Что должно быть в муниципальных банях

Северный дачник — Новости, Каталог, Консультации

Новые санитарные требования к баням и саунам

Новые санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы общественных бань и саун утвердил Роспотребнадзор. Они вступают в силу со 2 июня.

Отныне бани и сауны запрещено открывать в многоквартирных жилых домах, включая подвальные и цокольные помещения. Они теперь могут находиться только в отдельно стоящих зданиях. Микробам, грибкам и инфекциям тоже решено объявить бой.

В помещениях должны поддерживаться строгие параметры микроклимата: в раздевалке температура воздуха 25-28 градусов, в мыльной — не ниже 25 градусов. А уборка в банях должна производиться в течение всего рабочего дня. Причем раз в неделю — генеральная и с дезинфекцией. Не реже раза в год будет чиститься и дезинфицироваться система вентиляции. В раздевалках и мыльных для сбора использованного белья и банных принадлежностей должны устанавливаться емкости с крышками. При этом санитарные врачи не возражают, если при банях появятся не только салоны красоты для маникюра и педикюра, массажа, парикмахерских и косметических услуг, но и прачечные, бары, кафе, рестораны, магазины. И даже бассейны — при условии соблюдения требований санитарного законодательства.

Новые правила обязывают владельцев бань и саун поменять мебель — мягким диванам и креслам там не место. Отделочные материалы, ванны, тазы также должны быть выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и обработке дезинфицирующими составами. Количество тазов тоже подсчитано. На одно место в мыльной должно быть два таза — для ног и для тела. Тазы для мытья ног обязательно должны иметь маркировку «Для ног». Установлены нормы по кранам с водой и душевыми со смесителями из расчета один кран и одна душевая не более чем на 8 человек.

Читайте также:  Проект дома с баней продаю

Банщики и другие работники помывочных должны не только не реже раза в два года обследоваться и иметь личные медицинские книжки со сведениями перенесенных инфекционных заболеваниях, но и проходить профаттестацию. Как говорят участники отрасли, большинство из этих норм и сейчас соблюдается. Но с регистрацией ведомственного приказа в минюсте обрели статус обязательного исполнения и контроля. Отраслевики отмечают: нововведения приведут к тому, что владельцам множества «пикантных» саун, которые сейчас работают в подвальных помещениях жилых домов, придется поменять прописку или название.

Кстати, новые бани должны теперь проектироваться, строиться или реконструироваться по гигиеническому принципу поточности — это когда гости передвигаются в строгой последовательности — гардероб, раздевальная, мыльная, парильная. Санузлы размещаются при раздевальных. К баням в старых зданиях у проверяющих претензий в этом плане не будет — их разрешили эксплуатировать в соответствии с проектом, по которому они и были построены.

Текст документа

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 декабря 2013 г. N 70 г. Москва
«Об утверждении СанПиН 2.1.2. 3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун»»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 мая 2014 г.

Регистрационный N 32244

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч.1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч.1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч.1), ст. 5498; 2007 N 1 (ч. 1), ст. 21; N 1 (ч. 1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40 ст.4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч.1), ст.4563; N 30 (ч. 1), ст. 4590; N 30 (ч. 1), ст.4591; N 30 (ч. 1), ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. 1), ст. 4079; N 48, ст. 6165) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2. 3150-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун» (приложение).

Врио Главного государственного санитарного врача

Приложение

Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.3150-13

I. Область применения и общие положения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех видов общественных бань и саун (далее — бани).

1.2. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил.

Ранее построенные здания бань эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

1.3. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора1.

II. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению и устройству бань

2.1. Бани должны размещаться в отдельно стоящих зданиях. Не допускается оборудование бань в многоквартирных жилых домах.

2.2. При проектировании, строительстве и реконструкции бань внутренняя планировка основных помещений должна соответствовать гигиеническому принципу поточности, предусматривающему возможность последовательного продвижения посетителей по схеме: гардероб, раздевальная, мыльная, парильная. Санузлы размещаются при раздевальных.

2.3. В банях допускается размещать: помещения для оказания услуг — маникюра и педикюра, массажа, парикмахерских и косметических услуг; прачечные; объекты общественного питания, розничной торговли, бассейны — при условии соблюдения требований санитарного законодательства к их размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации.

