Указ петра первого о бане
Банная реформа Петра 1 или почему народ стал мыться в печах.
Добрый день, дорогие любители пара! Не так давно я писал статью про мытье русских в печах. Далее узнал, что и в Европе была подобная практика. Большинство читателей не понимало, что заставляло людей, имеющих бани почти в каждом дворе, мыться в печах. Я начал более углубленно искать причины этого.
И нашел очень интересный исторический факт. Оказывается в нашей стране были банные реформы, и как показала история отнюдь не в пользу народа. Ввел их Петр 1 и направлены они были на пополнение опустевшей казны. Было это в 1704 году. Деньги нужны были стране для продолжения участия в Северной войне.
Видимо других способов пополнить бюджет правитель не нашел и решил это сделать за счет обычного народа. Сколько веков прошло, а ситуация не меняется… В трудные времена, деньги всегда требуют с простого народа.
Суть реформы.
Суть реформы была очень проста, следовало переписать все бани и ввести на них налог, который надо было оплачивать каждый год. Для богатых 3 рубля, для лиц победнее 1 рубль и с крестьян 15 копеек. Так же облагалось налогом и постройка новых бань, а те, кто строил бани без разрешения и уведомления, наказывались штрафом в 50 рублей. За сбор и штрафы отвечала канцелярия Меньшикова (приближенный советник Петра).
Но дело имело негативный ход. Многим людям было выгоднее сжечь свои бани (со сгоревших бань налог не взимался), чем платить постоянные налоги. Бедные люди стали мыться в печах. Пострадали и торговые бани (они же общественные). Ужесточалось строительство, и поднимались налоги, которые стали ежемесячными. Основной доход в таких банях уже шел не с помывки людей, а с продажи хмельных напитков и водок. Вот так баня из разряда оздоровительных процедур перешла в разряд развлекательных.
Правда, нужных сумм государство с этой банной реформы так и не увидело. И было вынуждено отметить введенные налоги. Но употребление алкоголя в бане видимо осталось на долго.
Другие статьи, которые долны быть Вам интересны:
Если Вы любите Баню!
Если Вы не видите жизни без Бани!
то обязательно подпишитесь на наш канал о Бане!
8 самых странных и необычных указов Петра I
Петр I прозван Великим не зря — этот царь-реформатор необыкновенно преобразил русское государство. Перечень его благих деяний можно продолжать долго: строительство Санкт-Петербурга, победа в Северной войне, Каспийский поход, строительство флота и многое другое. Царь-реформатор поражал современников своей кипучей энергией и широтой взглядов.
До наших дней дошло немало документов петровской эпохи, в том числе и распоряжения самого царя. Какие же указы правителя историки посчитали самыми удивительными?
Указы Петра I
О подчинённых. Пожалуй, самый известный и широко растиражированный указ Петра I «О придурковатом и лихом виде подчинённых». Историки, правда, сомневаются о том, что это действительно петровский, а не ошибочно приписываемый царю, указ.
О подошве. В 1715 году Пётр I запретил петербуржцам чинить подошву обуви гвоздями или железными скобами. На следующий день после объявления этого приказа ни один человек на улицу не вышел, ведь вся обувь горожан была подбита железом. Этот указ, кажущийся нам нелепым, на самом деле в то время таковым не являлся: тротуары были сделаны из дерева, поэтому легко портились от железа.
О банях. Одиннадцатью годами ранее царь обложил налогом все бани: пострадали и домашние, и общественные заведения. И этот указ был разумным — бани пользовались популярностью, поэтому могли хорошо пополнить казну. А в деньгах страна очень нуждалась, поскольку готовилась к северной войне.
О пуговицах. Как известно армейские реформы Петра I были очень радикальными. Царь не упускал не единой мелочи. Так, заботясь о внешнем виде бойцов, Пётр повелел пришивать на обшлаги мундиров пуговицы. Это было сделано совсем не для красоты: солдаты тех времен имели привычку вытирать краем рукава рот после еды, что приводило к неопрятному виду бойца, а пуговицы этому мешали.
