Что по русскому обычаю брали с собой в новую баню поле чудес

Что по русскому обычаю брали в новую баню поле чудес

Баня – для русского человека это не просто место где можно помыться – это традиция!

Благодать или благословение

Ниспошли на подручных твоих —

Дай нам, Бог, совершить омовение,

Окунаясь в святая святых!

Все порок, грехи и печали,

Равнодушье, согласье и спор —

Пар, который вот только наддали,

Вышибает, как пули, из пор.

То, что мучит тебя, — испарится

И поднимется вверх, к небесам,-

Ты ж, очистившись, должен спуститься —

Пар с грехами расправится сам….

(Владимир Семёнович Высоцкий «Благодать или Благословение»)

И каких только бань не придумало человечество на пути своего развития! Каждый народ по-своему решал гигиенические вопросы, создавая собственные бани или внося коррективы в уже существующие традиции. Нам повезло, ведь мы имеем возможность пожинать плоды этого наследия. Хотим попариться с веничком – добро пожаловать в русскую парную, появится желание прогреться сухим воздухом – идем в финскую сауну. Существуют разные виды бань. И главное отличие их не в названиях, интерьере или техническом исполнении. Самое важное – микроклимат, то есть соотношение температуры и влажности. От этого зависит, насколько приятным и комфортным будет ваше пребывание в бане, какие ощущения вы получите.

Как появилась традиция париться вениками в бане и для чего они нужны.

У русской бани многовековые традиции. Бани, как известно есть у многих народов, отличающиеся строительством, устройством и способом мытья. Древнегреческий историк Геродот так описывал походные бани скифов:

… скифы, взяв семена конопли, подлезают под войлок и раскидывают затем семена поверх раскаленных на огне камней; брошенное курится и получается такой пар (дым), что никакая уж эллинская парильня не превзойдёт этого. Скифы, восхищенные подобной парильней, громко ликуют. Это служит им вместо омовения, ибо они вовсе не моют тело водою.

Постоянно посещение бани благотворно влияет на здоровье и кожу человека, повышает иммунитет, укрепляет сосуды, связки, суставы. Парение в бани оказывает благоприятных эффект на дыхательную и сердечную систему. Снимает стресс, выводит токсины, улучшает кровообращение. Не зря раньше на Руси в банях не только парили, но и лечили людей.

Дубовые веники чрезвычайно полезны для здоровья, в их листьях содержаться эфирные масла, пентозаны, кверцитрины, дубильные вещества. Дубовые веники полезны людям с жирной кожей, они придают ей упругости. Режут дубовые ветки для веников в затемненном, сыроватом лесу на протяжении всего лета. Ветки берут нижние, молодые и упругие. При парении дубовым веником в теле человека снижается артериальное давление, улучшается кровообращение.

Хвойные веники (пихтовые, можжевеловые, еловые, кедровые) популярны у сибиряков и уральцев. Такие веники богаты эфирными маслами. С их помощью лечат ревматические заболевание, подагры, невралгию, радикулит, боли в позвоночнике. Запаривать их рекомендуют в крутом кипятке в течении 10 минут. Очень хорошо будет добавить ветку любой хвои в лиственные веники. Хвойные веники лучше использовать свежие, у сухих просто осыпятся иголки. Ими получается отличный массаж, хоть они и покалывают.

Веники из эвкалипта тоже довольно часто используют при парении. Эфирные масла, содержащиеся в листьях отлично помогают при боле в горле и насморке. Листья у эвкалиптового веника должны быть ярко-зеленые, а не серые, это будет свидетельствовать о том, что его правильно заготовили. Хороший способ профилактики заболеваний будет приложить запаренный веник к лицу и подышать. Ветки эвкалипта также можно добавлять в другие веники, составляя неповторимые «букеты».

Перед использованием веника его нужно правильно запаривать. Только что заготовленный, свежий веник не нуждается в запаривании, иначе он может скиснуть и все парение испортить. Достаточно сухой веник сначала нужно опустить в холодную воду и подержать его в ней минут 20, затем опустить в горячую воду минуты на три. Если веник очень сухой, то его лучше сразу опустить в кипяток и накрыть сверху тазом.

Веник главное «оружие» в бане, не зря говорят, что веник в бане дороже денег.

Парьтесь чаще и будьте здоровы! Напишите в комментариях какой ваш любимый веник. А еще подписывайтесь на наш канал, у нас много всего интересного! И обязательно ставьте лайки.

