Символы преступной жизни: татуировки заключенных в тюрьмах России
Опубликовано 12.12.2018 · Обновлено 25.02.2020
Это говорящая тату-история жизни, посвященной кровопролитию, насилию и внегласному моральному кодексу преступного мира России.
ЗК-тату – карта жизни
Различные тюрьмы имели разные тату-стили, чтобы показать маршрут бандита через систему тюрем. Существуют также различные татуировки, которые означают рейтинг носителей в воровской иерархии, подробно описывающие все его достижения и неудачи, его поощрения и понижения, его «прикомандирование» в тюрьму и его «передачи» на различные виды «работ».
Наказание за получение татуировки, которую человек не заработал, могло быть очень серьезным. В лучшем случае наколку удаляли наждачной бумагой, стеклом, кирпичом или бритвой. Если зек отказывался это сделать, его могли изнасиловать или убить. Иногда же татуировки делались принудительно, в качестве метода наказания, например, за карточный проигрыш или чтобы понизить статус заключённого.
Мужчины на фото – члены банды, севшие за различные преступления, включая наркотики, кражи, рэкет и убийство.
Надпись у мужчины слева на обоих руках гласит: «Живу грешно — Умру смешно». Образы демонов и монстров направлены на то, чтобы запугать других заключенных и придать авторитетность носителю в пределах его круга. Немецкий шрифт под шеей у человека посередине и текст: «Бог с нами»; на левой руке: «Поторопись жить». Парусник на предплечье означает страсть к свободе и то, что носитель – потенциальный беглец. Осужденный справа имеет татуировку на плече: «Храни любовь»; на предплечье: «КРАБ»: Клянусь Резать Активистов и Бл*дей (я клянусь убивать активистов и блудниц). Роза на плече означает, что носителю исполнилось восемнадцать лет в тюрьме.
Значения ЗК тату
В отличие от пёстрой коллекции бессмысленных рисунков, каждая зк-татуировка имеет собственный смысл, и тот, кто его знает, может читать тюремные татуировки как биографическую справку о прошлом.
Уникальные фотографии преступников были сделаны в начале 1990-х годов фотографом Сергеем Васильевым после того, как он получил доступ в некоторые из самых строгих тюрем России на пике банд-войн, последовавших за распадом Советского Союза.
Властный вор «в законе». Тату на грудине – это портретная татуировка любимого человека. Текст в облаках слева и справа гласит: «Моя потерянная молодость», «Дайте мне свободу / я стану более честным»
Кинжал в шее означает, что хозяин татуировки убил и снова убьет за правильную цену, а количество капель крови на лезвии означает количество убийств, которые он совершил.
Эта фотография была сделана в кабинете Специального коменданта незадолго до окончания приговора осужденного. Ревущий тигр с оскалом на плече является символом агрессии вора, что распространено среди заключенных, которые враждебно относятся к властям.
Кинжал через шею показывает, что заключенный совершил убийство в тюрьме и что он склонен для дальнейших убийств. Колокола на ногах указывают, что он отсидел свое время полностью («от звонка до звонка»), наручники на лодыжках означают, что приговоры составляли более пяти лет. Звезда на коленках зк означает, что он отказывается встать на колени перед полицией.
Количество колючек на колючей проволоке означает годы в заключении. Сломанный наручник в тату говорит о том, что владелец татуировки вырвался из тюрьмы.
Татуировки на веках особенно уважали, потому что их делали, вставляя металлическую ложку под веко, чтобы «игла» не проникала в глаз.
Заключенный в татуировках демонстрирует свой гнев и горечь в отношении коммунистической власти; татуировки на лице означают, что он никогда не ожидает свободы.
Этот заключенный был осужден за преступления, связанные с наркотиками. Надпись по-немецки «Gott mit uns» гласит «Бог с нами» – лозунг как Российской империи, так и Третьего Рейха. Нацистский Железный Крест выражает: «Меня никто не заботит».
Эполет и паук на плечах обозначают высокопоставленного преступника. Текст, набитый через грудь гласит: «Господи, прости меня за слезы моей матери».
Тату-надпись этого заключённого гласит: «Пока дышу – надеюсь». Человек в тюрбанах, сжимающий нож во рту, указывает на склонность к жестокости, садизму и негативное отношение к активистам – заключенным, которые открыто сотрудничают с тюремными властями.
