в семь дней посещал баню и получал комплект чистого белья, куда входили портянки, рубашка и кальсоны. Особенно важным было обстирывать полевые госпитали. Там, кроме одежды, стирались еще и простыни, и бинты, и тряпки.

«Мы одевали солдат, обстирывали, обглаживали – вот какое наше геройство. На лошадях ехали, мало где поездом, лошади измученные, можно сказать, пешком до самого Берлина дошли. И если так вспомнить, то все, что надо, делали: раненых помогали таскать, на Днепре снаряды подносили, потому что нельзя было подвезти, на руках доставляли за несколько километров. Землянки копали, мосты мостили. Попали в окружение, бежала, стреляла, как все. Убила или не убила, не скажу. Бежала и стреляла, как все».

рядовая Анна Горлач, прачка

В тяжелые времена, когда перевязочный материал был в дефиците, кипятили и выбеливали уже отработанный и пускали в новый оборот. Одежду раненных нужно было тщательно отстирывать от пятен крови и подвергать обеззараживанию. Чтобы понять, какой объем работ приходилось выполнять банно-прачечному отряду, можно обратиться к данным, сохранившимся со времен советско-финской войны. За неполные 4 месяца военных действий, через руки банно-прачечного отряда прошло почти 7 000 000 кг белья , а ведь это в среднем по 58 тонн в день !

«Рекомендована ручная стирка»

Сегодня сложно даже представить такие объемы! И это при том, что в распоряжении тружениц не было привычных сегодня стиральных машин, современных средств для стирки белья и перчаток. Да, были специальные стиральные барабаны, которые нужно было крутить вручную, но за раз такие приспособления могли выстирать максимум 20 единиц белья, а крутить их приходилось минимум по полчаса. После стирки белье вручную выгружалось, отжималось и развешивалось на сушку. И дальше по новому кругу с другой партией. Когда стиральный агрегат выходил из строя, стирать приходилось без него, своими руками и в простых тазиках.

«Меня не хотели брать. Я ходила-ходила в военкомат, и через год меня взяли. Говорили, что нас будут обстреливать, и мы сидим, ждем: когда же обстрел начнется? Мол, приедем и скажем, что уже обстрелянные. Приехали. А нас не к винтовкам, а к котлам приставили, к корытам. Девочки все моего возраста, до этого родители нас любили, баловали. Я была единственный ребенок в семье. А тут тягаем дрова, топим печки. Потом золу эту берем и в котлы вместо мыла, потому что мыло привезут, и тут — оно кончилось. Белье грязное, вшивое. В крови. Зимой тяжелое от крови. »

сержант Светлана Катыхина, боец полевого банно-прачечного отряда

Перед стиркой белье обязательно вымачивали в керосине, чтобы уничтожить на одежде паразитов. После этого все кипятилось и выстирывалось в хлорке и щелоке. Состав последнего отличается очень сильной щелочной средой, которая при контакте с кожей безжалостно разъедает последнюю. Нетрудно представить, какими были руки тех, кто служил в «чистом» отряде. По возможности, для дезинфекции применялись специальные камеры, где обеззараживание производилось парами формальдегида.

Комфортными для работы можно было назвать банно-прачечные, которые организовывались прямо в поездах. Тогда одновременно решался вопрос с горячей водой, жильем и освещением. Но такое было редко, ведь чаще эти отряды перемещались вместе с армией, а в местах дислокации, как правило, никаких железнодорожных путей не было. В полях воду грели на кострах, а стирка вообще производилась где придется. Порванные вещи не выбрасывали, а чинили, штопали и вновь выдавали служащим.

Непризнанный подвиг

Поколение постарше еще не забыло о том, каким был процесс стирки до появления в каждом доме автоматической помощницы. Тогда на плиту выставлялась большая емкость с кипятком, где «варилась» грязная одежда, а дальше либо часами все стирали вручную в ванной, либо в машинках открытого типа. Особо тяжелые пятна выдраивались на специальных рифленых досках. Отжималось белье также руками, и женской силой тут не всегда можно было обойтись.

Высушенная кожа рук, ноющая спина, сырость, клубы пара — это был обычный процесс стирки для рядовой советской семьи. Но все это организовывалось в определенные дни, да и белья было не так много, чего нельзя сказать о банно-прачечных отрядах на фронте. Стирка была ежедневной изматывающей пахотой. Разъеденная кожа, стертые в кровь пальцы, заработанный хронический артрит и регулярная простуда — все это было нормальным делом для прачек при фронте.

Летом работа шла проще, но зимой было невыносимо трудно. К сожалению, память людей слишком коротка для того, чтобы помнить о всех подвигах времен войны. Абсурд идеи о «ином» предназначении банно-прачечных отрядов очевиден. Эти женщины так же дошли до Берлина, пожертвовали собой и своей красотой, провели несколько лет в ежедневных ручных стирках гор белья, но их подвиг забыт. На эту тему не снято ни одного фильма, а ведь их будни были сродни рабскому труду.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/290118/37637/

Читайте также:  Устройство печки каменки для бани
Оцените статью
Про баню