Что по русскому обычаю брали с собой в новую баню?

Что по русскому обычаю брали с собой в новую баню?

Поход в новую баню был для наших древних предков событием значимым. Для того чтобы процесс мытья прошел гладко, они пытались задобрить банщика. Ведь только он мог обеспечить людям и хорошее самочувствие, и чистый пар, и отличное настроение. Славяне несли банщику в качестве подарка хлеб и соль, надеясь на качественное обслуживание.

Ответ: хлеб.

К сожалению, за всю жизнь ни разу не представилась возможность присутствовать на торжественной церемонии открытия новой бани. Поэтому, был удивлн, когда узнал, что если в новый дом первой кошку запускают, то в новую баню положено внести ХЛЕБ — угощение для банщика. Но не того банщика, что дядька из общественной бани, который спинку может веничком похлестать за отдельную плату, а банного духа, коллеги домового.

Наверное. многие отвечающие сразу же предположили, что речь в вопросе идет про веник или же тазик для воды. Но количество букв, я думаю, остудило их пыл и потребовало более глубокого изучения этого вопроса.

ХЛЕБ, он был для Банника.

В доме жил домовой, а в бане — банный, банщик. В новую баню нужно было внести ХЛЕБ, угощение для банщика, наши предки верили, что его нужно обязательно задобрить — баня место опасное, растревожишь банщика — может и кипятком обварить, и от дыма даст угореть при неправильной задвижке. Хлеб нужно было оставить (чтобы он ночью пощипал), а при первой запарке нужно было сварить его в горячем чане и облить этим полати и стены.

Раньше традиции и обычаи несколько отличались, так же и в этом вопросе:

раньше в баню брали ХЛЕБ, хотя сейчас, это вряд ли придет в голову кому-либо.

В любом случае — ХЛЕБ — 4 буквы из 4, ответ верный.

Когда первый раз шли в новую баню, брали с собой хлеб и соль, это предназначалось для банника, дабы задобрить его, что бы пар был чистый, не было угара. Так же при первой топке новой бани закапывали под порогом задушенного черного петуха или курицу.

Еще со времен древних славян, во время первого посещения новой, только что построенной бани, народ брал с собой хлеб и соль, которыми хотели подкупить банника, чтобы он их не сильно парил, сделал чистый пар и избавил от угара.

В древние времена появилась quot;баннаяquot; примета которой придерживаются верующие люди и в наше время, эта примета в действии такая: когда идут в новую только построенную баню парится обязательно берут с собой хлеб, суть в этой примете какова: quot;хлебом задобряют банщика что бы хорошо отдохнуть в бане с лгким паром, этот хлеб замачивают в воде для опрыскивания камней, готовой водой когда хлеб полностью растворится опрыскивают камни что бы пахло хлебом и банщик учуял этот запахquot;.

Правильным ответом на вами заданный вопрос думаю будет- ХЛЕБ. Для чего же брали хлеб в новую баню?

А делали это что бы банщик (банный дух) не шпарил кипятком, не раскалывал камни в печке и не quot;стрелялquot; ими в людей, другими словами что бы задобрить банного духа.

Насколько мне известно, в старину при первом посещении новой бани обязательно несли с собой хлеб. Считалось, что таким образом, можно задобрить банщика. Кроме того, хлеб замачивали в бадье и этой водой брызгали на камни, чтобы в бане был хлебный дух.

Поскольку без бани купание было quot;чернымquot;, потому проблемы чистоты были весьма актуальны. При приходе в новую баню, надо было задобрить банщика: чтобы пар был обильным, чтобы прием был достойным. Поэтому считалось, что надо понести хлеб с солью.

История русской бани

Точную дату, когда на Руси появились первые бани, никто не знает, создаётся такое ощущение, что она была всегда, так прочно связан её образ с историей России. Кто-то считает, что на Русь баня была завезена спартанцами или арабами, а по другую сторону «баррикады» стоят люди, которые уверяют что баня – собственное изобретение славян. Третья же сторона уверена, что первая баня на Руси проложила себе путь через славянские племена с Востока на Север.