Татуировки высокопоставленного, авторитетного вора.
В начале 1950-х годов в воровской среде стало привычным татуировать точки или маленькие кресты на суставах. Тюрьма – дом этого вора, где он имеет высшее звание в социальной иерархии воров.
Тюремные татуировки этого человека показывают, что он был единственным несовершеннолетним заключенным в кругу воров, а также является «анти-социальным»: заядлым нарушителем тюремного режима, который полностью отказывается работать.
Татуировки этого осужденного были сделаны в лагерях Урала, где художники производили работу исключительного качества. Преступники часто пытались перевестись туда, чтобы получить качественные наколки.
Кованев утверждал, что был невиновен в этом преступлении. Каждая часть его тела была покрыта татуировками, многие его собственного дизайна. Глаза на животе означают, что он был гомосексуалистом (пенис – «нос» лица). В колонии Михаил стал наркоманом и впоследствии был убит.
Эполет, татуированный на плече, звёзды и религиозные татуировки на груди обозначают высокий уровень вора. Череп в центре эполета может быть расшифрован как: «Я не являюсь и никогда не буду рабом, никто не может заставить меня работать».
1992. Строгое исправительное колоние № 6 Челябинской области
Татуировка на плече паук в паутине может иметь разные значения: если паук поднимается по паутине, носитель татуировки полностью вовлечен в преступную жизнь, если спускается вниз, значит человек пытается покинуть преступный образ жизни.
Деймон Мюррей, издатель серии из трех книг под названием «Русская криминальная тату-энциклопедия», сказал: «Татуировки жестокого мира сами по себе обладали огромной честностью, они были важнее всего для преступника».
Источник статьи: http://foto-tattoo.ru/tatu-zk-ussr-vasiliev/
Символика татуировок, как признак отклоняющегося поведения
При комплексной оценке психического статуса личности обследуемого представляется необходимым (полезным) обращать внимание на наличие на теле татуировок. Далее по возможности нужно распознать символику найденное татуировки. В течении обследования могут быть выявлены специфические татуировки, имеющие диагностическое значение (у лиц с пристрастием к наркотикам и алкоголю, с пассивным гомосексуальным поведением, склонных к сексуальной агрессии и так далее).
Под татуировкой (стойкой экзогенной пигментацией) понимается сознательное искусственное нарушение целостности кожных покровов с помощью колюще-режущих инструментов с последующим введением в раневую поверхность красящих веществ с целью получения стойких, не исчезающих изображений, безразлично состоит ли этот рисунок из изображения какого-либо орнамента, предмета или слов, букв, цифр, точек.
Различают следующие группы татуировок:
- демонстративно-протестного содержания;
- агрессивно-угрожающего содержания;
- религиозного содержания;
- декоративно-украшающего характера;
- сексуальных девиаций и извращений;
- статус в местах заключения;
- гедонистическая направленность.
Татуированный символ, рисунок и т. д. – это материальный, чувственно воспринимаемый знак, условно отсылающий к обозначаемому предмету, образу, явлению, которые должны восприниматься непосредственно теми, для кого они предназначены. Татуировка служит для невербальной (бессловесной) передачи помыслов индивида, его социальных установок и ценностных ориентаций.
Аутотатуирование (самотатуировка) наблюдается редко. Как правило, примитивные татуировки большей частью встречаются на левой половине тела (если человек правша), более качественные сделанные кем-то на правой. Обычно делать татуировку представляют другим лицам, которые это умеют делать и которым за это платят.
В настоящее время все имеющиеся татуировки можно разделить на следующие виды:
- Попытка примитивного самоутверждения личности и ее ценностные ориентации;
- Связанные с определенным занятием или событием, индивидуально-значимым для субъекта (служба в армии, на флоте, место рождения, любовь и т. д. );
- Связанные с уголовным прошлым или желанием подражать данной группе.
Данные виды могут переплетаться между собой некоторой степени характеризовать этапы развития личности.
Примеры примитивного самоутверждения отмечаются еще в доподростковом периоде. Нанесение инициалов либо собственных, либо того лица, к которому данный субъект испытывает привязанность или симпатию, чаще инициалы или имя нравящейся девушки. Также часто встречается изображение на пальцах кисти своего года рождения, с характерным вопросом вместо последней цифры. Реже встречаются цифровые изображения, характеризующие не только определенное время, но и являющиеся криптограммой имени и фамилии -«96» (Александр Иванов).