Об устной речи. Этот указ царя совсем не понравился высшим сановникам: им запрещалось, выступая перед собранием, читать текст по бумажке и надлежало говорить только от себя. Как считал Пётр, таким образом «дурость каждого сразу видна».
О мусоре. Царь очень заботился и о чистоте столицы, поэтому повелел каждому горожанину закапывать мусор. Всё бы ничего, только закапывать его надо было за городом.
О пьяных во флоте. Проблема пьянства в те времена стояла остро, а особенно царю не нравилось, что вином слишком увлекаются матросы. На эту тему было выпущено множество указов, например, команде судна запрещалось посещать кабаки во время заграничных вояжей, дабы не позорить страну. Один указ был, правда, немного странным: если в чужой стране моряк всё-таки напился и упал, но при этом оказался лежащим головой по направлению к кораблю, его полагалось простить. Считалось, что нерадивый вояка «не дошел, но стремился».
О зубах. Этот указ Петра нам близок понятен. Те времена некоторые дамы по старой моде, существовавшей ещё со времён царя Алексея Михайловича, всё еще чернили зубы, что категорически не нравилось Петру I. Он повелел всё делать наоборот: не чернить, а отбеливать зубы.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить самое интересное!
Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/ukaz-petra-pervogo-o-bane/
Банная реформа Петра 1 или почему народ стал мыться в печах.
Добрый день, дорогие любители пара! Не так давно я писал статью про мытье русских в печах. Далее узнал, что и в Европе была подобная практика. Большинство читателей не понимало, что заставляло людей, имеющих бани почти в каждом дворе, мыться в печах. Я начал более углубленно искать причины этого.
И нашел очень интересный исторический факт. Оказывается в нашей стране были банные реформы, и как показала история отнюдь не в пользу народа. Ввел их Петр 1 и направлены они были на пополнение опустевшей казны. Было это в 1704 году. Деньги нужны были стране для продолжения участия в Северной войне.
Видимо других способов пополнить бюджет правитель не нашел и решил это сделать за счет обычного народа. Сколько веков прошло, а ситуация не меняется… В трудные времена, деньги всегда требуют с простого народа.
Суть реформы.
Суть реформы была очень проста, следовало переписать все бани и ввести на них налог, который надо было оплачивать каждый год. Для богатых 3 рубля, для лиц победнее 1 рубль и с крестьян 15 копеек. Так же облагалось налогом и постройка новых бань, а те, кто строил бани без разрешения и уведомления, наказывались штрафом в 50 рублей. За сбор и штрафы отвечала канцелярия Меньшикова (приближенный советник Петра).
Но дело имело негативный ход. Многим людям было выгоднее сжечь свои бани (со сгоревших бань налог не взимался), чем платить постоянные налоги. Бедные люди стали мыться в печах. Пострадали и торговые бани (они же общественные). Ужесточалось строительство, и поднимались налоги, которые стали ежемесячными. Основной доход в таких банях уже шел не с помывки людей, а с продажи хмельных напитков и водок. Вот так баня из разряда оздоровительных процедур перешла в разряд развлекательных.
Правда, нужных сумм государство с этой банной реформы так и не увидело. И было вынуждено отметить введенные налоги. Но употребление алкоголя в бане видимо осталось на долго.
Другие статьи, которые долны быть Вам интересны:
Если Вы любите Баню!
Если Вы не видите жизни без Бани!
то обязательно подпишитесь на наш канал о Бане!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/1banya/bannaia-reforma-petra-1-ili-pochemu-narod-stal-mytsia-v-pechah-5cf9126f7e0d5200ae51114a
Что говорил о бане петр 1
Слово баня в русских письменных источниках встречается с XI века. Другие названия: мыльня, мыленка, мовница.
Вот что сказано в X веке от имени посетившего в веке первом место будущего Киева апостола Андрея Первозванного в «Повести временных лет» про славянские бани:
«Диво видел я в Славянской земле на пути своём сюда (в Рим). Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись…
Почти слово-в-слово это сообщение внесено в Патриаршую (Никоновскую) летопись.