На самом деле, на Руси баня появилась задолго до славян. Геродот доказывал, что жившие в далёком прошлом древние скифы (примерно V-I века до нашей эры), уже знали секрет бани и активно ей пользовались. Из его описаний совершенно ясно, что скифы довольно часто устраивали что-то похожее на походную баню для того, чтобы помыться, вылечиться и просто расслабиться и отдохнуть. Скифы покрывали жерди войлоком, после чего скрепляли их, и получался некий шалаш. Потом вносили металлический чан с раскалёнными камнями, на которые кидали семена конопли, от которых сразу шёл приятно пахнущий пар. Находящиеся в шалаше люди не только сильно потели, но и лечились, вдыхая душистый целебный пар. Геродот отмечает: «По сравнению со скифской баней, эллинская – просто ничто. Наслаждаясь своей баней, скифы просто вопят от счастья и удовольствия». Перед тем как париться в бане, скифские женщины растирали на камнях кусочки хвои и коры кедра, кипариса, а также других приятно пахнущих растений. В этот порошок наливали немного воды, чтобы получилась однородная густая масса с очень приятным ароматом. Как утверждал Геродот, этой смесью женщины натирали всё тело, после чего смывали, и тело становилось чистым и блестящим.

В «Повести временных лет» (дошедшая до нас последняя редакция относится к 1113 году), составленной летописцем Нестором-монахом Киево-Печерского монастыря, есть документальные сведения о банях на Руси. Из фактов, содержащихся в книге «Повести временных лет» Нестора абсолютно ясно понятно, что баня была совершенно обычным явлением на Руси ещё задолго до XII века.
В этой книге Нестор описывает то, как апостол Андрей отправился к землям славян. По преданию, святой Андрей пришёл на киевский холм около берега реки Днепр (место, где сейчас находится чудесная и величественная Андреевская церковь) и начал там проповедовать Слово Божье, после чего спустился с холма и отправился вверх по течению реки. Таким образом он зашёл далеко на север, туда, где сейчас находится современный Новгород. Там Андрей был поражён тем, что он увидел: люди сидели в деревянных постройках, наполненных паром, хлестали себя и друг друга вениками, после чего выбегали голышом на мороз и бросались в снег. Андрей пошёл обратно в Рим, собирая по пути странников, которые хотели отправиться с ним. Придя в Рим, он поведал о чудесах, которые видел на севере: «Видел бани древены. И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье». Существует много интересных исторических фактов, которые Нестор описал в своей летописи, которые свидетельствуют, что баня так или иначе является характерным моментом в образе жизни древних русичей.

В 906 году от рождества Христова был окончен удачный поход князя Олега на Царьград (нынешний Константинополь). Между Русью и Византией был заключён торговый мирный договор, в котором среди других товаров была и баня, потому что в Византии стало много русских купцов. Многие торговцы надолго поселились в Константинополе, который тогда был открытым и космополитическим миролюбивым городом. Потом в Константинополе появилось русское землячество, которое занимало в городе целый квартал. В связи с этим в договоре было отдельно написано требование: обеспечить русских купцов не только едой, питьём и жильём, но и давать им возможность посещать баню, когда им это будет угодно.

Нестор описывает ещё один момент, который возник в 945 году. Многие источники указывают, что киевская княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство князя Игоря в трёхкратном размере. Один из моментов этого происшествия связан с баней. К княгине прибыли послы древлян, для того чтобы сообщить, что их предводитель хочет, чтобы княгиня связала свою с ним жизнь узами брака. По традиции, Ольга приказала растопить для послов баню, ведь так было принято, и когда послы, ни о чём не подозревая, начали мыться, баню заперли снаружи и подожгли.

Историк Прокопий Кесарийский, родившийся и живший в Византии в V веке н.э. писал, что баня сопутствовала древним славянам всю жизнь: в бане их мыли в день рождения, незадолго до свадьбы и после смерти.

Только русская баня была описана иностранцами настолько подробно, их очень удивляли особенности русской бани. В более поздние времена практически каждый мастер русского слова считал своим долгом говорить о бане. Путешествующие люди из Европы, а потом и журналисты, оказавшиеся в России, считали что баня – это экзотика по-русски. Рассказывая о своих впечатлениях на Западе, приезжие европейцы всё прочнее связывали образ русских людей с любовью к бане. Карамзин в книге «История государства Российского» публикует свидетельство иноземных путешественников, которые были на Руси в древние времена: «Житель полуночной земли любит быть в движении, согревая им свою кровь. Становится адаптирован к частым переменам воздуха и укрепляется терпением. Ни в грош не ставит непогоду, присущую северному климату. Закаляется с помощью своей огненной бани».