Татуировки, связанные со значимыми событиями в жизни субъекта, носят отражение характерных атрибутов, присущих данной профессии или местности, как правило, внизу идет подпись под графическим изображением (парашют символизирует «ВДВ», горы – «Кавказ», якорь – «Одесса»).
Говоря о специфической искусственной дерматографии у наркоманов, в целом нужно сказать, что почти у всех наркоманов и токсикоманов отмечается нарушение поведения. Этому способствуют сложные внутрисемейные отношения, отсутствие опеки со стороны родителей и формирования интересов у ребенка, что приводит к нарушению правильного физического и психического развития.
Тяжелые последствия этого в виде асоциального поведения неизбежны: уклонение от учебы, нежелание работать, драчливость, мелкое воровство, побеги из дома, бродяжничество, а также случаи правонарушений. Наркомании и токсикомании развиваются прежде всего у лиц с неустойчивой психикой, с явлениями психопатии, у инфантильных личностей. Немаловажную роль играют социально-психологические факторы: влияние компаний, любопытство, личная недисциплинированность, неблагоприятная семейная обстановка, личные переживания. Наркоманы активно ищут единомышленников, объединяются в группы, образуя целую систему взаимоотношений, связей контактов.
Отсюда и символика татуировок и их расположение могут достаточно убедительно свидетельствовать в пользу длительного пристрастия к наркотикам, идентификации носителя татуировки с определенной антисоциальной группой, говорить о выборе предпочитаемого наркотика, месте и способе введения, испытываемых (желаемых) ощущениях. Кроме того, эти сюжеты являются своего рода опознавательным знаком (уголовный жаргон – «предъявить портачку»), позволяющим вступать в контакты для приобретения наркотиков.
Как правило, изображение имеет 2 элемента (осевой и дополнительный), например:
мак – варианты: мак со змеей, гномом, колючей проволокой, со слезой;
шприц – варианты: шприц с картами, бутылкой, женскими фигурами, колючей проволокой, бабочкой.
К категории общих символов употребления наркотических веществ относятся изображение черепа, пронзенного кинжалом или шприцом, а также черепа с выползающей из глазницы змеей, подпись Л. О. Н. (люблю общество наркоманов) и т. д.
Разнообразные изображения цветка или коробочки мака с употреблением опиатов (маковая соломка, «кокнар»). Среди них нередки следующие сюжеты: цветок мака, обвитый змеей; мак, стебель которого представлен инъекционной иглой; цветок мака, обвитый колючей проволокой, головки мака с вытекающей каплей сока. Сюда же относятся изображения гнома или старушки, которые держат в руках цветы или головки мака, 9. 9. 9. – наиболее чистый химический опиат.
Изображение пожилого человека можно трактовать как изображение лица, которое выращивает опийный мак на продажу.
У лиц, употребляющих гашиш (анашу) встречается иная символика: изображение полумесяца в сочетании с тремя четырехконечными звездочками («фирменный» знак фабричного пакистанского гашиша); профиль луны, с ладонью, приставленной к носу или знаком «зоны», многофигурных композиций на «восточные» темы: мужчина, курящий кальян в окружении танцовщиц; джин, вылетающий из кувшина. У этих же субъектов наблюдается также изображение пауков, сидящих на паутине; на пальцах рук перстни с «камнями» в виде пауков и черных крестов. Изображение пауков, сидящих на паутине, говорит о глубине пристрастия к наркотику («завяз», «запутался»).
Подобные татуировки могут встречаться воров-«щипачей» означают верткость, ловкость, изворотливость. Изображение паука, тело которого представлено черепом, означает убийство из корыстных целей («гребет все под себя»). Изображение паука на ладони достаточно редкое и означает, что его носитель употребляет папиросы с анашой (паук шевелит лапами и собирает крошки «женатого» табака при забивке папиросы). К редким татуировкам можно отнести те, которые встречаются у наркоманов за рубежом 13 – число марихуаны, статуя свободы, вместо факела держит шприц.