Стоглав сообщает, что:
Да во Пскове граде моются в банях мужи и жены, и чернцы и черницы в одном месте без зазору.
Общие бани назывались торговыми. Стоглав требует
По священным правилом не подобает в банях мужем с женами в одном месте мытися; такоже иноком и инокиням возбраниша и запретища в баню ходити.
Указы императриц Елизаветы в 1743 году и Екатерины II в 1783 году запрещали людям разного пола вместе мыться и париться в торговых банях.
По статистике, опубликованной академиком С. Г. Струмилиным, в 1920-е годы в СССР на помывку в бане каждый работник среднестатистической семьи (включая зарабатывающих и помогающих обоего пола) тратил в среднем 5,23 часа в месяц; в том числе в столицах (общественные бани) — 4,73 часа и в провинции (в основном личные бани) — 5,3 часа.
Традиционные русские бани (деревенские) делятся на:
* Бани, отапливаемые «по-чёрному», имеют открытый очаг, который прогревает не только камни, но и стены бани. Дым от очага выходит через дверь или отдушину в потолке. Обычно в ней есть каменка из валунов-окатышей и котёл для горячей воды. Протапливается дровами, предпочтительно лиственных пород (например, берёзовыми). При неправильной топке баня «горчит». Древесина внутри бани сильно коптится, в результате стены бани — тёмного цвета, но это также служит целям дезинфекции помещения бани. Перед пользованием необходимо проветрить от дыма и вымыть от копоти полок. О полезном дыме в бане «по-черному».
* Бани, отапливаемые «по-белому», бывают различных конструкций. В такой бане обязательно имеется каменная, кирпичная или металлическая печь с баком для нагревания воды. Такая баня требует для натапливания больше дров, однако намного проще и приятнее в эксплуатации. Такую конструкцию имеют и современные индивидуальные бани.
* Баня внутри русской печи. Печь протапливается, в чугунах нагревается вода. После топки с пода печи убирается зола и насыпается солома. Жар сгребается в угол печи. После этого можно мыться, забравшись в печь и даже осторожно париться веником, чтобы не натаскать на себя сажи. Вероятно, отсюда происходит украинское название бани — «ла́зня». Современным аналогом такой бани, являются парилки разработанные русским ученым В. В. Масловым.
Отрывки из книги «РУССКИЙ ПАР» (очерки о русском банном искусстве) Георгия Борисовича Добровольского — автора оздоровительной программы «Русский пар».
Какою же должна быть парная камера русской бани? Прежде все-го, она должна отвечать двум основным требованиям — иметь минимальный объем и обеспечивать при этом максимальный комфорт пользующихся ею людей. Первое требование обусловлено необходимостью хорошего управления ее главными технологическими параметрами — температурой, влажностью и качественным составом паровоздушной среды. Второе — возможностью париться на полке, в положении лежа и легко осуществлять возможные банные процедуры, с помощью штатного массажиста или взаимно ухаживая друг за другом.
«Всякое дело мера красит», а мерой архитектурного пространства парильной камеры является тело человека. Она должна нам так же подходить по размеру как обувь и одежда, стул и кровать и положительно восприниматься всей пятерицей наших органов чувств. На протяжении многих лет нами накапливался опыт строительства парильных камер, варьировались их конструкция и внутреннее обустройство, испытывались различные конструкции калильных печей. В конечном счете, мы остановились на четырехместной камере, могущей удовлетворить как нам представляется запросы самых взыскательных парильщиков как на личной усадьбе, так и в респектабельных оздоровительных комплексах общественного назначения. Если же нет необходимости в такой камере, ее легко уменьшить вдвое и тогда в ней сможет одновременно париться два человека.
Пословицы и поговорки о бане
* Баня — мать вторая!
* Тело парит, здоровье дарит!
* Баня парит, баня правит.
* Пристал, как банный лист.
* В бане шайками закидают.
* Кто про что, а вшивый — про баню.
* В баню ходить — тело мыть, а не водку пить.