На рассвете XVII века учёный из Германии Адамус Алеариус (Олеарий) прибыл в Россию и оставил свое доказательство о выбившей его из колеи народной русской бане: «Нет в России города или деревни, в которой нет настоящей русской бани! Русские способны спокойно переносить очень сильный жар. Они ложатся на банные полки и просят бить себя горячими берёзовыми вениками, а этого я никак не смог вынести. От этого адского жара русские люди становятся красные, и после того как попарятся, обливаются холодной водой. А зимой выскакивают голышом из бани и валяются в снегу, трут им тело так, как будто это мочалка, а потом идут обратно в баню, греться. Они считают, что так они закаляют своё здоровье».

В книге «Рассказы о персидском путешествии» Алеариус пишет, что был потрясён оттого, что он увидел, когда он заглянул в окошко одной из общественных бань в Астрахани: и мужчины и женщины парились в одном помещении, и только несколько из них прикрывались вениками, остальные же чувствовали себя абсолютно спокойно.

При возведении Санкт-Петербурга, Пётр I всем разрешил строить в основанном городе русские бани, ничем себя не ограничивая, а также за баню в Петербурге не нужно было платить налоги, как в других посёлках и городах России. В дальнейшем, Петр основал специальную банную канцелярию, в ведении которой были бани и Петербурга. Посещение бани было очень дешёвым, это было сделано для того, чтобы любой желающий того человек, даже самый бедный, мог спокойно попариться без ущерба своему кошельку. В государственном архиве до сих пор есть любопытная запись о том, что 11 мая 1733 года было получено разрешение от медицинской канцелярии, позволяющее завести в Москве лечебную баню, хозяин которой строжайше должен был «…использовать в своей бане только наружные болезни, и трудные операции без ведома и докторского совета не чинить. И за свой труд деньги брать справедливые и без излишков, чтобы жалоб не было». В этих предназначенных для лечения банях, которые назывались «бадерными», было строжайше запрещено продавать спиртосодержащие напитки.

Ближе к концу XIX века возведение бани, поддержание её в нормальном состоянии и ремонт было одной из многочисленных обязанностей крестьян, проживающих в каждой деревне.

Уже упоминавшийся Алеариус описывал и королевские бани в Кремле. Он утверждает, что комната предбанника до потолка увешана зеркалами, пол покрыт шелками, а на шёлковое покрытие было набросано невообразимое количество шёлковых и бархатных подушек, а слуги опахивали парящихся опахалами из перьев страуса. Также он написал о том, что к каждому, кто парился в бане, была приставлена служанка, в обязанности которой входило массажировать, мыть и вытирать того, кто парится. Алеариус явно дал волю своей фантазии, вдохновленный сказками из сборника «Тысяча и одна ночь». По факту, в любом месте русская баня практически одинакова, будь то дом богатого промышленника или домик бедного крестьянина из маленькой деревушки. Схема её постройки настолько проста и доступна, что на протяжении многих веков изменений практически не было. Русские бани не так роскошны, как хамам или римские термы, в них нет ни огромного количества помещений размером с поле, ни красивой архитектуры. Но, как бы то ни было, русская баня живёт, и будет жить намного дольше, если не всегда.

Раньше было три вида русской бани: «чёрная», или курна, «белая», и баня в русской печке – влазня, лазня. Для удобства бани строятся на берегу озера, речки или хотя бы недалеко от колодца.

Потолок высотой был примерно полтора метра, один из углов был полностью занят печью-каменкой, а другой дровами, предназначенных для растопки. Над печкой делали малюсенькое открывающееся окошко. Очень качественная должна была быть дверь, она должна была плотно закрывать дверной проём между парной и предбанником, от этого зависела температура бани. После того как баня была хорошо протоплена, дым уходил в комнату, а после этого выветривался через открытое окошко. После того как все дрова сгорали, и весь дым выветривался, окно закрывали, после чего баню нужно было «пропарить» вытереть все поверхности мокрым веником. Таким образом со стен убирали копоть, более того от распаренного дерева шёл приятный банный запах. На печку плескали воду, отчего всё помещение наполнялось паром. После этого можно было приступать непосредственно к парке – лёжа на полке хлестать себя веником, время от времени выбегая на улицу чтобы окунуться в снег. Мылись обычно прямо в бане, стоя рядом с бочкой и поливая себя водой, которую черпали ковшиками или чем-то схожим. «Чёрная» баня была очень распространена от западных границ Руси до крайнего севера. При освоении семьёй нового места баня возводилась в первую очередь, за счёт того, что в ней вполне можно было приютиться и того, что она очень просто строилась.