Злоупотребления лекарственными препаратами находит свое отражение в изображении «перстня», «камень» которого представлен светлым кругом, разделенным на три сектора, или полумесяц с буквой «Н» – «таблетка ноксирона». Общее употребление лекарственных препаратов – перстень с камнем в виде белого креста. Возможно объяснение: 1) белый цвет чаще всего ассоциируется с медициной; 2) наиболее частый цвет таблетируемых препаратов.
Предпочитаемый способ введения наркотического препарата, как правило, связан с изображением шприца, который может сочетаться с женскими фигурами, колючей проволокой, с крыльями бабочки (наркотические анальгетики – промедол, омнопон, фентанил, морфий, коктейль «Джефф» и эфедрин). Сюда же относятся изображения инъекционных игл, направленных в вену, изображения кружка со стрелкой («шахта», «колодец» – уголовный жаргон) в верхней части сгибательной поверхности предплечья, несколько точек по ходу вены для введения наркотической смеси без наложения жгута (трасса).
Отражением желаемого состояния при наркотической интоксикации являются сюжеты, связанные с изображением шприца с крыльями бабочки (легкость, эйфория), джина, покидающего кувшин (Дух, вырвавшийся на волю).
Наиболее часто татуировки наносятся на кисть, предплечье, грудь, бедро, реже – шея, ладонь, межпальцевые промежутки. Татуировки нанесенные в области локтевых сгибателей могут быть представлены не только рисунком, но и надписями, и часто имеют функциональную направленность – скрывать следы инъекции.
Алкогольные татуировки встречаются несколько реже. Чаще всего стержневым компонентом рисунка является бутылка в сочетании с другими аксессуарами «вольной жизни» и надписью «Вот что нас губит». Также можно встретить изображение черта, сидящего на лунном серпе с бутылкой или рюмкой и надписью «А мы и на луне не пропадем», еще реже встречается подпись «эспераль» и год имплантации.
Существует большое количество надписей сделанных в виде криптограмм. Одни отражают какое-либо понятие в традиционном его понимании, другие имеют «бессмысленный» набор букв. Можно разделить аббревиатуру на 2 большие группы:
- Семантическая символика (флора и фауна, религиозные, имена нарицательные, статус, пространственно-географические, негативные, смешанная);
- Простая знаковая (буквенная, знаковая, цифры).
Как правило, обследуемый дает объяснение, что название животного (барс, лев, слон, кот и т. д. ) сделано из желания походить на него и обладать определенными его качествами (барс – скорость, реакция; лев – сила; слон – мощь; кот – хитрость и т. д. ).
При уличении обследуемого во лжи, он рассказывает другую «легенду» о «несчастной любви» (слон – Сердце Любит Одну Навеки) и его татуировка сделана в память о ней. Если же врач или обследующий настаивает на искреннем ответе, обследуемый может сказать об истинном смысле татуировок.
а) люби, если даже изменит (ложн. );
б) легавых е. дави, истребляй (ист. ).
а) Легавым отомстят родные дети (ист. );
б) люблю очень резвых девочек (лож. )
в) легавым ослам работу дам (ист. )
г) люби отец родных детей (лож. )
а) за все легавым отомщу (ист. )
б) здесь лежит отец (лож. )
а) тюрьма учит законам (ист. )
б) тюрьма уже знакома (лож. )
(Используемые сокращения: ист. – истинное, ложн. – ложное; у лиц с гомосексуальным поведением могут встречаться сокращения – Н/S (делаются либо обманным путем, либо в насмешку))
Исследования, проводимые среди подростков правонарушителей, показывают, что основную часть среди них занимала группа эпилептоидных и эпилептоидно неустойчивых личностей.
Именно лица с этим типом личности наиболее подвержены асоциальным поступкам. Если первые вследствие ригидности и стеничности установок, напряженным отношением с окружающей социальной средой, то вторые, в силу подражания асоциальным поступкам, а также отсутствия внутреннего контроля и самодисциплины.
Преобладание этих типов личности в уголовном мире связано как с личностными особенностями, так характерологическими особенностями сформировавшимися в условиях заключения.