* Баню приготовить — что музыкальный инструмент настроить!
* В который день паришься, в тот день не старишься.
* Вылечился Ваня — помогла ему баня.
* Баня без пара — что щи без навара.
* В бане кости распаришь — тело исправишь.
* В бане веник дороже денег.
* В бане веник — всем начальник.
* Баня любую болезнь из тела гонит.
* После бани последние портянки продай, но пива выпей.
* В бане помылся — заново родился.
Люди издавна знали о пользе бани. Это связано как с самим процессом очистки тела, так и с тем, что купание в бане действительно обладает полезным, с медицинской точки зрения эффектом (из-за особенностей строения кожи человека, которая снабжена сальными и потовыми железами). Воздействие пара и горячей воды, обильное потоотделение появляющееся в процессе «парки» стимулируют работу выделительной системы кожи и тем самым помогают организму избавиться от токсинов и растворенных шлаков. В связи с этим у разных народов мира существуют свой этикет при посещении бани. Например, в Древней Греции в баню ходили через день, в сопровождении рабов, которые несли с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки; горячую ванну принимали в круглом чане; после чего следовали омовения в холодной воде.
По народным поверьям, в бане живет банник — дух бани.
Перед свадьбой в деревнях была традиция совместно париться невесте и матери жениха (и, возможно, совместно с другими старшими женщинами семьи жениха). Та смотрела, насколько здорова будущая невестка. В одной книге упоминается отзыв будущей свекрови: «В кости широка. Такая и троих родит — не крякнет!» В сельской местности, при наличии топки изб по-чёрному, баня являлась наиболее стерильным и подходящим местом для домашних родов — а других в то время и не было! Из народного фольклора известно, что после ссоры «супругам лучше всего мириться в бане».
Тема бани и всего, что с ней связано, получила широкое распространение в произведениях искусства:
* Тема бани широко отражена в фольклоре, в анекдотах и частушках. В частности, в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием (Афанасьев, 207), либо с похищением некоего жизненно важного для него атрибута (Афанасьев, 187). Довольно часто мотив омовения в бане сопряжён в русских сказках с мотивом изжаривания и последующего съедения героя его антагонистом (Змеем Горынычем, Бабой-Ягой, колдуном и т. д.): ср.Афанасьев, 202—205. Связь данных мотивов, вероятно, восходит к народной практике париться в русской печи, либо к ритуальному омовению жертвы при жертвоприношении.
* Лубочная картинка «Серебряницкие общие торговые бани». Редкий сюжет. Встречался в конце XVIII века.
* Одна из самых известных песен Владимира Высоцкого так и называется — «Банька» («Протопи ты мне баньку, хозяюшка…»).
* Стихотворение Самуила Маршака о бане положено на музыку бардом Александром Сухановым.
* Многие произведения в исполнении Михаила Евдокимова связаны с баней.
* Баня присутствует как важное место действия в цикле фильмов Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки», «Особенности национальной охоты в зимний период».
* Эпизод в бане, где Евгений Лукашин со своими друзьями распивает спиртные напитки, служит завязкой сюжета в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».
У каждого народа имеются свои традиции в строительстве бань и в пользовании ими.
По описанию древнегреческого историка Геродота, бани скифских племён напоминали юрты. Связанные верхними концами наклонные жерди обтягивали шерстяным войлоком. Посередине ставили котёл с водой и в него бросали раскалённые камни.
Некоторые индейские племена Америки до наших дней пользуются баней, которая представляет собой конусообразный низкий шалаш, внутри которого земля углублена, а в середине имеется ямка для нагретых камней. Камни нагревают на костре, затем их сгребают в ямку в шалаше и брызгают на них водой. Такой способ получил широкое распространение среди туристов и людей, работающих в экспедициях (геологов, строителей и т. п.).
Считается, что комфортабельные бани строили в странах Древнего Востока — Индии, Китае, Египте. В Китае XVII в. были «мылни торговыя каменныя с теплыми водами, и в них лекари». Учёные утверждают, что в Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами.