Годы после революции были тяжелы не только для страны в целом, но и для истории русских народных бань. Разруха, массовые заболевания тифом, а после этого через двадцать лет ужасная, разрушительная война. В следствии, привычная русская народная баня сначала была заменена на санпропускник с раздельным входом и выходом, а потом на санитарные поезда с передвижными банями, а когда всё более-менее наладилось – на районную баню с душем и банно-прачечные комбинаты. Именно в таком виде нам показывают в словарях середины пятидесятых годов понятие «баня». После войны общественные бани функционировали в первую очередь как гигиеническое учреждение, хотя классическая русская народна парная была в каждой из них. По мере постепенного расселения городов, не оснащённых ванной и водопроводом, исчезали и бани: закрывались или использовались для достижения других, изначально не вложенных в них целей. Когда люди вновь заинтересовались банями, то модна была не исконно русская баня, а финская сауна. Но, как бы то ни было, русская баня существовала столько лет определённо не просто так. Видимо, наша баня не умрёт и в наши дни, так как принципиальных различий между русской и финской баней нет. Разве что с таким сухим воздухом, как в сауне, невозможно использовать веник так, как во влажной парной. В наше время типичные русские бани строятся только в клубах, салонах красоты, спортзалах, отелях и в частных домах.

Но закалённость и прекрасное здоровье поражало иностранцев намного больше, чем простота нравов.

Вот что член Императорской Петербургской академии наук врач Вильям Тук написал в 1779 году в английских заметках: «Русские болеют очень малым количеством известных болезней, и большинство из них они лечат простыми домашними рецептами и диетой. Женщины в России рожают очень легко, и чаще всего в бане. Количество детей, рождённых мёртвыми, по сравнению с другими странами исключительно мало. По сути, русские знаю очень мало целебных рецептов, при чём вместо того, чтобы поправлять здоровье лекарствами, они предпочитают париться в банях, которые оказывают благотворное влияние на их организм. Я не сомневаюсь, что этим исключительным здоровьем и долголетием русские обязаны именно баням».
Через некоторое время после Вильяма, Эдвард Кентиш отметил, что для русских большинство смертельных болезней не так опасны, как для других народов. Он считал, такая стойкость к болезням получена за счёт регулярного посещения паровой бани. Так же считали и многие другие врачи того времени, населяющие Европу. Например, личный врач императрицы Елизаветы Петровны испанец Санчес уверял, что баня лечит русских от оспы, простуды, хронических болезней, вызванных чревоугодием. «Я не питаю надежд на то, что найдётся такой врач, который скажет что русская баня не помогает здоровью. Каждый знает, как общество было бы счастливо, если бы был нетрудный, безвредный и столько действенный способ, который смог бы не только сохранять здоровье, но и исцелять болезни, которые так часто случаются. Я считаю, что только должным образом приготовленная Российская баня способна принести человеку столь великое благо. Когда я думаю о великом множестве лекарств из химических лабораторий и аптек, выходящих и привозимых со всех сторон света, превратились в бани Российские». На закате своей жизни Санчес, уехав из России, помог открыть русские парные бани во всех столицах и крупных городах Европы.

Любое важное событие в семейной жизни не обходилось без бани. Как уже упоминалось, в посёлках женские роды обычно происходили именно в бане. За день до свадьбы знакомые невесты обязательно парили ее в бане, как бы она себя ни чувствовала. В некоторых местах в XIV—XVII веках была традиция отправлять в баню мужа и жену на второй день после свадьбы, это было гарантией, что у них будет счастливая семейная жизнь и много сыновей. Баня нашла себе место даже на поминках! Друзья и знакомые умершего, помогавшие при похоронах, после похорон шли в баню и на сороковины. Иногда на надгробии оставляли берёзовый банный веник, это символизировало то, что похоронённый чист перед встречей с Богом.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/chto-po-russkomu-obychayu-brali-v-novuyu-banyu-pole-chudes/

Читайте также:  Osb лист для бани
Оцените статью
Про баню