Смещение ценностных ориентаций, постоянная внутренняя готовность к защите физического и морального «Я» ведет к агрессивным и асоциальным формам поведения, являющимся компенсаторным механизмом поддерживающим данный патологический гомеостаз. Иными словами происходит искусственная эпилептоизация личности. Находясь на свободе эти люди экстраполируют стереотипы поведения и интерперсональные отношения сформировавшиеся в местах лишения свободы, что неизбежно ведет к асоциальным действиям.
Третья группа, составляющая потенциальных правонарушителей, это конформные личности. Попадая в условия асоциальной среды, они охотно следуют установке быть такими как все. «Искусственная эпилептоидизация» в виде амальгамы покрывает структуру личности и чем длительнее соприкосновение с преступным миром, тем больше вероятности деформации ее, тем сильнее выражен «лагерный налет».
Имеются особенности количественно качественных характеристик татуировок у различных психологических типов.
1) Эпилептоидные акцентуанты и психопаты. (возбудимый круг).
Эти подростки имеют тщательное изображение рисунка с преобладанием угрожающего смысла (тигр в агрессивной позе, череп со скрещенными костями и т. д. ), чаще на кисти и предплечье, реже – на бедрах и стопах. На груди и спине часто встречаются татуировки с многофигурными композициями, больших размеров. Много татуировок декоративно-украшающего характера (русалки, обнаженные девушки, женские лица, орнамент).
2) Лица с акцентуацией (психопатией) возбудимо-неустойчивого круга. Имеют татуировки демонстративно-протестного характера («фашистская свастика», знак зоны, отдельные аббревиатуры). Очень часто татуировка может не соответствовать статусу в зоне и уголовной статье и носила характер самоутверждения. Это объяснялось тем, что превалировало желание подростка выглядеть «круче», асоциальнее, чем другие заключенные. Также часто встречаются татуировки гедонистического плана (стремление к удовольствию, риску порою любой ценой и т. д. ). Чаще всего встречались изображения карт, женских лиц, бутылки и т. д. ).
3) Лица с конформным типом личности. Делают себе чаще татуировку из подражания уголовным элементам; у них встречается общепринятая символика «знак зоны» (пять точек на кости домино), примитивные атрибуты понятия «свобода» (факел с колючей проволокой, статуя свободы, «Спартак»).
4) Лица с интеллектуальной недостаточностью или незрелостью. Часто имеют откровенно нецензурные надписи; примитивные аббревиатурные татуировки собственных имен, делаются, как правило, из подражания; реже встречаются изображения и слова на веках «не буди», на половом члене («хам для дам»). Подобные татуировки связаны со слабой интеграцией личности, полным игнорированием морально-этических норм общественного поведения, ослабление тормозных процессов в головном мозге, регрессивной синтонностью в виде сексуальной вседозволенности.
5) У лиц, страдающих шизофренией могут быть татуировки абстрактного содержания, часто просто бессмысленный набор букв и символов, смысл которых они не могут четко объяснить.
6) У неустойчиво-лабильных личностей отмечаются чаще имена тех, к кому они привязаны или татуировка «братья» – на большом пальце у одного подростка первая половина слова, у другого – вторая; демонстративная привязанность к родительскому дому, память об умершем родителе, имена тех, к кому испытывали симпатию или привязанность.
Появление татуировки на теле у подростка, особенно если это касается графического или буквенного изображения на закрытой части тела, на наш взгляд, является одним из первых симптомов перехода девиантных форм поведения в делинквентные. Если татуировка имеет уголовное содержание можно предположить, что в подростковой среде появился подросток (взрослый), который ранее отбывал наказание в местах лишения свободы и внес в группу «дух блатной романтики».
Соответственно и сама группа из асоциальных (пренебрежение к общественным конвенциальным нормам поведения), становится асоциальной (отрицает морально-этические принципы общества). На первый взгляд простая подражательность имеет достаточно серьезную психологическую подоплеку: во-первых, трансформация и извращение ценностных ориентаций личности в сторону паразитического или гедонистического образа жизни; во-вторых, это попытка самоутверждения личности через асоциальные поступки или причисление себя к антисоциальной группе; в-третьих, это проявление демонстративной подростковой реакции протеста против общественных норм поведения.
Таким образом, подросток пытается создать образ такого человека, поведения которого соответствовало бы сделанной татуировке.
Источник статьи: http://tattooha.com/stati/item/272-simvolika-tatuirovok-kak-priznak-otklonyayushchegosya-povedeniya