2.4. Здания бань оборудуются системами горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции. Для достижения оптимальных параметров микроклимата допускается устройство систем кондиционирования.

2.5. Очистка и дезинфекция систем приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением должна производиться не реже 1 раза в год.

2.6. При отсутствии централизованной системы канализации здания бань оборудуются локальными очистными сооружениями.

2.7. Системы водоснабжения бань должны обеспечивать бесперебойную подачу холодной и горячей воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и горячего водоснабжения.

2.8. Освещение помещений бань должно соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

III. Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию, содержанию и режиму работы бань

3.1. Для отделки помещений бань используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств.

3.2. Мебель, устанавливаемая в помещениях бань, должна иметь гладкие поверхности, доступные для влажной уборки и устойчивые к обработке дезинфицирующими средствами.

3.3. Раздевальные должны быть обеспечены отдельными сидениями и вешалками для одежды каждого посетителя.

3.4. Мыльные оборудуются скамьями, изготовленными из материалов, устойчивых к воздействию влаги и дезинфицирующих средств.

Мыльные оборудуются водоразборными кранами и душевыми со смесителями из расчета один кран и одна душевая не более чем на 8 человек. В мыльной рекомендуется предусмотреть отдельный кран с подводкой горячей и холодной воды для мытья стен, оборудования и полов.

3.5. Ванны и тазы, предназначенные для мытья, должны быть выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и обработке дезинфицирующими средствами. Количество тазов принимается из расчета не менее двух тазов на одно помывочное место. Тазы, предназначенные для мытья ног, должны иметь маркировку «Для ног».

3.6. Парильные оборудуются полками или сидениями. Отделка парильной проводится материалами, безопасными для человека.

3.7. Комната обслуживающего персонала оборудуется индивидуальными шкафчиками для раздельного хранения личной одежды и спецодежды работников бани.

3.8. В помещениях бань должны поддерживаться следующие параметры микроклимата: в раздевальной — температура воздуха 25 — 28 С, в мыльной — не ниже 25 С.

3.9. Для хранения чистого и использованного белья должны быть выделены раздельные помещения (далее — бельевые).

3.10. Бельевые для хранения чистого белья должны быть оборудованы закрытыми шкафами или стеллажами на высоте не менее 30 см от пола, имеющими покрытие, допускающее проведение влажной уборки и дезинфекции.

3.11. Бельевые для хранения использованного белья должны быть оборудованы стеллажами на высоте не менее 30 см от пола, имеющими покрытие, допускающее проведение влажной уборки и дезинфекции.

При хранении использованного белья более суток должна быть предусмотрена возможность для сушки использованного белья.

3.12. В раздевальных и мыльных для сбора использованного белья, веников, банных принадлежностей должны устанавливаться емкости с крышками.

3.13. Бани обеспечиваются уборочным инвентарем, который должен быть промаркирован и использоваться в соответствии с маркировкой в зависимости от назначения помещений (туалет, входная группа помещений, мыльно-парильное отделение, раздевальная), храниться в специально отведенных помещениях или в отдельном шкафу.

3.14. На протяжении рабочего дня в помещениях бани должна проводиться текущая уборка: мытье полов, скамей в раздевальных, а также мытье пола, скамей из шланга в помещениях мыльных и парильных. В конце рабочего дня в отсутствии посетителей в бане производится уборка всех помещений с применением дезинфицирующих средств.

3.15. Один раз в неделю выделяется день для проведения генеральной уборки. Во время проведения генеральной уборки поверхности полов, стен во всех помещениях, а также скамьи в раздевальных, мыльных и парильных моются с применением дезинфицирующих средств.

Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на стенах и потолках, трещин, щелей и другое) осуществляется во время проведения генеральной уборки.

3.16. Дератизация и дезинсекция проводятся не реже одного раза в месяц.

3.17. Отходы, образующиеся в результате деятельности бань, подлежат сбору и удалению.

3.18. Работники бань должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в установленном порядке2; аттестацию на знание настоящих санитарных правил не реже 1 раза в 2 года.

Работники бань должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям3.

Каждый работник бани должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.

3.19. Работники бань должны быть обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Должна быть организована стирка спецодежды.

1Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999)

2Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21.10.2011, регистрационный N 22111, с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 15.05.2013 N 296н, зарегистрированным Минюстом России 03.07.2013 N 28970).

3Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (зарегистрирован Минюстом России 25.04.2014, регистрационный N 32115).

Источник статьи: http://sotok.net/poleznye-stati/1-news-text/4991-novye-sanitarnye-trebovaniya-k-banyam-i-saunam.html

О организации работы муниципальной бани городского поселения.

В нашем городском поселении есть муниципальная городская баня. Её главные функции сейчас-оздоровительная, отдых. Чиновники наши в администрации называют все это «досуг».. Директор МУП «Водоканал» делает всё, чтобы минимизировать посещения бани: поднимает цены (сейчас за билет платим 320 руб, а лет 5 назад было 150..), уменьшает число рабочих дней бани, выполнен ремонт, который сделал баню хуже, чем была по почти всем параметрам (но в пределах СНИП). Похоже, он хочет минимизировать число посетителей бани, чтобы потом её прикрыть. В баню ходят люди разных возрастов, пожилых людей приходит немало. В городе нашем есть ещё частные баньки, но там ещё дороже. И больше нет учреждений, организаций. В которых предлагали и людям профилактические, оздоровительные процедуры, занятия, услуги. А в городе высокий уровень заболеваний раком. Подскажите, пожалуйста. Что нам делать, чтобы у нас не отнимали возможности поддерживать свое здоровье, здоровье своих близких? Как можно использовать для этого ФЗ-131? Есть-ли ещё что-то, кроме ФЗ-131, в котором излагают только «вопросы», которыми должны заниматься наши администрации, но нет их обязанностей, нет их ответственности? Администрация ухудшает условия для поддержания здоровья своих граждан, фактически выполняет действия, которые уменьшают время жизни граждан. Не ужели нет закона,, запрещающего это делать? Спасибо!

Вилегодскийрайонный суд Архангельской области 13 марта 2017 года принял положительное решение по аналогичному вопросу и обязал Администрацию МО «Урдомское» в срок до 01 сентября 2017 года создать на территории муниципального образования «Урдомское» условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения жителей поселения необходимым количеством банных мест.

Иск предъявлен прокуратурой в защиту общественных интересов. Ниже выдержка из судебного решения, которой Вы можете воспользоваться:

Как установлено в судебном заседании, в поселке Урдома Ленского района Архангельской области расположено 65 многоквартирных домов, в которых отсутствует централизованное водоснабжение, в том числе горячее водоснабжение, численность населения 4361 человек. Общественная баня в поселке отсутствует.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии с общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 №163, услуги бань и душевых отнесены к бытовым услугам.

Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78 приняты Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820 утверждена и введена в действие с 20.05.2011 актуализированная редакция настоящего документа (СП 42.13330.2011). Пунктом 6.26 СП 42.13330.2011 для поселков установлено наличие бани из расчета 5 помывочных мест на 1 тысячу жителей; в поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, нормы расчета вместимости бань и банно-оздоровительных комплексов на 1 тысячу человек допускается уменьшать до 3 мест.

Согласно ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Отсутствие в п. Урдома общественной бани свидетельствует о том, что администрацией МО «Урдомское» не принимаются меры к организации бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани, что влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья (ст. 41), санитарно-эпидемиологического благополучие, права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности.

По смыслу положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья представляет собой систему различных мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого человека.

При этом одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.

Неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения, безусловно, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания.

Учитывая полномочия органа местного самоуправления поселения, предусмотренные Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части создания условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора Ленского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования « Урдомское» о возложении обязанности создать на территории муниципального образования условия для бытового обслуживания населения.

При этом срок исполнения вышеуказанной обязанности до 01.09.2017 ответчиком не оспаривается, поэтому суд полагает возможным согласиться с указанным сроком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Иск прокурора Ленского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Урдомское» о возложении обязанности создать на территории муниципального образования условия для бытового обслуживания населения удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Урдомское» в срок до 01 сентября 2017 года создать на территории муниципального образования «Урдомское» условия для бытового обслуживания населения в части предоставления услуг бани путем обеспечения жителей поселения необходимым количеством банных мест.

Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/17682287/

Оцените статью
Про баню