В начале XII века Абу Хамид Аль-Газали дотошно описал правила поведения мусульманина в общественной бане.
Сохранились сообщение Ибн Джубайра от XII века о банях в арабском мире: «Забота султана об этих прибывших (для обучения в медресе Александрии) иноземцах простирается до того, что он приказал соорудить бани, чтобы они могли мыться всегда, когда им понадобится, и основал больницу для лечения тех из них, кто болен… В этом благословенном городе (Мекке) две бани… И каждый из них (17 кварталов Багдада) имеет две-три бани… В этом городе (Дамаске) и его пригородах находится почти сто бань, а в них около сорока помещений для омовения; все они снабжаются проточной водой».
В Европе городские бани использовались не только по прямому назначению: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен» – писал Джованни Бокаччо.
О банях на Руси конца XVI века упоминал Джильс Флетчер: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».
В XVII веке Чарльз Карлейль заметил: «Нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней»
Что касается бань – писал Ибн Джубайр в XII веке – то число их несметно. Один из шейхов города (Багдада) говорил нам, что их там, как в западной, так и в восточной частях, — около двух тысяч»
Описания русской банной практики оставили И.-Г. Корб, С. Коллинз, С. Немоевский
Термы — античные бани в классической Греции — при больших домах и гимнасиях; в период эллинизма ими пользовалось всё население города. В Древнем Риме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни.
Первые термы выстроил в Риме Агриппа (25-19 гг. до н. э.), завещавший их в бесплатное пользование римскому населению. Рядом с ними на Марсовом Поле построил свои термы Нерон (впоследствии они были отремонтированы Александром Севером, почему иногда и называются Александровыми). Недалеко от Неронова Золотого дома находятся термы Тита; к северо-востоку от них, почти рядом, были термы Траяна (104—109 гг.), где в царствование этого императора мылись женщины. Позднее воздвигнуты были термы Каракаллы, официально именуемые Антониновыми; они находились около Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Между Квириналом и Виминалом лежали термы Диоклетиана (298—306 гг.), занимавшие 13 га. Фригидарий их Микеланджело превратил в церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, существующую и поныне. Здесь же располагается Национальный музей Рима. Термы строились и на территории римских провинций, например императорские термы в Трире.
Внутри императорские термы были выполнены из мрамора, украшены мозаикой, скульптурами и мраморными колоннами, окна и двери были из бронзы. В термах находились следующие помещения: одежду оставляли в раздевалке (apodyterium), затем посетитель мог заняться спортом или смазать тело маслами. Банная «программа» начиналась с купания в холодной воде во frigidarium, затем в чуть теплой воде в tepidarium, и потом в caldarium, с теплой водой.
Римские архитекторы разработали эффективную систему центрального отопления с подогревом пола и стен — гипокауст (hypocaustum). В термах с помощью печи (praefurnium) нагревались вода и воздух, которые затем циркулировали под полом и в полостях стен. При этом использовались двойные покрытия, чтобы пол не был очень горячим. Верхнее покрытие состояло из больших кирпичей, слоя битой глины и основного покрытия. Все это держалось на небольших кирпичных опорах (pilae), которые сразу размещали в шахматном порядке. В стены были встроены прямоугольные кирпичи, внутри полые (tubuli), которые крепились металлическими скобами. Внутри стены терм были украшены мрамором или оштукатурены.
* Палестра — место для физических упражнений
* Аподитерий — комната для раздевания в римских банях, предбанник
* Тепидарий — теплое помещение
* Кальдарий — самое горячее помещение
* Гипокауст — отопительная система, находилась под кальдарием
* Лаконик (судаториум, гипокауст) — помещение, где прогревались сухим воздухом, с большим, но мелким бассейном для омовения
* Лабрум — бассейн в лаконике
* Пропнигий — парильня
* Фригидарий — прохладная комната с бассейнами
* Айлептерий — специальное помещение, где производились массаж и умащивание тела маслами.
Источник статьи: http://vk.com/topic-18577809_24006945